Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новый проект Юрия Мороза" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2005 → | ||||||
2
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
9
|
||
10
|
11
|
13
|
14
|
16
|
||
17
|
18
|
20
|
21
|
23
|
||
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
|
31
|
Статистика
-7 за неделю
"Ведь ты Имеешь Право на..."
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
|
Перед Вами очередной номер рассылки "Ведь ты Имеешь Право на..."! Для тех кто не знает, эта рассылка посвещена нам, простым гражданам, которые подчас не знают своих прав! Не знают куда обратиться и что делать в той или иной ситуации. Я, совместно с популярным журналом "Имеешь право", постараюсь рассказать Вам о том где, как и что говорить, чтобы Вас услышали; как воспользоваться своими правами о которых Вы и не подозревали! СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ: В НОГАХ
ПРАВДЫ НЕТ - ПРАВИЛЬНО покупаем обувь и на что мы ИМЕЕМ ПРАВО
Купить хорошую
обувь всегда было проблемой. И дело не в марках и ценах - даже дорогие
ботинки могут «запросить каши» раньше времени. В этом отношении осень и
зима - период особый. Теплая, удобная и в то же время модная обувь стоит
недешево, а на улице у нее - одни враги: сырость, грязь и дорожная химия.
«ИП» разобрался, как не промахнуться при покупке одежды для ног и что делать,
если вам все-таки не повезло.
Увы, покупка обуви сегодня напоминает игру в рулетку - на авось и как повезет. Можно купить на рынке сапоги, которые честно прослужат пять лет, а можно заплатить за них в несколько раз больше в хорошем магазине, и они развалятся через несколько дней. Прежде чем покупать, стоит внимательно рассмотреть товар и расспросить продавца. Решающую роль здесь играют три фактора: страна-производитель, уровень магазина и цена. Куда смотреть Покупать обувь все-таки лучше в хорошо зарекомендовавших себя магазинах. Тут дело не столько в изначальном качестве товара, сколько в репутации, которую берегут известные компании. И хотя закон «О защите прав потребителей» гарантирует самые невероятные и заманчивые перспективы (вплоть до возврата уцененных товаров), однако на деле все зависит от порядочности продавца. Он может долго мотать нервы недовольному покупателю, всячески уклоняясь от исполнения требований закона. А поскольку время, потраченное на выяснение отношений,- это деньги, имеет смысл сразу идти за покупками туда, где высока вероятность в случае возникновения каких-либо проблем с купленной парой обуви быстро найти понимание. Так что в сравнении «магазин или рынок» первый, как ни крути, выигрывает. Хотя второй обычно берет ценой. Кстати, о цене. Какой бы соблазнительной ни казалась цена в тысячу рублей, средняя стоимость хорошей пары ботинок, по мнению специалистов, начинается от ста долларов. Обувные магазины делятся по уровню цен и представленным коллекциям. Чем выше планка - тем больше шансов встретить хорошую обувь. Самый низкий уровень держат так называемые экономичные магазины (чаще объединенные в сети) и стоки. Цены на обувь - в основном китайского производства - в них могут опускаться до 800-500 руб., но и качество, как правило, невысокое. Далее следуют так называемые демократичные магазины, где продают хорошо зарекомендовавшие себя марки вроде Hogel, Gabor, Salamander, Lloyd по средним ценам в 2000-4500 руб. Самый высокий уровень - обувные бутики с брэндовыми коллекциями типа Vicini, Balli, Christian Dior и т. п. Цены на такую обувь начинаются от $400. Часто это обувь ручной работы, с пожизненной гарантией. К сожалению, сейчас многие известные обувные компании, чтобы удешевить производство, перенесли свои фабрики в страны третьего мира. По идее, потребитель от этой стратегии должен только выигрывать: вроде бы та же обувь по более низкой цене. На деле же стандарты качества при производстве в этих странах частенько соблюдаются не так тщательно, а исходные материалы и лекала уступают тем, что используются в Европе. В результате когда-то любимые марки в последнее время, по отзывам покупателей, не так прочны и удобны в носке, как раньше. Что касается стран-производителей, то больше всего в Москве обуви китайского производства. Она, как правило, низкого качества. Обувные эксперты отмечают, что по-прежнему держат марку немецкие компании (их обувь чаще всего и производится в Германии), а вот итальянская обувь, поставляемая в нашу страну (особенно совместного с отечественными фирмами производства), стала заметно уступать в качестве. Наши производители делают в целом неплохую, хотя и жестковатую обувь. Причина - в низком качестве исходных материалов и пока невысоком уровне технологий. Что спросить Не стесняйтесь - задайте продавцу как можно больше вопросов. Это его работа - рассказать вам, из каких материалов изготовлены подошва, внутренность и внешнее покрытие ботинка, как правильно ухаживать за обувью. А также сообщить о сроках гарантии. Честный продавец, не тая, расскажет и про реальную страну-производителя (если она не указана на обувной коробке). Стоит также поинтересоваться, для какой погоды предназначена данная обувь. Скажем, легкие мокасины, прошитые насквозь, лучше не надевать в дождь. Некоторые магазины прикладывают к купленной паре памятку собственного сочинения о том, как правильно носить их обувь. Покупатели часто ее даже не замечают, выбрасывая вместе с коробкой. А когда начинаются непредвиденные проблемы, в магазине отказываются их решать, ссылаясь на неправильную эксплуатацию обуви - «не по памятке». Имейте в виду, что подобные памятки носят исключительно рекомендательный характер и юридической силы не имеют. «Безусловно, нужно учитывать советы продавца - что некоторая модельная обувь не предназначена для носки на улице, что есть обувь только для сухой теплой погоды и прочее,- говорит Надежда Мельникова, эксперт отдела по претензиям населения компании «Мосэкспертиза».- Однако я не согласна, что, к примеру, легкие ботинки на кожаной подошве, в которых человек случайно попал под дождь, должны развалиться буквально на месте. Продавец, указывая на это по собственной инициативе, снимает с себя всю ответственность, заявляя, что потребитель сам виноват. А тут дело в изначально низком качестве. Хорошая обувь должна служить минимум два сезона». В идеале исчерпывающая информация (материал, производитель, сезонное предназначение и т. п.) должна быть указана на обувной коробке. Увы, на деле так бывает далеко не всегда. Чтобы увериться в надежности покупаемых ботинок, попробуйте найти на коробке так называемый знак соответствия. Теоретически он обязательно должен там быть. Это небольшой значок РСТ, а под ним - четырехзначный код: две буквы и две цифры. Знак соответствия показывает, что обувь прошла обязательную сертификацию и соответствует ГОСТам РФ по безопасности. «Фактически этот сертификат свидетельствует и о том, что обувь качественная,- говорит Ирина Шеметова, главный специалист управления стандартизации Госстандарта России.- Испытания, которым подвергают образцы обувных партий в лабораториях в ходе проверок, откровенно плохая обувь не выдержит». Нередко уважающие себя фирмы по собственной инициативе проходят еще и так называемую добровольную сертификацию - лишний раз подтверждая качество своей обуви. Как покупатель вы имеете право взглянуть на обязательный сертификат. Он должен храниться у продавца, и на нем должны быть указаны орган сертификации, выдавший данный документ, его адрес, а также имя, фамилия и телефон эксперта. Если есть сомнения в качестве документа (а их часто подделывают, особенно на рынках), лучше позвонить и уточнить информацию по указанному на сертификате телефону в Госстандарте РФ. В случае если сертификат окажется поддельным, жалуйтесь в Роспотребнадзор - они обязаны провести проверку. «Раньше завозимая из-за рубежа обувь строго проверялась на соответствие ГОСТам,- рассказывает Нина Гаврилова, эксперт с двадцатилетним стажем по обуви Московского общества защиты прав потребителей.- Образцы партий перед поступлением в продажу исследовали представители нескольких экспертных организаций, в том числе Министерства торговли и Торгово-промышленной палаты. Работали только с хорошо зарекомендовавшими себя марками. Теперь рынок отдали на откуп поставщикам и продавцам, и соблюдение стандартов качества практически полностью на их совести. Поставками на наш рынок, к сожалению, занимаются люди, которые в большинстве своем ничего не понимают в обувном деле и не дорожат деловой репутацией. К примеру, закупают обувь в Китае, а у нас выдают за итальянскую». Как менять Важный пункт - гарантия. Обувь без дефектов, не подошедшую по каким-либо причинам (например, не тот размер), согласно ст. 25 закона «О защите прав потребителей» можно обменять в течение 14 дней (не считая дня покупки), но при условии, что «она сохранила товарный вид, в наличии имеются ярлыки, пломбы и т. п.». Оговоренный тем же законом минимальный срок, в течение которого можно обменять или вернуть некачественную обувь,- месяц. Некоторые магазины по своей доброй воле устанавливают и большие сроки гарантии (желательно, чтобы этот широкий жест был как-то задокументирован). Имейте в виду, что гарантия на сезонную обувь начинает действовать не с момента покупки, а с начала сезона. В Москве осенний сезон установлен с 1 сентября по 15 ноября, зимний - с 1 ноября по 1 марта, весенний - с 1 марта по 1 мая, а летний - с 1 мая по 1 сентября (см. распоряжение премьера правительства Москвы от 7 апреля 1998 года №375-РП «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в Москве»). Так что в купленных 1 сентября сандалиях вы можете гулять по квартире всю зиму - официальная гарантия начнется в мае. Но с сандалиями просто: спорить, что они непригодны для носки в январе, никто не будет. Сложнее с сапогами: иногда трудно понять - перед нами теплая осенняя модель или облегченная зимняя? В вопросе выяснения гарантийных отношений это может стать краеугольным камнем. Если «сезонность» не указана на коробке, обратитесь к продавцу. «И пусть продавец напишет вам на товарном чеке, что сапоги - зимние»,- советует Ольга Алексеева, председатель финансово-юридического совета Московского фонда защиты прав потребителей. А если продавец не знает, к какой сезонной категории относится товар, это повод насторожиться и подумать - стоит ли что-либо покупать в этом магазине? Та же ст. 25 закона «О защите прав потребителей» гласит, что «обмен проводится при наличии товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату документа. Отсутствие у потребителя перечисленных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания». То есть теоретически товар в магазине обязаны принять назад даже без чека, однако чтобы не растерять здоровье, общаясь с продавцами, лучше хранить и чек, и обувную коробку хотя бы в течение гарантийного месяца. Но если ваша обувь испортилась уже по истечении 30 дней - не отчаивайтесь. У вас есть еще два года, чтобы предъявить претензии продавцу или изготовителю (в зависимости от того, кто виноват). Согласно п. 5 ст. 19 закона «О защите прав потребителей», если установленная гарантия на товар «составляет менее двух лет и недостаткитовара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, …если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента». То есть придется с помощью экспертизы доказывать, что обувь испортилась не по вашей вине. Если же на обувь 30-дневная гарантия изначально не установлена (бывает и такое, это нормально), вы все равно можете требовать той же сатисфакции (какой именно - см. ниже), что и во время гарантийного срока. В таком случае «потребитель вправе предъявить указанные требования… в пределах двух лет со дня передачи (товара) потребителю» (п. 1, ст. 19). Если вы покупаете обувь со скидкой на распродаже несезонных товаров или уцененную - изначально некачественную, знайте, что все права на обмен и возврат у вас сохраняются и гарантируются тем же законом. Несезонная обувь - такая же качественная (только неактуальная), и правило о сроке годности относится к ней в полной мере. Что касается обуви с дефектом, здесь покупатель по доброй воле делает попытку ее поносить. И если не получается, имеет право сдать обратно. А магазин обязан принять. «В случае если продавец уценил товар из-за какого-то дефекта, он обязан проинформировать вас о том, насколько дефект серьезен. Грубо говоря, не приведет ли еле заметный надрез на сапоге к тому, что через несколько дней «поползет» вся кожа,- говорит Жанна Ефимова, юрист Московского общества защиты потребителей.- В любом случае, если вы все же решились на покупку уцененного товара и брак, из-за которого обувь вышла из строя,- производственный (то есть не по вашей вине.- ИП), вам будут обязаны вернуть деньги или обменять товар». Что касается угрожающих объявлений, будто «уцененная обувь обмену и возврату не подлежит», то, по словам Жанны Ефимовой, они не имеют никакой юридической силы. В случае отказа покупатель вполне может обращаться в суд. Однако помните: если вы покупаете уцененный товар, то принимаете на себя все соответствующие риски, в том числе и риск общения с продавцом, который очень не захочет принимать «уцененку» обратно. Тонкий момент: якобы исчезновение гарантии при установке на новую обувь так называемой профилактики - резиновых набоек на подошву. На обувь с кожаной подошвой их нельзя не ставить, иначе при ходьбе по улице кожа быстро деформируется и протрется. Ставить профилактику советуют сами продавцы (в некоторых магазинах ее даже делают бесплатно). А в хороших обувных мастерских предупреждают, что тогда может пропасть 30-дневная гарантия. «Вопрос о гарантии в таком случае решается в зависимости от того, какие недостатки обуви выявились в период гарантийного срока,- поясняет Ольга Алексеева.- Если недостаток производственного характера (т. е. возник еще до покупки.- ИП), продавец обязан будет обменять или принять пару обратно, вернув деньги покупателю. Если же брак возник из-за неправильно поставленных набоек, вина ляжет на покупателя». Вернее - на мастерскую, которая ставила вам злосчастные набойки и которая тоже несет ответственность за свою работу. Если экспертиза даст официальное заключение, что «мастера» испортили обувь, их контора оплатит ущерб. В каждой мастерской есть телефоны вышестоящих организаций, куда можно обращаться с жалобой. Где проверять Несмотря на все предосторожности, купленная обувь может испортиться. Тогда события будут развиваться по двум возможным сценариям. Благополучный вариант: покупатель в течение гарантийного срока приносит испорченную обувь в магазин и просит, по своему выбору: а) отремонтировать ее за счет магазина; б) обменять на аналогичную пару; в) вернуть деньги, целиком или частично - соразмерно дефекту (п. 5 ст. 18 закона «О защите прав потребителей»). И продавец соглашается. А если нет - покупатель пишет заявление на имя руководства торгующей организации, в котором характеризует дефект и требует компенсации. После этого магазин «обязан за свой счет провести экспертизу товара в независимой экспертной организации» (тот же пункт той же статьи). Если вдруг магазин забыл закон и не хочет проводить экспертизу, можно жаловаться в Роспотребнадзор. Его специалисты с помощью своих юристов будут говорить с недобросовестными продавцами уже по-другому. Или нагрянут с проверкой. «Законом четко определен конкретный срок экспертизы: максимум десять дней с момента предъявления претензии,- предупреждает Жанна Ефимова.- И магазин обязан в него уложиться. Соглашаться ждать двадцать, а то и больше дней, на которых часто настаивают в магазине, покупатель не должен» (ст. 22 «Закона о защите прав потребителей»). Между тем, как выяснил ИП, независимость экспертной компании - вопрос довольно спорный. Экспертиза, проведенная по инициативе магазина, на практике зачастую возлагает вину на покупателя. По словам обувных экспертов, это происходит из-за того, что магазин заключает договор с определенной экспертной организацией на обслуживание. Получается, что крупный магазин регулярно заказывает экспертизу многих пар и является более выгодным клиентом, чем частный покупатель, который приходит с одной парой. Таким образом, многое зависит от профессионализма и совести эксперта, а также от желания экспертной компании сохранить репутацию независимой. Однако выход есть всегда. «Если вы не согласны с заключением экспертизы, которую провел магазин, обратитесь за повторной экспертизой в организацию, мнению которой доверяете,- советует Надежда Мельникова.- Опытный эксперт в большинстве случаев сможет уже при первичном осмотре сказать, в чью пользу - продавца или покупателя,- скорее всего, будет заключение». Искать независимую экспертную организацию придется самостоятельно. Сегодня услуги товарной экспертизы в Москве предлагают многие компании (см. справку). Юридические отношения с товарной организацией и частными лицами и прейскурант на свои услуги каждая компания определяет сама. Обычно расценки зависят от стоимости бракованной обуви, вида и сроков исполнения работ, а также квалификации экспертов. В Московском обществе защиты прав потребителей экспертиза обуви ценой до 3,5 тыс. руб. обойдется в 560 руб., а ценой около 10 тыс. руб.- в 1200 руб. В «Мосэкспертизе» цена работы в среднем от 600 руб., в Агентстве независимых экспертиз - от 200-300 руб. Что же делать, если экспертиза по инициативе магазина говорит одно, а по воле покупателя - прямо противоположное? «Порядочные продавцы всегда идут навстречу, соглашаясь принять недоброкачественный товар обратно и выплатить покупателю деньги за экспертизу, проведенную им самостоятельно,- считает Надежда Мельникова.- Но бывает, что и отказываются. В таком случае совет один - обращаться в суд». А тот, руководствуясь законом «О защите прав потребителей», как правило, встает на сторону покупателя. Куда звонить Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(«Роспотребнадзор»):
ГУП «Московское
городское бюро товарных экспертиз»:
Агентство независимых
экспертиз:
Экспертиза
Московского общества защиты прав потребителей:
«Мосэкспертиза»:
«Тест-обувь»:
Ноги в руки По словам экспертов, которым приходится иметь дело с бракованной обувью, самые уязвимые места обуви - это швы, подошва и каблуки. Каблуки должны быть надежно прикреплены (не стесняйтесь подергать), швы - хорошо отстроченными, без прорывов, а подошва - гибкой, иначе обувь будет натирать ногу. Обратите внимание на кожу: если она слишком тонкая, «перчаточная», то быстро протрется. Как грамотно выбрать обувь, рассказывает Екатерина Алексеева, менеджер по обучению персонала сети обувных магазинов Rendez-vous: - Обувь лучше покупать в первой половине дня, поскольку мышцы расслаблены и нога чуть больше. Однако людям, у которых к вечеру ноги отекают, за обувью, наоборот, лучше ходить во второй половине дня. Проследите, чтобы подобранная пара не сидела слишком плотно по ноге. Учитывайте не только длину, но и полноту стопы. Если вы покупаете обувь на высоком каблуке, важно, чтобы нога ни в коем случае не двигалась по колодке, поскольку в процессе носки обувь разнашивается и ступня уйдет вперед, что может привести к поломке каблука. При покупке замшевой обуви надо помнить, что она быстро разнашивается, поэтому при примерке должна плотно облегать ногу. Кожа - более плотный материал и разнашивается не так сильно. Если у обуви удлиненная носочная часть, то один-два сантиметра в мыске должны оставаться свободными. Если палец даже чуть-чуть упирается в мысок или пятка «сидит» слишком плотно, то лучше подобрать модель на полразмера больше - ведь в длину обувь не растягивается ни с помощью колодок, ни других специальных средств. Если в носочной части, наоборот, остается много свободного места или пятка легко двигается, обувь нужно подбирать размером меньше. В противном случае она будет деформироваться при носке. Если кожаная обувь плотно облегает ногу, но не доставляет болевых ощущений и дискомфорта, то при ходьбе кожа от тепла ноги и от движения растянется по полноте ступни. Если в носочной части есть поперечные швы, которые при примерке сдавливают ноги, такую обувь лучше не брать. Во влажную погоду кожа впитывает в себя влагу и может деформироваться. Если обувь промокла, ее нужно очистить влажной тряпочкой от грязи, надеть на колодку или набить бумагой и поставить сушить, но вдали от отопительных приборов. Покупая светлую обувь, нужно помнить о том, что она требует более тщательного ухода. При ношении обуви важно учитывать сезонность. Зимой главная обувная проблема в Москве - сильные реагенты, которые приводят к химическому ожогу на коже обуви. Увы, стопроцентной защиты от реагентов не существует. Чтобы хоть как-то спасти обувь, нужно регулярно ее мыть, правильно сушить и ежедневно обрабатывать специальными защитными средствами, равномерно нанося спрей или крем на всю поверхность. Ксения Татарникова,
"Имеешь Право"
(http://ip-online.ru)
Всего хорошего! Ведущий рассылки Максим Фомич |
|
Давайте вместе делать рассылку! |
Подписаться на нашу рассылку всегда можно здесь: http://ip-online.h15.ru |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.imeeshpravo Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||