Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите


Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 10.01.02 - 00.20

В студии: Сергей Владимирович МОНАХОВ, Ответственный секретарь Федерации Интернет Образования
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


А. МАКСИМОВ: Когда появился Интернет, все очень обрадовались этому, это окно в мир… и так далее. Теперь все чаще говорят о том, что надо как-то ограничить доступ в Интернет, например, детям. Возникло слово фильтрация. Что это такое? Что такое фильтр, который можно ставить на компьютер, чтобы ребенок не мог туда проникнуть? Как их можно ставить?

С. МОНАХОВ: Я с вами согласен, что Интернет - это мощная информационная среда. И как любой носитель информации, он может нести как отрицательный, так и положительный потенциал. А фильтрация, как я ее понимаю, это специальные программы, которые устанавливаются на компьютер. И они работают по принципу либо заданных слов, заданных понятий, либо заданных названий сайтов, которые просто отсекают, и не дают возможность ими пользоваться.

А. МАКСИМОВ: То есть я иду в магазин, я родитель…

С. МОНАХОВ: Самый простой вариант - залезть в Интернет и посмотреть, какие есть специальные программы-фильтры.

А. МАКСИМОВ: Сейчас возникает такая ситуация, когда дети в плане Интернета более образованные, чем родители.

С. МОНАХОВ: Это так и есть.

А. МАКСИМОВ: И родителям нужно как-то обмануть детей. Поэтому я спрашиваю: надо пойти в магазин, выяснить, что это такое и купить?

С. МОНАХОВ: Я сейчас говорю скорее о технологии. Потому что на самом деле, я сам родитель, у меня сыну 16 лет. Он достаточно активно работает с Интернетом. Если бы у меня возникла проблема, я бы заметил, что ребенок ходит на какие-то предрассудительные, с моей точки зрения, сайты, я бы, конечно, не пошел на установку фильтра.

А. МАКСИМОВ: А что бы вы делали?

С. МОНАХОВ: Во-первых, посмотрел бы эти сайты сам. И постарался бы понять, почему они ему интересны. И постарался бы со своим сыном поговорить и выяснить причину. Самое простое - запретить. Но мы знаем, что запретный плод самый сладкий, и вызывает обратную реакцию. И если ребенок действительно продвинутый, ему интересен Интернет, ему интересен компьютер, то опять же, поставлю я своему сыну фильтр. Ну, продержится он у него неделю, две, а потом он ломанет его.

А. МАКСИМОВ: Я спросил у одного человека, что делать, чтобы ребенок не пошел на порносайт? Мне человек сказал, что надо его хорошо воспитать.

С. МОНАХОВ: Это на самом деле правильно.

Звонок: Моему ребенку 14 лет. Он целыми днями пропадает в Интернете. Но мне кажется, что он берет оттуда массу нужной информации. Разве это плохо?

С. МОНАХОВ: Я считаю, что это очень хорошо. Только единственное, он может очень многое получить из Интернета дополнительной информации, развивающей информации, дополнительных знаний. Единственное, что не очень хорошо, что он целыми днями сидит за компьютером, потому что надо заниматься спортом, надо гулять, надо читать книги. Но я не вижу ничего плохого в том, что он работает в Интернете.

А. МАКСИМОВ: Компьютеры появились совсем недавно. У родителей возникает ощущение, что когда ребенок сидит у телевизора - это нормально, привычно. А когда он сидит все время за компьютером, он портит глаза, он не читает книги. Насколько это так? И насколько сидение за компьютером, в частности, сидение в Интернете вредно для ребенка?

С. МОНАХОВ: Мне очень не нравится, когда начинаются какие-то сравнения, начинают сравнивать компьютер с книгой, или еще что-то с чем-то. В этой жизни очень много, чего вредно. Я не думаю, что сидение за компьютером более вредно, чем сидение за партой или за столом, когда ребенок пишет. Писать, на самом деле, тоже вредно. И Вы, и я, наверное, страдаем одной и той же болезнью. У нас одно плечо выше другого. А сидеть и смотреть телевизор, не думаю, что это более полезное занятие, чем работа с компьютером. Единственное в моем понимании, я конечно не медик, мне кажется, что работа с клавиатурой более полезна, чем работа с ручкой или карандашом. Известный опыт японцев, когда они стали менять пуговицы на липучки, пришли к выводу, что страдал интеллект нации. Поэтому я считаю, что работа с компьютером не более вредна, чем какие-то традиционные для нас пока, привычные формы занятия ребенка.

E-mail: На ваш взгляд, Интернет принес человечеству больше пользы или вреда?

С. МОНАХОВ: Я, безусловно, считаю, что больше пользы. Хотя могу предположить, что есть люди, которые считают наоборот. Также как в свое время были люди, которые считали на их взгляд из гуманистических соображений, что первые печатные книги это вообще от Сатаны и от Лукавого.

А. МАКСИМОВ: Видимо Интернет это такая данность, без которой уже нельзя жить.

С. МОНАХОВ: Можно на какое-то время от этого абстрагироваться. Есть страны, где Интернет запрещен.

А. МАКСИМОВ: Это где?

С. МОНАХОВ: В этих странах нельзя телевизор смотреть, радио слушать и так далее. Но это же в любом случае не надолго.

А. МАКСИМОВ: Интернет воспринимается нами как абсолютно нецензурируемое пространство. Мы говорили о фильтре, которые могут поставить родители. Насколько возможна такая фильтрация на уровне провайдеров, на уровне страны, закроют какие-то сайты? Это возможно или нет?

С. МОНАХОВ: Я считаю, что фильтрация - это всего лишь один из технологических методов отсечения негативной информации. Не более того. Я знаю, что сейчас некоторые пытаются фильтрацию обозначить как некую панацею, это абсолютно не так. Первая причина - это техническое несовершенство. Потому что мы знаем, что по жизни всегда методы нападения опережают методы защиты. В результате эти фильтры начинают жить своей собственной жизнью, они начинают путать понятия. Они путают, например, медицину с порнографией, фармакологию с наркотиками. И поэтому в многих странах, где по крайней мере уже сложившаяся культура использования Интернета, сейчас вообще очень серьезная дискуссия идет на тему этой фильтрации. В том числе и в Штатах. А 40% всех пользователей мира - это американцы. У них есть такая федеральная норма, которая предписывает в библиотеках на компьютеры фильтры. Причем, если библиотека не устанавливает, то ни каких серьезных санкций не наступает, кроме того, что библиотеке перестают выдавать федеральную субсидию. А это порядка 20 тысяч долларов. Например, Сан-Франциско на уровне города принял это решение. Отказываются устанавливать фильтры, потому что идет путаница, дезориентация пользователей и так далее. И принимают решение, что они сами будут компенсировать эти потери. Возникает второй вопрос, который для нашей страны особо актуален: кто, собственно, будет определять вредоносный сайт или нет?

А. МАКСИМОВ: Но технически это возможно?

С. МОНАХОВ: Технически возможно только одно. Есть два варианта, по крайней мере, которые я знаю. Первый вариант: есть программа, и есть некая база тех сайтов, которые считаются вредоносными. Эта база составлена изготовителем программы, и пользователь может обращаться к этой базе, потому что изготовитель постоянно ее актуализирует, либо пополняет ее сам.

А. МАКСИМОВ: Например, если у нас к власти приходит плохой человек и говорит, "я считаю, что Интернет должен быть абсолютно под контролем государства". Он может это сделать технически или технически это сделать невозможно?

С. МОНАХОВ: Это очень сложно. Это практически невозможно. Здесь можно на какое-то время добиться каких-то результатов по цензурированию Интернета, но очень краткосрочных.

А. МАКСИМОВ: А отключить страну от Интернета?

С. МОНАХОВ: Можно, в принципе. Но это все равно, что страну отключить от телевидения, от электричества, от водоснабжения. В конечном итоге можно заставить людей ходить на руках, а не на ногах.

Пейджер: Скорость развития русского Интернета фантастическая. Это во всех странах так? Или мы сейчас догоняем весь мир, поэтому так быстро развивается Рунет?

С. МОНАХОВ: С одной стороны, мы проходим тот путь, который прошли уже те страны, в которых уже сложившаяся культура использования Интернета. А с другой стороны, есть наша российская особенность. Мне кажется, она здесь присутствует, влияет на то, что все-таки контент Рунета развивается достаточно быстро. И что меня радует, что достаточно быстро и агрессивно развивается образовательный контент в Интернете.

А. МАКСИМОВ: Проводились ли какие-то исследования, знаете ли Вы, как-то влияет специфически Интернет на психику людей? Или он влияет также как книги, телевидение?

С. МОНАХОВ: Специально мы такие исследования не проводили, такие исследования есть. Обычно говорят об Интернет-зависимости. Но мне кажется, что все мы от чего-то зависим. Нет абсолютно независимого человека. Я вот 14 лет курю, и не могу бросить, хотя с возрастом пытаюсь себя ограничить. Есть, конечно, люди гипер-зависимые. Это как правило люди со слабой психикой, слабой волей. Но пускай они лучше самореализуются в Интернете, чем они будут самореализовываться в пьянстве, в наркоте или еще в чем-то. Думаю, что с точки зрения зависимости, влияние на психику ребенкаэто не большее зло, чем та же книга, то же телевидение, те же видеофильмы.

А. МАКСИМОВ: Какой-то принципиальной разницы: берет ребенок информацию из книги или из Интернета, Вы не видите?

С. МОНАХОВ: Есть такой замечательный фильм "Доживем до понедельника" - про школу, про учителей. Там Тихонов играет учителя, и произносит "вот лист бумаги, на нем можно написать: "На холмах Грузии лежит ночная мгла", а можно написать донос". Прямая аналогия абсолютно. Интернет, как и бумага, все стерпит.

Звонок: Посоветуйте, как Интернет побыстрее освоить?

С. МОНАХОВ: На сегодняшний день есть достаточно много как твердых версий, как и электронных версий - различные пособия. По ним можно быстро понять, что такое Интернет, понять, какие он имеет возможности, освоить его сервисы. Достаточно зайти в любой большой книжный магазин, там есть отделы, посвященные компьютерам, информатике, Интернету. Там все можно посмотреть. Что касается школьных учителей, то они могут это сделать у нас - в Федерации Интернет Образования. Собственно, мы этим собственно и занимаемся.

А. МАКСИМОВ: Мы довольно много говорим об образовании через Интернет. Говорим ли мы о проблеме всероссийской или мы говорим о проблеме только каких-то больших городов? Насколько проблема образования через Интернет актуальна? Есть ли компьютеры в школах сейчас? Мы все думаем, что компьютеров в школах нет или ситуация меняется?

С. МОНАХОВ: Ситуация меняется, и меняется динамично. Есть региональные программы. Я достаточно часто езжу в регионы. В каждом регионе, даже в регионе, находящемся в самом депрессивном состоянии, есть свои программы по информатизации образования, по компьютеризации школ. Реально идет президентская программа по сельской школе. Мы знаем, что техника идет. Мы очень надеемся, что со следующего года начнутся федеральные целевые программы. Как минимум две. Что нам ближе - это создание единой информационной образовательной среды. И программа развития электронной России.

А. МАКСИМОВ: А в деревнях?

С. МОНАХОВ: В деревнях, конечно, ситуация гораздо хуже. Именно поэтому, видимо было принято решение Путиным о программе поставки компьютеров в сельские школы. Ситуация достаточно неравномерная. Есть области, края, где, например, ситуация в рамках области, региона в провинциальном городе лучше, чем в отдельных школах областного или краевого центра.

А. МАКСИМОВ: А процесс развивается динамично? Компьютеров становится все больше, больше пользователей?

С. МОНАХОВ: По нашим оценкам, да.

Звонок: Я вообще по профессии психолог. И могу вас уверить, что подавляющее большинство людей с нормальной, естественно, психикой долго покопавшись в Интернете, просто-напросто устанут от него. А вот если не давать читать им какие-то страницы, заблокировать их, это только, наверное, возбудит их интерес. Что вы вообще об этом думаете?

С. МОНАХОВ: Могу только повторить, что я абсолютно с этим тезисом согласен. И не считаю нужным и необходимым заниматься каким-то запретительством. Более того считаю, что это вредно.

А. МАКСИМОВ: А откуда вообще возникла идея фильтрации?

С. МОНАХОВ: Мне тяжело сказать, кто автор этой фильтрации. Я знаю, что сейчас за фильтрацию активно выступают некоторые депутаты Госдумы. Хотелось бы профессионально эту проблему обсудить. Озабоченность, например, депутата Астраханкиной, понятна, но как я ее понимаю, поднимается на щит некая такая конструкция, что фильтрация - это панацея. Конечно, мы с этим согласиться не можем.

А. МАКСИМОВ: Появляется довольно много фантастических романов о том, что, в конце концов, Интернет заменит все. Не будет ни телевидения, ни книг, ни кино, ни театра. Человек будет приходить, нажимать на мышку, и все. Насколько, на Ваш взгляд, это реально? И если это реально, то когда это случиться? Или это какие-то бессмысленные фантастические забавы?

С. МОНАХОВ: Я уверен, что это некая абсолютизированная проблема. Такого не произойдет. Я более чем уверен, что останется и телевидение. Оно может как-то видоизменяться…

А. МАКСИМОВ: А Ваш сын читает книжки?

С. МОНАХОВ: Читает.

А. МАКСИМОВ: А как Вы его приучили читать книги?

С. МОНАХОВ: На самом деле, меня к этому никто не приучал, и я сына не приучал.

А. МАКСИМОВ: Он сам просто стал читать?

С. МОНАХОВ: Видимо, да. По крайней мере, я не стоял над ним и не твердил, чтобы он читал.

Звонок: Вы занимаетесь Интернет образованием. А насколько, Вы думаете, изменится образование в классическом смысле, если учесть, что все рефераты, все сочинения, все курсовые работы уже давно лежат в Интернете, и студенты могут найти все, что угодно? Как быть педагогам ВУЗов?

С. МОНАХОВ: Единственное, что я могу посоветовать в этой ситуации, чтобы педагог ВУЗа или учитель в школе, чтобы он в Интернете разбирался как минимум не хуже своего подопечного.

А. МАКСИМОВ: И что делать тогда?

С. МОНАХОВ: У нас в феврале месяце были таки теледебаты с молодыми учителям в Томске. Там задавали вопрос: "К Вам пришел ученик, он сделал свой реферат или написал сочинение при помощи Интернета. Ну и что?" Там сидело, наверное, человек 30 молоды учителей, они сказали: "Ну, и молодец. Прочитал, подумал, как это сделать. А теперь пусть защитит".

E-mail: Сейчас очень модно знакомиться по Интернету. Как Вы к этому относитесь?

С. МОНАХОВ: Нормально. Если нет другой возможности, то можно и по Интернету познакомиться.

А. МАКСИМОВ: А что-нибудь в Интернете есть, что Вам не нравится, как в системе?

С. МОНАХОВ: Мне бы хотелось, чтобы процесс развития Интернета в нашей стране был бы более простой и более дешевый. А если говорить, что мне не нравится, конечно, как не нравится и всем, кто с Интернетом знаком то, что в нем действительно очень много всякой дряни.

А. МАКСИМОВ: То, что Вы называете дрянью, это надо принять как данное, бороться с этим практически невозможно?

С. МОНАХОВ: С этим можно бороться, но бороться с этим нужно не с позиции "запрещаем", "не нравится" и так далее. А только с позиции законодательства.

А. МАКСИМОВ: То есть?

С. МОНАХОВ: Если сайт содержит информацию, которая незаконна и неконституционна, то надо бороться с тем, кто его создал, кто его разместил и кто его поддерживает на основании закона. А не по принципу, кому-то понравился, а кому-то - нет.

А. МАКСИМОВ: Самый главный совет в области Интернета, который вы могли бы дать 10-12-ти летнему ребенку, который только сейчас входит в мир Интернета?

С. МОНАХОВ: Самый главный совет - это, наверное, не воспринимайте Интернет как очередную игрушку. Это очень серьезная вещь. И постарайтесь, сколько бы Вам лет не было, отнестись к этому серьезно.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 10.01.02 - 00.20
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное