Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки - #[SUBSCRIBE issue_number] (тест)


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ с 11.08.2003 по 20.08.03 (11)

НОВОСТИ с 11.08.2003 по 20.08.03 (11)

Утраченное искусство симфонии
20.08.2003http://news.oboe.ru/?id=434
На интернет-страницах журнала La Scena Musicale опубликована преисполненная пессимизма (что очень характерно для ее автора [Norman Lebrecht]) статья о буквальном "вымирании" симфоний в Великобритании, которые становятся никому не нужными: ни композиторам, ни исполнителям, ни звукозаписывающим компаниям, ни слушателям. Эта проблема (если она, конечно, может считаться таковой) все-таки имеет более глобальный масштаб, чем кажется автору, который на протяжении всей статьи сравнивает "неблагополучную" симфоническую Великобританию с Германией симфоний Ханса-Вернера Хенце и Финляндией (в виде Симфонии #9 (из 12) финского композитора Калеви Ахо; английская премьера этого сочинения состоялась несколько дней назад в Лондоне).

Также в статье читателям предлагается краткий обзор истории симфонической музыки Великобритании за последние 100 лет и попыток возродить этот жанр таким выдающимся композитором как Питер Максвелл Дэвис , который является автором 8 практически невостребованных симфоний (приводится пример с его первой симфонией, запись которой вышла в свет только в этом месяце [на Decca], спустя 25 лет после своей премьеры).

Читать статью: N. Lebrecht, "The Lost Art"
Павел Ступин
Премьера оперы Йорга Видмана
19.08.2003http://news.oboe.ru/?id=433
Как сообщает портал современной музыки Sequenza21, в Мюнхене состоялась мировая премьера оперы "Das Gesicht im Spiegel", написанной Йоргом Видманом (Jo:rg Widmann) . В основу либретто положен сюжет о человеческом клонировании.

Йорг Видман, кларнетист и композитор, является одним из самых многообещающих современных композиторов Германии. Среди его учителей такие выдающиеся музыканты как Ханс-Вернер Хенце и Вольфганг Рим. Кстати, последний посвятил Видману свой кларнетовый концерт: Musik fur Klarinette und Orchester "Uber die Linie II", основным исполнителем которого Видман и является. Кроме того, этот молодой (1973 г. рождения) композитор уже является лауреатом целого ряда конкурсов: как кларнетист (например, Carl Maria von Weber Competition) и композитор (в частности, в этом году ему будет вручен престижный приз "Ernst von Siemens Stifung", которого совсем недавно удостоился его учитель, Вольфганг Рим). Кроме своей композиторской деятельности, Видман продолжает активно концертировать: особым вниманием у него пользуется камерная музыка, которую он исполняет вместе с такими мастерами как, например, Наталья Гутман и Кристоф Поппен.

Со списком опусов Видмана и его биографией можно ознакомиться на посвященной ему странице сайта его издателя --- Schott Musik.
Павел Ступин
Вагнер добрался до Тайланда
19.08.2003http://news.oboe.ru/?id=432
Звучит утопически, но в королевство Тайланд в ноябре приедет внук Рихарда Вагнера, чтобы торжественно открыть музыкальное общество имени своего деда.

"Bankok Opera's first performance of Das Rheingold (the opening opera of the Ring cycle) is scheduled to take place in 2005 with Somtow Sucharitkul conducting. Members of more than 100 Wagner societies worldwide are said to be planning to make the trip to hear what is billed as the first performance of the opera in Southeast Asia."

А здесь, между прочим, подводят статистику юбилейного фестиваля "Звезды белых ночей" и приходят к выводу, что все рекорды побиты.
Андрей Рубцов
Булез возвращается!
18.08.2003http://news.oboe.ru/?id=431
Легенда современной музыки, композитор и дирижер, Пьер Булез в интервью испанскому журналу Scherzo поделился своими творческими планами на ближайшие 3 года: это вновь (после перерыва) электронная музыка, а также крупная микротональная композиция "Anthemes 3" для скрипки и оркестра (по заказу Анны-Софии Муттер). Премьера "Anthemes 3", по словам самого композитора, запланирована на 2006 год.

