Fw: Nedelnaja glawa

Original Message From: "Юрий Линец" <machon_me***@m*****.ru>
Sent: Thursday, November 09, 2006 4:42 PM
видеорепортажи, интернет-лекции, свежие новости.
нам их e-mail адрес.
А-Мейри 2, Израиль.
насмехающимся над Ицхаком. И сказала она Аврааму: "Прогони эту служанку и сына
ее, ибо не будет наследовать сын служанки этой с моим сыном, с Ицхаком"
(Берейшит 21). Раши так прокомментировал этот стих Торы: "Из требования Сары
"+ибо не будет наследовать сын служанки этой с моим сыном" видно, что была ссора
с Ицхаком из-за наследства. Сын Агари сказал: "Я первенец и мне полагается
двойная доля". А, когда они вышли в поле, он схватил лук и стрелы и начал
стрелять в Ицхака". Аврааму требование изгнать служанку вместе с его сыном
Ишмаэлем казалось слишком жестким и категоричным: "И было это дело очень плохим
в глазах Авраама в связи с его сыном". Раши прокомментировал этот стих так: "
"в
связи с его сыном+" означает, что он был против того, чтобы прогонять его"
Однако, Б-г сказал Аврааму: "Пусть не будет плохим в твоих глазах из-за отрока
и
из-за служанки твоей. Все, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса, ибо в Ицхаке
наречется потомство твое". И, действительно, об Ишмаэле сказано, что в
дальнейшем он стал жителем пустыни, стреляющим из лука и человеком диким
(Берейшит 21:20) Он нападал на путников и на караваны. "Рука его на всех, и рука
всех на нем". Это означает, что "он был разбойником, и все ненавидели его и
сражались с ним" (Раши).
основывается на том, что праотцы несли в себе будущий народ, и все, что
происходило с ними, в дальнейшем нашло свое отражение в судьбе народа. Прошло
почти четыре тысячи лет с того времени, когда Ишмаэль стрелял в Ицхака,
намереваясь отобрать у него наследие Авраама - Землю Израиля, и заставить его
убежать и скрываться за ее пределами. Потомки Ишмаэля в наши дни делают то же
самое. Они воюют с нами, преследуя цель изгнать нас из земли, с которой мы
связаны всей своей жизнью. Вся разница между прошлым временем и сегодняшним днем
заключается лишь в том, что арабы сменили стрелы на ракеты, а камни на пули и
современные средства поражения людей. И нам следует в нашем поколении идти путем
Авраама: как ни тяжело было ему исполнить требование Сары, он, тем не менее,
изгнал сына, проявившего склонность к насилию, из дома. И мы совершенно были
бы
не против, чтобы арабы оставили нашу страну. Мы даже могли бы поощрять их
эмиграцию, помогая им, подобно Аврааму, давшему воды и хлеба Агари, чтобы она
могла преодолеть долгий путь. Но непрекращающееся насилие со стороны арабов
обязывает нас действовать по другому принципу: "тот, кто пришел убить тебя,
встань раньше него и убей его". Возможность изгнать арабов, избежав в дальнейшем
необходимости воевать с ними и убивать их, была во времена войны за
независимость. И Бен Гурион изгнал сотни тысяч арабов из земли Израиля. Такая
же
возможность, которой, к сожалению, не воспользовалось правительство,
представилась во время шестидневной войны. Сегодня ситуация гораздо сложнее.
Но
попытки отдать часть святой земли арабам не приведут к прекращению насилия. И
сегодня остается только один путь - путь Авраама. Придет день, когда сбудется
благословение и клятва Б-га: "+ Вот, клянусь Я - говорит Б-г, - ибо благословлю
обязательно тебя и умножу непременно потомство твое как звезды небесные и как
песок морской. И овладеет потомство твое вратами врагов твоих" И тогда
"Благословятся потомством твоим все народы земли, потому что послушался голоса
Моего" (Берейшит 22: 16 - 18).
Рав Дов Бегон
испытывать можно, что угодно: выживаемость, приспособляемость, адаптацию к новым
условиям. Но испытания, которым Святой, Благословен Он, подверг Авраама - это
не
испытания на способность сохранить себя, как существо физического мира. Они
направлены на то, чтобы раскрыть его особый потенциал, уже начавший проявляться
при разных обстоятельствах. Авраам проявил себя как человек иного уровня, чем
те, кто только борется за продолжение своего биологического существования среди
тигров, блох и прочих созданий и не способен представить себе иной образ жизни
или иные ценности, кроме сохранения самого себя, как существа физического мира.
