Играть с умом. Интервью Джеймса Франко газете "Гардиан"
Текст: Эми Рафаэль, guardian.co.uk Перевод: мой, конечно))
24.01.2009
Когда
Джадд Апатов около 10-ти лет назад познакомился с Джеймсом Франко, этот
щуплый 20-летний юноша показался ему забавным, странным и очень
скользким типом. Апатов не мог понять, что привлекательного в нем
находят женщины. Тем не менее, продюсер взял яркого молодого актера на
роль в полюбившемся критикам американском сериале «Чудики и чокнутые» («Freaks And Geeks») – драме о школьной жизни подростков времен 80-х.
После
съемок пилотной серии для подготовки к роли Франко полетел в Мичиган:
побывать в школе, где когда-то учился сценарист сериала. Все думали, что
он сошел с ума.
Юный Джеймс с коллегами по сериалу "Чудики и чокнутые".
Это
был один из первых безумных поступков для того, чтобы вжиться в роль. В
2001-м Франко сыграл Джеймса Дина в телевизионном байопике. За свою
достойную работу он получил «Золотой глобус», но перевоплощение далось
ему нелегко. «Я вбил себе в голову, что должен изолировать себя от
окружающих, и сказал своей тогдашней девушке, что не буду разговаривать с
ней следующие четыре месяца, – вспоминает актер. – Ничего хорошего это
не принесло. В итоге, мы пошли на компромисс: каждую неделю общались по
телефону в течение часа. Больше я так не делаю».
Смешной Франко с "Глобусом" за "...Дина".
В
2006-м Франко снялся в нескольких фильмах, подготовка к которым стоила
ему героических (или же просто глупых и бессмысленных) усилий. Он
получил лицензию пилота для роли в «Эскадрилье «Лафайет» («Flyboys»), восемь месяцев провел на боксерском ринге, готовясь к «Поединку» («Annapolis»), и научился драться на мечах для «Тристана и Изольды».
Джеймс
не скрывал своего разочарования в этих трех фильмах и почти потерял
веру в актерство. В каком-то смысле, это был просто неудачный выбор.
Несколькими годами ранее Франко снялся в отличных фильмах, в числе
которых балетная «Труппа» («The Company») Роберта Олтменаи «Последнее дело Ламарки» («City By The Sea»),
где Джеймс сыграл экранного сына Роберта Де Ниро (и переплюнул короля
Метода тем, что ночевал на улице, чтобы вжиться в образ подозреваемого в
убийстве наркоторговца).
И все же до недавнего времени Франко был больше известен как претендент на главную роль в «Человеке-пауке», которому пришлось сыграть друга Питера Паркера Гарри Озборна.И только сейчас, воплотив образ длинноволосого «торчка» в «Ананасовом экспрессе», после участия в драме «Харви Милк»,
он попал в список звезд первого эшелона, стал актером с правом выбора.
И
даже если вся эта недавняя шумиха и ударила Джеймсу в голову, по нему
этого не скажешь. Тем не менее, брать интервью у Джеймса Франко
несколько странно. Он постоянно трет глаза кулаками (джетлаг), закрывает
глаза и говорит «Гммм». Нередко кажется, что он не услышал вопрос и,
сидя на гостиничном диване, думает о чем-то совершенно постороннем.
Однако в нем нет надменности, не подумаешь, что ему скучно – он
просто отвлекся. В школьные годы Франко присвоили титул «Лучшая
улыбка», и хотя сейчас ему 30, все равно можно понять почему. У него все
время такой напряженный вид, что чувствуешь облегчение, когда он
озаряет тебя своей лучезарной улыбкой. Да, Джеймс еще и симпатичный,
чем-то напоминает мачо Джонни Деппа.
Дело
в том, что Франко по жизни ни во что не углубляется. Проучившись год,
он бросил Калифорнийский университет (UCLA), чтобы стать актером. Потом
понял, что актерство не достаточно питает его душу, вернулся в UCLA в
2006-м и взял 62 юнита (большинство студентов берут не больше 24). Он
изучал философию, американскую литературу, американскую литературу о
Холокосте, французский и т.д. Джеймс сумел найти время и для учебы, и
для актерской карьеры: на съемочной площадке «Человека-паука 3» он читал
Шекспира, Милтона и Чосера, в перерывах между съемками «Ананасового
экспресса» – английскую драму 16-го века, а когда снимался в «Харви
Милке», изучал творчество Томаса Пинчона.
Укуренный Франко в "Ананасовом экспрессе".
Шон Пенн,
сыгравший Харви Милка – первого открытого гомосексуалиста, избранного
на государственную службу в Америке, наблюдая за тем, как Франко
сидит-читает, спрашивает, что ему удалось вынести из запутанных трудных
для понимания произведений Пинчона. Затем режиссер Гас Ван Сент кричит
«Мотор!» и Пенн вместе с Франко, который играет бойфренда Харви Милка
Скотта Смита, вновь переносятся в Сан-Франциско конца 70-х. Конечно,
хорошо читать американских классиков, когда работаешь бок о бок с таким
умным и талантливым человеком, как Шон Пенн, но не считают ли другие
актеры немного странным то, что Франко читает «Улисса»?
Кадр из "Последнего дела Ламарки". Видимо, очень драматичный момент.
«Все
вспоминают об этой книге...», – говорит Франко, сделав очередной глоток
черного кофе. Возможно, потому что он единственный, кто дочитал ее до
конца. Джеймссмеется. «В
юности я читал «Улисса» с примечаниями. Это самоистязание, в каком-то
смысле, потому что обсудить все это было не с кем. В университете, по
крайней мере, есть люди, с которыми можно поговорить о таких вещах». Да,
но другие актеры не считают Вас странным? «Нет, на съемочной площадке
часто случаются простои, потому вместо того, чтобы смотреть ТВ,
болтаться без дела и базарить, я читаю».
"Харви Милк".
Окончив
UCLA прошлым летом, сейчас Франко учится в двух университетах в
Нью-Йорке: изучает литературное мастерство и кинопроизводство. Прилетев в
Лондон после писательского курса в Warren Wilson College в Северной
Каролине, Франко пространно рассуждает о Фицджеральде и Томасе Вулфе. Я
спрашиваю, не слишком ли он умен для профессии актера. Он дергает себя
за волосы, хмурится и, наконец, расплывается в улыбке.
«Нет,
актерство – трудная профессия, но я просто смирился с тем, что кино –
это средство самовыражения режиссера, – говорит он. – В начале карьеры я
не понимал этого. Я упорно трудился, при этом игнорируя режиссерское
видение фильма. Теперь я снимаюсь только во время летних каникул и
работаю только с теми режиссерами, которым полностью доверяю, такими как
Гас Ван Сент. Учеба помогает мне в профессии актера, потому что
избавляет от давления, ведь теперь у меня в жизни есть кое-что еще
(помимо актерской карьеры)».
Франко
вместе с двумя младшими братьями вырос в Пало-Альто, штат Калифорния.
Их родители – выпускники Стэнфорда. Юного Джеймса всегда заставляли
хорошо учиться. Отец хотел, чтобы он стал математиком, и Джеймс удачно
сдал SAT («Школьный Оценочный Тест» – стандартизованный тест для приема в
высшие учебные заведения в США – прим. переводчика). За таким
«тепличным» воспитанием неизбежно последовал активный бунтарский период.
«В
старших классах у меня было немало проблем с полицией. Мелкое
хулиганство: граффити, воровство, ДТП. Это была подростковая тревога. Я
чувствовал себя некомфортно, был застенчивым. Но вовремя образумился и
снова стал хорошо учиться».
В
семье Франко царила академическая либеральная и по большей мере
светская, нерелигиозная атмосфера, несмотря на то, что Бэтси, мама
Джеймса – еврейка. «Я чувствую, что многое упустил в плане еврейских
традиций. Но мои друзья-евреи говорят, чтобы я не переживал... Хотямненравитсяидеярелигиикакосновыобщности». Выверующий?
«ВБога? Незнаю. Да. В какой-то мере. Это трудный вопрос».
Кажется,
Джеймсу нравится все усложнять. Сочетать учебу и успешную актерскую
карьеру в Голливуде – трудная задача. Он удивил и критиков, и своих
поклонников, снявшись в «укуренной» комедии «Ананасовый экспресс», а на
шуточном сайте Уилла Феррелла «Funny Or Die» можно увидеть пародию
Франко на то, как он использует актерский Метод.
«Я
не всегда серьезный», – говорит Франко, нахмурив брови. «Не то что бы у
нас дома все время было весело, но папа привил мне интерес к «Монти
Пайтон» (британская комик-группа особенно популярная в 70-е – прим.
переводчика). «Чудики и чокнутые» – это комедия. А несколько лет назад я
стал режиссером и соавтором сценария черной комедии под названием «Обезьяна» («The Ape»). Я считаю, что трудно найти хорошую комедию, поэтомуне
мог не воспользоваться возможностью снова поработать с Джаддом
(Апатовым) в «Ананасовом экспрессе». Думаю, он открыл новое направление
американской комедии. А я сейчас понятия не имею, каким будет мой
следующий проект: комедией или драмой».
Впрочем, пока что Франкодоволен
тем, что в разговорах о получившем множество номинаций «Харви Милке»
его называют «scene stealer» – актером, заслужившим особое внимание
зрителей. Только не задавайте ему избитые вопросы о спортзале («Не хожу.
Это скучно») или поцелуе с Шоном Пенном. «Не то что бы я не хочу
говорить об этом, просто… Люди критически воспринимают мои ответы, –
говорит он. – Я
заметил то же самое, когда Джейк (Джилленхол) и Хит (Леджер)
рассказывали о поцелуях в «Горбатой горе». На такие вопросы невозможно
ответить правильно. Отвечу слишком легкомысленно, и это будет выглядеть
как насмешка над фильмом. Если не отвечу, подумают, что меня это
смущает. Все равно окажусь в дураках». Он трет глаза. Потом все-таки
улыбается. «Боже, что-то я слишком серьезный! Ладно. Хотите простой
ответ? Поцелуй с Шоном Пенномне был для меня проблемой».