Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Академия художеств в XVIII веке
     
 
Крайне важен в общем облике Академии художеств  дух соревнования. Соревновались люди, равные по своим правам и неодинаковые по одаренности, трудолюбию, творческому горению. Принцип соревнования пронизывает педагогический процесс, порядок получения званий и должностей, конкурсы, устраиваемые Академией для выполнения ответственных правительственных заданий. Разумеется, на практике эти прекрасные принципы подвергались жесткой корректировке под влиянием групповых интересов или самодержавного произвола. Когда же подобные идеи выступали в своем неискаженном виде, они плодотворно сказывались на русской художественной жизни.
Первейшей из функций Академии художеств с ее основания было профессиональное обучение и воспитание мастеров искусства. Показательно, что эта задача с первых лет существования Академии рассматривалась как вдохновляющая, высоко патриотическая и общественно полезная.  Еще в  1763 году М. В. Ломоносов обращался к воспитанникам Академии со словами: «Благополучны вы, сыны Российские, исполненное надежды юношество, что... можете предъуспевать в похвальном подвиге ревностнаго учения и представить пред очами просвещенныя Европы проницательное остроумие, твердое разсуждение и  ко всем искусствам особливую способность нашего народа...».
Ревностности учения чрезвычайно способствовал принцип творческого состязания, ставший средством решения проблемы качественности. На всех этапах обучения ставились две цели. Во-первых, стремились сохранить достаточно высоким средний уровень всех, кто не подлежал отсеиванию в силу профессиональной непригодности. Во-вторых, старались выделить
немногих лучших, всячески их поддержать и выдвинуть. При этом существовала строгая последовательность поощрения: без низших наград были невозможны высшие. Четкая эта система порой нарушалась. На решении вопроса о том, кто же лучший, порою сказывались личные вкусы и творческие идеалы группы академических руководителей-художников или тоже далеко не объективное вмешательство президента.
Уже в первые годы в Академии художеств укоренилась и в дальнейшем совершенствовалась строго последовательная система обучения. В основе она опиралась на принципы художественной педагогики нового времени, опробованные в течение двух-трех столетий в  наиболее  авторитетных  академиях Западной Европы. Эти принципы были хорошо известны в России в первой половине XVIII века и в той или иной форме использовались в неосуществленных проектах Академии художеств и в практике преподавания в Художественном департаменте Академии наук. Начинали с обучения рисованию. На первых порах постигали простое черчение без линейки, затем переходили к копированию образцов (гравюр с картин лучших мастеров или рисунков), после того рисовали с «гипсов» (гипсовых слепков со знаменитейших скульптур античности). Венчал этот этап — рисунок с обнаженной натуры, справедливо считавшийся «учителем всех учителей». Овладение рисунком позволяло приступить к специализации учеников, ибо «почитают его душою и телом не только живописи, но и всех вообще образовательных [изобразительных.— И. Р.] художеств...», как писал в 1793 году  И. Ф. Урванов. На высших ступенях обучения   параллельно с рисованием живописцы начинали писать  с обнаженной натуры, cкульпторы—лепить ее, а архитекторы занимались проектированием небольших декоративных и парковых сооружений.
Наряду с этим в Академии преподавали пластическую анатомию, архитектурную графику, общеобразовательные предметы, языки. Заканчивали курс исполнением достаточно сложной композиционной работы по избранной специальности. Наиболее одаренным выпускникам, ранее удостаивавшимся наград, задавали специальную программу. Произведения, успешно созданные на ее основе, отмечались золотыми медалями первого или второго «достоинства». И далее, согласно Уставу 1764 года, «из получивших медали» и «по рассмотрению собрания» (куда входили педагоги и обладатели академических званий) выделялись пенсионеры. Их посылали в заграничную командировку «для усовершенствования в искусствах» в «академические» города, чаще в Рим и Париж, реже — во Флоренцию, Болонью, Венецию, Лондон. При отборе кандидатов, как, впрочем, и при определении степени (категории) аттестата, существенную роль играло мнение академического руководства о поведении выпускника в ученические годы.
Обширная учебная программа и грандиозные замыслы И. И. Бецкого, стремившегося создать новую, совершенную «породу» людей, обусловили увеличение срока обучения. В 1764 году было организовано Воспитательное училище. Туда принимали детей 5—6 лет, и полный период пребывания в Академии достиг 15 лет. Угадать в маленьком мальчике художественную одаренность было очень трудно. Поэтому отсев был довольно большим, что, кстати, играло свою положительную роль, ибо тем самым пополнялись кадры высококвалифицированных исполнителей: литейщиков, формовщиков, резчиков, позолотчиков и т. д.
Те же из художников, кому посчастливилось пройти полный курс, получали, несмотря на неизбежные погрешности в преподавании, весьма солидную сумму общих и специальных знаний. По сути дела, Академия учила своих воспитанников зорко видеть, ясно понимать и убедительно изображать человека и природу в их многообразном бытии. Конечно, такое изображение не было механическим воспроизведением, холодным слепком. У воспитанников развивали склонность к «сочинению»—способность почти режиссерски живо вообразить и представить зрителю действия и переживания персонажей, застигнутых художником в определенный, точно выбранный момент развития сюжета. При этом было обязательным знание конкретных обстоятельств и характеров — современных, исторических или мифологических. Оно помогало достигать естественности поведения героев, придавать жизненную убедительность художническому истолкованию ситуации. Ценя «сочинение умное», в Академии настойчиво напоминали о важности «экспрессии». Она понималась как «верное и натуральное изображение предметов, а особливо движением [движений.— И. Р.] телесных, производимых душевными страстьми». О ней говорили так: «Экспрессия  есть душа живописи, рисунок и колер—ее тело». В 1771 году Академия   учредила медаль «за экспрессию». Это было сделано на средства поэтессы, художницы и музыкантши А. Ф. Ржевской, жены литератора А. А. Ржевского, друга А.П.Лосенко.
              В своей совокупности все, отмеченное выше, вело к достижению эстетического совершенства. Вместе с тем Академия последовательно прививала навыки создания технологически грамотных, долговечных произведений. Таким образом, всестороннее практическое умение неразрывно связывалось с высотой творческих критериев.
Продолжение следует
И.В.Рязанцев. Императорская Академия художеств

Внимание всех отаку и сочувствующих!
 На gogol.ru объявляется конкурс на
лучшую работу в стиле манга:
 выкладывайте свои свежие (или не очень) шедевры на всеобщее обозрение,
 а если сюжет будет заимствован из Гоголя, то вам - респект и
 дополнительные баллы!
 Итоги будут подведены 8 октября, призы обещаем


В избранное