Россия и Израиль: Православное христианство и иудаизм
/*Михаил Членов
(Россия, Москва)*/
*Россия и Израиль: Православное христианство и иудаизм*
/<<В некоторых поражениях больше
триумфа, чем в победах>>.
*Монтень */
Рассматривая проблему прав человека и религиозных свобод в свете
православно-иудейских отношений, мы неизбежно приходим к тем базовым
понятиям, которые лежат в основании диалогических встреч между
представителями этих двух религий: фундаментализм, универсализм,
партикуляризм, соотношение национальной и религиозной идентификации.
Само понятие прав человека и свободы религиозного вероисповедания,
одного из основных таких прав, проистекает из переосмысленной этики,
заложенной в основу иудейско-христианской нравственной концепции. Но оно
покоится главным образом на универсалистской части этой концепции. А
основание ее составляет уникальная комбинация универсализма и
партикуляризма, лежащая в базисе всех мировых религий. Разные
деноминации в них по-разному акцентируют эти два компонента. Иудаизм и
православие сближает многое, в частности, подчеркнуто бережное отношение
к партикуляристской части концепции, своего рода фундаментализм,
присущий ортодоксальным составляющим обеих религий.
Иудаизм сосуществует с православием на протяжении всего периода
существования последнего, от Византии до тысячелетнего присутствия
христианства и еврейства в Российской империи. Две религии связаны
интимной связью и взаимопроникновением, окрашенным не только в мрачные
тона, которые порой преобладали. В истории еврейско-православных
соприкосновений есть и серьезные попытки понять друг друга, понять
иудейские истоки христианства, и православия в частности, ведущего свою
традицию служения непосредственно от того скрытого завесой веков
периода, когда христианство вызревало среди духовных поисков еврейского
народа на грани двух эр. Сошлюсь на блестящую российскую
религиозно-философскую школу второй половины XIX - первой половины ХХ
вв., представленную такими именами, как Соловьев, Бердяев, Шестов. Они,
как и многие другие, пытались осмыслить иудейско-православные отношения
в контексте русской православной ментальности. Им вторили и еврейские
мыслители, начиная с основателя учения любавичского хасидизма
Шнеур-Залмана, прозванного <<Старым раввином>>, который, осознавая угрозу
разрушения еврейской традиции, идущей от наполеоновской Европы, призвал
только что вошедшее в состав империи еврейство к союзу с православной
Россией. Поиски путей сближения и взаимопонимания вслед за ним
продолжили многие еврейские законоучители, среди них знаменитые
московские раввины Соломон Минор и Яков Мазе. Первый из них, как
известно, содействовал распространению знаний о еврействе среди
просвещенной российской интеллигенции, учил Л.Толстого древнееврейскому
языку. Второй в своих статьях и богословских трактатах утверждал особое
место еврейства, как самостоятельной национально-религиозной общины в
православной России. В советский период равно с христианами угнетенные
агрессивной атеистической властью, московские раввины С.Шлифер, И.Левин,
Я.Фридман, А.Шаевич стремились не порывать связи с представителями
других религий страны и города.
Многие позиции иудаизма и христианства находят свое объяснение в
современной концепции цивилизаций, как макро-культурных систем, в
основании которых лежит письменно зафиксированный комплекс культурных
текстов, часто принимающий религиозное обличье. Столкновение цивилизаций
между собой или со складывающейся глобальной цивилизацией и
проистекающая из этого угроза их целостности вызывают разнообразные
стрессовые реакции. Как правило, они апеллируют к партикуляристскому
компоненту учения, выраженного в священных текстах, подчеркивают
значение фундаменталистской концепции в противовес универсализму.
Примером тому может служить религиозный фундаментализм, находящий свое
экстремальное выражение на многострадальной святой Земле Израиля, на
Северном Кавказе, в Центральной Азии. Но он отнюдь не ограничивается
течениями, претендующими на связь с исламом.
Как результат этого социального по своей природе явления, во многих
странах мира понятия прав человека, как они сформулированы в Декларации
прав человека и гражданина ООН, приходят в противоречие с по сути
породившим это понятие религиозным осмыслением общественной жизни.
Явления эти бурно протекают в нашей стране, достаточно вспомнить широкие
дебаты по формированию текущего законодательства о религиозных
организациях и о свободе совести. Не менее показательны дебаты о
соотнесении принципов ислама и демократии, протекающие во многих
мусульманских станах, таких как Египет или Алжир. И наконец, обратим
свой взор на дискуссию, раздирающую сейчас израильское общество, в
котором стремление жить в соответствии с ортодоксально понимаемым
Законом Торы приходит в противоречие со светским демократическим
характером израильского государства.
Россия и Израиль сближаются немало и тем, что обе страны созданы как
светские демократические общественные образования. Но каждое из
государств покоится на глубокой исторической и национальной традиции,
осмысляемой в религиозных терминах. Иудаизм, как впрочем, и некоторые
христианские и мусульманские деноминации, - национальная религия. Это
проявляется в отождествлении понятий религии и народности и в тождестве
для евреев слов <<еврей>> и <<иудаист>>. Русский язык, да и то только в
советский период, был единственным языком, выработавшим
терминологическое различение между двумя этими словами. Это отражало,
несомненно, глубокую секуляризацию всего российского общества, включая
его еврейскую составляющую в первой половине уже прошлого века. В
иудаизме по определению религия считается национальной религией
еврейского народа. Это выражается в отношении еврейской традиции к тому,
кто сменил религию предков. Он считается ушедшим не только из иудаизма
как религии, но и из еврейства как народа. Впрочем, преобладание
этнического компонента над религиозным в самосознании советских евреев
привело к появлению религиозной толерантности. Как следствие этого мы
отмечаем заметное распространение христианства, в том числе и в его
православной форме среди евреев в последние два десятилетия советской
власти.
Вместе с тем, иудаизм, как национальная конфессия евреев, подобно другим
мировым религиям разделен на различные деноминации. Среди них мы
встречаем течения ортодоксии, объединенные своей приверженностью к
религиозному законодательству, галахе, единожды и навсегда данному
Всевышним на горе Синай в виде письменного и устного Учения. Галаха,
согласно иудаистскому пониманию мира, регулирует и исполнение
заповедей-мицвот, которые составляют основание великой миссии евреев,
избранных для несения этого нелегкого бремени. Среди ортодоксальных
направлений мы также видим многообразие. Здесь и нормативный раввинский
иудаизм, отшлифованный до мельчайших тонкостей и величайших обобщений в
знаменитых иешиботах Земли Израиля и Северной Африки, Литвы и
Белоруссии, Ирана, Центральной Азии и Кавказа. Здесь и мистический
хасидизм, наследник средневековых каббалистов, стремительно
распространившийся в Восточной Европе в последние два с половиной века и
продолжающий завоевывать новых приверженцев, в том числе и в современной
России. Есть и другие направления иудейской ортодоксии, слабо пока
проникающие к нам, такие, как сионистское направление <<Мизрахи>>,
либеральная ортодоксия и др. Неортодоксальные направления в России
представлены т.н. <<современным иудаизмом>>, представляющим собой
своеобразный вариант реформистского направления в иудаизме, сейчас
находящийся в поиске своих особых российских форм. Консервативное и
реконструктивистское направления неортодоксального иудаизма пока еще не
пришли в Россию, хотя появление их безусловно ожидается. Есть в иудаизме
и сектантские течения, среди них почти затухший в нашей стране караизм,
субботничество, мозаизм и другие редкие и экзотические религиозные
направления, количество приверженцев которых весьма невелико. Все эти
течения объединяет представление о тождестве религиозности и народности,
что и позволяет считать иудаизм в полном смысле слова национальной
религией. Отдельное место занимают в этой картине разве принадлежащие по
существу христианству, но часто включаемые христианскими авторитетами в
число иудейских деноминаций т.н. <<мессианские христиане>> и движение
<<Евреи за Иисуса>>, также имеющие некоторое число последователей в
современной России.
В отличие от иудаизма православие носит вселенский, т.е. межнациональный
характер. Константинопольский патриарх, очевидно, не случайно носит
титул Вселенского. Но вместе с тем православие разделено на некоторое
число автокефальных церквей, каждая из которых по существу носит также
национальный характер. В православии, в частности, в Русской
Православной Церкви обнаруживается отчетливая тенденция к
национализации. Последняя порождает нередко почвенническую
консервативную идеологическую базу, на которой легко произрастают
ксенофобные и антисемитские проявления. В определенной форме ксенофобия
существует и в еврейских кругах. Но ни в той, ни в другой религиях
ксенофобия не подтверждается официальными религиозными инстанциями
(соборами, раввинатами и пр.). В Израиле ксенофобные религиозные
движения (партия Ках и движение сторонников рабби Кахане) поставлены вне
закона.
Негативные явления в отношениях между религиями - следствие чаще всего
разнообразных кризисных ситуаций, ведущих к дисбалансу универсалистского
и партикуляристского начал. В связи с этим остановимся на двух важных темах.
Первая из них - антисемитизм в современной России, волнующий и
беспокоящий практически все еврейское население нашей страны, а также
огромное большинство граждан, принадлежащих к иным конфессиям, в том
числе и православным. Среди разных форм его мы встречаем и церковный
антисемитизм, не одобряемый официальной церковью, но широко
распространенный среди мирян и клира. Есть множество священников,
открыто проповедующих его. Лидером этого направления в рамках Русской
Православной Церкви был покойный митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский Иоанн. Продолжая опасные средневековые суеверия, антисемиты от
христианства проповедуют давно опровергнутые жизнью, историей и
современной общественной и теологической мыслью суеверия. Среди них -
проповедь еврейского заговора с целью уничтожения христианства и
особенно православия; предполагаемое проникновение евреев во все слои
общества; мифическое вековое противостояние и сражение между иудаизмом и
христианством; распространение фальшивок типа <<Протоколов сионских
мудрецов>> или <<Катехизиса советского еврея>>. Церковные антисемиты
призывают к диалогу не с целью установления понимания и сотрудничества
между приверженцами наших религий, а с целью разоблачения якобы
злокозненной роли евреев по отношению к русскому обществу. Одной из тем
подобного рода пропаганды является и отрицание многонационального
характера российского общества, или участия евреев в создании т.н.
<<евразийской модели>>.
Этот фланг церкви существует и представляет опасность не только и не
столько для евреев, сколько для самих христиан. Официально церковь
иногда выступает с осуждением подобных позиций в своем собственном
стане, но делает это недостаточно артикулированно. Резко осуждающая
ксенофобные взгляды либеральная часть Русской Православной Церкви не
признана церковным руководством в качестве части православного
истеблишмента.
К сожалению, у Русской Православной церкви нет постоянных
институализированных связей ни с иудаизмом как конфессией, ни с
еврейством, как этническим и цивилизационным образованием, являющимся
носителем иудейской религиозной идеи и этики. На редких встречах
представителей православия и иудаизма, как правило, присутствуют
посланцы от православной церкви Греции, где проживает всего около 6
тысяч евреев, а не Русской православной церкви, представляющей
большинство населения страны, в которой живут сотни тысяч евреев.
Другая проблема касается религиозной свободы. Наверное, следует отличать
диалог с евреями диаспоры, где они - меньшинство, нуждающееся в правовой
защите, и в Израиле, где наоборот, иноверческие конфессии оказались в
положении меньшинства. Здесь опять же уместно напомнить общий для двух
наших религий традиционалистский подход к общественным явлениям. Это
относится, в том числе, и к отделению религии от государства и школы. В
Израиле такого отделения нет. Государство поддерживает все конфессии,
включая иудаизм, который, по существу, является <<первым среди равных>>. В
России отделение церкви от государства произошло после революции 1917г.
и сохраняется до сих пор. В последние годы стала отчетливо проявляться
корректировка этого принципа, нашедшая выражение в принятом осенью
1997г. <<Законе о свободе совести и религиозных организациях>>. Согласно
этому закону государство устанавливает понятие традиционных религий (их
в России 4 - христианство в его православном обличье, ислам, иудаизм и
буддизм). Они, согласно духу закона, имеют право создавать своего рода
<<крышевые>> организации, которым предоставляется право устанавливать
принадлежность разных религиозных общин к традиционным религиям, и
соответственно, регистрировать их в официальном порядке. Остальным
предоставлен испытательный срок в 15 лет. В этом, конечно, кроется
опасность произвола, маскирующегося под борьбу с <<тоталитарными сектами>>
и <<фундаментализмом>>. Законопроект был поддержан иудейским религиозным
истеблишментом, как и православным, но вызвал нарекания правозащитных
кругов и некоторых национальных организаций, в том числе и Ваада.
Все же проблема противоречия между религиозной ментальностью и правами
человека не столь безнадежна. Как я уже говорил, концепция прав человека
есть в конечном счете производное иудео-христианской цивилизации. Диалог
между двумя составляющими эту цивилизацию по существу только начинает
принимать конструктивные, а не антагонистические формы. В России и в
Украине этому препятствует пока еще ряд факторов. Назову те из них,
которые кажутся мне наиболее существенными.
- невежество основной массы еврейского населения наших стран в отношении
основ иудаизма;
- специфический тип чисто этнической идентификации, свойственный
советскому еврейству;
- неготовность приезжего, чаще всего ультра-ортодоксального религиозного
лидерства и раввината к организованным контактам с представителями иных
конфессий;
- тенденциозность значительной части православного клира и теологов по
отношению к иудаизму;
- разрозненность Русской Православной Церкви;
- вовлеченность в потенциальный диалог не только религиозных, но и
национальных еврейских организаций.
Тем не менее диалог такой начат еще в 70-х гг., когда состоялась 1-я
академическая конференция представителей мирового православия и
иудаизма. С тех пор состоялись еще три таких встречи, организованные под
эгидой Вселенского Константинопольского патриаршего престола и
Всемирного Еврейского конгресса. Последняя такая встреча состоялась в
декабре 1998г. в Израиле. К сожалению, участие в них российской стороны
было весьма ограниченным. Это, наверное, не случайно, так как мы еще не
научились сидеть рядом друг с другом в своей собственной стране. Мы еще
не начали реальный и конструктивный диалог. Некоторые из представителей
иудейских и еврейских организаций в частных разговорах ставят под
сомнение необходимость такого диалога. Может быть, он действительно не
нужен, может быть, в нем смысла. Действительно, не будем же мы
переубеждать друг друга в том, что религия другого хуже, чем моя. Иудеи,
как малочисленная конфессия по сравнению с христианством, при этом
всегда с подозрением ожидают от христиан миссионерских поползновений,
которые нами воспринимаются весьма болезненно в силу специфического
еврейского исторического опыта. Может быть, надо просто оставить друг
друга в покое и дать возможность каждому верить в то, во что он верит?
Осмелюсь сказать, что даже в этом случае диалог между нами необходим,
хотя бы для того, чтобы обеспечить друг другу возможность верить в то,
во что мы верим. Тем более необходим диалог и контакт между иудаизмом,
еврейством России и православными нашей страны, направленный на
достижение мира и согласия в нашем общем доме, России, процветание
которой составляет для всех нас одну из высших ценностей.
Мы только подходим к началу диалога. Не надо ставить пред ним слишком
больших задач на этом первом этапе. Мы очень плохо знаем друг друга, а
многие из нас не очень хорошо понимают и сами себя. Но есть некоторые
проблемы, с которых можно было бы начать.
В процессе диалога мы могли бы начать лучше узнавать друг друга. Это
можно сделать как посредством регулярных встреч и конференций, так и
посредством учреждения специальных обществ, наподобие существовавшего 80
лет тому назад Общества распространения правильных сведений о евреях и
еврействе. Можно было бы издавать популярную литературу, рассказывающую
о религиозных ценностях православия и иудаизма и направленную на людей
другой конфессии. В этом благородном деле могли бы сотрудничать
различные православные и еврейские организации.
В процессе диалога мы должны обязательно узнавать, что тревожит другого,
в чем лежат опасения ближнего, стараться обсуждать, вскрывать эти
области и реагировать на них. Изреченный страх не так страшен. В беседе
с другим можно понять его, а стало быть и устранить, или по крайней мере
смягчить. Для этого нужны широкие диалоги между простыми верующими, или
просто людьми, относящими себя к данной конфессии, и между духовенством
и раввинатом.
В процессе диалога мы можем и должны обсуждать решения, которые мы можем
принять, или которые могут принять за нас другие, которые могут как-то
задеть судьбы наших конфессий, повлиять на их место и роль в российском
обществе. Обсуждение планов делает их открытыми, а соответственно и
более совершенными и справедливыми.
Иудаизм и христианство, как и ислам, являются наследниками одной
традиции, которая восходит к праотцу Аврааму. Многие называют наши три
религии <<авраамическими>>. Этот наш общий корень не случайность, так как
в основе наших учений, я вновь возвращаюсь к этому, лежит наш общий
взгляд на мир, на людей, на общество, наша общая этика и нравственность.
Да, действительно, каждая из трех религий на свой лад интерпретирует
заложенную в их основе единую традицию, и имеет право на это. Но при
этом не должно пропасть и не пропадает то общее начало, та в подлинном
смысле авраамическая модель мира и взаимоотношений между людьми и людей
со Всевышним, которую принес в мир наш общий праотец. Наша задача -
выявить общие ценности, которые мы исповедуем, сформулировать их и
донести до последователей наших религий благую весть о том, что на них
мы намерены строить свои отношения и утверждать тем самым торжество
авраамического сознания.
http://www.shorashim.narod.ru/best_Chlenov2.htm
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Ходите сюда http://www.shorashim.narod.ru/
читайте, подписывайтесь, сами пишите для журнала.