К сожалению, текст этого 6-страничного интервью с Пьером Булезом не доступен для чтения, но некоторые фрагменты и обсуждение статьи есть на beepSNORT.org и в группе новостей USENET rec.music.classical.contemporary.
Павел Ступин
Еще раз о последней опере Хенце
17.08.2003http://news.oboe.ru/?id=430
Мы уже писали о недавней премьере "L'Upupa and the Triumph of Filial Love", последней оперы Ханса-Вернера Хенце, на проходящем в эти дни Зальцбургском фестивале. Хочется еще раз вернуться к этому событию, так как на страницах Guardian появился достаточно подробный репортаж о концерте. В статье очерчиваются основные вехи оперного (и не только) творчества Хенце, излагается сюжет, выстроенный Хенце в либретто, и анализируется сама опера и ее исполнение (с проведением параллелей между Хенце и Бергом).

Читать статью: A. Clemens, "Excellent Adventure"
Павел Ступин
Премьера нового сочинения Г. Канчели
16.08.2003http://news.oboe.ru/?id=429
Согласно информации из журнала Gramophone, в Англии на месте, где когда-то находилось небольшое поселение (Imber, Salisbury Plain), а ныне --- практически ничто (во время второй мировой войны и после место было превращено в военную базу, где проходили учения), в рамках ряда мероприятий, объединенных вокруг ежегодно проводимой церковной службы для немногих уцелевших жителей деревни, состоится мировая премьера сочинения Гии Александровича Канчели, которое написано под впечатлением от посещения им этого места в 2001 году. Название произведения не уточняется, но известно, что в концерте примут участие Matrix Ensemble, мужской хор Rustavi и хор мальчиков Salisbury Cathedral Boys choir. Также планируется обсуждение произведения Канчели и вдохновившей его реальности: настоящего и будущего Imber.

С более подробной информацией о концерте можно ознакомиться здесь: M. Cullingford, "Village's sad story explored through music"
Павел Ступин
Новый адрес неофициального сайта К. Штокхаузена
15.08.2003http://news.oboe.ru/?id=428
Всем поклонникам творчества Карлхайнца Штокхаузена: неофициальный сайт, который служит прекрасным дополнением официальному (stockhausen.org), изменил свой адрес. Теперь он выглядит так: http://www.bernardp.dsl.pipex.com. Весь сайт так или иначе построен вокруг Штокхаузеновского LICHT, о котором предлагается масса аналитической информации. Начинающим знакомиться с музыкой Штокхаузена также рекомендуется к изучению раздел часто задаваемых вопросов (их более 20) о композиторе.
Павел Ступин
Премьера последней оперы Х.-В. Хенце
14.08.2003http://news.oboe.ru/?id=427
На фестивале академической музыки в Зальцбурге состоялась мировая премьера новой и последней (по словам самого автора) оперы Ханса-Вернера Хенце: "L'Upupa und der Triumph der Sohnesliebe". После премьеры своей 12-ой оперы (кстати, либретто к опере написал сам композитор), когда 77-летний Хенце поднялся на сцену, зал аплодировал ему стоя. Хочется напомнить, что Хенце, наряду с Штокхаузеном, Ноно, Глассом и Шнитке, является одним из самых "оперных" композиторов последних десятилетий.

Об опере и ее премьере можно прочитать на andante.com, chesternovello.com, и, разумеется, на festspielfreunde.at и salzburgfestival.at.
Павел Ступин
О Пулитцеровской премии для композиторов
13.08.2003http://news.oboe.ru/?id=426
На NewMusicBox появилась новая статья, посвященная критическому анализу того, кому и почему присуждается Пулитцеровская премия. Автор пытается раскрыть механизм, позволяющий успешно игнорировать действительно выдающихся американских композиторов:

When surveying the past nominees, I was struck by the number of composers whose name would likely be unknown to most outside of the academy; indeed, there were several that I did not recognize at all. Whether you like them or not, composers such as Cage, Feldman, Reich, Glass, Harrison, Oliveros, Monk, Anderson, Nancarrow, and the like, have had a documented and undeniable influence of the development of compositional style here in America and around the world. [...] Would the Pulitzer juries and boards have awarded a prize to Josef Hauer over Schoenberg, Salieri over Mozart, Diabelli over Beethoven? It would be hard to argue against such a possibility for very long when looking at the list.

Читать всю статью и многочисленные (большей частью, весьма критические) комментарии к ней: D. Suzuki, "View From the West: New Hope for the Pulitzer". Также рекомендую всем ознакомиться с новым (августовским) выпуском NewMusicBox вообще. Много интересных статей и обсуждений, в том числе посвященных созданию новых музыкальных инструментов.
Павел Ступин
Современный способ распространения музыки
12.08.2003http://news.oboe.ru/?id=425
В списке рассылки music@altlinux.ru пробежало сообщение о MagnaTune (спасибо Михаилу Быкову). Это проект, являющийся альтернативой безнадежно устаревшим и вымирающим бизнес-моделям, в центре которых стоят мажорные лейблы. Фактически, то, что делает MagnaTune, является реализацией на практике идей Свободного программного обеспечения в музыке на основе лицензий от проекта Creative Commons. Вообще, такого рода лицензии призваны охватить не только музыку, но и другие формы искусства. Что касается конкретной реализации, то ее суть сводится к тому, чтобы предоставить в свободный доступ (в виде mp3-файлов или потокового аудио на специальных интернет-радиостанциях) записи всех сочинений артистов этого лейбла. Прослушав записи, слушатель может, при желании, оплатить их, причем самостоятельно определяя сумму вознаграждения (в рамках от $5 до $18), которая затем поровну делится между лейблом и музыкантами; при этом сочинения не отчуждаются от своего автора. Все детали и тонкости можно узнать на сайте проекта.

Такой подход, когда слушатель получает возможность законно ознакомиться с полным произведением и только потом решает, платить или нет, импонирует своей справедливостью и честностью и, как мне кажется, хорошо вписывается в распространение современной академической музыки и, возможно, классической музыки вообще. Важно еще и то, что слушатель вместе с записью произведения может получить и "исходники" сочинения в виде партитуры и MIDI-файла --- для анализа и использования в своем творчестве.

Безусловно, MagnaTune является лишь одним примером реализации идей Свободной музыки, но все-таки приятно отметить, что не последнее место там занимает академическая музыка. Интерес к этому проекту проявили исключительно исполнители старинной музыки и, главным образом, лютнисты (нужно отметить, что John Buckman, владелец MagnaTune, сам является лютнистом-любителем [спасибо за информацию другому лютнисту --- Роману Туровскому]), с творчеством которых, разумеется, можно совершенно бесплатно ознакомиться.

Очень хочется надеяться на то, что Свободная (или Открытая) музыка привлечет много талантливых художников и примет массовый характер, то есть масштабы, сравнимые со Свободным программным обеспечением, которое произвело, без преувеличения, революцию.
Павел Ступин
К. Пендерецкий удостоен премии
11.08.2003http://news.oboe.ru/?id=424
Польский композитор Кшиштоф Пендерецкий, который в этом году отметит свое 70-летие, удостоен премии "European Sacred Music Prize" за выдающийся вклад в современную литургическую музыку. Как известно, будучи глубоко религиозным человеком, Пендерецкий создал целый ряд произведений с соответствующей тематикой. Достаточно назвать "Страсти по Луке","Положение во гроб и воскресение Христа", "Магнификат", "Польский Реквием", "Te Deum" и "Lacrimosa".

С более подробной информацией о данном событии можно ознакомиться на andante.com: Penderecki Wins Sacred Music Prize
Павел Ступин

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное