Молодой любитель
альпинизма Арон Ролстон отправляется на прогулку в каньон Блу Джон. По
несчастливой случайности, парень падает в расщелину, где его приваливает
некрупным с виду, но увесистым камнем. Чтобы выбраться на волю, ему
приходится отпилить себе руку тупым перочинным ножом.
Интерес к этой истории не смогли пробудить во мне ни многочисленные номинации на «Оскар» и прочие премии, ни даже Дэнни Бойл
в режиссерском кресле. Наверняка она получилась слишком натуралистичной
и слишком частной, чтобы хоть как-то соотноситься с жизненным опытом и
чувствами тех, кто в такую ситуацию не попадал. Доверия не добавили и
мнения некоторых рецензентов (достаточно мною уважаемых). Вычитала а)
сравнение «127 часов» с картиной «Страсти Христовы», мол, у
Мэла Гибсона получился фильм о том, как хлопотно в жару на своем горбу
тащить тяжелый крест, а у Бойла – о том, как нелегко проводить ампутацию
руки в полевых условиях, к тому же, герою, который не совершает
поступков, невозможно сопереживать; б) параллель, проведенную между тем,
как Арон записывает видео-послание своим близким (хотя на самом деле он
так одинок) и новомодной привычкой некоторых людей бросаться за камеру,
если происходит какое-то бедствие, вместо того, чтобы оказывать
реальную помощь.
Взглянув на картину Дэнни Бойла собственными глазами (исключительно из интереса к невероятно неоридинарной личности по имени Джеймс Франко), я увидела там нечто третье.
История действительно
актуальна (и не только по причине, указанной в пункте б). Арон, в
некотором смысле, герой нашего времени. Такой самоуверенный крутой
парень, которому все нипочем. Это он стремится доказать и окружающим, и
себе: «Обычно дорога до каньона занимает 4,5 часа? Я доеду на 45 минут
быстрее!» Арон не ценит близких: не удосуживается ответить на сто
пятидесятый звонок своей мамы и сообщить кому-либо, где собирается
провести выходные. Да и с девушками дела не очень ладятся. Такие молодые
люди – крайне распространенный типаж. Конечно, большинство этих
раздолбаев не падают в каньоны, но с таким подходом к жизни определенно
не застрахованы от каких-нибудь других неприятностей.
И все-таки есть чему
сопереживать. Ведь, на самом деле, Арон не одинок. Да, он один в
физическом смысле, но эмоционально, духовно чувствует незримое
присутствие родных и друзей, чьи образы воскрешает в памяти. Им движет
не столько абстрактная воля к жизни, сколько желание вернуться к вполне
конкретным людям, которые ему дороги. А насколько дороги, Арон осознает
только оказавшись между жизнью и смертью. Там, на дне каньона, он
проходит огромный путь, переживает истинное духовное перерождение.
Бойл и Франко в один голос твердят, что «127
часов» – это экшн: несмотря на то, что главный герой один и большую
часть фильма действие происходит в одном и том же месте, зрителя не
покидает ощущение динамики. И они не обманывают. Такого эффекта удалось
добиться с помощью грамотного монтажа (особенно покзательны кадры,
связанные с водой), использования крупных планов, юмористической
составляющей («шоу» Арона в стиле «привет родителям») и музыкального
сопровождения. Саундтрек «127 часов» – гремучая смесь: здесь и мелодии А.Р. Рахмана (то светлые
и радостные, то неистово напряженные), и ноктюрны Шопена и, казалось
бы, совсем неподходящие для ситуации задорно-позитивные песни вроде«LovelyDay» и «Çaplanepourmoi».
Подсолнух на футболке - это так символично:)
И, конечно же, трудно остаться равнодушным к блестящей игре Джеймса Франко – «одной из лучших ролей всех времен», по мнению критиков из WallStreetJournal.
Возможно, сказано слишком сильно, но Франко действительно был
великолепен. Есть у него не самые удачные работы, где смотришь на
персонажа и видишь Джеймса Франко в антураже времен Средневековья или
Первой мировой. Но в «127 часах» ему веришь на все сто процентов.
Конечно, в этом немалая заслуга Дэнни Бойла. Снимая дубли длительностью
по 20 минут, ему удалось выжать из Франко максимум: заставить его не
слепо копировать поведение реального Ролстона, а пережить эту ситуацию,
пропустить ее через себя, сделать своим опытом и выдать свою собственную
реакцию.
В «127 часах» Бойл
исследует поведение человека, который знает, что его смерть близка и
неизбежна. Ту же проблематику, только в масштабах массовой катастрофы,
рассматривает Ланс фон Триер в своей «Меланхолии»:
персонажи по-разному реагируют на известие о конце света (кто-то в силу
своих личностных особенностей ждет его, кто-то предпочитает сам вершить
свою судьбу, решаясь на самоубийство, а кто-то находит в себе мужество
не сдаваться до последнего). Но если фон Триер не оставляет своим героям
ни малейшей надежды на спасение, у Бойла все более оптимистично: Арону
есть куда (и главное, к кому) возвращаться. Он старается сохранить
спокойствие (как минимум, когда говорит на камеру, ведь, возможно, эти
кадры – последнее, что увидят его близкие). В одном интервью Джеймс
Франко сравнивает речи Арона с шекспировскими солилоквиями.
С единственной разницей – в них нет пафосных рассуждений о высоких
материях. Он говорит просто и готов принять смерть, но в то же время до
последнего продолжает бороться за жизнь.
"To say that this
movie gets under your skin is only barely a figure of speech. It pins
you down, shakes you up and leaves you glad to be alive", – пишутNew York Times. Эти трудно переводимые фразы по-русски звучали бы примерно так: «Сказать, что этот фильм пробирает до мозга костей, будет не просто фигурой речи. Онставитвтупик, потрясаетивызываетжеланиерадоватьсяжизни».
Любопытный факт
Притчей во языцех стала
история о том, как Дэнни Бойл сомневался, стоит ли брать Франко на эту
роль, потому что решил, что актер был под кайфом во время их первой
встречи. Сам же Джеймс прибывал в абсолютной увереннoсти, что все прошло
замечательно. Бойл уже начал рассматривать другие кандидатуры, когда
какая-то добрая душа объяснила ему, что Франко галлюциногенные вещества
не употребляет, и режиссер решил дать актеру второй шанс.
Правда, потом Дэнни
рассказывал о том, что выбрал Джеймса из-за его широкого актерского
диапазона, о наличии которого сделал выводы посмотрев «Ананасовый
экспресс».