Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #13 | Тираж 391 экз.


НОВОСТИ с 24.11.2003 по 30.11.03 (8)

Птицы, возможно, самые великие музыканты, какие только есть на этой планете.
Оливье Мессиан
"Техника моего музыкального языка" (1944)
Бетховен, #9: 24 часа
30.11.2003http://news.oboe.ru/?id=550
Ровно 24 часа длится новая интерпретация девятой симфонии Бетховена. Полная версия доступна для скачивания в форматах mp3 и RealAudio здесь (осторожно: размер всей симфонии - 1.3 Gb). Судя по появившейся рецензии на эту запись - это огромное растяжение бетховенского произведения во времени не скатилось до уровня пародии; совсем наоборот:

The wonder of it is that he [Leif Inge - композитор] does not land in some caricature of the symphony, but rather has managed to lift the essence of this music into new heights of beauty, and it makes me wonder if this is how it is to die and enter the Bardo of afterlife, which really is an in-between-life state...
Павел Ступин
Статья о Харрисоне Бёртвистле
29.11.2003http://news.oboe.ru/?id=549
Опять новость о британском композиторе Харрисоне Бёртвистле (Harrison Birtwistle) - в Guardian появилась посвященная ему статья-интервью "Up the Garden Path". Композитор в эти дни настолько занят, что на вопрос о том, что он сейчас пишет, он отвечает, "А что я сейчас не пишу?" И, как обычно, не обошлось без так называемых лабиринтов в музыке Бёртвистла:

"I deal in a lot of my pieces with what you might call a labyrinth. I'm concerned with time which is circular. Time is not linear, though it expresses itself in that way." That must be a problem for you since music is traditionally seen as developing in a linear manner through time. "Is it?" he asks. Another good question. No, not necessarily. Music doesn't have to develop. "In the end you understand music through your memory. You go back to the same thing again and again and experience it differently."
Павел Ступин
Филип Гласс в Москве
28.11.2003http://news.oboe.ru/?id=548
Филип Гласс прибыл в Москву, где он выступит 28 и 29 ноября в МДМ с программой "Koyaanisqatsi", о чем мы уже в свое время писали. В прессе появилось огромное количество статей на эту тему (для ознакомления с которыми - рекомендую воспользоваться news.yandex.ru), в своем большинстве щедрыми на громкие тезисы типа "Филип Гласс - основатель минимализма" и пр. (кстати, для тех, кто хочет узнать всю правду о минимализме и кто там есть кто на самом деле - советую ознакомиться с подборкой легендарных статей Тома Джонсона в Village Voice). Но нашлись и те, кто сказал много всего нехорошего. Так gazeta.ru "порадовала" статьей "Напряженность интимного общения", где некто Настя Буланже изрядно поглумилась над Глассом, да и минимализмом вообще. Приведу несколько характерных цитат:

Серьезный композитор?.. Серьезному композитору никогда не придет в голову писать симфонию на основе музыки Дэвида Боуи [...] Наконец, серьезный композитор никогда не будет внешне похож на Густава Малера, но без чахотки и с хорошим стоматологом. [...]

О какой, извините, серьезности может идти речь, когда музыка Филипа Гласса монотонна, словно опусы группы "Виа-гра", а большинство его произведений представляют собой бесконечные цепочки то и дело повторяющихся трех-четырехзвучных мотивов, слегка варьирующихся по тембру и способу изложения. Раз за разом перепевающий себя примитив прекрасно подходит для киноэкрана, и недаром Гласс засветился во многих громких кинопроектах, от "Шоу Трумана" до "Дракулы". Но чтобы серьезный композитор?.. [...]

[то, что Филип Гласс -] "изобретатель минимализма" - это полная чушь. Когда этот стиль, перевернувший мышление XX века, зарождался, юный балтиморец Фил еще чинил радиолы в папочкиной мастерской. Но не может же столько народу пребывать в заблуждении десятки лет. Действительно не может.


В общем, очень гадкая статья и ее автор, наверное, остался доволен своими кощунственными злодеяниями. Но вернемся с самому событию. На концерте прозвучит первая часть qatsi-трилогии, которая является одним из сильнейших сочинений Гласса образца 80-х годов. Судя по тому, что сам Гласс говорит о предстоящем исполнении, Koyaanisqatsi предстанет в значительно измененной по сравнению с оригиналом форме, что безусловно делает концерт еще более интересным.

Также хочется упомянуть о недавно появившейся на украинском сайте PuNk on-line в разделе "Библиотека" небольшой статьи Сергея Летова "Хронологические заметки о самовыражении и его преодолении". В ней, кроме всего прочего описывается один имеющий прямое отношение к предстоящим концертам Гласса случай, который я процитирую ниже:

Два десятка лет назад, в гостях у теневого лидера московских концептуалистов - Андрея Монастырского ко мне обратилась одна американка со странной и волнующей просьбой. Передать композитору Шнитке посылку от Филипа Гласса. Я ответил, что лично с Альфредом Шнитке не знаком. Дама ответила, что, мол, ей известно, что я музыкант, что может быть, мне, как музыканту нетрадиционного, не одобряемого властями направления, будет легче незаметно сделать это? Вы понимаете, Сергей, почему этого нельзя было сделать по почте или через Союз Композиторов? В общем, они (они? они с Филипом Глассом? или и с ЦРУ?) выбрали меня для этой роли. Я знал, что в Союзе Композиторов идет травля Альфреда Гариевича, времена были еще доперестроечные. Кремлевские старики умирали один за другим. Идеологический фронт штормило. Единственный выпад в защиту Шнитке, как мне рассказывала Светлана Голыбина, сделал Владимир Дашкевич. И то не совсем в адекватном состоянии... Не доверяя прослушиваемым телефонам, я поехал домой к Софии Губайдулиной, которая дружила со Шнитке, ей он доверял. Таким образом, через несколько дней я без предварительного телефонного звонка поехал к нему домой, на улицу Дмитрия Ульянова.

[...] В конце концов я передал перепуганному Шнитке пакет, причем Альфред Гариевич уверял меня зачем-то, что он никакого Филипа Гласса знать не знает и от него ничего ожидать не может. В пакете были виниловая грампластинка 'Коянискаци', кассета 'Фотографа', фотографии Гласса и его ансамбля (одну из двух одинаковых фотографий я взял себе на память с разрешения американской дамы), а также чарты популярности из каких-то американских газет - какие-то Top 20 с обведенными зеленым маркером позициями типа 5 или 6 в списках теперь уже давно позабытых поп-групп. Так же с разрешения дамы я попытался переписать 'Коянискаци' на своем катушечном магнитофоне. Кассету с 'Фотографом' мне удалось только прослушать в гостях у кого-то - свой первый кассетный магнитофон я привез из Финляндии только в 1988.

Вот так я впервые познакомился с минимализмом.
Павел Ступин
Х. Лахенманн @ 68
27.11.2003http://news.oboe.ru/?id=547
Если кто-то вдруг спросит, кто такой этот Хельмут Лахенманн, то есть одна интересная мысль Пьера Булеза, которая поможет разобраться и поставить все на свои места (цитата приводится из главы "Булез", которая является частью "Фрагментов о Денисове" авторства композиторов Д. Смирнова и Е. Фирсовой):

В современной музыке он [П. Булез] не любит всего, что связано с минимализмом и неоромантизмом - прежде всего потому, что эта музыка плохо сделана. Не любит звукоизобразительной музыки. Так в Мессиане он ценит больше всего то, что не связано с птицами. "Чем меньше птиц - тем лучше музыка!"

Сказал, что у Ксенакиса плохой слух - музыка плохо прослушана, написана абстрактно. Зато хороший слух у Берио и он, как дирижёр, с удовольствием играет его Симфонию, хотя не считает это сочинение чрезвычайно глубоким и близким к тому, что он сам делает как композитор.

[...]

В немецкой музыке он выделяет Лахенманна и некоторые вещи Вольфганга Рима, когда тот не халтурит. О Кагеле сказал, что это всего лишь пародия - очень трудная (или, вернее, опасная) вещь в музыке. Начиная пародировать других, музыка превращается в пародию на себя. Этого смогли избежать лишь Стравинский или Малер, у которых существует дистанция к пародируемой музыке. Они пропустили пародию через себя, и на первом месте всё же они сами, а пародия - на втором. О Шнитке он сказал приблизительно то же, что о Кагеле.

Со Штокхаузеном у него хорошие товарищеские отношения, поскольку они не говорят о музыке - зачем из за этого портить дружбу! Лучшее, что тот написал, по мнению Булеза, написано 25 лет назад ("Zeitmasse", "Gruppen"). То, что он делает сейчас, вызывает у Булеза полное недоумение.

О Пендерецком он не может говорить всерьёз, зато к Лютославскому (периода Второй симфонии, Книги для оркестра, Трёх поэм Мишо) относится с уважением.


Прозвучавшие в этой длинной цитате критические замечания вредного Булеза в адрес других мастеров можно пропустить мимо ушей и забыть, но, с другой стороны, понятно, что Лахенманн - один из крупнейших композиторов современности. Также хочется добавить, что Хельмут Лахенманн - крупнейший специалист-практик в области инновационных подходов к звукоизвлечению.
Павел Ступин
Губайдулина в Словакии
26.11.2003http://news.oboe.ru/?id=546
В Братиславе завершился 10-дневный международный фестиваль современной музыки Melos-Ethos, который окрестили фестивалем музыки С. Губайдулиной, так как в течение последних трех дней прозвучало целых шесть ее сочинений, а кульминацией этой серии стало исполнение ее концерта для скрипки с оркестром "Offertorium". В фестивале приняла непосредственное участие и сама Губайдулина, которая к тому же осталась очень довольна исполнением своих композиций.

Фрагмент статьи:

At the age of 72, Sofia Gubaidulina is still full of energy. Her eyes start to sparkle when she speaks about composing. She listens to music in an intense and concentrated manner and leans forward, trying to catch every single sound. At the same time, she is as humble, charming, and easy to communicate with as someone who does not take world fame seriously. Those qualities reflect in her music, which is intense, simple, transparent, and meditative.

Читать всю статью: L. Staub, "The mysterious phenomenon of Gubaidulina's music in Slovakia"
Павел Ступин
Премьера оркестрового сочинения Х. Бёртвистла
25.11.2003http://news.oboe.ru/?id=545
На Sequenza21 появился рассказ о подготовке к мировой премьере "Theseus Game" - последней крупномасштабной оркестровой работы Харрисона Бёртвистла (Harrison Birtwistle), одного из ведущих композиторов Великобритании. Как и в ряде предыдущих сочинений (типа "Earth Dances"), композиция строится по так называемому принципу лабиринта, который столь любим Бёртвистлом.

Фрагмент из статьи:

Scored for large ensemble and two conductors, Theseus Game extends ideas developed in Secret Theatre and Ritual Fragment. Just as Theseus explored the labyrinth, fixing his route with the aid of Ariadne's thread, so Birtwistle unravels an unending melody, or cantus, within the closed systems in the score. The melody sounds from a 'station' in front of the ensemble, occupied by a sequence of instrumentalists, while two side 'stations' provide antiphonal opportunities for pairs of trumpets or trombones, playing from side to side.

"The title is a metaphor for the form of the piece, with Theseus' thread expressed by an endless melodic line, played in turn by various intsruments from the main ensemble," Birtwistle writes. "The other instruments accompany these soloists, defining the labyrinth, through which the melodic thread must find its way."

The players of the ensemble follow the tempi of one of the two conductors, as indicated in their score, allowing two independent time-streams to operate simultaneously. Birtwistle describes this as a liberating process compositionally, closer to nature in its freedom, and eliminating the need for complex polyrhythms. The colours within each time-stream constantly shift, as players switch their allegiance from one conductor to the other, as different perspectives of the labyrinth become visible.
Павел Ступин
soulseek: новый адрес сервера
25.11.2003http://news.oboe.ru/?id=544
Информация для всех пользователей P2P системы Soul Seek: в очередной сменился адрес сервера; если вы не можете соединиться, укажите в соответствующем разделе настроек адрес server.slsknet.org:2240 (вместо mail.slsknet.org:2240). Если кто-то еще не знает - Soul Seek является P2P-сетью с колоссальным по своим размерам "репертуаром" академической музыки (главным образом, современной).
Павел Ступин
День рождения А. Шнитке
24.11.2003http://news.oboe.ru/?id=543
Сегодня исполняется 69 лет со дня рождения выдающегося композитора XX века Альфреда Шнитке (1934-1998). Некоторые считают его одним из самых гениальных и величайших композиторов в истории, некоторые (я, например ;-) относятся к его творчеству более чем спокойно (хотя и с уважением, иногда очень большим).

Творческое наследие Шнитке включает в себя большое число работ в многочисленных жанрах: 9 симфоний, 6 concerti grossi, инструментальные концерты (фортепианные, скрипичные, альтовый, тройной для для скрипки, альта и виолончели), балеты, оперы, кантатно-ораториальные сочинения, большое число произведений для различных камерных ансамблей, музыку к кинофильмам.

Имя А.Шнитке носят музыкальный колледж в Москве (бывшее муз. училище им. Октябрьской Революции) и Саратовская областная государственная филармония. (Шнитке родился в г.Энгельсе Саратовской области.)

Валентина Холопова, автор известной монографии о Шнитке, писала:"...К пониманию секрета его творческой личности Шнитке сам, мне кажется, дал нам золотой ключ - в своем высказывании о другом музыкальном гении XX века, Святославе Рихтере. Литературная сентенция композитора о пианисте благодаря яркости ее мысли уже не раз обращала на себя внимание. Приведу этот замечательный текст.

'Может быть, он столь велик как пианист именно потому, что он больше чем пианист,- его проблемы располагаются на уровне более высоком, чем чисто музыкальный, они возникают и решаются на стыке искусства, науки и философии - в точке, где единая, еще не конкретизированная словесно и образно истина выражается универсально и всеобъемлюще. Ординарный ум обычно ищет решения проблемы на ее же плоскости, он слепо ползает по поверхности, пока более или менее случайно, путем проб и ошибок не найдет выхода. Ум гения ищет ее решения в переводе на универсальный уровень, где сверху есть обзор всему и сразу виден правильный путь. Поэтому те, кто бережет свое время для одного дела, достигают в нем меньшего, чем те, кто заинтересован смежными делами,- эстетическое зрение последних приобретает дополнительное измерение, они видят больше, правильнее и объемнее...'"


Вот полный текст книги В. Холопова. "Композитор Альфред Шнитке" (осторожно! Большой объем текста).

Другой ведущий этой ленты новостей, Павел Ступин, как легко догадаться по содержанию его новостей, является большим поклонником творчества А.Шнитке, и может быть попозже он что-нибудь сюда припишет от себя :).
Алексей Зубов


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное