Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #20 | Тираж 396 экз.


НОВОСТИ с 12.01.2004 по 18.01.04 (8)

[Музыка Баха - ] самое удивительное чудо во всей музыке
Рихард Вагнер
Очередная "разгадка секрета Страдивари"
18.01.2004http://news.oboe.ru/?id=621
Один музыкальный журнал как-то раз написал, что "секрет Страдивари" "разгадывается" примерно два раза в неделю. Не очень давно была опубликована очередная "разгадка" (еще 10 декабря в статье на NEWSru.com). Смысл "секрета" вкратце вот в чем:

"...Ученый утверждает, что Старидивари создавал свои бесценные скрипки в период с 1700 по 1720 годы, используя древесину многовековых европейских елей. Непродолжительный ледниковый период сделал более плотной древесину этого типа елей, благодаря чему увеличилась и естественная резонаторная способность этого материала."

(Как всегда, не могу не побурчать по поводу необразованности современных журналистов - в статье фигурирует некто король Джеймс II Английский. Кто не понял, о чем я: по-русски королей-Джеймсов всегда именовали Яковами, так же как французских Луи - Людовиками...)

Газета "Московский комсомолец" опомнилась через месяц и опубликовала свою статью по поводу дендрологического секрета Страдивари. Спасибо автору за трезвое заключение статьи: "Но вместе с тем понятно, что даже если самое лучшее дерево попало бы в руки посредственному мастеру, у него не вышел бы чудо-инструмент. Поэтому высказанная версия не является полноценным объяснением секрета скрипок Страдивари."

Секретов Страдивари будет открыто, я думаю, еще не одна сотня. Очень популярная версия была такая: секрет в составе лака. Правда, как-то раз лак с одной скрипки Страдивари решили содрать, и, как оказалось, это совсем не повлияло на звук. Далее, секрет обнаружили в вымачивании дерева - по этому поводу доходило и до таких заявлений: "Теперь можно с полной уверенностью сказать, что звук, который рождают творения Страдивари, напрямую связан с пропиткой дерева, из которого сделаны скрипки". Имеется также большая статья в газете "1 сентября - Химия" одного искреннего любителя проверить химией гармонию. Ну вот теперь в дело включились археоботаники...

Вообще (можете со мной не соглашаться, конечно ;-) никакого секрета Страдивари нет и быть не может в принципе. Скрипки Страдивари - такие же произведения искусства, как скульптуры Микеланджело или полотна Рафаэля. Можно ли с ними поставить вопрос так, как ставят его со Страдивари: давайте разгадаем секрет искусства Микеланджело или Рафаэля и научимся творить так же, как они? В чем "секрет" музыки Баха, который "не был никому передан"? Конечно, мы изучаем и выделяем разные технические особенности (цветовые сочетания у Рафаэля или хитроумные контрапунктические приемы у Баха), но они все же не составляют "суть" целиком. Мастер, художник, обладает неповторимой комбинацией опыта, интуиции, "чутья", ну и... "дара свыше", которые позволяеют ему совершить его творение. Микеланджело, потрогав мраморную глыбу, сразу понимал, подходит она ему или нет. "Полуграмотный" Страдивари, постучав по деревяшке, понимал, годится она ему для скрипки или нет (и совершенно неважно, была она найдена на свалке старой мебели или делалась из лучших пород особого дерева. И вообще некоторые мастера делали инструменты "из чего попало", а Страдивари иногда делал скрипичные деки из нескольких кусков, как сборно-панельный дом!). Бах, ознакомясь с музыкальной темой, сразу же, не производя никаких алгебраических вычислений, узнавал, для каких контрапунктических преобразований она годна. Это художественное чувство вряд ли может быть адекватно выражено словами и "передано" так, чтобы его можно было повторить для создания "такого же" произведения искусства.

Очень хорошо и просто сказал об этом всем С.Газарян, автор замечательной книжки для школьников "В мире музыкальных инструментов" , изданной в советское время:

"... нет двух одинаковых кусков дерева, и мастера каждый раз исходили заново из свойств материала. Чувствовали, как из данного дерева, из того куска, который сейчас в работе, нужно сделать инструмент, чтобы он зазвучал. В этом смысле можно говорить и о секретах, но не о тех, что специально не выдаются. Как мастер смог бы рассказать об интуиции, о шестом чувстве, о предвидении? Изготовление хороших скрипок - большое искусство, а в любом искусстве есть свои тайны, которые умирают вместе с мастером, как бы ни хотел он и как бы ни старался рассказать о них людям."
Алексей Зубов
Воспоминания о Джоне Кейдже
17.01.2004http://news.oboe.ru/?id=620
Фестиваль "John Cage Uncaged" (cм. наши новости #581 и #599) привлекает к себе много внимания, в прессе появляются интересные статьи как о самом фестивале, так и об искусстве Кейджа вообще. В Guardian опубликованы воспоминания-миниатюры людей, чьи творческие пути так или иначе пересекались с Кейджем: это композиторы Гевин Брайерс и Стивен Монтаг (Stephen Montague), хореограф Мёрс Каннингем и многие другие. Много очень интересных и забавных историй, перевод нескольких фрагментов из которых предлагается ниже.

Из рассказа Стивена Монтага:

Кейдж, я (рассказчик), Каннингем, жена Марселя Дюшана и Ивар Михашофф (композитор и исполнитель сочинений Кейджа) застряли в лифте между этажами, свет погас - все мы погрузились в полную темноту. Очень странная и таинственная атмосфера. Каждую секунду я только и думал о том, что лифт сейчас начнет падать. Нажали на кнопку для вызова лифтера и ждали. Ничего не происходило. Наконец, Мме (жена Дюшана) спросила: "Что будем делать?" Джон ответил: "Прекрасная возможность послушать музыку. Просто слушайте." Был слышен какой-то грохот и гул откуда-то из здания. Мы все внимательно слушали. Через какое-то время Ивар начал изредка постукивать в весьма странном ритме. Я присоединился к нему. Наконец, минут через 20 (хотя казалось, что это длилось несколько часов), включили свет и мы смогли выбраться из лифта. Позднее, комментируя этот эпизод, Джон сказал: "Это была изумительная музыка. Единственное, что меня огорчило - это два человека, которые мешали ее слушать".

Из рассказа Жан-Люка Шоплена:

В 1976 году я участвовал в организации концерта с исполнением "Atlas Eclipticalis" Д. Кейджа. В этом сочинении есть такой момент, когда тромбонист в строго определенный момент должен исполнить самую высокую ноту, которая вообще берется на тромбоне. Произведение исполнялось на улице, музыканты разбрелись по окрестностям. Тромбонист расположился в лесу. Тромбонист был из Японии, настоящий фанат музыки и философии Кейджа, совершенно безумный и полный решимости - словом, настоящий самурай. Он сказал, "Если я не возьму эту ноту, я покончу жизнь самоубийством". И по его виду было понятно, что он не шутил. Вечером я ужинал с Джоном и сказал ему: "Ты должен поговорить с ним. Для него это может закончиться настоящей трагедией. Я отменяю концерт. У меня нет выбора." Джон ответил, "Жан-Люк, на, поешь грибов. Разница между смертью и жизнью - ничтожна". В общем, все закончилось тем, что мы спрятали за деревом еще одного музыканта на случай, если тромбонист все-таки попытается что-то сделать с собой. В конце концов тромбонист пропустил свою ноту, второй музыкант прыгнул на него сзади ... к счастью, все обошлось".

Читать всю публикацию в Guardian: The Music of Chance.

Продолжая тему Кейджа, для тех, кто имеет возможность слушать радио через интернет, хочу дать ссылку на сайт BBC Radio 3, где будут все эти выходные идти прямые трансляции концертов фестиваля из Barbican, а также ряд передач, посвященных Кейджу.
Павел Ступин
Брайан Фернейхоу и Гэвин Брайерс @ 61
16.01.2004http://news.oboe.ru/?id=619
16 января 1943 года Англия подарила миру сразу двух композиторов, которые, как оказалось в дальнейшем, имеют мало чего общего между собой: это олицетворения "новой простоты" - (пост-)минималист Гэвин Брайерс и "новой сложности" - "максималист" Брайан Фернейхоу.

Музыкальный язык Брайерса уходит своими корнями в импровизационную музыку, порывающую с традициями европейского модернизма (имеется в виду его тесное сотрудничество как с Дереком Бейли и другими джазовыми музыкантами, так и с Джоном Кейджем и Корнелиусом Кардью), и минимализм, в результате чего мы и слышим ту самую "новую простоту".

Что же касается Фернейхоу, то помимо всего прочего он известен беспрецедентной сложностью своих сочинений. Так в одном из интервью Ирвин Ардитти (первая скрипка Arditti Quartet, фактически специализирующегося на музыке, которую исполнить почти невозможно) на вопрос о том, приходилось ли Arditti сталкиваться с написанными специально для них сочинениями, исполнение которых находится за пределами их технических возможностей, ответил: "Нет ничего невозможного, если потратить на это достаточно много времени" (имея в виду свой "кошмарный" опыт работы со вторым струнным квартетом Брайана Фернейхоу, который пришлось разучивать доля за долей, в результате чего на 12-минутную миниатюру в итоге ушло около 60 часов репетиций). Но нужно иметь в виду и то, что эти усилия стоили того хотя бы потому, что струнные квартеты Фернейхоу (которыми, если я не ошибаюсь, занимается исключительно Arditti Quartet) входят в число ключевых сочинений этого жанра вообще. На сайте другого ансамбля современной музыки, нью-йоркского Ensemble Sospeso, который также имеет в своем репертуаре сочинения Фернейхоу, есть интересные мысли о пресловутой сложности. Я посчитал уместным представить ниже перевод небольших фрагментов из биографического эссе о Брайане Фернейхоу:

В "Unity Capsule" и "Time and Motion Study" (названия известных сочинений Фернейхоу) исследование исполнительских возможностей становится объектом основного внимания композитора и эстетического восприятия. Эти сочинения требуют абсолютного телесного погружения в процесс воплощения задач, которые находятся на грани между возможным и невозможным, как физически, так и духовно: в "Time and Motion Study II, для виолончели и электронных инструментов" солист не только исполняет технически очень сложную партию, требующую непривычной независимости между действиями левой и правой рук, но также использует две педали, а в определенные моменты еще и поет. Здесь, как и в своих более поздних работах, отношение композитора к технологии (в самом общем смысле этого слова) максимально двусмысленно: электроника как расширяет возможности человека, так и порабощает его, то есть подчиняет эти возможности своей логике.

Хотя эти композиции уже являют собой воплощение сверхсложности, те, что последовали за ними, не менее сложны - вообще у Фернейхоу не существует легких сочинений как таковых, нет даже пьес средней сложности. Однако, эти, как правило, насыщенные и замысловатые текстуры его сочинений - что дало многим критикам повод повесить ярлык "максималиста" на музыку Фернейхоу - не возникают как результат увлеченности виртуозностью как таковой; отнюдь: они - выражение трансцендентального (вне-музыкального), что всегда играло ключевую роль в его творчестве. Это становится особенно очевидно в тех работах Фернейхоу, которые основаны на образах из визуального искусства. Первым из таких было оркестровое сочинение "La terre est un homme", частично вдохновленное картиной Роберто Эчаурена Матты (Roberto Matta, чилийский художник-сюрреалист), но, наверное, еще больше грезами о пустынном пейзаже, где каждая песчинка имеет свой, явно ощущаемый, вес: это привело к утопической концепции оркестра как развитой сети из, как в данном случае, 101 сложных индивидуальных партий. Это квази-алхимическое соединение противоположностей снова возникает в качестве лейтмотива "Lemma-Icon-Epigram", пьесы для фортепиано соло, где экстра-музыкальные источники включают в себя Андреа Алчиато и Вальтера Беньямина. Однако, вне-музыкальное (а следовательно и сложность), никогда не играло программной или иллюстративной роли в музыке Фернейхоу: оно - источник вдохновения для новых подходов к музыкальной форме и трактовке музыкального материала.
Павел Ступин
Репортаж о концерте Н. Гутман
15.01.2004http://news.oboe.ru/?id=618
В "Русском журнале" появилась заметка о состоявшемся 11 январе концерте виолончелистки Наталии Гутман:

Наталия Гутман, посвятившая вечер памяти своей преподавательницы Г.С.Козолуповой, представила краткую историю европейской виолончельной сонаты XIX-ХХ веков. Драматургия программы была строго продуманной: взволнованного Камилла Сен-Санса сменил ироничный Франсис Пуленк, а вслед за консерватором Николаем Мясковским прозвучал новатор Бенджамен Бриттен. Таким образом, были сопоставлены три композитора совсем разных школ, а четвертый, сам себе школа, некоторым образом суммировал их достижения.

Читать всю статью в РЖ: К. Дальковский, "Парадоксы романтического формализма".
Павел Ступин
Переиздание первой записи "Drumming" С. Райша на "DG"
13.01.2004http://news.oboe.ru/?id=617
Как мы уже писали в свое время, Deutsche Grammophon в конце прошлого года существенно расширил свою серию 20/21 целым рядом переизданий записей, ставших классикой современного искусства. В "Washington Post" опубликована развернутая рецензия на одно из таких переизданий - запись первого исполнения "Drumming" Стива Райша (Steve Reich). Кроме "Drumming" на двойной CD также вошли "Music for Mallet Instruments, Voices and Organ" и "Six Pianos".

Читать всю статью: DG Reissues the Groundbreaking First Recording of Steve Reich's Drumming (by Tim Page).
Павел Ступин
Мортон Фелдман @ 78
12.01.2004http://news.oboe.ru/?id=616
Сегодня исполнилось бы 78 лет Мортону Фелдману (1926-1987), одному из крупнейших современных композиторов. Музыка Фелдмана, - как это уже не раз отмечалось и к чему приходишь сам, когда слушаешь, например его "Crippled Symmetry II", "Three Voices [for Joan La Barbara]", "Clarinet and String Quartet", - явление чистой музыки во всей силе ее абстракции и свободы от исторического контекста, псевдо-решения каких-то драматических псевдо-проблем, рационального метода.

Существует сайт, посвященный творчеству Мортона Фелдмана - исчерпывающий ресурс, о котором многие композиторы могут только мечтать.
Павел Ступин
Ардитти vs. (?) Кронос
12.01.2004http://news.oboe.ru/?id=615
В New York Times появилась статья Quartets Changing With the Times They Changed (by A. Shatz), которая посвящена двум струнным квартетам: Arditti Quartet и Kronos Quartet, с которыми связано возрождение интереса современных композиторов к квартетному искусству и которые самим своим существованием вдохновили появление целого ряда молодых коллективов (квартеты Flux, Ethel, Meridian, Brodksy, Keller, Balanescu). Статья интересна тем, что в ней фактически показывается, насколько сильно разошлись пути этих двух коллективов, которых, казалось бы, объединяет одна цель и, первоначально, схожий репертуар: Шнитке, Фелдман, Кейдж, Нэнкэрроу. "Кронос", возглавляемый Джеффом Хэррингтоном (стареющим хиппи, помешанном на Джимми Хендриксе, до такой степени помешанном, что будь Джимми жив сейчас, Хэррингтон сделал бы все возможное, чтобы тот написал для "Кроноса" свой струнный квартет), постепенно "ушел" в минимализм, а через него и (что особенно отвратительно для Ирвина Ардитти, лидера Arditti Quartet) в исполнение собственных переложений этно-музыки, рока и джаза. Что касается Ардитти, то они остаются верны высоким стандартам модернизма и в их безукоризненном репертуаре не найти поп-музыки, с юности не приемлемой Ирвином Ардитти ("Когда все слушали "The Beatles", я слушал Берио, Ксенакиса, Лигети и позднего Булеза. Никто из моих друзей не понимал меня."), и, благодаря Ардитти, нам доступна практически исчерпывающая коллекция записей квартетов от Шенберга и Веберна до Ноно, Рима и Лахенманна. Также в статье есть забавный диалог через десятилетия между Ирвином Ардитти и Пьером Булезом: молодой скрипач спрашивает у Булеза, почему тот не пишет струнных квартетов, на что получает ответ, "Потому что струнный квартет умер". Спустя десятилетия Булез, которой так и не написал ни одного струнного квартета, говорит Ирвину Ардитти: "Помните, что я тогда сказал насчет смерти струнного квартета? Так вот, приношу свои извинения, я был не прав."
Павел Ступин
АукцЫон + Т. Гринденко = Зимы не будет
12.01.2004http://news.oboe.ru/?id=614
Знаменитые группа "Аукцыон" и ансамбль Татьяны Гринденко 8 января устроили необыкновенный святочный концерт в Концертном зале им. Чайковского. В программе прозвучали сочинения А.Вивальди, М.Преториуса, Г.Перселла, Л.Федорова ("Аукцыон") и В.Мартынова. Об этом уникальном музицировании - статья М.Визеля в "Русском журнале":

"...музыканты менялись идеями, париями, тембрами. Для начала Леонид Федоров (кстати сказать: он был чудо как хорош в парчовом камзоле с брыжами - прямо майсенская фарфоровая статуэтка) под гитару исполнил по-немецки рождественскую песню Михаэля Преториуса рубежа XVI-XVII века, наглядно воплотив еще одну дорогую для "Академии старинной музыки" идею: добаховская классика - не музейный экспонат, а самая что ни на есть живая вещь: ведь именно так, в домашнем кругу, непоставленными голосами, она исполнялась веками.

..."Академия старинной музыки" играет всем известную "Зиму" из "Времен года" Вивальди - "Аукцыон" отвечает на это "Зимы не будет" (причем любопытно было заметить, что звучание струнного ансамбля оказалось куда более легким, "попсовым", чем песня рок-группы). [...]рок-вокалист Федоров вдруг предстает в ипостаси барочного оперного певца - голос небольшой и "неправильный", но с живой интонацией и невыхолощенной страстью.

[...] когда плясовой мотив "Все вертится" (а "Аукцыон" грянул свой хит со всей удали, без оглядки на алебастровую лепнину, - Гринденко, кажется, аж чуть не присвистнула) вдруг подхватил огромный орган зала Чайковского, половина зрителей начала переглядываться, сползая со стульев от удовольствия, а вторая полвина - с удивлением смотреть на первую, не понимая что происходит. А происходила нормальная святочная мистерия. Только XXI века."


Ну что же... Это наш ответ разным Андерсам Нордентофтам, учиняющим "беспрецедентное пересечение традиций Бриттена и Малера с поп-культурой" (см. новость от 1 января)
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное