Велико значение Императорской Академии художеств в истории отечественного искусства. Многие из лучших произведений, созданных на протяжении этой истории, принадлежат мастерам, так или иначе связанным с Академией художеств: ее выпускникам, педагогам, людям, отмеченным ее почетными званиями. Особенно важен вклад Академии художеств в искусство второй половины XVIII — первой половины XIX века. Академия художеств была основана, как традиционно считается, по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова
указом Сената от 6 (17) ноября 1757 года (занятия начались в Петербурге в 1758 году). Ее создание было вызвано мощным национальным подъемом, переживавшимся в России в сере-дине XVIII столетия (в 1755 году был учрежден первый в стране Московский университет, в 1756 возник первый русский профессиональный театр). XVIII век в России начинается петровскими реформами, приобщающими страну к эпохе нового времени, и продолжается развитием науки и культуры во многом под знаком просветительских идей. Они сформировались
во Франции, а затем покорили умы и сердца многих людей в разных странах. Но даже век, столь склонный к решительным переменам и просвещенческим начинаниям, не сразу дал России самостоятельную Академию художеств. Она появилась лишь спустя почти сорок лет после того, как в 1723 году Л. Каравакк предложил учредить «Академию живописного художества». Отдавший большую часть своей творческой жизни русскому искусству, он не менее четырех раз безуспешно обращался с этой идеей к правительству в 1720, 1740 и 1750-х годах.
Помимо того, в 1730 году В. Н. Татищев выдвинул свой проект «Академии ремесел» (по существу, художеств), а в 1740 году план специальной «Академии живописи, скульптуры и архитектуры» возник в среде ученых-естествоиспытателей. Подобные попытки не были тогда осуществлены потому, что победило принципиально иное представление об Академии художеств как составной части основанной в 1724 году Академии наук. Мысль об учреждении в России Академии наук и художеств была высказана Петром I еще в конце 1690-х годов и
поддержана в переписке с ним Лейбницем. С тех пор вплоть до 1764 года в большинстве проектов и в действительности художества всегда мыслились и существовали «при чем-то»: при Санкт-Петербургской типографии, при семинарском доме в Петербурге (проекты М. П. Аврамова, 1719 и 1721), при Академии наук проект А. К. Нартова, 1724) и даже с 1757 по 1764 год — при МОСКОВСКОМ университете (осуществленный проект И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова). Это положение
объясняется тем, что почти полвека в России не была полностью осознана самоценность искусства нового времени, а профессия художника, и тем более организация деятелей искусства, не получала официально закрепленной самостоятельности. Искусство во многом воспринималось как нечто обслуживающее, способствующее оформлению периодики, научных трудов, созданию научных пособий, украшению быта, зданий и т. д. Конечно, это время не было потерянным. Русское искусство утверждалось прежде всего своими творческими
достижениями, создав великолепный портрет, гравюру, дворцово-парковый ансамбль, блестяще развернувшись в декоративно-прикладных областях. Одновременно живописцы и архитекторы, ученые и просвещенные администраторы своими предложениями готовили почву для правительственного признания ценности и самостоятельности художественного рода деятельности. В существовавших учреждениях (архитектурных и живописных «командах», в Художественном департаменте Академии наук) накапливался организационный и учебный опыт. Таким образом,
в 1757 году при разработке педагогической системы и организационной структуры Академии «трех знатнейших художеств» можно было изучить и использовать не только зарубежные, но и отечественные традиции. Причем, нужно вполне определенно сказать, что Академия, вобрав все лучшее, в конечном счете оказалась не похожей ни на русские, ни на западноевропейские прототипы. И все-таки должно было пройти еще семь лет с основания Академии художеств при Московском университете, нужен был плодотворнейший итог ее деятельности,
чтобы в 1764 году Академия навсегда освободилась от всякой зависимости от других учреждений науки и культуры. Значение победы и осуществления идеи самостоятельности Академии художеств трудно переоценить. Тем самым воссоздавалась во всей полноте сфера художественной жизни России, существовавшая в древнерусскую эпоху.
Внимание всех отаку и сочувствующих! На gogol.ru объявляется конкурс на лучшую работу в стиле манга: выкладывайте свои свежие (или не очень) шедевры на всеобщее обозрение, а если сюжет будет заимствован из Гоголя, то вам - респект и дополнительные баллы! Итоги
будут подведены 8 октября, призы обещаем