начатый им путь не прервется в следующем поколении, и через поколение и через
большое число поколений. Человеческие качества, которые проявил Авраам, станут
природой его потомства и устоят под натиском времени. Речь идёт о важнейших
качествах человека: верности, веры, скромности и альтруизма. И, именно, они
являются основным содержанием той новой культуры, основы которой заложил Авраам.
Конечно, эти качества всегда были частью человеческой природы. Вопрос, только,
насколько то или иное человеческое общество их ценило и хотело развивать. Пока
на первом месте было выживание, высоким моральным качествам не особенно
находилось место. Когда же успех материальной культуры обеспечил, более или
менее, физическую сторону существования человека, то появилась возможность и
для
духовного развития. Появился вопрос: что же делать с моральными ценностями?
Поскольку в человеке заложено стремление к добру, к праведности, к
справедливости, в обществе, которое, в принципе, достаточно развито, чтобы об
этом задуматься, возникает общественная мораль. То, что определяет, "что такое
хорошо, и, что такое плохо" в данном обществе.
Положительные качества и стремления, заложенные в человеческой природе, играют
не последнюю роль. Но, далеко не всегда - первую. Стабильность и благополучие
общества, интересы правящего класса, распространённые пороки и заблуждения -
всё
это, нередко выходит на первый план. Но, при этом, понятия добра и
справедливости сохраняются и не прекращают играть важной роли в жизни людей и
общества, хотя и становятся чем-то вторичным по сравнению с эгоистическими
интересами. Однако и из этого правила бывают исключения. Общество в Сдоме и
соседних с ним городах принципиально отказалось от любой добродетели, объявив
преступлением оказание помощи посторонним людям.
труда во всех отраслях человеческой деятельности. Такое положение дел
сохранялось еще три с половиной тысячи лет после Авраама. Человек как-то должен
был обмануть сам себя или подавить свою природную склонность к добру. И в
рабовладельческом обществе обязательно должны были возникнуть культура и мораль,
оправдывающие рабский труд, использование одного человека другим, с помощью
физического, экономического или другого насилия. И, действительно, одно из
выдающихся достижений древнего мира - всеобъемлющая концепция рабства. Кроме
признания и оправдания экономического факта эксплуатации рабов, у древних
народов существовала цельная и стройная общественная иерархия, которая
устанавливала своё место для каждого. От последнего раба - до главного
господина - царя. Все были рабами. Включая царя, который, как и все остальные
смертные был рабом богов. Впрочем, и последние не имели полной свободы.
Поскольку такая же иерархия, как на земле, существовала, в представлениях
древних, и на небе.
Исхода из Египта. В этом и есть его главный смысл. Освобождение из рабства не
означает, что евреи перестают быть рабами и становятся господами, используя
десять казней и разруху для порабощения египтян. Нет. Они выходят из Египта,
оставляя его быть тем, чем он хочет быть, для того, чтобы стать свободными от
культуры и психологии рабов и поработителей.
впервые в годы жизни Авраама. Авраам освобождается от рабства, уходя из
рабовладельческого общества.
заложить основы других отношений между людьми. И это было первым испытанием.
И
история с Лотом доказывает, что оно было нелегким. Авраам должен был уйти только
с женой, но взял с собой Лота. Однако в последствии Лот не выдержал общества
праведника и не смог отказаться от окружающей среды. Он отправился в сдомскую
долину жить "как все". Его поступок только доказывает, что не так-то просто
жить, передвигаясь по пустынной местности, оставаться вне общества, зная, что
люди не принимают твой образ мышления, считают тебя умным и праведным, но
опасным, несущим дух свободы в рабовладельческое общество. Авраам не только
декларирует принцип свободы. Он передвигается с большим караваном "душ", которые
он "сделал" в Харане. Это его ученики, которые присоединились к нему
добровольно, но оказались в зависимом положении - идут туда, куда направляется
Авраам, подчиняются его указаниям, должны исполнять работы, заботиться о своем
лидере. В древнем мире такие отношения назывались отношением господина и рабов.
Но по сути своей - это ученики и последователи Авраама, равноправные члены
нового общества. Только в доме Авраама.
