Новый Год пришел, с чем всех и
поздравляю. Хотя, признаться честно, у меня празднование Нового Года более
дань традиции, нежели состояние души.
Вот Рождество Христово, Пасха, 8-е
марта (люблю я этот праздник, а вот день защитника Отечества как-то на свой счет
не принимаю, коль пару лет успешно от армии косил, хотя, в конце концов, туда
все же влип), дни рождения детей…
Праздник – это состояние души. Хорошо сделанная
работа, удачная идея, много посетителей на сайте и много заказов (ну чего
там, это часть моей работы), набранная группа на очный курс, общение с
интересным человеком, встреча с другом…
Но все же. Есть даты, которые вызывают
волнение и трепет, и ждешь их как большого праздника.
27 января 2006 года исполняется 250
лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта.
Его творчеству я обязан многим-многим…
То, что, несмотря на солидный
достаточно возраст я на свою память и интеллект жаловаться не имею права – Моцарт
здесь играет далеко не последнюю скрипку.
То, что у меня подрастает чудесный, развитый,
талантливый малыш – и здесь несомненно влияние Моцарта.
Не сочтите за какое-то хвастовство или
нечто подобное, но с женой я общаюсь на «Вы». Если дома все время звучат
Моцарт, Бах, иная высокая музыка – по-другому не получается почему-то…
Люди, которые стали слушать Моцарта,
по крайней мере, те, кого я знаю, выбросили из употребления такое средство
коммуникации, как «мат». Матерщина унижает человека и низводит его до уровня
быдла… И не надо тыкать Пушкиным, который якобы любил ввернуть его в свои
поэмы. Не доказано это!
Музыка Моцарта глубоко физиологична. Она
чудесно действует на мозг, недаром в наших дисках серии «Музыка Интеллекта» очень
много фрагментов из его творчества.
Можно много еще говорить и непременно
скажется о влиянии музыки Моцарта на развитие человечества.
Но давайте просто для начала прочтем вместе
его биографию. Я это делаю периодически с громадным удовольствием.
Уже как-то в рассылке начиналась
публикация биографии, но, видно, так Богу было угодно, чтобы в преддверии великого
юбилея мы начали публиковать биографию снова. Может, и перерыв в ведении
рассылки случился не зря?
Итак,
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
27 января 1756 года в небольшом городе
Зальцбурге, расположенном в районе Альп и окруженном живописными реками,
садами и лесами родился Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт. Для
родных и близких мальчик был просто Вольфгангом или Амадео - так звучало это
имя по-итальянски.
Зальцбург представлял собой в то время
столицу маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский
архиепископ.
Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был
довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве
придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн.
Вольфганг - седьмой ребенок в семье.
Почти все его братья и сестры умерли в младенческом возрасте. В живых
осталась только лишь одна сестра Мария Анна, или, как ласково звали ее в семье,
Наннерль. Девочка была старше брата на четыре с половиной года.
Первоначальное музыкальное развитие
Вольфганга и Наннерль проходило под руководством отца. В восемь лет Наннерль
начинает учиться игре на клавесине. Родителям не приходится напоминать дочери
о том, что ей нужно сесть за инструмент. Все чаще к клавесину подходит
Моцарт.
К великому изумлению отца, малыш,
которому едва исполнилось три с половиной года, по слуху безошибочно
повторяет все пьески, которые разучивает сестра.
Однажды отец пришел домой в
сопровождении своего друга - Шахтнера. Четырехлетний Моцарт сидел за столом,
водя пером по нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только
перо, но и пальцы. На вопрос отца о том, что он делает - мальчик ответил, что
пишет концерт для клавесина.
Отец взял лист нотной бумаги и увидел
написанные детским почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему и Шахтнеру
показалось, что это детская шалость. Но когда он начал всматриваться, у него
из глаз потекли слезы радости.
- Смотрите, господин Шахтнер, -
обратился он к другу, - как здесь все правильно и со смыслом!
В январе 1762 года Вольфганг
исполняется шесть, сестре его - десять с половиной. Оба настолько хорошо
овладели техникой игры на клавесине, что отец принимает решение совершить с
детьми концертную поездку. Для начала отправляются в Мюнхен, где дети успешно
выступают при дворе курфюрста Баварского. Леопольд Моцарт принимается
хлопотать об отпуске для поездки в столицу Австрии.
В сентябре 1762 года семейство
зальцбургского капельмейстера прибывает в Вену. Однако доступ в город
преграждает таможня. Миновать очередной осмотр багажа невозможно, ведь
Зальцбург - столица самостоятельного княжества, все равно, что заграница. Как
знать, не везет ли кто контрабанды? Пассажиры выстраиваются в очередь.
Осматривая скромный багаж
зальцбургского музыканта, служащие таможни обращают внимание на довольно
тяжелый и громоздкий чемодан. При толчке из него слышится жалобный
дребезжащий звук.
- Вы же в отпуск едете. Для чего ж
возите с собой тяжелые клавикорды? - спрашивают таможенники.
В разговор вступает Вольфганг.
- Мы же едем давать концерты. Надо
упражняться...
- Давать концерты? - переспрашивает
чиновник. - И ты вправду, малыш, умеешь играть на этой штуке?
- Конечно, умею, - обижается мальчик.
Он готов сесть за клавесин, но крышка инструмента на запоре. - В таком случае
я сыграю вам на скрипке.
И вытащив откуда-то крошечную
скрипочку, Вольфганг начинает играть менуэт. Свою нехитрую пьеску маленький
музыкант играет так ритмично и четко и вместе с тем воодушевленно, что все
чиновники приходят в восхищение. На багаж быстро наклеиваются ярлычки.
Препятствий к въезду в Вену больше нет.