Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Ада Роговцева: Когда долго живешь, многое видишь, как чеховский Фирс


Ада Роговцева

Ада Роговцева

Ада Роговцева киевлянка, народная артистка СССР, Герой Украины. Мы встретились в Белоруссии, в Могилеве, где Ада Николаевна возглавляла жюри театрального фестиваля M@art контакт.

Эта хрупкая женщина, пережившая столько бед и потерь, от имени всех матерей и людей Украины недавно обратилась к Владимиру Путину с призывом не допустить войны и пощадить Украину. И прочитала стихи своей любимой Марины Цветаевой.

Артисткой не для праздников когда-то назвал Аду Роговцеву режиссер Иосиф Хейфиц. В его картине Салют, Мария! она сыграла в 1970 году юную подпольщицу и стала знаменита на всю страну. Все давалось нелегко, хотя нам-то представляется жизнь такой актрисы сплошным праздником. Многие до сих пор вспоминают обложку журнала Советский экран, где счастливая Ада Роговцева снята с любимым мужем актером и режиссером и тоже народным артистом СССР Константином Степанковым и двумя детьми Константином и Екатериной. Теперь остались только женщины мать и дочь. На творческих вечерах Ада Роговцева цитирует слова из пьесы Священные чудовища Кокто о том, что актрисы гораздо более одиноки, чем о них думают.


Время у нас тяжелое на Украине, говорит Ада Николаевна.

И я тяжелая. Все варится в страшном котле. Мне 76 лет. Когда долго живешь, многое видишь, как чеховский Фирс. Когда-то моя семья жила на границе Украины и России. Мое окружение было русскоязычным, но потом я выучила украинский язык. Я держусь зубами за возможность выходить на сцену и на съемочную площадку. Я родилась в семье, которая не имела никакого отношения к искусству.

Дед был сапожником и пел в церковном хоре. Другой дед столярничал и пел в церковном хоре. У меня было три бабушки: черная, без единой сединки прабабушка; белая, поседевшая в 40 лет, жена дедушки-столяра, от которой я переняла холодок без него трудно в актерской профессии; и красная рыжеволосая. Я должна была пойти в журналистику. Писала стихи, одно из них на смерть Сталина читала так проникновенно, что подруги посоветовали непременно идти в артистки. И я поступила в Киевский театральный институт на курс к своему будущему мужу Константину Степанкову. Моя белая бабушка тогда сказала: Оно ж и неплохо! Ничего не украдешь там. Эта безграмотная женщина преподнесла мне всю систему Станиславского смотреть на мир открытыми глазами. Студенткой четвертого курса я пришла в Театр им. Леси Украинки. Очень тяжело жила. Нищая, я счастливой влетала в театр.

Вы прожили долгую жизнь со своим мужем, многое пережили после его ухода

Я влюбилась в своего педагога. Он ушел из семьи, оставив маленького ребенка. Всю жизнь я об этом не забывала. Кому-то мой муж казался неприступным. У меня иногда спрашивали: Как ты с ним живешь?. А он был одна нежность. Моего мужа нет уже 10 лет. Мы вместе прожили 46 лет. После его ухода я не знала, как жить. Дети и внуки заполнили пустоту. Дочь Катя а она у нас выродок в семье, интеллектуалка, заставила меня написать книгу Мой Костя. После этого стало легче. Я научилась жить без него.

Прошло полтора года с тех пор, как ушел в 50-летнем возрасте после тяжелой болезни мой сын огромный красавец Константин Степанков. Когда любишь сына так, как никогда и никого, и он тебе отвечает тем же как жить без него? Меня уничтожила его смерть.

Нужно было не возродиться, а стать другой. После ухода сына я написала вторую книгу Свидетельство о жизни, где вспомнила всех своих родственников, людей, встречавшихся на моем пути. Моей дочке Кате 39 лет. У меня есть внук Алешка. Он благородное существо. А недавно Катя родила Матвейку, второго ребенка. Есть дочка моего покойного сына Даша. Это то, что держит меня на белом свете.

Жизнь человека нелегка. От сумы и тюрьмы не зарекайся. Единственное, что излечивает это способность любить. Говорю вам это как человек, многое переживший. И мамин паралич в 49 лет 6 лет она была прикована к постели, и уход близких. Я всех похоронила. Мой сын похоронен в деревне, где буду лежать и я. Мне в роддоме подарили три королевских тюльпана. С тех пор я сыну их всегда и дарила. Как-то ездила к нему на могилу, 70 штук расставила. А 8 марта пришла к нему опять. И представляете ни один цветок не пропал, потому что шли дожди. Так мой мальчик сказал мне: Сегодня 8 марта. Я получила свои самые дорогие цветы Котькины тюльпаны.

Вы часто бываете на разных фестивалях, что вам интересно?

Те впечатления, которые я получила на фестивале в Могилеве, облагораживающе на меня действуют. Из артистов я одна в жюри затесалась. И оказалась в выигрыше больше, чем все остальные, пообщалась с умными людьми. Если я вижу хороший спектакль или фильм, то не играет роли академия это или авангард. Присутствие таланта сразу очевидно. Меня пугает, что язык искусства становится другим. Вижу, что зрители приходят на спектакли, которые обещают им какой-то взрыв, протест, иной язык. Не всегда это оправданно. Все теперь так перемешано, неоднородно. Приходится хорошо поработать душой и головой, подумать о том, как же не потерять интеллект в авангардном эксперименте, где многое поверхностно.


Мне приятно бывать на фестивалях, просто потусоваться, получить радость от общения с людьми. Ценность не в том, чтобы пройти по красной дорожке, платьице показать или фигуркой похвастаться, а в том, чтобы посидеть и поговорить, подумать о чем-то важном. Я вчера одну актрису крепенько так обняла, не давая ей никаких авансов как председатель жюри, только сказала: Боже, какая это адская работа. Она меня поблагодарила. Я даже не подумала о том, что я Ада и вдруг заговорила об адской работе.

Чем вы сейчас живете? Основные предложения связаны с российскими сериалами или есть что-то еще?

Я работаю больше десяти лет в Москве в спектакле Париж спросонья в паре с Олей Волковой. Были и другие проекты. Теперь, думаю, все это прекратится на какое-то время. Очень жаль. Играю в спектакле Розовый мост ту же роль, что сыграла Мерил Стрип в картине Мосты округа Мэдисон. Работаю с Катей Рубиной московским художником и драматургом. Играла в ее Прогулках влюбленных. У нас спектакль назывался Вася должен позвонить. Мне была дорога эта роль. Много снимаюсь в сериалах. Работаю и в Киеве.

Моя дочка Катя 15 лет работала в театре у Романа Виктюка, закончила Высшие режиссерские курсы у Петра Ефимовича Тодоровского, но пока не хочет снимать кино, сосредоточилась на театре. С ней я уже сделала три спектакля и заканчиваю четвертый. Вначале мы работали в стационарном театре, а потом ушли в свободное плавание. Моя Катька только набирает. Мне интересно с ней. У нее это пятый спектакль, но все работы имеют хорошую пресс


В избранное