Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские на Украине

  Все выпуски  

Русские на Украине: Русский мир N 99 (189) от 18 ноября 2009 года


РУССКИЙ МИР

Информационный сборник

Выпуск № 99 (189)

от 18 ноября 2009 года

Всеукраинское Объединение «Русское содружество»,

Редакция Газеты для соотечественников «Русская Правда»,

Интернет-сайт «Русские на Украине» (www.rus.in.ua)

+ 38 (044) 255-30-16, +38 (044) 223-05-43 E-mail: post@rus.in.ua

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

НОВОСТИ

- В Москве завершил работу III Международный кинофестиваль "Русское зарубежье"

- Для русского языка Януковичу достаточно президента и 226 голосов

- В парламенте Крыма намерены создать фракцию «Русский блок»

- Состоялся Круг Киевского отдела Верного Казачества

- Дом русского зарубежья экспонирует в Виннице редкие книги

ИНТЕРВЬЮ

- Проблема сохранения Русского мира касается, прежде всего, самих этнических русских

- Языковой барьер в Крыму

СТАТЬИ

- Ударения президента Дмитрия Медведева

- Кому нужны языковые войны?

- Что ждут юные от Всемирного конгресса?

- Молодежь и «оранжевый» вирус: иммунитет не гарантирован

 

Информационный сборник «Русский мир» подготовлен:

Редактор - Прокопенко Александр Витальевич, шеф-редактор Газеты для соотечественников «Русская правда», главный редактор Интернет-сайта «Русские на Украине».

Издатель - Проваторов Сергей Германович, председатель Высшего совета Всеукраинского объединения «Русское содружество», главный редактор Газеты для соотечественников «Русская правда».


НОВОСТИ

 

В Москве завершил работу III Международный кинофестиваль "Русское зарубежье"

14 ноября в Москве закрылся III Международный кинофестиваль "Русское зарубежье", сообщили "Русской линии" организаторы фестиваля. За прошедшую неделю зрители, приходившие в Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, смогли познакомиться с 30 документальными и игровыми фильмами из девяти стран мира, а также побывать на нескольких интересных тематических вечерах.

Состоялся специальный вечер, посвященный 100-летию "Русских сезонов" Сергея Павловича Дягилева, гостем которого стал Андрис Лиепа. Он открылся показом документальной работы Ольги Трегубовой "Сергей Дягилев. Искусство и Возрождение", повествующей о том, как команда" Адриса Лиепы – современные художники и артисты XXI века, объединенные общей миссией возрождения дягилевского репертуара, пытаются по-новому осмысливать творчество своих предшественников.

Один из дней был посвящен русской эмиграции в Болгарии. Вечер вела хореограф и актриса Александра Хонг (Болгария). На вечере состоялась презентация книги-альбома "Русское зарубежье в Болгарии: история и современность". Ее представил вниманию собравшихся Андрей Попов, кандидат исторических наук, дoцент Историко-архивного института РГГУ, руководитель центра по изучению русского зарубежья Института военного и политического анализа. В работе над книгой приняли участие ведущие исследователи русской эмиграции. Также в рамках вечера была презентована книга Цветаны Кесевой "Болгария и русская эмиграция: 1920-1950-е годы", которую представила ученый секретарь Дома Русского Зарубежья Мария Васильева. Специальным гостем фестиваля стала известная певица Аида Ведищева, которая пообщалась со зрителями и ответила на их вопросы.

Открывая церемонию, президент МКФ "Русское зарубежье", кинорежиссер Сергей Зайцев отметил, что "мы, на первый взгляд, хотим невозможного, чтобы все русские люди, русские по национальному признаку, то есть говорящие по-русски почувствовали себя семьей. Ведь мы действительно дети одной семьи, которая может быть просто еще не собралась у отчего крыльца".

Сразу же после его выступления началась церемония награждения участников, и, в первую очередь, наградили отмеченных специальными дипломами. Специальный диплом киностудии "Русский путь" "За оригинальное драматургическое решение и увлекательный кинорассказ о судьбах близких людей своего поколения" вручили режиссеру фильма "Мой класс" Екатерине Еременко, а диплом Дома Русского Зарубежья Александра Солженицына "За яркое отражение духовного богатства зарубежной России и несомненный вклад в сокровищницу национальной памяти" получила автор проекта "Русские без России" продюсер Елена Чавчавадзе. Лучшим актером "Русского зарубежья" за роль музыканта Саши в фильме Анны Чернаковой "Сезон туманов" был признан Сергей Чонишвили, а лучшей актрисой стала Екатерина Васильева, сыгравшая в картине Андрея Разенкова "Кромовъ".

Вскоре наступил кульминационный момент – время вручения главных призов "Русского зарубежья". На сцену поднялись члены жюри конкурса неигровых фильмов, в которое вошли: Татьяна Карпова, Марина Тарковская и председатель жюри Юрий Шиллер. Юрий Шиллер лишь сказал, что "особых противоречий в жюри не было. А единственная сложность наша была в том, что нам отвели только два приза, а картин хороших было очень много". Специальным дипломом наградили фильм "Кадетская перекличка" режиссеров Валерия и Людмилы Деминых, а главный приз получил фильм "Анастасия", режиссер которого Виктор Лисакович поблагодарил всех за приз и отметил, что "участвовать в этом фестивале большая честь, и, конечно честь и большая радость получить такой приз". Также Виктор Лисакович передал со сцены слова благодарности всем, кто помог ему сделать этот фильм.

Через некоторое время Сергей Зайцев представил членов жюри конкурса игровых фильмов: князя Зураба Чавчавадзе, который, к сожалению, сильно задерживался, Александру Свиридову и председателя жюри режиссера Геннадия Полоку. Председатель произнес длинную речь, в которой рассказал, что "нигде не видел такой жажды общения, такого стремления к близости среди русских людей, которые не только эмигрировали, но которые уже родились в эмиграции, но сохраняют национальную привязанность. Это удивительная публика, и я желаю им счастья и, может быть, им этот фестиваль даже больше нужен чем нам". Присуждая специальный диплом в этой номинации картине "Кромовъ" Андрея Разенкова, Геннадий Полока отметил этот фильм как "очень профессиональную, крепко сделанную, основательную работу с удивительно мощным актерским составом".

Главный приз, скульптуру "Философский пароход" решено было вручить фильму "Сезон туманов" Анны Чернаковой, горячо поблагодарившей фестиваль "Русское зарубежье": "Мне очень приятно, что вы отметили нашу картину, и, может быть, все-таки это как-то поможет ей придти к зрителям, потому что, мне кажется, сейчас это очень большая проблема, что хорошее кино, документальное и художественное, почему-то до зрителя доходит с большим трудом".

Стоит добавить, что между вручениями наград свои музыкальные номера залу подарили киноактер, певец и композитор Николай Романов и замечательная певица, которая пела в Париже и участвовала в концертах самого Шарля Азнавура, исполнительница классического французского шансона Нина Делон. В финале на сцену поднялся генеральный директор кинофестиваля Филипп Кудряшов и вспомнил, как еще совсем недавно, 3 года назад, они открывали здесь первый фестиваль, а вот теперь уже и третий подходит к концу. А Сергей Зайцев, после приглашения всех участников на сцену для общей фотографии, объявил III Международный кинофестиваль "Русское зарубежье" закрытым, добавив при этом, что "в ожидание четвертого фестиваля мы будем жить целый год и надеяться снова на встречу со всеми вами".

Русская линия

 

Для русского языка Януковичу достаточно президента и 226 голосов

Официальное использование русского языка в местах компактного проживания русскоязычного населения можно разрешить без внесения изменений в Конституцию.

Об этом заявил лидер Партии регионов Виктор Янукович во время рабочей поездки в Донецкую область, сообщает "Остров".

"Каким образом мы должны, обязаны и решим вопрос использования русского языка на территории компактного проживания русскоязычного населения?", - спросил Янукович.

"Вопрос решается очень просто. Нужен президент, который подпишет закон, который будет проголосован в парламенте 226 депутатами. Достаточно", - заявил лидер "Регионов".

Янукович отметил, что Партия регионов "не имела такой возможности, поэтому мы хотели изменить Конституцию, для этого нужно 300 голосов".

"300 голосов – конституционное большинство, которое преодолевает вето президента и все решается. Но в сегодняшней ситуации достаточно 226 и президента, который подпишет этот закон", - сказал Янукович, давая понять, что именно он станет президентом, готовым подписать этот закон.

«Русские на Украине»

 

В парламенте Крыма намерены создать фракцию «Русский блок»

Депутаты Верховного Совета Крыма, представляющие Русскую общину Крыма и партию «Русский блок», намерены сформировать депутатскую фракцию «Русский блок». Об этом сегодня на сессии крымского парламента заявил лидер Крымской республиканской организации партии «Русский блок» Олег Родивилов.

Как пояснил порталу «Новоросс.info» Олег Родивилов, фракция может насчитывать 12 депутатов. Он также подчеркнул, что двери фракции будут открыты «для всех депутатов, не согласных с политикой спикера Анатолия Гриценко»

Депутат также заявил, что костяк фракции будет сформирован из членов партии «Русский блок», а также депутатов, представляющих Русскую общину Крыма. Таким образом, отметил Олег Родивилов, Русская община становится единственной организацией, формирующей партийную структуру «Русского блока». «После вхождения во фракцию, Русская община Крыма станет единственной организацией, формирующей партийную структуру «Русского блока». Для нас Русская община Крыма – это кадровый резерв», – подчеркнул Олег Родивилов.

Напомним, в сентябре текущего года из фракции «Блок «За Януковича!» «за антифракционную деятельность, сбор подписей за инициируемое политическими оппонентами проведение внеочередной сессии без решения фракции» были исключены 16 депутатов, в основном представители партии «Русский блок» и Русской общины: Иван Бурей, Анатолий Жилин, Петр Зайцев, Петр Запорожец, Андрей Козенко, Станислав Матвеев, Людмила Мельникова, Евгений Михайлов, Олег Родивилов, Виталий Рудаков, Александр Свистунов, Татьяна Симонова, Олег Слюсаренко, Сергей Цеков, Лариса Чулкова, Александр Шевцов.

novros.info

 

Состоялся Круг Киевского отдела Верного Казачества

15 ноября 2009 года, в городе Киеве в помещении штаб-квартиры Международной общественной организации Верного Казачество прошёл казачий Круг Киевского отдела Верного Казачества.

Круг провёл главный атаман Верного Казачества Селиванов Алексей Сергеевич. В работе Круга приняли участие атаманы районных куреней, подразделений. Обсуждаемые вопросы и проблемы за чашкой чая между казаками, находили для всех устраиваемые решения. Были приняты решения касающиеся схем оповещения казаков, ношения и пошива казачьей формы одежды, проведения занятий по предметам обучения. Отличившимся в возрождении казачества были вручены почётные грамоты.

Также Главный атаман довёл информацию о том, что в понедельник 16 ноября 2009 года подпишет от имени Верного Казачества Декларацию казачьих обществ Украины с Лидером Партии регионов, кандидатом на пост Президента Украины Януковичем Виктором Фёдоровичем.

Владимир Голубев

 

Дом русского зарубежья экспонирует в Виннице редкие книги

Книжная выставка «Живёт душа Россией» Дома русского зарубежья проходит в Виннице. Как сообщает председатель Русско-украинского культурно-просветительского центра «Соотечественники» и Ассоциации русских и русскоязычных писателей Винниччины Олег Кадочников, на выставке представлены полное собрание сочинений Александра Солженицына, большой дорогостоящий альбом «Награды русской армии», 2-томник воспоминаний об Анне Ахматовой, книги Лихачёва, православных мыслителей начала ХХ века.

«В большом объёме экспонируется не только политическая, но и художественная мемуаристика представителей белой эмиграции», – пояснил Кадочников.

Центральное место в экспозиции отведено Александру Солженицыну. Именно он отдал много времени собиранию и изданию архива русской эмиграции. Под его опекой оказались тысячи рукописей, писем и документов, сотни персональных архивов, уникальные свидетельства о жизни русской эмиграции в русском зарубежье – от Праги до США, от Берлина до Австралии, от Парижа до Аргентины. Вместе с лидерами русского зарубежья он заложил основы для возвращения на Родину бесценного наследия эмиграции. При поддержке Правительства Москвы была создана Библиотека-фонд «Русское зарубежье» (ныне Дом русского зарубежья) и издательство «Русский путь».

За последние полтора десятилетия, благодаря подвижничеству многих русских патриотов, были изданы тысячи книг, запрещённых или не нашедших в своё время издателей, преданных анафеме или неугодных политическим режимам, появления которых ждали почти столетие. Книга стала свидетелем эпохальных перемен и небывалой гласности, послом правды и добра для читателей разных стран постсоветского пространства и дальнего зарубежья. Были изданы уникальные книги о Белом движении, о трагедии Гражданской войны, мемуары военной и культурной эмиграции, политические документы, репринт издательства «Имка-Пресс», альбомы по истории русской армии и Православной церкви.

«Презентация собирает активную часть читающей интеллигенции, студентов, писателей. Действительно, таких книг не найти в обычных книжных магазинчиках, нелегко их найти и на электронных сайтах. Мы наследники книжной цивилизации, апостольского подвига святых Кирилла и Мефодия. Мы имеем право читать самые интересные книги без границ и ограничений. Мы можем читать по-русски без перевода», – отмечает Олег Кадочников.

В организации мероприятия активно принимают участие Русско-украинский культурно-просветительский центр «Соотечественники» и Ассоциация русских и русскоязычных писателей Винниччины.

Информационная служба фонда «Русский мир»

 

ИНТЕРВЬЮ

 

Проблема сохранения Русского мира касается, прежде всего, самих этнических русских

О Русском национально-культурном обществе Харьковской области рассказывает его руководитель Михаил Петрович Годунов

– Предвидя вопрос, какие цели преследует наше национально-культурное общество, хотел бы сразу назвать входящие в него организации, и тогда ответ во многом будет предопределен. Не возражаете?

– Конечно, нет, Михаил Петрович.

– Итак, у нас бок о бок работают: Союз коллективов и мастеров русского народного творчества, Харьковское общество преподавателей русского языка и литературы, Харьковская ассоциация историков России, Харьковско-Белгородское землячество, Центр этнополитики, кукольный театр «Ларец», Клуб русской военной истории Харьковской области им. генерала П.С. Котляревского, Центр русского современного искусства «Новая сцена», оркестр русских народных инструментов п. Комсомольский Змеевского района Харьковской области, народный хор русской народной песни ДК Червонозаводского района Харькова, детский образцовый вокально-танцевальный ансамбль «Сударушка», Русский информационно-культурный центр. Всего 12 коллективных членов общей численностью более 1 тыс. человек.

Как видите, Русское общество объединяет в основном представителей научной и творческой интеллигенции: ученых и преподавателей, краеведов, артистов, художников, представителей других профессий, как профессионалов, так и самодеятельных авторов и исполнителей. Все они едины в одном – они не мыслят себя за пределами русской культуры.

Теперь о целях общества. Их три. Прежде всего, сохранение и развитие русской национально-культурной самобытности: это вопросы духовности, собственно русской культуры, включая науку, образование, искусство, традиции и т.д. Затем – содействие гармонизации межнациональных отношений в стране проживания: это – права человека в контексте национальных различий, в том числе достижение культурно-языкового равноправия всех национальностей как на уровне личности, так и на уровне социальных групп.

И, наконец, содействие сохранению и развитию братских связей народов России, Украины и Белоруссии. Для нас это особенно важно, потому что в ХХ в. русский народ в третий раз в своей более чем тысячелетней истории стал разделенным народом, а его рассеяние катастрофически умножилось. В этой связи тема русского единства становиться как никогда злободневной. Необходимость русского единства объединяет всех нас и на Украине, и в России. Без него мы обречены, страшно сказать, на исчезновение. Мы должны понимать, оглядываясь на судьбу исчезнувших народов, что без нас и наших потомков от русской культуры могут остаться только развалины. Пусть даже самые грандиозные и пышные.

– Как давно существует Русское национально-культурное общество Харьковской области?

– Оно учреждено в феврале 1995 году. В то время стало уже достаточно очевидно, что в обществе насаждается отношение к русской культуре как к чему-то чужеродному, нехорошему. Навязывалось мнение, что говорить о заметной доле русского народа в громадном культурном наследии, в научном и промышленном потенциале Харькова и Харьковской области – это дурной тон. Школы с русским языком обучения преобразовывались в украинские, вывески на русском языке на государственных учреждениях срывались и, нередко, заменялись вывесками на английском, повсеместно стиралась русская топонимика, как будто и нет в харьковском регионе миллиона русских, для которых она родная. В музеях, в библиотеках отделы русского искусства и литературы преобразовывались в отделы зарубежного искусства и литературы. Мы, наконец, обратили внимание, что у нас отняли русские имена и присвоили украинские.

Всего не перечислишь и не пояснишь в коротком интервью. И все это вполне соответствовало и соответствует принципу либерально-демократического права: невостребованное право – ненарушенное право. Это значит, чтобы побудить государственные власти заботиться о русском культурном наследии, о сохранении и развитии русской самобытности, готовить соответствующие кадры на Украине, русские сами должны действовать в рамках установленных процедур.

В Русском обществе мы увидели достаточный механизм для решения проблем, которые выпали на нашу долю после разделения русского народа. Но пора наших радужных ожиданий оказалась недолгой. Проблемы элементарного выживания, особенно в первые годы после разделения, буквально подавляли. Мы увидели, что наши соплеменники, вместо того, чтобы заботиться о своем культурном достоянии, одни ради куска хлеба, другие ради сладкой жизни, соучаствуют в демонтаже и даже разрушении объектов русской культуры или вообще оставляют русское культурное пространство на произвол. Хотя заботы и о куске хлеба, и о родном культурном достоянии прекрасно можно совместить, во всяком случае, не противопоставлять их. Тогда убежденные в том, что Бог не оставит русский народ, мы приступили к служению нашим целям, сколько позволяли наши силы и средства. Девизом нашей деятельности, как выразилась Татьяна Васильевна Креч, председатель Харьковского общества преподавателей русского языка и литературы, стало: ни дня без добрых дел. Эти дела – лепта Русского общества во благо русского народа, России и всех народов, рядом и среди которых мы живем.

С самого первого дня мы не стали замыкаться в рамках пусть важных, но все же разовых мероприятий – вечеров русской музыки, исторических и литературных чтений, празднования важнейших юбилейных и памятных дат русской культуры. Сохранение и развитие русской культуры на Украине в целом и в нашем регионе, в частности, требуют, по нашему убеждению, последовательности, систематичности, постоянных, рассчитанных на не один год усилий.

Немало мероприятий, имеющих большое общественное значение, мы проводим на протяжении уже ряда лет. Например, открытый международный фестиваль русского народного творчества Слободского края «Талица» – с 2002 г., олимпиаду по русскому языку и молодежный фестиваль песен военных лет «Победа», посвященный победе над фашистской Германией, – с 2005 г., международный детский и юношеский фестиваль русской классической и современной музыки «Ландыш» – с 2001 г., а фестиваль литературного и художественного творчества «Мой Пушкин» – и вовсе с 1995 г.

На систематической основе проводятся также международный Форум «Русский язык вне России как родной: проблемы использования, изучения и преподавания», праздник русской духовной музыки, праздник православного пения «Покровские голоса», научно-практическая конференция «О проблемах гармонизации межнациональных отношений», молодежная научная историко-краеведческая конференция «Военная история родного края». С 1996 года регулярно выходит в свет Календарь русских памятных дат.

– Будьте добры, расскажите о наиболее значимых инициативах подробнее.

– Ну, инициативы – это, пожалуй, слишком всеобъемлюще. Но если говорить о содержании конкретных дел, то возьмем для примера открытый международный фестиваль русского народного творчества «Талица» (художественный руководитель заслуженный артист Украины В.Н. Цыцырев). Первоначально он задумывался как фестиваль русского народного творчества Слободского края. Но очень быстро перерос пределы этого региона и стал международным поприщем русского народного творчества, причем за пределами России. К нам стали приезжать самодеятельные и профессиональные артисты и творческие коллективы из многих областей Украины и России. И как участники фестиваля, так и его гости – все увидели, что русская культура жива, она востребована и, благодаря творческой работе наших артистов и мастеров прикладного искусства, процветает. Мы можем гордиться тем, что за пределами России фестиваль, пожалуй, единственный своем роде, где русское народное творчество ежегодно представляется во всем своем многообразии. В его рамках прошли: смотры вокально-хореографического фольклорного творчества, выставка творчества самодеятельных художников и мастеров прикладного творчества, семинары «Мастера русского народного творчества Слободского края», чтения «Русское народное творчество Слободского края вчера, сегодня, завтра».

Только в 2009 г. свое мастерство продемонстрировали 37 самодеятельных и профессиональных коллективов и исполнителей общей численностью свыше 700 чел. из Харьковской, Луганской, Полтавской и Запорожской областей Украины и Белгородской области России. Заключительные концерты и выставку мастеров народного изобразительного и прикладного творчества посетили более 1200 человек. Растущая популярность фестиваля по обе стороны украинско-российской границы – наша лепта в сохранение дружеских отношений наших стран.

И в плане его поддержки фестиваль – образцовый. Нам с самого начала удалось договориться о ней с Харьковским горсоветом. Затем фестиваль поддержали Харьковская облгосадминистрация, генеральное консульство Российской Федерации в Харькове и правительство Украины. Хотя это еще не значит, что все проблемы организации и проведения фестиваля решены. В нынешнем году организаторы фестиваля оказались в крайне сложных условиях, из-за сокращения финансирования пришлось отказать многим потенциальным участникам. Однако все трудности, в конце концов, были счастливо разрешены благодаря содействию, оказанному Харьковской облгосадминистрацией.

Хотя поволноваться пришлось изрядно: помощь, пришедшая фестивалю буквально за день до его открытия, сопоставима только с чудом. Эта помощь выразилась в том, что Харьковский областной центр народного творчества (В.И. Гальперин) без оплаты оказал организационную и методическую помощь и предоставил помещение для проведения конкурса аутентичных русских коллективов. Управление Южной железной дороги (В.Н. Остапчук) также без оплаты предоставило помещение Дворца культуры железнодорожников и оказало услуги по проведению фестиваля. Наконец, весьма существенную финансовую помощь оказал Государственный научно-исследовательский и проектный институт основной химии «НИОХИМ» (Э.И. Велиев). Глубоко символично, что помощь в проведении фестиваля «Талица» оказали представители разных национальностей: азербайджанец, армянин, еврей и украинец, подтверждая, таким образом, высокий тонус межнациональной дружбы в Харьковском регионе.

Также в нынешнем году нам удалось на солидном уровне отметить 300-летие Полтавской баталии, проведя научную конференцию «Полтавская битва – взгляд через столетия». Учитывая, как много откровенной мути обрушилось на сознание наших сограждан в связи с этой датой, организаторы и участники конференции (а это были ученые-историки, преподаватели истории из Харькова, Полтавы, Москвы, Санкт-Петербурга и Белгорода) постарались донести до общественности правдивое, научно обоснованное представление о военном прошлом наших народов.

Этой же цели служит и рассчитанная сугубо на юных харьковчан научная историко-краеведческая конференция «Военная история родного края». Мы проводим ее ежегодно при поддержке генерального консульства РФ, главного управления образования и науки Харьковской области и управления образования Харькова.

Учащиеся средних школ, студенты, аспиранты готовят доклады, в которых исследуется и осмысливается героическое наследие предков, начиная с бронзового века. Особое место занимает военная история родного края в годы Великой Отечественной войны. При оценке докладов особое предпочтение отдается изложению боевого пути родных и близких, использованию их воспоминаний, семейных преданий. Тем самым молодежь получает лишнюю возможность приобщиться к научно-исследовательской работе, сформировать собственные объективные воззрения на историю своей страны и поделиться ими с ровесниками. Это очень важно, учитывая, повторюсь, той разнобой, с которым сталкиваются молодые люди, при изучении истории в школе и вузе.

– С кем из соотечественников, живущих на Украине, ни поговоришь, каждый сетует не только на искажение прошлого в учебных курсах, но и на ущемление права получать образование на русском языке, общаться на русском. Сталкиваетесь ли вы с этой проблемой в Харьковском регионе, и находит ли эта проблема какое-то преломление в деятельности общества?

– Безусловно, сталкиваемся, хотя, может, и не так остро, как в других регионах страны. И считаем нужным реагировать присущими нам средствами. Ежегодно Русское национально-культурное общество проводит Форум «Русский язык вне России как родной: проблемы использования, изучения и преподавания», который уже стал международным. Он направлен на реализацию права на использование родного языка в общественной жизни, которое является неотъемлемым правом в соответствии с принципами, провозглашенными ООН и соответствует духу Конвенций Совета Европы о защите прав и основных свобод человека. Эти права и свободы, напомню, в полной мере распространяются на граждан Украины, для которых русский язык является родным.

Указанный проект нацелен на то, чтобы выявить актуальные проблемы использования, преподавания и изучения русского языка как родного на Украине, содействовать национально-культурному и языковому равноправию граждан, независимо от национальной и языковой принадлежности; сформировать рабочие группы для создания и осуществления проектов деятельности детских и молодежных культурно-образовательных объединений российских соотечественников, а также деятельности преподавателей русского языка по повышению эффективности преподавания и изучения русского языка и литературы на Украине; повысить общественный престиж просветительской и педагогической деятельности преподавателей-русистов.

В рамках Форума у нас традиционно организуются конференция «О проблемах преподавания и изучения русского языка как родного в школах, университетах и учреждениях дополнительного образования Украины», круглый стол на тему: «Современное состояние и развитие культурно-языкового равноправия на Украине», выставка научных, научно-методических и других работ участников Форума, новинок научной и методической литературы. По итогам издается сборник докладов.

– Михаил Петрович, не надо быть прозорливцем, чтобы понять: за столь масштабными делами – неустанный поиск спонсорской помощи, решение десятков задач материального и организационного свойства…

– Чтобы показать, насколько верны ваши слова, сошлюсь лишь на один пример. Не так давно мы потеряли оркестр русских народных инструментов, много лет существовавший при ДК Харьковского тракторного завода. Завод переживал нелегкие времена. Там менялись собственники, кстати, инвесторы из России. Инструменты продали, коллектив разогнали…

Однако, если позволите, я выйду за пределы проблемы привлечения спонсорской помощи. Вопрос стоит куда шире. Вообще материальное обеспечение национальных культур, не только русской, характеризует состояние решения пресловутого «национального вопроса». Решение этого вопроса на Украине оставляет желать лучшего. Хотя вряд ли в мире есть государства, которые могут утверждать, что они уже достигли идеала.

Разумеется, в плане решения уставных целей и задач Русское общество опирается, прежде всего, на энергию, инициативу самоотверженность и самопожертвования своих членов. Но мы решаем не частную задачу типа побелить потолки у тещи или что-то еще в этом роде. Мы участвуем в решении задач по своей природе общегосударственных и международных, поскольку межнациональные отношения являются государствообразующими отношениями. Межнациональные отношения внутри государств имеют продолжение, как международные отношения. В Советском Союзе государство целиком и полностью брало на себя материальное обеспечение всех национальных культур, поскольку оно сосредоточило в своих руках все доходы советского народа. И, тем не менее, его постигла катастрофа самоликвидации.

В условиях капиталистического социально-экономического строя государство и общество в целом теряют контроль над значительной частью материальных ресурсов. Отсюда снижение уровня поддержки культуры со стороны государства и увеличение ответственности за нее собственников материальных ресурсов. Но это в идеале. А в жизни нетрудно представить себе уровень поддержки культуры нашими новыми собственниками, зная их уровень личной культуры, их отношение к голосу совести и к Богу.

Поэтому главным источником материальной поддержки культурно-просветительских программ остается матушка-Россия в лице генерального консульства РФ в Харькове, правительства Москвы и губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. Затем бюджеты различных уровней Украины и на третьем месте – частные пожертвования.

Если конкретно, то Русское общество рассчитывает на поддержку правительства Украины, Харьковскую облгосадминистрацию и Харьковский горисполком, которые, в соответствие с действующим законодательством, должны обеспечивать реализацию прав и свобод граждан Украины, независимо от национальности, на осуществление их законных интересов по поводу сохранения и развития родной культуры, национальной самобытности. Однако эта помощь остается весьма незначительной в сравнении с объемом работы, осуществляемой обществом. Кроме того, эта помощь не отличатся регулярностью и стабильностью. Например, в этом году правительство Ю. Тимошенко не оказало материальной поддержки ни одному из мероприятий Русского общества, хотя вроде бы планировало это сделать.

– А возможности российского бизнеса на Украине пробовали мобилизовать?

Пробовали… Результат, откровенно говоря, пока нулевой. Для сравнения: у нас в Харькове созданы и процветают культурные центры Великобритании, Франции, Германии, Польши, Израиля. Не в последнюю очередь они созданы для поддержки промышленных и торговых интересов бизнесменов этих стран. И от последних получают необходимые средства.

Есть у нас претензии и к администрациям сопредельных областей России. Кроме администрации Белгородской области, никто из них по-прежнему не взаимодействуют с организациями соотечественников в приграничных областях. Словно проблема сохранения Русского мира касается только нас, этнических русских, живущих на Украине. Понятно, если бы нам отказывали в средствах на содержание, скажем, аппарата. Но ведь речь идет о сохранении и развитии русского информационно-культурного пространства за пределами России.

Беседу вел Георгий Окошко, «Русское единство»

 

Языковой барьер в Крыму

Для большинства учащихся крымских общеобразовательных школ и их родителей вызывает тревогу то обстоятельство, что с 2010 года внешнее независимое тестирование для поступления абитуриентов в ВУЗы Украины будет проводится на украинском языке.

Своим мнением по этому вопросу с читателями газеты «Объявления Крыма» поделился депутат Верховного Совета Крыма, заместитель Председателя «Русской общины Крыма» Анатолий Алексеевич Жилин:

-Несмотря, что в Украине имеется большое количество школ с обучением на русском, крымско-татарском, венгерском, румынском и др. языках, Министерство образования Украины с маниакальным упорством продолжает насильственную украинизацию общеобразовательного процесса.

Господин Вакарчук, не обращая внимания на то, что 98% крымских учащихся в 2009 году изъявили желание проходить тестирование на русском языке, нарушая их конституционные права, своим приказом обязал проводить вступительное тестирование в этом учебном году на украинском языке.

Такой подход ставит в неравные условия и создает дополнительные трудности ученикам, которые обучаются в школах на родном языке.

Депутаты Верховного Совета Крыма неоднократно обращались в Кабинет Министров и Министерство образования Украины с просьбой разрешить проводить тестирования на русском языке, но получили оттуда категорический отказ.

-Разве можно насильственными и принудительными мерами привить любовь и уважение к украинскому языку?

Кроме того, в школьных учебных программах искажается и чернится история, особенно в отношении России, культивируется русофобия и фальсифицируются духовные ценности в угоду политикам националистического толка.

Попытки властей в законодательном порядке, используя рычаги власти вмешиваться в учебный процесс и навязывать нашим детям чуждую культуру и вероисповедание, влечет к инсинуации русской истории и культуры.

Ученикам для подражания приводится некий жизненный уклад средневековых западных украинцев желающих иметь для удобства жизни протекторат Польши и Австро-Венгрии.

Хочется напомнить, что служба украинских гетманов у Речи Посполитой приносило украинскому народу лишь рабство и разорение, а соединение с Россией дало возможность стать сильной и процветающей республикой.

Так стоит ли забывать об этом?

ОК: Существуют ли примеры подобного развития ситуации с общеобразовательным процессом в европейских странах?

В странах ЕС, на законы которых так любят ссылаться государственные деятели в Киеве, подобные действия, ущемляющие права граждан считались бы преступлением.

В Словении попытка властей провести тестирование на государственном языке в школах с венгерским языком обучения, вызвало огромный резонанс и возмущение общественности.

Евросоюз жестко осудил правительство Словении за подобные шаги, и в итоге учащимся удалось отстоять свои права.

Во многих странах ЕС помимо учебных заведений с государственным языком обучения (норвежским, датским, шведским и пр.), существуют школы, где преподавание ведется на английском, испанском, арабском и других языках.

И никто не требует от учеников сдавать экзамены на государственном языке.

Это логично, потому что человек может более полно продемонстрировать свои знания на языке, котором велось преподавание.

И в этом нет никакой угрозы для государственного языка.

Но почему-то в этом вопросе Министерство образования Украины имеет точку зрения идущую вразрез с требованиями Евросоюза.

Складывается впечатление, что в странах со слабой экономикой наиболее популярным методом становится разжигание национального вопроса, чтобы отвлечь население от насущных проблем.

Наглядным примером является «беднейшая» в Евросоюзе Латвия, страна, где русское население подвергается такому же унижению со стороны властей по национальному и языковому признаку.

-Чтобы компенсировать словарный запас недостающих терминов украинского языка, в кабинетах Министерства образования Украины спешно придумывают «новоязы», которые имеют искусственное происхождение и ничего кроме путаницы, как произошло с переводом фамилий, не приносят.

Теперь вместо получения знаний школьники тратят время и силы на зазубривание украинских слов-новоязов родившихся в головах чиновников Министерства образования Украины.

Пройдет волна националистической истерии, поднятой невежественными политиками, и все вернется на свой исторический путь.

ОК: что необходимо предпринять крымчанам, для того чтобы тестирование было возможно на русском языке?

-Для этого необходимо объединить усилия всех жителей Крыма, общественных организаций и политических партий, которым не безразлична судьба русского языка, русской культуры и совместными усилиями добиваться своих законных прав.

К проблеме дискриминации русского языка в Крыму необходимо привлечь внимание СМИ, Правительства Украины и мировой общественности.

Только консолидируясь, мы сможем законным путем отстоять в Крыму наш родной русский язык.

Не исключено, что, приложив усилия, мы сможем добиться отмены обязательного тестирования на украинском языке уже в этом году.

Вячеслав Князев, «Объявления Крыма»

 

СТАТЬИ

 

Ударения президента Дмитрия Медведева

 

Русские, сознающие себя русскими, и те, кто относит себя к цивилизации Русского мира, не без интереса выслушали Послание Президента РФ Дмитрия Медведева, адресованное Федеральному Собранию. Выступление, по сути, адресовано всем, и подразумевает некое обсуждение.

Кому-то в Послании ближе один ряд тем, иным – иной. Мне – вот какой.

Говоря о необходимости «всемерно развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку», Президент привёл остроумное суждение: «На одной из моих встреч с учителями ими было правильно замечено: ″Хватит уже переставлять ударения в словах, надо заняться реальными проблемами, которых в нашей стране достаточно″». «Ударения в словах» – это, видимо, о диковатых нововведениях в словари. Однако уход от реальных проблем по означенной теме свойственен не одним лишь скучающим лингвистам.

Очевидно, что территории, на которых обитает и животворит стихия русского языка, сокращается год от года. Если вообразить эти пространства лесными просторами, то увидим – догорает, ставшая недружественной, Восточная Европа, тлеет Средняя Азия, и – главное – вовсю дымится Украина, в поте лица доказывающая себе, что она – «не Россия», и уже 18 лет на государственном уровне усердно выжигающая русский язык. О том, что этим наносится удар по интеллекту страны, писалось не раз, но этим наносится удар и по межгосударственным отношениям, и по России. Попутный продукт истребления русского языка на Украине – воспитание неадекватной агрессивности, недружественность.

В. Черномырдин, чрезвычайно много лет сидевший послом в Киеве, уже и после своей отставки продолжает утверждать, что русский язык на Украине не нужно защищать (см. его выступление на Ассамблее «Русского мира» 3 ноября с.г.), мол, русский язык сам себя защитит. Каким образом, из чего это следует, каков механизм самозащиты – остаётся непроглядной тайной. Эту подловатую мысль, что язык сам себя защитит, кто-то ловко вставил экс-послу в мозги и укрепил там. Хотя, может, Черномырдину и самому было так проще думать, потому, что забота о русском – как, возможно, ему казалось – повредит бизнесу. «Прагматичный» подход бывшего посла Черномырдина, который выглядит (кому что ближе) глупостью или подлостью, поспособствовал тому, что на Украине уже растёт второе поколение, которое не умеет писать и толково изъясняться по-русски и воспринимает Россию, как недружественную страну.

Слова Дмитрия Медведева: «Наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной. Её эффективность должна оцениваться по простому критерию: способствует ли она улучшению жизненных стандартов в нашей стране?» – вселяют осторожный оптимизм вот почему. Улучшение жизненных стандартов – это и оздоровление климата в семьях, оказавшихся по разные стороны от хутора Михайловский. Хотелось бы думать, что поколение разрушителей уходит с исторической сцены в небытиё, а новый посол, который появится в Киеве в 2010 году, по отношению к русскому будет более дальновиден.

Может, это и оговорка, но прозвучало: «Построим… современную, устремлённую в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда». «Молодая нация», вероятно, должна создаваться из той общности людей, которая образовалась в результате «взлётов и падений» русского ХХ века. К сожалению, не уточнено, каким должен быть «краеугольный камень» в этой постройке, какова её духовная составляющая.

Присутствие на высоком собрании в первом ряду Святейшего Патриарха Кирилла позволяет думать, что слова, произнесённые им недавно на Украине и выразившие живую мысль современным языком о неисчерпанности «проекта» Святая Русь, властями как-то услышаны. Хорошо, коль и в душу запало. А коль нет, то в этой общности, «молодой нации», устремлённой в будущее, будет ли место – как нашим абсолютным современникам – святым Антонию и Феодосию Киево-Печерским, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, святым государям Руси – Владимиру Крестителю, Димитрию Донскому, Страстотерпцу Николаю, писателям Пушкину, Гоголю, Достоевскому?..

Те корабли, с которых их прежде сбрасывал, утонули.

Упомянув ниспровергателей, с некоторым удивлением замечаешь в Послании особо выделенное пожелание «уделить большое внимание поддержке новаторских, экспериментальных направлений в искусстве». Так сложилось, что наши «новаторы» и «экспериментаторы» специализируются либо на ненависти к исторической Руси, либо на своих, фрейдистского рода переживаниях. Авторы «текстов», богохульных выставок и иных «самовыражений» уже давно активнейше поощряются известными и подразумеваемыми источниками. При этом они, что очевидно, по природе своей глумливы и бесплодны. Разпыляемый ими яд убивает желание читать, вникать, посещать. Разве лишь это и считать их исходной задачей?..

По сути, существует лишь два направления в художественном творчестве. Одно направление, рождённое восклицанием «Христос Воскрес!», ведёт к Богу. Второе – скрежещет зубками по этому поводу и толкает прочь. При этом мы помним, что каждый значительный художник, скажем, вот ряд из ХХ века: Платонов, Набоков, Шмелёв, Леонов, Шолохов, Солженицын, Шукшин, каждый – новатор, каждый – создатель особого жанра своего имени.

Представляется, что поощрение столь высокого авторского творчества было бы в обновлённом Русском мире явлением замечательным.

Олег Слепынин, «Русское единство»

 

Кому нужны языковые войны?

Вот – срок настал. Крылами бьёт беда,

И каждый день обиды множит…

А. Блок

Наблюдая за языковыми конфликтами в Украине, понимаешь: дело не в том, что воинствующие дилетанты, подогреваемые людьми, преследующими личные цели или выполняющими чужую, враждебную русскому миру волю, стремятся заменить народу его родной русский язык на язык другого этноса, мотивируя это тем, что последний является государственным, дескать, он соответствует названию государства и при этом соблюдается принцип: одно государство – один язык. Такая аргументация не выдерживает никакой критики. Её нельзя даже назвать аргументацией. Но какой-либо другой невозможно найти. Как мухи, липнут к той, которую смогли составить.

Однако в мире существует много стран, причём высокоразвитых, в которых законодательно закреплены несколько государственных (официальных) языков. Само понятие моноязычная страна появилось и может существовать только в объективной оппозиционной системе: моноязычная страна – полиязычная страна. При обращении к этим понятиям ввиду некорректности нельзя ставить вопрос о том, какое языковое устройство страны предпочтительнее, так как оно решается не в аспекте личной предпочтительности, а на основании объективной реальности – в зависимости от того, сколько и каких народов со своими родными языками составляют население страны. Именно этим и определяется языковой статус страны и её национальная политика, если страна является истинно демократической и правовой, а не только называет себя такой, оставаясь в реальности тоталитарной и дискриминационной.

Кстати, о статусе языка. Некоторые шумные головы полагают, что статус (правовое положение, состояние) устанавливается властью. Поэтому рвись к власти и установишь всё, что тебе любо и что тебе настоятельно советуют из-за бугра твои толкачи, притолкавшие тебя к власти. Весьма наивное представление. Статус не устанавливают, его не дают. Его лишь официально подтверждают. Тем более не даётся он извне, его нельзя поднять из ничего или, наоборот, уничтожить. Дайте неразумному человеку статус президента, и он окажется у власти, станет глупить и куролесить, проявляя свою власть так, как ему позволяет его разумение, но он никогда не станет истинным президентом, потому что никогда не сможет проявить сущностного признака президента – государственного созидающего ума, направленного на развитие и укрепление государства, а не на разрушение его. У него, таким образом, мнимый статус президента. В то время как статус – это истинное состояние, реальное положение. Властный глупец может не признавать реального положения, отвергать его, но он никогда не сможет перечеркнуть истинный статус и отменить его. Если 60 % населения Украины постоянно пользуется русским языком как родным, то это и есть реальный статус языка. Все, кто пытается этого не признавать и отвергать, вредит стране её развитию. Как раз статус этих неразумных людей несостоятельный, что неизбежно будет подтверждено временем.

Что касается требования соответствия языка названию государства, то такое требование ничего, кроме удивления, не вызывает. В мире только у четвёртой части стран наблюдается соответствие между их названием и названием языка. Тех, где такого соответствия нет, в три раза больше. Это почти все страны Северной и Южной Америки, Африки, Австралия. Есть такие страны в Европе и Азии.

Когда родной язык более половины граждан запрещается, унижается и оскорбляется, то тем самым их вынуждают защищаться и отбрасывать прочь всякую дипломатию, галантность и уважительность. Отношения граждан в стране могут быть только взаимными. Отвечать уважительностью на беспредельное властвующее хамство и откровенную вражду способны только блаженные. Все остальные люди начинают протестовать и защищать свои естественные права и своё человеческое достоинство.

Главная беда в том, что душители русского слова не осознают, что, прибегая ко лжи и насилию, они лишь на какое-то время могут навязать согражданам чужие слова, но никогда не смогут заменить народу систему его понятий и представлений об окружающем мире, сформировавшуюся у него на родном языке. Они никогда, а главное, ничем не смогут заменить ему его арсенал устойчивых выражений, крылатых мыслей, бесчисленных залежей знаний, накопленных многими поколениями и выступающих в качестве аллюзивного (т.е. ассоциативного, ссылочного) материала мышления, представленного у каждого человека на родном языке. О чём бы ни зашла речь, понятия, представления и образы в сознании каждого говорящего в предречевой момент всегда спонтанно всплывают на родном языке одновременно с родными словами, обозначающими их. И только после этого человек, пользующийся чужим языком, начинает менять родные слова на чужие, то есть начинает переводить, укладывать мысли родного языка в тесные, а порой часто непригодные рамки чужого. Укладывает, как может: что не укладывается, то выбрасывается. Если перейти на чужой язык одному, двум или десяти людям, это только их беда, никому другому она не видна. Никто другой её не чувствует, но когда заставляют перейти на чужой язык десятки миллионов граждан, это катастрофа для страны. И в скором времени это почувствуют все и во всех областях общественной жизни. Правда, языковые диктаторы-ликвидаторы сразу же сбегут на какое-нибудь американское ранчо. Не дать им этого сделать – задача оскорбляемого и унижаемого народа.

Зрелые творческие люди никогда не смогут в своей деятельности перейти на чужой язык и сделать его эффективным орудием своего мышления. Следовательно, степень качества их работы и всей деятельности в сопоставлении с мировыми стандартами резко снижается. Так под неразумные крики о том, что сейчас, дескать, главное – это накормить народ, осуществляется целенаправленное торможение развития страны, её культурной, экономической и производственной базы. Осуществляется произвол, преступление против сограждан. Кто это делает – агрессивные глупцы, предатели или преступники? Скорее всего, все они – в единстве. Если видеть проблему “накормить народ” изолированно, без причин её возникновения, то её никогда не решить.

В связи с этим следует напомнить, что невежество не освобождает от ответственности за преступление. Убийственная для страны языковая политика – это тот случай, когда воинствующее невежество хуже любого преступления.

Уже очевидно, что патриотствующим горлопанам, новоиспечённым панам-ворюгам не нужны в Украине никакие успехи и достижения. Они уже награбили и себе, и внукам, и правнукам. Столько, что даже не осознают, насколько стали богаты. Поэтому не будет удивительным, если кто-либо из этих миллионеров или миллиардеров выкрутит в чужом подъезде лампочку, когда сработает старый его стереотип мелкого воришки. Именно её не хватает им до полного счастья.

Сегодня они, хамоватые, циничные и наглые, любым успехам и достижениям в стране предпочитают «одномовність». Она для них главное, ибо разобщает население. Разделяй и властвуй! К тому же, рассуждают эти комичные снобы, современным холопам давать образование и допускать к высокоразвитому мироваму языку и мировым знаниям? В целях собственного величия и личной безопасности лучше этого не делать. Но кто же будет управлять высокими технологиями? Или мировые проблемы уже решены все и навсегда?

Истинные граждане, действительно любящие свою страну, никогда в многонациональной стране не станут воевать с родным языком сограждан, чтобы не мешать им работать и развивать общую родину, не наносить ей культурный, экономический и цивилизационный вред.

Сведения об авторе

Филатов Владимир Аниканович преподаёт в вузе лингвистические дисциплины более 35 лет. Заведовал кафедрой, руководил факультетом. Более 10 лет возглавляет Донецкое областное отделение всеукраинской организации «Русское движение Украины» и областную организацию партии «Русский блок». Опубликовал около 150 научных работ и более 300 статей в защиту русского языка и права человека на свободное использование родного языка. Отклики на них приходили даже из Австралии, США и Канады. Издал книги «На каком языке нам молчать?» (2004), «Парадоксы, афоризмы и другие миниатюры» (2005). «Право на возмездие» (2008). «Родной язык – основное средство развития и самозащиты личности и народа» (2008). Подготовлены к печати рукописи книг: «Девушка по американскому вызову, или какую Украину строят патриоты», «Миниатюры с натуры», очередную обойму парадоксов, наблюдений и невинных вопросов, в которой около 4500 миниатюр.

С ним можно не соглашаться, дискутировать, но равнодушным он никого не оставит. Основные качества его книг – актуальность, объективность, искренность и логичность.

Русский мир

 

Что ждут юные от Всемирного конгресса?

Для значительной части населения, проживающего на постсоветском пространстве, предстоящий в начале декабря Всемирный конгресс соотечественников может стать весьма заметным событием. Серьезных практических результатов ожидает от него и молодежь Украины. Молодые соотечественники в своем большинстве против того, чтобы их ассоциировали с аполитичными и ищущими лишь развлечений представителями «поколения пепси», у них есть вполне обоснованные и справедливые пожелания, направленные на действительное превращение Движения соотечественников в ощутимый фактор общественно-политической жизни.

Так считает руководитель «Русского молодежного союза Севастополя» и общественной организации «Русский выбор», депутат Севастопольского горсовета Геннадий Басов. «Федеральные программы набирают ход, к ним добавляются значимые неправительственные инициативы, и наша задача донести до различных, прежде всего, властных структур России важность реализации этих программ не только для зарубежных соотечественников, но и для России в целом, – говорит Геннадий Анатольевич. – Мы ожидаем существенного увеличения российской доли участия в экономической, культурной, образовательной сферах жизнедеятельности государств проживания соотечественников. Все, что делалось Россией для соотечественников на Украине, в Крыму и в Севастополе до сих пор, носило характер скорее рекламной кампании, а не серьезного инвестирования. Россия продолжает терять свои позиции в Крыму потому, что недостаточно усилий направляется на работу с массами населения, а основное внимание уделяется удовлетворению потребностей отдельных общественных организаций, либо подыгрыванию амбициям отдельных политических деятелей. А опыт показал – это не приносит желаемого результата».

Лидер одной из наиболее многочисленных молодежных структур полагает, что пришло время обобщить опыт работы русских организаций Украины за все время их деятельности, разобраться, что в ней было полезного для молодежи, а что вызывало пробуксовку. Наверное, пора и потребовать отчета от всеукраинских организаций, от их лидеров, особенно от тех, кто на протяжении многих лет публично предъявляет претензии на вождизм, но на практике не в состоянии подтвердить свою эффективность. Наконец, следует выработать единые методические и методологические принципы работы с соотечественниками на новом этапе.

«Движение соотечественников надо реорганизовать на основе системы Координационных советов, – считает Г. Басов. – Вводить в него элементы массовости через поддержку малых и средних самоуправляемых организаций, доступных для людей на местах и могущих стать основой для обновленного общественно-политического Русского движения. Успешным западным программам, нацеленным на дебилизацию общества и ориентированным в первую очередь на молодежь, следует противопоставить наши российские программы и действия, которые могли бы стать популярными, а не просто штатными мероприятиями для галочки и ″освоения фондов″».

Массовость и популярность – не значит обилие «тусовщиков», огульно себя рекламирующих, поясняет Геннадий. Это могут быть те же литературные вечера, дискотеки, традиционные посиделки у костра с гитарой, в конце концов. Главное – все это наполнять живым смыслом и живым отношением к людям. Как подсказывает опыт, заинтересовать молодежь можно системной работой, серьезными и авторитетными программами. А чтобы они не разваливались, нужно избегать (ставшего, увы, нормой) «окучивания» отдельных «великих вождей», которые понимают такое внимание к себе по-своему и хронически болеют превосходством над остальным Движением.

Человек, непосредственно работающий с молодежью, знающий ее особенности, взгляды и потребности, Г. Басов убежден, что молодые чуют дутые авторитеты за версту: «В работе с молодежью неэффективно топорное навязывание идей, ценностей и идеалов, непонятных современному юношеству. В то же время должно поощряться и самовыражение молодых людей, и проявление ими талантов в тех видах общественно-полезной деятельности, которые соответствуют задачам Движения. Закоснелые формы здесь не сработают, они не воспринимаются молодежью, но и «позитивный западный опыт» не выручит. Своих детей нужно вскармливать родной домашней пищей, она всегда и здоровее, и вкуснее, и безопаснее. Здесь важны новации и заинтересованность всех участников процесса – от чиновников самого высокого ранга, бизнесменов, которые могли бы финансировать молодежные программы, до руководителей наших ″взрослых″ организаций».

Геннадий Басов считает необходимым сделать регулярными встречи руководителей крупнейших объединений российских соотечественников Украины и общественных объединений России с лидерами русских или русскоориентированных молодежных организаций и неформальных групп. Хороший пример таких встреч, по его мнению, был продемонстрирован в этом году в Запорожье, где по инициативе ряда организаций, в том числе и Всеукраинского объединения «Русское Содружество», прошла летняя школа лидерства молодых соотечественников. Пока, по большому счету, эта работу находится на начальном этапе, но она может принести серьезные, позитивные результаты, если получит необходимую поддержку. Есть готовность проводить подобные встречи в Севастополе – городе русской славы, уже начиная с 2010 года. Готовы были и в этом году, но не нашлось необходимых материальных ресурсов. Было бы правильным проводить такие школы или встречи в Севастополе в июне-июле, а в Запорожье в августе.

Взаимодействие, совместная реализация проектов или частичное перекладывание их сегментов на плечи молодежных организаций сблизит русские общественные организации и молодежь, поможет консолидации внутри Движения соотечественников, повысит и степень доверия молодежи к старшим товарищам, и уровень взаимной ответственности.

От имени своей организации Г. Басов высказал ряд пожеланий Всемирному конгрессу соотечественников и российским структурам в надежде, что в принятых на нем решениях найдут поддержку интересы молодежной части Движения соотечественников. «Без сомнения, большое значение имеют мероприятия по реализации Государственной программы по добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, – убежден он. – И, возможно, основной массой переселенцев в ближайшем будущем станет именно молодежь. Так почему бы не привлечь к работе над реализацией этой программы сами молодежные организации? Они лучше знают и понимают проблемы, преследующие людей этого возраста. Необходимо реализовывать программу переселения через другие федеральные программы, например, путем обучения в России с предоставлением хорошей работы в крупных городах. Нужно понимать: молодежь поедет в Россию при условии получения преференций в области образования и гарантиях дальнейшего трудоустройства с обеспечением жильем. Иначе переселение вряд ли имеет для юных практический смысл. А при реализации программы обучения в российских вузах мы постоянно испытываем, мягко говоря, трудности, особенно в Крыму».

Лидер «Русского молодежного союза Севастополя» акцентировал внимание на том, что русская молодежь сталкивается с национальной дискриминацией уже в школе. Важно содействовать оказанию юридической помощи в сфере защиты прав граждан, привлекать в эту среду молодые силы, но это требует создания своего рода действующих юридических предприятий, пусть даже в форме общественных организаций. Работа волонтеров хороша тогда, когда ее участники имеют перспективы реализовать приобретенный опыт в серьезных компаниях. А у нас этих перспектив не наблюдается. Назрела необходимость провести широкую информационную кампанию, направленную на повышение осведомленности населения, и выработать действующий механизм по противодействию дискриминации. Надо понимать, что многие люди, а тем более молодежь, не способны сами организовывать защиту своих прав. Молодежь, оставленная наедине с проблемами, которые создает система украинской государственной власти, сдается и подстраивается под эту систему. Из-за этого Русский Мир несет огромные потери талантливых бойцов за свои идеи.

Также Геннадий Басов отметил необходимость реальной и масштабной поддержки акций, направленных на создание позитивного имиджа России и на рост патриотических настроений: «Примером такой работы является инициируемая ″Русским Содружеством″ акция ″Русские символы″» – массовая раздача российских флагов, флажков, ленточек, другой российской символики, с предложением о которой мы уже два года безуспешно обращаемся к российским партнерам. Возможно широкое привлечение к этой работе молодежи школьного и студенческого возраста, но для этого нужна широкомасштабная поддержка молодежных организаций, материальное обеспечение их деятельности».

День Победы в Великой Отечественной войне, День славянской письменности и культуры, День России 12 июня, День Полтавской победы 10 июля, День Бородинского сражения 7 сентября, День народного единства 4 ноября, а также годовщины таких исторических событий, как Куликовская битва, Ледовое побоище и другие знаменательные даты в истории нашего народа, – общие темы, которые могут объединить молодежь и старшее поколение. Формат, в котором отмечаются такие даты, может быть и более свободным, привлекающим массы своей незаорганизованностью, а не только сводиться к научным конференциям и торжественным вечерам. Например, историческая реконструкция событий привлекает массы молодежи, а если она будет переплетаться с неформальным статусом мероприятия, то «взорвет» все сомнения в том, что мы можем сделать по-настоящему качественную акцию.

Делать качественно и интересно – лучшее оружие против наших недругов! И здесь молодежь может всецело и всесторонне проявить свои таланты. А это послужит патриотическому воспитанию молодежи, поможет ей преодолеть опасность «оранжевого» вируса и занять место в строю тех общественных сил, которые выступают за общерусское единство.

Молодежь готова поддерживать Россию, однако сама по себе она запутается, не сможет противоборствовать украинскому национализму и фашизации общества, подытоживает Г. Басов. «Россия должна решительно определить вектор, по которому будет направлено молодежное движение соотечественников, ждущее консолидации и сильной руки организаторов. Молодым творческим людям нужно дать больше свободы в реализации их творчества, в том числе – и в области общественно-политического действия. Массовые крупномасштабные акции – непаханое поле для деятельности, направленной на поддержку Русского мира. Поэтому наша молодежь ожидает, что Всемирный конгресс соотечественников наконец-то примет такие серьезные решения, которые начнут реализовываться на практике, и российские программы станут реально общенародными, а не кулуарно избирательными».

Трудно не согласиться с признанным молодежным лидером. Снять в Движении соотечественников множество застарелых проблем можно силами именно молодых ребят. Надо только проявить к ним побольше внимания.

Александр Данилов, «Русское единство»

 

Молодежь и «оранжевый» вирус: иммунитет не гарантирован

Общественно-политическая ситуация на Украине всегда отличалась активным противоборством, а если без обиняков – грызнёй одних лидеров с другими. Как оказалось, это заболевание заразно, инфицироваться им стало и русское движение соотечественников.

Кто знает историю русского общественного движения на Украине, тому известно, что с момента, как в Киеве состоялся Первый съезд русских Украины (было это в мае 1999 года), прошло уже 10 лет. Листаю брошюрку «Материалы I съезда русских Украины» – и создается впечатление, что последующие годы были прожиты русским движением почти бессмысленно. Сколько замечательных слов прозвучало, какие емкие решения принимались! Однако за прошедшее десятилетие ситуация в части объединения русских сил не улучшилась, а проблем у русского народа Украины только добавилось.

Я был еще очень юн, и сознательно могу судить лишь о последних годах. За это время образовалось многочисленное семейство русских общественных организаций и таких, которые определяют себя как «организации российских соотечественников». Но у меня, человека еще очень молодого, создается впечатление, что деятельность эта чаще выглядит как «взаимодействие» известных героев крыловских басен: в одних случаях – Лебедя, Рака и Щуки, в иных – музыкантов из Квартета.

Когда же я стал предметно изучать информацию о деятельности русских организаций, порадовали два новых явления, которые дали о себе знать в 2008 году. Сначала появилось Всеукраинское объединение организаций соотечественников «Русское содружество», которое стало пропагандировать создание Всеукраинского координационного совета российских соотечественников и даже целой системы подобных советов в областях, регионах, округах. Казалось бы, чего еще нужно? Поддерживайте эти объединительные процессы, консолидируйтесь, организуйте взаимодействие между организациями.

Но и эти два явления, как видится сегодня, не нашли серьезной поддержки ни со стороны России, ни у большого числа лидеров общественных организаций, действующих на Украине. А некоторые из них даже встали в публичную оппозицию объединительным процессам.

На сайте «Русские на Украине», затем в Информсборнике «Русский Мир», а потом и в газете «Русская Правда», которую я выписал сразу же, как только узнал о ее существовании, ознакомился я с текстом «Единого Положения о Координационных Советах организаций российских соотечественников». Не скажу, что документ этот лишен недостатков. Но для людей думающих и желающих действительно работать на русское единство в нем заложены серьезные возможности для совместной работы, для сотворчества, чего так недоставало русскому движению, судя по весьма скромным результатам, все предыдущие годы.

Мне не пристало выступать прокурором в этой ситуации, но все же позволю себе высказать некоторые замечания.

Во-первых, как мне кажется, не совсем разборчивая политика Российской Федерации в части поддержки соотечественников и недостаток средств, направляемых на действительно нужные программы на Украине, привели к тому, что в среде российских соотечественников слишком развился нездоровый дух конкуренции.

Во-вторых, многие общественные организации были созданы как клубы «по интересам» одного человека – лидера и, как правило, «отца-основателя» организации.

В-третьих, создается стойкое впечатление, что многие руководители общественных организаций вообще плохо себе представляют, что такое ОРГАНИЗАЦИЯ, и действуют, словно хуторяне на своем частном подворье.

Отсюда возникла и серьезная проблема – в русских организациях, за редким исключением, нет молодого пополнения, их жизнь иссякает по мере того, как стареют и устают от борьбы руководители этих организаций. Не чувствуется командной работы, все держится на усилиях, как правило, одного лидера. И даже в самых крупных объединениях, если лидер вдруг исчезает, либо наступает управленческий коллапс, либо они попросту разваливаются. А многие организации попросту являют собой фантомы – их «руководитель», словно в театре одного актера, изображает коллективную деятельность. Как бы не понимая, что организация не может ограничиваться публичными заявлениями, статьями или проведением разовых мероприятий (на все это способен и один человек, выступая и автором, и рупором, и инициатором тусовок). В организации должна быть структура, ее члены должны быть крепко связаны единой программой, уставом, взаимными обязательствами, общими планами, они обязаны подчиняться единым требованиям и работать, работать, работать. Сообща, во взаимодействии и взаимопомощи!

Понимаю, что могу навлечь на себя гнев многих, и поэтому прошу – простите великодушно мое видение русского движения. Но не могу оценить прошедшие годы иначе, как «годы застоя».

Приведу один пример, На всю Сумскую область действует практически одна русская организация, которую возглавляет Сергей Леонидович Бобырев. Другие, наверное, тоже есть, где-то на бумаге, в анналах регистрирующих органов и в учетных документах всеукраинских объединений. Но, вырастая в областном центре, с юных лет интересуясь русским делом, я нигде не находил да и сейчас не нахожу никаких следов работы этих «других»… Да и не только на Сумщине. И это печально. Оптимизм вызывает лишь ощущение того, что часть русской молодежи сама, без подсказки старших начала пробуждаться среди этого безголосого русского поля.

Хотя «другие» тоже подчас дают о себе знать, но при каких обстоятельствах? Когда 2008-2009 годы принесли, казалось, новую волну – появилось «Русское содружество», возник Всеукраинский координационный совет – это вызвало тихое, молчаливое, а иногда и громогласное сопротивление у значительной части лидеров «старых» организаций. Отзвуки этого сопротивления слышны отовсюду. Ведь не обязательно писать критические статьи. Можно просто игнорировать, высказывать в чиновничьих кабинетах или в своих кухонных сидениях оценки, полные отторжения, сарказма, неверия, желчи.

Особенно заметным стал факт срыва в этом году Всеукраинской конференции соотечественников, которая должна была логично пройти перед Всемирным конгрессом. Я знаю ряд людей, которые должны были стать участниками этой конференции и возлагали на нее определенные надежды в смысле консолидации русского движения. И они снова оказались обманутыми. Особенно это касается моих ровесников, людей молодых. Поработали, видно, те, кто боится конкуренции, кто воспринимает занимаемые ими места как, выражаясь народным языком, «кормушку», и свято верит, что так думают все. Но разве так мы должны воспринимать Движение соотечественников?

На протяжении августа, сентября и октября в информационном пространстве в среде российских соотечественников ощущалось оживление, которое можно даже охарактеризовать словами: «борьба за место под российским солнцем». Казалось, все было нацелено на проведение всеукраинского русского форума. И вдруг… Такой пассаж! Конференция была отменена, и… все о ней словно забыли. Она оказалась никому не нужной!? Как, по-видимому, оказались многим не нужны и координационные советы, и вся предшествующая «свалка», связанная с их становлением.

Но самое страшное здесь даже в другом. ВСЕ ЭТО, как мне показалось, не совсем нужно России. А может быть, – совсем не нужно?

Кстати, хочу отметить еще одну черту, характерную для бытования Движения российских соотечественников. За редким исключением (когда награждают «великих»), активистов никто и ничем не поощряет. Причем тех людей, которые десятилетия положили на «алтарь Отечества». А что говорить о молодых? Вы думаете, что у вчерашних выпускников украинских школ имеется мотив двадцать лет провести в гонениях за «российские интересы», чтобы к 60 годам получить надежду быть награжденным орденом Дружбы? Не думаю, что это прельщает моих молодых соотечественников. Им нужно другое – перспективы учебы и трудоустройства, понимание, внимание старших. То есть – жизнь сегодня. И разве я так рассуждаю один?

Общаясь со сверстниками из разных регионов, в той или иной мере задействованными в деятельности русских организаций, отмечаю, что многие глядят на все происходящее или с непониманием, или, мягко говоря, с опаской и недоверием. В принципе и возраст у нас уже не тот, чтобы легко поддаваться скверному влиянию, но, как говорится, дурной пример заразителен. Вернее, он может стать заразным.

Молодым нужны адреналиновые эмоции. Последние же, как это ни прискорбно констатировать, за редким исключением в деятельности дряхлеющего русского движения отсутствуют.

Тем временем немалая часть молодёжи посматривает в сторону украинских националистов, неонацистов и других штаммов «оранжевого» вируса, которые весьма активно множатся, находя для себя в молодежи питательную среду. Зная, что юным нужен адреналин, что в лучшие, самые живые годы становления им не свойственен конформизм, что они жаждут более радикального и скорого воплощения своих идеалов и удовлетворения своих потребностей, наши идейные противники направляют студентов на стажировки за границу, показывая им все прелести того, не русского образа жизни. Они подкупают молодежь или запугивают ее бесперспективностью русского, пророссийского выбора. Они устраивают «патриотические» игры, «военно-спортивные» лагеря, проводят масштабные конкурсы, причем – обильно финансируемые. Всё это проводиться не без помощи областных государственных администраций и, в частности, управлениями по делам молодежи и спорта. Применяют, так сказать, административный ресурс. Думаю, излишне говорить, чем это чревато.

А ведь большинство молодёжи все еще, образно говоря, сидит дома на пятой точке и ждёт момента, с которого начнётся процесс самореализации. А реализовать себя, безусловно, проще либо в рамках хорошо организованной государственной программы, либо принимая участие в качественно координируемых действиях общественных объединений.

Нет, не стоит преувеличивать мощь общественного движения наших недругов. Они тоже раздираемы разногласиями и снедаемы страстями урвать под себя. Но какие-то слабости врагов – не оправдание для русского движения и его лидеров.

Пользуясь внутренними распрями русского движения, его ярые противники вытворяют всё что угодно. Захватывают партии, аннулируют договорённости, мимикрируют, заявляя о своей мнимой русскости. Весьма ярко на фоне последних событий выглядят нападки на Всеукраинский координационный совет организаций российских соотечественников, причём со стороны опять же «своих». Возможно ли привлечение молодёжи в русское движение при таких обстоятельствах?

Доколе, господа, мы будем выпячивать свою гордыню наружу? Доколе будем безжалостно критиковать начинания других, сами не ударив палец о палец? Между прочим, гордыня – один из восьми смертных грехов…

Наши предки оставили нам огромное количество примеров взаимопомощи. Вспомним Куликовскую битву, одну из величайших побед объединённого русского воинства. И вспомним часы междоусобной войны на Руси. Думаю, всем понятно, что сопровождалось победами, а что – ослаблением и, в конечном счёте, поражением. Сила Руси всегда была в единстве. А единство никогда не строилось на застойных явлениях в мозгах, сердцах и душах.

Единство, взаимопомощь, координация – три кита, на которых только и возможно построить надежную организацию, дееспособное Движение соотечественников. И в этих принципиальных вопросах наше поколение пост-модерна не может не быть в мягкой оппозиции к лидерам «эпохи застоя».

Если Вы нас не слышите, как мы можем Вас понять? Как мы в таком случае можем встать в ряды, которые Вы строите последние 20 лет?

Валентин Тамбовский, «Русское единство»

 

Информационный сборник «Русский мир» Всеукраинского Объединения «Русское содружество», Редакции Газеты для соотечественников «Русская Правда» и Интернет-сайта «Русские на Украине» (www.rus.in.ua) предназначен для руководителей русских организаций и объединений российских соотечественников, организаций, экспертов и журналистов, занимающихся вопросами соотечественников.


В избранное