Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2010-02-02

[ROOTS] : Кто сделал Львов украинским городом?

Кто сделал Львов украинским городом?
Леонид Соколов http://ukrstor.com/ukrstor/sokolov_lvovua.html

За Львовом прочно укрепилась слава "самого украинского из украинских городов".
Именно отсюда Украину постоянно учат, как ей быть на самом деле Украиной, а не
"Малороссией". Но вот интересный факт: сам Львов стал украинским городом относительно
недавно и исключительно благодаря советской власти, которую галицкие национал-патриоты
при каждом удобном случае клянут на чем свет стоит. В перечне этих обвинений
важное место занимает русификация - пришли, мол, "москалi-окупанти i русифiкували
укра(C)нське мiсто Львiв".

Например, в 30-х годах во Львове проживало всего лишь несколько сотен выходцев
из России, а к 1989 г. число русских в городе достигло 127 тыс. человек; до 1939
г. во Львове не было ни одной русской школы, а через 50 лет их насчитывалось
24. Вот она - русификация "украинского Львова"! А кое-кто даже жалуется, что
"москали" заняли роскошные квартиры в престижных районах города, выселив оттуда...
украинцев.

И приток русского населения, и появление русских школ при советской власти, все
это было. Но проходил ли этот процесс в ущерб украинцам? Сопровождался ли он
сокращением численности украинцев в городе, понижением их социального и профессионального
статуса? Да и был ли вообще Львов украинским городом до установления в Галичине
советской власти?

27 января 1938 г. на заседании статистической комиссии "Наукового Товариства
iм. Шевченка" во Львове д-р Владимир Огоновский выступил с докладом на тему "Национальная,
социальная и профессиональная структура населения Львова по переписи населения
9.12.1931 г." Текст этого доклада был опубликован в 1938 г. в виде брошюры под
названием "Львiв у цифрах". На основе данных, приведенных в этой брошюре, общая
численность населения города по состоянию на 9.12.1931 г. составляла 312.231
человек. По конфессиональному признаку это население распределялось следующим
образом:

a.. греко-католиков 49.747 чел. или 15,9%
b.. православных 1.077 чел. или 0,3%
c.. римо-католиков 157.490 чел. или 50,5%
d.. моисеевых (т.е. иудаистов) 99.595 чел. или 31,9%
e.. прочих 4.322 чел. или 1,4%
Что касается распределения по национальному признаку, то следует учесть, что
национальность тогда, как и прежде во времена Австрии, определялась по разговорному
языку. Состав населения Львова "щодо мови найближчо(C)" выглядел так:

a.. украинцев 24.245 чел. или 7,8%
b.. русинов 10.892 чел. или 3,5%
c.. поляков 198.212 чел. или 63,5%
d.. евреев 75.316 чел. или 24,1%
e.. прочих 3.566 чел. или 1,1%
Здесь требуется пояснение, почему отдельно указана численность украинцев и русинов,
и что это означает. В прошлом термин "русские" являлся обобщающим названием для
великороссов, малороссов, белорусов, т.е. для всех восточных славян, живших некогда
на территории древней Руси. (В России после революции 1917 г. большевики оставили
название "русские" только за одной из ветвей русского народа - за великороссами,
а украинцев и белорусов официально признали отдельными народами, чем оказали
неоценимую услугу местным националистам.)

Также и коренное население Галицкой Руси называло себя русинами, русскими. Во
второй половине XIX в. в среде галицких русинов произошло размежевание на так
называемых старорусинов, которые, оставаясь на почве исторической традиции, признавали
себя частью единого русского народа (поляки называли сторонников этого движения
"москвофилами") и на молодорусинов или украинофилов, которые приняли идею отдельности
малорусского (украинского) народа. Постепенно украинофилы отказались от названия
"русины", вначале именуя себя русинами-украинцами, а затем и просто украинцами.
Во времена Австрии термин "украинцы" не признавался официально как обозначение
национальности и служил названием определенного политического движения в среде
галицких русинов. Только в ходе Первой мировой войны, когда галицко-русское ("москвофильское")
движение в Галиции было разгромлено, австрийские власти признали термин "украинцы"
как обозначение национальности.

Но после Первой мировой войны галицко-русское движение снова возродилось, и в
Польше в 1931 г., как видим, употреблялось и то и другое наименование. Преобладали
тогда уже украинцы, которые во Львове более чем вдвое превышали число тех, кто
продолжал считать себя русинами.

В то же время по данными переписи населения 1931 г. по трем воеводствам - Львовскому,
Тарнопольскому и Станиславовскому общий перевес украинцев над русинами был не
столь велик, так как среди греко-католиков в этих трех воеводствах к украинцам
себя причислили 1.660.826 человек, к русинам - 1.116.166 человек.

Также требует пояснения тот факт, что в сумме численность украинцев и русинов
меньше численности греко-католиков. Это следствие того, что национальность определялась
по языку, и означает, что остальные греко-католики подали своим разговорным языком
польский и причислены к польской национальности. Этим же объясняется то, что
евреев меньше, чем лиц моисеевого вероисповедания, а поляков больше, чем римокатоликов.

Среди жителей Львова людей, сознательно считавших себя украинцами, было всего
лишь 7,8%, но в подсчетах, проведенных д-ром В.Огоновским за основу взят конфессиональный
признак, и термин "украинцы" применяется ко всем греко-католикам, составлявшим,
как указано, 15,9% всего населения Львова.

Какова же была тогда социальная и профессиональная структура населения Львова?

Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет достигало во Львове
92%, среди украинцев - 77%. Среди работающих украинцев 73% были работниками физического
труда, среди поляков - 50%, среди евреев - 32%. Работников умственного труда
среди работающих поляков и евреев было по 20%, в то время как среди украинцев
только 7%.

Поляки во Львове преобладали в администрации (71%), на транспорте и в связи (76%),
в сфере образования и промышленности. Евреи доминировали в торговле - 62%; поляков
в торговле было занято 27%, украинцев 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих
врачей евреи составляли 71%. тогда как украинцы по 7%.

Зато 45% всех украинцев было занято в домашней прислуге, евреев - 4%. Из работающих
украинок домашней прислугой работали 64%, из работающих полек - 25%, евреек -
5%.

Что касается наиболее богатых жителей города, тех, которые использовали наемную
рабочую силу, то они с членами семей составляли 6% всего населения города, 11%
еврейского, 4% польского и 2% украинского населения.

Подводя итоги, докладчик так характеризовал положение украинцев во Львове (перевод
с украинского языка):

"Следовательно, украинцы во Львове - это, в основном, молодой, свободный (т.е.
не состоящий в браке, - Л.С.), наплывающий, не очень грамотный, преимущественно
рабочий элемент. На 30.000 всех украинцев и украинок, которые зарабатывают во
Львове, есть 9.700 слуг, 2.000 сторожей, 1.400 неквалифицированных рабочих и
9.000 квалифицированных рабочих и ремесленников. Кроме домашней прислуги, украинцы
нигде не имеют относительно большого числа, а что касается 11% в торговле, то
там на 4.000 украинцев половина сторожа... Об интелолигентных профессиях и говорить
нечего. Еще в промышленности украинские рабочие и ремесленники играют некоторую
роль, но как наемная сила".

Каждый, кто способен объективно проанализировать приведенные цифры, легко поймет,
какое место занимали украинцы во Львове в 30-х годах XX века. По национальному
составу Львов был тогда польско-еврейским городом, а ни в коей мере не украинским.
Украинцы уступали полякам и евреям не только в численности, но и значительно
отставали от них по своему социальному и профессиональному уровню.

Кстати, о фешенебельных квартирах в престижных районах, откуда якобы выселили
украинцев. Если до 1939 г. там и появлялся украинец, то разве что в качестве
прислуги. Жаловаться на выселение могли бы поляки и евреи, которые занимали тогда
эти квартиры. Но львовских евреев во время немецкой оккупации истребили гитлеровцы.
После войны советская власть вынудила львовских поляков уехать в Польшу. Так
город утратил свой польско-еврейский характер...

Сейчас галицкие националисты называют советскую власть "москальской", русской
властью, стараясь свалить на русских всю ответственность за репрессии сталинских
времен. Однако, как бы кто ни пытался это представить, советская власть не была
по своей сути русской властью. Об этом свидетельствует и участь галицких русинов.

Несмотря на тяжелые потери, понесенные галицко-русским движением во время Первой
мировой войны, в 30-х годах еще более миллиона галичан считали себя русинами,
русскими, частью русского народа в старом, традиционном значении этого понятия.
И если бы власть, пришедшая на земли Галицкой Руси в 1939 году, была русской
властью, она, по логике вещей, должна была бы всемерно поддержать галицко-русские
организации, содействовать распространению идеи русского единства в Галичине.
Однако эти организации были закрыты, а советские чиновники всех галицких русинов
принудительно, против их воли, записали украинцами.

Конечно, в 1939 г. советский режим закрыл и галицко-украинские организации, существовавшие
к тому времени. Но украинские националисты имели мощную базу за границей, где
и продолжили свою деятельность.

На советской же Украине власть приложила все усилия, чтобы уничтожить даже память
о существовании галицко-русского движения, о людях, которые, подвергаясь преследованиям
со стороны польских и австрийских властей, сохраняли верность идее национально-культурного
единства Руси.

Таким образом, то, чего не смогли сделать поляки, подавляя "москвофильство" в
XIX веке, чего не смогли сделать австрийцы, посылая в годы Первой мировой войны
десятки тысяч галицких русинов на расстрелы и виселицы, за колючую проволоку
Талергофа и в казематы Терезина, то сделала советская власть - окончательно искоренила
в сознании галичан идею русского единства...

По мере строительства в послевоенном Львове промышленных предприятий, открытия
новых учебных заведений, население города росло, причем большей частью за счет
галичан, выходцев из сельской местности, которые, получая во Львове образование,
специальность, пополняли ряды рабочего класса и интеллигенции. Так именно при
советской власти Львов превратился в украинский город, где украинцы стали численно
преобладающей национальностью, а в профессиональном отношении выделялись не количеством
домашней прислуги и сторожей, а заняли достойное место в индустрии, науке, образовании,
медицине и т.д.

Оценка действий советской власти в Галичине не может быть однозначной. Можно
рассматривать это как своеобразный исторический парадокс, но является фактом,
что советский режим, беспощадно боровшийся с украинским национализмом, практически
выполнил те основные задачи, решить которые своими силами галицкие националисты
были не в состоянии . Он оторвал Галичину от Польши и выселил поляков, ликвидировал
галицко-русские организации и записал всех галицких русинов украинцами, создал
промышленность и науку, подготовил для них местные национальные кадры, а затем
спокойно сошел со сцены, преподнеся на прощание националистам подарок в виде
"незалежно(C) Укра(C)нсько(C) держави" и, в частности, оставив после себя действительно
"укра(C)нське мiсто Львiв".

На башне городской ратуши теперь развевается сине-желтый флаг, памятники советской
эпохи в основном снесены и улицы переименованы, "москалей" из руководства вычистили,
добивают русские школы - успехи налицо! Вот только промышленность Львова неуклонно
скатывается к тому уровню, на котором она находилась во времена Польши, и тысячи
галичан, покидая "укра(C)нське мiсто Львiв" с его сине-желтыми флагами и переименованными
улицами, вновь осваивают профессию домашней прислуги в странах Запада. Все-таки
в 30-х годах львовскому украинцу для того, чтобы наняться чернорабочим или прислугой
к поляку, не надо было, по крайней мере, оформлять заграничный паспорт, а сейчас
приходится.

И вот из-за этих "клятых москалей" - оторвали Галичину от Польши, вот теперь
украинцы и маются...

   "IgorD" 2010-02-02 12:34:55 (#993192)

[ROOTS] почему я отказываюсь ненавидеть Израиль

Иракский поэт: почему я отказываюсь ненавидеть Израиль

|Today 7:53|Война в Газе| http://community.livejournal.com/gaza2009/576599.html

Статьи Хошенга Брока, известного поэта и публициста, всегда вызывают множество
противоречивых реакций у его читателей. Брока, иракский курд, не пытается скрыть
своих политических мировоззрений. Ему претят диктатура, агрессия, насилие, беспредел...
все то, чем так <<богат>> сегодняшний Ирак.

Брока с болью пишет о недугах своей родины, а также других арабских стран, переходя
от прозы к поэзии, используя рифмы, поэтические метафоры и меткие сравнения.
Он - один из тех немногих, которые плывут против течения и высказывают свое мнение
несмотря на критику, непонимание большинства и нередко - откровенные угрозы.

Экстремизм "Аль-Каиды" и коррупция светских арабских режимов, <<фестиваль ненависти>>
к Израилю и США, догмы и стереотипы - в своих статьях автор затрагивает самые
чувствительные струны.

Примечательно, что Брока продолжают публиковать солидные и популярные арабские
издания - такие, как саудовский еженедельник <<Элаф>>. В своей последней статье
Хошенг Брока обьясняет, почему от отказывается ненавидеть Израиль (в октябре
2001 года, в самом начале интифады Аль-Акса, египетский певец Шаабан Абд аль-Рахим
выпустил шлягер под названием <<Я ненавижу Израиль, я люблю Амра Мусу>>, который
завоевал необычайную популярность во всех концах арабского мира).

<<Я ненавижу Израиль, значит я существую. Таково кредо каждого арабского гражданина
от Атлантического океана до Персидского залива. Началось это явление с палестинцев,
которые говорили: <<Я ненавижу Израиль, значит - я существую как палестинец>>.
Затем оно распространилось на весь арабский мир и трансформировалось в <<Быть
или не быть>> - то есть быть Израилю или быть арабам.

Сингл Шаабана Абд аль-Рахима <<Я ненавижу Израиль>> в одночасье стал суперхитом.
Сам Шаабан заявил, что <<не собирается идти в политику, которая его вообще не
интересует. Он всего лишь хотел порадовать людей, спеть им то, что они хотят
слышать>>. И это на самом деле так. Самая верная дорога к сердцу нищих масс лежит
через ненависть.

По этому пути пошел и Шаабан Абд аль-Рахим и Усама Бин-Ладен, которого многие
наши журналисты почему-то продолжают называть <<шейхом>>, и многие другие. Это
уже стало общим местом - наше арабское самосознание подталкивает нас к ненависти
Израиля, к бойкоту Израиля, к гневу! Но я хочу задать один вопрос: и что с того?
Что с того, что мы ненавидим Израиль и бойкотируем эту страну и то, что она производит?
Что с того, что мы игнорируем Йерушалаим? Что с того, что мы игнорируем тот факт,
что Израиль стал мощной силой, несмотря на свое небольшое население - всего 7,5
миллионов из 14 миллионов евреев, которые живут на свете? А как объяснить слабость
Палестины, за спиной у которой стоят 1,4 миллиарда мусульман? Как насчет израильской
армии, которая является 7-й по мощи армией в мире, в соответствии с последним
отчетом Пентагона? И что можно сказать об арабских армиях, которые собираются
ей противостоять?

Почему мы ненавидим Израиль, настоящую страну для настоящего народа, страну,
которая идет по своему непростому пути уже 62 года? Мы можем заполнить наши улицы
нашей ненавистью и устроить фестиваль ненависти к Израилю, но это никаким образом
не влияет на факт существования этой страны. Почему мы ненавидим Израиль - Страну,
обещанную Моисею, которая стала прибежищем для всех евреев?

Почему мы ненавидим Израиль, демократическую страну, где правит закон, и где
власть переходит от одной партии к другой в результате выборов? Где араб может
баллотироваться в Кнессет точно так же, как еврей, поскольку он является израильским
гражданином, тогда как в арабских странах, неарабы, а также инакомыслящие арабы
подавляются государством, диктатурой, клановостью, патриархатом. Соседний враг,
Сирия, относится к своим курдам, гражданам Сирии, как к чужакам, которые лишены
права на самоидентификацию и на полноправное гражданство.
Почему мы ненавидим Израиль, государство, которое с 1948 года выполняет все свои
обещания, планы и достигает невозможного, тогда как арабы продолжают сотрясать
воздух?

Почему мы ненавидим Израиль и евреев, которых всего-то 14 миллионов и которые
получили на этот момент 180 нобелевских премий ( 171 премию в области физики,
химии, медицины, экономики и литературы и 9 за мир), тогда как на 1,4 миллиардов
мусульман приходятся всего 12 премий (две в области физики и химии, две в области
литературы и восемь за мир)?

Как я могу ненавидеть Израиль и его народ, который пережил ужасную Катастрофу
и восстал из пепла, как птица Феникс?

Я люблю свой флаг, но не испытываю ненависти к израильскому

Я люблю свое наследие, но не страшусь иного

Я хочу оставаться самим собой, и никто мне в этом не помешает.

Хошенг Брока,
Элаф (Саудовская Аравия)
26/01/2010
http://www.zman.com/news/2010/01/28/66347.html

Другие материалы востоковеда Ксении Светловой читайте в ее блоге

   "IgorD" 2010-02-02 12:25:54 (#993185)