Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Академия художеств в XVIII веке
     
          Возвышенность художественных устремлений в согласии с идеями просветительства мыслилась в неразрывной связи с воспитательной миссией искусства. В 1764 году А.П.Сумароков заявлял, что «пиитические выражения и их изображения... служат познанию естества, подражанию великих дел, отвращению от пороков». И далее он говорил о необходимости «изображати Истории своего отечества и лица великих в оном людей», о том, что «таковые виды умножают геройский огнь и любовь к отечеству». Подобные взгляды объясняет предпочтение, отдаваемое Академией художеств историческому жанру в изобразительном искусстве. Наряду с ним, хотя и в меньшей степени, заботились о развитии портрета, баталии, пейзажа, жанра, натюрморта и анималистаки. В сфере истории привлекало не только отечественное прошлое, но и та древность, которая была общечеловеческим достоянием: события библейских и античных времен, античная и христианская мифология. Особенно высоко ставилась античность. Мастера второй половины XVIII века видели в ней наиболее вдохновляющие примеры величия человеческих свершений и совершенство воплощения образа человека в искусстве.
Гражданственность, стремление к общественной полезности, апелляция к духовной и физической красоте человека, к величию его деяний, к доброму и разумному в нем, следование путеводной звезде античного идеала—все это вместе наиболее полно выразил классицизм второй половины XVIII века. Сменив старый, достигший апогея во Франции классицизм XVII века с его идеалами абсолютистской государственности, этот новый стиль главенствовал начиная с 1760-х годов в русском искусстве вообще и в Академии художеств в частности, получив ярко национальное претворение. Более того, расцвет классицизма в те годы характерен и для других отраслей художественной культуры, особенно для литературы и театра.
Наряду с классицизмом лицо эпохи определяют еще два художественных направления: сентиментализм и преромантизм. Первый выступает на арену в начале 1790-х годов, второй—чуть позже. От общественного человека классицизма они идут к человеческой индивидуальности. Сентиментализм стремится прочувствовать взаимоотношения людей между собой, показать ценность и необходимость естественного бытия, гармонического слияния человека с природой, нравственного совершенствования в общении с нею.
Преромантизм, предвещающий на исходе восемнадцатого столетия расцвет романтизма в последующем веке, начинает отказываться от гармонии—одного из основополагающих принципов классицизма и сентиментализма. Осознавая ценность самого процесса борьбы сил, стихий, страстей, преромантизм не ищет разрешения конфликта, не ждет конечного умиротворения. По сравнению с классицизмом, преромантизм ориентируется на иное наследие. Он обращается к западноевропейскому средневековью и XVII веку, к Египту эпохи фараонов. В прошлом привлекает не эстетическая «образцовость», а само ощущение древности. Ретроспекция выступает как категория прекрасного. Кстати, в этом есть те же элементы противоборства, характерные для преромантизма: сопротивление устоявшимся критериям классицизма, представление о древнем как о результате неотвратимого и разрушительного воздействия Времени на то, что когда-то было молодым и новым, о борьбе этих начал и о победе Времени.
Из всех рассмотренных направлений классицизм наиболее созвучен Академии как художественной школе. По сути дела, академическое образование в XVIII веке—одновременно и детище классицизма и питающий его источник. Идейно-творческая структура классицизма с ее упорядоченностью, стабильностью, выверенностью идеалов, принципов и приемов была чрезвычайно благоприятна для программирования обучения, для сложения педагогической системы. Вместе с тем здесь кроется определенная опасность. Мировой стиль, сведенный к формулам ученических наставлений, увядает в руках посредственных мастеров, достигая вершин лишь в творчестве истинных талантов. К самым совершенным образцам стиля относятся: здание Академии художеств А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б.-М. Баллен-Деламота, Таврический дворец И. Е. Старова, скульптуры М.И.Козловского, надгробия И.П.Мартоса.
Не менее важна для Академии «трех знатнейших художеств» универсальность классицизма, охват им всех видов искусства. Это не только служило единым ключом преподавания по всем имевшимся в Академии специальностям, но и было средством к решению проблемы синтеза искусств.
Классицизирующая направленность Академии давала ее питомцам идейно-эстетическую основу. Дальнейшая же стилевая эволюция во многом определялась их личными склонностями, специализацией, веяниями времени. И педагоги, и выпускники нередко оказывались достаточно независимыми в своих приверженностях. Архитекторы В. И. Баженов, И. Е. Старов, Ю. М. Фельтен возводили псевдоготические сооружения, черты преромантизма явственно проступают в творчестве портретиста С. С. Щукина и в поздних работах пейзажиста Семена Щедрина. Яркий представитель сентиментализма в портрете — В. Л. Боровиковский был последовательно отмечен рядом академических званий. Сентиментализм сказался в садовом искусстве, в том числе в пейзажных парках Н.А.Львова, избранного почетным членом Академии художеств.
 Освоение все новых и новых сторон действительности далеко не всегда требовало выхода за пределы классицизма. Его границы, вопреки бытующему мнению, достаточно широки. Например, в крестьянских жанрах М. Шибанова художническое восприятие персонажей, их трактовка, особенности композиции картин восходят к классицизму. Его черты есть в графической серии «Нищие» И. А. Ерменева. Они нередко наличествуют в живописных портретах Д.Г.Левицкого, в бюстах и особенно статуях Ф. И. Шубина. Иногда классицистическое в основе полотно обретает преромантический оттенок. Это свойственно некоторым холстам Г. И. Угрюмова. Подобное стилевое «синтезирование» не часто встречается в XVIII веке и больше характерно для первой половины XIX столетия.
Три основных художественных направления второй половины XVIII века, взаимно дополняя друг друга, позволили искусству той поры охватить весьма обширный круг явлений жизни, многообразно их отразить. Поддерживаемое Академией художеств уважительное отношение к натуре, приобретаемое там знание ее, умение верно передавать зрительное впечатление в изображении — все это в сочетании с высокой идейностью, присущей русской творческой интеллигенции, стимулировало развитие реалистических тенденций.

Продолжение следует
И.В.Рязанцев. Императорская Академия художеств

Внимание всех отаку и сочувствующих!
 На gogol.ru объявляется конкурс на
лучшую работу в стиле манга:
 выкладывайте свои свежие (или не очень) шедевры на всеобщее обозрение,
 а если сюжет будет заимствован из Гоголя, то вам - респект и
 дополнительные баллы!
 Итоги будут подведены 8 октября, призы обещаем


В избранное