Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Юбилей на посту. Галина Волчек


Юбилей на посту. Галина ВолчекЗная нелюбовь Галины Волчек ко всякого рода юбилеям и торжествам, артисты Современника придумали необычный маневр, чтобы 21 июня пригласить ее в зал и все же отметить 40-летие руководства театром.

В этот день 21 июня 1972 года был подписан приказ о назначении Галины Борисовны главным режиссером Современника (затем она стала и художественным руководителем). С тех пор, как шутили в одном из капустников, Волчек прочно держит одну руку на штурвале театра, а другой щупает пульс времени. Возможно, поэтому ее праздничная речь прозвучала с оттенком грусти, ведь говорила Галина Борисовна не только о театре и времени, но и о своих опасениях.

На церемонию никого специально не звали в два часа дня в большом зале Современника собрались лишь те, кто каким-то образом узнал о столь домашнеммероприятии по своим каналам. Так, в полумраке пустого зала вдруг появился Марк Захаров; одиноко присел в двенадцатом ряду Павел Каплевич; с пышным букетом пробралась между телекамерами Наталья Селезнева. Была администрация театра, рабочие сцены, осветители, но при любом раскладе артистов на сцене в этот момент было значительно больше, чем гостей в зале. И от этого солидное пространство Современника казалось камерным и семейным


Едва погас общий свет, на режиссерском столике загорелась настольная лампа, и Галина Борисовна вошла в зал словно пришла репетировать очередной спектакль. Прозрачный стеклянный занавес плавно поднялся над сценой, и теперь можно было разглядеть легендарную труппу Современника: Марина Неелова, Гафт, Гармаш, Алена Бабенко, Ольга Дроздова, Ветров, Чулпан Хаматова, Дегтярева, Суховерко, Елена Миллиоти, Нина Дорошина и многие другие выстроились в ряды.

Речь Сергея Гармаша (отлицатруппы) была недолгой, но очень искренней и точной. Сорок лет назад Галина Волчек не просто возглавила Современник, она к тому же попрощалась с кино и в каком-то смысле со своей актерской карьерой. Безусловно, вы знали, что это изменит всю вашу дальнейшую жизнь, подчеркнул Гармаш.

Но дело, нам кажется, не только в вашем гипертрофированном чувстве ответственности, а прежде всего в вашем характере и тех внутренних установках, с которыми вы не расстаетесь по сей день. За эти годы благодаря вам и вашей инициативе театр сделал 116 спектаклей. Естественно, что-то получалось, что-то нет. Кто-то был счастлив, а кто-то наоборот. И тем не менее главное, что мы вместе. С нами все эти сорок лет наш любимый полный зал.

К сорокалетию коллектив театра выпустил большой фотоальбом, в котором артисты рассказывают о своей работе с Галиной Борисовной и признаются ей в любви. Сергей Гармаш подчеркнул: Этоподарокне только вам, он и наш тоже.

Ответная речь Галины Волчек длилась пятнадцать минут, и в ней, конечно, звучали размышления о Современнике как обычно, они и звучат на сборах труппы, на репетициях и в кулуарах. Есть нечто гипнотическое в ее программных речах. Наверное, в этом и заключается один из секретов театра, чье творчество сорок лет не теряет актуальности.

Вот сейчас открылся занавес, начала режиссер, и у меня ком подступил к горлу. Когда я вижу вас вместе неважно, в какой момент, но просто вижу вместе, испытываю радость, которую трудно описать. И потому самый большой страх у меня сейчас обращен в будущее в том плане, что ожидается капитальный ремонт и нам предстоят переезды. Не дай Господь, чтобы ремонт разбил и раскидал нашу команду и театр начал напомнить что-то вроде тех антреприз, которые меня лично оскорбляют, какими бы замечательными они ни были

Основа основ драматического искусства это психологический театр, и необходимость этого командного ощущения в театре, а не просто вышла звезда и звезде не дали гол забить, потому что в воротах плохо стоял вратарь. Какая бы талантливая ни была звезда, это не спасет дело. Поэтому я за тот театр, который до сих пор даетвозможность людям не кукурузу щелкать, как они делают, когда смотрят экшены, а когда смогут затихать в зале. Вот эта тишина волшебная, она и есть наш кайф. Потому что аплодисменты аплодисментами, это, конечно, приятная часть нашей профессии. Но тишину не купишь ничем.

Возможно, что об антрепризах Галина Борисовна вспомнила еще и потому, что именно в антрепризу ушла из Современника Елена Яковлева, которую Волчек не раз ставила в пример как актрису, преданно служащую театру. Но, как бы то ни было, поводов для радостей в Современнике всегда больше. В этом сезоне, например, вышел ряд громких премьер, театр по-прежнему один из лидеров на театральной карте Европы.

И все же основным поводом для гордости Галины Волчек является подрастающее поколение: Я много лет говорю, что эстафету надо передавать не в том возрасте, когда ноги трясутся и идешь с клюкой, а надо передавать на бегу, когда еще энергия позволяет передать так, чтобы ее правильно приняли. И то, что в нашем театре смена поколений произошла безболезненно, дорогого стоит. Мы собрали замечательную труппу. А еще воспитали двух молодых режиссеров. И каждый из них дает мне повод верить в то, что они пришли не случайно в наш коллектив, что они не дадут ему погибнуть. Они продолжат путь этого театра не будут попадаться на те дешевые псевдосовременные штучки, которыми пытаются увлечь публику некоторые другие театры. Ведь если это произойдет, это будет беда, мы потеряем один из главных приоритетов в искусстве репертуарный психологический театр.

Но пока Галина Борисовна (четвертое десятилетие подряд) мощно оберегает свой Современник, не позволяя ему опошлиться, скатиться в попсу. С радостью вспомнила она и о недавней встрече с Марком Захаровым, который приходил на премьеру: Когда коллега такого класса, как Марк, приходит с женой, с дочерью, с директором и я вижу его взволнованноелицои то, как он воспринимает спектакль хвалит, естественно, и наших аксакалов, и просит меня передать отдельное спасибо


В избранное