Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Я имею право!

  Все выпуски  

"Ведь ты Имеешь Право на..."


Информационный Канал Subscribe.Ru

ВЕДЬ ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО НА...
N 14 от 1 октября 2005 года
Здравствуйте, уважаемые читатели!

Перед Вами очередной номер рассылки "Ведь ты Имеешь Право на..."! Для тех кто не знает, эта рассылка посвещена нам, простым гражданам, которые подчас не знают своих прав! Не знают куда обратиться и что делать в той или иной ситуации. Я, совместно с популярным журналом "Имеешь право", постараюсь рассказать Вам о том где, как и что говорить, чтобы Вас услышали; как воспользоваться своими правами о которых Вы и не подозревали!

У меня для Вас хорошие новости: теперь рассылка выходит 2 раза в неделю (в среду и в субботу) - Спасибо всем проголосовавшим (95% были ЗА);  и еще новость: рассылка стала ЗОЛОТОЙ на Subscribe.ru

СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ:

по просьбе читателей статья УЧЕТ И КОНТРОЛЬ - как правильно купить автомобиль


Спасибо всем принявшим участие в опросе!


УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

Покупка автомобиля, пускай и подержанного,- событие радостное. Но его несколько омрачает одно обстоятельство: необходимость общения с органами ГИБДД по вопросу снятия и постановки машины на учет. Запастись вниманием придется как покупателю, так и продавцу. 

Покупка автотранспортного средства - нетипичная бюрократическая процедура. Один и тот же вопрос можно решить разными способами: передать машину от одного человека другому по доверенности, через комиссионный магазин или путем составления договора купли-продажи. 

Плата за доверие 

Еще не так давно подавляющее большинство подержанных машин покупалось по доверенности. Этот вариант выглядит самым простым: продавцу и покупателю достаточно заехать к нотариусу и, заплатив около 300 руб., оформить генеральную доверенность. 

Имея на руках «генералку», можно сделать с чужой машиной все, что угодно: и продать ее, и утилизировать. Есть еще более простой вариант - обойтись без нотариального заверения. Достаточно написать простую доверенность на любом огрызке бумаги и передать новому владельцу документы: для того чтобы управлять автомобилем, этого хватит, и если отвлечься от мысли, что в свидетельстве о регистрации стоит чужая фамилия, то так можно кататься годами. 

Иногда передача машины по доверенности становится единственно возможным способом ее продажи, когда документы на нее «не совсем в порядке». Беглая проверка на дороге этого не покажет, а куда более тщательный контроль при снятии с учета и постановке на него - обязательно. 

Но все же чаще люди прибегают к доверенности, потому что так проще, дело решается за час. 

Однако у этого способа есть много отрицательных сторон как для покупателя, так и для продавца. 

Главный минус: покупатель автомобиля по доверенности не будет собственником машины. С точки зрения закона человеку просто дали на ней покататься и наделили правом проходить с ней формальные процедуры вроде оформления ТО, но не более того. Это значит, что законный собственник машины в любой момент может передумать и при помощи сотрудников правоохранительных органов отобрать свое имущество у незадачливого покупателя. А если гражданин, выписавший доверенность, внезапно скончается, автомобиль, вполне вероятно, заберут наследники покойного. 

Избежать неприятностей можно, получив «генералку» и продав машину от имени владельца. Но вот незадача - придется общаться с ГИБДД, и никакой экономиисил, времени и средств не получится. 

Продавец автомобиля по доверенности также рискует. Именно ему будут приходить квитанции на уплату транспортного налога. Это может стать серьезной проблемой, если связь с новым хозяином машины потеряна. Для справки: в следующем году в Москве за машины мощностью более 250 л. с. придется платить по 100 руб. за каждую силу. Например, вы продали по доверенности BMW 750i (300 л. с., 1993 год выпуска, «состояние нового автомобиля», $5 тыс.), а на следующий год в ваш почтовый ящик попадет предложение от налоговой инспекции заплатить 30 тыс. руб. транспортного налога. Их уплата с точки зрения закона будет вашей проблемой, а не того человека, который реально пользуется машиной. 
 

Кроме того, если гражданин, управляя машиной по доверенности, скроется с места ДТП, разбираться сотрудники ГИБДД придут к настоящему владельцу автомобиля. Пока выяснится, что он тут ни при чем, пройдет некоторое время - не самое для него приятное. 

Рыночные отношения 

Машину можно продать и через комиссионный магазин. Способ прост и неприхотлив. Продавец снимает автомобиль с учета в своем отделении ГИБДД, после чего вместе с покупателем едет в ближайшую комиссионку (их адреса щедро расклеены на стенах в любом МОТОТРЭРе - специализированном регистрационном подразделении ГИБДД). В магазине продавец формально сдает ее на реализацию, покупатель приобретает - только уже не у владельца, а у магазина. Услуга не бесплатная, работа сотрудников магазина-посредника обойдется в 1000-2000 руб. В Подмосковье цены чуть ниже, чем в Москве - ничто не мешает сторонам проехать в область. По сложившейся практике эти деньги продавец и покупатель платят пополам. 

В комиссионке обязательно присутствие как продавца, так и покупателя. Кроме того, необходимо пригнать саму машину, хотя на нее могут даже не взглянуть. Из документов в магазине нужно показать ПТС (с записью о снятии с учета), паспорта продавца и покупателя и транзитные номера. Их в комиссионке отберут и выдадут новые - сроком до 20 дней. Сотрудники магазина сделают в ПТС запись о новом собственнике и выдадут ему документ под названием «справка-счет», ее надлежит предъявить в ГИБДД. 

Стоит помнить, что в справке-счете следует указать настоящую цену автомобиля (довольно часто комиссионщики самовольно занижают стоимость). Это необходимо для того, чтобы в случае возникновения проблем с машиной иметь возможность расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Формально закон «О защите прав потребителей» здесь на стороне покупателя: если человеку продали «заведомо некачественный товар» (к примеру, сразу после покупки оказалось, что у автомобиля битый двигатель), он вправе вернуть машину в магазин. Правда, стоит приготовиться к тому, что добровольно возвращать вам деньги комиссионка не будет - скорее всего, придется обращаться в суд. Здесь-то и пригодится справка-счет с ценой автомобиля. Впрочем, практики по таким делам в России пока нет. 

Оформить машину в собственность можно и без посредников. Гражданский кодекс РФ предоставляет гражданам право заключения сделок по реализации автомобилей на основании договора купли-продажи, составленном в простой письменной форме. Для его заключения не обязательно обращаться к нотариусу: достаточно изложить все условия сделки (гражданин такой-то передает в собственность гражданину такому-то автомобиль с такими-то номерами агрегатов) на листе бумаги формата А4. 

После заключения договора необходимо внести в ПТС данные о новом собственнике - все это можно совершить своими силами. Такую возможность гражданам дает Приложение №1 к приказу МВД России от 23 июня 2005 года №496/192/134 «Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств». В ПТС нужно будет вписать: имя нового собственника, его адрес, дату продажи, паспортные данные. Все это скрепляется подписями продавца и покупателя. 

По закону такого договора достаточно для постановки машины на учет новым владельцем. Однако, скорее всего, сотрудники ГИБДД потребуют личного присутствия в МОТОТРЭРе продавца. Гаишники объясняют, что это делается для нашего же блага, чтобы сократить случаи мошенничества и легализации угнанных машин. 

Бюрократический механизм 

Какой бы вариант покупки или продажи вы ни выбрали, два действия придется совершить обязательно: снять машину с учета и заново ее зарегистрировать. 

Раньше все было предельно просто, ведь снять машину с учета ее продавец был обязан до совершения сделки. Сейчас, согласно новым правилам регистрации автомобилей, утвержденным правительством РФ, заключить договор продажи автомобиля можно и не снимая машину с учета. Правда, никаких бонусов это ни покупателю, ни продавцу не дает. Дело в том, что после заключения сделки машину все равно придется снимать с учета в ГИБДД по месту прописки продавца, а после - заново регистрировать ее в ГИБДД покупателя. 

В любом случае, когда бы вы ни решили провернуть эту операцию, нужно приготовиться к нервотрепке. Во всех московских МОТОТРЭРах (они есть в каждом округе, работают со вторника по субботу: во вторник с 9.00 до 20.00, в субботу - с 8.30 до 14.00, в остальные дни - с 9.00 до 18.00) есть две очереди: для отечественных машин и иномарок. Владельцам первых лучше записываться заранее по телефону: в очереди только на подачу документов можно простоять целый день. В отделениях по работе с иномарками очередей меньше, но все равно стоит приготовиться провести в отделении ГИБДД не меньше четырех часов (права записаться по телефону это тоже не исключает). 

Для снятия автомобиля с учета в ГИБДД необходимо представить ПТС, регистрационное свидетельство и общегражданский паспорт. Никакой документ, кроме паспорта ГИБДД, не признает. Можно сколь угодно долго рассказывать гаишнику о законе «Об удостоверении личности», показывать офицерские корочки, паспорт моряка или что-либо другое, но на него это не подействует. В приказе написано «общегражданский паспорт» - и все. Копии документов также не принимаются. Зато для снятия машины с учета не нужно приносить с собой полис ОСАГО. Если его спросят, то ссылайтесь на инструктивное письмо от 20 июня 2003 года №13/5-78 СОБ ГУ ГИБДД «О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Потом вам выдадут квитанцию на оплату пошлины. Стоит это около 500 руб. 

В МОТОТРЭРе при снятии машины с учета сверят номера агрегатов и проверят автомобиль на угон. Затем сотрудник ГИБДД в ПТС напишет «для продажи» и выдаст транзитные номера. Обычно гаишники выдают транзиты сроком на пять дней, но лучше попросить выдать временныеномера сроком на 20 дней, сославшись на то, что нужно перегнать автомобиль. 

Новому владельцу придется пройти все те же действия в обратном порядке. Сначала автомобиль придется застраховать - купить полис ОСАГО. С ним уже ехать в МОТОТРЭР по месту своей регистрации. С собой новому владельцу нужно иметь: ПТС и его ксерокопию, справку-счет или договор купли-продажи (в последнем случае придется захватить с собой и продавца с паспортом), общегражданский паспорт, транзиты из магазина (когда сделка совершалась через комиссионку). Если есть желание сразу пройти техосмотр, то нужно захватить еще и водительское удостоверение с медицинской справкой. При наличии старого ТО, срок действия которого не истек, процедура много времени не займет. Талон просто меняют на новый такого же срока действия. Закон дает нам 30 дней, в течение которых можно заменить документ. 

Затем вам нужно будет заплатить пошлину (около 500 руб.) и представить автомобиль для осмотра - сверки номеров. Если все нормально, то машину регистрируют, новому владельцу выдают свидетельство о регистрации, ПТС с записями о новых номерах, свидетельство о регистрации и сами знаки. Теперь можно ехать - автомобиль с этого момента ваша собственность. 

Продать проблемы 

Большинство крупных дилерских центров, работающих по системе trade-in, могут оказать вам помощь в упрощении процесса купли-продажи автомобиля, взяв на себя выполнение ряда формальностей. 

Система в этом случае работает, как в комиссионном магазине: вы приезжаете в салон, формально сдаете автомобиль на реализацию, а ваш покупатель его сразу же покупает у салона. Преимущество в том, что вопросы по регистрации машины возьмет на себя салон: во всех крупных компаниях есть свои выходы на милицию. Официально услуга называется «помощь делопроизводителей по регистрационным действиям». На практике это означает, что продавцу не придется снимать автомобиль с учета, а покупателю - регистрировать его. 

Стоить это будет недешево. В виде эксперимента редакция позвонила в отдел trade-in компании «Элекс-полюс». Мы попросили оформить через салон акт купли-продажи Nissan Almera 2000 года выпуска с регистрацией автомобиля в ГИБДД. После некоторого размышления сотрудник компании оценил всю операцию в $500. В заключение он сказал, что если мы приедем утром, то уже к обеду станем счастливыми обладателями машины с новыми номерами. 

Семен Левашов, "Имеешь Право"
(http://ip-online.ru)


В следующем номере рассылки:

ГОСПОДИН РАЗМЕСТИТЕЛЬ - на что мы ИМЕЕМ ПРАВО в гостиницах и отелях


Всего хорошего!
Ведущий рассылки Максим Фомич

Я жду Ваших писем на адрес ras-pravo@mail.ru  Пишите что Вас больше всего волнует, спрашивайте! 
Давайте вместе делать рассылку! 
Если Вам понравилась рассылка - расскажите о ней своим друзьям! 
Подписаться на нашу рассылку всегда можно здесь: 
http://ip-online.h15.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.imeeshpravo
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное