Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 08.01.02 - 00.20
В студии: Всероссийский ДЕД МОРОЗ
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
ДЕД МОРОЗ
В каком же месте древнего обитания народов мог возникнуть этот персонаж? Кандидат исторических наук С.В. Жарникова уверяет, что "... подобный образ мог сложиться только там, где холодная зима и длинная ночь во многом определяли жизнь людей, вызывали страх и заставляли поклоняться тем силам, которые останавливали движение рек, замораживали все вокруг".
Идею единства истоков культуры славянских и индоиранских племен объединила "полярная гипотеза" известного индийского ученого Бала Гангадхара Талака ( 1856 - 1920 г.г.), полагавшего, что "прародиной" индоевропейских народов является Север Восточной Европы. Зародившаяся здесь основа миропонимания дошла через тысячелетия и сохранила свои традиции в глубинке северо - восточной Вологодчины.
Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер ( или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.
Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.
Коллеги Деда Мороза
У каждого уважающего себя профессионала, коим является и Дед Мороз, обязательно есть коллеги. Люди мало сведущие в вопросах образов и родословных новогодних персонажей обычно считают, что всё это один новогодний супер-волшебник. А потому безжалостно переводят Santa Claus как Дед Мороз и наоборот. Уверяем Вас, у Деда Мороза столько же общего с Санта Клаусом как, например, у Останкинской телебашни и Эйфилевой. Не верите? Судите сами ...
Joulupukki (Йоулупукки - "лесной человек" - "рождественский козёл" - "рождественский дед") - Финляндия - Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс. Обязательно - очки. Живёт на горе Корвантунтури ("гора-ухо") не то в избушке, не то в самой горе. Вместе с ним живёт жена (?) Муори (Мария) и гномы. В стародавние времена ходил под рождество по домам (колядовал) угощал послушных детей и наказывал непослушных (для чего носил с собой розги). В последствии воспитательный аспект образа был утерян. Современный образ и легенда во многом взяты с Американского Санта Клауса.
Популярен в Финляндии и ряде Скандинавских стран. Проект инициирован летом 1950 года всвязи с подготовкой к приезду г-жи Элеоноры Рузвельт. Официально проект открыт в 1985 году. Санта-парк и "деревню" Йоулупукки ежегодно посещают 250 тысяч туристов (большинство из Польши, Японии, Италии и Англии).
Santa Claus (Санта Клаус) - США - Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка (в последние годы старается не "нажимать" на этот элемент образа). Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина.
Имя "Санта Клаус" впервые появилось в прессе в 1773 году. За основу образа взят Святой Николай мерликийский (см. далее). Первое литетратурное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение "Santeclaus". Годом позже появился целый стихотворный отчёт о визите Санта Клауса вышедшее из под пера Климента Кларка Мура (профессионального стоматолога). Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти Хандона Сандблома - американского художника, нарисовавшего в 1931 году серию рисунков для рекламы кока-колы.
Sinter Klaas ("Синтер Клаас", "Сандеркласс") - Нидерланды, Голландия - Приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг. Дарит подарки.
Василий - Кипр - Пожалуй самое странное имя новогоднего персонажа. Тем не менее дети на Кипре пишут своему волшебнику: "Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желанья".
Баббо Натале (Баббе Натале) - Италия - Оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей "для подкрепления".
Святой Николай, епископ Мерликийский ("Ноэль Баба") - Турция - Один из прообразов всех новогодних персонажей. Добрый чудотворец и гонитель зла. Покровитель похищенных и потерянных детей. Жил в 300 году нашей эры. По легенде - шёл как то Николай Мерликийский по деревне мимо дома бедняка. А там отец собирался отправить своих дочерей "учиться" древнейшей профессии. Не понравилось это Николаю, и он ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом (по другой версии - три золотые монеты). Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Счастливый отец накупил дочерям приданного и выдал их замуж.
Паккайне ("Морозец") - Карелия - В отличии от большинства новогодних персонажей - это очень молодой человек. Его отличительная черта - озорной характер. О существовании Паккайне специалистам стало известно совсем недавно, так что этот персонаж молод и в прямом и в переносном смысле.
Микулаш - Чехия, Словакия - Приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне похож на Российского Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Хороших и послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью (т.е. чем нибудь вкусным и съедобным!). Зато если в "рождественском сапоге" у хулигана или бездельника обнаружилась картофелина или кусок угля - это точно Микулаш. Его работа.
