Тема «Женщины и СМИ» включает в себя такие проблемы, как СМИ и преодоление гендерных стереотипов, информированность общества и дискуссия о положении женщин в обществе, специальные женские средства массовой информации, современные информационно-коммуникационные технологии и женщина и пр.
В решении проблем гендерного равенства и преодоление различных форм дискриминации женщин большое значение имеет публичное обсуждение данных проблем.
Именно поэтому гендер в СМИ, в том числе региональных, имеет первостепенное значение в двух аспектах: просветительском, чтобы последовательно объяснять людям различные аспекты данной проблематики, и поддержании необходимого общественного климата, чтобы различные люди привыкали к данной проблематике.
В последние годы, особенно начиная с 2000 года, гендерные проблемы и проблемы женщин так или иначе стали предметом публикаций в СМИ Азербайджана.
В постпекинский период стали издаваться новые журналы, редакторами которых стали женщины, а также журналы, посвященные женским проблемам.
По всем телеканалам и радио ведутся передачи, посвященные женским проблемам.При поддержке ПРООН начаты регулярные передачи по гендерным вопросам по радио, а с 1999 года ежемесячно выходит в эфир передача «Женщина и мужчина».
С сожалением приходится констатировать, что хотя сегодня у азербайджанской журналистики преимущественно «женское лицо», руководят этими женщинами в основноммужчины.
Самый важный порок Азербайджанских СМИ в гендерном аспекте (как впрочем и большинства постсоветских стран) – явные или завуалированные формы сексизма. Это очень серьезный и очень глубокий порок, о котором зачастую даже не подозревают многие журналисты, работающие в СМИ, прежде всего на ТВ. Приведем такой пример, он настолько банален, что его часто повторяют. Если журналистка берет интервью у мужчины, тем более у мужчины-политика, она как правило не вспоминает его личную жизнь,
если же у женщины, тем более уженщины-политика, то вопрос о личной жизни, о семье задается почти автоматически. Почти бессознательно журналистка, как представитель данного, в нашем случае Азербайджанского общества, уверена, что не может быть женщина счастлива и считать свою судьбу успешной, если это так или иначе не связно с ее личной жизнью.
Мы нередко не отдаем себе отчет, что подсознательно женская сексуальность и способность к воспроизводству становятся определяющими культурными (а не биологическими) характеристиками женщин. Как раз благодаря этому женщина оказывается уязвимой в противопоставлении мужчинам и становится жертвой патриархальных установок. Если мужчина идентифицируется со своим делом,своим социальным статусом, со своим финансовым положением и т.д., то с женщинами дело обстоит иначе.
В тех или иных формах подобное проявление “сексизма” пронизывает все передачи всех каналов Азербайджанского ТВ, связанные с шоу-бизнесом модельным бизнесом, со здоровьем и пр. Конечно, в преодолении сексизма очень опасно вместе с водой выплеснуть ребенка, т.е. перейти на “пролетарский” стиль одежды и поведения женщин. Речь всего-навсего идет о признании женского достоинства, не обязательновключающего в себя взгляд мужчины на ее тело.
Преодоление того, что названо “сексизмом”, дело не одного дня и не одного тренинга. Но тем не менее чрезвычайно важно настойчиво указывать на эту опасность, поскольку в силу своей чрезвычайной консервативности и укорененности вразличных типологиях культур, она репродуцируется культурой вновь и вновь, и мы с неподдельнымудивлением обнаруживаем эти рецидивы у мальчиков и девочек, начиная с едва ли не 10 лет. В этой связи было бы чрезвычайно
важно и интересно соединить тренинги по гендеру для школьников с соответствующими ток-шоу на ТВ.
Следует принять меры, направленные на:
·увеличение времени телевизионного и радио на освещение проблем гендера и женщин;
·гендерный анализ существующих передач на ТВ и статей в печатных изданиях;
·издание специализированных газет и журналов;
· введение женщин журналистов в структуры руководства media.