Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские на Украине

  Все выпуски  

Русские на Украине: Русский мир N 89 (179) от 21 октября 2009 года


РУССКИЙ МИР

Информационный сборник

Выпуск № 89 (179)

от 21 октября 2009 года

Всеукраинское Объединение «Русское содружество»,

Редакция Газеты для соотечественников «Русская Правда»,

Интернет-сайт «Русские на Украине» (www.rus.in.ua)

+ 38 (044) 255-30-16, +38 (044) 223-05-43 E-mail: post@rus.in.ua

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

НОВОСТИ

- Состоялось заседание Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания России

- В Москве прошло заседание Комиссии по русскому языку

- В Севастополе запланировали «Русский марш»

- На Украине сокращается численность населения. Быстрее вымирает восток страны

- Российское консульство помогло украинской школе

- В Хмельницком вспоминали Константина Симонова

ЗАЯВЛЕНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ

- Обращение к государственному руководству и общественности Украины, России, Белоруссии и других стран Европы и мира в связи с 90-летием завершения Революции и Гражданской войны 1917-1920 годов

КОММЕНТАРИИ

- Комментарии ВОО «Русское Содружество» в адрес антироссийской истерики народного депутата Ярослава Кёндзьора

- Украину «зачищают» от культурного достояния

- Православные священнослужители о мифах украинского национализма…

СТАТЬИ

- Лучше всего вернуть «москалей»...

- Праздник Покрова – день УПА?

- Эволюция национальной идеи русского народа

 

Информационный сборник «Русский мир» подготовлен:

Редактор - Прокопенко Александр Витальевич, шеф-редактор Газеты для соотечественников «Русская правда», главный редактор Интернет-сайта «Русские на Украине».

Издатель - Проваторов Сергей Германович, председатель Высшего совета Всеукраинского объединения «Русское содружество», главный редактор Газеты для соотечественников «Русская правда».


НОВОСТИ

 

Состоялось заседание Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания России

19 октября 2009 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам СНГ, посвященное деятельности Федерального Агентства по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). На заседании с докладом выступил Руководитель Россотрудничества Ф.М.Мухаметшин.

Ф.М.Мухаметшин рассказал о полномочиях и функциях Россотрудничества в системе государственных институтов Российской Федерации, изложил концепцию развития Федерального агентства, коснулся вопросов участия Россотрудничества в федеральных целевых программах, межгосударственных программах развития, а также затронул культурный и гуманитарный аспекты деятельности Федерального агентства на пространстве СНГ и в странах дальнего зарубежья.

Руководитель Россотрудничества сообщил, что в 2009-2010 гг. планируется открыть российские центры науки и культуры в Киргизии, Белоруссии, Таджикистане и Туркменистане, филиалы в Симферополе, Одессе, Алма-Ате. Назначены представители Россотрудничества в Белоруссии, Киргизии, Таджикистане и Туркменистане, а также в Абхазии. В своем выступлении глава Россотрудничества отметил, что Федеральное агентство уделяет особое внимание формированию межгосударственного инновационного пространства СНГ и будет способствовать дальнейшему продвижению интеграционных процессов в странах Содружества в рамках проработки проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. На базе РЦНК в странах СНГ совместно с Роснаукой, Объединенным институтом ядерных исследований и другими организациями в ближайшее время планируется создание центров инновационного сотрудничества. Первым пилотным проектом станет открытие в Ереване Центра инновационного сотрудничества между Россией и Арменией. Руководитель Федерального агентства подчеркнул, что в 2010 году планируется провести более ста мероприятий российских вузов в странах СНГ, которые включают в себя презентации отдельных университетов и их образовательных программ, совместные семинары и научные конференции, тематические олимпиады и мероприятия для выпускников советских и российских высших учебных заведений.

Далее Ф.М.Мухаметшин ответил на вопросы членов Комитета Совета Федерации по делам СНГ, дал комментарий к отдельным программам и проектам осуществляемым Федеральным агентством. Подводя итоги дискуссии, руководитель Комитета по делам СНГ В.А.Густов отметил, что деятельность Россотрудничества уже сегодня создает предпосылки системной работы по целому ряду важных направлений международного гуманитарного сотрудничества, работы с соотечественниками: «За этот короткий промежуток Вы очень активно приступили к выполнению своих функций, которые были определены в Указе Президента Российской Федерации о создании Агентства». По итогам заседания Комитета принято решение рассмотреть возможность оказания содействия Россотрудничеству в реализации поставленных перед ним задач. Комитет также намерен принять участие в подготовке и проведении парламентских слушаний в Государственной Думе по тематике содействия международному развитию на пространстве СНГ и организации инновационного сотрудничества со странами СНГ.

Россотрудничество

 

В Москве прошло заседание Комиссии по русскому языку

21 октября 2009 года в Москве под председательством министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко состоялось одиннадцатое заседание Межведомственной комиссии по русскому языку.

Со стороны Россотрудничества в заседании приняли участие заместитель Руководителя Россотрудничества А.Г.Чесноков и заместитель начальника Управления культурных, образовательных, научно-технических программ и поддержки русского языка Д.Б.Шиланков.

По вопросу о Концепции ФЦП «Русский язык» 2011-2015 гг. выступили заместитель Руководителя Россотрудничества А.Г.Чесноков и начальник Управления программ в сфере образования и размещения государственного заказа Рособразования Б.В.Коротков.

По результатам обсуждения Комиссия согласилась с предложениями Россотрудничества.

При разработке международной части федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011 – 2015 годы в рамках двух стратегических задач – поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ и удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом – необходимо предусмотреть и зафиксировать в тексте Программы следующие позиции:

- организационно-финансовое и методическое обеспечение проведения на базе РЦНК, российско-национальных (славянских) университетов, лучших национальных вузовских центров русистики и филиалов российских вузов за рубежом российского государственного сертификационного тестирования по русскому языку для разных целевых аудиторий за рубежом, включая лиц, желающих получить российское гражданство;

- организация краткосрочных (от 5 до 30 дней) курсов повышения квалификации и переподготовки зарубежных преподавателей-русистов, работающих в отдалённых от столиц регионах ближнего и дальнего зарубежья, как непосредственно в странах, так и в России на базе ведущих российских профильных вузов (с оплатой проезда, проживания и питания зарубежных участников);

- регулярное направление российских преподавателей русского языка и предметов на русском языке в зарубежные высшие и средние образовательные учреждения для ведения занятий и научно-методической работы (сроком от одного до трёх месяцев);

- разработка совместными национально-российскими авторскими коллективами, апробация, тиражирование и поставка комплексов учебников, учебно-методических пособий и материалов по русскому языку, российской литературе и культуре с учётом этнокультурных, социальных и профессиональных особенностей целевых аудиторий в странах дальнего и ближнего зарубежья;

- поставки материально-технических ресурсов, включая литературу, современное мультимедийное оборудование и соответствующее программно-методическое обеспечение непосредственно в адрес нуждающихся зарубежных учебных заведений или в адрес российских загранучреждений с чётким определением механизма передачи направляемых материальных ресурсов нуждающимся национальным организациям;

- обеспечение функционирования глобальной системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом путём создания серверных центров на базе ведущих профильных российских вузов и сети опорных пунктов (координационно-методических центров) за рубежом на базе РЦНК, национально-российских (славянских) университетов, филиалов российских вузов с программно-методической, кадровой, материально-технической поддержкой их деятельности.

Сайт Россотрудничества

 

В Севастополе запланировали «Русский марш»

В День Национального единства России патриотические организации Севастополя планируют провести «Русский марш». Как сообщает корреспондент «Росбалта», об этом сообщил один из организаторов марша, представитель молодежной организации «Русская оборона Севастополя» Михаил Брицын.

По его словам, 4 ноября в Севастополе пройдет «Русский марш». «Сегодня мы подали заявку на проведение акции в Ленинскую райгосадминистрацию. Хотим сделать, как в 2006 году. Тогда она прошла удачно, собралось около 300 человек, которые прошли под российскими флагами по центральным улицам города. Это мероприятие вызвало очень большой резонанс. Видимо, поэтому в 2007 году Служба безопасности Украины запретила проводить «Русский марш», были репрессии. На железнодорожном вокзале активистов, приехавших из других городов, встречали правоохранители и сразу забирали в райотдел. В 2008 году единый марш не удалось провести, в городе прошли три параллельные акции», — рассказал Брицын.

«В этом году мы хотим провести единый большой марш, пригласить все патриотически-настроенные организации Севастополя, Крыма и Украины. Если получится, приедут представители Одессы, Николаева и Полтавы. Мероприятие будет носить исключительно мирный характер. Никакие политические лозунги во время прохождения использоваться не будут», — сообщили организаторы.

Напомним, украинским правоохранителям понадобилось два дня на то, чтобы решить, как поступить с участниками «Русского марша-2008», прежде чем задержать их. Как сообщила лидер Русской общины Севастополя Татьяна Ермакова, в телефонном режиме, без предъявления каких-либо повесток, представители руководства милиции Ленинского района Севастополя обязали явиться в отдел милиции для дачи показаний не только организаторов «Марша», но и его участников.

«Созвонившись друг с другом, мы поняли, что два дня наши правоохранители вычисляли всех участников «Русского марша», от организаторов  до простых севастопольцев, — отметила Ермакова. — Они даже цинично порекомендовали каждому из нас приходить со своей  группой поддержки. То есть привести им как можно больше потенциальных  государственных преступников».

По ее словам, некоторые из участников «Марша» милицию уже посетили, где выяснили, что виновны в том, что 50 метров шли по тротуару в количестве более трех человек по маршруту «площадь Нахимова — памятник Екатерине II».

Росбалт

 

На Украине сокращается численность населения. Быстрее вымирает восток страны

Госкомстатистики обнародовал последние данные о демографической ситуации в Украине.

На 1 сентября нас было 46 млн. 16 тыс. чел или на 127,5 тыс. чел. меньше, чем на 1 января (в 2008 году за такой же период убыло почти 172 тыс.). Ежемесячно население сокращалось на 16 тыс., образно говоря, каждую неделю исчезало большое село. Поэтому вполне вероятно, что на теперешний момент в Украине проживает уже менее 46 млн.

За 5 последних лет украинцев стало меньше на 1,4 млн чел, что сопоставимо с населением такого огромного города, как Харьков.

С начала 2009 года умерло 477 тысяч, родилась 341 тысяч человек, остальной прирост (около 9 тыс.) дала миграция. Лишь в пяти регионах из 27 (включая Киев и Севастополь) населения стало больше — это Волынская (1454 чел.), Ровенская, Закарпатская — в обеих почти на 1000, Ивано-Франковская (155 чел.) области и Киев (679 чел.). Лидером по убыли является Донбасс — дончан стало меньше почти на 22 тысячи, далее идут Харьковская (15,5 тыс.), Днепропетровская (13 тыс.) и Луганская (12,5 тыс.) области.

Завотделом проблем качества демографического процесса Института демографии и социсследований НАН Украины Ирина Курило прогнозирует, что количество жителей страны и дальше будет сокращаться, все более безлюдными будут становиться восточные регионы из-за того, что население вымирает или в поисках лучшей жизни мигрирует за рубеж.

«Русские на Украине»

 

Российское консульство помогло украинской школе

Средняя школа №3 Полонного (Хмельницкая область) получит класс русского языка и учебники от России, сообщил директор школы Владимир Анисимов. 

«Мне позвонили по телефону из Генерального консульства РФ, которое действует во Львове, и поинтересовались, какую помощь хочет получить школа. Они предложили открыть класс русского языка в нашей школе, закупить литературу в библиотеку», - рассказал он. 

По словам директора школы, в настоящее время уже выделено 3 тыс. грн. «На эти деньги мы подписали российские и украинские печатные издания для школы», - отметил он.

Форум

 

В Хмельницком вспоминали Константина Симонова
В преддверии приближающегося шестидесяти пятилетия Дня Победы в Великой Отечественной войне Хмельницкое общество русской культуры "РУСЬ"  осенне-зимний
цикл программ начало с вечера, посвящённого Константину Симонову. 
28 августа исполнилось 30 лет со дня кончины поэта, любимца военного поколения от солдат до маршалов и выше.  Срок достаточный,  чтобы значимость или преходящность того или иного явления, события, личности  стали явными. 
Ведущий вечера Сергей Трояновский вместе с Фёдором Устиновым, Людмилой и Владимиром Разуваевым, Вадимом Яцышеным  представившими поэтическую антологию жизни  К.Симонова, шестикратного лауреата Сталинской премии, лауреата Ленинской премии, военного корреспондента, бесстрашно летавшего на бомбежки Берлина, ходившего на боевой субмарине, исколесившего все фронта Великой отечественной
войны, офицера без страха и упрёка, После войны Симонов - секретарь Союза писателей, много раз каявшийся в своих ошибках, которые на самом деле были его лучшими гражданськими поступками. Опальный редактор "Нового мира", напечатавший первые предперестроечные произведения, в том числе  "Не хлебом единым" В. Дудинцева. Автор восторженной рецензии на "Один день Ивана Денисовича" Солженицына. Он же подписал письмо против Солженицына в " в тихую "вегетарианскую"
брежневскую эпоху, что уже никак не объяснимо его страхом. Автор пьес "Парень из нашего города", "Русские люди", "Русский вопрос", "Чужая тень", повести "Дни и ночи", трилогии "Живые и мертвые".
Но всё же наивысшие художественные взлёты Симонова принадлежат его поэзии.
То, что произошло с его  стихами  в годы Великой Отечественной войны,- редкий случай в мировой поэзии. Их знали все - на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, особенно охотно - во фронтовых. Их читали по радио и с эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы его "Родины", "Жди меня", "Если
дорог тебе твой дом","Мы не увидимся с тобойв  ", "Смерть друга" (памяти Евгения Петрова),"Майор привез мальчишку на лафете", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". О последнем стихотворении ветеран Великой Отечественной Маршал Советского Союза И. X. Баграмян писал: "В этом замечательном лирическом повествовании, столь кратком по количеству строк и столь емком по силе чувств и мыслей, говорилось о России, о русских женщинах, но я, армянин,
отступавший по украинской земле, пережил совершенно те же чувства... Это лишний раз подтверждает ту простую и глубокую мысль, что истинно национальное одновременно и интернационально".
Среди всех  мужских  привязанностей в " самая могучая, самая естественная в " любовь к женщине. Поэтому вовсе не случайно Симонов опубликовал
в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых одну называет "Война", а другую в " "С тобой и  без тебя". Это были особые стихи. Это была его, Симонова, судьба.
 "С тобой и без тебя" - история любви, любви большой, трогательной и трудной, Константина Симонова к актрисе Валентине Серовой. Она вся в стихах: письма не сохранились,
а в дневниках о своем личном Симонов не писал. "Писем писать не люблю.
В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые  являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине, скажет поэт. " Это было моей внутренней потребностью. Но вскоре выяснилось, что люди
на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви".
Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: "Жди меня". Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но озвучил мысль
и чувства миллионов.
Слова "Жди меняв  " были солдатским паролем. В них было заключено все: внушавшие веру, словно молитва, они спасли многие любящие души, вселили в них надежду, став бессмертными.
Стихотворение
прозвучало в исполнении самого К. Симонова. Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя в " той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе".
История отношений Веры Серовой и К.Симонова, начавшаяся в1940 году и завершившаяся незадолго до его ухода, органично вошла в ткань вечера.
По свидетельству Николая Тихонова, К.Симонов писал "в походе, на машине, в блиндаже между двух боев, в ходе случайного
ночлега под обгорелым деревом, занося в блокнот виденное".
Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как "без отлучки от колес" сочинял "Корреспондентскую застольную". Ехал в открытом "виллисе", сидел закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные
строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой.
Водитель решил, что подполковник тронулся умом в " всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По приезду водитель сигнализировал в санчасть  штаба полка. Недоразумение вскоре было выяснено. 
Строчки "Журналистской застольной", вскоре зазвучавшие на музыку Матвея Блантера, Оксана Устинова и ведущий вечера исполнили вместе со зрителями. Ещё одну песню. М.Блантера "Как служил солдат" исполнил молодой исполнитель Сергей Баландин. 
Война стала не только главной темой творчества Константина Симонова, но и главным
событием его биографии. И именно войной он многое мерил в жизни - своей и чужой – и в людях.
Молодёжь театра-студии "Живое слово"- лауреата многих международных театральных фестивалей - Вадим Грисевич, Дмитрий Левицкий, Фёдор Устинов, Вадим Яцышен представили зрителям отрывок из пьесы "Четвёртый". В нём, несмотря на временную даль почти в пятьдесят
лет, пронзительно звучала одна из самых дорогих для Симонова тем в " верность мужской  дружбе, верность боевому братству и вечный долг перед погибшими ради нас.   
Константин Михайлович Симонов скончался 28 августа 1979 года. Его останки были кремированы и, согласно завещанию, прах его был развеян в Белоруссии – на Буйническом
поле под городом Могилёвом - на шестом километре дороги из Могилёва в Бобруйск, где в суровые дни 1941 года беспримерную стойкость проявили бойцы 388-го стрелкового полка и ополченцы Могилёва, уничтожив только за один день боёв 12 июля 1941 года тридцать девять фашистских танков. 13 июля 1941 года в расположении 388-го стрелкового полка под командованием полковника Кутепова С.Ф. на Буйническом поле оказался военный корреспондент Константин Симонов, который своими глазами увидел, как стояли насмерть советские
воины. Это поле и подвиг людей навсегда запечатлелись в памяти писателя...
На этом поле, писал Симонов, он впервые понял, что есть шанс, что войну мы не проиграем. На этом поле был первый реальный, хорошо организованный очаг сопротивления врагу.
 Там, среди елей и клёнов, лежит валун, на котором знакомое, размашистое факсимиле Константина Симонова. С тыльной стороны камня вмонтирована литая доска с надписью: "Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах".
По информации Хмельницкого общества русской культуры "РУСЬ"

 

ЗАЯВЛЕНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ

 

Обращение к государственному руководству и общественности Украины, России, Белоруссии и других стран Европы и мира в связи с 90-летием завершения Революции и Гражданской войны 1917-1920 годов

16 ноября 2010 года исполняется 90 лет Великому Расколу, результатом которого стали гибель и исход миллионов граждан Российской империи самой разной национальности, вынужденно покидавших свою родину в результате поражения, которое они потерпели в одном из самых ожесточенных и кровавых катаклизмов новой и новейшей истории мира. Не менее трагической и кровавой была судьба многих миллионов людей из лагеря победителей, которым предстояло в последующие годы и десятилетия пройти через аресты, заключения,  ссылки и расстрелы.

Трагическая драма 1917-1920 годов потрясла и изменила историческое развитие не только Российской империи. В эту драму были втянуты десятки государств, сотни миллионов людей в Европе и мире. Без преувеличения можно сказать, что облик современного мира в значительной мере сформировался в результате всех тех событий, которым в следующем году исполняется 90 лет.  

К сожалению, со всей ответственностью можно утверждать, что до сих пор мы не имеем всестороннего и сколько-нибудь полного с фактической точки зрения осмысления причин, хода и последствий тех без преувеличения всемирно-исторических событий, которые оставили на теле наших народов глубокие раны, в полной мере не зажившие до сих пор.

Мы и только мы, проживающие сегодня на территории стран, некогда входивших в состав Российской империи, – являемся полноправными наследниками всех тех, кто когда-то непримиримо бился друг с другом. Мы наследники великих прозрений и трагических заблуждений как белых, так и красных вождей и воинов. Никто из нас не может сказать, что мы не несем ответственности за все то, что было сделано нашими предками. Если мы их потомки, от этой ответственности нас никто не освободит.

Севастополь обращается к отечественной и мировой общественности с предложением совместно выработать и реализовать программу историко-мемориальных мероприятий,  достойную тех эпохальных и трагических событий, которые произошли 90 лет назад. Наш город был в эпицентре  Великого Раскола с 7 ноября 1917 года и по 13-16 ноября 1920 года. Именно поэтому в Севастополе еще в 1995 году – в связи с 75-летием завершения Революции и Гражданской войны – был сооружен первый на всем пространстве бывшей империи мемориал памяти павших защитников белой и красной идеи.

Осознавая свою историческую ответственность перед памятью всех тех, кто сражался и погибал на священной севастопольской земле, мы, без всякого сомнения, подготовим и реализуем свою региональную программу Памятных дней, посвященных событиям Революции и Гражданской войны. Но мы убеждены, что наша региональная программа должна стать только частью большого международного проекта, который будет реализован в Санкт-Петербурге и Москве, в Киеве и Владивостоке, в Кронштадте и Иркутске, на Перекопе и в Керчи. Нет сомнения, что этот проект должен будет включать в себя мероприятия, которые пройдут в Турции и Сербии, в Германии, во Франции и в Китае, в Тунисе, США, Канаде и Австралии.

Мы обращаемся ко всем, кто разделяет нашу позицию, с призывом объединить усилия для достойного увековечивания того, что произошло на нашей земле 90 лет назад, потому что только в этом случае мы будем иметь хоть какие-то гарантии того, что эти трагические испытания никогда не вернутся к нам в новом историческом облике.

Севастопольский Оргкомитет по подготовке  и проведению Памятных дней, посвященных 90-летию завершения Революции и Гражданской войны 1917-1920 годов

16 сентября 2009 года

 

КОММЕНТАРИИ

 

Комментарии ВОО «Русское Содружество» в адрес антироссийской истерики народного депутата Ярослава Кёндзьора

За минувшие дни «народный депутат Украины» от фракции НУ Ярослав Кёндзьор в интервью электронным СМИ неоднократно допускал грубую и неадекватную истерию в адрес Российской Федерации и ее руководства.

В связи с так называемым «отмечанием годовщины УПА» в день святого праздника Покровы, этот оголтелый национал-шовинист, наследник бандеровских фашистских традиций, и враг Православия, назвал противников сегодняшней фашизации Украины «пятой колонной», которая работает под непосредственной координацией Кремля».

Не имея на то достаточных оснований и соответствующего уровня компетенций Кёндзьор безапелляционно выдвигает обвинения, которые лишь усугубляют затянувшийся кризис в российско-украинских отношениях.

Буквально через пару дне, на страницах еще одного Интернет-издания (http://for-ua.com/interview/2009/10/15/070117.html) этот националист допускает прямые оскорбления в адрес российского Президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Закономерный отказ Президента Медведева встречаться с разжигающим антироссийскую ненависть на Украине ее нынешним президентом Ющенко, обосновывает тезисом «последовательной ненависти» российских лидеров к Ющенко – действительно лидеру национального масштаба».

ВОО «Русское Содружество» выражает сомнение, что Виктор Ющенко своей деятельностью и риторикой завоевал почетное звание лидера, о чем свидетельствует и его микроскопический рейтинг и реальное отношение к нему простых жителей государства вне зависимости от социальной и этнической принадлежности.

При этом мы требуем обратить внимание президента Украины, правоохранительных органов, представителей депутатского корпуса о необходимости прекратить выходки националиста и русофоба «со стажем» Ярослава Кёндзьора, результатом которых есть понижение и без того подмоченного имиджа украинской политики.

Информационный центр Всеукраинского объединения «Русское содружество»

 

Украину «зачищают» от культурного достояния

Под шумок политических скандалов, невиданные масштабы получило тотальное разграбление культурного достояния Украины зафиксированного в археологических объектах. Особенно любят украшать свои частные коллекции археологическими находками и предметами культурного достояния нынешние украинские «патриоты» находящиеся у власти. Всем известно о колоссальной коллекции Ющенко, Полищука, «орлов Тимошенко» и многих других «борцов за Украину». И это при том, что легально составить такие коллекции невозможно, а любые археологические предметы, найденные на территории Украины принадлежат ее народу. Но преступно разрушаются и обворовываются древние захоронения и курганы,  грабятся церкви и музеи …

Видимо «стяжать себе лавры» на этом поприще решил и народный депутат Украины от Блока Тимошенко Владимир Яворивский. Для этого он внес поправки к проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об охране культурного достояния» №3190 от 18.09.2008 фактически ликвидирующие действующую в Украине систему государственного контроля по охране археологического и культурного достояния.  Так, на сегодня, в соответствии со ст. 31 Закона Украины «О научной и научно-технической экспертизы», ст. 37 Закона Украины «Об охране культурного достояния», ст.ст. 7,12 Закона Украины «Об охране археологического достояния» отвод земель на которых могут находится объекты археологического достояния проводится только после обязательной экспертизы Института археологии НАН Украины и его отделений в областях.  «Любитель Украины» господин Яворивский очевидно любит ее очень материально и предлагает отобрать эти функции у Института и ликвидировать обязательность экспертизы. Таким образом, планируется разграбить около 150 тысяч объектов археологического достояния Украины.

Уже сейчас, при пока еще действующих нормах закона, областные руководители например Волынской и Сумской областей, дают прямые указания по поиску путей «обхода» археологической экспертизы, или подменяют ее справками от местных музеев или областных управлений культуры возглавляемых часто «бандуристами», «танцюристами» и другими «глубокими специалистами в археологии».

Под прямым прикрытием правительства Тимошенко и Президента реализуется полномасштабная схема по «зачистке» территории Украины от ее культурного достояния.

Понятно, что таким образом пытаются «убить сразу двух зайцев» - разворовать земли и разграбить культурное и археологическое достояние Украины. А тем временем по сообщениям СМИ (http://for-ua.com/ukraine/2009/09/30/093301.html) президент свою «частную» коллекцию уже вывез в Канаду, куда и собирается эмигрировать после избрания нового Президента …

Вадим Колесниченко, Народный депутат Украины

 

Православные священнослужители о мифах украинского национализма…

ВЦИОМ опубликовал на своем сайте опрос, чтобы выяснить мнение жителей нашей страны об антирусской и антироссийской версии истории, которую последовательно выстраивают украинские власти. Ее сторонники утверждают, что украинский народ имеет право на своих героев, и ему нет дела до репутации Мазепы, Петлюры или Бандеры в исторической памяти России. В ходе опроса выяснилось, что только половина россиян считает, что герой – понятие однозначно положительное, и что ни один народ не имеет права возводить в ранг героев убийц, террористов, преступников. Тех, кто считает, что у каждого народа – свои герои, а прочим не должно быть до этого дела, лишь немногим меньше: 40%.

Отметим, что эта тема звучала в обращении Дмитрия Медведева к президенту Украины: "Российско-украинские отношения подвергаются испытаниям и в результате взятой Вашей администрацией линии на пересмотр общей истории, героизацию нацистских пособников, возвеличивание роли радикал-националистов". Как известно, в ответ украинские политики заявили, что "Украина сама разберется со своим прошлым, настоящим и будущим".

"Какова ваша позиция по этому вопросу? Должна ли Россия предпринимать какие-либо ответные шаги в ответ на выстраивание украинскими политиками антироссийского исторического мифа?" – с такими вопросами корреспондент информационного портала Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что руководство Украины, навязывая народу фальшивых героев, наносит ему огромный вред и в духовном, и в нравственном отношении. "Остается надеяться, что эта политическая тенденция просуществует недолго, и здравый смысл восторжествует", – сказал он. "Безусловно, с нашей стороны должна быть контрпропаганда и по радио, и по спутниковому ТВ, и в интернете. Но при том безобразии, которое творится в наших СМИ с их "героями", пока у нас показывают "Дом – 2", мы не вправе кивать на Украину и говорить, что безнравственно возводить в ранг национального героя четырежды предателя", – добавил священник.

Отец Димитрий также подчеркнул, что особенно его тревожит судьба русских людей на Украине, которых искусственно отрывают от русского языка, русской и мировой культуры.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак отметил, что идеологические мифы паразитируют на невежестве. "Подобное мифотворчество часто возникает в связи с отсутствием информации, в связи с тем, что люди просто не знают истории, плохо знакомы с историческими фактами и источниками", – сказал он. "Безусловно, к одним и тем же историческим персонажам будет различное отношение у разных народов. Можно сравнить, например, отношение к фигуре Карла XII в Швеции и у нас. Но это не значит, что можно передергивать факты, и делать героя из того, кто никогда им не был. Очевидно, что подобные вещи происходят под влиянием политической конъюнктуры", – заявил священник. "Лучшим средством борьбы с подобными мифами является восстановление исторической правды, широкое информирование общества об исторических событиях и деятелях, подкрепленное документами", – заключил он.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает возвеличивание исторических деятелей, вроде Мазепы и Бандеры, ярким подтверждением антирусской политики современного руководства Украины. "Безусловно, противостоять этому нужно всеми силами, потому что кукловоды, определяющие политику украинских властей, хотят посеять вражду между нашими народами, а точнее, расколоть единый народ", – сказал он. "Но оружием против лжи может быть только правда. Поэтому при отстаивании истины наш ответ должен опираться не на эмоции, а на убедительные исторические факты. К сожалению, мы должны признать, что у нас самих нет еще четкой и цельной исторической концепции", – добавил священник.

Русская линия

 

СТАТЬИ

 

Лучше всего вернуть «москалей»...

Кого из современных государственных деятелей украинцы хотели бы видеть во главе страны?

Лет пять прошло с тех пор, а вот надо же, не забылось. Наоборот, приобрело особую актуальность. В небольшой гостинице галицийского провинциального городка Коломыя какая-то старушка затеяла пересказывать воспоминания своей мамы. И какое ж оно было прекрасное, это чужое былое. Особенно те времена, когда Галицией правил "пресветлый цезарь" ("найясниший цисарж") император Австро-Венгрии Франц Иосиф. Везде был идеальный порядок! А все потому, что народ боялся власти! Императора сейчас, ох, как не хватает! При "москалях" тоже спокойно жилось…

И при поляках, это старушка хорошо запомнила, дисциплина была. Попробовал бы кто из галичан пойти по тротуару да встретить поляка. Получил бы "нагаем" (нагайкой) так, что век бы помнил и знал свое место… Галичанам разрешалось ходить только по проезжей части улицы. Нарушители карались беспощадно, порядки соблюдались строго! Не то, что сейчас, говорила бабушка. И этот рефрен "не то, что сейчас" все громче звучит в Галиции.

На одной из древних улочек Львова возле модного кафе поставили бронзовую скульптуру писателя Леопольда фон Захер-Мазоха, главного идеолога мазохизма. Львовяне почитают земляка. Его произведения, написанные на французском и немецком, много переводили, издавали и издают в Галиции. Еще на заре туманной независимости, в 1991 г., при активном содействии российского режиссера (галичанина) Романа Виктюка был создан Фонд Мазоха. А теперь вот нервно воспринятая общественностью скульптура появилась.

Ну, значит, стою, рассматриваю неординарное произведение, извините, но все-таки искусства. Слышу вдруг разговор: убрать бы скульптуру надо, а то неровен час – украдут, бронза ведь; когда-то над этим и не задумывались, а сейчас народу плевать и на закон, и на мораль – ночью точно утащат. Не удержался, спросил: какие времена имелись в виду – австрийские или польские? Нет, отвечают, советские, только при "совитах" галичане и не воровали, "москали" сумели навести порядок. И – не нагайкой, вроде поляков, а неотвратимостью наказания за малейший "криминал".

Разговоров таких было потом с добрый десяток. Совершенно разные люди одинаково возмущались тем, что в стране полное безвластие, что надо бы иностранцев у государственного кормила поставить, так как свои чиновники абсолютно неспособны управлять державой. Можно бы, говорили галичане, немцев пригласить, поляки тоже сойдут, но лучше всего вернуть "москалей"…

Такие настроения свойственны сейчас не только Галиции, но и всей Украине. В марте 2009 г. R&B Group и интернет-изданием "Главред" было проведено социологическое исследование, в результате которого выяснилось, что недоверие к власти на западе страны испытывают 68,4 %, на юго-востоке – 75,5 %, в центре – 67,8 %.

По мнению одного из организаторов исследования Евгения Копатько, "запрос на сильную руку последние несколько месяцев, в общем-то, стабильно высокий. Порядка восьмидесяти процентов людей готовы выступать за то, чтобы в стране была сильная рука". А кого конкретно имеет в виду народ?

На первое место поставили Виктора Януковича (20,5 %), на второе Юлию Тимошенко (13,8 %), Виктор Ющенко со своими уже привычными 1,7 % оказался последним в недлинном ряду отечественных политиков. Немногим ранее украинцы отвечали на вопрос о том, кого из современных государственных деятелей они хотели бы видеть во главе страны. Бесспорным лидером стал Владимир Путин – 70%. А еще с десяток руководителей такого же уровня разделили между собой оставшиеся 30 %.

Не менее симптоматичны для сегодняшней Украины итоги и социологического исследования, проведенного в мае группой компаний Research & Branding Group. 35 % опрошенных хотели бы жить в объединении с РФ, Казахстаном и Беларусью. 12 % респондентов до сих пор тоскуют по СССР. А по данным Центра экономических и политических исследований им. Разумкова, за возобновление Союза на западе страны высказались 16,3 %, в центре – 52,7 %, на юге – 73,4 %, на востоке – 51,7 %.

Что касается центра и юго-востока, то тут результат был вполне предсказуем, а Галиция, признаться, удивила. Не будем акцентировать внимание на том, что цифры лишний раз подтверждают: страна четко разделена на две части. Для Украины – это проблема вечная и крайне болезненная, тем не менее, думается, вполне разрешима даже в ближайшем будущем. Данные социологических исследований наглядно показывают и пути реального, а не назойливо декларируемого объединения страны. Вот некоторые выводы, которые, что называется, лежат на поверхности. Мягко говоря, странно, что уже почти 18 лет независимости власти не замечают их, хотя, скорее всего, даже не хотят видеть.

Взять, скажем, "запрос на сильную руку". Он почти в равной степени присущ всем регионам. И это закономерно, если принять во внимание, что одна часть Украины столетия пребывала, главным образом, под властью польского короля и австрийского императора, другая – под скипетром московским. Иными словами, во главе государства народ хочет видеть правителя-самодержца. Далеко не случайно в масштабном телепроекте "Великие украинцы" на первое место был поставлен Киевский князь Ярослав Мудрый. Украинские политики, тем не менее, на полном серьезе обсуждают вопросы государственного обустройства: то ли парламентскую республику создавать, то ли президентскую, а может, и некий конгломерат сотворить по образцу племени "тамбу-блямбу" – с потомственным вождем во главе и верноподданными язычниками. Полтора десятилетия сотрясают страну пустыми разговорами о некоей загадочной "Казацкой державе", "Гетманском государстве", первой в Европе конституции, написанной украинским (?) гетманом Филиппом Орликом (преемником Мазепы в экзиле), а значит, еще с тех далеких времен украинцы привержены евроатлантическим ценностям и стандартам (НАТО и ЕС!). Русским же присуща азиатски рабская покорность царю-батюшке. Отсюда вывод: наши народы настолько разные, что просто-напросто не могут существовать вместе, поскольку векторы развития у них диаметрально противоположные.

Этой же цели – доказать цивилизационные отличия служат частые историко-политические "реверансы" в сторону появившихся было после Первой мировой войны государств-однодневок – Западно-Украинской народной республики и Украинской народной республики (заметьте, изначально двух государств!), которые затем сделали попытку объединиться, но, как всегда, "клятые москали" помешали. "Обоснования" цивилизационных различий продуцируются массово и в самом широком диапазоне – от "праукраинской" трипольской культуры до откровенно расистских "исследований" на якобы генном уровне. Все они не заслуживают того, чтобы их повторять. Может, в этом и был бы некоторый смысл, если бы народ в гуще своей относился к ним серьезно.

Для Украины, думается, гораздо проще, безопаснее и в исторической перспективе надежнее прислушаться, наконец, к гласу народному, вернуться к общим с русскими и белорусами корням после бесплодных исканий своей "уникальной" идентичности. История – старушка памятливая, она убедительно свидетельствует, что, в частности, Левобережная Украина достигала значительных культурных и экономических результатов только в единстве с Россией, потом – СССР.

При этом ни Российская империя, ни Советский Союз никогда не рассматривали Малороссию как свою вотчину, тем более – как колонию. Даже при беглом обращении к нашему совместному прошлому, легко обнаружить массу украинцев в верхах российской и советской власти.

Только один пример братьев Разумовских – выходцев из простых малороссийских семей, ставших вельможами Российской империи, дает основания задать огромное количество вопросов тем, кто до сих пор назойливо повторяет побасенку о России, как о "тюрьме народов". Спросить наиболее злобных "клеветников России": кто из индусов стал английским лордом? Или – какой алжирец удостоился титула пэра Франции? А кто из галичан во времена польско-австрийского владычества был мэром хотя бы небольшого городка или ректором львовского вуза, где обучение шло преимущественно на австрийском или польском языках?

Российской империей и Советским Союзом на равных правили вместе не только русские и украинцы, но и представители многих других народов. Традиция сохранилась до сих пор. Только в Москве, согласно официальной статистике, проживает сегодня, в частности, более 8% украинцев. А сколько украинцев в правительстве РФ? В региональных органах власти? Один из крупнейших городов России возглавляет Валентина Матвиенко. Копнув историю поглубже, этот перечень можно продолжить до бесконечности. Только зачем, если сегодня "за Путина" высказалось уже 70% украинцев?..

Галичане ведь тоже сегодня уже "не против": жизнь объективно показала им – кто есть кто. До 1939 г. Галиция была сырьевым придатком Австро-Венгерской империи и Польши. Отсюда выкачивались нефть, газ, вывозился уголь, здесь беспощадно вырубались карпатские леса и… На этом – все, ничем более для западноевропейских метрополий восточная окраина не была интересна. Крупнейший исследователь экономики Западной Украины конца XIX – начала XX века львовский профессор Яков Хонигсман отмечал, что галицийским землям отводилась роль стратегического плацдарма для наступления западного капитала в Россию. По данным польских источников за 1931 г. (других более полных сведений нет), социальная и профессиональная структура населения Львова была такой.

Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет достигало 92%, среди украинцев – 77%. Украинцы составляли 73% работников физического труда, поляки – 50%, евреи – 32%. Работников умственного труда среди работающих поляков и евреев было 20%, среди украинцев только 7%. Поляки во Львове преобладали в администрации – 71%, на транспорте и в связи – 76%. Евреи доминировали в торговле – 62%, поляков в торговле было 27%, украинцев 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%, украинцы 7%. Зато 45% всех украинцев было занято в домашней прислуге, евреев – 4%. Что касается наиболее богатых жителей города, тех, что использовали наемную рабочую силу, то они с членами семей составляли 6% всего населения города, 11% еврейского, 4% польского и только 2% украинского. Добавим, что уже в нескольких километрах от Львова картина была еще менее радостная. Здесь царили нищета и безграмотность. От голода и безработицы галичане массово убегали в Канаду и Америку. Только за вторую половину XIX в. эмигрировало более 500 тыс. человек.

За годы советской власти ситуация кардинально изменилась. Это было ясно еще до "незалэжности", но только сейчас большинство галичан осознало, что безвозмездно получило от России и потом бездумно потеряло ради призрачных европейских ценностей.

Дабы не очень бередить свежие "раны", добавлю лишь один мало известный факт: в середине 70-х годов минувшего века Львовский автобусный завод был занесен в Книгу рекордов Гинесса как наиболее крупный мировой производитель. Но уже полтора года ЛАЗ не работает по причине почти полного банкротства. Как и десятки крупных промышленных предприятий, созданных в советские времена на Украине. Вместо ожидаемого процветания государства и всеобщего благоденствия после обретения в 1991 г. долгожданной независимости, в которую Украина вступила, будучи в числе десяти наиболее развитых стран мира, уже полтора десятилетия Отечество пребывает в опасности из-за постоянно грозящего краха – либо финансово-экономического, либо политического. После "патриотических" воплей о том, что "москали" всю колбасу съели и вплотную подобрались к стратегическому национальному продукту – салу, а теперь "московской" и "докторской", наконец, наедятся вдоволь, вдруг выяснилось, что без "москалей" даже колбасы в достаточном количестве Украина не способна произвести. А в результате мирового финансового кризиса, многократно усиленного системным внутренним, последние полгода страна балансирует на грани дефолта и, как следствие, раскола. Европа по своему обычаю на помощь не спешит, выжидает, чтоб проглотить Украину всю сразу и целиком и при этом не поперхнуться. Тут волей-неволей обратно под крыло "москаля" попросишься…

Валерий Панов, Столетие.РУ

 

Праздник Покрова – день УПА?

…Вот и прошел праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Корни его уходят в X век. В 910 году, когда шла война Византии с сарацинами, во Влахернском храме в Константинополе во время Всенощного бдения блаженному Андрею, Христа ради юродивому, было видение Богородицы. Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву в сопровождении св. Иоанна Крестителя, св. Иоанна Богослова и иных святых. Пресвятая Богородица усердно, на коленях молилась, затем встала и осенила своим блестящим покровом молящихся.

Потом это событие прославили, и сейчас праздник Покрова считается одним из главных в церковном календаре. В Киевской Руси церкви Покрова были одними из самых красивых и любимых народом.

Уже в наши дни чью-то дурную идею реализовал Леонид Кучма, служивший в украинских президентах и прослывший отчего-то едва ли не самым «российско-ориентированным» политиком. С 1999 года согласно его указу 14 октября стал «Днем украинского казацтва». Действительно, Богородицу особо почитали в Запорожской Сечи как заступницу, но в  православной Руси под словом «покров» понимали и покрывало, и покровительство. Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.

И вот за отсутствием собственного профессионального праздника этот святой день «приватизировали» казаки. С учетом убогости нынешнего состояния украинского казачества этот факт не вызывал особой тревоги. Тем более что у канонической УПЦ было и есть свое казачество, у самозванцев из УПЦ Киевского патриархата – свое.

Но удачная (надо признать) национал-привязка к церковному празднику (что с полным основанием можно считать психотехнологией), вызвала к жизни новую идею – и теперь праздник Покрова считают своим уже и бандеровцы.

Номинальный повод найден – годовщина создания Украинской повстанческой армии (УПА). Как и в других подобных случаях, повод притянули «за уши». Первые банды назвал этой аббревиатурой Т. Бульба-Боровец еще летом 1941 года (1). Бандеровцы (ОУН-Б) создали свою армию 21 февраля 1943 года, но назвали ее УВА (Украинськой вызвольной армией). Кстати, именно после этого командующий войсками СС Э. Бах-Зелевски распустил шуцманбатальоны «Роланд» и «Нахтигаль», и их личный состав плавно вошел в структуры бандеровцев и дивизию СС «Галичина».

О «свежести» исторической выдумки «Дня УПА» свидетельствуют и  бандеровские документы. И хотя для современной украинистики весьма характерно пренебрежение архивной документацией, стоит отметить, что в пятом томе «Літопису УПА» четко указано: «Первые вооруженные формирования УПА приходятся на февраль-март 1943 года» (2). Этот же период называет руководитель СБ ОУН по Волыни и Полесью В. Макар по кличке «Сыроманець». Один из функционеров бандеровской верхушки, фактический создатель УПА М. Лебедь указывает, что «в конце декабря 1942 года возникла первая сотня УПА  под командованием сотенного Коробки-Перегийняка».

То есть никакого даже формального отношения к Покровским праздникам рождение бандеровских структур не имеет. Однако, как оказывается, бандеровцы отчего-то именовали и именуют себя «наследниками казачества», а как следствие – и наследниками традиций празднования.

В связи с этим необходимо совершить хотя бы краткий исторический экскурс. Причем опять же основанный на новейших исследованиях исторической украинистики. Сердцем малороссийского казачества стало Левобережье и среднее Поднепровье. На Правобережье казачество появилось в своей первой, так сказать, мутированной форме – реестрового казачества, то есть профессиональных военных, находящихся на оплачиваемой службе у польского короля. Подобная институция именуется наемничеством, по-современному – контрактной службой. При этом реестровые казаки обычно выполняли карательные функции как против мирного населения, так и против автономных от всего сущего запорожцев. Именно в качестве реестрового польского наемника в плен к Хмельницкому попал Иван Выговский, протиснутый сегодня в пантеон новых украинских героев.

Центром казачества оставалось среднее течение Днепра, именно те места, где впоследствии «подлые москали» отгрохали огромную Днепровскую ГЭС. На речных островах казачество благополучно существовало до тех пор, пока часть его не перешла на сторону шведских оккупантов. В дальнейшем «украинское казачество» расширяло свой ареал исключительно в южном – новороссийском направлении. Часть казаков, как известно, удалившись за кордон, выполняло функции подельников турок.

Академической формулой можно считать (и это подтверждают украинские исторические источники), что никаких казаков и никакого казачества на территории западной части Правобережья и тем паче в Галиции не существовало априори. Там действовал польский, а после и австрийский «орднунг», и всякое вольнодумство и недовольство карались мгновенно и жестоко. Характерно, что на территории нынешней Западной Украины, кроме тщательно законспирированных акций опришков, сколько-нибудь заметного «украинского освободительного движения» не было. Если Левобережье горело огнем сопротивления не одно столетие, если здесь появилась Хмельниччина, если на ближнем Правобережье были Палий, Колиивщина и гайдамаки, то Запад тихонечко и покорно гнул спину перед поляками, а после перед австрийцами.

Наличие в этих землях казаков могло бы реально поменять историческую ситуацию. Но их не было, ибо здесь – не казацкая земля, здесь никогда не было вольницы. Здесь, повторимся, был порядок и аккуратное и четкое выполнение установленных правил, так что те, кто сегодня навязывает всей Украине свою исключительность в деле национального свободолюбия, просто врут. Де-факто они не смогли сохранить язык, не сохранили элиту, они даже не сохранили Веру, совокупив ее с католичеством.

Но иноземный порядок воспитал в них другое – зависть и ненависть, что также было элементом «порядка». Отсутствие своих героических страниц (найдите в западноукраинской истории XIV–XX веков хотя бы одну личность, сравнимую с Хмельницким, Богуном, Сирко, Наливайко) заставило перехватывать инициативу у более доверчивых и более добрых малороссиян. На изобретенную китайцами бумагу галичане нанесли изобретенную уже ими самими историю, где нарисовали выгодные для себя эпизоды. Потом подчинили ее себе целиком, в результате чего бесспорный для Малой России предатель и иудка Мазепа стал героем нации, а его изменнический поступок – чуть ли не образцом поведения. А униат и абсолютно чужой субъект с зловещим прозвищем Бандера стал освободителем и опять же «героем».

Так и единый  православный праздник Покрова стал днем казачества и УПА. В этот светлый день бандеровские эмбрионы устраивают свои нацистские шоу, где проклинают единство и грозят кровавыми разборками. Они обманом присвоили праздник, присвоили Киев и уже вовсю присваивают Украину…

1. Т. Бульба-Боровец.  Армія без держави. Львів, 1993. С.78.

2. Літопис УПА. Торонто, 1984, т.5.

Ксения Рябинова, «Русское единство»

 

Эволюция национальной идеи русского народа

«Идея нации - это то, что Бог думает

о ней в вечности». (В.С.Соловьев).

Духовно значимые доктрины рождают не все народы, но их противоборство почти всегда сопровождалось соперничеством идей.

Все мессианские идеи призывали людей к личному и всеобщему совершенствованию. Идеей, поднявшей арабов с VII в. и османов с ХIV в., был ислам и просвещение народов мира благородными идеями Корана. (Война для них имела сакральный характер). Французы с 1789 г., стремились вдохновить человечество великим призывом «Свобода, равенство, братство». Доктрина либерального мессианизма в дополнение к «американской мечте «каждый может стать миллионером», гласила, что США, как самая процветающая сверхдержава мира имеет право «демократические ценности» вколачивать даже бомбами. Мировое еврейство придерживалось идеи «богоизбранного народа». Мессианская идея воинственного сарматизма («шляхта – это особый сарматский народ»), утвердившаяся во второй половине XVII в., провозглашала исключительную роль поляков в исполнении Божественного промысла; «покровительствуемая Богом Речь Посполитая защищает весь католический мир». Прежняя идея Польши как бастиона западного христианства против азиатской дичи и ныне бытует как полоноцентризм и пренебрежение к соседям (1).

Державные идеи отличаются мессианских. Державность – это преданность своему государству (державе) и стремление своими действиями служить его интересам. При угрозе извне или при утверждении справедливых национальных или мессианских идей державность даёт людям огромную силу. При гипертрофии государства она перерождается в великодержавность, давящую свой и чужие народы.

Державной была идея максимально-возможного расширения территории арабского халифата, Османской империи, Российского царства, всемирной Французской империи и увеличения сферы влияния СССР на планете. Японская государственная идея провозглашала, что «все стороны света находятся под сенью божественного происхождения японского императора излучающего благодать. Смерть за императора это гарантия вознесения в рай.

Традиционной концепцией в Китае было понятие, что Китай - срединное государство мира («Чжунго»).

Национальная идея может совмещать и мессианскую, и державную идею. Без национального эгоизма, агрессивности и превосходства над другими нациями национальная идея обладает непреходящей ценностью. Её накал меняется в зависимости от количества носителей и одарённости вождей, способных воспринимать высшие духовные ценности.

Русские неоднократно выдвигали мессианскую и державную идеи в средневековой России (1462-1605), в эпоху Романовской династии (1613-1917) и в эпоху СССР (1917-1991) между катастрофами четырех смут в ХIIIII вв., 1605-1612, 1917-1921, 1989-1993 гг. (2).

 С IX в. военно-дружинная, изначально многонациональная Русь через сотню лет преобразовалась в раннефеодальную монархию. Объединительная христианская идея князя Владимира I Святославича (980-1015) усилила общерусский патриотизм. Люди понимали, что Русь имеет «единое сердце» (Любечский съезд 1097). Чистая гордость Русской землёй звучит в восторженной похвале святому князю Владимиру русского митрополита (с 1051 г.) Иллариона: «Земля Русская, иже ведома и слышима есть всеми концы Земли». Поразительным был культурный взрыв при Ярославе Мудром (1019-1054). Было начато летописание, построен храм Св. Софии, составлена «Русская Правда», основан очаг праведности и духовности – Печерский монастырь. Русь приступила к утверждению и распространению восточно-христианской цивилизации в Северной Евразии, между цивилизациями западно-христианской, исламской и дальневосточной (А.Тойнби). Понятие «Русская земля», общий (даже при диалектных различиях) древнерусский язык охватили всех восточных славян (и постепенно угрофиннов). Киев стал объединяющим, но не подавляющим имперским центром, и Древнюю Русь неправильно называть «Древнерусской империей».

После ордынского разгрома вплоть до середины XV в. среди русских княжеств отсутствовало общее государственное сознание. Но была гордость за геройскую защиту родных рубежей, за оборонительные походы в степь, за личную доблесть. Не угасала и политическая идея преемственности Владимирской и Московской Руси от Киевской.

 В провальную эпоху «огрубевшего и одичавшего духа» (Г.П. Федотов) «учитель и наставник всей Русской земли», игумен Сергий Радонежский (3 мая 1314 - 25 сентября 1392) смог внушить поверженным людям веру в общерусское дело. Преподобный Сергий совершил подвиг, заложив духовную основу нашей страны и указав на мессианскую роль России в мире. Заступник Земли Русской на все века стал почитаемым святым и национальным символом.

После падения Константинополя в 1453 г. в России появилось ощущение «священного одиночества» и сознание национальной исключительности. Около 1523-1524 гг. формулой «Москва – Третий Рим» было обозначено призвание России, как последнего высшего духовного образования на земле, в котором сошлись судьбы всех бывших православных государств (3).

Только через православное учение спасётся человечество. Концепция «Святой Руси», не имевшая ничего общего с имперскими претензиями, надолго стала национальной идеей и стержнем русского патриотизма.

В 1552-1556 гг. царство Ивана Грозного поглотило ядро бывшей Золотоордынской империи вместе с Западным Приуральем. Обретя «наследие чингизидов» оно стало евразийской державой и открыло великий путь к Тихому океану. Это вызвало всеобщее ликование в стране и необычайную консолидацию всех вокруг трона. На 1552-1564 гг. пришёлся зенит великодержавных устремлений русского Средневековья. Исходившее от государя «державное излучение» остро воспринималось окружением и легко транслировалось на всех подданных любой национальности.

При кратком апогее державных чувств его носители живут при «огненности духа» или «высокой пассионарности» (Л.Н. Гумилёв). Войска, подключённые к суммарному напряжению державности и мессианской идеи, могут совершать неслыханные подвиги. Казанский штурм 1552 г. сопоставим с порывом храбрости суворовских «чудо богатырей» при взятии Измаила в 1790 г. и красноармейцев при захвате Берлина в 1945 г. Отчаянная, не на жизнь а на смерть, защита Пскова от поляков в 1581-1582 гг. перекликается с такой же по героизму битвой при Бородине в 1812 г. и с обороной Севастополя в 1941-1942 гг. В середине ХVI в., в 1812-1814, 1941-1945 гг. с врагами сражались не бояре, холопы, крестьяне, посадские, казаки, не мордва, башкиры, татары, русские, остзейские немцы, украинцы и др., не православные (или мусульмане, лютеране, католики, ламаисты), а единое и сплочённое общим патриотическим порывом воинство.

С XVI в. стала зарождаться гордость пространством, которое преобразовывалось своей культурой. На Дальнем Востоке - в 1632 г. русские вышли в район Охотска и границы исторической России стали утверждаться на берегах Тихого океана. «Огромное пространство составляет философию всей русской истории» (Г.В.Вернадский).

В течение пяти веков вплоть до XXI в. «идея распространяющейся империи» трижды рушилась и трижды возрождалась вместе со взлётами и падениями государства.

 Московское правительство после Смуты начала XVII в. возобновило воссоединение всех неправедно захваченных русских земель. Русско-польская война 1654-1667 гг. соединила общерусскую идею с региональной украинской. На Украине не исчезала память об общерусском православном Отечестве («Святой Руси»). Идея «соборной Украины» от Полтавы до Карпат не противоречила московской идее воссоединения всех русских земель от Карпат до Невы и Волги. Украинская идея в XVII в. была национально-оборонительной, направленной исключительно на защиту украинского этноса от католицизма и ислама.

«Северный исполин» (А.С. Пушкин) Пётр Великий на своих плечах поднял державную силу России. Целью Петра I не было введение России в круг западной цивилизации как периферийного субъекта, но как ведущей православной империи, овладевшей западными технологиями.

Вместо идеи Третьего Рима он всю жизнь положил на то, чтобы утвердить новую идею «общего блага».

Необъятность государственного кругозора позволяла Петру I браться за дела, к которым не под силу было подступиться ни одному из последующих русских императоров: возвращение р. Аму-Дарьи в русло Узбоя для прохода из Каспия в Среднюю Азию и Индию, подготовку великих экспедиций в северной части Тихого океана, разведку пути в Индию через о. Мадагаскар и др. Император вывел флот на третью-четвёртую позиции в мировом океане после английского, французского и турецкого. Официальными глашатаями «развитой» державности и неограниченной автократии были вице-президент Синода украинец Феофан Прокопович (1681-1736), вице-канцлер П.П. Шафиров (1669-1739), писатель украинского происхождения и обер-иеромонах флота Гавриил Бужинский (ум. 1731).

При Екатерине II практически всё дворянство, чиновничество и военные были носителями державных чувств, война становилась общенациональной. Возвышенный патриотизм («Любви к Отечеству безмерен в русских пламень» – Г.Р. Державин) был сплавлен с высшей державной ценностью - идеей справедливого и несокрушимого самодержавия. Верность Родине и верность престолу не расчленялись (4).

После блестящих побед Г.А. Потёмкина, А.Г. Орлова, П.А. Румянцева в 1770 г. чудо богатыри «великой духом армии» (А.А. Керсновский) могли легко форсировать Альпы, а флот на несовершенных кораблях ходить вокруг Европы и бить османов у ворот их столицы. Все жили под гордым девизом: «Мы русские, с нами Бог!», «Никто в мире не одолеет русских!». Генерал-фельдцейхмейстер П.А.Зубов составил проект Российской империи с шестью столицами (Петербург, Москва, Берлин, Вена, Константинополь, Астрахань)

Вооружённые силы воплощали имперскую идею и почти на полтора века Русская армия, гвардия и флот обрели высокое государственное значение. Контраст с ХVII в., когда часть дворянства руководствовалась правилом «Дай Бог великому государю служить, а саблю из ножен не вынимать» был невообразимым.

 При Александре I готовность к жертвам «За Веру, Царя и Отечество» оставалась прежней. В глазах европейцев до середины ХIХ в. суть русского человека выражалась одним словом – «воитель». Русский патриотизм в славном 1812 году был подкреплён религиозной идеей борьбы с французским атеизмом.

Императорская армия, подобно древнеримской, ассимилировала, перевоспитывала и делала патриотами новобранцев разных национальностей. «Живой символ империи» – герой-вахмистр украинец Д.Ф.Мирощенко (1790-1863), проливавший кровь в боях против Наполеона I и Наполеона III, вспоминал царя Николая I не иначе, как крестясь и со слезами на глазах (5).

 Попытка направить в 1825 г. Россию по пути конституционной монархии и отмены крепостного права не удалась. Императорская власть, выведя православную русскую цивилизацию на рубежи западной, мусульманской и китайско-японской, потеряла своё историческое оправдание. Без взаимодействия с духовным фактором державная власть стала терять своих приверженцев (особенно начиная с восстания декабристов). Военная гегемония Николая I, нависшая над Европой, вызвала большой страх, она родила русофобство европейских демократов и консерваторов. В России гипертрофия самодержавия вызвала оцепенение всего живого. Попытки министра народного просвещения графа С.С.Уварова (1833-1849) усилить Империю и державное сознание религиозной и монархической идеологией («православие, самодержавие, народность») не давали результата. Остановить сползание Империи к катастрофе 1917 г. после Александра I не мог бы ни один из императоров.

 Ряды противников государства - нигилистов, народников и революционеров – множились. В 1881 г. народники убили «царя-освободителя» Александра II. В 1905 г. часть общества злорадствовала при поражениях Русской армии и флота в русско-японской войне. (Японцы даже пытались формировать десант из русских военнопленных для захвата Владивостока). Распространялась едкая сатира на самодержавие и антимонархические стихи. Лишенный ореола сакральности Николай II, против которого крестьяне допускали вымыслы об измене («царь продал немцам Перемышль, Львов, Варшаву, Ригу и всю вообще Россию»; «убить бы давно нужно нашего Государя, какую он власть дал немцам») (6) командовал в начале 1917г. девятьюмиллионной армией (вместе с частями прифронтовых округов и тыла), имевшей огромный боезапас.

И, тем не менее, присутствие национальной идеи осознавалось. В 1909 г. Л.Н.Толстой писал: «Не могу не верить в исключительное значение славян для объединения не только христиан, но и всех людей».

Новая духовная доктрина охватила нашу страну после Великой Русской революции 1917 г. Советская республика, зародилась при высочайшем накале мессианской идеи «социалистического пролетарского интернационализма» и веры во всемирное братство всех угнетенных.

Всего через два десятка лет после войны 1914-1817 гг., когда русские солдаты, втыкая штыки в землю, отказывались защищать целостность императорской России, огромное большинство народа было захвачено идеей освобождения планеты от ига мирового капитала.

С середины 1930-х годов сознание правоты первого в мире социалистического государства и советского правительства, гордость за победу в годы Гражданской войны и интервенции, за успехи индустриализации, широко распространились по стране. Несмотря на насильственную коллективизацию, раскулачивание и «большой террор» 1937-1938 гг., миллионы советских людей разных национальностей резко поднялись по социальной лестнице. Родилась Новая страна и новый народ энтузиастов. В 1934 г. было установлено звание Героя Советского Союза. На военный мундир смотрели с таким же восторгом, как в «грозу Двенадцатого года». Герои папанинцы, челюскинцы и спасавшие их лётчики становились патриотическими символами страны. «Державная воля народа» небывало усилила СССР.

Формально мессианский интернационализм был сменён сверху на «советскую державность» 16 мая 1934 г. после Постановления ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР об улучшении исторического образования в стране. Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1933-1937), переход от кадрово-территориальной к единой кадровой системе Рабоче-Крестьянской Красной Армии, введение всеобщей воинской повинности, техническое перевооружение армии, начало строительства «Большого флота», способного противостоять флотам Германии и Японии, восстановили «Большую Россию» – СССР в рядах великих мировых держав.

 Несмотря на недальновидную дискредитацию дореволюционной истории, разрушение патриотических памятников старины и церквей державность и сакрализация верховной власти в СССР превысили всё, что было при царях и императорах. Советским правительством всего за несколько лет была проведена идеологическая работа, какой никогда не знала Россия. В смертельные годы Великой Отечественной войны не религиозный фанатизм с верой в бессмертие души и не идея пролетарского интернационализма, а советский патриотизм побуждал воинов Красной Армии идти на высшие подвиги самоотверженности.

При тяжелейшей катастрофе 1941 г., гибели и пленении сотен тысяч красноармейцев, при развале командования, Вермахту было оказано небывалое противодействие.

Объём власти Сталина в 1945-1953 гг., усиленный идеологической сплочённостью и державной волей народов, был внутри и вне СССР на порядок выше, чем у Романовых. Помимо того, что он почитался «живым Богом», он был авторитетным вождём блока «стран народной демократии» от Эльбы до Южно-Китайского моря. Сталин и его окружение свою державную цель видели в расширении территории. «Свою задачу, как министр иностранных дел, я видел в том, чтобы как можно больше расширить пределы нашего Отечества. И кажется, мы со Сталиным неплохо справились с этой задачей» – говорил В.М. Молотов (7).

Цикл подъёма и обвала СССР (74 года - втрое короче, чем у Империи) поражает динамичностью. Всего за два десятка лет после Гражданской войны и разрухи, полукрестьянская страна поднялась к великодержавию, доблестно выдержала сокрушительный удар Третьего Рейха, показав невиданный в мировой истории взлёт патриотизма миллионов людей разных национальностей, стала второй сверхдержавой мира и обвально рухнула за три десятка лет 1956-1991 гг., заражённая антидержавными настроениями населения.

Можно отметить, что ещё в 1955 г. советский патриотизм был не ниже, чем в период Отечественной войны. При гибели линкора «Новороссийск» в 1955 г. матросы перед смертью кричали «Прощай, Родина!» и пели «Варяга». Первый спад державных настроений произошёл после ХХ съезда КПСС в 1956 г., вызвавшего в стране «оттепель», а потом в 1962-1964 гг. во время самодискредитации власти при Н.С. Хрущёве. Косность советской государственности и спад державных чувств чутко уловили «диссиденты», открыто заявив в середине 1970 гг. о скором крушении социализма (8).

Непосредственно перед гибелью государства утрачивались прежние патриотические ценности, ломался менталитет. Не скрепляемая центром страна рассыпалась на осколки, старые идеи испарялись почти мгновенно.

С 1985 г. в период «гласности и перестройки» началась обвальная дискредитация государственной и национальной идеологии. Анекдоты о революции, В.И. Ленине, партии, коммунизме, Хрущёве, Брежневе, Чапаеве (9), разложили советскую державность и выветрили гордость за первое в мире социалистическое государство.

 Ослабление поддержки снизу власть пыталась компенсировать не духовными, а материальными факторами. В 1980-е гг. при беспомощных старцах Л.И. Брежневе и К.У. Черненко СССР обладал невообразимой мощью межконтинентальных ракет, танковых дивизий, ВВС и ВМФ и гигантской партией, насчитывавшей в 1987 г. 19 468 786 чел.

Громада ещё державшегося «на плаву» государства и выполнение гражданского и военного долга подданными маскировали отсутствие «духовного стержня» и толкали антидержавные силы на рискованные и убийственные для страны решения, исходя из принципа «цель оправдывает средства».

Если в 1917-1920 гг. сепаратизм татар, украинцев, латышей, грузин, финнов, сибиряков, казаков, уральцев, одесситов и др., где сильнее, а где слабее, перекрывался общей мечтой о рабоче-крестьянском государстве и мировой революции, то в 1980-1990 гг. этноэлиты в бывших советских республиках, ничем, кроме национального эгоизма не руководствовались. Появился национализм – «еврейский» (с борьбой за право выезда из СССР), русский (общество «Память»), украинский, эстонский и т.д.

Потеря общих идеалов, деморализация и ставка на наживу оказались однотипными как в первую, так и в третью Смуты. У номенклатуры и хозяйственной мафии не было ни государственного, ни революционного патриотизма, всё затмила цель расхищения необъятной государственной собственности. Как справедливо отмечал Н.Я.Эйдельман, революции в России начинались сверху. Когда М.С.Горбачёв ввёл в практику обмен визитами между руководителями КГБ и ЦРУ, один из бывших американских разведчиков за ужином бросил неосторожную фразу: «Пройдёт время, и вы ахнете, если это будет когда-либо рассекречено, какую агентуру влияния имело ЦРУ и другие наши спецслужбы на самом верху вашей пирамиды власти… Вся верхушка вашей системы напоминает кусок швейцарского сыра, так как она насквозь проедена «кротами» - внутренними шпионами» (10). Тяга к обществу потребления выдавила из великорусского патриотизма понятия о величии русского народа, его героической истории, об исторической России с границами от Буга до Пянджа и Тихого океана. А.И.Солженицын призвал не тратить русским энергию на «мировые, европейские и панславистские» задачи. Стали распространяться антиподы национальной идеи - самоуничижение, «самоедство», нигилизм и даже «самоненависть» («смердяковщина»).

Обманные лозунги о свободе слова, демократии, отмене цензуры, привилегий, «всевластия КПСС» (с временной альтернативой «Вся власть Советам») принесли либералам большой кредит доверия. 12-15 марта 1990 г. при избрании М.С.Горбачёва Президентом СССР они, зная, что идеология это и есть национальная идея, сознательно рушили не только идею о «руководящей и направляющей роли КПСС», но и патриотизм. Чтобы никогда не возродился «монстр», так напугавший мировую буржуазию, мозговой центр «демократов» выдвинул концепцию: «СССР – это искусственное образование и ему нет места на географической карте мира» (Ю.Н. Афанасьев). «Право наций на самоопределение выше идеи государственного суверенитета». (Г.В. Старовойтова). «На месте СССР надо создать 3-4-5 десятков независимых государств», «Главное в перестройке – это делёж государственной собственности» (Г.Х. Попов) (11).

Академик А.Д. Сахаров 30 октября 1989 г. преследуя цель, «полного демонтажа имперской структуры» составил проект «Конституции Союза Советских республик Европы и Азии» – конфедерации, которая должна состоять (первоначально) из 53 существовавших союзных и автономных республик, национальных округов и автономных областей. Каждый из 53 субъектов мог заводить свои вооруженные силы, свою денежную систему и забирать себе доходы от налогов и предприятий, за исключением некоторых отчислений в общий бюджет. Из РСФСР вычленялась «республика Россия», разделённая на четыре части (европейскую Росию, Урал, Западную и Восточную Сибирь) «имевших полную экономическую самостоятельность» и более 30 других равноранговых национальных республик (12).

 С подачи из-за океана сахаровская идея о том, что в «маленьких государствах жизнь и лучше и свободнее и безопаснее, чем в больших» (13), захватила многих.

Наступательный дух вытеснялся рефреном «лишь бы не было войны». «Ради этого считалось возможным поступиться высшими ценностями, что и случилось при распаде исторической России, смене социально-экономического и политического строя. Сейчас эту формулу исповедуют 80-85% россиян, несмотря на несчастья системного кризиса» (14).

 Абсолютное большинство русских на «соборной Украине» голосовало за «незалежность» этой республики. В отсутствии государственной идеологии русские без протеста приняли отторжение от исторической России/СССР трети территории, включая русский Крым и «город русской славы – Севастополь». 12 декабря 1991 г. в 13 часов 28 мин. Верховный Совет РСФСР стоя, под бурные продолжительные аплодисменты, принял акт о денонсации союзного договора 1922 г.

 С целью разложения «идеологии советского мещанина» – «культа государства, в котором соединяются в разных комбинациях преклонение перед силой и идеи /русского – В.А./ национального превосходства» средства массовой информации принялись за дискредитацию святынь, героев и всей (не только советской) отечественной истории, всего, что составляло основу русской национальной гордости. Подспудно стала навязываться мысль о «преступности русской истории». Героический символ русской истории - князь Александр Невский, признанный народом святым, стал трактоваться «свирепым ненавистником народоуправства, позором русского исторического сознания, изменником, жестоко исковерковавшим судьбу народа и водрузивший монгольское иго на его шею» (15).

В 1991 г. произошла геополитическая, историческая и духовно-нравственная катастрофа. Очередной цикл русской государственности начался в октябре 1993 г., когда вооружённым насилием, под лозунгом «раздавить гадину» было покончено с остатками СССР. Российская федерация, отброшенная ельцинскими реформами на второстепенные позиции в мире, пошла в фарватере США. Однако коллапс экономики, оскорбления и обиды, нанесённые патриотическим чувствам, сбили волну тотального нигилизма. С 1999 г. власти, учитывая дискредитацию либеральных идей, начали мимикрию «под патриотизм». Военные подвиги и спортивные победы снова стали учитываться как вехи исторической памяти. Однако большинство населения оказалось захлёстнуто валом бульварщины, заполонившей СМИ, а часть – согнулась под бременем борьбы за выживание.

 В наше время заканчивается цикл вестернизации мира (А.С.Панарин). Высшим принципом должно стать не благо «золотого миллиарда», не избранный народ, а благоденствие всех при строгом образе жизни. Новая русская идея, как и прежде, лежит в русле высоких идей человечества - в следовании главному Космическому Закону - Закону любви и ненасилия. Новая страна Россия, как центр планеты, где предсказано появление Нового Учителя, должна соединить опыт Запада и Востока. Русские должны стать мостом к Великим учителям человечества, стимулировать изучение физиологии духа, помочь в обучении мыслетворчеству, приёма тонких энергий Космоса и преобразованию человека изнутри, помогать очищению пространства и ноосферы Земли.

Подъемы и спады в истории Российского государства.

Период

Древняя Русь

Московское княжество и царство

Царство и Российская империя

СССР

РФ

Подъем

882-988

1325-1380

1462-1552

1613-1770

1921-1934

2000

Апогей  идеи

988-1054

1552-1564

1770-1814

1934-1955

 

Спад

1054-1136

1564-1605

1814-1917

1956-1989

 

Катастрофа и разрыв государственной преемственности

XII-XIII вв

1605-1612

1917-1921

1989-1999

 

  1. Коженевска-Берчинска И. Мосты культуры. Диалог поляков и русских. Минск. 2006. С.120. Ныне Польша, став сторонником США и НАТО, пытается как в прошлом, стать центром объединения Литвы, Белоруссии и Украины.
  2. Артамонов В.А. Катастрофы в истории Российской государственности // Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 61-68.
  3. Синицына Н.В. Третий Рим. М. 1998. С. 141, 243, 323.
  4. Марасинова Е.Н. Психология элиты российского дворянства последней трети ХVIII в. М. 1999. С. 143-144; её же: Образ императора в создании элиты российского дворянства последней трети ХVIII в. (По материалам эпистолярных источников) // Царь и царство в русском общественном сознании. М. 1999. С. 141-177.
  5. Мамышев В.Н. Гренадёр Давыд Фёдорович Мирощенко. СПб.,1904
  6. Поршнева О.С. Российский крестьянин в Первой мировой войне (1914- февраль 1917) // Человек и война. Война как явление культуры. М.,2001. С.206-207.
  7. Тихвинский С.Л. Дипломатический фронт (по воспоминаниям) // Война и общество 1941-1945. М. 2004. Кн. I. С. 457.
  8. Максимов В.Е. Самоистребление. М. 1995. С. 18.
  9. Самиздат века. Сост. А. Стреляный, Г. Сапгир и др. Минск-Москва. 1997.
  10. Атаманенко И.Г. Герб США «работал» на СССР. М.,2004. С.177-178
  11. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М. 2003. С. 346; Старовойтова Г.В. «Этнический парадокс» и стереотип мышления // Родина. 1989. № 7. С. 9; Попов Г.Х. Что делать? // Демократическая альтернатива Ельцыну. М. 2001. Т. 1. С. 49.
  12. Конституция Союза Советских республик Европы и Азии (проект) // Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1991. С. 266-276, 293.
  13. Степень свободы. Интервью с Григорием Цитриняком // Там же. С. 296
  14. Россия: преодоление национальной катастрофы. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1998 г. М. 1999. С. 245.
  15. Сокольский М.М. Неверная память. Герои и антигерои России. Историко-полемическое эссе. М., 1990. С. 193; Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (ХII-ХIV вв.). М. 2000. С. 219-228.

В.А.Артамонов

 

Информационный сборник «Русский мир» Всеукраинского Объединения «Русское содружество», Редакции Газеты для соотечественников «Русская Правда» и Интернет-сайта «Русские на Украине» (www.rus.in.ua) предназначен для руководителей русских организаций и объединений российских соотечественников, организаций, экспертов и журналистов, занимающихся вопросами соотечественников.


В избранное