Продолжаем публиковать биографию Вольфганга
Амадея Моцарта – величайшего композитора, которому 27 января 2006 года
исполняется 250 лет.
Кстати, вполне есть повод, чтобы
еще раз посмотреть замечательный фильм «Амадеус» Милоша Формана.
…Вольфгангу 17 лет. Это невысокий,
худощавый юноша с тонкими, хотя и не очень правильными чертами лица, с
крупным носом. Выражение его подвижного лица изменчиво. Большие серые глаза
смотрят серьезно и задумчиво. Но когда они загораются огнем творческого
воодушевления, лицо становится прекрасным. Однако в расцвете своего огромного
таланта Моцарт под давлением обстоятельств обречен на прозябание в маленькое
захолустном городке.
Все тяготит здесь юношу: и рабская
зависимость от грубого и деспотичного архиепископа, чванство местной
аристократии косность обывателей. Нет в Зальцбурге ни оперного театра, ни открытых
концертов, ни встреч с интересными образованными людьми. Отлучаться без
дозволения из города и тем более писать для кого-либо оперы юному Моцарту
строжайше запрещено. День его начинается в передней архиепископа, где
он с другими слугами ожидает приказаний. Вечером юноша выступает в качестве
клавесиниста в закрытом концерте или же как скрипач участвует в исполнении
симфонии.
Но серьезные занятия композицией
продолжаются. Молодой музыкант встает с рассветом. Для творческого труда
утренние часы самые лучшие. Теперь он пишет главным образом инструментальную
музыку: симфонии и сонаты, веселые дивертисменты, приветственные серенады для
исполнения на открытом воздухе. Именно в эти годы постепенно формируется
неповторимый моцартовскпй стиль. Богатые художественные впечатления,
полученные за годы путешествий в разных странах, сочетаются в его
произведениях со все более заметным проявлением творческой самостоятельности.
По приказанию архиепископа юноше
приходится писать много церковной хоровой музыки. Есть в этом и
привлекательная сторона: подобные сочинения тут же разучиваются и
исполняются. Это неплохая подготовка для создания в будущем величественных
хоровых оперных сцен... Но все же после итальянских триумфов сочинять одни
лишь мессы скучно. Единственная отрада - драматический театр.
В 1774 году выходит роман в письмах
"Страдания юного Вертера" Гете. Это произведение принесло молодому
автору европейскую славу. Смелая новизна романа заключалась в том, что
глубоко личные переживания героя теснейшим образом сплетались с
неразрешенными противоречиями общественной жизни. Юноша светлого ума и
большого сердца, Вертер уходит из жизни. Причиной тому не только несчастная
любовь, но и разлад с окружающей действительностью. Тем самым в романе
осуждался существующий общественный порядок.
Не только литераторы, все молодые
поэты и художники того времени стремились навстречу новым веяниям. Среди них
- и Моцарт. В своих юношеских творениях он живо и непосредственно откликается
на тревоги и сомнения, волнующие его современников. Это слышится уже в новых
четырех симфониях 17-летнего композитора.
Наиболее удачно и своеобразно
произведение этих лет - Симфония соль минор (№ 25). Скорбные, страдальческие
переживания сменяются в ней неистовы взрывами чувства, мятежным и страстным
протестом. Симфония эта не была понята зальцбургской публикой. Не пришлась
она по душе и отцу композитора. Леопольд Моцарт спрятал симфонию подальше и
никому не давал ее переписывать. По этому поводу он писал сыну: "То, что
не делает тебе чести, пусть лучше остается неизвестным. Поэтому я ничего не
отдал из твоих симфоний, так как знал наперед, что в более зрелые годы, когда
благоразумие возрастет, ты будешь рад, что их ни у кого нет".
Не встретив сочувствия в своих
творческих исканиях, Моцарт на время оставляет жанр симфонии. В Зальцбурге
предпочитают легкую, развлекательную музыку. Поэтому на первом месте у
молодого композитора стоят веселые дивертисменты (своего рода сюиты) и
поэтичные серенады. Грациозные жизнерадостные пьесы перемежаются в них со
страницами тонкой задушевной лирики.
Лишь через пять лет с великим трудом
удается Моцарту добиться разрешения уехать из Зальцбурга. Проездом через
Мюнхен и Маннгейм он направляется в Париж. На этот раз его сопровождает мать.
В те времена Маннгейм был одним из
крупнейших музыкальных центров, где работало немало превосходных музыкантов.
Заслуженной славой пользовался Маннгеймский симфонический оркестр.
Здесь же в Маннгейме молодой Моцарт
повстречал 15-летнюю Алоизию Вебер. У Алоизии - прекрасный голос. Для нее
юноша пишет блестящие концертные арии, мечтая о том, что Алоизия станет его
женой и будет петь в его будущих операх. Намерение сына жениться на дочери
бедного работника театра приводит Леопольда Моцарта в негодование. Скорее в
Париж!
Но в Париже службы для молодого
композитора не находится. В течение многих месяцев Моцарт живет в грязном
номере дешевой гостиницы, перебиваясь грошовыми уроками. Новый удар - тяжело
заболевает и умирает мать. Подавленный, возвращается он на родину. В
довершение всех несчастий Моцарт узнает, что за это время юная Алоизия успела
стать оперной примадонной и выйти замуж.
И вот опять ненавистный Зальцбург,
глухая провинция отсталой Германии. Полная зависимость от прихоти
архиепископа. Молодому музыканту запрещался свободный выезд из города и даже
выступления в домах любителей музыки. Чтобы еще больше унизить всемирно
известного музыканта, его сажали обедать со слугами в людской, заставляли
заниматься уборкой комнат.
Один только раз дверь
"тюрьмы" на время растворилась. В ответ на просьбу курфюрста
Баварского Вольфгангу было разрешено поехать в Мюнхен для сочинения и
постановки большой героической оперы "Идоменей, царь Критский" на
сюжет из греческой мифологии.
Премьера "Идоменея"
состоялась 29 января 1781 года. С первых же звуков опера захватила
слушателей. После блестящего успеха "Идоменея" жизнь в доме
ненавистного архиепископа на положении лакея стала для Моцарта еще более
невыносимой. Поданное им прошение об отставке влечет за собой новый поток
оскорблении: приближенный архиепископа, граф Арко, осыпает Моцарта бранью и в
припадке ярости сталкивает его с лестницы.
"Человека облагораживает сердце,-
писал Моцарт отцу.- Пусть я не граф, но чести во мне больше, чем у иного
графа... Вам в угоду, дорогой отец, я готов пожертвовать своим счастьем,
своим здоровьем, даже жизнью, но не честью. Честь моя - она мне, да и Вам,
должна быть дороже всего".
Моцарт поселяется в Вене. Пристанище
он находит в бедном доме госпожи Вебер, матери Алоизии. В семье есть еще
несколько сестер, и одна из них, Констанца, впоследствии станет женой
Моцарта. Удается найти три-четыре урока и, что еще важней, получить заказ на
сочинение зингшпиля - комической оперы "Похищение из сераля" для
Придворного национального оперного театра.
Зингшпиль - пьеса с пением. В зингшпилях
таились истоки национальной оперы, о создании которой мечтал Моцарт. "У
каждого народа есть своя опера. Почему же нам, немцам, не иметь ее? - писал
он отцу.- Разве немецкий язык менее пригоден для пения, чем французский,
английский и даже русский? Вот был бы истинный "позор" для
Германии, если бы ее сыны начали, наконец, думать по-немецки, говорить
по-немецки и даже... петь по-немецки!"
В зингшпиле "Похищение из
сераля" Моцарт выступает родоначальником немецкой национальной оперы. Он
вводит в свое произведение мелодически развитые арии, сложные ансамбли.
Незатейливая комедия с песенками превращается в его трактовке в настоящую
оперу.
Премьера состоялась 16 июня 1782 года.
Публика устроила композитору овацию. Очень скоро опера начинает ставиться на
сценах многих театров.
Иначе относятся к опере
аристократические круги Вены. Официальное мнение выражает император Иосиф II:
- Слишком тонко для наших ушей и к
тому же ужасно много нот,- говорит он, имея в виду удивившее его богатство и
насыщенность оркестрового изложения.
- Ровно столько нот, сколько
необходимо, Ваше величество,- с чувством собственного достоинства отвечает
Моцарт.
Он не подозревал в ту минуту, что
поприще оперного композитора надолго станет для него закрытым…