Нам очень
приятно, что публикация биографии Моцарта вызывает в целом положительные
отклики. В то же время часто спрашивают – а где взять записи произведений
Моцарта и, в частности, откуда их можно скачать?
Скажем
честно, что мы не большие сторонники скачивания музыки из Интернета – не уверены,
что качество выложенных там записей должного уровня и сами предпочитаем либо обычные
диски, либо даже виниловые пластинки.
Кстати,
однажды один великий музыкант – скрипач группы ДДТ Никита Зайцев (увы,
ушедший в мир иной), показал такую штуку – он поставил один и тот же альбом “LedZeppellin”
на компакт-проигрыватель и на проигрыватель виниловых дисков. И просто
переключал устройства. Пластинка шипела, трещала, но слушать ее было
неизмеримо приятнее. Она звучала гораздо «живее».
И еще – не хотелось
бы, чтобы была даже тень иронии при словах, что Никита – великий музыкант. Он
действительно великий. Достаточно послушать его соло на скрипке в песне «Четыре
окна» в альбоме «Это все…». Единственный советский музыкант, который вошел в очень
престижную рок-энциклопедию, музыкант, с которым с удовольствием джемовали
Франк Заппа, Кейт Эмерсон, Пит Таушенд, а это все имена ого-го!
Но что-то я
ушел от темы. Сайт с записями классической музыки – www.clasic.com.
А теперь
продолжаем публикацию биографии Моцарта. Кстати, не так и много осталось…
…Начались репетиции. Моцарт и да Понте
держались настороженно, ожидая очередных интриг и неприятностей. Правда, при
сложившихся обстоятельствах серьезно повредить новой опере было не так уж
легко. Напрасны были попытки восстановить против Моцарта исполнителей главных
партий, убедить их, что арии новой оперы никуда не годятся. Актеры отнеслись
к гениальной музыке Моцарта с самым горячим сочувствием и работали над
разучиванием своих партий с искренним увлечением.
Первая репетиция с полным оркестром
была для Моцарта настоящим триумфом. Хорошо всем знакомая невысокая и
худощавая фигура композитора в красном плаще, небрежно накинутом па плечи,
оживленно двигалась по сцене. Музыкантам оркестра он указывал темп исполнения
отдельных номеров, певцам, уже хорошо знавшим свои партии, давал советы
относительно того, как им следует держаться на сцене.
Больше всего Моцарт доволен был
талантливым Бенуччи, с воодушевлением исполнявшим роль Фигаро. Когда Бенуччи
в первый раз спел полным голосом арию "Мальчик резвый, кудрявый",
присутствовавшие пришли в неописуемый восторг. Моцарт стоял поблизости. И
время от времени тихонько повторял: "Браво, браво, Бенуччи!"
Когда же певец дошел до энергичной
мужественной фразы "Керубино, побеждай", которую он исполнил во всю
силу своего могучего голоса и с искренним воодушевлением, впечатление от нее
было подобно электрическому разряду.
И певцы, и музыканты оркестра,
увлеченные его пением, в один голос вскричали:
- Браво, браво, маэстро! Да
здравствует великий Моцарт!
Та же реакция последовала после финала
первого акта. Композитору была устроена настоящая овация.
Премьера новой оперы состоялась 1 мая
1786 года. Успех был огромный. Многие арии по желанию публики приходилось
повторять на бис.
Но враги Моцарта не дремали. Иосифу II
стали нашептывать, что эти бесконечные "бис" изнуряют певцов.
Певцам якобы грозит потеря и порча голоса, так как партии их слишком трудны.
Клеветники добились того, что император сделал директору театра выговор за
повторения на бис. Раздосадованный монаршим замечанием, директор предпочел на
следующий год снять оперу с репертуара, и она скоро была забыта
легкомысленной венской публикой.
Не так было в других городах. В Праге
- столице Чехии, крупном культурном центре того времени - "Свадьба
Фигаро" имела шумный успех также с первого представления и на протяжении
всего сезона 1786/87 года давалась беспрерывно.
Мелодии из "Свадьбы Фигаро"
звучали повсюду: на улицах и площадях, в трактирах и на танцевальных
вечеринках: их перекладывали для различных ансамблей, превращали в контрдансы
и другие бытовые танцы. Даже слепцы и странствующие музыканты, стремясь
собрать вокруг себя побольше слушателей, охотно исполняли прекрасный
лирический романс Керубино и другие отрывки из моцартовской оперы. Музыка
"Свадьбы Фигаро" стала народной.
Специально для оперного театра в Праге
Моцарт вместе со своим другом да Понте создал в 1787 году оперу "Дон
Жуан".
Созданием "Свадьбы Фигаро"
Моцарт поднял жанр комической оперы на небывалую еще высоту. В "Дон
Жуане" - музыкальной драме шекспировского размаха - он выступает как
смелый новатор, открыватель новых путей в трагическом оперном искусстве.
Опера "Дон Жуан" была
закончена в конце лета 1787 года. В октябре состоялась ее премьера на сцене
Пражского оперного театра.
Успех был огромный, и слава новой оперы
разнеслась повсюду. Пришлось и Вене, чтобы не отстать от других городов,
поставить моцартовскую оперу. Но венская публика не сумела оценить гениальное
произведение должным образом.
- Ваша новая опера божественна,
дорогой Моцарт, гораздо лучше, чем "Свадьба Фигаро", - снисходительно
сказал композитору император Иосиф II, - но боюсь, что и эта пища не для
желудка моих венцев.
- Я написал ее для пражцев и немногих
друзей. Потребуется время, чтобы венцы ее "переварили", - гордо
ответил Моцарт.
Несмотря на происки завистников,
император решил, наконец, предоставить Моцарту должность камер-музыканта, не
занятую после смерти Глюка. Но вместо 2000 талеров годового содержания,
которые получал Глюк, Моцарту назначили только 800. Впрочем, Иосифа II мало
интересовали творения великого композитора. За все то время, что Моцарт
числился на придворной службе, ему заказали лишь несколько десятков танцев
для придворных и городских балов.
«Слишком много за то, что я сделал, и
слишком мало за то, что я мог бы сделать»,- написал как-то Моцарт на расписке
при получении своего жалкого жалованья.
Успех оперы «Дон Жуан» не улучшил
материального положения композитора. Из-за того, что пришлось задержаться в
Праге, Моцарт потерял почти все свои уроки. Жена тяжело болела. К старым
долгам с нараставшими процентами прибавлялись новые.
Постоянная неуверенность в завтрашнем
дне, заботы и треволнения год от году подтачивали и без того слабое здоровье
Моцарта. С лихорадочной быстротой сочиняет он множество новых произведений:
концерты для различных солирующих инструментов с оркестром, квартеты и
квинтеты, арии и песни, небольшие танцы. Но все усилия напрасны. Издатели
обманывали и обкрадывали композитора на каждом шагу. За свои последние
ансамбли – шедевры камерной музыки, мало понятые современниками, Моцарт
получил от своего издателя смехотворно низкий гонорар.
- Пишите проще, легче, понятней, не то
я не стану печатать ваших сочинений, - нагло заявил один из издателей. – Вот
вам три дуката!
- Только-то? – с негодованием возразил
композитор. – Ведь семье есть нечего.
Домовладелец грозит выбросить на улицу…
Изо дня в день писать «на случаи»,
разменивать свой огромный талант по мелочам, приспосабливаясь к отсталым
вкусам аристократических невежд или обывателей-мещан, было невыносимо.
Могучие творческие силы, вызванные к жизни созданием «Свадьбы Фигаро» и «Дон
Жуана», искали выхода. Композитор задумал дать открытый концерт с программой
из новых произведений, написанных не по заказу, а по собственному побуждению.
Устройство такого «творческого показа»
было всегда делом не легким. Могло случиться, что выручка от концерта не
покроет расходов на его организацию. Поэтому подобные концерты устраивались «по
подписке», с тем, чтобы богатые любители музыки заранее дали бы свои деньги и
в основном обеспечили сбор. А чтобы заинтересовать иных, приходилось
бесплатно играть в их салонах…
Еще недавно концерты Моцарта
привлекали широкую аудиторию. Теперь же дело с организацией концерта на лад
не шло. Подписной лист ходил по рукам и, за исключением размашистого росчерка
известного мецената ан Свитена, все еще оставался пустым. По каким-то неясным
причинам интерес «высокой» публики к игре и музыке Моцарта заметно ослабел.
Быть может, и в самом деле он стал писать так сложно, что современники
перестали его понимать?