Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #11 | Тираж 394 экз.


НОВОСТИ с 10.11.2003 по 16.11.03 (8)

Ничего не знаю лучше "Apassionata", готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка
Владимир Ульянов (Ленин)
Исполнение "Helicopter SQ" К. Штокхаузена на Salzburg Festival
16.11.2003http://news.oboe.ru/?id=532
На zioshow.com появилась статья What's the frequency Karlheinz?, посвященная недавнему исполнению "Helicopter String Quartet" К. Штокхаузена на Salzburg Festival. Все внимание уделяется техническим сложностям, которыми в избытке одарил Штокхаузен организаторов концерта:



... when Karlheinz Stockhausen presents a new piece we know conventions will be broken, so it's as well to check anything else that might break. The occasion was part of this years Salzburg Festival, a performance of 'Helicopter String Quartet' by the renowned Stadler Quartet. Each of the four sting players performed from within an airborne Black Hawk helicopter (courtesy of the Austrian Army), while the audience sat in the all glas Hangar 7, the new home to the Flying Bulls aerobatics team. This was not going to be easy.

К счастью, в целом все, видимо, прошло удачно:

Despite the three flight rehearsals being conducted under less than favourable conditions - the builders were still putting the final touches to Hangar 7 - the concert was deemed a great success. "There was some small problems with a party group at the back of the hangar - about 1,000 people not actually sitting watching the performance - who chatted throughout, and of course there were still scheduled flights taking off from Salzburg airport. But the PA performed exactly as predicted by the Q-Calc software, the acoustic impression matched exactly the projected images of the four violinists up on the video screens. For a new system with which we had comparatively little experience, this was a very satisfying experiment, in every sense."

Источник новости: портал современной музыки NetNewMusic.
Павел Ступин
Интервью с К. Флоросом
16.11.2003http://news.oboe.ru/?id=531
На страницах Kathimerini появилось интервью с Константиносом Флоросом, известным музыковедом и большим специалистом по музыке Брамса, Малера, Брукнера и Лигети, а также по музыке 20-го века вообще. В этом интервью Флорос делится своими мыслями по таким общим (и сложным) вопросам как смысл современного музыковедения, взаимоотношения искусства и жизни, минимализм как компромисс между серьезной и легкой музыкой, возможности глобализации в музыке и др.

Небольшой фрагмент из интервью:

What is contemporary musicology's aim?

To come to terms with the fact that music is not just a game of sound but that it has a broad mental, spiritual and social dimension. Thirty years ago, musicology was similar to that period's music, targeting exclusively a few specialists. The study was only concerned with the works' structure. There were historical reasons behind this, yet I find it devastating, as it alienated it from its core subject, which is music, the art of the soul, the art of feeling. Whatever music we come up with, we are expressing human nature. I believe that the future of musicology lies in interdisciplinary research, including philosophy, art and psychology.


Читать всю статью: Music's spiritual, intellectual and social dimension.

Источник новости: портал современной музыки NetNewMusic.
Павел Ступин
Московская Осень - 2003
16.11.2003http://news.oboe.ru/?id=530
В Русском журнале появилась статья о проходящем в эти дни международном фестивале современной музыки "Московская осень":

Текущая "Осень" позиционирует себя как "многожанровый фестиваль новой музыки", "фестиваль премьер". В программе форума выделяются три основных направления: во-первых, премьеры сочинений ныне живущих российских композиторов - прежде всего московских. Во-вторых, широкая панорама современной зарубежной музыки, где особенный интерес представляют "двойные" программы "Россия - Нидерланды", "Россия - Южная Корея", "Россия - Австрия" и т.п. В-третьих, редко звучащие опусы отечественных композиторов, ушедших в последнее десятилетие (Вайнберг, Шнитке, Денисов, Таривердиев, Свиридов, Саульский, Сидельников, Корндорф, Беринский, Б.Чайковский) и ранее (Хачатурян, Караев, Мясковский, Шостакович, Мосолов); это направление фестивальной программы, как и предыдущие два, не обойдется без премьер.

Также в статье - обзор грядующих и уже состоявшихся концертов. В частности, особое внимание уделено "Реквиему" Шнитке, прозвучавшему в исполнении своего лучшего интерпретатора Валерия Полянского:

Рассказывая о работе над Реквиемом, Валерий Полянский уточняет: "Иногда композитор до конца сам не осознает то, что написал". Это подтверждает и Шнитке, увидевший одну из частей Реквиема во сне: "Реквием как сочинение появился помимо моих сознательных усилий... [он] получился стилистически не совсем моим, а вместе с тем я его ощущаю как свое сочинение". Продолжая традицию Моцарта, Берлиоза, Верди, Дворжака, Реквием в то же время отрывается от нее, что видно уже из его инструментального состава: орган, фортепиано, челеста, труба, тромбон, гитара, бас-гитара и большая группа ударных. Разрывом с традицией является и введение в традиционную структуру заупокойной мессы неканонического Credo, играющего роль кульминации. Провозвестником темы просветления здесь выступает труба, до этого звучащая лишь в Tuba mirum. Более решительно заявляют о себе в этой части и остальные инструменты; среди них с удивлением слышишь ударные, отбивающие синкопированный, исключительно "эстрадный" по своему характеру ритм. Этот неожиданный и кажущийся абсолютно абсурдным штрих все же не в состоянии нарушить общую гармонию момента; возможно, в этом и есть его смысл.

Читать всю статью: И. Овчинников, "Музыка подпольная и подводная".
Павел Ступин
Интернет-концерт музыки Д. Кейджа
15.11.2003http://news.oboe.ru/?id=529
На сайте NewMusicBox, в разделе webcasts с 15 ноября по 15 декабря будет доступен для просмотра и прослушивания (в формате QuickTime) интернет-концерт, в котором прозвучат все сочинения Джона Кейджа из серии "Music for Carillon". Исполнители: George Steel and Nico Muhly. "Реальный" концерт состоялся чуть раньше - 26 октября 2003 г.

Из аннотации со страниц этого концерта:

New York composer John Cage (1912-1992) was a catholic listener and a miraculous composer. He heard music in noises of every shape and kind, and brought out the music of felicity in his carefully composed silences. A gentle revolutionary, he earned the ire of Stockhausen and Boulez by seeming to relinquish control over some of his works by relying on chance operations. Yet incredibly, no matter what level of "chance" in a piece by Cage, the smiling presence of the composer is never far from the surface of the music. His Music for Carillon cycle constitutes one of the least-known corners of his output. Yet these works mark important milestones in his compositional career and contain what is surely some of his most directly affecting, joyous music.

И, наконец, ссылка на страницу этого webcast-а: здесь.
Павел Ступин
Новый CD с киномузыкой А. Шнитке
14.11.2003http://news.oboe.ru/?id=528
Вышел новый компакт-диск с киномузыкой Альфреда Шнитке (что очень радует на фоне затяжного молчания в шнитковских проектах BIS и Chandos), в который вошли:
  1. Повесть о неизвестном актере (1976)
  2. Спорт, спорт, спорт (1970)
  3. Агония (1973-1074)
  4. Музыка для воображаемой пьесы (1985)
Диск вышел на британском лейбле Olympia, который специализируется на русской академической музыке. Правда, именно этого диска с музыкой Шнитке в их интернет-каталоге я пока не обнаружил. Зато обнаружил, и уже заказал, в популярных российских интернет-магазинах bolero и ozon. Цена - около 150 р.

Из аннотации к CD, которая опубликована на сайте Ozon.ru:

Музыка Альфреда Шнитке, вне зависимости от того, создавалась ли она для исполнения на концертной сцене или для записи в кино, неизменно являла собой (не станем бояться несколько девальвированных нашими музыковедами и критиками слов) образец Высокого Искусства. Прикладная музыка Шнитке действительно совершенно самодостаточна и обладает всеми достоинствами, присущими его симфониям (размах замысла, эмоциональность высказывания, открытость и ясность изложения...) и камерным произведениям (тонкость нюансировок, филигранность в работе с музыкальным материалом, постоянный поиск и неожиданные открытия...). Всё творчество Шнитке удивительно созвучно нашему внутреннему ощущению и восприятию эпохи, в которой мы живём. В этом, наверное, главный секрет его огромной популярности. К какому бы периоду времени ни обращался композитор, например, к российским событиям конца правления династии Романовых в фильме "Агония" или к эпохе итальянского Возрождения в опере "Джезуальдо", вся его музыка буквально пронизана знаками и символами наших дней. Осмысление этого феномена следует искать в первую очередь в уникальном сплаве поставангардных приёмов (в частности, фактурных, обогативших классико-романтическую палитру выразительных средств), универсального полистилистического музыкального языка и глубоко индивидуального драматургического мышления.
Павел Ступин
30 лет со дня смерти Б. Мадерны
13.11.2003http://news.oboe.ru/?id=527
Сегодня исполняется 30 лет со дня смерти Бруно Мадерны, который являлся одной из центральных фигур послевоенного авангарда. Творческий путь Мадерны в чем-то схож с тем, что прошел Пьер Булез: композитор-авангардист, а позднее -- еще и дирижер весьма свободных (стилистически) вглядов и основатель студии электронной музыки Studio di Fonologia (вместе с Л. Берио). Гобоистам будет, наверное, интересно узнать (или уже давно известно), что Мадерна -- автор нескольких концертов для гобоя, первый из которых считается одним из наиболее значительных опусов композитора. Бруно Мадерна преждевременно покинул этот мир в 1973 году, умерев от рака.
Павел Ступин
Рецензия на "Exodus" Эркки-Свена Тююра
11.11.2003http://news.oboe.ru/?id=526
На Sequenza21 появилась рецензия на недавно вышедший в серии ECM New Series диск с сочинениями эстонского композитора Эркки-Свена Тююра: Exodus (это "Концерт для скрипки с оркестром", Aditus и Exodus).

Из биографии композитора:

Tuur [...] subscribes to no single orthodoxy, but endeavors to build a "metalanguage" from the diverse compositional techniques of the 20th century: "There are composers who are writing tonal, quasi-tonal or modal music and who are more or less 'minimal' and then there are composers who are very rational, who use a lot of complex theories making mostly serial or post-serial music. These two factions, if they don't hate each other, certainly they don't love each other too much. What I'm trying to do is connect these two worlds in a single composition so that it's not a mixture but a structurally-felt and built musical totality. This is one thing I try to do quite consciously. On the other hand, the idea of contrasts and drama comes naturally to me. It's a very effective way to go from the atonal world to the tonal world."

Дополнительные ссылки по теме:
Павел Ступин
Brentano Quartet: комментарии к "Искусству фуги"
10.11.2003http://news.oboe.ru/?id=525
В Торонто состоялся концерт Brentano Quartet, отметившего год назад свое десятилетие. Замысел программы был весьма оригинален: 10 композиторов написали специально для этого концерта каждый по композиции-комментарию к "Искусству фуги" И. С. Баха.

Фрагмент статьи:

The Art of Fugue stems from a single theme, and each movement (or contrapunctus) is in D minor. It takes a certain amount of nerve, and humility, to pry open such an integrated work and insert pieces by other hands.

Eric Zivian's Double Fugue emphasized the distance between Bach's time and our own, passing from the serenity of the Contrapunctus IV to a scene of agitated anxiety that made the fugue seem like a lost and beautiful dream. Wynton Marsalis's response to Contrapunctus XII went the other way, mimicking Bach's technique as if trying on his peruke.

Charles Wuorinen's gleaming ALAP came closest to the Apollonian purity of Bach's work, while working out a witty devolution (the word is the composer's) from its non-tonal start to its D-minor finish. At the other extreme, Sofia Gubaidulina's Reflections on the Theme B-A-C-H (linked to the unfinished Contrapunctus XVIII) headed straight for catharsis, as if she were wailing over the composer's deathbed.

Gubaidulina crystallized, for me, the greatest point of difference between Bach and the moderns, which had less to do with tonality than with expressivity.


Источник новости: портал современной музыки NetNewMusic

Подробности: R. Everett-Green, "Bach-inspired works for a gifted quartet"
Павел Ступин


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное