Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гендер и политика

  Все выпуски  

Гендер и политика Женщины в Хиджабах в Азербайджане


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Юлия Гуреева

Азербайджанский Гендерный

Информационный Центр

 

Женщины в Хиджабах в Азербайджане –

между Исламом, Гендером и Модернизмом

 

Один из самых известных памятников когда-либо посвященных азербайджанской женщине расположен в центре столицы Азербайджана  - города Баку. Это памятник обыкновенной женщине, которая гордо снимает свою чадру и поворачивает свое лицо высоко к солнцу. Статуя была названа «Свободная Женщина Востока» и символизировала искоренение отсталых традиций и эмансипацию всего общества через эмансипацию женщин после установления Советской власти в Азербайджане. На протяжении 70 лет отказ от чадры считался самым большим революционным завоеванием азербайджанской женщины. 

Однако, после того как Азербайджан приобрел свою независимость в 1991 году, у прохожих уже не вызывает изумление появление на улицах женщин одетых в платки и свободные плащи, которые оставляют открытыми только лица и кисти рук. И хотя согласно переписи 93% населения (источник) Азербайджана определяют свою религиозную принадлежность как мусульманство, реакция на данное явление оказывается неоднозначной - начиная от уважения к женщинам за приверженность к Исламским ценностям и традициям до высказывания старых стереотипов об отсталости и «забитости» и, в конце концов, подозрения в террористической деятельности.   

Проблема так называемых «закрытых женщин» или женщин  в хиджабах в Азербайджане создала большой общественный резонанс в последние 5 лет как результат противостояния между ними и государственными чиновниками. Невозможность предоставления женщинами в хиджабах паспортных фотографий, на которых они должны быть представлены без головного убора (источник), лишает их возможности получить внутренний или международный паспорт и, таким образом, совершать поездки за границу, подавать документы на поступление в ВУЗы, регистрироваться в Загсе и пользоваться рядом иных, вытекающих из данного обстоятельства, гражданских и политических прав.

Однако в данном исследовании феномен женщин в хиджабах будет рассмотрен с другой точки зрения, стараясь выявить голоса самих женщин, затерянные в контексте правового противостояния. Главной целью написания настоящей работы было выявление мотивации добровольного принятия хиджаба среди женщин Азербайджана, а также их собственных интерпретаций мусульманской формы одежды, современного образа жизни и традиционализма.

Метод качественного анализа, выбранный в основу моего полевого исследования, ценен тем, что, позволяет отобразить реальные жизненные истории, тем самым, раскрывая личное отношение человека к социальным преобразованиям. Методология качественного анализа помогла мне проанализировать более широкую картину феномена, как их еще называют, «новых платков» в Азербайджане в свете различных детальных рассказов, полученных от самих женщин. Мое исследование сфокусировано на женском опыте определенном и обозначенном ими же самими. Глубинные интервью, использованные мною в данном исследовании, позволили не только отобразить общую картину, но и выявить вариации в зависимости от таких показателей как возраст, образование, семейное положение и т. д.

Участницами опроса были женщины в возрасте от 20 до 44 лет, добровольно решившие принять мусульманскую форму одежды. Трое из них имели среднее образование, четверо окончили средне специальные заведения и трое получили университетское образование. Только двое женщин в возрасте 35 и 38 дополнительно окончили религиозные курсы при мечети. Все они являются жителями столицы Азербайджана, города Баку.   

 

Хиджаб - Наш Выбор

Все женщины участницы опроса отметили, что принятие мусульманской формы одежды произошло по их личной инициативе. Описывая свои мотивы, они употребляли такие определения как «сознательно», «логически», «разумно», после того как они осознали ее важность и необходимость. При этом многие из них ссылались на определенную суру из Корана (24:31) для того, чтобы привести дополнительные доказательства правильности принятого ими решения. Все женщины смогли назвать точный год и даже точную дату принятия хиджаба. Это указывает на то, насколько важен для них акт принятия хиджаба, а также новая жизнь, которая начиналась для них с того самого момента. Например, так описывает свое решение одеть хиджаб одна из женщин:

Это произошло после того, как я поняла как я должна прожить свою оставшуюся жизнь, чтобы быть вознагражденной бесконечной гармонией и счастьем в последующей.

Интересно то, что семь женщин участниц опроса одевают хиджаб на протяжении 2-3 лет, трое - в течение 7 лет и только одна женщина в течение 10 лет, то есть сразу после распада Советского Союза. Таким образом, о данном феномене можно судить как о сравнительно новом, свидетельствующем о новой динамике в социальной, политической и экономической сферах страны.

Годы переходного периода негативно отразились на каждодневной жизни любой общности, семьи и индивидуума в Азербайджане. Потеря уверенности в завтрашнем дне: отсутствие стабильного заработка, военное положение, политическая нестабильность – все это создавало общую картину жизни полной неуверенности и безнадежности.    

В противовес этому все респондентки ссылались на то, что хиджаб  придает им чувство стабильности и силы, он помогает им поверить в себя и в лучшее будущее. «Я обрела внутреннюю гармонию» - эти слова отражают общий мотив всех ответов. Хиджаб привел к большим изменениям в их духовной внутренней жизни. Все респондентки указывали на то, что хиджаб придает им чувство завершенности и удовлетворенности, повышает их самооценку. Вот каким образом одна из респонденток описывает изменения произошедшие в ее жизни:

До этого я не могла найти себе места, где бы я ни была, куда бы ни ходила, мне было не уютно, я уходила в себя. Я не знала, чего я хочу. Наконец я закрылась (приняла хиджаб) и с того времени нерешительность покинула меня. Я стала смотреть на мир с открытыми глазами. Мое «закрытие» забрало из моей жизни бессмысленность и страхи. Я обрела веру в себя.

Данный отрывок свидетельствует о том, как концепции «закрытости» и «открытости» иначе воспринимаются и обыгрываются женщинами в хиджабах. Акт принятия хиджаба – «закрытия», воспринимается как открытие себя новым событиям и новому видению мира. Это акт установления своей собственной идентичности, «самопонимания». Через принятие мусульманского образа жизни женщины открывают для себя чувство того, «кто ты есть, какого твое положение в социуме, и исходя из этого то, как ты готов действовать» /Брубекер/. Таким образом, опрошенные мною женщины воспринимают хиджаб как эмансипационный и empowering придающих  силы потенциал, который помогает установить собственную субъектность и определить свою собственную идентичность.     

 

Изучая Ислам

Все респондентки указывали на обязательный характер ношения хиджаба для мусульманской женщины. Однако при этом данный акт должен произойти после осознания женщиной его значимости. Иными словами, хиджаб должен быть в первую очередь понят, осмыслен, а затем уже принят. По мнению всех респонденток он не должен быть навязан, иначе хиджаб теряет свое значение. Одна из женщин утверждала, что закрытие это акт выражения своей любви Аллаху и имамам:

Если Бог просит сделать меня такую маленькую вещь для него, почему бы мне ни сделать этого? Законы Бога не подвергаются сомнению. Для меня удовольствие носить платок, единственно для того, чтобы Бог был мною доволен...  

С каждым годом в Азербайджане увеличивается число как мужчин так и женщин, которые стараются следовать исламским правилам и традициям, таким как соблюдение поста или совершение дневных молитв, посещение мечети и другие религиозные действия, о которых окружающие могут не догадываться. (Swietochowski 2002; Nadzhafov 2000).  В отличие от этого ношение хиджаба - явное заявление окружающим о своей религиозной принадлежности и соблюдении религиозных канонов. Однако, как я уже отмечала вначале, количество женщин одетых в мусульманскую форму одежды по отношению к общему числу женского населения Азербайджана остается незначительным. По мнению респонденток, позиция, при которой женщина признает себя мусульманкой, однако не принимает хиджаба, является проявлением нечестности и неискренности по отношению к религии. Если ты встал на путь религии, то ты должен следовать по нему до конца:

Моя жизнь очень изменилась с того времени (когда приняла хиджаб) словно наполовину отстроенное здание было завершено. Я постилась, держа орудж, совершала намаз, однако этого было недостаточно. Хиджаб помог мне довершить эти три элемента.

Таким образом, хиджаб воспринимается как неотъемлемый атрибут мусульманской женщины, который, однако, должен быть принят как результат ее личного решения, по своей личной воли, после осмысленного открытия для себя Коранических виршей. При этом большинство опрошенных мной женщин отметили, что сделали данное открытие для себя самостоятельно, тогда как две указали на то, что им помогла учеба при мечети. Однако важен тот момент, что все респондентки подчеркнули важность обладания «знанием», которое должно базироваться на «правильной», «истинной» интерпретации исламских источников.

 

Хиджаб и честь.

Участники моего исследования также рассматривали хиджаб как неотъемлемую часть исламского понятия «скромности». Большинство респонденток отметили необходимость не только одевать платок, но также вести себя в соответствии с принципами скромного поведения. При этом модели «положенного» и «неположенного» поведения для женщин в Азербайджане обозначены на бытовом уровне довольно четко и помогают в определении уважаемых и честных (namuslu) женщин. Таким образом, хиджаб становится одним из символов высокой моральности, который в то же время позволяет своим обладательницам расширить рамки публичного и приватного и предоставляет большую мобильность. Так например, некоторые из респонденток отметили тот факт, что хиджаб придает им чувство защищенности и безопасности. Он позволяет им возвращаться домой поздно вечером, без страха, что кто-либо может пристать или унизить.

Иногда ношение хиджаба позволяет женщинам вести себя, таким образом, которое может оцениваться со стороны как поведение неположенное или неприемлемое для «порядочной» женщины. Данная стратегия помогает им, например, в делах касающихся брака и выбора будущего мужа. Вот, например, как описывает встречу со своим будущим мужем одна из девушек:              

 Я встретилась со своим мужем случайно на ступеньках Университета Кавказ в Баку. Я была тогда со своей сестрой и не знала, как попасть в библиотеку. Мы спросили у него как добраться туда, и он предложил проводить нас туда на своей машине. Мы согласились и пока ехали в машине, то выяснили, что он учится в моем родном городе Гянджа, тогда как я в его родном городе Анкара. После того как мы доехали мы на всякий случай обменялись нашими адресами. Следующий раз, когда он приехал в Анкару он нашел меня, и мы стали встречаться... Он познакомил меня со своей семьей. Потом когда я была на каникулах в Гяндже,  я познакомила его со своей семьей. Потом мы решили пожениться, хотя наши семьи были против. Однако мы настояли на своем…   

Как объяснила респондентка, она приняла предложение проехать в машине незнакомого мужчины, будучи уверенной, что ее хиджаб свидетельствует о ее моральном облике, как для него, так и для окружающих. Обычно компания незнакомого мужчины порождает нежелательные сплетни, которые могут принести отпечаток «позора» на всю семью. Однако в данном случае хиджаб может выступить в качестве дополнительной защиты.

Кроме того, данный рассказ не вписывается в рамки традиционного для Азербайджана брака обговоренного родителями, который по-прежнему остается широко распространенной практикой не только в регионах, но также и столице Азербайджана. (Heyat, 2002) Однако в данном случае девушка сделала свой собственный выбор даже против воли своих родителей, настояв на своем в таком важном личном вопросе как брак. 

Таким образом, принятие мусульманской формы одежды позволяет женщинам в какой-то степени раздвинуть границы приватного и публичного, в тоже время придавая женщинам чувство защищенности и безопасности, в то время когда они находятся на публике.

 

Хиджаб и Женские Поколения

Я уже отметила тот факт, что «новые платки» отделяют себя от других тем, что являются носителями так называемого «правильного знания». Они утверждают, что по разным причинам оно было недоступно для их матерей и бабушек, отдаленных от Ислама. Например одна из респонденток описывает разницу между ею и покрытием головы ее бабушки проводя черту между привычкой или несознательным следованием общепринятых правил и с другой стороны логическим, сознательным актом:

Моя мама никогда не носила платка, будучи на улице, только на похоронных церемониях. Время было не подходящим, ее могли бы легко уволить с работы или даже посадить в тюрьму. Но я помню, что моя бабушка начинала свои день с покрытия головы. Однако это было что-то иное. Это было по привычке. Например, сидя на скамейке перед домом она могла легко снять его поправить волосы и надеть платок обратно. Мы никогда не сможем сделать подобное…

Эти различные образы хиджаба перекликаются с концепцией «диссонантных традиций» выдвинутой Нилуфер Голе. В рамках данной концепции можно четко проследить различия между basortusu, головными покрытиями для женщин принятых в докемалистское время, и turbans платками, распространенными среди верующих женщин в современной Турции. И хотя в Азербайджане нет специальных терминов для обозначения различных типов женских головных уборов, женщины пытаются выразить в своих интервью их семантическое несоответствие друг другу. Таким образом, современная форма хиджаба, принятая молодым поколением женщин является по своей сути возрождением старой традиции, которая, однако, прошла через глубокие трансформации. Хиджаб изменился, пройдя путь от «элемента традиции» до «стратегии бунтарства» и стал обозначительным знаком различий между поколениями женщин. (Yegenoglu;1998:63)  

Интересен тот факт, что половина респонденток опрошенных мной указали на то, что принятие хиджаба сопровождалось для них семейными конфликтами, так как домашние или близкое окружение не принимали или не понимали их выбора. Данное обстоятельство указывает на значимость попыток женщин установить свою собственную субьектность относительно старших поколений. Это попытка отделить себя от образа жизни своих родителей, которые были подрежены влиянию коммунистической идеологии, а также неграмотности своих бабушек. Одна из респонденток указала на то, что ее конфликт с родителями пришел к завершению после того, как родители «были вынуждены смириться с моим неожиданным выбором». Таким образом, хиджаб становится одним из способов выражения контроля женщинами над своей собственной жизнью и поступками. 

 

Установление Солидарности

Хиджаб придает чувство принадлежности к определенной общности, и в то же время является обозначением коллективности. Он помогает провести черту между «Мы» и «Они». Однако, хиджаб не только устанавливает оппозицию между «закрытыми» и «открытыми» женщинами,  но также служит примером для подражания для других Мусульманок. Две респондентки указали на то, что с принятием хиджаба у них возросло чувство ответственности, так как теперь они «лицо» и образ не только самих себя как личностей, но также и целого сообщества, по их поведению люди будут судить о добродетелях всех женщин в хиджабах.

Таким образом, хиджаб помогает подчеркнуть единство Мусульманских женщин, установить их коллективную идентичность, которая при встрече с дискриминационными практиками становиться еще сильнее. Так при проведении опроса все женщины жаловались на, что их права нарушаются и они не могут получить иностранные или внутренние паспорта. Для преодоления данной проблемы женщины стали более организованы и проводят большое количество формальных и неформальных встреч. Они утверждали, что стараются просветить друг друга в области религиозных и даже гражданских прав, и стараются оказать моральную поддержку чтобы, «другие не свернули с выбранной дороги». При этом женщины принявшие участие в исследовании принадлежат к разным течениям Ислама – некоторые из них шия, другие сунни. Однако общая проблема свела этих женщин вместе, укрепила их единство и солидарность.    

 

 Хиджаб и Современность

Все участницы моего опроса указали на то, что между ними и их знакомыми главные аргументы против хиджаба были высказаны в русле того, что они не могут отказываться от достижений современной цивилизации и жизни и вернуться к традиционализму. Одна из женщин сказала о том, что ее подруга считает, что сейчас «Не то время, чтобы носить хиджаб».

Это стереотипическое восприятие хиджаба, как носителя традиционного религиозного образа жизни, который означает отказ от социальной жизни и заключение в приватной сфере, постепенно подвергается сомнению стремлением все большего количества девушек в хиджабах к получению высшего образования и достижению профессионального успеха.

Образ жизни женщин в хижджабах, так как он проявляет себя из рассказов респонденток, вполне можно охарактеризовать как «современный» – все они образованные городские жители, которые ищут empowerment и самовыражения. Их позиция еще раз подтверждает, неправильность установления знака равенства между «западным» и «современным» образом жизни. Например, Голе показывает, что женщины в хиджабах и западные женщины различны в проектах своего тела: «на фоне современных женщин, которые проявляют свою женственность через заботу, которую они выказывают по отношению к своему телу и одежде, Мусульманские женщины стараются спрятать свою женственность под хиджабом и таким образом представить «неприкосновенное тело» в противовес «эстетическому» (Gole 1996, 130). Иными словами, они стараются привлечь внимание к своей личности, к внутренним ценностям человека больше, чем к внешнему виду. Одна из женщин описывает образ жизни религиозной женщины таким образом:            

Для меня быть религиозной означает познать истинный Ислам и следовать его правилам. Другими словами быть образованной в науке и в вере. Быть kamil (совершенным, завершенным, мудрым). Истинно религиозный человек должен быть динамичным…

Этот ответ выражает желание активной вовлечености в современную каждодневную жизнь. Женщины в платках не воспринимают хиджаб как знак субординации или изоляции. Напротив, посредством хиджаба они стараются быть активно вовлеченными в социальную жизнь и готовы в случае необходимости отстаивать и защищать свою личную позицию, при этом оставаясь верными исламским канонам чести и скромности.       

 

Заключение 

Возрождение Ислама в Азербайджане одна из форм социальной реакции на трансформации последнего времени, которая находит социальную поддержку среди различных социальных классов в обществе и обращается к обоим полам. Однако, исламская общность придает особое внимание женщинам. Их «скромность» и «мораль» всегда находится в центре внимания и отмечена большой заботой патриархального исламского общества. Ведь именно женщина в его рамках призвана выражать высокие ценности и верность традициям, отмеченным своей высокой моралью и честью.    

Однако, как показывает настоящее исследование, женщины не остаются всего лишь инструментом социального воображения политических сил. Они стали активными агентами, которые пытаются раздвинуть и переобозначить границы публичного и приватного. Именно поэтому, хиджаб должен восприниматься как позиция женщин, принятая ими в рамках нового распределения социальных сил в обществе, попытка выразить свои взгляды и принципы.

Результаты моего исследования показывают, что хиджаб помогает женщинам в определении своего места и роли в обществе, придает им чувство защищенности и безопасности, повышает их самооценку и позволяет занять более респектабельное положение в обществе. В то же время, хиджаб способствует расширению рамок мобильности женщин в контексте урбанизации и позволяет им разграничить гендерно- обозначенные границы между публичной и приватной сферами. Хиджаб позволяет женщинам воплотить проекцию своего понимания женственности и женского тела, которые отличны от гегемонического образа западной фемининности. И, наконец, хиджаб помогает женщинам активно участвовать в политических и социальных деятельности и внести свой вклад в усиление и переосмысление мусульманской идентичности в Азербайджане. 

В то же время, принятие хиджаба азербайджанскими мусульманками, несмотря на то, что оно является добровольным решением женщин, было принято в условиях определенно сложившегося контекста патриархального общества. Ограничения и лимиты установленные социальным требованиями к женской добродетели вынуждают женщин разрабатывать персональные копинг стратегии (coping strategies) через принятие хиджаба. В данном ракурсе хиджаб выступает как двоякое решение: это одновременно и механизм контроля и стратегия борьбы с ним. Таким образом, несмотря на следствие empowering обозначенного выше, принятие мусульманской формы одежды усиливает идеологические «натуральные» различия между полами и подчеркивает социально различные предназначения мужчин и женщин.       


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.genpol
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное