Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Умные мысли о кино

  Все выпуски  

Умные мысли о кино Номер 5


127 часов (“127 hours”, 2010)

Молодой любитель альпинизма Арон Ролстон отправляется на прогулку в каньон Блу Джон. По несчастливой случайности, парень падает в расщелину, где его приваливает некрупным с виду, но увесистым камнем. Чтобы выбраться на волю, ему приходится отпилить себе руку тупым перочинным ножом.  

Интерес к этой истории не смогли пробудить во мне ни многочисленные номинации на «Оскар» и прочие премии, ни даже Дэнни Бойл в режиссерском кресле. Наверняка она получилась слишком натуралистичной и слишком частной, чтобы хоть как-то соотноситься с жизненным опытом и чувствами тех, кто в такую ситуацию не попадал. Доверия не добавили и мнения некоторых рецензентов (достаточно мною уважаемых). Вычитала а) сравнение «127 часов» с картиной «Страсти Христовы», мол, у Мэла Гибсона получился фильм о том, как хлопотно в жару на своем горбу тащить тяжелый крест, а у Бойла – о том, как нелегко проводить ампутацию руки в полевых условиях, к тому же, герою, который не совершает поступков, невозможно сопереживать; б) параллель, проведенную между тем, как Арон записывает видео-послание своим близким (хотя на самом деле он так одинок) и новомодной привычкой некоторых людей бросаться за камеру, если происходит какое-то бедствие, вместо того, чтобы оказывать реальную помощь.

Взглянув на картину Дэнни Бойла собственными глазами (исключительно из интереса к невероятно неоридинарной личности по имени Джеймс Франко), я увидела там нечто третье.

История действительно актуальна (и не только по причине, указанной в пункте б). Арон, в некотором смысле, герой нашего времени. Такой самоуверенный крутой парень, которому все нипочем. Это он стремится доказать и окружающим, и себе: «Обычно дорога до каньона занимает 4,5 часа? Я доеду на 45 минут быстрее!» Арон не ценит близких: не удосуживается ответить на сто пятидесятый звонок своей мамы и сообщить кому-либо, где собирается провести выходные. Да и с девушками дела не очень ладятся. Такие молодые люди – крайне распространенный типаж. Конечно, большинство этих раздолбаев не падают в каньоны, но с таким подходом к жизни определенно не застрахованы от каких-нибудь других неприятностей.

И все-таки есть чему сопереживать. Ведь, на самом деле, Арон не одинок. Да, он один в физическом смысле, но эмоционально, духовно чувствует незримое присутствие родных и друзей, чьи образы воскрешает в памяти. Им движет не столько абстрактная воля к жизни, сколько желание вернуться к вполне конкретным людям, которые ему дороги. А насколько дороги, Арон осознает только оказавшись между жизнью и смертью. Там, на дне каньона, он проходит огромный путь, переживает истинное духовное перерождение.

Бойл и Франко в один голос твердят, что «127 часов» – это экшн: несмотря на то, что главный герой один и большую часть фильма действие происходит в одном и том же месте, зрителя не покидает ощущение динамики. И они не обманывают. Такого эффекта удалось добиться с помощью грамотного монтажа (особенно покзательны кадры, связанные с водой), использования крупных планов, юмористической составляющей («шоу» Арона в стиле «привет родителям») и музыкального сопровождения. Саундтрек «127 часов» – гремучая смесь:  здесь и мелодии А.Р. Рахмана (то светлые и радостные, то неистово напряженные), и ноктюрны Шопена и, казалось бы, совсем неподходящие для ситуации задорно-позитивные песни вроде «Lovely Day» и «Ça plane pour moi».

 

Подсолнух на футболке - это так символично:)

И, конечно же, трудно остаться равнодушным к блестящей игре Джеймса Франко – «одной из лучших ролей всех времен», по мнению критиков из Wall Street Journal. Возможно, сказано слишком сильно, но Франко действительно был великолепен. Есть у него не самые удачные работы, где смотришь на персонажа и видишь Джеймса Франко в антураже времен Средневековья или Первой мировой. Но в «127 часах» ему веришь на все сто процентов. Конечно, в этом немалая заслуга Дэнни Бойла. Снимая дубли длительностью по 20 минут, ему удалось выжать из Франко максимум: заставить его не слепо копировать поведение реального Ролстона, а пережить эту ситуацию, пропустить ее через себя, сделать своим опытом и выдать свою собственную реакцию.

В «127 часах» Бойл исследует поведение человека, который знает, что его смерть близка и неизбежна. Ту же проблематику, только в масштабах массовой катастрофы, рассматривает Ланс фон Триер в своей «Меланхолии»: персонажи по-разному реагируют на известие о конце света (кто-то в силу своих личностных особенностей ждет его, кто-то предпочитает сам вершить свою судьбу, решаясь на самоубийство, а кто-то находит в себе мужество не сдаваться до последнего). Но если фон Триер не оставляет своим героям ни малейшей надежды на спасение, у Бойла все более оптимистично: Арону есть куда (и главное, к кому) возвращаться. Он старается сохранить спокойствие (как минимум, когда говорит на камеру, ведь, возможно, эти кадры –  последнее, что увидят его близкие). В одном интервью Джеймс Франко сравнивает речи Арона с шекспировскими солилоквиями. С единственной разницей – в них нет пафосных рассуждений о высоких материях. Он говорит просто и готов принять смерть, но в то же время до последнего продолжает бороться за жизнь.

"To say that this movie gets under your skin is only barely a figure of speech. It pins you down, shakes you up and leaves you glad to be alive", – пишут New York Times. Эти трудно переводимые фразы по-русски звучали бы примерно так:  «Сказать, что этот фильм пробирает до мозга костей, будет не просто фигурой речи. Он ставит в тупик, потрясает и вызывает желание радоваться жизни».


Любопытный факт

Притчей во языцех стала история о том, как Дэнни Бойл сомневался, стоит ли брать Франко на эту роль, потому что решил, что актер был под кайфом во время их первой встречи. Сам же Джеймс прибывал в абсолютной увереннoсти, что все прошло замечательно. Бойл уже начал рассматривать другие кандидатуры, когда какая-то добрая душа объяснила ему, что Франко галлюциногенные вещества не употребляет, и режиссер решил дать актеру второй шанс.

Правда, потом Дэнни рассказывал о том, что выбрал Джеймса из-за его широкого актерского диапазона, о наличии которого сделал выводы посмотрев «Ананасовый экспресс».

 Источник: http://cine-manic.livejournal.com/2106.html


В избранное