Азербайджан, Баку, 24 февраля / корр. Trend Life Нигяр Мусаева/
Ежедневно вместе с обедами и ужинами мы «поглощаем» по телевидению массу российских детективных сериалов. Хорошо знаем актеров, запоминаем имена режиссеров, но не задумываемся о людях, собственно придумывавших все эти увлекательные истории – сценаристах. Сегодня Trend Life хочет познакомить вас с одним из них. Это Александр Молчанов – российский сценарист, автор популярных сериалов «Детективы», «Час Волкова», «Кодекс чести» и т. д.
- Вам самому нравится современное российское кино?
- Современное российское кино мне очень нравится своим некоторым простодушием. За последние три-четыре года в кино дебютировали десятки режиссеров, сценаристов и актеров. Некоторые из них работают так, как будто столетней истории кино не было. Заново открывают для себя законы композиции, принципы построения мизансцены... Чаще всего такие открытия непродуктивны, но случаются и настоящие чудеса. Новое поколение кинематографистов довольно внятно заявило о себе и уже сейчас понятно, кто те десять-пятнадцать человек, с чьими именами будет ассоциироваться российский кинематограф следующие лет пятьдесят: Алексей Герман-младший, Борис Хлебников, Кирилл Серебренников, Игорь Волошин, Иван Вырыпаев, братья Котты и другие.
- Не обидно ли бывает сценаристам оставаться как бы в тени режиссера? Режиссеров знаменитых картин знают все, а вот сценаристов – немногие… Не возникает ли чувство протеста? И случается ли, что вы остаетесь недовольны тем, как реализован ваш сценарий?
- Обидно. Но что делать? Кино – искусство визуальное. Сценарий же, хочешь – не хочешь, написан словами. При переносе на экран всегда что-то теряется. Если дословно снять даже очень хороший сценарий, вряд ли получится хорошее кино. Режиссер всегда является соавтором сценариста, и сценарист должен дать возможность режиссеру стать соавтором, «впустить» его в свой сценарий. Иначе кино не будет.
А вообще, как сценарист может быть недовольным? Он создает целый мир, наполняет его своими идеями, населяет его своими героями – что может быть прекраснее? Маленькая радость сценариста – тихонько шепнуть на площадке загримированному актеру – «это я вас всех придумал».
Иногда, конечно, смотришь снятый материал и морщишься – не врубился режиссер, «недокрутил». Иногда радуешься, когда видишь, что режиссер добавил удачную находку, обогатил сцену новым смыслом. Пока мне везло с режиссерами, я чаще радуюсь.
- Что вам известно об азербайджанском кинематографе? Знакомы ли вы с кем-нибудь из наших сценаристов, актеров, режиссеров?
- К сожалению, азербайджанское кино знаю плохо, видел только «У голубого моря» Барнета, снятый в Баку в 1935 году, и «Аршин мал алан». Конечно, читал сценарии Рустама Ибрагимбекова. Фильмов, снятых в последние годы, не знаю вообще, к сожалению.
- Вы пишете сценарии к детективным сериалам. А как рождаются все эти истории, откуда берутся сюжеты? Кстати, а что вы сами любите читать?
- Сюжеты чаще всего придумываются. Мы как-то пробовали на одном проекте использовать реальные криминальные истории из газет, получалась полная чушь. У жизни как соавтора есть два главных недостатка: она не заботится о правдоподобии, и она не заботится о занимательности. Реальные истории всегда или скучные или совершенно фантастичные. Запишешь рассказ очевидца, а тебе потом скажут – это вы все выдумали, так не бывает. Поэтому лучше вообще все выдумывать.
Что же касается книг, читаю много, жадно, бессистемно и из самых разных областей – квантовая физика, маркетинг, история Индии. Сейчас перечитываю «Божественную комедию».
- В продолжение темы: на телевидении, в частности на НТВ сейчас оооочень много детективных сериалов. Практически один за другим. По-вашему, с чем связана эта тенденция? Вкусы и потребности публики? Реалии? Что?
- Скажем так, это представления телевизионных начальников о вкусах народа. И еще – неумение сделать интересный для зрителя фильм другого жанра. Уверяю вас, если на телевидение принести сценарий действительно хорошей комедии или мелодрамы, ее с руками оторвут. Так ведь не несут…
- Можете припомнить какие-нибудь интересные рабочие моменты?
- Работа сценариста очень скучна. Сидишь себе, пишешь. Никаких тебе сложностей, неожиданностей, казусов, приключений… Хотя однажды мне пришлось во время съемки сцены держать на руках оператора, который высунулся из машины и снимал погоню на полном ходу. С тех пор я глубоко убежден, что место сценариста – за письменным столом, а не на съемочной площадке.
- Проблемы кинематографа чаще всего списывают на нехватку средств. Но снимается же прекрасное малобюджетное кино… Как вы думаете, действительно ли материальные проблемы могут парализовать кинематограф или возможно снять шедевр, не потратив при этом больших денег?
- Возможно, конечно… Фильм «Миллионер из трущоб», который вчера взял восемь «Оскаров», снят за 15 миллионов долларов, по голливудским меркам - даром. А отличный российский фильм «Пыль» - вообще за 3 тысячи долларов.
- Кстати, о Голливуде. Кажется, среди публики бытует мнение, что большая часть его продукции – мусор… А как по-вашему?
- 99% чего угодно – мусор. Это относится и к авторскому кино, и к продукции Голливуда. Но не надо забывать, что Голливуд – это оплот профессионализма. Эти люди четко понимают, что они хотят сказать, кому они хотят это сказать и как это нужно сказать. Поэтому их и слушают.
- Бывают переоцененные книги, картины… Бывают и недооцененные. По-вашему, какие фильмы 20 века не дооценены?
- Я был потрясен, когда посмотрел немые фильма Гриффита и Штрогейма. Сейчас они почти забыты, но это совершенно потрясающе по уровню киномышления. Этакие Толстой и Достоевский. Однако писателей читают, а кино забывают. К сожалению, кино живет меньше, чем книги.
- Если бы у вас была возможность написать любой сценарий для любого режиссера, что это было бы?
- Экранизация «Улисса» Джойса. Не задумываясь, отдал бы год жизни за возможность написать этот сценарий.
- Недавно вы провели в интернете мастер-класс для начинающих сценаристов, который закончилсмя написанием ими сценариев для художественных короткометражек. Прослеживается ли что-нибудь общее в работах ваших учеников? У какого-нибудь из этих сценариев есть шанс быть экранизированной?
- Основные недостатки у всех общие – много текста, мало действия. Авторы не всегда понимают, как их работа может быть перенесена на экран. Но это, естественно, приходит с опытом. Среди выпускных работ есть несколько действительно потрясающих сценариев. Если получится, буду предлагать их студентам-режиссерам ВГИКа.
Вообще мы сейчас стараемся собрать вокруг гильдии сценаристов некоторый костяк талантливой молодежи. Проводим семинары, организуем конкурсы, приглашаем мастеров. Это работа трудоемкая, не приносящая быстрого результата, но кто-то же должен ею заниматься.
- Нет вопроса банальнее «о творческих планах», но все же… Переиначим – ожидается ли в ближайшем будущем на телеканалах какой-нибудь новый написанный вами сериал?
- Из-за кризиса у меня остановились буквально перед самым запуском два уже написанных сценария. Надеюсь, все же их снимут – пусть не в этом году, так в следующем. А ближайшая премьера, если не ошибаюсь, в апреле – сериал «Рейдеры», который я писал в соавторстве с Михаилом Климовым и Андреем Фадеевым. Режиссер сериала Радда Новикова, а производитель – компания «Твинди». Смотрите на канале НТВ.
Европейский союз предостерегает Минск от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, сообщает Интерфакс.
"Что касается независимости Абхазии и Южной Осетии, то наша позиция остается неизменной - мы ее не признаем. И если Белоруссия признает независимость Абхазии и Южной Осетии, то это отбросит наши отношения с Белоруссией", - сказала во вторник в Брюсселе член Еврокомиссии, ответственный за внешние связи, Бенита Ферреро-Вальднер на встрече с журналистами из Украины, Белоруссии, Молдавии и России.