Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ с 01.09.2003 по 10.09.03 (7)

НОВОСТИ с 01.09.2003 по 10.09.03 (7)

НГ о балете
10.09.2003http://news.oboe.ru/?id=458
В сегодняшнем номере "Независимой газеты" опубликовано аж две статьи про балет.

Первая - "Невезучие подростки" - о постановке балета "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева Имперским русским балетом:

"...С точки зрения и кассы, и искусства выбор главы "Имперского русского балета" Гедиминаса Таранды - правильный. Балет не устарел, он очень зрелищный, много разнообразных танцев, не меньше пантомимы, всегда облегчающей зрительское восприятие и картинно воспроизводящей трагические шекспировские события.... Глядя на эту Джульетту (Алия Таныкпаева) и этого Ромео (Кирилл Радев), радуешься их задору..."

Вторая статья - интервью со знаменитым Кевином Маккензи, руководителем Американского балетного театра:

"...Я всегда подчеркивал, что пришел в театр как художественный руководитель, а не как бизнесмен. Менеджеры не должны вмешиваться в дела худрука, и наоборот. Отличная, с точки зрения искусства, идея нередко ведет к финансовому бедствию. А решение, хорошее с точки зрения бизнеса, обычно вызывает смертную скуку в зрительном зале...

...В прошлые годы беглецы из России были звездами первой величины. Сейчас русские артисты работают у нас на всех уровнях... Жизнь устроена так, что в АБТ зачастую нет месяцев и месяцев на подготовку спектакля. Сколько раз приходилось слышать от приезжающих из России: "Как, завтра у меня репетиция, а на следующий день уже спектакль?" Приживаются те, кто может приспособиться к нашему темпу."
Алексей Зубов
Первый в новом сезоне концерт РНО
09.09.2003http://news.oboe.ru/?id=457
Русский журнал недавно опубликовал статью, посвященную концерту РНО 3 сентября:

Обновленный РНО открыл московский сезон 3 сентября: среди тех, кто занял место ушедших, было немало лиц, хорошо знакомых по другим оркестрам...

Вечер открылся вторым фортепианным концертом Брамса; солировала Елизавета Леонская. Ее вдохновенная игра иногда удивляла смещением привычных акцентов или неожиданным staccato, - при должной поддержке оркестра любой из этих моментов мог бы стать плюсом...

"Самозабвение" Плетнева, в отличие от первого отделения, казалось искренним, - местами музыка по-настоящему завораживала, радуя позднеромантической легкостью...


Вся статья.
Алексей Зубов
Итоги конкурса Е. Образцовой
06.09.2003http://news.oboe.ru/?id=456
В Петербурге завершился III конкурс Е.Образцовой. Об итогах конкурса пишет "Независимая газета":

"...Конкурс Образцовой не лучше и не хуже других. ... Как и другие конкурсы, он, подобно современным докторам, ставит диагноз, но не способен вылечить...

Большинство конкурсантов не умеют соразмерить своих желаний и возможностей, мало кто имеет хороший иностранный язык и вообще дикцию в пении. Пение часто подменяется озвучиванием нот (дай бог, если чисто), а создание вокального образа - внешней активностью, не связанной с музыкой..."


Читать всю статью
Алексей Зубов
Юбилей Джона Кейджа
05.09.2003http://news.oboe.ru/?id=455
Я, как обычно :), расскажу о юбилее композитора - особенно сегодня, потому что Павел Ступин, находящийся в краткосрочном отпуске от news.oboe.ru, иначе меня не простит...

Итак, сегодня исполнился 91 год со дня рождения одного из самых знаменитых композиторов XX века Джона М. Кейджа (1912-1992). Его творчество до сих пор имеет как горячих поклонников, так и ярых противников, вообще отказывающих его сочинениям в праве именоваться музыкальными композициями. В советское время его имя было своего рода официальным пугалом. "Махровый ястреб империа...", то есть извините - "типичный представитель разложившейся буржуазной культуры". Особенно доставалось его самой знаменитой композиции под названием 4"33', написанной в 1952 году. Композиция предназначена для любого инструментального состава, сама состоит из 3-х частей и заключается в том, что исполнитель или исполнители должны молчать (ничего не играть) 4 минуты 33 секунды, иначе говоря - исполнять тишину длительностью ровно в 4 минуты 33 секунды. Обычно композиция исполняется соло на фортепиано, но авторская версия гласит "для любого состава на любых инструментах". В 1962 году Кейдж пишет 4"33' no. 2 - уже с ясной пометкой: для любого исполнителя соло и дает более подробные указания к исполнению на протяжении всего времени звучания произведения. Имеется также другая версия этой композиции под названием 0"00'.

Естественно, премьера композиции вызвала скандал. Игорь Стравинский саркастически замечал, что эта композиция - самое гениальное творение Кейджа и весьма достойно подражания. И чем больше молодые композиторы будут сочинять в этой технике и чем более протяженные композиции такого рода они создадут - тем лучше будет для всей музыки. (Может, в этой рекомендации и есть доля глубокого смысла, IMHO...). А поклонники Кейджа иногда сравнивают 4"33' в музыке с "Черным квадратом" Малевича в изобразительном искусстве.

Композиция 4"33' многократно записывалась на пластинки и компакт-диски (как первая, так и вторая версии). Записи композиции 0"00', по всей видимости, препятствуют технические причины правильного выделения трека на CD.

На этой странице можно послушать MIDI с исполнением 4"33' в версии для гобоя и фортепиано. (Внимание! Некоторые "слишком умные" MIDI-проигрыватели, вроде WinAmp, могут не захотеть проигрывать этот MIDI-файл).



Партитура другой весьма известной композиции Кейджа - Imaginary Landscape no. 5 ("Воображаемый пейзаж ? 5") состоит из инструкций, как подготовить магнитофонную запись из любых других имеющихся 42 записей. (Предшествующий вариант - "Воображаемый пейзаж ? 4" - это 12 одновременно звучащих радиоприемников, каждый из которых настроен на свою волну.) В этой связи можно вспомнить такое свидетельство: "Один из своих университетских курсов Джон Кейдж полностью подчинил прихотям И-Цзина, отказавшись преподавать нечто конкретное и предложив студентам, следуя указаниям Книги Перемен, выбрать в библиотеке университета для ознакомления пять книг и затем рассказывать друг другу, что им удалось узнать из этих сочинений". По этому поводу писатель Макс Фрай сочинил заметку "Книги для студентов Джона Кейджа".

Очень известны композиции Кейджа для изобретенного им "подготовленного фортепиано" (в струны фортепиано определенным образом вставляются всякие распорки, кнопочки, резинки и т.п., для изменения звучания струн, а затем на таком фортепиано играют по нотам).

В немецком городе Хальберштадте исполняется самое длинное за всю историю человечества музыкальное произведение - сочинение Кейджа для органа под названием ORGAN2/ASLSP. ASLSP означает "As slow as possible" - "медленно, как только возможно". Первый вариант ASLSP был написан Кейджем незадолго до смерти, в 1992 году, и предназначался для фортепиано (длился он около 20 минут). На протяжении нескольких лет после смерти Кейджа были споры о том, как исполнить композицию ORGAN2/ASLSP согласно авторскому замыслу. Крупнейшие музыковеды выясняли, что значит "Медленно, как только возможно". Некоторые считали, что исполнение невозможно в принципе (потому что время вроде бы бесконечно), но специалисты Фонда Джона Кейджа пришли к согласию: это произведение достаточно исполнить за 639 лет. (За 639 лет до принятия этого решения в Германии был построен первый орган). В день рождения Кейджа, 5 сентября 2001 года, исполнение композиции началось: органист включил меха (воздуходувную систему органа). На этом мероприятии присутствовало около 360 слушателей (цены на билеты были DM30 - хм... интересно, остались ли еще в продаже билеты или абонементы на всю композицию, на все 639 лет?). Первый аккорд (ми-мажорный), в соответствии с принятым темпом исполнения, был исполнен 28 февраля этого года. Следующему аккорду предстоит прозвучать где-то в следующем году. Подробности - на сайте проекта John Cage in Halberstadt (нем.). На этом сайте есть on-line счетчик, показывающий, сколько секунд осталось до окончания исполнения композиции. Если кто не понимает по-немецки, почитайте Старый анонс этого мероприятия на английском

Год назад широко отмечался 90-летний юбилей Дж. Кейджа. С размахом он отмечался и в Москве. "Тишине требуется, чтобы я продолжал говорить" - заметка об этом мероприятии. Кстати говоря, цикл концертов открылся исполнением Алексеем Любимовым композиции 4'33" на фортепиано перед Московской консерваторией (на площадке перед памятником Чайковскому) при большом стечении публики. Филипп Нодель (статьи которого про гобой скоро появятся на oboe.ru) подготовил исполнительский костюм для А.Любимова. Для изготовления костюма использовались портреты Кейджа, клей, просто бумага и др.

Недавно Фонд Джона Кейджа отсудил у известной классик-рок-группы The Planets 6-значную сумму. Ответчику было вчинен иск за то, что он записал на свой альбом трек под названием A One Minute's Silence - 60 секунд полной тишины, приписав себе в соавторы Кейджа. Не пропустите вот эту заметку, где это все описано подробнее.

Вот такой немножко скандальный Дж. Кейдж. Еще ссылки на английском:
-Дж. Кейдж - автобиография
- Цитаты Дж. Кейджа.

Особенно мне понравилась вот эта: "If something is boring after two minutes, try it for four. If still boring, then eight. Then sixteen. Then thirty-two. Eventually one discovers that it is not boring at all".
Алексей Зубов
День рождения Антона Брукнера
04.09.2003http://news.oboe.ru/?id=453
Сегодня - день рождения выдающегося австрийского композитора и органиста Антона Брукнера (1824-1896).

До конца жизни Брукнер оставался человеком по-деревенски простодушным. Посетив как-то концерт, в котором прозвучала его Четвертая симфония, композитор подошел к знаменитому дирижеру Гансу Рихтеру и, желая от души поблагодарить его, достал из кармана талер и, сунув его в руки оторопевшего дирижера, сказал:

- Выпейте-ка за мое здоровье кружечку пивка, премного вам благодарен!..

В его родной деревне именно так благодарили мастера за добрую работу.

На следующий день профессор Рихтер отнес брукнеровский талер к ювелиру, тот припаял к нему серебряное ушко, и знаменитый дирижер постоянно носил его при себе на часовой цепочке. Талер стал для него драгоценным напоминанием о встрече с автором симфонии, которой, как он твердо верил, предстояло жить в веках...


Это был анекдот о Брукнере с сайта peoples.ru. Читать там еще занимательные истории о Брукнере, а также:

Алексей Зубов
"Компьютерра" пишет о музыке
02.09.2003http://news.oboe.ru/?id=452
Новая "Компьютерра" (# 31-32) вышла с темой номера "Хорошо тембрированный клавир". Каламбур на обложке как всегда удался редакции с натяжкой, но сама тема на этот раз раскрыта неплохо ("Компьютерра", как выяснилось, часто "обжигается" на темах, которые связывают музыку и технологию).

На обложке главный вопрос статьи обозначен так "Приведет ли технический прогресс к музыкальной революции?". Автор - некий Денис Дубровский, создатель сайта Perehod.ru. Поскольку "Компьютерра" перестала размещать полные версии статей на своем сайте, всех заинтересовавшихся данным вопросом, но не желающих тратить 17 (семнадцать!) рублей на "Компьютерру" отсылаю в музыкальный раздел сайта Perehod.ru - покопайтесь, в статьях можно найти практически все то же самое.
Андрей Рубцов
Эссе о новых экспериментальных инструментах
01.09.2003http://news.oboe.ru/?id=450
"Определенно есть нечто напоминающее научную фантастику во всех этих новых экспериментальных инструментах, которые сооружаются вокрую, но возможно это оттого, что мы до сих пор не владеем вполне языком, который бы описал все то множество новых звучаний, которые могут производить эти инструменты. Когда инструменты, обычные для современного нам оркестра были новинкой, они казались столь же непостижимыми."

Эссе Франка Отери (Frank J. Oteri) о судьбе новых и экспериментальных инструментов. К сожалению, только для англоязычных пользователей (если только кто-нибудь не переведет его целиком, как я сделал это с одним из абзацев).

Выводы ожидаемы, но интересны:

"Playing an early 18th century Cristofori piano at the Met was a wonderful contrast to playing Bart Hopkin's Disorderly Tumbling Forth; the two experiences were remarkably similar. When Cristofori first built his instrument, the concept of a being able to control the volume of a struck string was as radical as the Tumbing Forth's streams of glittering sustained tones elicited from separate pieces of copper pipe.

Without the piano, much of the music of the past two centuries is unimaginable. Without new instruments and new ways of playing old ones, the next two hundred years is equally unimaginable.


Читать полностью
Андрей Рубцов

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное