Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские на Украине

  Все выпуски  

Русские на Украине: Русский мир N 100 (190) от 20 ноября 2009 года


РУССКИЙ МИР

Информационный сборник

Выпуск № 100 (190)

от 20 ноября 2009 года

Всеукраинское Объединение «Русское содружество»,

Редакция Газеты для соотечественников «Русская Правда»,

Интернет-сайт «Русские на Украине» (www.rus.in.ua)

+ 38 (044) 255-30-16, +38 (044) 223-05-43 E-mail: post@rus.in.ua

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

НОВОСТИ

- Россия призывает бороться за русский язык на Украине

- Партия «Русско-Украинский союз» подписала с Януковичем соглашение о сотрудничестве

- Шесть всеукраинских казачьих объединений поддержали Януковича

- Русские активисты Крыма встретили Владимира Путина на выезде из Симферопольского аэропорта, скандируя: «Россия, Россия!»

- Киевские власти намерены установить памятник Мазепе на площади Славы

КОММЕНТАРИИ

- МИД России: На Украине проживает 8 миллионов российских соотечественников

- Вадим Колесниченко: Все попытки Тимошенко продемонстрировать нормализацию отношений с Россией – блеф

- Митрополит Одесский Агафангел: Действия националистического руководства Украины становятся все более агрессивными

- Российский журналист предложил возродить православную империю, объединив Россию, Украину и Белоруссию

- Киевский священник рассказал, почему России нужны не танки, а свои СМИ

ИНТЕРВЬЮ

- Москва шагает за рубеж

- Сергей Цеков: «Татары друзья украинского государства, а русские - враги…»

СТАТЬИ

- Украина-Нероссия или гигантская провокация против истории Отечества

- Этот город - самый русский город на земле

АНОНС

- 20-22 ноября во Львове и Ужгороде состоится Международный молодежный форум

 

 

Информационный сборник «Русский мир» подготовлен:

Редактор - Прокопенко Александр Витальевич, шеф-редактор Газеты для соотечественников «Русская правда», главный редактор Интернет-сайта «Русские на Украине».

Издатель - Проваторов Сергей Германович, председатель Высшего совета Всеукраинского объединения «Русское содружество», главный редактор Газеты для соотечественников «Русская правда».


НОВОСТИ

 

Россия призывает бороться за русский язык на Украине

МИД России обеспокоен ситуацией с русским языком на постсоветском пространстве. На сегодняшний день в качестве государственного русский язык применяется в Белоруссии и в качестве официального - в Киргизии, напомнил директор департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ Александр Чепурин.

"На значительной же части постсоветского пространства положение русского языка, к сожалению, непростое", - подчеркнул он в интервью "Интерфакс-Украина".

По его словам, сложная ситуация наблюдается, в частности, в Украине: "В Украине, где русские являются государствообразующим народом и где большинство населения в семье и вообще в быту использует русский язык, у русского языка нет официального статуса".

"При этом планомерно проводится линия на сужение сферы его применения и на демонтаж системы образования на русском языке", - отметил дипломат.

Чепурин добавил, что в Украине уменьшается количество образовательных учреждений с обучением на русском, создаются неравные возможности при поступлении молодежи в высшие учебные заведения.

"Русскоязычное население лишается возможности не только смотреть телевидение на родном языке, но даже читать аннотации к лекарствам", - отметил дипломат.

"Не говоря уже о курсе на вытеснение русского языка из всех сфер официального применения, причем не только в столицах, но даже в местах преимущественного проживания русскоязычных", - сказал он.

Кроме того, отметил дипломат, в ряде стран планируется перевести делопроизводство госучреждений, включая и региональные, на титульный язык.

Чепурин напомнил, что русский язык был и остается одним из ведущих и наиболее распространенных мировых языков.

"Его считают родным около 130 млн. граждан России и 30 млн. человек в ближнем и дальнем зарубежье. Свыше 114 млн. владеют русским языком как вторым или знают его как иностранный. Таким образом, практически треть миллиарда людей на планете разговаривает на русском языке", - сказал он.

По мнению Чепурина, российские соотечественники за рубежом должны активно отстаивать свое право использовать родной язык.

Украинская правда

 

Партия «Русско-Украинский союз» подписала с Януковичем соглашение о сотрудничестве

19 ноября председатель Партии регионов Виктор Янукович и председатель Партии «Русско-Украинский союз» Иван Симоненко подписал соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.

Кроме того соглашение подписано еще с 11 политическими партиями. В числе партий, которые подписали соглашение: Молодежная партия Украины, партия «Народный блок», Партия государственного нейтралитета Украины, Партия национально-экономического развития Украины, Партия промышленников и предпринимателей, политическая партия «Трудовая Украина», Республиканская партия Украины, Селянская партия Украины, Украинская морская партия, партия «Єдність», политическая партия «Держава».

Обращаясь к подписавшимся, лидер оппозиции отметил, что главным для Партии регионов является не борьба с политическими оппонентами, а борьба с бедностью, сообщает пресс-служба ПР.

«Наша цель – не искать врагов среди политиков. Единственный враг – бедность. Мы берем общие обязательства. Просил бы вас поддержать меня и донести мою предвыборную программу до людей», – подчеркнул он.

«Русские на Украине»

 

Шесть всеукраинских казачьих объединений поддержали Януковича

16 ноября в Киеве состоялось подписание Декларации казачьих организаций Украины и кандидата на пост Президента Украины В.Ф.Януковича.

Выбор казаков продиктован в первую очередь тем, что они считают необходимым отстоять каноническое Православие, внеблоковый статус Украины и защитить культурное многообразие Родины, в том числе, и право граждан, включая казаков, на официальный статус русского языка.

Казачьи организации, среди которых Верное Казачество и Казачья территориальная оборона Украины, не видят другой реальной альтернативы и надеются, что именно Янукович, став президентом, поможет им прекратить бардак в казачьем движении.

Среди целей казаков, указанных в подписанной Декларации - создание правительственного органа по координации казачьего движения, формирование казачьих частей в вооруженных силах, присвоение генеральских казачьих званий исключительно верховной властью (а не так, как это происходит сейчас).

В заключение встречи, войсковой священник казачества благословил Януковича иконой Покрова Пресвятой Богородицы.

«Русские на Украине»

 

Русские активисты Крыма встретили Владимира Путина на выезде из Симферопольского аэропорта, скандируя: «Россия, Россия!»

19 ноября в Крым, на заседание Совета глав правительств стран Содружества независимых государств прибыл премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин. На выезде из Симферопольского аэропорта российского премьера встречали представители Русской общины Крыма и Партии «Русский блок», держа в руках российские и крымские флаги и баннер «Навеки с Россией!». Для того, чтобы встретить Владимира Путина, представители крымской общественности около четырёх часов подряд простояли на холоде и ветру, под накрапывающим осенним дождём.

Прибытие российской делегации в Крым изначально планировалось на 14:20 дня по киевскому времени, однако затем время визита перенесли. И только в 17:55 кортеж российского премьера выехал из Симферополького аэропорта. Активисты Русской общины Крыма и Партии «Русский блок» встретили Владимира Путина, скандируя речёвку: «Россия!, Россия!».

Дождались премьер-министра России и активисты Партии регионов, многие из которых с одобрением воспринимали лозунги активистов Русской общины Крыма-Партии «Русский блок», однако, по указанию лиц, ответственных за проведение мероприятия по линии Партии регионов, попросили пророссийских активистов, державших в руках российские и крымские флаги, отодвинуться от них на «безопасное» расстояние.

Пресс-служба Русской общины Крыма

 

Киевские власти намерены установить памятник Мазепе на площади Славы

Во исполнение Указа президента Украины Виктора Ющенко «Об праздновании 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украино-шведского союза», во исполнение постановлений и распоряжений Кабинета министров Украины, Киевский городской голова Леонид Черновецкий подписал распоряжение об установлении памятника Мазепе, сообщает сайт Киевской городской администрации.

По словам заместителя главы КГГА Сергея Рудыка, памятник анафематствованному Церковью гетману будет построен на площади Славы в Печерском районе Киева в течение 2009-2010 гг. Министерство культуры и туризма Украины вместе со столичной мэрией провели конкурс на лучший проект памятника Мазепе. Победителем стал авторский коллектив в составе скульптора А.В.Куща, архитекторов Р.И.Кухаренко, И.П.Мельникова и Ю.Г.Лосицкого.

Ответственным за сооружение памятника гетману-изменнику определено коммунальное предприятие «Дирекция реставрационно-восстановительных работ». Финансирование будет осуществляться за счет средств Стабилизационного фонда, предусмотренных в государственном бюджете для выполнения функций столицы.

Русская линия

 

КОММЕНТАРИИ

 

МИД России: На Украине проживает 8 миллионов российских соотечественников

Министерство иностранных дел России считает, что в Украине проживает 8 млн российских соотечественников. Об этом на пресс-конференции в Москве сказал директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ Александр Чепурин.

"Когда мы говорим о соотечественниках в Украине, то мы ориентируемся на цифру переписи", - сказал Чепурин.

"Мы ориентируемся на официальную статистику русского населения Украины. Если взять перепись советскую, то там количество русских было в полтора раза больше, чем показала перепись 90-х годов. В первом случае, было 12 млн, вторая перепись – около 8 млн", - сказал он.

"Мы исходим из того, что в данном случае – это не люди, которые выехали из РФ, это не граждане РФ, но это этнические русские, которые ассоциируют себя в большинстве с российской культурой и русским языком", - подчеркнул Чепурин.

Он не исключил, что по результатам следующей переписи населения количество таких людей может уменьшиться.

По словам Чепурина, в постсоветских странах количество российских соотечественников постоянно уменьшается не потому что они уезжают. В частности, в новых условиях на постсоветском пространстве опрашиваемые называют национальность той страны, в которой они живут.

"В изменившихся условиях часть тех, кто относил к себя к русским, может относить себя к титульной нации", - сказал он.

За два года из Украины по программе переселения соотечественников в Россию переехали несколько тысяч человек, сообщил дипломат. "Количество переселенцев из Украины не на первом месте – где-то пятое-шестое место. Это несколько тысяч человек", - заявил Чепурин.

По его словам, всего в Россию за два года работы программы по переселению соотечественников вернулись 17 тысяч человек.

Дипломат сообщил, что при переезде люди хотят иметь на новом месте комфортное жилье и хорошую работу. "Это, к сожалению, не всегда происходит, поэтому за два года переехало (в Россию) 17 тыс. человек", - сказал он.

По словам Чепурина, в те регионы РФ, которые создали эти условия, переезжают более активно. В частности, 80% переселенцев переезжают в три российских региона - Калининградскую, Калужскую и Липецкую области. "Это три региона, которые создали дома и принимают приезжих, помогают трудоустроиться на нормальную роботу", - сказал он.

В основном, по словам Чепурина, переезжают в РФ соотечественники из республик Центральной Азии.

"На первом месте – Казахстан (33%), потом идут другие республики Центральной Азии, затем идут Молдова, Украина. Из дальнего зарубежья самая крупная цифра переехавших из Германии - 130 человек. Из Израиля и США - несколько десятков человек", - сообщил он.

Как сообщалось, Министерство иностранных дел России обеспокоено ситуацией с русским языком в Украине.

korrespondent.net

 

Вадим Колесниченко: Все попытки Тимошенко продемонстрировать нормализацию отношений с Россией – блеф

Все нынешние попытки Тимошенко продемонстрировать нормализацию отношений с Россией – чистый блеф, считает Народный депутат Украины, Председатель Совета Правозащитного общественного движения «Русскоязычная Украина» Вадим Колесниченко.

Если при правительстве Виктора Януковича товарооборот между Российской Федерацией и Украиной возрастал ежегодно более чем на 20% и,  по инерции, достиг в 2008 году цифры в 40 млрд. долларов США, то в нынешнем году правительство Тимошенко «довело эту цифру» до отметки в 15 миллиардов. Спад составил  около 270%. При этом, впервые за годы независимости, по уровню товарооборота с Россией Украину опередила Беларусь (16 миллиардов). Страна, в более чем в 3 раза уступающая Украине по экономическому потенциалу, и в – 4 раза по человеческому.

Заявления Тимошенко о возобновлении сотрудничества в авиастроении тоже не стоят и выеденного яйца. Заслуги Тимошенко в сотрудничестве между авиастроителями России и Украины нет практически никакой. Просто наши партнеры убедились, что вступление Украины в НАТО полнейший миф и провокация, а братский украинский народ не поддерживает подобных идей и не допустит втягивания своей страны в этот  агрессивный блок.

Пресс-служба Народного депутат Украины Колесниченко В.В.

 

Действия националистического руководства Украины становятся все более агрессивными, – митрополит Одесский Агафангел

Украина, Россия, Молдова и Белоруссия являются канонической территорией Русской Православной Церкви, и руководителям постсоветских государств не удастся изменить это. Об этом на конференции в Киеве, посвященной итогам визита Патриарха Кирилла на Украину, заявил митрополит Одесский Агафангел.

«Канонической территорией Русской Православной Церкви со времен Крещения является территория Святой Руси, Русского мира, ядром которого являются современная Россия, Украина, Белоруссия и Молдова», – сказал он.

Митрополит Агафангел также подчеркнул, что Церковь, уважая суверенитет постсоветских республик, не может согласиться с попранным политиками в силу сиюминутных интересов единством стран Русского мира.

По его словам, именно это «вызывает раздражение у националистических политиков на Украине, пытающихся разорвать единство народа Украины и России, поссорить их между собой, расчленить Русскую Православную Церковь» путем создания автокефальной Украинской Церкви.

«Откровенным вызовом для православного народа стал визит в 2001 году по приглашению тогдашнего президента Украины Римского Папы Иоанна Павла II, явившийся сигналом, началом новой волны католической и униатской экспансии. Она выразилась впоследствии в переносе униатского центра в колыбель русского Православия – Киев и учреждение в Одессе католического экзархата. Стоявшие тогда у руля государства украинские чиновники пренебрегли мнением священноначалия не только Украинской, но и Русской Церкви», – отметил иерарх.

«С приходом «оранжевой» власти отношение государственного аппарата к крупнейшей в стране конфессии стала гораздо более враждебно. На словах – демократия, уважение свободы совести каждого человека. На деле же участились захваты храмов, зачастую сопровождаемые применением насилия, осквернением святынь. «Независимые суды», как правило, оказываются на стороне раскольников», – возмутился митрополит Агафангел.

«Все более возрастает давление государства в вопросе создания так называемой единой поместной Церкви. Действия националистических политиков становятся все более агрессивными. Они усилили травлю поборников церковного единства. Идет шельмование тех иерархов и священнослужителей канонической Церкви, которые имеют мужество заявлять свою гражданскую позицию... Идет кампания по дискредитации Церкви как таковой... Те же националистические государственные деятели не стесняются делать ставку на внутрицерковные группы, продавливающие идею автокефалии... К сожалению, под давлением политиков и внутри Православной Церкви начинают звучать голоса о необходимости титулировать церковными титулами раскольников, лишенных сана и преданных анафеме, проводить совместные богословские конференции и избегать взаимной критики. Это является попыткой замолчать тех, кто говорит правду о гибельной и дьявольской природе расколов», – сообщил он.

«Со стороны высших государственного руководства Украины осуществляется попытка привлечения внешнего фактора – Константинопольского Патриархата, неоправданно претендующего на вселенский статус, с целью расчленения единого Русского Православия... », – констатировал владыка.

«Визит Патриарха Кирилла на Украину мы должны рассматривать как вдохновенный призыв к действию и борьбе за святое дело церковного единства. Тем более, что не оставляются попытки это единство подорвать. Мы – свидетели приезда различных эмиссаров с берегов Босфора... Сегодня муссируется тема открытия подворья Константинопольского Патриарха в Киеве, естественно, без всякого согласования со священноначалием Русской Православной Церкви, чьей канонической территорией является Украина... Мы должны твердо и нерушимо стоять в единстве церковном... Мы ни на шаг не должны отходить от церковных канонов, делая все возможное для ликвидации раскола на Украине, но не путем компромисса, а путем покаяния пребывающих в расколе и смиренном возвращении в спасительное лоно Русской Православной Церкви без всяких предварительных условий», – резюмировал митрополит Агафангел.

ИА «Новый регион»

 

Российский журналист предложил возродить православную империю, объединив Россию, Украину и Белоруссию

Необходимо сформулировать новый проект русской цивилизации, который бы на основе православия объединил три братских народа – России, Украины и Белоруссии. Об этом в Киеве на круглом столе, посвященном итогам визита Патриарха Кирилла на Украину, заявил редактор портала «Русская линия» публицист Анатолий Степанов.

«Необходимо сформулировать новый проект русской цивилизации, который бы объединил духовно ныне разделенные государственно народы трех братских славянских стран – России, Украины и Белоруссии»,– заявил он.

По словам публициста, «духовной основой русской цивилизации является, прежде всего, Православие».

«Поэтому русская цивилизация – это православная цивилизация и тяготеющие к ней народы. Некоторые напомнят, что греки, болгары и другие народы – тоже православные, но не русские. Но я считаю, что время греков ушло. Они уже не являются теми народами, которые могут создавать цивилизацию мирового масштаба. С уходом византийской империи, греки потеряли это качество и стали просто этническим народом, не имеющим имперских амбиций»,– отметил Анатолий Степанов.

По его словам, как сообщает корреспондент «Нового Региона», словосочетание «имперские амбиции» не несет чего-то негативного.

«Имперские амбиции – это не ругательное слово. Имперские амбиции имеют американцы, имеют китайцы, немцы в Евросоюзе. То есть, те народы, которые готовы брать на себя бремя, нести потери для того, чтобы объединять территории вокруг общих для всех неких населяющих эти территории народов, принципов. Русские, татары, башкиры… но, все-таки, без русских не будет России, я говорю это без какого либо пренебрежения к другим нациям. Говоря о русских, я имею ввиду их как единый русский народ, который включает в себя и великороссов, украинцев, белорусов»,– утверждает Анатолий Степанов.

В зале, где проходил доклад, как сообщает корреспондент «Нового Региона», возникла легкая дискуссия на тему, стоит ли резко ограничивать круг возрождаемой русской цивилизации исключительно русскими по национальности гражданами России, Украины и Белоруссии.

В то же время, говоря о цивилизационном выборе России, русских и украинцев, Степанов не мог не отметить о роли Киева в этой цепочке.

«В свое время святейший Патриарх Алексий II говорил – что в киевской купели родился один народ. Во время своего визита Патриарх Кирилл говорил, что мы наследники св. равноапостольного Владимира – Крещения. Отсюда пошла вера православная, и это наш Иерусалим, – имея ввиду под словом «мы» всех православных, живущих во всех государствах»,– резюмировал Анатолий Степанов.

Он подчеркнул, что цивилизационный православный проект славянских народов не может быть ведомым в мире.

ИА «Новый регион»

 

Киевский священник рассказал, почему России нужны не танки, а свои СМИ

Визит Патриарха Кирилла на Украину имел большой успех, однако его необходимо закрепить – Церковь должна включиться в борьбу за информационную сферу. Об этом заявил известный православный миссионер протоиерей Андрей Ткачев.

«То, что мы получили такого, не просто говорящего Патриарха, а Патриарха, говорящего в СМИ, вызывающего уважение у всякого человека, – даже у других конфессий, даже у неверующих, это величайшее приобретение. Стоит только удивляться, как Господь Бог дает нужных пастырей в нужное время», – сказал он на конференции в Киеве, посвященной итогам визита Патриарха Кирилла на Украину.

«Патриарх – это ледокол, он ломает льды, он мощный, талантлив. Но ледокол не идет сам по себе. Это – тот корабль, который ломает льды для кораблей, которые идут за ним. Если в пролом не пойти, льды затянутся», – предупредил священник.

По его словам, Церковь должна включиться в борьбу за информационную сферу.

«Между первой и второй войной в Чечне глава одного из тейпов говорил: «я предлагал сотрудничество федеральным властям, чтобы бороться с ваххабизмом. Я говорил властям: современный танк стоимостью несколько миллионов предназначен для жизни на поле боя в течение 2 минут. Дайте мне деньги, сколько стоит один танк, на создание радиостанции. И я буду вещать народу на его языке. И это будет не 2 минуты, а 20 лет, и польза будет несоизмерима». То есть, одна радиоточка, вещающая нужные вещи на нужном языке, – это даже не танковая дивизия, это вообще несопоставимая вещь по сравнению с любой вооруженной армадой», – отметил отец Андрей.

«Борьба современных государств в мире – это борьба за энергию и информацию. Церковь должна освоить поле борьбы за информацию», – призвал он.

ИА «Новый регион»

 

ИНТЕРВЬЮ

 

Москва шагает за рубеж

Московская городская дума приняла Закон «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы»

По словам заместителя руководителя столичного Департамента внешнеэкономических и международных связей Анатолия Сорокина, это фактическое создание законодательной базы для той работы, которую Правительство Москвы и городская дума уже много лет ведут с зарубежными соотечественниками. Кстати, такого рода региональный законодательный акт принят впервые в истории России.

— Сегодня работа с соотечественниками осуществляется в рамках уже третьей Комплексной целевой среднесрочной программы на 2009—2011 годы, — пояснил Анатолий Сорокин. — Мы помогаем соотечественникам по самым разным направлениям, начиная от материальной помощи ветеранам Великой Отечественной и заканчивая поддержкой их в медицинской области. Очень популярны программы «Стипендия Мэра Москвы» (обучение в русскоязычных вузах за рубежом), на которую в этом году выделено  почти 9 млн. рублей, и «Московский аттестат» (старшеклассники учатся в московских школах в дистанционном режиме, после чего имеют право поступать в вузы столицы). На эту программу выделено 12 млн. рублей.

Недавно мы провели очередной попечительский совет в Литве, где с помощью программы «Стипендия Мэра Москвы» десятки детей получают высшее образование,— добавил заместитель руководителя Департамента. — Программе уже 10 лет, и в Прибалтике существуют даже ассоциации ее выпускников. Благодаря настойчивости депутатов Мосгордумы в последнее время программа была расширена на Азербайджан, Армению; Молдову и Приднестровье. Она очень востребована. Поправки, внесенные депутатами в ходе обсуждения закона, существенно расширили сферу его действия. Теперь в нее попадают объединения ветеранов Великой Отечественной войны и международные региональные организации соотечественников.

Яркий пример необходимости этой работы — памятное всем дело Василия Кононова, которого преследуют власти Латвии. В канун нового года состоится апелляционное слушание в Страсбургском суде. Хочется верить: в этом процессе будет поставлена, наконец, точка.

Особое внимание столичных парламентариев привлекла организация работы с представителями молодого поколения за рубежом. Закон будет способствовать его подключению к деятельности в области культуры, спорта, сохранения исторической памяти; создает возможность привлечения к этой работе подростков, без чего невозможно будущее диаспоры.

В законе предусмотрены меры содействия негосударственным некоммерческим организациям, систематически поддерживающим наших соотечественников, при условии их постановки на учет в специально уполномоченном органе исполнительной власти столицы.

— Вопрос о наших соотечественниках приобретает все большую остроту, ведь их жизнь в ряде стран ближнего зарубежья продолжает осложняться. Они испытывают все большие трудности в реализации своих гражданских прав, часто не имеют возможности влиять на принятие решений, касающихся их положения, — убежден руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Георгий Мурадов. — Необходимость разработки и принятия закона «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы» обусловлена также линией федеральных властей на более активное привлечение российских регионов к осуществлению государственной политики в этой сфере. Кроме того, контакты с соотечественниками могут использоваться и для продвижения имиджа и интересов Москвы за пределами России.

Вера Нмкольская, "Москвичка", № 43 (854), 4-10 ноября 2009 г.

 

Сергей Цеков: «Татары друзья украинского государства, а русские - враги…»

Орден Дружбы привез на днях из Большого Кремлевского дворца глава Русской общины Крыма (РОК) Сергей Цеков. Награду ему вручил лично президент Дмитрий Медведев. В Указе написано: «За большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничества и развитие культурных связей с РФ».

Пока он ездил в Москву, неизвестные изуродовали свастиками офис Русской общины в Симферополе, а местные газеты распространили заявление украинских националистов с требованием немедленно арестовать Цекова за призывы к нарушению территориальной целостности Украины, которые он сделал во время эфира на одном из российских телеканалов. Те же требования репрессировать председателя РОК озвучил представитель Крымского независимого центра политических исследований при Посольстве США пан В. Притула.

«СП»: - Итак, Сергей Павлович, вас должны арестовать за фразу «население Крыма будет стремиться к воссоединению с Россией». Это и есть призыв к нарушению территориальной целостности и безопасности Украины?

- Если проанализировать, кто наносит больший урон украинскому государству - русский политик Цеков или, например, националист Притула - думаю, что это - Притула. Моя позиция соответствует общепринятым нормам демократического европейского государства. Я утверждаю, что нельзя нарушать права человека. Нельзя дискриминировать русских по национальности граждан Украины. А это делается сейчас повсеместно. Позиция националистов раскалывает государство и фактически унижает половину населения. Они довели Украину до нынешнего состояния неуважаемого государства. Причем его не уважают ни собственные граждане, ни, тем более, мировое сообщество.

«СП»: - С одной стороны, любая акция русского движения Крыма подвергается резким нападкам, а с другой - есть устойчивый тезис, будто русские организации на Украине априори слабы. Почему?

- Действительно, русские организации не сильны, но я бы не сказал, что слабы. По тем возможностям, которые мы имеем все эти годы, сделано даже больше, чем можно было себе представить. Мы работаем при абсолютной информационной блокаде и сталкиваемся с отлаженной системной дискредитацией нашей деятельности. Украинские властные структуры давно и целенаправленно насаждают в умах сограждан мысль, что русское движение маргинально, раздробленно и т.п. Это ситуация внутренняя. Стоит также учитывать, что Россия нам никогда не оказывала серьезной помощи, в том числе материальной.

«СП»: - Бывший посол Виктор Черномырдин упорно доказывал, что незачем поддерживать «какие-то» пророссийские организации на Украине, а надо укреплять экономические связи, и тогда совместный бизнес решит все кремлевские проблемы на геополитическом пространстве. Получилось?

- Одна из самых серьезных ошибок России заключается в том, что она никогда не занималась пророссийскими общественно-политическими силами на Украине. Повторяю: никто и никогда! Даже российские СМИ практически не уделяют этому внимания: минимум информации, зачастую пренебрежительно-издевательский тон.

К сожалению, до сих пор в Кремле придерживаются мнения, которое озвучил Черномырдин. Но ситуация меняется. «Оранжевая» революция показала, что наличие газовой трубы и собственных нефтеперегонных заводов на украинской территории вовсе не защищает интересы России. Наоборот, как ни парадоксально, но российские бизнес-структуры на Украине вынуждены проводить антироссийскую политику. Если не стараться быть большими украинцами, чем сами украинцы, то не выжить, и бизнес не сохранить. Вот пример. Допустим, если хотим мы провести какую-нибудь акцию, то нередко обращаемся к руководству санаториев Южного берега Крыма. Все они - украинской подчиненности, но охотно нам помогают – дают автобусы, размещают людей и т.д. А вот российские собственники здравниц отказывают, откровенно боятся…

«СП»: - И все-таки, кто финансирует Русскую общину Крыма?

- Средства поступают из самых разных источников. Например, когда я работал первым замом председателя Верховного Совета Крыма, то 10 процентов моей зарплаты автоматом проступали на общинный счет. Делились доходами и все остальные крымские госчиновники, являющиеся членами РОК. С учетом того, что таких чиновников было много, выходила довольно приличная сумма. Второй источник – пожертвования частных физических и юридических лиц. Деньги приходят легально, документы открыты, их можно увидеть.

Если говорить о финансировании масштабных мероприятий, таких, как фестиваль «Великое русское слово» или «Дни памяти воинов, павших в Крымскую войну», то средства, в основном, поступают от правительства Москвы и Фонда «Русский Мир», который создан два года назад. К финансированию часто подключаются Международный совет российских соотечественников и Московский дом соотечественников. Обязательное условие: это должно быть именно культурное, а не политическое мероприятие.

«СП»: - Мусульманские организации Крыма не скрывают, что получают средства из стран Ближнего Востока. Еврейские общины гордятся помощью израильских организаций «Сохнут», «Натива», «Джойнт», которые открыто работают по всей Украине. Почему же русские, как черт ладана, боятся даже думать о том, чтобы Российская Федерация открыто поддерживала пророссийские организации?

- Мы ничего не боимся. Но федеральные структуры России нас действительно не финансируют. По украинскому законодательству правительство РФ не имеет право перечислять деньги на содержание Русской общины.

«СП»: - Возможно, что-то изменится после президентских выборов? Кстати, ваш прогноз – кто победит?

- Янукович. Без вариантов…

«СП»: - Чем тогда объяснить недавний инцидент в Севастополе, на митинге у памятника Екатерине II. Активист «Русского блока» депутат горсовета Андрей Меркулов заявил: «Не ходите на выборы, нам там делать нечего. Любая украинская власть для нас вражеская и единственная наша цель – уничтожить ее, растоптать, спалить…»

- Среда русских Крыма тоже не однозначна. Есть и резкие настроения. А что касается Януковича, то все последние годы самые влиятельные представители Партии регионов очень много обещали относительно русского языка и очень часто произносили пророссийские лозунги. Но ничего конкретного так и не делали! Зачастую поступали наоборот. И можно понять отчаяние людей.

«СП»: - Многие политологи утверждают, что даже после победы Януковича российско-украинские отношения не изменятся к лучшему… А вот патриарх Кирилл недавно призвал государства, в которых развивается русская культура, стать странами «Русского мира». Насколько это возможно на Украине?

- Идея Патриарха верна и благородна. Крым - неотъемлемая часть Русского мира, и Украина неизбежно вернется к русскому истоку. Хотя вы правы - вряд ли при Януковиче эта проблема разрешится. Настроение элиты, окружающей этого политика, совсем другое. К сожалению, при любом результате нынешних украинских выборов Россия не получит надежного союзника.

«СП»: - Пока Вы ездили в Москву за орденом, офис Русской общины на крымском курорте Саки был разрисован свастиками. По городам полуострова один за другим, словно по «западенщине», идут марши молодых украинских наци. Если русскоязычный восток проигнорирует выборы, победа снова будет за Галичиной?

- В любом случае, угрозы нового Майдана нет никакой. А насчет маршей наци в Крыму – думаю, хлопчики домаршируются. Они еще увидят в сотни раз большие колонны людей совершенно иных взглядов. Бандеровцы сознательно достают наших ребят, и сегодня русская молодежь гораздо более радикальна, чем люди среднего и старшего возраста.

«СП»: - Севастопольские школьники учат украинскую историю, где Россия изображается звероподобным оккупантом. Студенты города русской морской славы слушают лекции на мове. При этом бытует расхожая фраза, что российский флот из Севастополя выгонят лишь в том случае, если с этим согласятся сами севастопольцы...

- Они никогда не согласятся! Надежды украинизировать этот город бесперспективны. Ничего не получится. Никто и ничто не может конкурировать с национальным самосознанием Севастополя. Да и весь славянский Крым никогда не воспримет попытки изгнать Черноморский флот. Черноморцы – наша последняя защита и оплот, и это здесь понимает каждый. Кстати, именно на этой платформе формируется по-настоящему массовое народное движение. Русские в Крыму хотят консолидации, взаимной поддержки и защиты. Главная задача РОК – потратить может быть еще десяток лет, чтобы достичь такой консолидации. Вот чиновничество Крыма, вне зависимости от национальности – тотально продажное. Многие ради должностных и личных выгод готовы проводить бандеровскую политику Киева.

«СП»: - Общие слова о притеснении русских уже никого не затрагивают. Есть ли конкретные факты?

- Сколько угодно. Министерство образования Украины приняло решение об обязательном тестировании на украинском языке при проведении единого госэкзамена для тех, кто учится в школах с русским языком обучения. Тестирование будет проходить весной. При проведении ЕГЭ русским детям будет предложено пользоваться словарем. Это звучит, как издевательство. Учебники географии, истории, правоведения и другие предметы для школ с русским языком обучения насильственно переводят на мову. Вот в этом году учебники для Крыма поставили украинские, хотя правительство автономии давало заявки на русские. Это возмутительные факты нарушения прав человека, однако мировое сообщество абсолютно не реагирует на подобную дискриминацию. Мы много раз пытались донести нашу озабоченность до представителей ОБСЕ, ООН и других международных организаций, которые приезжали в Крым. Но самое удивительное, что встреч с русским они всячески избегают. Зато охотно общаются с членами татарского меджлиса…

Ну что же, будем протестовать. Будем проводить акции гражданского неповиновения и защищать свои интересы.

«СП»: - Ваш комментарий к ситуации в татарской среде? В Киеве не хотят замечать призывов о создании мусульманской республики Крым?

- Думаю, пришло время лидеру татар в Крыму Мустафе Джемилеву перестать быть единственным и неповторимым. Существуют серьезные противоречия внутри самого меджлиса. Но верхушка прикормлена, осыпана льготами и не хочет терять достигнутого. Джемилев и меджлис обласканы на Украине. По мнению Ющенко - татары друзья украинского государства, а русские - враги.

Однако сейчас происходят любопытные вещи. В последнее время весьма влиятельные руководители меджлиса начали задавать вопросы: а чего, собственно, выясняем отношения? Неужели мы друг другу враги? Мол, по большому счету, многие татарские проблемы не решены не потому, что вы у нас отбираете или мы вам не даем. Это не дает украинское государство, которое, грубо говоря, татар за нос водит. Может, татарам и русским следует объединиться для защиты законных прав своих общин?

«СП»: - Что вы на это ответили?

- Эта тема возникла вполне серьезно, а во что она выльется, я пока не знаю.

«СП»: - Российская программа переселения соотечественников с Украины в Россию провалилась. За два последних года из Крыма в РФ выехали лишь несколько десятков человек. Некоторые переселенцы вернулись обратно. Известно, что вы выступаете резко против этой федеральной программы…

- Какой же может быть выезд русских людей из русского Крыма и русского города Севастополя? Да это удар под дых самой России! Наоборот, надо думать, как увеличить русское население в Крымской автономии. У нас есть планы о массовом переселении сюда русских из Западной Украины. Община готова содействовать русскоязычным семьям Львовщины, Тернополя и Ивано-Франковска.

«Свободная пресса»

 

СТАТЬИ

 

Украина-Нероссия или гигантская провокация против истории Отечества

Современный украинский политикум – отчасти сознательно, отчасти в силу исторической безграмотности – вот уже почти 20 лет пребывает во власти, пользуясь образом-лейтмотивом Андрея Белого из романа «Петербург», «гигантской провокации» – в данном случае абсолютно оторванных от реальности, вопиющих по масштабу подтасовки национально-исторических мифов. Вот ключевые из них.

Не только украинские национал-патриоты, но и многие деятели русских организаций Украины, позиционируясь относительно проблемы статуса русского языка, исходят из того, что это – язык значительной либо даже большей части населения Украины. При этом как бы подразумевается, что титульным языком страны является украинский и что историческое ядро государства Украина, а именно Надднепрянщина (Надднепровье) и шире Центральная Украина, то есть исторические земли Гетманщины и Войска Запорожского – это территории исконного распространения украинского языка, а русский литературный язык на этих землях получил распространение лишь после воссоединения Украины с Россией, то есть со второй половины XVII века.

На самом деле именно русский язык являлся и письменным, и разговорным языком Малороссии, в частности ее главных духовных центров – Киево-Печерской Лавры и Киево-Могилянской академии и в ХVI, и в XVII, и в XVIII столетиях.

Приведу пример. В наиболее полном сборнике сочинений Филиппа Орлика, изданном в Киеве в издательстве МАУП в 2006 году, находим ряд его писем к запорожцам и Стефану Яворскому в переводе с «книжного украинского» на современный украинский язык. Однако здесь же приволдится и оригинальный текст присяги, данной Орликом 5 апреля 1710 года в Бендерах при избрании «гетманом Войска Запорожского» после смерти Мазепы.

Вот как начиналась та присяга Орлика : «Я, Филипп Орлик, новоизбранный Войска Запорожского Гетман, присягаю Господу Богу, в Троицы Святой славимому, на том иж, будучи волними голосами, по давным правам и обыкновениям войсковым, за соизволением Наяснейшего Королевского Величества Шведского, Протектора нашего, от Енеральной Старшины и от всего Войска Запорожского, тут при боку Его ж Королевского Величества, и у Днепра на низу зостаючого, через посланных особ, обранный, оголошенный и возведенный на знаменитый уряд Гетманский, яко сии договоры и постановленья, тут описанные, и с полною обрадою на акте теперешной елекции, межи мною и тым же Войском Запорожским, узаконенные и утвержденные, во всех пунктах, комматах и периодах непременно исполняти, милость, верность и печаливое ку отчизне Малороссийской, матце нашой, о добре оной посполитом, о целости публичной, о разширенью прав и вольностей восковых, старанье, сколко сил, разуму и способов станет, мети…»[1].

Совершенно очевидно, что присяга написана на русском языке той эпохи, с отдельными, весьма редкими, вкраплениями польских слов (елекция, уряд, посполитый и т.п.). При этом синтаксис, фонетика и орфография цитируемого текста присяги Орлика ничем не отличаются от норм русского литературного языка начала XVIII века.

Поскольку присяга произносилась в присутствии казацкой массы, ее текст должен был быть совершенно понятен рядовому казачеству. Следовательно, произносилась присяга на языке, родном как Орлику, так и рядовым казакам. И языком этим, без сомнения, как и свидетельствует текст документа, был русский язык.

Характерно, что в тексте присяги отсутствует упоминание Украины, зато четко присутствует обязательство соблюдать верность отчизне Малороссийской. И это в присутствии «протектора» – главнейшего на тот час врага Государства Российского короля Швеции Карла ХІІ, менее года назад разбитого Петром І при Полтаве! То есть даже у изменника России, претендовавшего на гетманскую булаву, в то время не было иной альтернативы, кроме как клясться на русском языке в верности отчизне Малороссийской.

Приведем для иллюстрации первую и последнюю строфы из «Песни 10-й» – самого знаменитого и популярного стихотворения Григория Сковороды:

Всякому городу нрав и права;

Всяка имЂет свой ум голова;

Всякому сердцу своя есть любовь,

Всякому горлу свой есть вкус каков,

А мнЂ одна только в свЂтЂ дума,

А мнЂ одно только не йдет с ума.

(…)

Смерте страшна, замашная косо!

Ты не щадиш и царских волосов,

Ты не глядиш, гдЂ мужик, а гдЂ царь, —

Все жереш так, как солому пожар.

Кто ж на ея плюет острую сталь?

Тот, чія совЂсть, как чистый хрусталь....[2]

Как указывает известный российский писатель и литературовед Юрий Лошиц, детство которого прошло на Украине, в своей книге «Сковорода», вышедшей в 1972 году в серии «ЖЗЛ»: «Сковорода писал на переходном языке малороссийской книжности своего времени, который иногда называют староукраинским книжным, а иногда славяно-российским языком, потому что при известной доле старославянизмов и украинизмов в словарном составе он все-таки тяготеет к русской языковой стихии»[3].

Сегодня в украинской школе и Сковороду, и Орлика, и Богдана Хмельницкого, и великого Гоголя (последнего – в курсе «иностранной литературы») изучают в переводе на современную «мову», что есть, на наш взгляд, насилие и надругательство над исторической правдой.

Миф второй: название «Малороссия» навязали Украине москали, дабы унизить украинский народ перед лицом Великороссии. К нему же примыкает еще одна выдумка – мифическое «воссоединение Украины с Россией». На самом деле, согласно историческим документам, воссоединялись Русь Малая (с Войском Запорожским) и Русь Великая (Московское государство), то есть две части исторической Руси-России[4].

О воссоединении именно Малой и Великой Руси говорили на Переяславской Раде 8 января 1654 г., в частности гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий, писарь Иван Выговский, переяславский протопоп Григорий [5]. Того же 8 января 1654 г. гетман Богдан Хмельницкий отправляет из Переяслава царю Алексею Михайловичу лист с благодарностью за принятие в свое подданство, где именует московского царя не прежним титулом «Царь и князь всея Русии», а уже самодержцем «всея Великия и Малые Русии» [6]. Предложенная Б.Хмельницким редакция царского титула была позитивно встречена царским правительством и уже через месяц, 9 февраля 1654 г. в грамоте, где сообщалось о рождении наследника, Алексей Михайлович назвал себя самодержцем всей Великой и Малой России [7].

К сожалению, ни одна из крупных политических сил Украины до сих пор не бросила вызов наглому насилию над отечественной историей: ни один парламентарий ни распущенной, ни нынешней Верховной Рады не заявил с ее трибуны о том, что Русь – это нечто большее, чем Украина или Россия, что Русь – это историческая родина всех восточных славян, что все они – ветви общерусского древа, что все они причастны к созданному общими усилиями их предков русскому литературному языку.

Чувствуя безнаказанность, грабители отечественной истории загнали русский язык – язык Сковороды, Гоголя, исповедальной прозы Шевченко, великое общее культурное достояние Киевской, Московской и Белой Руси – в гетто „языка национального меньшинства”, уравняв его по правовому статусу с экзотическими языками цыган, крымчаков и караимов, додумавшись запретить любые вывески на нем в первом стольном граде Руси Киеве – „Матери городов русских”, запретив (решением Конституционного суда!) демонстрацию недублированных (несубтитрованных) русскоязычных фильмов по всей „Украине-Руси”.

Без целенаправленной борьбы за этнокультурную идентификацию и самоорганизацию украинцев-русофилов (русско-украинцев), их высвобождения из массива русофобствующих «свідомих українців» партии и силы бывшей антикризисной коалиции были и останутся заложниками идеологии Грушевского, генетически чуждых русской Украине ценностей и целей, останутся в ловушке вечно оправдывающихся, вечно «несвідомих». Да и как может быть по-другому, если во всех регионах Украины, кроме Крыма, «паспортные» русские, русские по переписи (но не по языку, традициям и духу!) находятся в меньшинстве, а «паспортные» украинцы — в большинстве при том, что «свідоме українство» все более и более ассоциируется с мазепинско-бандеровской антирусской идеологией и ее главным идеологом профессором Грушевским? Поэтому ничего удивительного в том, что бывшие при власти представители антикризисной коалиции не только не могли внятно разъяснить народу, почему позорно и безнравственно присваивать звание «Героя Украины» ярому русофобу эсэсовцу Р. Шухевичу или ставить памятники «борцям за українську незалежність» Мазепе, Петлюре и Бандере, но и парадоксально вынуждены были «освящать» своим присутствием официальные церемонии возложения венков к памятнику «отцу украинской государственности» М.Грушевскому, памяти «героев Крут», давших бой красному ополчению УССР и Донецко-Криворожской Республики (кстати, муравьевцы после взятия Киева расправлялись не с «героями Крут», а с русскими офицерами), или «злуки», объявленной Петлюрой в контексте войны со всем русским в Украине.

Как можно рассчитывать на успех в борьбе за региональный, а тем более государственный статус русского языка, если даже в Донбассе русские сегодня — в меньшинстве, а украинцам, даже украинцам-русофилам, украинцам-патриотам Руси «оранжевая» власть (используя суды!) предписывает «вивчати рідну мову» и «освобождаться от колониального наследия», то есть от русского языка и русской культуры? Как можно рассчитывать на успех в борьбе за русский язык и сближение с Россией, отмечая юбилей, по выражению президента В.Ющенко, «крупного украинского письменника Гоголя», с юности до последних дней жизни страстно отстаивавшего свою принадлежность к русскому народу? Или называть патриотами-украинцами малороссийских гетманов и запорожских казаков, убежденных, что они — русские и живут на Русской земле?

В условиях заданной русофобами от Грушевского до Мовчана системы координат, активно насаждаемой с помощью изматывающих Русь войн, революций и «грантов», неминуемо прощание с Русью в Украине, вхождение последней в статусе новой «Нероссии» в евроатлантическую цивилизацию с ее культом наживы и потребления, кастрацией всего истинно духовного и самобытного, тотальной «властью мошны» над творческой личностью, оскоплением божественного в человеке.

Всем нам очевидно, что между русским и украинцем Луганщины несравненно больше общего и несравнимо меньше различий, чем между украинцем Донбасса и украинцем Галичины. Но как ни парадоксально, до сих пор этому не было подведено идеологическое обоснование, этот факт не стал предметом ни политического дискурса, ни реальной политики.

А ведь борьба за Украину – это прежде всего борьба за украинцев.

Вот почему патриотам Руси, патриотам русской Украины, нужно прежде всего решительно отбросить навязанную им систему координат, в которой последние 20 лет протекает вся реальная, а не виртуальная или маргинальная, политическая жизнь и политическая борьба от Карпат до Донбасса. Поскольку эта система координат — антиисторична, поскольку она основана и всей своей конструкцией держится на чудовищной лжи, в которую так просто поверить именно потому, что она чудовищна.

Без понимания и разъяснения народу Украины исторически, этнически и культурно двойственной природы украинства как поля борьбы русского и антирусского начал, зачастую борьбы внутрисемейной и внутриличностной, не приходится рассчитывать на успех ни в борьбе за государственный статус русского языка, ни в борьбе за Единое экономическое пространство, ни в отстаивании прав русскокультурных граждан, общин и регионов на центральном уровне, ни даже в борьбе против членства Украины в НАТО как института евроатлантической, традиционно противостоящей Русскому миру цивилизации.

Украина, выйдя на путь свободного демократического развития, просто обречена на возвращение к своему русскому корню, то есть к Украине-Руси, а через него к пробуждению от исторической амнезии и полному обретению похищенного историческими провокаторами своего исконного родового имени – Украинская (вмещающая Малую, Червоную, Карпатскую, Волынскую, Черноморскую, Слобожанскую, Донецкую и прочая, и прочая, и прочая) Русь.

Но прежде чем возвратится к своему корню Украина, это должны сделать на уровне добровольного и сознательного личного выбора миллионы и миллионы украинцев, ощущающие себя русско-украинцами, как ощущали миллионы и миллионы их предков [8]. Тем более что все законные основания для этого в виде ратифицированных Украиной европейских конвенций и хартий имеются: каждый гражданин Украины вправе сам выбирать свою национальную принадлежность.

Для русско-украинца русский язык – не «язык межнационального общения», а язык родной, освященный гением великих русско-украинцев Богдана Хмельницкого, Григория Сковороды, Николая Гоголя, Тараса Шевченко, исконный язык Киево-Печерской Лавры и Киево-Могилянской академии, язык, с которым живут и развиваются сегодня сотни городов, тысячи поселков и сел современной Украины.

Для русско-украинца украинский язык – такой же родной, как и русский, а русско-украинское двуязычие так же органично, как два берега седого Днепра.

Русско-украинцы имеют такое же право на самоидентификацию и самостоятельное этнокультурное развитие, как и русины Словакии, Хорватии, Сербии, многие десятилетия живущие бок о бок с украинцами (зачастую в соседних домах), нередко входящие с ними в одни и те же национально-культурные общества, но тем не менее строго оберегающие свою самобытность, хранящие историческую память Руси.

«Русь - это не просто слово из учебника истории. Русь - это мы, народы Украины, России, Белоруссии», - подчеркнул в видеообращении к киевлянам ныне покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время торжеств, посвященных 1020-летию Крещения Руси [9].

Для русско-украинца Киев – не только столица Украины, но и «Мать городов русских», первая столица Руси.

Для русско-украинца Россия – не «северный сосед», не «чужая страна», а главный державный оплот Руси и Русского мира, самый верный и близкий союзник Украины.

У русско-украинца, русского и белоруса – общие исторические и культурные ценности, одни святые даты, праздники и годовщины, общая историческая память и забота о будущем.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко как-то сказал: «белорус – это тот же русский, но со знаком качества» [10]. По аналогии с мыслью признаного белорусского лидера русско-украинец – это русский, как и белорус, стоящий на страже границ и святынь Русского мира, «русский со знаком качества».

Русско-украинская идентичность позволяет, с одной стороны, закрепить русские корни Украины, ее органическую принадлежность к цивилизационному пространству Русского мира, уберечь, упасти Украину для Святой Руси. С другой стороны, русско-украинская идентичность не позволит русофобам заявить о ее «неукраинском» характере, ее враждебности Украине как государству (обвинение, часто звучащее из русофобских уст в адрес русских организаций и движений Украины), традиционно сыграть на провокационном противопоставлении «русский-украинец», не позволит навязать украинским патриотам Руси комплекс политического диссидентства.

В законодательстве Украины присутствует термин “национальная группа». Декларация прав национальностей Украины, принятая Верховной Радой Украины 1 ноября 1991 года, гласит: «Українська держава гарантує всім народам, національним групам, громадянам, які проживають на її території, рівні політичні, економічні, соціальні та культурні права»[11] . Применение указанного термина в отношении русско-украинцев позволяет избежать, в случае необходимости, излишней дискуссии на предмет того, являются ли русско-украинцы самостоятельным этносом или субэтносом (самобытной частью) украинского этноса, чтобы избежать возможных провокаций со стороны оппонентов.

В результате избавления русско-украинцев от исторической амнезии „оранжевая” власть лишится главного аргумента в борьбе против русского языка: он автоматически станет титульным языком большинства граждан Востока и Юга Украины (как и значительного числа граждан других регионов страны). Но самое главное, у указанных регионов появятся все основания требовать закрепления в Конституции гарантий справедливого представительства русских и русско-украинцев, то есть подавляющего большинства своих жителей, на всех уровнях и во всех ветвях региональной и центральной власти, а также государственного статуса русского языка, как исторического и традиционного языка Украины, наравне с украинским.

При этом любое навязывание русско-украинцам исключительно украиноязычного образования и русофобских взглядов будет рассматриваться как запрещенная европейскими нормами принудительная ассимиляция.

Таким образом, реальная этноструктура населения Украины обретет, наконец, свое естественное оформление в виде трех основных государствообразующих этнических групп: украинцев, русско-украинцев и русских.

Примечания

1. Присяга Орлика / Орлик П. Конституція, маніфести та літературна спадщина: Вибр. Твори. – К.: МАУП, 2006. – С. 89-90.

2. Сковорода Г.С. Повне зібрання творів: У 2-х т. - К.: Наукова думка, 1973. - Т. 1. – С. 67-68.

3. Лошиц Ю.М. Сковорода. – М.: Молодая гвардия, 1972. – С. 66.

4. См.: Воссоединение Руси: Сборник документов и материалов./Украинская академия русистики, Фонд Б.Н.Ельцина; сост. А.А.Олейников; под общ. ред. Г.Я.Сергиенко. – К.: изд-во «Киевская Русь», 2008. Основой указанного издания – первого современного издания всего комплекса архивных документов, касающихся объединения в середине XVII ст. Малой и Великой Руси в рамках одного государства – явились документы, вошедшие в десятый том «Актов, относящихся к истории Южной и Западной России» (Акты ЮЗР), изданный единственный раз в полном объеме Археографической комиссией в 1878 г. В него вошли дела из архивов министерства иностранных дел и юстиции, касающихся переговоров «Об условиях соединения Малороссии с Великою Россиею. 1653-1654».

5. Из статейного списка царского посольства во главе с В.В.Бутурлиным // Воссоединение Руси. – С. 55, 61-63.

6. Лист гетмана Богдана Хмельницкого, посланный из Переяслава царю Алексею Михайловичу, с благодарностью за принятие Войска Запорожского в царское подданство // Воссоединение Руси. – С. 113.

7. Акты ЮЗР, Докум. № 4, С. 73. – Цит. по: Олейников А.А. Введение // Воссоединение Руси. – С. 19.

8. Интересно, что как свидетельствовал в своем дневнике близкий соратник основателя ОУН Евгения Коновальца Е.Бачина-Бачинский, даже вождь украинских националистов считал, «що треба залишитися при подвійній назві Русь-Україна, не відмежовуватися від історичної назви нашого народу русинів-українців" (Бачина-Бачинський Е. Щоденник з Женеви. Запис від 10.11.1930. – Цит. за: http://varjag-2007.livejournal.com/tag/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C.

9. http://www.interfax-religion.ru/?act=radio&div=920

10. http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/70n/n70n-s03.shtml

11. Декларація прав національностей України. – http://www.kngu.org/KongrUkr/Zacon/Zacon.htm

Пиляев Игорь Славович, доктор политических наук,

профессор Украинско-Арабского института им. Аверроэса МАУП

RUSSKIE.ORG

 

Этот город - самый русский город на земле

Севастополь без преувеличения можно назвать самым русским городом вне границ нынешней России. Севастопольцев иногда даже считают «более русскими, чем сами россияне».

И действительно, приезжие с «большой земли» отмечают, что в самой Российской Федерации редко увидишь столько триколоров, сколько развевается сегодня над крышами и балконами домов Севастополя, украшает машины горожан, реет над участниками различных акций. Каждое воскресенье от памятника основательнице Севастополя - российской императрице Екатерине Великой - стартует Севастопольский ритуал – шествие горожан с российскими, Андреевскими и севастопольскими знаменами по центральному кольцу города с преклонением у чтимых севастопольцами памятников. Почти каждые выходные дни по улицам главной базы Черноморского флота движется автопробег с российскими флагами. Трехцветные и георгиевские ленты пестреют на детской одежде и рюкзачках, деловых костюмах и рабочих комбинезонах, на пиджаках и платьях людей. А среди молодых севастопольцев большой популярностью пользуются футболки цветов российского флага.

Фраза «Севастополь – русский город, город русской славы!» - звучит в Севастополе не только на митингах и памятных акциях. Эти слова вы можете услышать от какой-нибудь старушки-попутчицы в транспорте, от молодежи, гуляющей по Приморскому бульвару, от продавца на рынке.

А вот к Украине образца «оранжевой демократии», к украинизации, к стремлению в НАТО, к переписыванию истории и новым «героям Украины» отношение в Севастополе, мягко скажем, негативное.

«Недавно вернулся из Севастополя. Был шокирован. Весь город в москальских флагах, жители при одном лишь слове «Украина» начинают плеваться, в магазине начинаешь разговаривать на украинском, так тебя не хотят обслуживать. Таких враждебно настроенных против Украины людей нет даже в России!» - сетует на форуме сайта украинской националистической организации «Свобода» некто «Броварчанин».

Впрочем, именно активисты «Свободы» и других ультранационалистических украинских организаций без приглашения приезжают в Севастополь с оранжевыми и черно-красными флагами, и под охраной милиции проводя малочисленные митинги, пытаются внушить севастопольцам, что их героями отныне должны быть не Суворов, Ушаков и Нахимов, а Сагайдачный, Мазепа и Бандера, что сами жители Севастополя должны отказаться от своих прежних ценностей и убеждений и стать «свидомыми украинцами».

Севастопольцы в другие регионы страны «со своим уставом» не лезут – не уничтожают неугодные памятники и кладбища, не устраивают шумных митингов в других городах. Но свою веру, язык, историю, святыни на своей земле защищают упорно. За последние несколько лет значительно возросло количество и активность горожан, отстаивающих город и его ценности, пропорционально усиливающемуся давлению со стороны властей.

В минувшем году севастопольцы установили и защитили от нападок украинских чиновников и националистов памятник Екатерине Великой (все лето у монумента дежурили горожане, гости города, казаки), не дали украинским адмиралам повесить на памятнике архитектуры и истории - Графской пристани - табличку о «90-летии украинского флота» (для этого горожанам пришлось прорывать оцепление украинских военных моряков), множеством российских флагов на набережных города встречали корабли Черноморского флота, возвращавшиеся от берегов Кавказа после отражения грузинского вторжения в Южную Осетию.

В нынешнем году российскими флагами «приветствовали» горожане президента Украины В.Ющенко, устроив бойкот «дня украинского флота» и отметив свои праздники - день рождения адмирала П.С.Нахимова и День защитников Графской пристани. А вот участников 13-го международного байк-шоу, посвященного 65-й годовщине освобождения Севастополя, которые прибыли в Севастополь с благословением Патриарха Русской православной церкви Кирилла и под триколором, подаренным премьер-министром России В.Путиным, город встречал восторженно. На байк-шоу пришли десятки тысяч человек, подпевавшие за лидером группы «Алиса» Кинчевым популярную песню «Небо славян», а за ансамблем Черноморского флота России гимн Севастополя и «Севастопольский вальс». Тысячи людей собрались и на площади Нахимова, куда прибыли участники пробега, чтобы возложить цветы к Мемориалу защитникам Севастополя.

«Это наш город на сто процентов! За него сражались наши деды, прадеды, памяти которых мы посвятили байк-шоу. Обидно, что теперь отсюда выгоняют наш флот. Я тебе честно скажу, что я еле-еле уговорил ребят взять в колонну украинский флаг, когда мы в субботу ездили в Севастополь. И, кстати, прежде всего, отказывались брать флаг сами украинцы!» - делится впечатлениями организатор байк-шоу, президент московского мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов, известный под псевдонимом «Хирург».

Когда пишутся эти строки, Севастополь готовится принимать на своей земле главу Русской Православной церкви, на встречу с которым уже пожелало прийти свыше 200 тысяч человек.

В чем же причина такой четкой исторической памяти и русской самоидентификации севастопольцев, столь острого неприятия ими идеологии «оранжевой революции» и «тысячелетней Украины»?

«Коллаборационизм огромной части моряков-черноморцев навязал в 1992 году украинскому народу проблему Черноморского флота. Современные отпетые украинские коллаборационисты – в первую очередь севастопольские депутаты», - убеждает своих слушателей глава телерадиоцентра украинского флота, лидер малочисленной «украинской общественности», бывший советский замполит М. Мамчак.

Однако дело здесь не в политике, не в депутатах и не во флотском руководстве.

Политические партии приходят и уходят, меняются их флаги на митингах, а трехцветные и Андреевские знамена реют над Севастополем с 90-х годов.

Меняется и флотское руководство, дистанцировавшееся от политических баталий, но все равно моряков Черноморского флота в Севастополе всегда приветствуют радушно, а военнослужащих ВМС Украины с гигантскими трезубцами на фуражках встречает холодное равнодушие или неприязнь. Празднование Дня флота России собирает десятки тысяч горожан и гостей города, под вспышки салюта с набережных слышится многоголосое «Россия!». А на День украинского флота центр города практически пуст, лишь немногие горожане приходят на выставку «современных украинских вооружений», не сдерживая смех при виде «новинок» 70-80-х годов прошлого века.

Дело и не в уровне жизни в России, как пытаются представить иные оппоненты. Ведь для того, чтобы выйти на этот самый уровень, можно просто уехать в Россию – на заработки или на постоянное жительство (что и делают сотни тысяч жителей других регионов Украины). Севастопольцы же не стремятся в большинстве своем бросать свой город, а желают вернуться в Россию только вместе с ним.

Причина севастопольского феномена, думается, в самой истории Севастополя, сформировавшей особый севастопольский менталитет.

Город был основан как главная база Черноморского флота и форпост России на Черном море, заселялся отставными солдатами и моряками, мастерами-корабелами; греками, бежавшими сюда от османского гнета и переселенцами из различных уголков страны. Здесь не были редкостью морские и воинские династии. Севастополь не раз встречал возвращавшийся с победами Черноморский флот. И здесь же особенно остро чувствовалась «сталь рубежа». Именно Севастополь стал местом главного удара трех мощнейших империй мира по России в ходе войны, названной потом Крымской. Во время Первой обороны (1854-1855 гг.) севастопольцами становились лучшие сыны и дочери России, сражавшиеся и умиравшие на этой каменистой земле у черноморских бухт. Стойкость Севастополя, державшегося в осаде 349 дней и приковавшего к себе основные силы вторжения, во многом повлияла на исход войны. Противник получил лишь безлюдные руины Южной стороны Севастопольской бухты (население ушло с отступающими на Северную сторону войсками).

Возрождение Севастополя стало символом роста военной и экономической мощи России. Город был восстановлен как база Черноморского флота, крупный порт, как уникальный город-мемориал мужества защитников Первой обороны.

Не миновали Севастополь трагические события русской смуты 1917 года. Именно в это время город впервые увидел желто-голубые флаги Украины - их подняли на нескольких кораблях бывшего Императорского Черноморского флота революционные матросы, взамен красных флагов. Подняли, чтобы задобрить захватывающих Малороссию и Крым без единого выстрела немцев, якобы не воюющих с марионеточной Украинской республикой. Правда, провисели желто-голубые полотнища на мачтах боевых кораблей всего несколько часов – даже у задурманенных революционным угаром моряков взыграла гордость и флот покинул Севастополь под Андреевскими флагами. Да и германские войска шли брать под контроль Черноморский флот, не интересуясь тем, какие флаги вывешены на его мачтах.

И все же Севастополь вошел в историю гражданской войны не как один из революционных центров, а как оплот Белого дела, последняя столица Белой России в европейской ее части, отблеск несбывшейся альтернативной истории нашей Родины.

Парадокс, но и при СССР Севастополь сохранил ощущение какой-то старорежимности, преемственности от дореволюционной России. В окружении улиц, носивших имена царских адмиралов и матросов, Панорамы и музея флота, бастионов со старинными орудиями и мемориальными плитами с дореволюционной орфографией, советским морякам хотелось походить на «их благородий». И в офицерских кругах Нахимов и Лазарев почитались не в пример больше, чем «мятежный лейтенант» Шмидт.

А в годы 2-й Мировой войны к славной истории Севастополя обратились уже сами советские власти, воодушевляя защитников города примерами адмирала Нахимова и матроса Кошки.

Вторая оборона Севастополя (1941-1942 гг.) также вошла в мировую историю как символ воинской доблести и героизма. О Севастополе писали в то время газеты всех стран антигитлеровской коалиции. Главную базу Черноморского флота бомбил воздушный корпус германского аса Рихтгофена, сбросив на один город больше бомб, чем немецкая авиация на Англию за всю войну. Под Севастополем применялись самые крупные в мире орудия и радиоуправляемые гусеничные сухопутные торпеды. 250 дней и ночей превращенный в руины город противостоял германской армии. Севастопольцы продолжили сражаться и тогда, когда сталинский любимец адмирал Октябрьский бежал на Кавказ со своей свитой, приказав эвакуировать защитников города… по званию.

Преданные высшим командованием, не решившимся рисковать флотом для спасения севастопольцев, последние защитники без боезапаса и продовольствия стояли насмерть…

Даже в такой обстановке севастопольцы думали о сохранении исторической памяти. Директор Художественного музея М.П.Крошицкий смог вывезти на «большую землю» и сохранить уникальные картины; моряки-черноморцы спасли из горящей Панорамы и погрузили на последний прорвавшийся из Севастополя крупный корабль – лидер эсминцев «Ташкент» полотно панорамы Первой обороны Севастополя…

А два года спустя с обрывов Фиолента были сброшены уже германские войска…

Возрождение разрушенного Севастополя стало делом государственного значения. Сюда стремились вернуться и участники обороны Севастополя, и горожане, прошедшие эвакуацию, те, кто освобождал город, ехали те, кто никогда не был в Крыму, но стремился попасть в ставший легендарным Севастополь.

После войны отстроенная заново главная база Черноморского флота стала закрытым городом, попасть в который можно было только по специальному пропуску. Под Севастополем создавались уникальные военные объекты – такие как подземная база и завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве или скрытые в глубине скал береговые ракетные батареи. В городе была создана не только колоссальная флотская инфраструктура, но и самые современные по тем временам заводы радиоэлектронного оборудования, научные центры, грузовой и рыбный порт, винодельческие заводы. Десятилетиями в Севастополе оседали отставные военные, ветераны, моряки торгового флота. Здесь патриотическое воспитание не было отстраненным официозом - юные севастопольцы, буквально росли у бастионов и дотов, у памятников и музеев, встречая и провожая военные корабли. В каждой семье здесь был дед-ветеран и отец, брат, дядя – военный моряк.

У работников флота, «оборонки» и науки в Севастополе была достаточно высокая заработная плата. А еще Севастополь, без преувеличения, считался одним из самых чистых и безопасных городов СССР – порядок здесь поддерживался не только милицией, но и многочисленными флотскими патрулями.

Присоединения Крыма к УССР в Севастополе можно сказать не заметили. Украина здесь присутствовала разве что в трансляции республиканского украинского телеканала и ряда украиноязычных передач.

События 90-х годов многие севастопольцы восприняли как трагедию. Поначалу независимость Украины воспринималась здесь как политические игры киевских властей. Все изменилось, когда Украина заявила права на Черноморский флот.

Появление в Севастополе военных новосозданной страны, которые при разделе кораблей и частей смотрели на своих вчерашних сослуживцев буквально через прицел, угоны боевых кораблей и самолетов, захваты воинских частей, шокировали и моряков, и жителей города, давно сроднившегося с флотом. Ситуация усугублялась стремительным распадом, вернее целенаправленным уничтожением, уникальных севастопольских радиозаводов и судоремонтных предприятий. Не могла прибавить симпатий к Украине и новая национальная идеология – более антирусская, нежели антисоветская. А представителей украинских националистов, появляющихся в Севастополе (чего стоил один «Поезд дружбы» С.Хмары, на котором в Севастополь прибыли сотни молодых людей в черной форме с черно-красными флагами УПА, скандирующими лозунги против «москалей») – либо сплошь галичан, либо стремительно перекрасившихся партийных работников и замполитов, отличала патологическая ненависть к православию, русскому языку, русской истории, самим русским людям, т.е. ко всему, что было дорого для севастопольцев. Наспех же слепленная идеология новой Украины, напоминавшая худшие образчики компартийной пропаганды, с ее древними украми, 140-тысячелетней историей Украины, украинским происхождением Христа и Будды, и «героями» Сагайдачным, Мазепой, Петлюрой, Бандерой и Шухевичем либо была чуждой, либо вызывала вполне понятную неприязнь у севастопольцев самых разных политических взглядов – от коммунистов до монархистов. Так в 1993 году Крым едва не объявил независимость.

Пресечь гражданские волнения в Севастополе и Крыму в 90-х годах помогли договоренности на высшем уровне России и Украины. Флот поделили пополам и приказали «Дружить!» (была даже статья во флотской газете с поразительно прямолинейным названием «Приказано дружить!»), националисты отправились искать более благодарных слушателей своим идеям, а второй президент Украины Л.Кучма постоянно клялся в любви к Севастополю (для которого он действительно кое-что делал) и заверял, что при его правление русским в Украине будет жить лучше, чем в России, обещая второй государственный русский язык, прозрачные границы, участие в СНГ и т.д.

Однако обещания оставались по большей части обещаниями. В то же время украинские националисты, нашедшие все же себе применение в сфере образования и культуры, продолжали усердно заниматься «созданием украинской государственности», что в большинстве своем выливалось в вытеснение русского языка из всех сфер жизни страны и переписывание учебников истории.

Резкое обострение противостояния пришлось на выборы 2004 года и т.н. «оранжевую революцию». Идеологи предвыборного штаба В.Ющенко по сути разделили страну на «сознательный», «патриотический» запад, поддерживающий «оранжевых» и являющийся образчиком будущей Украины, и «криминальный», «маргинальный» восток, смеющий поддерживать другого кандидата, а значит, действующий по указке «руки Москвы». Севастополю в этой разрушительной пропаганде была отведена роль «гнезда сепаратистов», чуждого и противящегося идеологии «оранжевых».

При этом первоначальный антикоммунизм украинских националистов сменился антирусской пропагандой в целом, согласно которой украинцев угнетал сначала «кровавый царский режим», а потом «москали-большевики» (про своих украинских большевиков «оранжевые» деятели почему-то молчат).

В отличие от Л.Кучмы, выступавшего с призывами «За единую Украину!», «За злагоду» (согласие), В.Ющенко и его сторонники поставили жителей русскоязычного востока, и особенно крымчан и севастопольцев, в положение людей второго сорта, нуждающихся в «культурной колонизации» по образцу и подобию Галичины. Президент Ющенко предельно ясно объявил принципы своей «новой Украины» - «Одна нация – одна вера – один язык – одна страна».

Таким образом «творцы» новой Украины оттолкнули от себя не только русских граждан Украины самых разных политических взглядов, но и русскоязычных жителей страны других национальностей (тех же поляков и евреев, мягко говоря, не радующихся героизации карателей из полков СС и полицейских батальонов, уничтожавших в годы 2-й Мировой войны польское и еврейское население).

Севастопольцы, оказавшиеся для «оранжевого режима» самыми чуждыми и враждебными жителями страны, нуждающимися в коренном сломе всего менталитета и насильственной украинизации, ответили демонстративным неприятием всей «оранжевой» националистической идеологии.

Общественная жизнь в

Севастополе протекает сегодня в двух плоскостях. В одной десятки тысяч горожан и моряков Черноморского флота России отмечают 9 мая – День Победы и День освобождения Севастополя, День флота России, памятные даты Крымской войны, День рождения адмирала Нахимова, годовщину установки памятника Екатерине Великой, собирают полные залы и заполненные народом площади на русские спектакли, концерты и другие торжества.

В другой - назначенные из Киева чиновники (а Севастополь единственный город в Европе, где население не имеет права выбирать себе мэра), руководство украинского флота, малочисленная «украинская общественность» под охраной стражей порядка на пустых площадях празднует День украинского флота, годовщину независимости Украины, дни украинской Конституции, флага, герба, дни рождения Шевченко, Сагайдачного, Мазепы и т.д. Чужую власть и население города все чаще разделяют кордоны силовиков.

Севастополь с его глубокими историческими и патриотическим традициями оранжевой власти не нужен и очень опасен. Не случайно украинские националисты стремятся выдавить из города не только Черноморский флот и имеющих российское гражданство севастопольцев, но и как можно больше русскоязычных жителей, заменив их на переселенцев с Галичины. Заместитель председателя администрации города, выдвиженец с Майдана Д.Базив в открытую заявляет, что на украинский флот в Севастополе нужно принимать только офицеров и матросов с западной Украины, а вдобавок привозить побольше молодых женщин с Галичины. «Эти женщины создали бы семьи с теми же военнослужащими ВМСУ и несли бы украинскую культуру не только в свои школы, но и на бытовом уровне. Вот это – государственный подход», - заявлял Базив.

В свою очередь среди севастопольцев все чаще звучат слова о 3-й обороне или 3-й оккупации Севастополя украинским «оранжевым» режимом. Объединяющими символами для жителей Севастополя являются не партийные знамена, не красные флаги, а российские и имперские триколоры, Андреевские знамена, под которыми собираются люди, имеющие самые разные политические взгляды или заявляющие о своей аполитичности.

Севастопольцев упрекают, что они идеализируют Россию и стремятся быть более русскими, чем жители Российской Федерации. Но жители Севастополя хорошо знают и с болью переживают все проблемы и неурядицы нынешней России. И борются они не за то, чтобы «переехать» из одного осколка исторической России в другой. Не случайно наряду со стремлением воссоединить Севастополь с сегодняшней Россией, в городе прослеживается и желание создать свой русский «остров Крым» (вот они – отзвуки Белого Крыма) до момента возрождения той России, память которой так свято хранят жители белокаменного города у моря.

Не за политиков и партии, не за чьи-то геополитические интересы, а за то, чтобы остаться русскими, как их деды и прадеды, чтобы сохранить свои святыни, чтобы остаться севастопольцами – жителями главной базы российского Черноморского флота, южного форпоста единой России, борются сегодня севастопольцы в своей третьей обороне.

Игорь Руденко-Миних

RUSSKIE.ORG

 

АНОНС

 

20-22 ноября во Львове и Ужгороде состоится Международный молодежный форум

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира 20-22 ноября во Львове и Ужгороде состоится Международный молодежный форум, посвященный 65-ой годовщине освобождения Украины и подготовке к празднованию 65-летия Победы над фашизмом.

На приглашение Федерации Скаутов «Галицкая Русь» принять участие в работе форума откликнулись представители военно-исторических и поисковых клубов, православных скаутских и казачьих организаций из всех регионов Украины, а также из Беларуси и России.

В рамках форума запланированы мероприятия:

20 ноября во Львове:

В первой половине дня делегаты встретятся с директором Регионального научно-образовательного центра проблем Голодомора и Холокоста при Национальном университете «Львовская Политехника», доктором философских наук, профессором Р. Я. Мирским.

В 15.30 запланировано открытие фотовыставки «Освобождение Украины: день за днем». На ней будут представлены редкие фронтовые фотоснимки 1943-1944 гг. из архивов Украины и фондов Подольского Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Экспозицию подготовили участники форума - представители Одесской молодежной организации «Колокол». Зал для размещения экспозиции предоставил Русский культурный центр (ул. Короленко 1а).

На открытие выставки приглашаются ветераны, Председатель Львовского областного совета М. Сенык, глава областной госадминистрации Н. Кмить иностранные дипломаты, аккредитованные во Львове: Генеральные консулы Польши – Г. Опалинский, России – Е. Гузеев, Чехии – Д. Павлита; почетные консулы Австрии – Я. Наконечный, Беларуси -  И. Дротяк, Германии – М. Дякович, Казахстана – Г. Маласюк, а также представители СМИ.

21 ноября в Ужгороде:

Утром в самый западный регион Украины будут доставлены капсулы с землей с мест боевой славы городов – героев, расположенных на территории Украины, Беларуси и России. Землю из города-героя Киева доставит делегация Киевского клуба «Красная звезда», Одессы – ОМО «Колокол», городов Севастополь и Керчь – объединенная делегация представителей православных скаутских и казачьих организаций Крыма. Землю из городов-героев Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Волгограда (Сталинграда), Смоленска, Тулы, Мурманска и Новороссийска  доставят представители Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия».  Опаленную войной землю из братской Беларуси – города Минска и Брестской крепости привезут скауты национальной организации YMCA Беларуси.

В 8.00 состоится передача капсул с землей с мест боевой славы     духовенству Свято-Покровского храма (Православная набережная, 23), где народная святыня будет храниться до юбилейного Дня Победы.

В 9.00 начнется праздничное богослужение  (праздник Св. Архистратига Михаила – небесного покровителя воинства), в адрес участников форума  прозвучат слова приветствия Высокопреосвященнейшего Феодора, архиепископа Мукачевского и Ужгородского.

В 14.00 в конференц-зале гостиничного комплекса «Гостеприимный дом» начнется пленарное заседание Форума, посвященное презентации деятельности организаций, обсуждению путей сотрудничества и реализации гуманитарных проектов.

22 ноября в Ужгороде

В 8.30 делегаты форума посетят Холм Славы, почтят память воинов минутой молчания и возложат цветы.

В 12.15 участники форума, представители ветеранских, православных и общественных организаций прибудут на государственную границу, к памятнику «Украина - освободителям», где после возложения цветов состоится панихида по воинам, отдавшим свои жизни за Победу над фашизмом, прозвучат выступления ветеранов и представителей общественных организаций.

Контактное лицо: Кирилл Арбатов - Президент Федерации Скаутов «Галицкая Русь»

Конт. тел.: +38 (050) 317 07 71
 

Информационный сборник «Русский мир» Всеукраинского Объединения «Русское содружество», Редакции Газеты для соотечественников «Русская Правда» и Интернет-сайта «Русские на Украине» (www.rus.in.ua) предназначен для руководителей русских организаций и объединений российских соотечественников, организаций, экспертов и журналистов, занимающихся вопросами соотечественников.


В избранное