Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #21 | Тираж 401 экз.


НОВОСТИ с 19.01.2004 по 25.01.04 (7)

Человеческий мозг не продается
Людвиг ван Бетховен
(1822)
Г.Канчели и масс-медиа: дело об унесении и оплакивании ветром
25.01.2004http://news.oboe.ru/?id=628
Недавно я писал анонс на "премьеру Литургии Г.Канчели" под названием "Унесенные ветром" (см. нашу новость #622). Там же и потом в следующей новости я писал о журналистских ляпах. А между тем и сам попался на журналистскую "утку", что сразу же мне заметил Павел Ступин, поскольку он - "истинный знаток всех этих дел" (как говаривали во времена И.С.Баха о людях, отлично разбирающихся в музыке - в противоположность "любителям").

Короче говоря, эта самая литургия для альта с оркестром называется "Vom Winde beweint" - "оплаканные ветром". У Паши, знающего сочинения Канчели почти назубок, возникла было гипотеза, что Канчели совсем недавно написал новую литургию для альта под названием "Унесенные ветром", о которой он пока не знает - тем более, в анонсах говорилось о премьере. Выяснилось, что новой литургии не было написано (по крайней мере, на концерте 19 января звучала именно литургия "Vom Winde beweint"), и напутали некоторые журналисты.

Кто первым пустил утку, а кто подхватил - Анна Ветхова из "Вашего Досуга", Лидия Ковалева из РИА "Новости" или еще кто-то - сейчас не представляется возможным установить с достоверностью. В одних афишных и билетоторгующих сайтах было написано "Унесенные", в других - "Оплаканные" (я уж не буду списки приводить, у кого как было :). Можно предположить, что кто-то ничтоже сумняшеся перевел английский вариант названия Mourned by the Wind как "Унесенные ветром" из-за сходства (в одном слове) с названием известной книжки и фильма.

Да, и премьера была не российская, а московская (она исполнялась по меньшей мере на Сахаровском фестивале 1992 года в Нижнем Новгороде). По этому поводу отзыв о прошедшем концерте в "Независимой газете" начался выражением благородного гнева: "С тех пор ее играли по всему миру, в Питере, в Тбилиси, а Москва почему-то ждала этого тринадцать долгих лет. Почему?".. biletmarket.ru в своем анонсе для простоты дела и привлечения продаж объявил это не только "российской премьерой" (как и "Ваш досуг"), но и "новым сочинением Канчели"

Но и это еще не все. "Оплаканные ветром" или "Оплаканный ветром"? (Перевести можно и так, и эдак, кажется). Тут тоже в интернете встретились разночтения. Например, в репортаже о фестивале Мариинки 1999 г. говорится об "оплаканных", а анонс "Радио Классики СПб" говорит об "оплаканном". Илья Овчинников в своей рецензии на концерт 19 января для газеты.ру тоже говорит об "Оплаканном", замечая, что "у Литургии есть и название "Оплаканный ветром", так и не появившееся в афише". Темная история... Лучше всех выкрутилась из ситуации Екатерина Бирюкова, ухитрившись взять целое интервью у Канчели после концерта 19 января, и даже расспросить об этой литургии в интервью, но так и не дав в окончательном тексте никаких ключей к разгадке...

Разгадка, конечно, есть. Точный ответ знают сам Канчели и наверняка Башмет (я попробую как-нибудь узнать из первоисточников, если не забуду :), и есть еще дополнительный источник. Утверждается, что "Оплаканный ветром" - строка из стихотворения великого грузинского поэта Галактиона Табидзе, которая и послужила названием для Литургии. Я Табидзе читал очень мало (и в переводах, естественно), такой строки навскидку вспомнить не могу. В общем, все те, кто может обладать достоверными сведениями по данному делу, пожалуйста, пишите нам.
Алексей Зубов
Статья об Олге Нойвирт в Bangkok Post
24.01.2004http://news.oboe.ru/?id=627
В Bangkok Post вчера появилась статья "Alien Soundscape", посвященная двум сочинениям Олги Нойвирт: "Construction in Space" (по мотивам рассказа Рэя Брэдбери) и "Clinamen/Nodus".

Выдержка из той части статьи, которая посвящена "Construction in Space" (кстати, у этого сочинения, есть и вторая версия с названием, идентичным названию рассказа Брэдбери: "The Long Rain" - именно в таком виде оно представлено, в частности, на одном из дисков с записью концертов фестиваля "Donaueschinger Musiktage 2000"):

Мне не удалось выявить какой бы то ни было традиционности или стандартности в том, как здесь развивается музыкальный материал [...]. Есть некоторое сходство с музыкой Вареза или раннего Лигети с характерным для них скачкообразным движением оркестра от одного экстравагантного звукового блока к другому. Есть фрагменты, когда связь с Варезом становится особенно явной, а другие - напоминают водоворот сложных и насыщенных текстур Вольфганга Рима образца "Jagden und Formen".

Из буклета к CD, который вышел на немецком лейбле Kairos, c цитированием самой Нойвирт и исполнителей, принявших участие в записи:

"Construction in Space" зажимает слушателей в кольцо из четырех оркестровых групп и четырех солистов [...], словно это боксерскй ринг. В электронных интерлюдиях [...] звук медленно перемещается поверх слушателей. В результате возникает задуманное автором ощущение клаустрофобии.

Олга Нойвирт входит число наиболее интересных композиторов нового поколения; ее творчество в последние годы получает все больший резонанс в мире современной академической музыки (см. также новость #576, где мы писали о премьере ее оперы "Lost Highway", поставленной на основе одноименного фильма Д. Линча).
Павел Ступин
Корнелиус Кардью: Штокхаузен - слуга империализма
23.01.2004http://news.oboe.ru/?id=626
На страницах Ubu Web (крупнейшего портала, посвященного экспериментальному и концептуальному искусству; главным образом, тем его видам, в которых так или иначе фигурирует текст) появилось электронное переиздание сборника статей Корнелиуса Кардью "Stockhausen Serves Imperialism" (написано в соавторстве с Родом Или и Джоном Тилбери), который состоит из 9 статей. В частности, это заглавная "Stockhausen Serves Imperialism", а также "John Cage: Ghost or Monster", где Кардью рассматривает творчество упомянутых композиторов с позиций радикального марксизма, и другие (как известно, Кардью, перед своим приходом в (нео-)марксизм долгое время работал как со Штокхаузеном, так и с Кейджем).

Оригинал книги вышел еще в 1974 году и потом долгое время отсутствовал в печати. Электронная версия, которая вышла в серии Ubu Classics (к слову, редактируемой Кеннетом Голдсмитом, о котором мы в свое время писали в связи с его совместным творчеством с Джоан Ла Барбара) сделана в лучших традициях UBU: это красиво сверстанная 133-страничная книга.

PDF-файл с книгой можно найти здесь [размер около 2 Mb] (по этому же адресу можно также предварительно ознакомиться со вступительной статьей Кайла Гэнна).
Павел Ступин
22.01.2004http://news.oboe.ru/?id=625
19 января в Лос-Анджелесе, США в "Disney Hall", который начинает в этом году свой первый сезон, состоялся концерт Гидона Кремера и его "Kremerata Musica" (квартета из скрипки, виолончели, фортепиано и сопрано). Концерт, получивший название, "Шостакович и после", объединил в себе "Postludio DSCH" Валентина Сильвестрова, вторую сонату для скрипки и фортепиано Альфреда Шнитке ("Quasi una sonata") и, естественно, произведения Шостаковича (первое фортепианное трио [сочиненнное Шостаковичем в 16-летнем возрасте], первая фортепианная соната и "Семь стихотворений" (на стихи Александра Блока).

Полный текст репортажа о концерте доступен здесь: "Kremerata Musica quartet simply outstanding", by D. Mermelstein.
Павел Ступин
Самый лучший рояль помещается в коробочке?
21.01.2004http://news.oboe.ru/?id=624
"В создании максимально реалистического, но при этом виртуального, рояля сделан большой шаг вперёд: новый программный продукт Ivory, созданный американской софтверной компанией Synthogy, способен превратить компьютер в один из лучших роялей мира." Читать дальше новость на MEMBRANA.ru

Спасибо одному постоянному участнику листа ru_classic за ссылку.
Алексей Зубов
В. Дашкевич @ 70: из инженеров в композиторы
20.01.2004http://news.oboe.ru/?id=623
Сегодня исполняется 70 лет Владимиру Дашкевичу. Накануне юбилея "Московский комсомолец" поместил интервью со знаменитым композитором. В нем он делится разными любопытными сведениями из своей жизни, вроде того, что в композиторы он перешел с завода резиновых изделий (подчеркнув, что на этом заводе НЕ изготовляли "резиновых изделий ?2"), что его прапрадед был цадиком, рассказывает о том, как ему в рояль настройщик-офицер КГБ подкладывал "жучки" и т.п.

"...'Зимняя вишня' [музыка к этому фильму, наряду с музыкой в 'Бумбараше' и 'Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона' - в числе самых популярных произведений Дашкевича - А.З.] - это прорыв в сторону моральной проблематики вне социального контекста. До 'Вишни' этот предмет отношений никогда не был предметом киноисследований, как, впрочем, и музыкальных тоже. Шостакович - это грандиозная лекция на темы мироздания, о жизни, о конфликтах поколений. Но чистой лирики, которой требовал новый подход, не было. Наше кино до сих пор прокалывается на тоталитарных клише, клише социальных проблем и не может найти способа просто говорить с людьми..."

Опять же, как всегда, не могу не побрюзжать на журналистов. Я очень люблю "МК" (это единственная газета, которую я вообще иногда читаю) - в том числе и за очаровательные журналистско-корректорские ляпы, в среднем не менее трех в каждом номере. В публикации упомянутого интервью возник некто Коб Аб - "...работали над японским спектаклем 'Призраки среди нас' Коба Аба" (кто не знает - знаменитого японского писателя зовут Кобо Абэ, а журналист, очевидно, не расслышал как следует окончания, а корректор ничего и не понял). Вообще, иногда жутко становится от этих журналистов - кажется, уже давно журфаки перешли на установку "чем меньше знаешь - тем лучше, тем профессиональнее". Вспоминаются высокомудрые рассуждения одной немолодой и "независимой" полит-"акулы пера" - я даже имя запомнил: Денис Драгунский. Этот деятель в одной телепередаче, бывшей лет 5 назад, договорился до того, что, мол, нечего тут жаловаться на проблемы музыкантов, особенно молодых - надо действовать государственно: скажем, выяснить, сколько реально в год нужно скрипачей оркестрам, пусть например, восемь-девять, следовательно все консерватории России должны выпускать ровно столько скрипачей, и ни единым волосом смычка больше - вот тогда-то и будет все в порядке... Его аж распирало (трясло) от глубины высказанной идеи обустройства музыкальной России. Жалко, никто ему не выдвинул встречную идею по поводу "необходимого стране" количества журналистов... Ну да ладно - это просто к слову... Журналисты тоже люди, и большинство из них, я уверен, вполне искренни, и говорят/пишут глупости только из-за своей собственной глупости, а не умышленно, а страсть к публичному вещанию - это неискоренимая человеческая черта... возьмите для примера http://news.oboe.ru... Ой..;-). Вернусь к Дашкевичу.

Еще можно посмотреть одну нашу новость годовой давности, связанную с предыдущим юбилеем Дашкевича. Там тоже есть ссылка на большое интервью в "МК" - в нем композитор больше рассказывал о своем творчестве. Коль скоро за неполный месяц в прошлом году он написал (и записал) Рождественскую рапсодию для флейты и ф-но в 7 частях (25 минут), Альтовую сонату в трех частях (30 минут), Концерт для мужского хора '7 зарниц Апокалипсиса' в 8 частях (30 минут), то сколько же он успел сочинить за истекший год?.. И в какой фильм-детектив в очередной раз перекочует музыкальная тема "подстерегающих опасностей" из фильма про Шерлока Холмса?

Мы поздравляем юбиляра и желаем ему новых больших творческих достижений!

Заодно: тот же вчерашний "МК" опубликовал заметку о "другой Насте" - 18-летней солистке Большого Театра Анастасии Меськовой, недавно станцевавшей главную партию в необычной постановке "Ромео и Джульетты".
Алексей Зубов
Большой во Франции и премьера Канчели
19.01.2004http://news.oboe.ru/?id=622
NewsInfo.ru публикует статью о гастролях Большого театра во Франции:

"13 лет французы ждали гастролей Большого Театра, ждали с нетерпением. Гастроли готовились три года. И вот прославленная труппа на парижской сцене: Российская пресса рассказывает об успехе российского балета во Франции. Французская отзывается о Большом намного сдержанней. Зрители в полном непонимании - хлопать или помидоры кидать в русских балерунов. Более странных гастролей Большой не помнит со дня своего основания. Были более пышные, более громкие, более скандальные, но таких не было никогда..."

Сегодня в Большом зале Московской консерватории состоится (уже состоялась) российская премьера Литургии под названием "Унесенные ветром" известного композитора Гии Канчели, посвященной Ю.Башмету, в исполнении оркестра "Новая Россия" (солист - Ю.Башмет). Вот анонс в журнале "Ваш досуг", и еще - аудиофрагмент интервью Г.Канчели на сайте радио "Маяк". Кстати говоря, несколько дней назад в конференции ru_classic прошли бурные дискуссии по поводу в свое время нашумевшего симфонического сочинения Канчели под названием "Стикс".

И на закуску - интервью известной советской певицы Е.Образцовой, в котором она неожиданно вскрыла Александра Лазарева как якобы старую причину "отсутствия в Большом театре больших звезд" (кроме себя, имелось ввиду):

"- Пришли молодые дирижеры, которые не понимали того, что искусство без традиций невозможно. Взяли поющую основную массу больших певцов и выгнали на пенсию. Все и оборвалось. Это Был Александр Лазарев, который пришел к нам в Большой театр и сказал, что нам старики не нужны, и будут молодые петь."
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное