Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 03.12.02 - 00.25
В студии: Родион ЩЕДРИН, русский композитор
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Родион ЩЕДРИН
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Его отец был музыкантом. В довоенном детстве Родион часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного удовольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что он рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке он не проявлял. Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Родиона возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году мальчик удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие "акции" наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище.
Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.
По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Шостакович, Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции.
В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском. Класс фортепиано вёл Яков Владимирович Флиер, что сам композитор расценивал как одну из главных удач его жизни. Учёба у Флиера открывала ему не просто приёмы владения фортепиано, но во многом смысл и закономерности музыкального искусства.
Композицией Родион занимался у другого замечательного музыкального педагога - Юрия Александровича Шапорина.
С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на всё новые и новые "орбиты" - чаще побеждая, иногда проигрывая, в том числе самому себе, своим прошлым достижениям. Экспериментатор и "рисковый человек" по натуре, Родион Щедрин, в отличие от многих сверстников по искусству, начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа. 20-25-летнего композитора меньше всего волновали технические кунштюки (как это часто бывает в молодости). Русский мелос - кантилена, частушка - одним словом, волшебная гора фольклора, открывающая всё новые богатства пытливым рудокопам, - сюда были направлены поиски начинающего автора. Это был не экзотический интерес. Не к народному "славянству", изысканно инкрустирующему некую условно современную партитуру, стремился Щедрин. Он упорно стремился мыслить и говорить на родном музыкальном языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчивость.
Впервые всё это с особой силой проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конёк-Горбунок", созданных в середине 1950-х годов. Оба произведения сразу обратили на себя внимание слушателей и были оценены по достоинству: Первый концерт, прозвучав на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Варшаве, был отмечен премией, а балет поставлен в Большом театре.
"Как раз перед написанием этого концерта, - вспоминает сам композитор, - я всё лето провёл в Белоруссии, в сорока километрах от железной дороги, в совершенной глуши - охотился, рыбачил. Много чего я там навидался и наслышался. И, наверное, больше всего самых разнообразных частушек. Да и сам подпевал местным красавицам, стараясь подладиться под их исполнительский стиль. Так вот и эти впечатления, в том числе и чисто акустические, по-видимому, как-то аккумулировались во мне. Подобные ощущения, полные зябких намёков, полутонов, недосказанности, невозможно облечь в чёткие словесные формулировки. Да и есть ли в этом нужда?..
Во всяком случае, и сейчас, по прошествии двадцати с лишним лет, я помню, что впечатления того белорусского лета пронизали всю мою сущность - и душу, и мозг, и темперамент, и руку… И я уже просто не мог обойтись без частушки в моём первом крупном сочинении.
Теперь иной раз услышишь про фольклор: всё открыто, всё исчерпано. Чушь! Как Волгу кружкой не испить. Несмотря ни на какие разговоры, каждое новое поколение будет находить в фольклоре неповторимые красоты".
Балет "Конёк-Горбунок" был создан по заказу Большого театра. В двадцать с небольшим лет, начинающий, ещё не окончивший консерваторию композитор осуществляет крупный замысел, в котором ярко выявились черты его творческой натуры. Все эти черты остались свойственными Щедрину и в дальнейшем: яркие, рельефные интонации, особая выразительность отдельных музыкальных фраз, близких к речевым интонациям, изобразительность музыки, подчёркивающей определённый жест, мимику, пластику движения, которое в свою очередь выражает движение души.
Конечно, не только Щедрин пользуется теми или иными приёмами выразительности, которые помогают созданию образов конкретных, зримых. Но особо щедринское начало проявилось в "Коньке-Горбунке" столь ярко, что позволило уже тогда говорить о новой своеобразной творческой личности.
В начале 60-х годов Щедрин создаёт два крупных произведения, которые в полной мере позволяют говорить о зрелости его таланта. Первое из них - опера "Не только любовь" (1961), второе - концерт для симфонического оркестра "Озорные частушки" (1963). Музыкальную основу обоих этих произведений составляют русские частушки, в которых отражаются самые различные черты национального характера: озорства, удали, широкой открытости души - и тихой печали, скромной застенчивости, неприметной неяркости чувств.
В русской частушке, как и в русской душе, непостижимо сплелись бесшабашный, неудержимый надрыв и целомудренная сдержанность, злая насмешка, беспощадность суждений и горячее участие, способность сострадания чужой беде - "подружки" или "миленочка".
Говоря о достоинствах это народно-песенного жанра, помимо лаконичности, остроты ритма, Р. Щедрин как особое достоинство отмечает в ней "непременное чувство юмора, как в тексте, так и в музыке", что оказывается очень близким его внутренней манере.
В опере "Не только любовь" частушка звучит так, как бытует в народе - на деревенской улице и в клубах, в будни и в праздники: на сцене та же обстановка, в которой "живёт" частушка. И самое существенное - в опере, как и в жизни, частушка тонко реагирует на все происходящие события. С её помощью герои оперы выражают свои чувства, своё отношение друг к другу; ею, частушкой, выносят приговор тому или иному поступку, комментируют происходящее. Порождённая каким-то определённым настроением, частушка и сама создаёт его, подчас раскрывая внутреннюю суть событий, разъясняя их подтекст, даёт им нравственную оценку. Причём частушка не является "инкрустацией", то есть вкраплением в инородную и даже чужую ей музыкальную ткань. Нет, частушечные интонации пронизывают собой всю музыкальную ткань оперы.
Очень близок к этой опере по стилю концерт для оркестра "Озорные частушки". На первый взгляд может показаться, что "Озорные частушки" всего лишь блестящая пьеса для оркестра, в которой мастерски использованы незатейливые частушечные мотивы. Но даже при первом знакомстве поражает необычная манера, в какой эти мотивы поданы, необычайное их сочетание, противопоставление, благодаря чему мелодии живут, активно действуют, как бы дополняя друг друга.
Небольшая симфоническая пьеса виртуозного характера представляет собой жанровые зарисовки сельского праздника. Наряду с задорным весельем, неподдельным юмором и блеском, здесь присутствует и проникновенная лирика, мягкая и задумчивая. Но господствуют, конечно, настроения веселья. По сути дела, произведение состоит из ряда танцевальных эпизодов, каждый из которых решается особым приёмом. Щедрина не интересует фольклорная архаика. Он ищет источник вдохновения в современном творчестве народа. В этом эффективном музыкальном хороводе композитор с редкой изобретательностью обыгрывает частушечные попевки, их интонационные и ритмические особенности.
Главное же в том, что непостижимым образом из этих непритязательных мелодий создаётся образ завершённый, зримый, конкретный - то юношески озорной, даже задиристый, то лиричный. Все эти музыкальные темы, мотивы представляют сразу множество различных образов. Кажется, целое общество молодых людей, певцы и певуньи, сойдясь на деревенской околице или в клубе, где царит атмосфера живого состязания, соревнуются в импровизациях.
В 1965 году Щедрин завершает Вторую симфонию, написанную в форме 25 прелюдий для оркестра. Это острое публицистическое сочинение, навеянное образами минувшей войны, с эпиграфом из гражданских стихов А. Твардовского.
Через год Щедрин сочиняет Второй фортепианный концерт. Три части концерта - неравноценны. Первая ("Диалоги") - несколько суховата. Зато во второй части ("Импровизации") и особенно в финале (воистину "Контрасты"!) - музыка живая и острая, не лишённая бутафорской броскости и, однако же, серьёзная. Стиль концерта проще и аскетичней стиля Второй симфонии. Все линии чётче и графичней. О том, что эта тяга к графичности и прозрачности не была случайной, свидетельствует блистательная обработка "Кармен" для струнных и ударных, сделанная в 1967 году.
1970-е годы явили собой новый период в творчестве композитора. Теперь он не столько ищет новые формы, стилевые истоки, сколько углубляется в психологические проблемы. Для этого необходимо воплощение в музыке значительной драматической темы, которая показывала бы значительную человеческую личность.
Если ранее композитор, стремясь испробовать себя в различных областях искусства, обнаруживал особое пристрастие к виртуозному стилю, то теперь его главный интерес вызывает психология героев, глубинный смысл их поступков.
Балет "Анна Каренина" стал знаменательной вехой на новом пути. В этом балете Щедрин показал себя как художник, блестяще владеющий различными, фольклорными и современными, стилями, способный в своих произведениях поднимать "вечные" проблемы человеческого бытия, показывать мятежную и страстную жизнь человеческого духа, представлять яркие, многомерные характеры. Музыка балета взывает к сердцу слушателя-зрителя, передавая содержание гениального романа Льва Толстого.
На основе музыки этого балета было создано в последствии концертное произведение для симфонического оркестра "Романтическая музыка".
В 1979 году в Большом театре состоялась премьера оперы Щедрина "Мёртвые души". В основу её сюжета положена бессмертная поэма Гоголя, по которой композитор сам писал либретто. Своё произведение Щедрин назвал "оперными сценами по поэме Н.В. Гоголя", что в большой мере определило его структуру. В трёх действиях последовательно развивается основная, повествовательная линии сюжета, раскрываются в своих психологических особенностях характеры.
Щедрин обратился к самому сложному, самому поэтичному произведению Гоголя, одному из самых сложных во всей мировой литературе. Сегодня опера "Мёртвые души" признана интереснейшим музыкальным произведением современности и поставлена в нескольких театрах в нашей стране и за рубежом.
В ней соединилось всё лучшее, что свойственно этому композитору - связь с русским фольклором, с традициями русской классической музыкой XIX века, а также неустанные поиски новых музыкальных форм, новых приёмов музыкальной выразительности. Всё это особенно заметно в речитативах, в портретной характерности музыкальных образов, в красочной речевой выразительности оркестра…
Есть в этой опере и нечто принципиально новое, небывалое для оперной сцены. Это небывалое, щедринское, проявилось в оригинальном приёме - разделении содержания оперы как бы на два плана, которые противостоят один другому и одновременно один другого дополняют. Один представляет нам персонажей гоголевской поэмы, через него подаётся сюжетная линия. Другой - особый мир гоголевской лирики, в нём ярко, точно развивается тема России, которая выражена посредством музыки, очень близкой к народной. Этот план, подобно лирическим отступлениям, которыми изобилует поэма Гоголя, периодически вторгается в действие, неотступно напоминая о России, о народе; образ народа воплощён в вокальных номерах - сольных и хоровых.
Интересным творческим решением композитора явилось и то, что скрипки в оркестре заменены малым хором. Щедрин объяснил эту замену своей особой любовью к голосу, который, являясь самым тонким, самым совершенным инструментом, способен точнее и тоньше выразить "мельчайшие нюансы душевных состояний".
Щедрин и в дальнейшем продолжает радовать слушателей проявлением своего многогранного таланта. Одно за другим появляются крупные произведения, каждое из которых становится событием в культурной жизни страны. В 1980 году на сцене Большого театра был поставлен балет "Чайка" по пьесе А.П. Чехова, музыку которого отличает драматургическая цельность, глубокий психологизм. В 1982 году состоялось первое исполнение хоровой поэмы "Казнь Пугачёва" на тексты А.С. Пушкина. Наиболее крупными произведениями последних лет являются "Музыкальное приношение" - произведение для органа и духовых инструментов, созданное к 300-летнему юбилею И.С. Баха, и балет "Дама с собачкой".
Путь Щедрина-композитора - всегда преодоление; каждодневное, упорное преодоление материала, в твёрдых руках мастера превращающегося в нотные строки; преодоление инерции, а то и предвзятости слушательского восприятия; наконец, преодоление самого себя, точнее, повторения уже открытого, найденного, опробованного.
Когда московская публика впервые познакомилась с "Музыкальным приношением" (1983), реакция на новую музыку Щедрина была подобна разорвавшейся бомбе. Споры долго не утихали. Композитор, в своём творчестве стремившийся к предельной сжатости, афористичности высказывания (телеграфный стиль), вдруг словно перешёл в иное художественное измерение. Его одночастная композиция для органа, 3 флейт, 3 фаготов и 3 тромбонов длится… более 2 часов. Она, по замыслу автора, не что иное, как беседа. Причём не хаотичная беседа, которую му ведём порой, не слушая друг друга, торопясь высказать своё личное суждение, а разговор, когда каждый мог бы поведать о своих горестях, радостях, бедах, откровениях… "Я считаю, что при торопливости нашей жизни это крайне важно. Остановиться, задуматься". "Музыкальное приношение" написано в преддверии и трёхсотлетия со дня рождения И.С. Баха. Этой дате посвящена и Эхо-соната для скрипки соло (1984).
Новая удача композитора - "Запечатленный ангел" - хоровая музыка в девяти частях по Н. Лескову (1988). Как отмечает в аннотации композитор, его привлекла в рассказе об иконописце Севастьяне, расписавшем осквернённую сильными мира сего древнюю чудотворную икону, прежде всего, идея нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства. "Запечатленный ангел", как и годом ранее созданная для симфонического оркестра "Стихира" (1987), в основу которой положен знаменный распев, посвящены тысячелетию крещения Руси.
Продолжающейся напряжённой композиторской работе неизменно сопутствуют выступления Щедрина на концертной эстраде как исполнителя своих сочинений - пианиста, а с начала восьмидесятых годов и как органиста.
А. МАКСИМОВ: А что ощущает человек, когда ему все время говорят "Вы - великий, Вы - гений"?
Р. ЩЕДРИН: Смущение все-таки. Когда в глаза говорят какие-то комплименты, всегда немножко смущаешься.
А. МАКСИМОВ: Что за это время Вам больше всего удалось, а что не удалось?
Р. ЩЕДРИН: Все-таки удалось то, что я жизнь свою посвятил тому, что я люблю больше всего, посвятил музыке и ее писанию. Многое меня отвлекало, но все-таки я не поддался. Пожалуй, это главный итог и главное мое удовлетворение.
А. МАКСИМОВ: А что-то есть такое, что Вам кажется, что не получилось?
Р. ЩЕДРИН: Я не знаю, как сложится моя дальнейшая жизнь, но, подходя к своему серьезному возрасту, думаю, что я человек счастливый.
А. МАКСИМОВ: Счастливый человек - это человек какой?
Р. ЩЕДРИН: Который в главном своем проявлении, для чего он прожил, сумел себя выявить, свое нутро, мысли, воображение. Надеюсь, я занимаюсь правильным делом...
А. МАКСИМОВ: Многие композиторы говорят, что они как бы проводники некой силы. Я вообще не могу понять, как можно написать что-то, что исполняет симфонический оркестр. Мне говорили, что некая воля движет рукой, это так?
Р. ЩЕДРИН: Я тоже так чувствую, когда это получается, когда сходится.
А. МАКСИМОВ: А Вы как-то можете настроить себя на этот контакт?
Р. ЩЕДРИН: Если ты сосредоточен, если тебя ничто не отвлекает, то скорее да, чем нет.
Звонок: Как повлияло на Ваше творчество наступление компьютерной эры?
Р. ЩЕДРИН: Да в общем никак не повлияло. Я думаю, что гораздо надежнее писать рукой, она ближе соприкасается с мозгом, несмотря на то, что техническая революция произошла и происходит все стремительнее. Все равно, акт творчества также как акт любви не нуждается ни в какой модернизации.
А. МАКСИМОВ: А как Вы пишите? Просто на стол кладете лист нотной бумаги, берете ручку и пишите?
Р. ЩЕДРИН: Нет, я все-таки сначала размышляю, думаю, прислушиваюсь к тому, что во мне накапливается. Я принадлежу к тем композиторам, которые сначала продумывают, а потом садятся за письменный стол. Процесс продумывания проходит длительно, иногда менее длительно. Но постоянно.
А. МАКСИМОВ: Вы написали очень много произведений по русской классике. "Мертвые души", "Чайка", "Лолита"… Вы очень много читали русскую литературу. Что есть такое в русской литературе, чего нет в других литературах?
Р. ЩЕДРИН: Может быть, во мне говорит чрезмерный патриотизм, мне думается, что наша литература самая богатая. Конечно, мне трудно вплотную сравнивать, скажем, с немецкой, с английской литературой. Но, тем не менее, разнообразие русской литературы поразительно.
А. МАКСИМОВ: А что есть в русском человеке, чего нет в других людях?
Р. ЩЕДРИН: Мне думается, что есть определенная черта в характере, может, она связана с нашей историей, может быть, с ландшафтами нашей страны, с письменностью, с речью, с языком, но что-то есть во всех нас то, чего нет в других.
А. МАКСИМОВ: Это сформулировать словом невозможно?
Р. ЩЕДРИН: Например, замечательная повесть того же Лескова "Железная воля", где, в конце концов, это сравнительный анализ между ментальностью русского человека и немца. Мне кажется, обе нации должны быть обижены на Николая Семеновича, он об обеих выразился недостаточно лестно.
А. МАКСИМОВ: Вы встречали огромное количество людей. Среди них был человек, который для Вас - образец русского человека?
Р. ЩЕДРИН: Шостакович, без сомнения. Потому что в нем объединялись две вещи. Конечно, он величайший гений и поразительная человечность и участливость к людям.
А. МАКСИМОВ: Я, естественно, его не знал, но у него на фотографиях очень жесткое и строгое лицо.
Р. ЩЕДРИН: Но, я думаю, тем, кому он помог в жизни, написали бы об этом, было бы много томов тех фактов добра, которые он сделал людям за свою трагическую и очень нервную жизнь.
Звонок: Музыка каких современных композиторов Вам нравится?
Р. ЩЕДРИН: Я могу назвать несколько имен. Про Шостаковича мы говорили, с нами его уже нет. В 2006 году мир будет отмечать столетие со дня его рождения. Но я бы назвал из тех, кто с нами - это Пендерецкий, Лучано Берио - это те композиторы, которые мне очень интересны, музыка которых всегда меня увлекает.
А. МАКСИМОВ: А в России?
Р. ЩЕДРИН: Мне бы не хотелось говорить, потому что кого бы я ни назвал, обиженных будет больше.
А. МАКСИМОВ: Вы помните Вашу первую встречу с Шостаковичем?
Р. ЩЕДРИН: так сложилось в моей жизни, что он знал о моем существовании на свете, когда мне было девять лет. Это были военные годы, была эвакуация в Куйбышев, он был председателем Союза композиторов в Куйбышеве, а мой отец был ответственным секретарем.
А. МАКСИМОВ: А когда Вы впервые поняли, что это гений?
Р. ЩЕДРИН: Во-первых, мне отец говорил: "Смотри, это гений". Мой отец обращал на него внимание. Отец меня водил на генеральную репетицию, например 7-ой симфонии в Куйбышеве. Только на генеральную, потому что на премьеру он меня уже не взял. Поэтому какие-то исторические моменты в детстве с великой музыкой у меня были.
Звонок: Очень рада, что Вы приехали к нам, в Россию. Где Вы отыскали свою Майю, свою любовь?
Р. ЩЕДРИН: Во-первых, я из России никуда не уезжал. Мы по-прежнему живем у себя дома, в Москве, на Тверской улице, никаких чемоданов не собирали. У нас там все - библиотека, рояль, гараж. Но мы еще сняли квартиру в Мюнхене, в Германии, и моя рабочая, композиторская жизнь связана с Германией, потому что мое издательство, с кем у меня эксклюзивный контракт - это немецкое издательство. Кроме того, я член авторского общества, которое защищает мои права. И мы немало времени проводим в Литве, где родилась мать Майи. У нас там дом с очень давних пор.
А. МАКСИМОВ: А вопрос был: как вы познакомились с Вашей супругой?
Р. ЩЕДРИН: Мы с ней познакомились впервые в доме Лили Брик. И было это так давно. Мы уже официально прожили почти сорок пять лет.
А. МАКСИМОВ: и это была любовь с первого взгляда?
Р. ЩЕДРИН: Ну, если мы до сих пор дружно и хорошо, и очень интересно живем, думаю, да.
А. МАКСИМОВ: Я знаю, что премьера оперы "Лолита" должна быть в пермском театре, "Очарованный странник" - в Нью-Йорке. А наши московские театры мимо этого проходят? Или Вы проходите мимо них?
Р. ЩЕДРИН: "Лолита" была поставлена в Стокгольме, и музыкальным руководителем и дирижером был Слава Ростропович. Он дирижировал первые 12 спектакль, работал денно и нощно - с раннего утра до глубокой ночи. И он мне даже сказал: "Знаешь, я никогда в своей жизни так долго не был на одном месте". После того, как спектакль прошел там, прошел успешно, мы предложили Большому театру ознакомиться с этой музыкой. Но театр к нашему предложению отнесся отрицательно.
А. МАКСИМОВ: Не понравилась музыка или не понравилось предложение?
Р. ЩЕДРИН: Нет, с музыкой даже не ознакомились. А просто мягко отвели эту идею в сторону. Тогда был директором театра Володя Васильев, и так как-то он сказал, что это, вроде не для нашего зрителя, от нас это далеко.
А. МАКСИМОВ: То есть ему не нравится Набоков?
Р. ЩЕДРИН: Ему не нравится та идея или тот сюжет…
А. МАКСИМОВ: А потом руководство поменялось в Большом театре.
Р. ЩЕДРИН: С тех пор мы дважды в дверь не стучались. Я очень рад, что Пермь оказалась таким смелым музыкальным городом, что, ознакомившись с музыкой и с видеозаписью шведского спектакля, собираются выпустить премьеру спектакля.
Звонок: Можно ли верить в любовь сегодня?
Звонок: Некоторое время назад был принят новый старый гимн России на музыку Александрова. И он вызвал ожесточенные споры. Ваше отношение к этому?
Р. ЩЕДРИН: Я высказывал свою точку зрения, даже подписал определенную точку зрения целой группы людей, которая считала, что возвращение коммунистического гимна в нашу страну при нынешней общественной конструкции не очень будет подходящим. И были даже конкретные предложения. Скажем, послушать тот гимн, который написал Шостакович. Это же был конкурс в 43-ем году, который проводил сам Сталин. И оставаясь по-прежнему на позиции отрицания коммунистического и в достаточной степени милитаризированного гимна, каким является гимн Александрова, я все-таки могу понять логику. Тот разброд, который переживает наша страна, может быть, взгляд в прошлое, на былую нашу силу являет собой какой-то смысл.
А. МАКСИМОВ: А второй был вопрос: может ли быть настоящая любовь сегодня?
Р. ЩЕДРИН: Уверен, что может.
Звонок: Что Вы считаете главным в жизни человека?
Р. ЩЕДРИН: Я считаю, главным все-таки две вещи существует, все остальное тлен и суета. Это искусство и любовь.
А. МАКСИМОВ: Сейчас происходит фестиваль в честь Вас. Вы говорили до эфира, что ходите на все концерты. Кто-то из исполнителей открылся как-то с новой стороны?
Р. ЩЕДРИН: Пятого числа в малом зале консерватории будет камерный концерт, где будет выступать молодая пианистка Екатерина Мечетина. Она будет выступать в экстремальной ситуации, потому что в программе концерта стояла Анна Гурари, которая должна была исполнять три очень сложных сочинения. Но ей не дали визу русское консульство в Мюнхене, сказав, что она предательница Родины. Хотя предательницей она, наверное, была, когда ей было лет 11, ее увезли из Советского Союза родители. С ней была истерика, он плакала, рыдала. Но у меня там была пианистка, немка, которую, надеюсь, пустили к нам. Но мне сказали, что есть замечательная молодая и талантливая пианистка в Москве, и что она сумеет за этот кратчайший срок блистательно сыграть эти три новых сочинения. И в первый же день, как я сюда приехал, имея в резерве запасного игрока, я был на репетиции в малом зале консерватории. И меня она просто поразила исключительным даром, талантливым, ярким.
А. МАКСИМОВ: Молодая девушка сидит в зале консерватории, приходит Щедрин, и она играет для Щедрина его произведения. Что с ней было?
Р. ЩЕДРИН: По-моему, она просто замечательно играла, не волновалась. И я ей сказал: "Вы знаете, такое ощущение, что Вы всю жизнь играли мою Вторую сонату головоломной трудности". Я-то знаю, что ей ноты только что дали. И рядом со мной сидел мой верный давний друг, ее профессор - Сергей Леонидович Ставенский, который сказал: "Она - чудо! Ты видишь это?" Я говорю: "Вижу".
Звонок: А когда Вы поняли, что музыка - это Ваше? И насколько отношение к музыке изменилось с самого начала и до сегодняшнего момента?
Р. ЩЕДРИН: У меня так жизнь сложилась, что в 44-ом году в Москве открылось хоровое училище, и меня приняли в хоровое училище. У нас там был интернат, выступали мы на концертах в таких военных мундирчиках с золотыми пуговичками. И каждый день по полтора часа мы пели в хоре. И нельзя было облокачиваться ни на стену, ни на рояль, ни на товарища. И там, в хоре, хотя мой отец был музыкантом, но, тем не менее, хоть он меня убеждал, что музыка это хорошо и надо ей заниматься, меня внутри желания все-таки не было. Но там что-то меня захватило. Если кого-то отравить этой бациллой музыки, луче заставить петь в хоре. Одна только голосовая линия, и ты уже сразу видишь целое. А целое - магическое, великое, ворожащее и объясняющее вообще суть жизни и зачем, кто ты и почему. И вот так у меня счастливо сложилась жизнь, что хор меня сделал уже музыкантом не потому, что мне родители говорили заниматься,
а просто мне самому захотелось. Я уже был совершенно заражен этим вирусом любви к музыке.
Полная
видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир
от 03.12.02 - 00.25
Ждем
Ваших вопросов на форуме.
Пишите
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||