Как уживается Микулаш с ещё одним Новогодним персонажем Ежишкой (см. дальше) - непонятно!
Ежишек (Ёжишек) - Чехия, Словакия - Наверняка это самый скромный новогодний персонаж в мире. Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит чтобы его никто не увидел. Видимо именно по этой причине о внешности этого добряка ничего не известно. Зато, лишь звякнет на ёлочке рождественский колокольчик, тысячи чешских и словацких детей устремляются смотреть доставшиеся им подарки. "Кто это принёс?" - спросит иной несмышлёный малыш. "Конечно, Ежишек!" - отвечают счастливые родители.
Father Cristmas ("Рождественский дед") - Великобритания
Weihnachtsmann - Германия
Шань Дань Лаожен - Китай
Одзи-сан ("Санта Одзи-сан") - Япония
Pere Noel ("Пер Ноэль") - Франция
Святы Миклаус ("Святой Миклаус") - Западные славяне
Юлетомте - Дания, Гренландия
Крискрингл - Гренландия
Юлебукк - Норвегия
Папа Ноель - Испания
Мош Джарилэ - Румыния
Юль Темтен - Швеция
А. МАКСИМОВ: Дедов Морозов много, но вот тот самый Дед Мороз, который живет в Великом Устюге, который потом добирается до Москвы, которого потом приветствует Тверская улица, он сегодня у нас в гостях. Ничего не перепутал?
ДЕД МОРОЗ: То, что Дедов Морозов много это такое не то, чтобы общее заблуждение, шутка что ли. Дед Мороз один. Есть мои заместители, кому я разрешил и попросил этим заниматься, помогать. Они должны быть большие, добрые, достаточно волосатые, умные, образованные.
А. МАКСИМОВ: Какое самое главное качество для Вас, когда человек приходит и говорит "Хочу быть Дедом Морозом"?
ДЕД МОРОЗ: Справедливый. Потому что можно все всем разрешить, и ничего не получится. Вот как мой младшенький Санта-Клаус. Вот он такой добрый, все можно, ничего не получается. Вы же по детям все знаете, когда все разрешаешь, ничего не удается. Избалованные получаются, потом приходится что-то переделывать, перевоспитывать.
А. МАКСИМОВ: Я выяснил, что Санта-Клаус - это так на английский манер говорится Святой Николай. Это святитель Божий епископ Мирликийский. А откуда взялся Дедушка мороз?
ДЕД МОРОЗ: Откуда я взялся? Из Великого Устюга. Только вот американскому брату всего лет 200 с хвостиком, финскому - под 400. Самый старший - это мой турецкий брат. Он с трехсотого года нашей эры. Я-то уж совсем языческий, мне больше 2,5 тысяч лет.
А. МАКСИМОВ: А папа с мамой?
ДЕД МОРОЗ: Нет. Ни папы, ни мамы, ни бабушки, ни дедушки. Хотя в последнее время много легенд пишется. Уже договорились, что Василиса Премудрая - это моя бабушка. Пускай. Всякого доброго дела должно быть много.
А. МАКСИМОВ: Почему у Деда Мороза никогда не было жены, никогда не было детей, а внучка есть?
ДЕД МОРОЗ: Я думал, я на какую-то взрослую передачу пришел, а вопросы детские. Внучка, потому что у нас большая возрастная разница, поэтому внучка. Мне же 2,5 тысячи лет.
А. МАКСИМОВ: А на самом деле тогда она кто?
ДЕД МОРОЗ: Вот она, поэтому внучка. Просто она каждую весну, прекращая любить людей, как я, она отдает свое слабое сердечко кому-то одному. И тает. А каждую глубокую осень или начало зимы, когда липкий снег, когда катают снежных баб, снеговиков лепят, где-то в какой-то части России под утро один из снеговиков пропадает, превращается в Снегурочку и оказывается у меня уже в Устюге.
А. МАКСИМОВ: Она каждый год разная?
ДЕД МОРОЗ: Она одна, но она каждый год появляется в разных местах: в Якутии, в Костроме… В этом году - в Костроме.