мог стать его наследником или выдать свою дочь замуж за его сына Ицхака. Ничего
подобного нельзя себе представить в разделённом на касты рабовладельческом
обществе современном Аврааму. Лучшим доказательством могут служить законы царя
Хамураппи (Древнейший кодекс законов, относящийся к эпохе, более или менее
современной Аврааму, составленный в тех местах, где он проживал). Историки
пытались объявить их исторической основой законодательной части Торы. И,
действительно, наблюдается большое сходство. Законы Хамураппи говорят о
наказании убийцы, и Тора говорит о наказании убийцы. Законы Хамураппи говорят
о
компенсации за увечье, и Тора говорит о компенсации за увечье.
следовательно, и по своему происхождению эти два кодекса не имею ничего общего.
В законах Хамураппи отсутствует принцип уважения к человеческой жизни и
равенства между людьми. Если господин убил своего раба - в своём праве. Если
чужого - должен компенсировать убыток. А убийство свободного человека может
повлечь за собой штраф, сумма которого зависит от положения в обществе убитого
и
статуса убийцы, или смертную казнь, если жертвой нападения стал человек из
высшего сословия или приближенный царя. Такое же положение, скорее всего, было
и
в Египте, и в просвещенной Греции, и в Риме, давшем Европе понятие закона.
убийство даже раба-нееврея наказывается смертной казнью. Она запрещает
издевательство над рабами и их унижение. Раб - это домочадец, которого нельзя
кормить другой пищей, чем членов семьи и сажать за отдельным столом. За убийство
человека Тора требует смертной казни, независимо от статуса в обществе
пострадавшего.
является истинной и не призвана обслуживать интересы рабовладельческого строя.
Большинство исследователей культуры обращают внимание, в основном, на поворот,
который произошел в мировоззрении людей при переходе от языческой концепции
многобожия к монотеизму. Но это - только внешняя сторона. На самом деле,
произошедшие изменения гораздо глубже: меняется само отношение между человеком
и
Б-гом. Отношение Авраама к Богу, это не просто отношение между правителем и
управляемым, между рабом и хозяином (хотя, конечно, и этот план отношений
остаётся). Но Авраам привносит нечто совершенно новое. Особенно четко новые
отношения проявились в истории со Сдомской долиной и в имени, по которому Авраам
обращался к Б-гу в молитве за города, расположенные в ней: "Судья всей земли
не
совершит суд?!"- восклицает Авраам. То есть, отношение Авраама основано на
близости, доверии, глубоком убеждении в том, что Вс-вышний не только ничем не
ограниченный властелин, но и Судья. А это значит, что за структурой Творения,
за
деяниями Творца и Его Управлением стоит Справедливость. Если бы Авраам обращался
лишь к всемогущему правителю, любое действие которого правомерно, он бы сказал:
"Властелин всей земли не проявит свою власть!?" И, ведь, именно, в уничтожении
Сдома и Аморы, проявляется Вс-вышний как абсолютный властелин. Что как не
тотальное уничтожение Сдома с его окрестностями может служить примером
проявления абсолютной власти над миром. Однако, у Авраама, здесь, пробуждается
вопрос о суде и справедливости, которые в соответствии с его верой, являются
основой Б-жественного Управления. И на этой основе, возникает диалог между
Авраамом и Вс-вышним. Он отвечает Аврааму, прислушивается к доводам человека,
как бы подталкивает его продолжать задумываться и задавать вопросы. И Авраам
стремится понять Б-га, Его замыслы и цели. Какой смысл в уничтожении творений?
Неужели не все можно исправить? Если в городах Сдома есть 50 праведников, это
значит, что в них ещё существуют остатки веры и стыда. И, следовательно, не всё
ещё потеряно. Также, и в случае, 40 праведников, 30, или, даже 10, уничтожать
полностью города нельзя! Так, впервые в человеческой истории, возникают
отношения с Б-гом, основанные не на подчинении и эксплуатации, а на осмысленном
диалоге партнеров.
этому. Адам, созданный по образу и подобию Творца, живший в Саду, где всё было
предназначено для диалога с Ним, не смог удержаться на этой высочайшей ступени.
Он выбрал отказ от сотрудничества, отказ от диалога. Авраам, напротив, родившись
в мире, максимально удалённом от Б-га, смог подняться до уровня диалога с Б-гом.
И в этом проявилась сила свободы выбора.
Может быть, есть пятьдесят праведников внутри города: разве Ты уничтожишь, разве
не простишь место ради пятидесяти праведников, которые внутри него? Ни в коем
случае нельзя Тебе делать так - чтобы Судья всей земли не совершил справедливого
суда!" (Берешит 18, 23-25).
из Шполы", реб Арье-Лейб даже вызвал Его на суд - и победил). Что это такое?
Это, в первую очередь, наше персональное путешествие к истине. Истина находится
у Единого, и отражается, преломляется в мире, а затем - и в нас. Когда мы
(живущие во времени) разговариваем с нашим Творцом (существующим в Вечности),
мы
приближаем своё отражение Истины к вечному. Но Единый слышит нас не хуже, чем
мы
его: гораздо лучше. И часто мы ощущаем, что наши молитвы услышаны; наши
аргументы приняты; наша правота признана. (Да, чаще бывает обратное, но ведь
бывает и так!)
Всевышний - вне времени, вне понятия изменения? Ответ таков: в таких случаях
мы
изменяем мир.
можем помочь проявить Его истину в мире. Если мы молим Единого о выздоровлении
больного, и он выздоравливает, мир воспринял истину Единого через нас. Если
человек, после долгой работы, понимает трудный, проблемный отрывок Торы (или
доказывает математическую теорему, или формулирует новую научную теорию,
комментарий или галахическое правило), - мир тоже воспринимает истину Единого
через него. Хасидские истории постоянно говорят о равах-праведниках, которые
отменяли смертный приговор, висевший над той или иной еврейской общиной;
отменял-то его Сам Единый, но Его истина проявилась в мире через молившегося
рава. Мера нашей возможности влиять на мир - наша праведность; это - внутренняя
чистота нашего внутреннего канала, ведущего от мира к Богу.
более человек искренен сам с собой, чем больше он прислушивается к своему
внутреннему голосу - тем больше он настроен на Единого. Потенциал добра
находится внутри каждого человека, говорится нам. Природа человека Божественна.
Зло - наслоение на основе добра, потому что добро - путь к Богу, с Богом,
соответственно Богу; а зло - путь от Бога. Аврааму удавалось "ходить перед
Богом": "Я - Бог Всемогущий; ходи передо Мной и будь совершенен" - говорит ему
Всевышний в предидущей главе (Берешит 17,1). В нашей недельной главе, ведя
разговор по поводу Содома, Авраам вдобавок "стоит перед Единым" (Берешит 18,22),
то-есть находится в этот момент в состоянии персонального приближения к Богу.
Даже очень хорошим людям это удается не всегда и не всё время: это состояние
возвышенной молитвы и самоочищения, когда человек яснее всего слышит Голос Бога
и чётче всего может высказать Ему свою мысль.
процессе этого диалога проявляет в мире Божественную истину. Прочтём этот диалог
и поймем эту истину.
я прощу всё место ради них.
я
и пыль и прах земной; если до пятидесяти праведников не хватит пяти - из-за этих
пяти разве Ты погубишь весь город?
там тридцать?..." (Берешит 18,27-30).
истине. Когда Авраам доходит до нужной цифры - а доходит он до десяти - он сам
прекращает разговор, так и не получив от Единого ни одного отрицательного
ответа.
дело, народ, орден...) стоял, необходимо и достаточно, чтобы в нём было десять
праведников, десять людей, ощущающих себя неотъемлемой частью этого
города/дела/народа (мы помним - внутри города), чья праведность, чистота,
духовная работа оставляют на плаву всё общее дело, даже если оно осквернено
дурными людьми, мыслями и поступками.
город? Нет. Это - принцип ответственности в новой форме. Если во мне осталось
хоть немного совести, я попробую удержаться от падения, даже если, взглянув за
окно, я вижу, что живу в Содоме. А вдруг я - один из последних столпов,
удерживающих мой город от падения? А вдруг мои соотечественники или
единомышленники настолько отошли от праведности, что только я (и ещё девять,
мне
неведомых) держим над всей идеей небесный свод? Может быть, тогда я дважды
подумаю, прежде чем загрязнить свою душу злом: ведь этим я не только уменьшаю
свою возможность проявлять в мире истину Единого и принимать участие в процессе
творения; я вдобавок могу лишить права на существование один из многих
"городов", которым я причастен.
Вселенной, от кварка до галактики, от амебы до ангела. Цель суда - постоянное
усовершенствование и развитие всего Творения. То, что несовершенно -
переделывается, перерождается, меняется и возникает вновь в другом, более
совершенном качестве.
соответствии со своими возможностями. Знаменитый рав Мешулам Зуся сказал
однажды: "Я - не Моисей. Но когда Единый призовёт меня на Страшный Суд, он не
спросит меня: отчего ты не был Моисеем? Он спросит: отчего ты не был Зусей?".
Рав Эли Бар Ялом