Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ с 21.08.2003 по 31.08.03 (12)

НОВОСТИ с 21.08.2003 по 31.08.03 (12)

Интервью с новым руководителем балетной труппы Большого
31.08.2003http://news.oboe.ru/?id=447
"Алексея Ратманского называют одним из самых востребованных российских хореографов. Тридцать пять лет назад он родился в Ленинграде, танцу учился в Московском училище, затем танцевал в Киеве и Канаде. С 1997 года он стал пожизненным солистом Датского королевского балета. В прошлом году возведен в сан рыцаря ордена Датского флага. Сейчас в Мариинке идут четыре его балета - "Поцелуй феи", "Средний дуэт", "Поэма экстаза" и "Золушка", в Большом - "Сны о Японии", "Каприччио", "Светлый ручей". И вот теперь столь высокое назначение. Алексей Ратманский дал "Итогам" эксклюзивное интервью, первое в новом статусе."

Читать интервью на сайте "Итогов".
Андрей Рубцов
Опрос "Культуры"
30.08.2003http://news.oboe.ru/?id=445
Накануне нового сезона газета "Культура" обратилась к обозревателям центральных изданий и свободным критикам с просьбой рассказать о том, чего ждут они от наступающего концертного года и как оценивают события прошлого.

Мнение каждого отдельного критика по каждому вопросу можно узнать здесь - в публикации на сайте "Культура-портал", а я цитирую резюме газеты.

"Итак, по итогам опроса лидирует Большой театр: абсолютными победителями стали опера "Похождения повесы" и балет "Светлый ручей", поставленные на его Новой сцене. Но тот же Большой театр лидирует и в отрицательном рейтинге по опере: к худшим спектаклям многие опрошенные отнесли сразу и "Снегурочку", и "Руслана". Театр упрекают в дублировании репертуара Мариинского, в "серости" музыкального руководства - и с нетерпением ждут его новых премьер. В опере ожидания связаны, прежде всего, с обещанными громкими режиссерскими именами - Някрошюса, Конвичного и других мастеров. От балета премьер тоже ждут, но еще больше ждут концептуальных изменений, связанных с назначением Алексея Ратманского. Именно этому хореографу принадлежит единственный на обе столицы балетный спектакль ("Светлый ручей"), который критики сочли лучшим."
Андрей Рубцов
Статья о Маттиасе Пинтшере
29.08.2003http://news.oboe.ru/?id=444
На страницах Guardian появилась отличная статья о творчестве молодого (но уже заслужившего восторженные отзывы от таких разных и часто противопоставляемых друг другу крупнейших современных композиторов Германии, как Х.-В. Хенце и Х. Лахенманн) немецкого композитора Маттиаса Пинтшера.

Лично меня, фигура Пинтшера привлекла уже тогда, когда я несколько лет назад случайно "познакомился" с ним на страницах проекта Teldec New Line, где записи его произведений фактически были поставлены в один ряд с "The Ligeti Project". И вот Guardian публикует эту замечательную статью, наполненную биографическими данными, кратким описанием состояния современной немецкой академической музыки и анонсом концерта на BBC Proms, на котором будут исполнены сочинения Пинтшера.

Вот небольшой фрагмент статьи, в котором делается попытка охарактеризовать композиторский стиль Пинтшера:

Whatever Pintscher's background and training, the soundworld and expressive range of his music fit him securely into what might be seen as an expressionist tendency in German music, a line that stretches back to Bernd Alois Zimmermann, but more recently includes Rihm and Trojahn as well.

All are composers who have refused to be bound to any doctrinal aesthetic and have relished and exploited the freedom of expression and of musical language that lack of affiliations has given them. There's nothing at all dogmatic or prescriptive about Pintscher's style, and nothing obviously eclectic either. He has made his choice of musical models and learned what he needed from them, but they have all long since been assimilated into the texture of the music.


Читать всю статью: A. Clemens, "The Radical Conservative"
Павел Ступин
Вечный Эллиотт Картер
28.08.2003http://news.oboe.ru/?id=443
На интернет-страницах Philadelphia Inquirer опубликована удивительная статья (с интервью) о не менее удивительном композиторе, который в свои 94 года продолжает более чем активно сочинять музыку --- это Эллиотт Картер (по мнению некоторых, крупнейший американский композитор современности).

Небольшая, но очень содержательная выдержка из статьи:

The problem with modern classical music, say some conservatives, can be summed up in two words: Elliott Carter.

Читать всю статью: D. P. Stearns, "Elliott Carter, 94, keeps on building music"

Источник новости: NetNewMusic - портал современной музыки.
Павел Ступин
Скандал со "свободным искусством", неизвестный Светланов и известная Биешу
27.08.2003http://news.oboe.ru/?id=442
Эта фотография (слева) обошла все журналы и газеты, анонсировавшие открывшийся вчера балетный фестиваль "Grand Pas". (См., например, статью из журнала "Ваш досуг": "...Прекрасные белоснежки с лунными глазами выходят на сцену, легким движением снимают трусики, и с этого момента они - ваши, возбужденные, открытые и искренние в своей страсти. Интимное пластическое действо, когда невозможно оторвать глаз от сцены.") Французская балетопроизводительная фирма Ballet Preljocaj (Балет Прельжокажа) должна была устроить в Малом театре презентацию двух своих продуктов - "Весна Священная" на музыку Стравинского и "Благовещение" - на евангельский сюжет, причем вроде бы оба (ну, "Весна Священная" - точно) - "с полным обнажением", как с удовольствием написал, например "Московский комсомолец". Ссылку на ту статью я не могу дать, поскольку сейчас на сайте "МК" - платный доступ к архиву статей. Эти два балета позиционировались как центральное событие фестиваля и творческое достижение выдающегося балетного постановщика.

Между тем перед самой премьерой стало известно о протесте, выраженном организацией "За нравственное возрождение отечества". Подробности, со ссылкой на "Интерфакс" - в статье на newsru.com. Сотрудница Малого театра пояснила, что "к этой акции - показу кощунственного представления на евангельский сюжет - Малый театр не имеет никакого отношения. И никакой ответственности не несет".

"Независимая газета" разродилась по этому поводу статьей с рассуждениями о "готовности" нашей публики принять высокое искусство и изобличением религиозного мракобесия (я наивно полагал найти в этой статье отзыв о спектакле - но газета версталась слишком рано, как честно сказано в этой статье).

Этот же последний номер "НГ" оказался богат статьями на музыкальные темы. В нем опубликована статья сравнительно разумного музыкального журналиста А.Хрипина, посвященная предстоящей годовщине со дня рождения Е.Ф.Светланова. Вот ссылка: "Неизвестный Светланов. К 75-летию великого дирижера":

"...Как это ни странно, сам Евгений Федорович считал себя в первую очередь композитором. Очень многие его интервью начинались с этой мысли...
В своем завещании Евгений Светланов написал: "Поскольку я не был избалован при жизни как композитор, пусть хотя бы на прощание люди послушают мою музыку". Воля эта была выполнена. На прощании в Большом театре не было сказано ни одного слова - звучала музыка маэстро."


В этом же номере "НГ" опубликована большая статья, посвященная выдающейся молдавской оперной певице Марии Биешу.
Алексей Зубов
Завершено издание полного собрания сочинений Д. Лигети
26.08.2003http://news.oboe.ru/?id=441
Выход 2-х новых CD с музыкой Д. Лигети на Teldec ознаменовал завершение проекта издания всех (написанных за 80 лет жизни самого Лигети) его сочинений. Завершение The Ligeti Project приурочено к 80-летию композитора. Как известно, Teldec завершил дело, начатое еще в 1994 году на Sony Classical в рамках "Gyorgy Ligeti Edition" (нужно заметить, что схожий проект в меньших масштабах осуществлялся и на знаменитом лейбле Wergo). По этому поводу в NY Times появилась обстоятельная рецензия, написанная Полом Гриффитсом (автором целого ряда монографий о современной музыке, в том числе и книги, посвященной творчеству Лигети). Завершившие серию диски включили в себя такие произведения, как "Реквием", "Концерт для скрипки", "Концерт для виолончели", "Clock and Clouds", "Hamburg Concerto" (концерт для валторны, который совсем недавно был исполнен в Москве) и другие. Нет необходимости говорить о том, насколько высоко качество как исполнения, так и записи этих дисков.

С полным текстом статьи (после бесплатной регистрации) можно ознакомиться на сайте NY Times: P. Griffits, "The Edifice Complete: Palace and Hut".

Источник новости: NetNewMusic
Павел Ступин
Новости интернет-радиостанций
25.08.2003http://news.oboe.ru/?id=440
Произошли обновления на сайтах двух ведущих, вещающих через интернет, радиостанций, которые посвящены современной музыке. Так на NewMusicBox до 21 сентября будет доступен для прослушивания и просмотра концерт, прошедший в рамках уже 25-ый год проводящегося фестиваля Chamber Music America Marathon. В программе: очень эклектичная смесь из разных направлений современной американской камерной музыки.

Также обновился и сайт программы Hear and Now, выходящей на BBC. В течение ближайшей недели будет доступна запись эфира от 23 августа, в котором прозвучали фрагменты из некоторых концертов фестиваля экспериментальной электронной музыки "Cut and Slice", прошедшего этой весной в Лондоне (например, в передаче присутствует "Cartridge Music" Джона Кейджа). С полным списком произведений можно ознакомиться здесь.
Павел Ступин
Отчет о Штокхаузеновских курсах'2003
24.08.2003http://news.oboe.ru/?id=439
По адресу http://www.pendulous.org/hausenstock/ появился небольшой отчет о совсем недавно завершившихся в Кёртене курсах для композиторов и исполнителей, которые традиционно (с 1998 г.) организовывает и проводит Карлхайнц Штокхаузен (см. фото). Стиль этих заметок весьма ироничен. Много иллюстраций.

Вот небольшая выдержка из текста:

The lectures by Stockhausen himself were a key reason why many of us were there. he spent the week analyzing his quite beautiful choral piece, Hoch Zeiten. As I might have expected from his CD liner notes and so forth, he has a very deliberate way of explaining himself that is unconcerned with whether he is restating the obvious, or providing litanies of procedural details when a succinct overview would suffice. It was unclear to me whether he was underestimating his fairly sophisticated listeners, or whether he simply has a certain patiently dogged mind set that wishes to leave no stone unturned while traveling from Point A to Point B.
Павел Ступин
Понемногу обо всем
23.08.2003http://news.oboe.ru/?id=438
Смотрите сколько всего происходит в классическом Рунете: здесь дешево продают б/у академические диски, здесь собирают вручную коллекцию классических MIDI (да-да, не все еще перешли на MP3), да еще и снабжают каждую красивой картинкой под настроение, здесь утверждают, что "музыка должна высекать огонь из людских сердец" и предлагают две биографии, чуть больше двух музыкальных шуток (которые теперь положено иметь каждому новому сайту о классике в Рунете) и большое количество кратких оперных либретто, которые, правда, представлены очень неудобно - в zip-файлах, да и не являются заслугой автора, а подарены ему хорошим сайтом Оперные либретто.

А вот нечто более серьезное - Русская музыка. Хорошие биографии композиторов из книги "Сто великих композиторов", отдельные рекомендации разделу статьи - мною оттуда были выужены, в частности, все статьи Светланова. Также есть 90 Mb музыки в MP3 - Бородин, Свиридов и Чайковский. Приятная подборка.

Ну и, конечно, не в моем стиле оставлять все без ложки дегтя, пойдете на сайт - запасайтесь успокоительным, всплывающие окна доведут вас до белого каления.
Андрей Рубцов
Современная музыка на BBC Proms
22.08.2003http://news.oboe.ru/?id=437
Продолжается гигантский по своим масштабам ежегодный фестиваль BBC Proms. 35-ый и 36-ой концерты были посвящены современной музыке. Первый из них ознаменовался европейской премьерой "Бостонского концерта" Эллиота Картера и еще одной локальной (Лондонской) премьерой "Скрипичного концерта" Оливера Кнуссена (который, кстати, дирижировал в исполнении сочинения Картера). Как пишет обозреватель из Evening Standard (как бы в ответ на недавнюю ссылку на статью о смерти симфоний в Великобритании):

They may not be writing symphonies any more, but composers are certainly still writing concertos. Last night's first Prom featured fine examples of the genre by major composers from each side of the Atlantic.

Что касается второго концерта, то в нем прозвучали более радикальные (по сравнению с Картером, например) композиции: это "Nenia: The Death of Orpheus" Харрисона Бёртвистла (как пишет обозреватель, весьма истеричная музыка), буквально завораживающее сочинение "Lux Aeterna" Дьёрдя Лигети (в исполнении хора под управлением Стефана Паркмана) и, наконец, "Orpheus Behind the Wire" Ханса-Вернера Хенце.

Читать весь репортаж: B. Millington, "Contemporary Music at the BBC Proms: Knussen's Violin Concerto, Carter's Boston Concerto, Birtwistle, Ligeti and Henze"

Другие репортажи о не менее интересных концертах доступны на andante.com здесь.
Павел Ступин
75 лет К. Штокхаузену
22.08.2003http://news.oboe.ru/?id=436
Сегодня исполняется 75 лет Карлхайнцу Штокхаузену, крупнейшей фигуре в современной музыке; человеку, который своим композиторским и педагогическим талантом фактически сформировал (прямо или косвенно) целые поколения выдающихся музыкантов и, в общем-то, продолжает это делать: несколько дней назад в небольшом городке Ku:rten (около Кельна) завершились ежегодные (проводимые с 1998 года) Штокхаузеновские курсы, которые посвящены его сочинениям и их интерпретации (как известно, Штокхаузен-преподаватель никогда не анализирует сочинения своих студентов).
Павел Ступин
Asian Music Festival 2003
21.08.2003http://news.oboe.ru/?id=435
В Daily Yomiuri появился анонс фестиваля "Asian Music Festival 2003", который пройдет с 17 по 23 сентября в Токио. Во время фестиваля планируется исполнение около 60 сочинений (18 мировых премьер) и лекция "Identity of Asian Music". Концерты будут концептуальны: в частности, состоится концерт с исполнением новых электроакустических композиций.

В числе участников фестиваля --- целый ряд выдающихся исполнителей и, что особенно приятно, японская пианистка Аки Такахаши, известная своим проникновенным исполнением современной музыки; в первую очередь, работ "позднего" Мортона Фелдмана.

Читать всю статью на страницах andante.com: Asian Music Festival to Showcase New Works
Павел Ступин

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное