Продолжаем публикацию биографии
великого Моцарта в преддверии его 250-летия. Странно, но в афишах белорусской
государственной филармонии 27 января нет ни одного концерта. Интересно,
телевидение как-то отметит эту дату?
…С первых же выступлений детей Моцарта
в Вене успех носил сенсационных характер. Дети играют в гостиных вельмож и
даже перед королевской семьей. Среди дворцовой роскоши фигурка шестилетнего
артиста кажется еще более хрупкой и миниатюрной, чем обычно. Маленькие ноги в
белых чулках и башмаках с пряжками забавно свисают со стула. Напудренный
парик с косичкой придает круглому личику непривычно серьезный вид. Мальчик
играет сосредоточенно, с невозмутимой уверенностью. Его руки так и летают по
клавишам, Иногда даже по желанию высокопоставленных лиц клавиатуру накрывают
платком. Вовсе не видя клавиш, мальчик продолжает играть так же уверенно и
спокойно.
Перед ним ставят ноты с незнакомыми
пьесами. Он тут же их проигрывает, как говорят музыканты, "с
листа".
Феноменальное искусство Вольфганга
вызвало бурю восторгов. Несмотря на все триумфы и восторги публики, для детей
такая жизнь была чрезвычайно тяжела. Они без отдыха разъезжали по разным
городам и странам, играли и импровизировали по многу часов подряд (концерты в
то время длились 4-5 часов). Все это было крайне изнурительно для хрупкого
организма ребенка. Тяжелая скарлатина положила конец венским триумфам.
По возвращении домой Леопольд Моцарт
позаботился о том, чтобы занятия детей шли строго и планомерно. И не только
музыкой, но и обычными школьными предметами.
Вольфгангу семь лет. У мальчика живой,
пытливый ум. Музыкой он занимается уже всерьез. Своим чередом идут занятия
чтением, правописанием, французским языком. Самый любимый предмет -
арифметика. Считать Вольфганг учится охотно и скоро усваивает все четыре
арифметических правила. Каждый день он исписывает примерами и задачками обе
стороны грифельной доски. И, если места на доске не хватает, мальчик
продолжает выводить большие кривые цифры прямо на столе и даже на полу.
Летом этого же года, снова, испросив
отпуск у архиепископа, Леопольд Моцарт с детьми предпринял более длительную
концертную поездку, конечной целью которой был Париж.
Маленький ростом, одетый в лиловый
атласный камзол с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в
парике с косичкой, маленький Моцарт смело подходил к клавесину и с милой
непринужденностью отвешивал направо и налево поклоны.
Он виртуозно исполнял свои и чужие
сочинения, читал листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто
они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и
безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком.
Сам Моцарт много сочинял в Париже. В
начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина.
На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.
Ободренный успехами пятимесячного
пребывания в Париже Леопольд Моцарт в апреле 1764 года повез детей в Лондон.
В Англии после смерти Персела уже не было своих национальных композиторов
мирового значения, и несмотря на это, в XXVII веке Лондон был городом
высокого развития музыкальной культуры.
В Лондоне Вольфганг познакомился с
Иоганном Христианом Бахом, сыном великого Иоганна Себастьяна. Мастерская игра
Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Понравились ему
и клавирные сонаты И. X. Баха, такие светлые и жизнерадостные, с певучими,
ласковыми мелодиями, похожими на арии итальянских опер.
Несмотря на разницу лет, оба вскоре
стали большими друзьями. Нередко они импровизировали на одну и ту же
музыкальную тему одновременно на двух клавесинах, немало удивляя всех, кому
приходилось их слышать.
В Лондоне восьмилетний мальчик пишет
еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме
того, берется за сочинение симфонии.
В течение года, проведенного в Англии,
музыкальное развитие ребенка заметно продвинулось вперед. Несмотря на
переезды с места на место, мальчик систематически занимался под руководством
отца и музыкой, и общеобразовательными предметами.
"Все, что он знал раньше,- писал
о своем сыне Леопольд Моцарт зальцбургским друзьям,- ничто по сравнению с
тем, что он умеет сейчас".
Жаль было расставаться с гостеприимной
Англией, но срок отпуска, предоставленного Леопольду Моцарту зальцбургским
архиепископом, давно уже миновал. Уступая настойчивым просьбам голландского
посланника, Леопольд решил по дороге заехать также в Голландию и Фландрию. В
первоначальный маршрут путешествия это не входило, но соблазн посетить эти
богатые страны был велик.
Побывали в Гааге, Генте, Роттердаме,
Амстердаме и в других местах. Повсюду успех был огромный. Как ранее во
Франции и Англии, так здесь детям устраивали восторженные овации, осыпали их
лестными похвалами.
Все это, казалось, легко могло
вскружить головы юным артистам. По счастью, с детьми зальцбургского органиста
ничего подобного не произошло. Этому в немалой степени способствовал отец -
Леопольд Моцарт.
Опытный педагог, он хорошо сознавал,
что, как ни велика музыкальная одаренность его детей, без упорного,
настойчивого труда серьезных результатов им не достигнуть.
"Дети мои одарены таким
талантом,- писал в одном из своих писем Леопольд Моцарт,- что, помимо
родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания. Каждая
потерянная минута - потеряна навеки... Но вы знаете, что дети мои привыкли к
работе. Если бы что-либо могло отвлечь их от работы - я бы умер с горя".
Однако на здоровье детей переезды с
места на место и частые публичные выступления отражались плохо. Силы их
расходовались беспощадно, к тому же брат и сестра часто болели.
В ноябре 1766 года, с триумфом
выступив в Париже, ряде городов Швейцарии, Германии, семья Моцарта вернулась
в родной город Зальцбург, пробыв за границей почти три с половиной года.
Тотчас же по возвращении домой отец
возобновил с детьми серьезную и планомерную работу. Продолжались занятия на
скрипке, клавесине и органе, серьезно изучалась музыкальная композиция.
Успешно шли занятия также арифметикой, историей и географией. Кроме того,
Вольфганг приступил к изучению латыни и итальянского языка. В те времена для
композитора это было обязательным.