Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[ROOTS] Fw: ТОРА И ЖЕСТОКОСТЬ.

ТОРА И ЖЕСТОКОСТЬ.
a.. Feb. 2nd, 2010 at 1:38 PM http://meirbruk.livejournal.com/240301.html

Статья в газету "Еврейский Мир".
Многих людей отталкивает кажущаяся жестокость Торы. Воспитанным в традициях гуманизма,
нам тяжело читать рассказы о уничтожении семи народов, геноцид в Шхеме, закидывание
камнями и другие <<варварства>>.
Займемся анализом этих текстов и их смыслом.
В Торе есть два случая описания приказа Вс-вышнего об уничтожении целых народов.
Шла речь об Амалеке и о семи ханаанских народах, заселявших Израиль до прихода
евреев.
Эти события имеют чисто историческое <<место>> и сейчас не применимы. Дело в
том, что только Б-г с помощью прямого пророчества мог приказать евреям уничтожить
народ. Уже около 2.500 лет пророчества нет и мы не можем получать подобные указания.
Более того, в более новые времена Амалек перестал быть конкретным народом, а
стал <<переходящей>> функцией.
Так, во время Холокоста фашисты вели себя как Амалек, но после войны у них эту
роль отобрали. И мы не можем навечно продолжать связывать немцев с амалекитянами.
Когда Б-г заповедал очистить Израиль от ханаанцев, шла речь о выборе для каждого
из ханаанских народов одного из трех сценариев.
а) уйти с миром и очистить территорию, предназначеную для святости;
б) остаться и стать <<гер тошав>> - народом, который готов взять на себя минимум
цивилизованности (включая отказ от идолопоклонства) и платит налоги.
в) если же они хотели продолжать занимать Святую Землю, сохраняя свои нравы,
то только тогда их надо было ликвидировать.
ИХ НРАВЫ.
Были общие правила ведения войн в древние времена и евреи в-целом, были не более
жестокими, чем их соседи. За время последнего галута евреи вообще растеряли свою
воинственность.
С другой стороны, мы видим, что и в ХХ веке была возможна максимальная жестокость,
например фашизм
ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА.
Отдельные персонажи отличались индивидуальной жестокостью. В частности, это Шимон
и Леви, вырезавшие город Шхем.
Но сама Тора в лице их отца Яакова -- осуждает такую чрезмерную жестокость.
ПРОЕКЦИОННЫЙ СИМВОЛИЗМ.
Все сюжеты Торы, включая войны, описывают на символическом уровне процессы конфликтов
происходящие во внутреннем мире человека.
КАЗНИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ТОРЫ.
В Торе описаны два случая - проклинатель и нарушитель Шабата.
У этого подхода -- есть как минимум три аспекта.
а) на символическом уровне это показывает строгость отношения Торы к этим поступкам.
В частности, мы учим из этого насколько высоко Тора ценит Шабат (который современный
человек не оценивает так же серьезно).
б) исторически -- во времена правления Римлян, Санхедрин сам снял с себя полномочия
выносить смертные приговоры.
в) в более ранние времена -- если смертный приговор выносился судом 1 раз в 70
лет, то такой суд считался жестоким.
О РАЗВРАТЕ.
Есть в Торе тема разврата -- связанная с мидьянитянками и Зимри, которого убил
Пинхас.
В то время, евреи находились под особым надзором Вс-вышнего.
Тора рассказывает нам, что то <<послабление>> которое позволили себе евреи --
непосредственно привело к мору (в котором умерло 24000 человек). Мор -- гнев
Вс-вышнего.
Когда Пинхас убил Зимри -- мор мгновенно остановился.
У этого события есть несколько посланий.
а) в тот период, когда на евреях лежала особая историческая миссия -- и спрос
с них был особый (включая наказание за нарушение).
б) это показывает тот уровень духовной <<близости>> евреев ко Вс-вышнему.
в) с другой стороны, это показывает, что в сегодняшнее время, когда мы более
отдалены от Вс-вышнего, наши прегрешения приводят к менее фатальным последствиям
и поэтому столь суровое наказание не применяется.
Возникает вопрос: хорошо это или плохо, что мы сейчас можем <<грешить безнаказанно>>.
С точки зрения человека безалаберного, чем меньше спрос -- тем лучше.
На самом деле, если мы понимаем, что близость к Б-гу -- это не обуза, а высша
форма Бытия, то мы по-другому будем смотреть на ситуацию.
На самом деле, у нас сейчас гораздо лучшая ситуация -- мы можем взять позитивную
часть общения с Б-гом без негативной.
Т.е. мы должны чувствовать свою ответственность за связь с Вс-вышним, не потому,
что мы боимся жестокого наказания (которое сейчас <<не работает>>), а исходя
из собственной сознательности.
Именно этим отличается взрослый от ребенка.
Ребенок ведет себя хорошо из боязни наказания. Взрослый ведет себя достойно и
без <<палки>>.
Именно так мы должны понимать <<строгости>> Торы -- как уроки для собственного
взросления.
++++++++
тут есть и другие аспекты. В сравнении иудейской галахи и христианской морали.
Многие христиане говорят, что их традиции более моральны, особенно, когда беседуют
с потенциально новообращенными евреями.
Думаю, что это не так.
Игорь

Ответить   "IgorD" Wed, 3 Feb 2010 10:55:41 +0200 (#994038)