Звонок: Вспоминаю, как нас в детстве учили просить Дедушку Мороза об исполнении самых заветных желаний. Мне казалось это похожим на то, как маленького ребенка учат молитвам Богу. И я заметила, что часть Господа Бога изображают чем-то похожим на Вас. Может, Господь Бог - это Вы, просто прячетесь под своей бородой и шапкой, потому что мы такие заядлые атеисты, мы просто не поверим в Вас? Может быть, Вы притворяетесь Дедом Морозом?
ДЕД МОРОЗ: Все-таки моя надежда на взрослую передачу сбылась. Я правда, очень тронуть, потому что приходится об этом очень много говорить. Вы, завзятые атеисты, какими бы вы ни были атеистами-коммунистами, вы же все равно вспоминаете Господа Бога, когда вам что-то надо очень-очень, чтобы что-то не случилось или "пронесло". И примерно такие же отношения и с Дедом Морозом. Почему такие же, потому что только под Новый год вы вспоминаете о моем существовании, когда хотите найти что-то вам необходимое под елкой. Что бы вам стоило думать о Деде Морозе весь год? Также как и о Боге думать весь год, всегда. И не только когда что-то заболит или чего-то хочется. Но у нас сложные отношения, я не вхож в православный храм, хотя с Алексием Вторым мы говорили. Мы можем в сегодняшний день друг другу помочь. А Господь Бог - это Господь Бог. Я - языческое божество. Хотите в меня верить? Верьте.
А. МАКСИМОВ: У нас был интерактивный опрос в программе "Времечко".
Сломалась машина, который выдает этот интерактив на экран, мы не можем вывести.
Поэтому я Вам расскажу, какие были итоги.
Вопрос был такой: что вы ждете от "Времечка"? Оказалось что больше
всего от "Времечка" ждут информации, чуть меньше - помощи, и совсем
мало людей ждет от программы "Времечко" развлечений. А Дед Мороз смотрит
"Времечко"?
ДЕД МОРОЗ: Я все смотрю после того, как мне в Устюге подарили телевизор большой. Но я не могу сказать, что "Времечко" - ну, самая моя любимая передача. Просто надо все успеть.
А. МАКСИМОВ: А что Вы ждете от "Времечка"?
ДЕД МОРОЗ: Долголетия. Вы - хорошая передача. И пусть не ограничиваетесь тремя семерками эфира. Будьте больше. Развлечений не ждут, может быть, не хватает действенности. Когда-то на Руси был долгий ящик. Он висел на Кремле, и туда бросали записки. Ну, сделайте вы с помощью "Времечка" быстрый ящик.
Пейджер: Моей дочери три года. В этом году к ним в детский сад пришел Дед Мороз, а все дети стали у него спрашивать, сколько он получает денег. После этого моя дочка не верит в Деда Мороза. Что же делать?
ДЕД МОРОЗ: От кого получают деньги? А, переодетый дяденька, которому за это денежки дают? Моим рукоположенцам какая-то зарплата бывает.
А. МАКСИМОВ: Можно отшутиться, но вопрос очень серьезный. Заставить верить в чудо невозможно. Как сделать, чтобы современные дети, и надо ли делать, чтобы современные дети, которые знают Интернет, которые с трех лет сидят за компьютером, чтобы они в чудо, в то, что это возможно, в то, что Дед Мороз настоящий?
ДЕД МОРОЗ: Смотря, что называть чудом. Если сейчас я выброшу какие-то конфеты или предметы из рукавов, я не докажу никаких чудес, скажут, что я фокусник. Если сейчас я погашу свет в студии, скажут, что мы договорились. Если я починю Вашу машину, которая сломалась, тоже скажут, что договорились. Если пожелать здоровья, и действительно у человека будет здоровье, это чудо или нет? Вообще сам по себе Интернет - это чудо? Для меня это чудо. А верить обязательно надо в чудо, в доброе. Елка, Новый год. Вдумайтесь: каждый сидит у своего компьютера, и только у елки или за столом берутся все за руки, и становятся одним целым. Если это делать чаще, тогда вопрос делать чудеса или не делать чудеса отпадет сам собой. Когда все объединятся, и будут все вместе, много беды можно будет избежать. И это, по-моему, чудо.
А. МАКСИМОВ: Большинство родителей хотят, чтобы на Новый год приходил Дед Мороз обязательно. Зачем это так нужно?
ДЕД МОРОЗ: Родители хотят. Когда у тебя день рождения?
А. МАКСИМОВ: В апреле.
ДЕД МОРОЗ: В какой-то определенный день. И в этот день привычно получать поздравления. Это традиция одного человека. А Дед Мороз - традиция одной огромной страны и даже не одной. Это традиция, что именно в эту ночь, в ночь моего рождения, Вашего праздника Вы получаете подарки. Но не все же получают подарки. Не все их заслуживают, и не все получают.
А. МАКСИМОВ: Что делать с теми детьми и надо ли что-то с ними делать, которые, когда им исполняется 5-6 лет, говорят, что Деда Мороза нет?
ДЕД МОРОЗ: Но ведь их этому кто-то научил? Также как и научил других детей ждать Деда Мороза и верить до 15, до 20 лет. Я получаю письма от взрослых людей. Может быть, это просто крик о помощи. Ведь только четыре года назад стало известно, что я живу в Великом Устюге. Только четыре года назад Вологодские и Московские воеводы рассекретили место моего пребывания. И вот в Москву я приезжаю официально. Так ведь я же всегда был в Москве, и в других городах. И никогда не нужно было мне этой дорогой шубы. У меня была более простенькая, более удобная шубка, я не боялся в ней нигде сесть.
А. МАКСИМОВ: Если посмотреть старые открытки 50-60-х годов, то Дед Мороз на них изображается очень часто в синей шубе. И говорят, что на самом деле шуба у Дед Мороза синяя, но ему очень понравилась шуба Санта-Клауса, и он как бы позаимствовал этот цвет?
ДЕД МОРОЗ: Нет, у меня есть и синяя шуба. Просто в этом нет никакого закона, что я обязательно должен быть в синей шубе или в красной. Сегодня я в красной, в красной с золотом, с жемчугом, с драгоценными камнями. Если посмотреть картинки 19-го века, 18-го, то шубка вообще серенькая, порой коричневая, порой даже мехом наружу. А где-то - овчинный тулупчик. Может быть, это была мода того времени.
А. МАКСИМОВ: То есть Дед Мороз как всякий нормальный человек одевается в разные одежды?
ДЕД МОРОЗ: Разумеется.
Звонок: Как Вы относитесь к своему конкуренту - Санта-Клаусу? И почему нам россиянам так сильно навязывают его?
ДЕД МОРОЗ: Сразу договоримся, что никакой он не конкурент, а младшенький мой брат. Навязывают? Глупо. Ужасно глупо. И то, что сейчас, четыре года назад наконец-то меня рассекретили, конечно, я от этого страдаю, стал совершенно сумасшедшим, продыху нет. Когда я иду по улицам и вижу в витринах Санту, ничего страшного в этом нет. Но когда под Сантой написано мое имя… Например, под фотографией актрисы Муравьевой подписать, что это Васильева. Обидно, наверное, как-то будет, неправильно. Это путаница, которая произошла у нас. Совсем запутались и с религией, и со всеми языческими корнями, и со своей историей. Все перепутали, свалили в кучу, схватили раскрученного Санта-Клауса, сделали из него шоколадки.
А. МАКСИМОВ: Когда Вас рассекретили, в Великий Устюг пришло 15 тысяч писем от детей. Сейчас их приходит еще больше. О чем чаще всего просят дети?
ДЕД МОРОЗ: Где-то уже почти полмиллиона писем за все это время. Три, наверное, больших категорий писем. Одна категория, когда дети просят себе элементарный подарков, каких-то конкретных подарков. Другая категория, моя любимая категория, она самая верная и самая справедливая, когда дети не просят что-то материальное, особенно крупно материальное, а когда они желают и мне и всем, всем, всем любви, здоровья, жизни, счастья. У меня есть необыкновенная возможность все эти хорошие пожелания в себе умножать, умножать, аккумулировать, и потом в десятикратном размере раздавать всем, всем, всем. Во мне как на дрожжах все это добро увеличивается. И третья, когда какой-нибудь девятилетний шкет просит настоящий джип "Чероки", и поясняет, что ему не радио-модель нужна, а большая машина. Когда просят, чтобы я маме подарил голубоглазого блондина ростом 180. То есть он понимает, что именно этого не хватает в семье.
А. МАКСИМОВ: А таких много, которые к третьей категории относятся? Какой больше?
ДЕД МОРОЗ: Первой больше всего. Джинсы 38 размера, ролики такого-то размера, все очень подробно расписано.
Звонок: Я у Деда Мороза попросил на этот год велосипед. Дед Мороз мне его подарил. Я хочу спросить, хотели бы Вы жить обычной семейной жизнью, как живут россияне?
ДЕД МОРОЗ: Хорошо бы, чтобы все россияне жили спокойной обычной жизнью. Я бы очень хотел, чтобы все хорошо жили. А потом, чтобы была семья, жена… Зачем же я всю любовь, часть которой отдаю и вам, я должен как-то себе лично присвоить, отдать жене, семье, и у других это отнять. Вы все моя семья. Не сложилось как-то, и не надо, наверное.
А. МАКСИМОВ: Я смотрел судебный процесс, когда Вы судились с некой группой, которая написала довольно пошлую песню про Деда Мороза. Пошлости вокруг Деда Мороза очень много. Почему это происходит? Вместо того, чтобы уважать Вас, верить в Вас, начинают Вас опошлять?
ДЕД МОРОЗ: Когда просто по глупости пошлость происходит, это простительно. Когда сознательно, просто страшно. Я хотел тогда с этой группой "Дискотека-авария" разобраться: по злому ли это умыслу или случайно. Потому что достаточно талантливые ребята, симпатичные мелодии. И страшно, что в красивую обертку они завернули такую бяку. Вот что ужасно. Они уверили, что это не со зла, и обещали написать хорошую песню. Пошлость жуткая штука. Не я один объект этой гадости. Можно спросить: "Дед Мороз, почему на земле столько беды, а ты - волшебник?" И я сам не могу на этот вопрос ответить, я не знаю. Я могу почти все, почему я не могу это победить - не знаю. Почему я не могу остановить войну, террор, воровство, кровь, насилие, глупость? Я не знаю, я не могу. Наверное, где-то подходит время, когда мы все братья - Деды Морозы земли может быть должны уже как-то объединиться.
Звонок: Я думаю, что Вы, Дедушка Мороз, 13-го покинете нас, что же Вы так Москву заморозили?
ДЕД МОРОЗ: А разве сейчас уже не потеплело? Так ведь это же хорошо. Вообще, вы люди удивительные. Вы не можете себя понять и объяснить. "Дед Мороз, почему нет снега, когда уже декабрь?" Я Вам в ноябре снег, у вас волосы дыбом, уборочная техника не готова. Хорошо. "Почему, Дед Мороз, только что Новый год прошел, на улицах слякоть?" Пожалуйста.
А. МАКСИМОВ: А каким образом Вы добираетесь из Великого Устюга в Москву?
ДЕД МОРОЗ: У меня много всяких способов добираться. В последнее время, в прибавлении к традиционным, к лошадям... Не к оленям. Почему все сажают меня на оленей, понять не могу. Я езжу на лошадях, наших российских лошадках, довольно низкорослых, крепких, северных лошадках. Еще освоил я теперь ЯК-40. Удивительно удобно, довольно быстро, не сдувает как с ковра-самолета. Хорошая штука. Все, цивилизация.
Звонок: Начиная с католического Рождества, и Новый год, и православное Рождество, аж до 13-го числа все отдыхают, ничего не делают. Не безобразие ли это целый месяц дурака валять?
ДЕД МОРОЗ: А зачем же он дурака валяет? Он-то сам бездельничает? Вот Фекла-то не бездельничает, вот Андрюша не бездельничает, есть все-таки работа.
А. МАКСИМОВ: Известно, к народу обращаются разные люди: президенты, масса народу. Я никогда не видел обращение Деда Мороза к людям. У Вас есть камера, скажите то, что хотите пожелать людям в наступившем году.
ДЕД МОРОЗ: Зря ты так форму обращения с властями сравнил. Так обращения
никакого не будет. Я с каждым разговариваю гораздо короче. И каждый находит
возможность со мной поговорить. У меня нет никакого обращения, и быть не может.
А пожелания - быть здоровыми, найти в себе силы быть здоровыми, счастливыми.
Не просто: счастья, удачи, денег, подарков, в семье чтобы все было хорошо… А
найти силы в себе быть здоровыми, счастливыми, богатыми. Поменьше дергать меня
по поводу дорогих подарков своим детям, помогайте сами. И воспитывайте в детях
желание самим приобретать, зарабатывать, создавать.
Полная видеотека
эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 08.01.02
- 00.20
Ждем
Ваших вопросов на форуме.
Пишите
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||