Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #9 | Тираж 391 экз.


НОВОСТИ с 20.10.2003 по 02.11.03 (11)

Нед Рорем @ 80
02.11.2003http://news.oboe.ru/?id=518
23 октября исполнилось 80 лет Неду Рорему, американскому композитору, который долгое время находился в тени, но постепенно обретает широкую известность, судя по сопровождающим его юбилей многочисленным публикациям, концертам, фестивалям и выходам записей его музыки на таких престижных лейблах как Deutsche Grammophon.

На этой неделе на andante.com в разделе Эссе, появилась статья At Age 80, Ned Rorem Is Still Writing Music That Surprises, фрагмент из которой приводится ниже:

Rorem's works have been criticized, even dismissed, for not being more memorable. More to the point, as much as he seems to occupy the creative moment 100 percent, Rorem doesn't haunt. The music is there and gone, leaving few if any footprints on your brain.

As listeners, we're not used to that. When music reaches you so completely in the moment it's heard, recall is expected. Rorem tends not to haunt -- this in a time when the ultimate musical haunter, Gustav Mahler, has never been more popular -- but that doesn't necessarily make him a lesser composer. Rather, it's a defining element in his distinctive art.

[...]

The history of classical music is full of composers -- Schubert, Schumann, Hugo Wolf -- who wrote great art songs but couldn't even get arrested in the opera world. The received-knowledge explanation is that they all had blind spots in their talent.

Maybe the real reason is that they were spoiled: These composers were used to great poetic texts that bypass human psychology even as they delve into elemental truths. Can there be post-Freudian opera without psychology? If anybody can do it, it's Rorem.


Хорошая статья, написанная на высоком уровне, столь характерном для эссе, публикуемых на andante.com (достаточно вспомнить хотя бы статью "Emotional Avantgarde" о музыке В. Рима).
Павел Ступин
Опять о секрете навязчивых мелодий
01.11.2003http://news.oboe.ru/?id=517
На этой ленте новостей мы уже сообщали об исследованиях "секрета навязчивых мелодий" (со ссылкой на статью из Newsru.com).

Недавняя статья в "Известях науки" еще раз освещает ту же тему:

"...Частенько такие мелодии больше раздражают, чем доставляют удовольствие, но именно они глубоко и надолго западают в память человека. Келларис считает, что такие песни вызывают что-то вроде раздражения в мозгу, которое время от времени так и хочется почесать. А почесать зудящее место можно, лишь еще раз проиграв и так надоевшую до чертиков мелодию. "Когнитивный зуд - это метафора, с помощью которой можно объяснить, как именно некоторые песни застревают в нашем сознании, - говорит профессор. - Иногда они ведут себя как гистамины, вызывая раздражение мозга".

...Однако по словам Келлариса не существует правил изготовления "червей". Предугадать, насколько запоминающейся будет песня, практически невозможно. "Я составил 10 самых приставучих песен в США, однако расставить их по приоритету невозможно", - говорит Келлариса. Столь же неопределенно дело состоит и в методах лечения музыкальной "инфекции".


Правда, в этой статье, по-моему, совершенно некстати упомянут Моцарт - "...от приставучих мотивов страдал даже знаменитый Моцарт. Он не мог спокойно слушать, как его дети играли на фортепьяно, прерывая внезапно мелодию. Моцарт спешил подойти к инструменту и доиграть ее до конца. ". Речь тут, очевидно, идет об одной истории об И.С.Бахе, рассказанной его сыновьями. Но И.С.Баха, согласно этим воспоминаниям, раздражала не "навязчивость" мелодии, а именно прерванность, неразрешенность аккордов. К.Ф.Э.Баху приписывается следующее воспоминание: "Как-то раз я импровизировал на клавире, так просто, механически, и остановился на квартсекстаккорде. Отец лежал в постели, и я думал, что он спит. Но он вскочил с постели, дал мне затрещину и разрешил квартсекстаккорд"

Лично у меня чемпионами по навязчивости являются следующие мелодии (из академической музыки):
1) Тема Пассакальи для органа И.С.Баха;
2) Запев Tuba Mirum (и тромбонное продолжение) из Реквиема Моцарта-Зюсмайра;
3) Мелодия из сцены "Гибель Тибальда" из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта"
Алексей Зубов
Метро и концертные залы
30.10.2003http://news.oboe.ru/?id=516
Сегодняшний "МК" в рубрике "Срочно в номер" опубликовал следующую заметку под названием "В Дом музыки можно будет попасть из-под земли":

"Соединить станцию метро 'Павелецкая'-кольцевая и Московский дом музыки... торговым центром предложили ведущие российские архитекторы.

Как стало известно 'МК', грандиозный проект заслужил одобрение градостроительного совета Москвы.

О необходимости построить новый выход с 'Павелецкой'-кольцевой заговорили, когда открылся Дом музыки. Сейчас меломанам довольно неудобно до него добираться. По замыслу архитекторов, у станции метро появится новый выход - поближе к храму музыки. Оставшийся до концертного зала отрезок займет подземный торговый комплекс наподобие 'Охотного Ряда'. Правда, пассаж у 'Павелецкой' уйдет всего на два этажа вниз. Подземное пространство с торговым центром поделит автостоянка. Она также спроектирована двухъярусной."


Ну, на мой взгляд, меломанам не так уж и удобнее добираться, скажем, до Консерватории от любой из близлежащих станций метро, чем от "Павелецкой" до ММДМ. А самым ленивым лучше всего ходить в Концертный зал им. Чайковского, потому что один из выходов станции метро "Маяковского" расположен в том же здании, что и этот зал, и до входа остается пройти несколько метров. (Впрочем, конечно, лучше всего вообще ездить на машине - и тут ММДМ вне конкуренции в плане парковки...)
Алексей Зубов
А другой Николай женится
29.10.2003http://news.oboe.ru/?id=515
В предыдущей новости я писал о скрипаче Никколо Паганини. Между тем, другой скрипач - Николай Должников, leading-violinist трио "BaRockers", известный в московских кругах "аутентистов" и просто друг oboe.ru - в скором времени женится (Уже объявлена дата свадебного торжества).

Те, кто его (Колю) знают достаточно близко, не сильно удивились, поскольку давно этого ждали. Заодно поздравляем Николая с недавним поступлением в аспирантуру Московской консерватории (по классу скрипки, конечно).

Фотосессия "КО-КО" (Коля и Коровы)
Алексей Зубов
День рождения Никколо Паганини
27.10.2003http://news.oboe.ru/?id=514
Сегодня - день рождения скрипача Никколо Паганини (1782-1840), носящего в глазах самой широкой публики звание "величайший скрипач всех времен и народов". (так же как И.С.Бах - величайший органист, а С.Л.Вайсс - величайший лютнист всех времен и народов ;-). Имя Паганини до сих пор окружено разными легендами (распространению которых, впрочем, в огромной степени способствовал он сам).

Последние десятилетия модно связывать исключительную техническую виртуозность Паганини с тем, что он, возможно, страдал так называмым cиндромом Марфана*), который представляет собой "генетический дефект соединительной ткани[...] Человек с таким синдромом имеет высокий рост, относительно короткое туловище, крупные руки и ноги, длинные гибкие пальцы. При таком отклонении имеет место повышенный выброс в кровь адреналина. Тем самым постоянно поддерживается высокий психический и физический тонус. Синдром Морфана [правильно - синдром Марфана - А.З.] - это не болезнь, а незначительное отклонение от нормы, которое определяет не только внешний облик, но и духовный мир человека. Многие из носителей этого синдрома обладали высокими умственными способностями, незаурядной энергией и целеустремленностью. К числу таких людей относились Авраам Линкольн, Шарль де Голль, Ханс Кристиан Андерсен, Никколо Паганини." (см. статью из "Итогов") Особенности соединительной ткани в суставах при синдроме Марфана обуславливают так называемый симптом "паучьих пальцев", которые могут в буквальном смысле вытягиваться, что, по всей видимости, очень удобно при игре на инструментах вроде скрипки. (Если вы скрипач(ка), и не уверены в том, что у вас синдром Марфана, не пытайтесь вытягивать свои пальцы из суставов самостоятельно!)

*) Спасибо Александру Толокно из ru-classic за напоминание о том, что правильно писать "синдром Марфана", а не "Морфана".
Алексей Зубов
Больше нот для слепых российских детей
26.10.2003http://news.oboe.ru/?id=513
Воскресный выпуск "Московского Комсомольца" "МК-воскресенье" опубликовал следующую короткую заметку (в Интернет-версии газеты ее я не нашел):

"Отныне слепые российские музыканты смогут заниматься без помощи ассистентов. Для них, как стало известно "МК", будут выпускать специальные ноты.

В России, особенно в столице, в последние годы все больше и больше незрячих выбирают профессию музыканта. Однако учиться играть на инструментах слепым детишкам до сих пор было очень сложно. Дело в том, что воспринимать только на слух и запоминать (как это делают профессиональные пианисты, скрипчи и т.д.) все ноты они не могут. Именно поэтому детям должны были помогать ассистенты. Теперь же Россия войдет в число немногих стран мира, где будет налажен выпуск так называемых брайлевых (рельефно-точечных) нот. И первой на их издание решилась Российская государственная библиотека для слепых. Здесь недавно оборудовали целую студию для создания таких нот. Специалисты библиотеки планируют выпускать не только широко известные, но и редкие произведения классиков и современников."


Из современных неакадемических слепых исполнителей, наверное, самым известным является Рэй Чарльз, ослепший в 6-летнем возрасте.

Из крупных академических музыкантов мне здесь всмоминаются выдающийся органист и композитор Луи Вьерн (1870-1937), ослепший в 6 лет, и знаменитый органист и педагог Гельмут Вальха (1907-1991), слепой от рождения.

В.Г. Короленко. Слепой музыкант (одна из самых известных повестей В.Г.Короленко).
Алексей Зубов
Анонс: Дж. Левайн и Фестивальный оркестр Вербье впервые в Москве
25.10.2003http://news.oboe.ru/?id=512
27 октября в Большом зале Московской консерватории состоится концерт Международного фестивального оркестра Вербье (МФО, UBS Verbier Festival Youth Orchestra) под управлением прославленного (выдающегося, великого .... ) дирижера Джеймса Левайна (или "Ливайна", Levine). Дж. Левайн и МФО впервые выступят в Москве, и этот концерт обещает быть, пожалуй, главным симфоническим событием сезона.

В программе прозвучат Сюита из балета (пантомимы) "Чудесный мандарин" Б.Бартока, Пятая симфония С.Прокофьева и Восьмая симфония А.Дворжака. Концерт в Москве открывает 20-дневное мировое турне МФО: затем оркестр выступит с той же программой в Мюнхене, Париже, Люцерне и Базеле, после чего отправится в Азию, где под руководством выдающегося дирижера Шарля Дютуа даст концерты в Бангкоке, Сингапуре, Тайбэе, Гонконге и Мумбае (Бомбее) с программой из сочинений П.Чайковского и Д.Шостаковича

Фестивальный оркестр Вербье со времени своего основания в 2000 году заслужил признание во всем мире; с ним выступали ведущие мировые дирижеры и солисты. Оркестр построен по "ротационному принципу" - каждый год на условиях нелегкого конкурса туда принимаются лучшие молодые музыканты (от 17 до 29 лет) со всего мира. (Вот и сообразите, в чем еще состоит преимущество использования молодых сил: в нынешнем 20-дневном турне - 10 концертов от Парижа до Тайбэя :-)

В преддверии концерта в Москве маэстро Левайн (Ливайн) дал интервью газете "Культура", в котором на вопрос, чем же интересны русские музыканты, играющие у него в оркестре, ответил так: "Всем! Они все превосходны: страстно увлечены и хорошо обучены. В них есть творческое начало и энтузиазм. И меня это не удивляет, потому что эти качества характерны для всех русских музыкантов, с которыми я работал. Мы очень рады, что у нас в оркестре 12 музыкантов из России. Один из них, Андрей Рубцов, - не только гобоист, но и композитор." (Андрей, кстати играет в ФМО уже второй год.)

Специальные рекомендации к посещению любителями музыки концерта столь прославленного дирижера и знаменитого оркестра - излишни. Тем, кто не сможет на него попасть и тем, кто живет не в Москве, напоминаю, что телеканал "Культура" будет вести прямую трансляцию концерта. (Обратите внимание, когда будут показывать первого гобоиста*) крупным планом - это и есть Андрей Рубцов, гобоист и композитор, артист Российского национального оркестра и Российского национального духового квинтета, основатель этой ленты новостей, модератор конференции ru-classic, создатель популярного сайта Мир классической музыки).

Концерт 27 октября организован агенством "Краутерконцерт".

Еще ссылки: *) Примечание от 27 октября: Андрей сидел на первом гобое только в Симфонии Прокофьева, а так все гобоисты в этом оркестре пересаживаются на разных сочинениях, чтобы всем хватило поиграть разные партии :)
Алексей Зубов
Годовщина "Норд-Оста"
24.10.2003http://news.oboe.ru/?id=511
"Норд-Ост" в нашей стране уже год как ассоциируется не с "северо-востоком", а с трагедией, произошедшей в Москве год назад.

Среди статей, посвященных этой печальной годовщине, помещенных под общим заголовком "Реквием", "Московский комсомолец" публикует воспоминания музыканта оркестра мюзикла "Норд-Ост", очевидца тех трагических событий, тромбониста Михаила Дерюгина:

"...В зале шла настоящая охота за военными. Боевики нашли спрятанные военные билеты и с пачкой документов ходили по залу, по фотографиям искали владельцев. Наши ребята - военные музыканты, которые работали у нас на мюзикле по совместительству, - спрятали свои документы под обшивку сидений. Через несколько дней после штурма те, кто остался жив, приходили, вспарывали кресла..."
Алексей Зубов
Дирижер RSNO продириждировал RNO (РНО)
23.10.2003http://news.oboe.ru/?id=510
Неделю назад в Большом зале Московской консерватории выступил Российский национальный оркестр (дирижер - А.Лазарев, солист - Б.Березовский). Я так опаздываю с освещением этого события, потому что ждал появления каких-то отзывов в интернете. Они, наконец, появились (о них ниже).

Этот концерт посетил и я :). В программе прозвучали 1-й Фортепианный концерт Н.К.Метнера (1917) и "Симфонические танцы" С.В.Рахманинова. Интересно, что в интернет-конференции ru-classic на прошлой неделе разворачивались весьма бурные дискуссии на тему о качестве музыки 1-го ф.п. концерта Метнера. Я был сторонником той точки зрения, что это музыка, мягко выражаясь, крайне и крайне слабая (в своих постах в ru-classic, пользуясь его демократичностью, я выразился гораздо более "красочно", так что здесь цитировать себя не буду :-). Среди музыкантов-подписчиков нашлись как горячие сторонники этой точки зрения, так и не менее горячие противники. Противники вроде бы оказались в меньшинстве :-). Тем не менее, для этой ленты новостей скажу, что выбор был вполне адекватен программе данного концерта, посвященного памяти Е.Ф.Светланова, а солист Б.Березовский великолепно исполнил эту откровенно слабую и довольно бессмысленную музыку (да-да :).

Все та же, похоже, достаточно квалифицированная (-ый), музыкальный обозреватель Татьяна Давыдова (см. предыдущую новость) в своей рецензии для газеты "Культура" выразилась по этому поводу политкорректно, приписав метнеровскому концерту некую "непостижимую порой логику": "Ему [Березовскому] оказалось под силу прояснить непостижимую порой логику драматургического развития концерта и не дать форме целого (отличающейся чрезмерной детализацией) окончательно растечься мыслью по древу. А также повести за собой (не без помощи дирижера, конечно), мягко говоря, озадаченный партитурой оркестр и сохранить ясность рассудка [...]".

Исполнение "Симфонических танцев" Рахманинова лично я нашел тогда просто великолепным, и готов на этом настаивать и говорить об этом довольно долго, например, упомянув отлично исполненные соло на саксофоне и других духовых (в том числе и соло Андрея Рубцова, игравшего в том концерте партию первого гобоя). Пусть даже Т.Давыдова в цитированной выше статье и придерживается другого мнения :-). Я полностью согласен с мнением обозревателя "Русского журнала" Ильи Овчинникова (его обзоры вместе с давыдовскими мне тоже очень нравятся), который закончил свой обзор недавних музыкальных событий словами:

"16 октября он [автор обзора] был вознагражден - имя Александра Лазарева собрало, хотя и без особого ажиотажа, полный зал. "Симфонические танцы" Рахманинова, продирижированные Лазаревым за гранью мыслимых представлений о вдохновении и самоотдаче, без сомнения окажутся среди событий, которые "будут обсуждать весь сезон". А Консерватория наконец объявила о единственном концерте Джеймса Левайна, который выступит 27 октября с фестивальным оркестром Вербье."

Кстати говоря, концерт 27 октября обещает стать главным филармоническим событием 2003 года. Но об этом я напишу чуть попозже на этой ленте.

Еще по поводу упомянутого концерта можно почитать отзыв во "Времени новостей". Его автор услышала в метнеровском концерте какую-то "по-врубелевски бормочущую многозначность", а сам концерт квалифицировала как "модернистский" (????).

Между тем вчера РНО выступил в ММДМ. Об этом концерте написал один из постоянных участников ru-classic, профессиональный музыкант и композитор:

"Хороший концерт, люблю концерты, где играют ещё не слышанные мною раньше вещи :) Практически всё первое отделение занимал упомянутый мною псалом Пярта, который захватил мой слух полностью. Перед ним была ещё одна малюсенькая вещичка Пярта для 8 медяшек и ударных, тоже очень симпатичная. Во втором отделении была "Русалочка" Цемлинского. С музыкальной точки зрения меня не особенно проняло, однако было очень забавно: рштраусо-малеровская оркестровка с признаками вагнеробрамса, при этом много хороших мелодий, но все почему-то то из Чайковского, то из Римского (думаю, это случайно :)

Юровский дирижировал проникновенно и артистично. Из оркестровых солистов выделялся литаврист :) Красивое пиано литавр --- это нечто..."


P[RE!].S. Для тех, кто не понял, что имелось ввиду в заголовке этой новости: Александр Лазарев в настоящее время является главным дирижером Королевского национального оркестра Шотландии (RSNO).
Алексей Зубов
Андрей Гаврилов: звездная болезнь
21.10.2003http://news.oboe.ru/?id=509
Пару недель назад вся Москва была увешана плакатами с анонсом концерта, посвященного памяти В.Горовица, в котором должны были принять участие юные пианистические дарования плюс известный пианист Андрей Гаврилов. Я наивно полагал, что этот концерт являлся неким hommage выдающемуся пианисту Владимиру Горовицу. Между тем, как я узнал из интервью Гаврилова "Независимой газете", на самом деле дела обстоят всего лишь следующим образом:

"Некоторые господа становятся очень знаменитыми, как, например, Владимир Самойлович Горовиц. Тем не менее это легендарный фетиш американской культуры. Это просто воплощение вульгарности от начала и до конца, и как человека, и как личности, и как каждая нота им сыграна."

И, таким образом, Гаврилов не просто оказал милость Горовицу, а на самом деле в этом концерте подчеркнул "пропасть" между своим гениальным искусством и "отстойной" игрой В.Горовица:

"Я вот принимаю участие в так называемом концертном вечере его памяти, зная, что там будут выступать молодые ребятки, которые, к сожалению, совершенно уведены этими ложными фетишами в сторону, где нет света. Я хочу, чтобы, Бог даст силу, мое искусство, мой звук, мое появление в пространстве без слов обозначило черную пропасть между тем и другим."

Любопытно, что в этом же интервью г. Гаврилов еще более уничижительно отзывается о выдающемся советском пианисте Святославе Рихтере, чем в интервью в свой предыдущий приезд в Москву (копию этого же интервью без назойливой интернет-рекламы можно посмотреть вот здесь). Не знаю, быть может, я несколько старомоден в отношении к понятиям дружбы и чести, но, по-моему, крайне бесчестно так отзываться о своем покойном друге (и учителе в какой-то степени), даже если хорошо знаешь интимные подробности его жизни и располагаешь какими-то нелицеприятными сведениями о нем. Но не мне судить Гаврилова (в конце-концов, как сказал бы один мой знакомый психолог, "подобные высказывания типичны для данной клинической картины и поэтому малоинтересны").

О недавних выступлениях А.Гаврилова рассказала, например, Татьяна Давыдова в своем обзоре концертов академической музыки, опубликованном в той же "НГ":

"...Неожиданностей не дождешься. И в БЗК, и в Доме музыки шли две абсолютно одинаковые шопеновские подборки, правда, в консерватории с затейливыми комментариями для пытливой аудитории. В ММДМ, где собралась более респектабельная публика, повлиявшая, видимо, на активизацию мимики и пластики артиста, добавилась сюита из "Ромео и Джульетты" Прокофьева - но в целом все то же. И там, и тут порхающие пальцы, бесплотная кантилена, "рахманиновские" кульминации на пианиссимо, и тут же тельняшкораздирания и кипящие страсти. Рафинированные и впечатлительные натуры найдут в творчестве этого художника много привлекательного, но жаждущие разнообразия сочтут, что однократного знакомства с нынешним "Я" маэстро Гаврилова вполне достаточно."

Добавление от 24 октября. Та же Татьяна Давыдова написала более подробный отзыв о концерте в газете "Культура":

"Художник Гаврилов мастерски владеет перспективой (приближение - удаление) и знает цену колористическому контрасту, правда, увы, пользуется лишь несколькими излюбленными тонами. [...] Подобное любил Рахманинов - добраться до кульминации и убрать звук так, чтобы в груди дыханье сперло. Когда дыхание спирает в течение целой репризы, нетрудно и задохнуться.[...] Похоже, Гаврилова реальность, или действительность, интересует лишь в ее заграничных (за гранью) проявлениях, или аномалиях. [...]"
Алексей Зубов
Выдающийся советский гобоист А.В.Петров
20.10.2003http://news.oboe.ru/?id=507
Я недавно сообщал о большом гобойном концерте в Малом зале Московской консерватории, который был посвящен памяти выдающегося советского гобоиста А.В.Петрова и стал гобойным событием месяца. Мы сделали несколько фотографий и записей с концерта, которые надеемся в скором времени опубликовать. А пока что почитайте заметку об А.В.Петрове, отпечатанные тексты которой были положены на кресла в зрительном зале.

"...Знаменитый скрипач И. Стерн репетировал с Госоркестром в Большом зале Московской консерватории скрипичный Концерт И. Брамса. На репетицию пустили публику. Зал был полон. Сыграв I часть концерта, начали II часть, в которой зазвучало соло гобоя в исполнении Петрова. Кончилось соло, должен был вступать солист-скрипач, но И. Стерн положил скрипку и стал аплодировать гобоисту... Зал аплодировал стоя..."

Целиком заметку можно прочитать вот здесь. Она открывает новый раздел на сайте oboe.ru под названием "гобойная жизнь".
Алексей Зубов


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное