Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Интересное по теме: общество, политика и экономика" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Гендер и политика Государственная политика как фактор преодоления гендерной ди
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
Наступление 21 века - не просто смена века и тысячелетия. С его приходом связанны надежды на лучшее будущее для всех стран и народов, социальных слоев и групп граждан, испытывавших притеснения и ущемления в правах, равно как и для каждого человека в отдельности. О третьем тысячелетии нередко говорят как об эпохе гендерного равноправия, когда женщины, деятельность которых на протяжении большей части истории человечества ограничивалась преимущественно домом и семьей, смогут полностью реализовать свои способности и возможности в различных сферах жизнедеятельности, включая бизнес, политику, государственную службу.
Государственное равенство - составная часть общего принципа равенства как принципа демократического общества. Любое ущемление в правах, нарушение принципа равенства, будь то в отношении мужчин или женщин - это нарушение конституционных прав, это дискриминация.
Гендерная дискриминация охватывает многие сферы жизни людей. Особенности, размеры и степень распространения дискриминации в разных странах и регионах различаются. Однако не в одной стране развивающегося мира женщины и мужчины не обладают абсолютно равными правами и возможностями для самореализации в различных сферах жизнедеятельности. По сравнению с мужчинами женщины оказываются более дискриминируемыми в сфере доступа к ресурсам и распоряжению ими, в сфере принятия государственных решений, участия в политической жизни.
С момента зарождения движения за права человека и принятия первых исторических документов в защиту прав человека состоялись первые выступления женщин в защиту своих политических и гражданских прав, и были приняты документы, требующие признания прав женщин. Вопрос о предоставлении основных прав и свобод женщинам возникал поэтапно в разных странах лишь с разницей в годах. В то же время на протяжении почти двух столетий признание прав женщин отставало от признания прав мужчин. Во Франции женщины получили право голоса через 150 лет после Великой Французской революции, а в США женщины только в 90-х годах 20 века приобрели по закону право на отпуск по беременности и родам. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских странах термин «кормилец» отождествлялся вплоть до 70-х годов 20 века в законах и правоприменительной практике только с лицом мужского пола - мужем и отцом. Дольше всех среди европейских стран «сопротивлялась» признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцарии. Лишь в 1968 г. после неоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии проголосовали, наконец, за предоставление женщинам избирательных прав.
Важный этап в истории международного движения за права человека и признание прав женщин начался после событий. Второй Мировой войны. Одним из первых шагов созданной вскоре после окончания войны, в июне 1945г., Организации Объединенных Наций было принятие 10 декабря 1948г. хартии прав человека - Всеобщей декларации прав человека.
Основываясь на Всеобщей декларации прав человека, 4 ноября 1950г. был принят важный, а главное, эффективный региональный международный документ - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, где было закреплено, что обладания правами и свободами, изложенными в Конвенции, должно обеспечиваться без дискриминации на основании пола. Однако подлинная свобода личности предполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей их осуществления. А именно, таких возможностей у женщин на протяжении всей эпохи патриархата не было, и нет. Причем не только и не столько у каждой отдельно взятой женщины, сколько у всех женщин в разрезе всего мирового сообщества.
Вот почему уже в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Тем самым, конвенции ООН 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями «свобода» и «равенство» была поставлена категория «справедливость».
На момент основания ООН в 1945 г. из 51 страны – первых членов Организации – только в 30 странах женщинам обеспечивались равные с мужчинами избирательные права. В течение первых трех десятилетий работа ООН по решению проблем женщин сосредоточивалась, в первую очередь, на определение юридических и гражданских прав женщин и на сборе информации о положении женщин во всем мире. Но со временем становилось все более очевидным, что одних законов не достаточно для обеспечения женщинам равных прав.
Во многих странах законы, которые призваны защищать от насилия, обусловленного гендерными различиями, содержит необъективные положения, допускающие дискриминацию жертв или сводящие на нет эффективность самих законов. В разных странах по разному относятся к ответственности за совершенное насилие, и порой относят его не к разряду тяжких. В некоторых Латиноамериканских странах, лишь отдельные виды сексуального насилия квалифицируются как преступление и то, если оно совершается против «честных» женщин. Законы в Чили и Гватемале оправдывают мужчину, согласившегося женится на девушки, которую он изнасиловал. Поскольку женитьба на жертве считается восстановлением ее чести. В Иордании и Пакистане мужчина, искалечивший или убивший жену для защиты своей чести, получает более мягкое наказание, если вообще его получает, в сравнении с теми преступниками, которые совершают подобные преступления против других лиц. Поэтому имеется необходимость определение и устранение скрытой или явной дискриминации гендерного характера в существующих законах.
Долгие годы сексуальные домогательства не считались во многих странах правонарушением, если они не имели характер уголовного преступления. Страной, сломавшей такого рода стереотип, явились США, которые в 1965 г законодательно признали правонарушением «незаконную практику нанимателя, который угрожает работнику увольнением, снижением зарплаты либо как-то иначе дискриминирует его в льготах, преимуществах, времени и условиях работы по причине его расы, цвета кожи, религии, пола или национальной принадлежности».
В 75% всех американских компаний существует служба контроля над фактами сексуального домогательства и их предотвращения. Исследования показывают, что правонарушение такого рода – не изолированный феномен, а скорее малоприятный и неустранимый аспект трудовой жизни миллионов женщин. Европейская комиссия дважды (1991 и 1993 гг.) обращалась к этому вопросу, принимая соответствующие рекомендации.
В массовом сознании многих людей вопрос о насилии над женщиной до сих пор до конца не осознан как особая социальная проблема.
После состоявшейся в 1985г. всемирной конференции в Найроби насилие против женщин, почти не рассматриваемое ранее как значимая проблема, попало в поле зрения общественного внимания в качестве критического нарушения прав женщин в проявлении дискриминации по признаку пола.
Первым международным документом, давшим всестороннее объяснение термину «насилие в отношении женщин» стала Декларация ГА ООН 20 декабря 1993г. В декларации насилие было определено как «любой акт насилия, основой которого являются половые различия, результатом которого становится причинение физического, сексуального или психологического ущерба или страдания женщине, включая такие действия как принуждение или ограничение свободы, как в общественной, так и в частной жизни».
Насилие согласно Декларации, является нарушением основных прав и свобод женщин, таких, как право на жизнь, на равенство, на личную неприкосновенность, на равную защиту в соответствии с законом, на сохранение здоровья, на справедливые и благоприятные условия труда, право не подвергаться в какой бы то ни было форме дискриминации и не быть объектом пыток или жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения. Таким образом, насилие несовместимо с принципами демократического государства, основанного на идеалах справедливости и законности.
В условиях военной конфронтации риск женщины быть подвергнутой насилию возрастает. В принятых в 1993г. Венской конференцией документах провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права.
Проблема насилия против женщин в условиях военной конфронтации актуальна для Азербайджана. В ходе Армян - Азербайджанского конфликта азербайджанские женщины столкнулись с серьезными психологическими проблемами, вызванными антигуманным поведением армянских вооруженных сил. Жестокие испытания, которым подверглись женщины, особенно в ходе насильственных событий, являлись самыми разнообразными, начиная от изнасилования и потери дома и средств к существованию и кончая убийством в присутствии их детей или мужа. По данным государственной комиссии Азербайджанской Республики по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан Азербайджана в ходе Армяно - Азербайджанского конфликта вооруженные силы Армении захватили в заложники приблизительно 442 женщины, в число пропавших без вести входит 316 женщин.
Азербайджанские дипломаты внесли большой вклад в разработку и принятие резолюций экономического и социального совета ООН по освобождению женщин, захваченных в качестве заложников. В своей резолюции, принятой 10 марта 1998г. Комиссия по положению женщин осуждает совершаемые в нарушении международного гуманитарного права акты насилия в отношениях женщин, находящихся в зонах вооруженных конфликтов, и призывает осуществить эффективные ответные меры в связи с подобными актами, в том числе немедленное освобождение женщин, захваченных в качестве заложников. В своей работе по продвижению резолюции Азербайджан обращал внимание на актуальность проблемы освобождения женщин, ее общий гуманный характер.
Данная проблема является одной из важнейших в деятельности по искоренению насилия в отношении женщин, что непосредственно отражено в Пекинской Платформе действий, где подчеркивается, что взятие в заложники является формой насилия над женщиной.
Борьба женщин за свои политические права, в первую очередь за активное и пассивное избирательное право, занимает одну из центральных мест в истории человечества. Но от предоставления равных политических прав, то есть с провозглашения формального равенства лиц обоего пола в вопросах принятия политических решений, до фактического равенства их возможностей в этой сфере - дистанция огромного размера, которую человечество только начинает проходить.
Конвенция 1979г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» связывает равноправие лиц обоего пола в политической сфере с тремя основными условиями. На государства- участников возлагается обязанность обеспечивать женщинам на равных основаниях с мужчинами право: 1)голосовать на всех выборах и избираться во все публично избираемые органы; 2)участвовать в формировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а так же осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления; 3) Принимать участие в деятельности неправительственных организаций, заниматься проблемами политической жизни страны.
На сегодняшний день ни в одном из государств мира не реализована паритетная демократия, то есть пропорциональное половому составу населения представительство мужчин и женщин на всех уровнях принятия решений: в органы законодательной, исполнительной, судебной власти. По данным Международной Организации Труда в общей сложности во всем мире женщины занимают лишь 14% административных и руководящих должностей и менее 6% высших руководящих должностей. Явно недопредставлены женщины и в парламентах большинства стран мира. За исключением Скандинавских стран, где женщины – парламентарии составляют от 33 до 40% депутатов. Также по данным ООН женщины составляют меньше 5% глав государств, глав крупных корпораций и специалистов, занятых на ведущих постах в международных организациях. В неиндустриальных и развивающихся странах женщины занимают около 6% государственных должностей по сравнению с 5-11% в европейских странах.
В то же время в целом ряде стран наблюдается процесс так называемой «селективной инкорпорации женщин в органы государственной власти под воздействием требований женской общественности», при которой доступ к принятию решений в политической, экономической, социальной и иных важных сферах жизни общества получает лишь узкий круг женщин, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной подготовки.
ЖЕНЩИНЫ В ПАРЛАМЕНТАХ И ИНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Участие женщин- депутатов в работе парламентов и иных представительных органов государственной власти крайне важно не только для самих женщин, но и для общества в целом.
Сложилась ситуация, когда женщины, являясь объектами, а не субъектами государственной политики, за годы «реформ» потеряли даже многое из того, что имели раньше.
Само по себе предоставление женщинам право голоса еще не свидетельствует о наличии всех необходимых правовых предпосылок тендерного равноправия при принятии парламентами и местными законодательными органами политических решений. Опыт многих стран показывает прямую зависимость числа женщин в парламенте той или иной страны от существующего в данном государстве избирательного законодательства.Рост представительства женщин в органах, принимающих политические решения, прежде всего в парламентах, находится в прямой зависимости от вида избирательной системы данной страны. Опыт подавляющего большинства развитых демократических государств свидетельствует, что наиболее благоприятной для реализации возможностей женщин участвовать на равных с мужчинами основаниях в принятии политических решений является пропорциональная избирательная система, когда все места в представительном органе распределяются пропорционально собранным различными партийными списками голосов.
Несомненно, важным политическим итогом 20 века для женщин является появление женщин- лидеров - Индиры Ганди, Голды Меир, Маргарет Тетчер и других во главе исполнительной власти разных стран. Такой факт не всегда означает гендерную ориентацию политики проводимой женщиной-лидером.
К сожалению, права женщин в системе прав человека никогда ни являлись приоритетными. И, очевидно, такое положение будет сохраняться до тех пор, пока политическая власть на международном и национальном уровне будет находиться преимущественно в руках мужской части населения земного шара. Главной причиной дискриминации женских прав является тот факт, что женщины, будучи заняты преимущественно в домашней сфере, на протяжении веков так и не стали по-настоящему организованной силой не в одной стране мира, ни на одном континенте.
Века патриархата деформировали сознание и культуру граждан всех стран мира, не только мужчин, возомнивших себя гегемонами, но и женщин, явно недооценивающих свои права и возможности в семье, обществе, государстве, деле сохранения мира во всем мире. Исправить положение, добиться подлинного равноправия граждан обоего пола- задача трудная и долгая, решение которой потребует усилие не одного поколения сторонников паритетной демократии и гендерного равноправия.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЖЕНЩИН В ВЫСШИХ СТРУКТУРАХ ВЛАСТИ
Политическое пространство принадлежит всем гражданам, но монопольными его владельцами являются мужчины. Хотя женщины составляют половину избирателей, на их долю приходится лишь 10% мест в парламентах мира и 6% в национальных правительствах. Поскольку изменения в обществе обычно осуществляются через политический процесс, отсутствие у женщин политических возможностей вызывает серьезную обеспокоенность.
Идея и практика народного правления, зародившаяся в Древнем Афинском полисе, изначально не предполагали участия женщин, считавшихся не-гражданами. И даже основатель либерализма Д.Локк, утверждал, что все люди равны и свободны, тем не менее он исходил из того, что только мужчины являются участниками общественного договора: ". .поскольку необходимо, чтобы окончательное решение, то есть руководство, было возложено на кого-либо, то оно, естественно, падает на долю мужчины как более способного и более сильного".
Лишь с конца ХIХ века начался процесс предоставления права голоса женщинам наравне с мужчинами. Новая Зеландия, а затем Австралия стали первыми странами, признавшими за женщинами статус граждан, наделив их, начиная с 1893, избирательными правами на национальном уровне. Но даже в промышленно развитых странах право женщин на участие в выборах существует недавно. Женщины завоевали право голоса в Финляндии и в Норвегии в 1906 - 1907 годах, в Дании - в 1915 году, в Германии, в Швеции и Соединенном Королевстве - в 1918 году и в США - в 1920. Во Франции женщинам пришлось ждать этого момента до 1944 года, в Италии - до 1945 года, а в Швейцарии - до 1971 года. Во многих из этих стран первыми получили право голоса лишь некоторые женщины - те из них, которые отвечали критериям землевладения, этническим требованиям и так далее. В большинстве развивающихся стран женщины обрели право голоса одновременно с независимостью, поскольку они были участниками борьбы за свободу.
Наибольший интерес в обретении равного избирательного права для женщин был достигнут после Второй мировой войны. К 1998 году женщины имели это право везде, кроме пяти стран на Ближнем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия) и в Республике Бруней.
Но независимо от времени получения избирательного права для женщин, проблема женского лидерства и женско-мужского партнерства в политике большинства стран остается нерешенной. Следующие сведения дают представление об участии женщин в работе парламентов ряда стран по состоянию на начало 2001 года:
Страна |
Представительство женщин |
Киргизстан |
1% |
Турция, Лихтенштейн |
4% |
Греция |
6% |
Узбекистан, Албания |
7% |
Венгрия, Россия, Украина |
8% |
Казахстан |
10% |
Франция,Болгария, Италия |
11% |
Израиль, США, Таджикистан |
13% |
Великобритания, Эстония |
18% |
Швейцария |
23% |
Туркмения |
26% |
Испания |
28% |
Германия |
31% |
Исландия |
35% |
Нидерланды, Норвегия |
36% |
Дания, Финляндия |
37% |
Швеция |
43% |
Женщины являются аутсайдерами в общественно-политической сфере большинства стран не только потому, что более заняты в быту и семье, или не имеют достаточных средств для проведения политических и избирательных кампаний (рычаги властвования и финансы - в руках мужчин, или из-за социальной дискриминации женщин). На пути женщин к лидерству серьезную роль играют препятствия, связанные с социализацией полов: большинство людей не видят в низком политическом статусе женщин социальной несправедливости.
Представляя социальное меньшинство в политике, женщины в современном мире почти не влияют на принятие решений в вопросах экономического развития, распределения ресурсов, безопасности государства, дипломатии, то есть они не влияют на формирование политики, от которой зависит их собственная судьба. Превалирующее большинство таких решений принимается довольно небольшой частью населения - мужчинами среднего и старшего возраста. Именно их опыт доминирует в политике и политических структурах.
Что касается министерских постов, то согласно данным на середину 1994 года, в целом женщины составляли 6% общего числа кабинетов: 5% в развивающихся и 8% - в промышленно развитых странах. По этому показателю на первом месте - Финляндия (39%), на втором - Норвегия (35%), на третьем Швеция (34%), на четвертом - Нидерланды и Сейшельские острова (по 31%). Однако в начале 1995 года пальма первенства перешла к Швеции, где впервые в мире был сформирован кабинет с абсолютно равным соотношением представителей двух полов.
Женщины - руководители государств в ХХ веке
Страна |
Президент |
Годы правления |
Аргентина |
Мария Эстела Мартинец де Перон |
1974 - 1976 |
Боливия |
Лидия Гелер Теяда |
1979 - 1980 |
Финляндия |
Тарья Халонен |
2000 - |
Германия (ГДР) |
Сабина Бергман Пол |
1990 |
Гайана |
Джанет Джаган |
1997 - 1999 |
Гаити |
Эрта Паскаль Троуйллот |
1990 -1991 |
Исландия |
Вигдис Финбогадоттир |
1980 -1996 |
Ирландия |
Мари Робинсон |
1990 - 1997 |
|
Мари МасЭлис |
1997 - |
Латвия |
Виара Вике-Фрейберга |
1999 - |
Либерия |
Рут Перри |
1996 - 1997 |
Мальта |
Агата Барбара |
1982 - 1987 |
Никарагуа |
Виолета Барриос де Чаморро |
1990 - 1996 |
Панама |
Мирея Москосо |
1999 - |
Филипины |
Корасон Акино |
1986 - 1992 |
Шри Ланка |
Чандрика Кумаратунге |
1994 - |
Швейцария |
Рут Дрейфус |
1999 - |
Исследования в разных странах фиксируют, что женщины хотят делать нравственную политику. Под этим понимается ненасильственная политика, соответствие средств тем высоким целям, которые декларируются в программных документах; цель такой политики - не завоевание власти над кем-либо, а использование ее для улучшения жизни людей, сосредоточения на проблемах равенства, развития, мира.
Можно с уверенностью сказать, что гендерная социализация в профессиональной и политической сферах носит ярко выраженный асимметричный характер: во-первых, в этих сферах проявляется практически неприкрытая дискриминация по признаку пола.
Однако во всем мире позитивные изменения в положении женщин являются критерием социальной устойчивости и экономического роста. Поэтому вопрос о правах женщин необходимо коррелировать с политикой равных возможностей, которая должна реализовываться национальными механизмами - действиями специальных органов, уполномоченных государством заботиться о повышении социального статуса женщин.
Специалисты вводят понятие "феминизация власти", отмечая не только процесс постепенного увеличения численности женщин во властных структурах, но и процесс обращения всего мира к «женским» проблемам, которые совсем недавно стали считать общечеловеческими.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.genpol |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||