Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #12 | Тираж 390 экз.


НОВОСТИ с 17.11.2003 по 23.11.03 (10)

Мысль уже затаскана, и ею нельзя больше пользоваться. (Подобное замечание я однажды услышал от Лабора о музыкальных мыслях.)
Людвиг Витгенштейн
дневниковые заметки (1931)
WF3-R9: робот, играющий на флейте
23.11.2003http://news.oboe.ru/?id=542
На beepSNORT.org появилась ссылка на страницу сайта Takanishi Lab, посвященную проекту "Anthropomorphic Flutist Robot WF3-RIX (Waseda Flutist No.3-Refined-IX)", фотография которого представлена в этой новости.

Из раздела "Former Research", где описываются основные вехи работы над роботом-флейтистом:

The development of this robot was started in 1990. At first, we developed an accompaniment-system synchronized by MIDI, and designed the hardware to do basic musical performances. As the result of these developments, our robot reproduces every human organ functions as real as possible. In addition, we have invited a professional flutist as our technical adviser. Then we have made researches to aim at improvements of expression power for performances (trilling and vibrato technique) and autonomic systems of this robot (autonomic tone-searching method). These days, we researched on the interactive function between a human and the robot. We can play in concert with this robot by using the MIDI instrument.

Все подробности (в том числе чисто технические) можно узнать на странице проекта.
Павел Ступин
electronicscene - the electronic music network
23.11.2003http://news.oboe.ru/?id=541
Открылся сайт electronicscene - the electronic music network - крупный портал, посвященный многостороннему освещению всего, что происходит в электронной музыке. На блоге beepSNORT.org, где эта новость стала одной из тем для обсуждения, прозвучал призыв всем экспериментирующим в области электронной музыки добавлять в каталог ссылок портала информацию о себе.
Павел Ступин
К. Пендерецкий @ 70
23.11.2003http://news.oboe.ru/?id=540
Сегодня исполняется 70 лет Кшиштофу Пендерецкому - одному из крупнейших современных композиторов (правда, злые языки говорят, что он самым бессовестным образом предал авангард еще в 70-ых годах прошлого века и скатился до неоклассицизма (aka "экспериментальные шумовые монтажи в его произведениях стали уступать место более простому музыкальному языку") - но вы им не верьте).
Павел Ступин
Премьера музыкального (!) сочинения Л. Витгенштейна
22.11.2003http://news.oboe.ru/?id=539
The Independent публикует любопытную статью о премьере Leidenschaftlich (aka Passionate) - музыкальной миниатюры, сочиненной Людвигом Витгенштейном, который горячо любим и понимаем одной половиной news.oboe.ru и глубоко уважаем второй. Все сочинение - это четыре такта, продолжительностью менее 30 секунд. Как отметили специалисты, фрагментом потерянного шедевра эти четыре такта назвать сложно, но несомненный интерес представляет то, что эта музыка похожа на продолжение незакоченного в словах предложения, как если бы Витгенштейн начал говорить о чем-то, но не нашел адекватных слов, чтобы завершить мысль и поэтому обратился к музыке ("О чем нельзя говорить, о том следует молчать".).

Читать всю статью: S. Tait, "Wittgenstein's Music -- All Four Bars of It -- Offers a New Windows Onto His Work and Influence".

Примечание А.Зубова от 23 ноября. Ну, все это очень мило - особенно сравнение текстов Витгенштейна с "фугой" и замечание о том, что попытка переводов его трудов в "чисто философском стиле" как правило, неудачна, поскольку он всегда выходит за рамки "философского стиля". Между тем довольно странно приписывание "открытия" музыкального фрагмента Майклу Недо... И какие же там были "curious Wittgenstein enthusiasts, unaware of his musical pretensions" - ну что это за энтузиасты Витгенштейна, если не знали о существовании Leidenschaftlich! ;-) Этот нотный фрагмент был опубликован еще в 1977 (!) году одним из хранителей наследия Витгенштейна, Г.Х. фон Вригтом, который издал под названием "Культура и Ценность" избранные фрагменты из дневниковых и черновых заметок "божественного Людвига". Эта книга была издана в 1980 году и на английском языке в Оксфорде ("Culture and Value"). На русском языке впервые "Культура и ценность" была опубликована в 1994 году в изд-ве "Гнозис" (знаменитый "Козловский" - по имени переводчика и комментатора М.С.Козловой - двухтомник). В этой книге имеется много афористических замечаний о музыке, некоторые из которых иногда появляются на этой странице в качестве эпиграфа :-).

После нотного фрагмента Витгенштейном было написано следующее: "Это могло бы быть концом неизвестной мне темы. Он пришел мне в голову сегодня, когда я думал над своей работой по философии и приговаривал: "Я разрушаю, разрушаю, разрушаю, разрушаю - ...". Для интересующихся я сделал MIDI-файл со звучанием этого музыкального фрагмента Л.Витгенштейна - в том виде, как он воспроизведен в русском издании (заметка ?108). Там не совсем 4 такта, и едва набирается 10 секунд звучания (откуда в газете взяли 30?). Ну да - по музыке, конечно, совершенно ничего особенного там нет, а фрагмент обрывается на самом интересном месте :). Впрочем, как сам Витгенштей написал, это же конец неизвестной ему темы.

Кстати говоря, подборка фон Вригта заметок Витгенштейна за 1931 год начинается следующей (?37):

"Музыка с ее немногими тонами и ритмами кажется некоторым людям примитивным искусством. Но она проста только внешне, в то время как сама ее субстанция, позволяющая толковать ее содержание, обладает всей бесконечной сложностью. Эта сложность находит выражение во всех прочих искусствах и утаивается музыкой. В определенном смысле она самое рафинированное из всех искусств"

С сайта Wittgenstein.gorodok.net можно загрузить некоторые работы Виттгенштейна и статьи о нем (но читать "Логико-философский трактат" по переводу 1958 года я бы совсем не рекомендовал!) Одну из самых знаменитых работ Витгенштейна, "Философские исследования" (это одна из моих настольных книг ;-)), можно прочитать также в on-line вот здесь, на philosophy.ru (но предупреждаю, что это интернет-издание страдает большим числом опечаток).
Павел Ступин
Дневники С. Рихтера
21.11.2003http://news.oboe.ru/?id=538
Недавно вышедшая книга "С.Рихтер. Дневники. Диалоги" не задерживается на прилавках московских (да и не только московских, я уверен) магазинов. Сайт Петербугрской "Школы национальной элиты" Elitarium.ru публикует Предисловие к этому изданию (написанное Б.Монсенжоном - доверенным составителем публикации дневников С.Рихтера и автором документального фильма о нем) и два фрагмента "Дневников и Диалогов" С.Рихтера: "...когда мне нужно выучить новое произведение, я прибегаю к многократным повторениям, отыскиваю места, где более всего тонких оттенков, изучаю их в первую очередь чисто механически. Беру страницу, разучиваю ее столько времени, сколько требуется, и перехожу к другой, лишь когда первая выучена, а покончив со второй, перехожу к следующей. Нет такого пассажа, как бы коварен он ни был, который не стал бы легок в исполнении после сотни прогонов. Время от времени я разучиваю в замедленном темпе, но такое случается редко, ибо я предпочитаю сразу играть в предписанном темпе. Такая работа путем бесконечных повторений может показаться бессмысленной. Согласен, похоже на то, а следовательно, нет лучшего противоядия, чем непрестанное разучивание чего-то нового. Когда меня спрашивают, не мог ли бы я выступить через пять дней там-то, я пользуюсь случаем и пристраиваю к какой-нибудь старой программе еще не игранную мной сонату, например сонату Гайдна, а она никогда не окажется лишней. И сразу же испытываю прилив сил: терпеть не могу играть до бесконечности одно и то же. Я неизменно ощущаю потребность в чем-то новом..."

Спасибо Андрею Рубцову за ссылку.
Алексей Зубов
Умер флейтист Масао Ёсида
20.11.2003http://news.oboe.ru/?id=537
В понедельник, 17 ноября, в возрасте 88 лет от пневмонии скончался выдающийся японский флейтист Масао Ёсида. Последние годы своей жизни Ёсида преподавал по классу флейты в Show Academia Musicae и Tokyo National University of Fine Arts and Music. Кроме того, до последних дней Ёсида возглавлял японскую ассоциацию флейтистов Japan Flutists Association.

Подробности: здесь.
Павел Ступин
Baroque.ru - новый Интернет-проект
20.11.2003http://news.oboe.ru/?id=536
Стартовал новый Интернет-проект Николая Должникова под названием Baroque.ru. Музыкальный интернет-портал. Пока что почти все там under construction, и, чтобы Кольку поддеть, скажу, что лицевая сторона очень сильно напоминает (не по дизайну, а по структуре) - КОЕ-ЧТО :). Ну ладно, шутка, это у многих порталов так :).

Что ж, можно возрадоваться, что скоро будет главный портал в Рунете, посвященный музыке барокко - лишь бы в обозримое время он все-таки хорошо наполнился содержанием. Там же обещан "Официальный сайт Факультета исторического и современного исполнительского искусства", что тоже очень радует - коль скоро у одного из факультетов Московской консерватории появится свой содержательный сайт (а то сейчас главным украшением Официального сайта Московской консерватории является реклама Аэрофлота - "официального перевозчка участников концертов и гастрольных поездок музыкантов Московской консерватории".)

Удачи и успехов КОле & Co (КОманде), скорейшего содержательного наполнения сайта! Будем сотрудничать :). Картинку (лого) для своего сайта, Коля, ты нарисовал милейшую :). Как освободишься, помоги нам тоже с оформлением oboe.ru :).

Пока что на сайте baroque.ru, кроме некоторых ссылок, можно почитать новости из их ленты новостей насчет проходящих сейчас в МГК занятий преподавателей Венской академии барокко (но наша лента все равно круче ;-).
Алексей Зубов
"Главному исполнителю русских романсов" - 45 лет
19.11.2003http://news.oboe.ru/?id=535
Популярному российскому эстрадному певцу Александру Малинину 16 ноября исполнилось 45 лет, каковое событие было отмечено с большим размахом. По этому поводу "Московский Комсомолец" опубликовал интервью с певцом с несколько двусмысленным названием "В 45 Малинин ягодка опять!", где он, между прочим, именуется "Главным исполнителем русских романсов" (хотя... может быть, это тонкая издевка такая? :-). Как известно, А.Малинин последнее время повадился выступать в Большом зале Московской консерватории с программами из русских романсов в сопровождении симфонического оркестра. Последний (второй по счету) такой концерт состоялся 13 ноября. Этому концерту предшествовала довольно пышная реклама.

В общем, все это выглядит довольно странно - я далек от снобизма, конечно, и отнюдь не морщу носик от того абстрактного факта, что хороший эстрадный певец захотел себя попробовать в "классическом" репертуаре. Но... но... вопрос все-таки в качестве продукта, и все же БЗК для громадного большинства любителей и исполнителей "классической" музыки остается каким-то символом адекватного "качества", по-моему, несмотря на все перестройки, нововведения, демократический подход и проч. - и это, наверное, не есть плохо. Тот продукт, который произвел А.Малинин (никоим образом не буду спорить с тем, что он совершенно заслуженно имеет статус одного из наших лучших эстрадных исполнителей) все таки не лезет ни в какие ворота... "Крайне слабое пение" - это самое мягкое, что можно об этом исполнении сказать. Хоть бы канал "Культура" для рекламных анонсов концерта 13 ноября выбрал бы не столь ужасный фрагмент "исполнения" А.Малининым русских романсов!..

Особенно забавно, что А.Малинин, похоже, гордится тем, что он, оказывается, начав серьезно заниматься вокалом, "стабильно стал брать высокие ноты", в чем он признается в интервью журналу "Ваш досуг". (Интересно - что подумает пациент, если его врач вдруг признается, что к 45 годам он научился засовывать градусник тем концом, который надо). Еще крайне неплохо - в почти 45 лет "наконец-то окончив" музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова, и дав два концерта с программой из русских романсов, считать, что продолжать образование "пока достаточно" и иметь намерение "открыть свою школу романса и преподавать"...

Тем не менее, Александр Николаевич, с прошедшим днем рождения и успехов Вам в реализации творческих амбиций! Помните только, что "наши" претензии (со стороны "академических исполнителей") состоят вовсе не в том, что эстрадный певец посмел вторгнуться в "академический сад", а в том, что качество, качество надо давать... Вы же взрослее, чем Николай Басков :-)
Алексей Зубов
Киксанул - иди в процедурную к Горенштейну
18.11.2003http://news.oboe.ru/?id=534
"Московский Комсомолец" публикует Интервью с главным дирижером ГАСО М. Горенштейном.

"... - За пультом - диктат! То или иное построение фразы, формы, сочинения оркестр будет играть так, как слышу я. Но когда закончилась репетиция - абсолютная демократия...

Я его [оркестранта] вызываю, мы начинаем разбирать, почему это произошло. Поэтому мою комнату называют 'процедурной'. Задача дирижера не просто сказать, что плохо, а понять, почему плохо, и что сделать, чтобы этого не было..."


В общем, М.Горенштейн утверждает, что все хорошо, что он якобы вывел ГАСО на приличный уровень, что "...99% музыкантов оркестра единодушны в своем мнении: в оркестре доброжелательная, здоровая, творческая атмосфера". Это все-таки остается, по-моему, довольно спорным утверждением. В связи с "контрабасовым скандалом" (который был совершенно с других позиций освещен прессой, см. заметку "Линия контрабаса против министра и дирижера" на нашей ленте новостей), М.Горенштейн, естественно, заметил, что неадекватен не он, а А.Мещеринов. В общем, тут не разобраться, посмотрим все-таки, чем закончится суд :).
Алексей Зубов
Завершается евроазиатское турне UBS Verbier Orchestra
17.11.2003http://news.oboe.ru/?id=533
Сегодня в Бомбее состоялся заключительный концерт двадцатидневного евроазиатского турне Международного молодежного фестивального оркестра Вербье (МФО, UBS Verbier Festival Youth Orchestra). Это турне открылось концертом, довольно длинный анонс которого я написал на нашей ленте новостей ранее.

Ну что ж, с большим опозданием (как раз к окончанию турне :) я теперь напишу несколько слов о том московском концерте. Сначала - мои собственные впечатления. Следует признать, что "очень большого музыкального события" все-таки не получилось. Вместе с тем мне весьма понравился "саунд", в том числе "оркестровая вертикаль", сильно отличающийся от того, какой мы обычно слышим у наших оркестров. (Я не говорю "отличающийся в лучшую сторону, просто он был "сильно другим"). В основном преобладали, как говорится, "большие и сочные мазки", и все звучание очень соответствовало названию оркестра "фестивальный" (некоторые критики сочли звучание "жестким"). Такой "саунд", на мой вкус, очень подходил к 5-й симфонии С.С.Прокофьева (что уж говорить о "Мандарине" Бартока). В то же время утомила некоторая "прямолинейность" (хоть и весьма качественная) самого исполнения, местами - особенно в Прокофьеве - она напоминала воспроизведение MIDI-файла, содержащего довольно мало инструкций по изменению темпа и громкости звука. Скажем, в Прокофьеве получилась какая-то "квадратность": разные части музыкального построения как бы наслаивались одна на другую и сменяли друг друга с некой прямолинейной лапидарностью. И, как это ни парадоксально (при всей "сочности"), Симфония Прокофьева местами звучала все-таки вяло.

Теперь несколько слов о "более профессиональных" отзывах. Вообще, у меня появилось ощущение, что некоторые (не все) музыкальные обозреватели испытали какой-то внутренний диссонанс: вроде бы Левайна сильно "ругать" нельзя, и поэтому в критическом запале они обрушились в основном на молодость и якобы неопытность исполнителей.

Телекорреспондентка из "Новостей культуры" (на канале "Культура") понесла какую-то чушь насчет "неумения исполнения нерусскими русской музыки" и услышала какой-то "джаз" в Скерцо вместо желаемой ею "трагичности", а рецензия в "Независимой газете" была окончена словами: "Прокофьев с его "хитрой" Пятой симфонией становится для них [молодых музыкантов] той подножкой, на которой спотыкаешься. Для того чтобы до конца понимать суть советской музыки ХХ века, наверное, надо самому быть немножечко "советским" (Вообще, манера низводить Прокофьева до уровня Шостаковича отчего-то неистребима в советском музыкальном мышлении ;-)

Очень порадовал, как всегда, Илья Овчинников своей рецензией в "Русском журнале", где он раскритиковал других критиков, довольно обоснованно опровергая их "тезисы" один за другим, например:

"...Уровень же оркестра Вербье - далеко не студенческий: ставя знак равенства между словами "молодежный" и "полупрофессиональный" ("где все слегка понарошку"), наша критика почему-то не упоминает о том, что многие из приехавших музыкантов уже не первый год работают на постоянной основе в профессиональных коллективах (в том числе московских); что на летнем фестивале в Вербье с оркестром выступают крупнейшие дирижеры и солисты; что европейские туры оркестра имеют огромный успех (ваш покорный слуга имел возможность убедиться в этом год назад). И если двое из рецензентов честно заметили, что молодежный оркестр мог бы дать фору иным "взрослым" московским коллективам, то это мягко сказано: на уровне наших гостей в Москве стабильно играет от силы полтора оркестра..."

"Полтора оркестра", это, надо полагать, некая комбинация РНО - на восемь девятых - и БСО - на одиннадцать восемнадцатых, итого полтора. Может быть, эти полтора (1,5) когда-нибудь увеличатся до 1,75, а то и до 1,9 за счет недавно образованного "Спиваковского" НФОР (Национального филармонического оркестра России), который сейчас занимается с Теодором Курентзисом, что дает ему шанс сделаться сравнительно приличным исполнительским коллективом ;-)

Вот подборка ссылок на рецензии, которую я заимствую из статьи Ильи Овчинникова: Еще можно посмотреть ответ И.Овчинникова одному слушателю того концерта, обиженному "на халтуру".
Алексей Зубов


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное