Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите


Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 09.01.02 - 00.20

В студии: Сергей ЭРДЕНКО и группа "Лойко"
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Группа "Лойко"
Музыканты группы Лойко относятся к знаменитому клану цыганских музыкантов, чьи традиции насчитывают трехсотлетнюю историю. Именно тогда, 300 лет назад, кочевал по России знаменитый цыганский скрипач-виртуоз Лойко Зобар, которого можно было сравнить только с Паганини. Он мог заставить людей плакать и смеяться в одно и то же время. Звери выходили из леса послушать его, птицы пели вместе с ним.
Сегодня скрипка Лойко продолжает звучать.Только теперь она - в руках современных цыганских музыкантов, которые назвали свою группу в его честь. Уже более 10 лет они разъезжают по миру с концертами и играют в лучших концертных залах, выступая вместе с народными, классическими и рок-музыкантами, такими, как Шерон Шеннон, Кальман Балок, Рави Шанкар, Иегуди Менухин, д-р Сумбраманиам, Гидон Кремер, Рони Вуд, Андре Хеллер, Олег Пономарев...
Группа Лойко выпустила 9 сольных альбомов. По мнению европейских критиков, Лойко - "давно и по праву принадлежат к мировой скрипичной элите".

Сергей Эрденко
(скрипка, вокал)
родился 18 декабря 1958 г. в семье знаменитых цыганских музыкантов. Он впервые взял в руки скрипку, когда ему было 4 года. Двумя годами позже он уже выступал на сцене. Позднее Сергей заинтересовался театром. В 80-х он работал в театре "Ромен" и в театре Марка Розовского в Москве. В 1990 г. Сергей покидает театр и создает группу "Лойко" в Лондоне. Критики отмечают "Лойко" как ведущую цыганскую группу в мире. В 90-х Сергей работал с Олегом Пономаревым и Вадимом Кулицким. Вместе они записали 4 диска. 1 августа 2000 г. Сергей Эрденко собрал новый состав группы "Лойко". Группа записала 2 диска, в которые вошли не только обработки народных цыганских песен, но и собственные сочинения цыганского маэстро.

Георгий Осмоловский
(скрипка, бэк-вокал)
родился 28 ноября 1963 г. Когда ему было 6 лет, oн начал учиться игре на скрипке и пению в Московской Музыкальной Академии для одаренных детей. В 10 лет он впервые дебютировал на сцене. Георгий изучал классическую музыку, позднее стал интересоваться русской народной музыкой и джазом.В течение последних 10 лет Георгий был членом известной российской группы "Фолк-Опера"(под руководством Бориса Базурова), участвовал в в международных джаз-рок фестивалях и записал 6 дисков и несколько саундтреков к кинофильмам. Шаг за шагом он становится ближе к цыганской музыке, работая с лучшими московскими цыганскими музыкантами, которые прозвали его "золотой" за его мастерство и профессионализм.

Леонсия Эрденко
(танец, вокал, перкуссия)
родилась 27 февраля 1972 г. в семье известных цыганских музыкантов. Она начала выступать на сцене вместе со своими родителями, учась в Московской Детской музыкальной школе, цыганской студии "Рома Хитанос" и беря уроки театрального мастерства в Российской Театральной Академии. Леонсия стала певицей и танцовщицей в группе "Джанг", записала 5 дисков со своим отцом Николаем Эрденко. В 1998-1999 гг. она записала сольный альбом и участвовала в международных фестивалях и музыкальных проектах.

Алеша Безлепкин
(гитара, бэк-вокал)
родился 17 ноября 1963 года. Его первым учителем музыки стал его отец. Когда Алеше исполнилось 13 лет, он начал работать как гитарист в различных московских группах. В 1983 г. он был приглашен работать с цыганским скрипачем Николаем Эрденко и в течение следующих 10 лет был членом цыганской фолк-группы "Джанг". Он записал несколько альбомов с Николаем Эрденко и Леонсией Эрденко. Гитара Алеши Безлепкина привнесла новое блюзовое звучание в последние альбомы "Лойко"


А. МАКСИМОВ: У цыган не легкая такая жизнь всегда была. А музыка почему-то как правило веселая. Почему так происходит?

С. ЭРДЕНКО: Я недавно прочитал интересное сравнение еврейского и цыганского народов. Судьбы очень схожи: и евреи по всему миру разбросаны, и цыгане все время кочуют. Евреи плачут, а цыгане смеются. Ничего с этим не сделаешь. Но, может быть, эта веселость - одна из защитных форм. Ты постоянно должен выживать. Потому что цыгане - это такая маленькая, очень мощная единица, которая самоценна. Цыгане - такой народ, который не может стоять на одном месте. Сложно себе представить цыганское государство. С моей точки зрения, эти вещи несовместимы. Цыгане все время в полете, они как птицы.

А. МАКСИМОВ: И сейчас? Или вы мне сейчас рассказываете про легенды.

С. ЭРДЕНКО: Безусловно, сейчас многие вещи меняются. Но, тем не менее, в той же Москве только сейчас начинается какое-то объединение, появляются какие-то союзы, театр, какие-то фестивали. Цыгане пытаются сейчас создать нечто единое.

А. МАКСИМОВ: Быстрицкая Ваш педагог, Вы - театральный артист. А что такое вдруг случилось, что Вы взяли скрипку и все бросили?

С. ЭРДЕНКО: В моей жизни сыграл большую роль спектакль "Гамбринус". Я работал у Марка Розовского, работал в основном как актер. И когда я играл эту роль… это была очень интересная роль, потому что это был еврейский музыкант с цыганской душой, с цыганскими глазами. И когда я играл, я вдруг почувствовал, что когда я со скрипкой, когда я могу не только текст говорить, но и играть, то усиливается воздействие. И потом я решил развить эту идею. Мы уехали в Лондон, потом кочевали по всему миру, по всей Европе. И так родилась наша группа, язык которой, безусловно, музыка. И музыка как эсперанто.

Звонок: Когда состоится ближайший концерт группы "Лойко", и как на него попасть?

С. ЭРДЕНКО: 11 числа мы играем в ЦДХ на Крымском валу. В начале марта мы планируем провести совместный концерт с группой "Брач" из Франции, одна из лучших цыганских групп.

А. МАКСИМОВ: Почему не бывает, а, может, почти не бывает фестивалей цыганской музыки, фестивалей цыганских песен?

С. ЭРДЕНКО: Все сейчас это начинает возрождаться. Многие цыганские лидеры, которые сейчас находятся в Москве, пытаются создать цыганский фестиваль, который будет проходить вот сейчас, в ближайшее время. В Европе цыганская музыка, цыганские фестивали имеют очень большую популярность. И их десятки, в них принимают участие такие грандиозные имена, как Иегуди Менухин, Рави Шанкар, Кальман Балок.

А. МАКСИМОВ: Про что вы сейчас пели?

С. ЭРДЕНКО: Это такой цыганский рок-н-ролл. Это поется о маленьком домике, о любви. Все как положено.

Звонок: Мне в классической музыке скрипка не нравится. А чем цыганская скрипка завлекает душу?

С. ЭРДЕНКО: Цыганская скрипка существует по своим правилам, она, как и цыганская жизнь - вне правил, вне нот, вне ритмов. Все существует внутри семьи. У нас существует классическая школа. Но спустя какое-то время надо забыть о нотах, о правилах, и создавать все заново. Потому что нужно импровизировать.

А. МАКСИМОВ: Вы рассказываете про некую цыганскую жизнь, про некую цыганскую музыку. Это все есть сейчас? Вы же не в таборе живете, да? У Вас, наверное, машина есть.

С. ЭРДЕНКО: Машины у меня нет.

А. МАКСИМОВ: А лошадь?

С. ЭРДЕНКО: Лошадь есть в Дублине, у моей дочери. И она замечательно ездит. Я просто боюсь упасть с лошади и сломать руку. Но существует определенная жизнь. Имея дом в Дублине, имея дом в Москве, я постоянно перемещаюсь, мы постоянно ездим. И дома мы проводим гораздо меньше времени, чем в дороге.

А. МАКСИМОВ: Цивилизация, которая сейчас в 21-ом веке, она вообще никак не повлияла на цыган, на цыганскую культуру, на цыганскую музыку?

С. ЭРДЕНКО: Все влияет, но я с полной ответственностью могу сказать, что если бы была возможность сесть в кибитку, и поехать из 21-го века в век 20-ый, 19-ый, думаю, цыгане не задумываясь бы сели и поехали.

А. МАКСИМОВ: А Вам уютно в нашем времени?

С. ЭРДЕНКО: Мне очень уютно ночью, когда я знаю, что город начинает спать. Я могу выйти в час ночи, и до трех-четырех утра гулять.

А. МАКСИМОВ: Не боитесь?

С. ЭРДЕНКО: Нет. Вы знаете, цыганский Бог меня бережет. У меня есть свой ангел, правда, сейчас он улетел в Альпы, но, тем не менее, этот ангел меня охраняет.

А. МАКСИМОВ: Когда Вы появляетесь в какой-нибудь компании, и говорят: "Цыган". Какая реакция у людей?

С. ЭРДЕНКО: Самая замечательная. Вначале я вижу некоторое удивление. Люди сканируют взглядом. Когда начинаешь разговаривать, понимают, что нормальный человек. К цыганам относятся с некоторой загадкой, цыгане любят это поддерживать.

А. МАКСИМОВ: Вы играете разную музыку. Самое главное, на Ваш взгляд, отличие цыганской музыки от другой музыки?

Г. ОСМОЛОВСКИЙ: Ну, это темперамент, это развитие, это ускорение, прежде всего. Очень редко встречается, чтобы начиналось с маленького темпа и заканчивалось таким, что уже не успевают ни пальцы, ни голова.

А. БЕЗЛЕПКИН: Свобода.

А. МАКСИМОВ: Цыганская музыка самая свободная?

А. БЕЗЛЕПКИН: Наверное, да.

Звонок: Верите ли вы в гадания, и знаете ли вы свою судьбу? И верить ли нам в гадания или это глупость и какое-то программирование для слабых? Обыграйте, пожалуйста, с импровизацией какую-нибудь современную русскую песню.

С. ЭРДЕНКО: С гаданием происходит такая вещь. Действительно все это существует и на очень высоких уровнях. Безусловно, существуют и шарлатаны, и очень высокие профессионалы. Что касается нашей семьи, у нас есть некое табу. В нашей семье женщины и мужчины не гадают.

А. МАКСИМОВ: Вы не гадаете?

Леонсия: Ни в коем случае. Это все от лукавого, не нужно это. Я не советую.

А. МАКСИМОВ: В фильмах и пьесах есть такое понятие цыганский Бог. Я не очень понимаю, что это такое. В кого верят цыгане?

Леонсия: Естественно, в Господа Бога православного. Но, в основном, в Николая Угодника, так как он покровитель путешественников. И он считается как бы цыганский Бог.

С. ЭРДЕНКО: По истории у девы Марии была служанка Сара. И когда началось преследование, они приплыли в устье реки Раны из Египта. И вот это место цыгане считают своей святыней. Там стоит храм Сары.

А. МАКСИМОВ: У цыган есть храмы?

С. ЭРДЕНКО: Да. Есть святая Сара. Причем, это католический праздник, который имеет очень высокий рейтинг вплоть до того, что на один из таких праздников приезжал Папа Римский. Там собираются сотни тысяч людей. Это не просто какой-то религиозный праздник, это превращается в некий цыганский фестиваль.

А. МАКСИМОВ: А неужели когда Вас видят знакомые, не просят погадать?

Леонсия: Просят, конечно. Я говорю, что я не гадаю.

А. МАКСИМОВ: И никогда даже такого желания не было?

Леонсия: В юном возрасте был интерес. А так - нет.

Пейджер: Как вы относитесь к цыганскому театру "Ромэн"? Не кажется ли вам, что сам вольный дух цыган и театр - несовместимы?

С. ЭРДЕНКО: У театра, как и у любого живого организма, бывают свои периоды, когда он находится в поборе, когда все замечательно, все хорошо. Поэтому когда у театра в какой-то момент происходят какие-то проблемы, это закономерно и нормально. Думаю, у них все замечательно.

Леонсия: Я интересуюсь той жизнью, мне нравятся спектакли. И самой очень интересно, детей туда вожу. И сколько я туда хожу, все одно и то же. Я бы хотела пожелать, может можно как-то сделать.

А. МАКСИМОВ: Театр - некий организованный организм. И цыгане вольные. Это разве совместимые вещи?

С. ЭРДЕНКО: Если взять табор, то он очень организован. Например, цыгане, которые воровали, надо было в считанные секунды исчезнуть, если это было необходимо. Табор исчезал полностью, и никто не знал, в каком направлении.

А. МАКСИМОВ: А они учились?

С. ЭРДЕНКО: Дело в том, что старший говорил слово, и все подчинялись. Он главный.

А. МАКСИМОВ: То есть там есть вертикаль власти?

Леонсия: Конечно.

С. ЭРДЕНКО: Там вообще организованная система. О таком можно только мечтать. Что касается театра, мне кажется, театру "Ромэн" на данный момент немножко не хватает Кустурицы. Если появится такой человек…

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 09.01.02 - 00.20
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное