Вот и пришла
пора публикации последней части биографии Вольфганга Амадея Моцарта, которую
мы приурочили к 250-летию со дня рождения Великого Творца Музыки.
Я понимаю,
что не всем эта затея пришлось по душе, от рассылки произошел некоторый отток
читателей, тем более мы благодарны тем, кто остался, как говорят телеведущие,
с нами.
В следующих
выпусках мы просто опубликуем интересные факты из жизни Моцарта, мнение
ученых о воздействии его музыки, а затем (после 27-го января) снова начнем
публиковать разнообразную информацию по теме рассылки.
…Теперь ничто не мешало Моцарту
продолжать сочинение Реквиема. Он работал над ним с таким же увлечением, как
и над лучшими своими операми. Это произведение он сделал выраженнием реальных
человеческих переживаний, запечатлел в нем всю глуби ну страданий и горя,
которые приносит людям смерть близкого человека. Величавые, полные глубокого
драматизма и сурового эпического пафоса хоры чередуются в Реквиеме с нежными,
лирическими просветленными эпизодами.
Состояние здоровья композитора
становилось хуже.
- Видно, для самого себя пишу я этот
Реквием, не раз говорил он жене и друзьям.
Назначенный срок истек, а работа все
еще не была окончена. Точно в указанный день таинственный незнакомец в черном
появился снова.
- Мне нужно еще месяц, - ответил
Моцарт. - Произведение захватило меня больше, чем я думал, поэтому пришлось
его расширить в гораздо большей степени, чем я сперва намеревался.
- В таком случае Вам следует еще
пятьдесят дукатов. Когда же партитура будет окончена, размер гонорара будет
увеличен за то, что господин композитор был так скромен в своих требованиях.
- Сударь, - удивился Моцарт, - да кто
же вы?
- Это не имеет никакого отношения к
делу; я вернусь через четыре недели, - последовал ответ.
Позже загадочная история с
таинственным заказом объяснилась очень просто. Граф Франц фон Вильзег цу
Штуппах, большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть
композитором. С этой целью он заказывал талантливым музыкантам различного
рода композиции, переписывал их своей рукой и затем выдавал за свои
собственные.
Потеряв в 1791 году любимую жену, граф
задумал почтить ее память исполнением Реквиема. С этой целью он послал к
Моцарту своего управляющего, который и вел переговоры с композитором.
Желанием присвоить сочинение великого Моцарта и объяснялась таинственность,
которой были обставлены переговоры.
Но на возбужденное воображение
усталого, измученного постоянными невзгодами и тревогами композитора эта
странная таинственность подействовала угнетающе.
Душевное состояние великого
композитора глубоко и точно передал Пушкин в своей драме "Моцарт и
Сальери":
«Мне день и ночь покоя не дает Мой
черный человек. За мною всюду как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется,
он с нами сам - третий сидит...»
Реквием Моцарта - грандиозное
произведение для хора, солистов и симфонического оркестра - открывается
трагическим, полным смятения и скорби хором. Настоящее драматическое действие
развертывается во втором хоре "Dies irae" ("День гнева").
Трагические образы старинного
народного гимна, созданного в XIII веке, в годину страшной эпидемии чумы, так
увлекли композитора, что на слова коротенького текста он написал шесть
грандиозных эпизодов.
Суровые, полные мрачного величия и
грозной мощи хоры, рисующие с потрясающей драматической силой картины смерти
и разрушения, ярко контрастируют со скорбной мольбой, с трогательными
жалобами.
Лирическая кульминация всего
произведения "Lacrimosa" ("Лакримоза" -
"слезный") проникнута трепетным волнением и просветленной печалью.
Скорбная музыка "Lacrimosa"
так волновала Моцарта, что он был не в силах завершить окончательную отделку
хоровых партий и перешел к сочинению двух следующих хоров. В предыдущих
частях партии солистов и хора были вполне закончены, но инструментовка
осталась лишь намеченной.
Как-то Моцарта зашли навестить друзья,
они были потрясены болезненным видом композитора. Они уговорили Моцарта
оставить на время работу и лечь в постель. Он согласился при одном условии:
друзья сейчас же исполнят для него готовые части Реквиема. Моцарт раздал
каждому его партию и сам решил принять участие - чуть слышным голосом
исполнял партию альта.
Раздались звуки, полные тревоги и
смятения перед грядущим. Горечь прощания с жизнью, гневный протест против
собственной безвременной смерти породили эту волнующую мелодию, столь не
похожую на обычную церковную музыку.
Когда же трагическую музыку о
"Дне гнева" сменило нежное, скорбно-просветленное звучание одного
из следующих хоров, композитор оказался не в силах сдержать душившие его
рыдания.
Волнение плохо подействовало на
больного - у него усилился жар, начался бред. К вечеру, однако, сознание
вернулось. Последние мысли умирающего были связаны с любимейшими его
творениями - с "Волшебной флейтой" и неоконченным Реквиемом.
- Как бы я хотел побывать еще раз в
театре на своей "Волшебной флейте", - прошептал он и чуть слышным
голосом принялся напевать песенку Папагено "Я самый ловкий
птицелов".
Потом Моцарт положил возле себя часы,
чтобы мысленно следить за представленном "Волшебной флейты",
которая шла в тот вечер в театре Шиканедера.
- Сейчас кончается первое действие.
Теперь, вероятно, царица Ночи поет свою арию, - с трудом говорил Моцарт.
В это время пришел его любимый ученик
Зюсмайер. Моцарт сейчас же потребовал рукопись Реквиема и стал делать юноше
не обходимые указания. Он поручал ему завершить изложение трех хоров и
выполнить оркестровку, намеченную лишь эскизно.
К ночи больной снова потерял сознание.
Дыхание становилось все реже. Около часу ночи Моцарт скончался.
Это было 5 декабря 1791 года.
Погребение было назначено на следующий
же день. В доме не было ни гроша, поэтому расходы взял на себя барон вал
Свитен - известный в то время покровитель музыкантов.
Как только стало известно о кончине
великого композитора, поток людей хлынул к домику на окраине Вены, где в скромном
рабочем кабинете рядом со старым клавесином лежало тело Моцарта. Безвременная
смерть композитора глубоко потрясла современников. Распространилась молва об
отравлении посредством медленно действующего яда. Однако для этих слухов не
было серьезных оснований.
Согласно указанию ван Свитена
композитора хоронили по третьему разряду. Тело усопшего положили в гроб,
наскоро сколоченный из некрашеных сосновых досок, и отвезли к собору святого
Стефана, где состоялось короткое отпевание.
Отдельной могилы для Моцарта не
приготовили - ван Свитен не распорядился на этот счет. Седьмого декабря тело
Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных
бродяг и преступников.
Лишь много лет спустя была сделана
попытка отыскать могилу, где покоились останки великого композитора. Но...
безрезультатно...
Ныне в самом начале венского кладбища
можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под
ним нет.
Так современники проводили в последний
путь одного из самых выдающихся людей своей эпохи. Нужда, необеспеченность,
постоянная тревога о завтрашнем дне наряду с напряженной творческой работой
были причиной безвременной смерти композитора.
И я хочу закончить это повествование
фразой, которая может показаться Вам избитой.
МУЗЫКА МОЦАРТА БЕССМЕРТНА.
Революции, выборы, депутаты, ленины, сталины,
путины и лукашенки уйдут в мрак безвестности, а то и будут вспоминаться
потомками негативно, но имя великого Моцарта во все времена будет напоминать
людям о радости, о прекрасном, о жизни и о Боге.