Россия, Москва, 12 февраля /корр. Trend News Р.Агаев/ В информационном пространстве России явный недостаток материалов о жизни стран Южного Кавказа, считает главный редактор портала «Вести Кавказа» Алексей Власов.
«Я имею в виду жизнь простых людей, проблемы гуманитарного и социо-культурного взаимодействия», - сказал Trend News Власов.
В середине января стартовал новый интернет-проект - информационно-аналитический портал «Вести Кавказа».
Нынешняя версия сайта – это только пилотный проект, сказал Власов. «Если все сложится успешно, то в начале марта мы запускаем расширенную версию портала с возможностью транслировать аудио- и видеопродукцию», - сказал он.
Ряд конфликтных ситуаций на Южном Кавказе, по словам Власова, развивается искусственно, а потому изменить ситуацию можно только через создание нового образа стран Кавказа.
«Этот образ должен быть построен на позитивном восприятии в рамках культурного, духовного, гуманитарного пространства, о котором так много говорят наши лидеры, но формирование внутреннего строения этого пространства находится только в самой начальной стадии», - сказал Власов.
По его словам, уже несколько лет в МГУ и Российском государственном гуманитарном университете существуют кафедры, изучающие историю стран постсоветского пространства.
Ведется фундаментальная научная подготовка молодых кадров, которые изучают казахский, азербайджанский, армянский, грузинский и другие языки, достаточно глубоко знают историю этих стран, причем не только современную, но и более раннего периода, сказал Власов.
«Накопился значительный объем информации, которую необходимо было не только обработать, но и транслировать через доступные нам каналы», - сказал он.
Печатная продукция, по его мнению, – для академических кругов, интернет-ресурс – для более широкой публики. По словам Власова, в начале 2009 года на базе Информационно-аналитического центра при историческом факультете МГУ было решено поэтапно запустить три больших проекта: по Южному и Северному Кавказу, по Центральной Азии, по Украине.
«Временные и финансовые приоритеты были отданы кавказскому направлению, причем еще раз особо подчеркну, что мы имеем в виду и Северный, и Южный Кавказ, - сказал Власов - Таким образом, этот проект есть соединение усилий ученых и политологов-практиков, специалистов из России, стран Южного Кавказа, Казахстана».
Связаться с автором статьи можно по адресу trend@trend.az
Три человека погибли и 13 получили серьезные ранения в
дорожно-транспортном происшествии на скоростном шоссе в центральной части Китая
в четверг, передает агентство Синьхуа.
Автобус, в салоне которого находились 34 пассажира, перевернулся
на высокой скорости и скатился вниз по 20-метровому склону, пишет РИА Новости.
Украинские моряки с освобожденного из пиратского плена судна "Фаина" прилетят на родину ориентировочно в 10.00 (11.00 мск) утра пятницы, сообщает пресс-служба президента Украины Виктора Ющенко, который держит на личном контроле возвращение судна и экипажа, пишет РИА Новости.
"Церемония встречи с родственниками моряков судна "Фаина", которые вернутся на президентском спецсамолете из Кении, ожидается ориентировочно в 10.00 (11.00 мск) в пятницу, 13 февраля, в аэропорту "Борисполь" (под Киевом)", - говорится в сообщении.
Планируется, что в церемонии примет участие Ющенко.
Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости
Старину Чарльза Дарвина, похоже, снова и, на этот раз
официально и окончательно, признали достойным членом римско-католической
конгрегации и его родной, протестантской англиканской паствы. Это очень
достойное подтверждение того, что церковь тоже эволюционирует вместе с течением
времени. Почти по Дарвину. В год двойного юбилея Дарвина – 12 февраля
исполнилось 200 лет со дня его рождения, а 24 ноября будет 150 лет со дня
публикации знаменитого «Происхождения видов» - его осенили одобрением сразу
Римская Курия и Церковь Англии. Раньше такого не было.
Забегая вперед надо сразу заметить, что, вопреки широко
распространенному во внецерковных кругах мнению, ни Ватикан, ни Church House
(официальная штаб-квартира Церкви Англии близ Вестминстерского аббатства)
никогда и никакой анафеме величайшего из всех натуралистов мира и не
предавали. И никогда и нигде официально его не проклинали. Даже во второй
половине XIX века (не говоря уже о XX-м),
когда вышли все главные труды замечательного британца, это было бы слишком и
для Ватикана и для Англиканской церкви. Особенно если учесть, что Дарвин
покоится как раз в главном национальном пантеоне Соединенного Королевства –
Вестминстерском аббатстве. Но той же справедливости ради стоит заметить, что и
в римско-католической церкви и в англиканской было, да и есть, очень много,
мягко говоря, неуспокоившихся, которые никакие теории Дарвина не принимают. И
их «неофициальные проклятья» вполне заполняли нишу непринятия всех
дарвиновских теорий.
Основная же борьба с ним велась и ведется до сих пор по
другую сторону океана, в Соединенных штатах, где и сосредоточена самая боевая
фундаменталистская оппозиция всем дарвиновским богохульствам. Между прочим,
основа всей этой оппозиции – протестантская. В католических школах США уже
давно преподается, для общеобразовательного ознакомления, та самая эволюционная
теория Дарвина.
Так вот, Ватикан решил отметить юбилей ученого, проложившего
мостки эволюции, не просто так, а крупной конференцией предстоящим мартом в
Риме. В непростых отношениях между церковью и Дарвиным, такого еще никогда не
было. Она организована Папской комиссией по культурному наследию Церкви,
Папским Грегорианским институтом Рима (где и пройдет)и еще полудюжиной
теологических университетов. Предстоящая конференция, говорят ее организаторы,
станет не более, не менее как «вехой в процессе сближения церкви и науки».
Архиепископ Джанфранко Равази, председатель упомянутой
папской комиссии, сообщая о предстоящей дарвиновской конференции Ватикана,
объявил, что теория эволюции Дарвина «вполне совместима с христианской верой» и
этот постулат можно проследить еще со времен святого Августина (354-430 гг.) и
Фомы Аквинского (1225-1274). Монсиньор Равази объяснил, что ни Августин, ни
Фома Аквинский не имели никакого представления о теории эволюции, но Августин
«знал, что большая рыба ест маленькую и что формы жизни могут медленно
трансформироваться с течением времени». Примерно то же самое говорил спустя
почти тысячу лет и Фома Аквинский. Те, кто внимательно следил за всеми
перипетиями вокруг дарвиновской теории, конечно, немного удивятся такой
постановке вопроса. Но с другой стороны и в церкви, как в любом мыслящем
глубокими философскими категориями организме, бывают течения и скрытые и явные.
В Ватикане Дарвина начали постепенно «реабилитировать», если
так можно выразиться, еще лет 50 назад. В 1950-м папа Пий XII
издал энциклику Humani Generis, в которой впервые было признано, что теория эволюции
может объяснять происхождение тела человека (но не его души) и что ее можно
считать гипотезой. Иоанн Павел II пошел еще дальше и в
1996-м объявил, что это «более, чем гипотеза».
Но даже не это – суть главное в предстоящем ватиканском
мероприятии по Дарвину. Святой престол, объявляя о нем, чуть-чуть, всего
нескольких шажков, не дошел до того, чтобы осудить «Теорию разумного замысла»
или Intelligent Design. В ряду различных концепций креационизма она стоит в
самом агрессивном радикально-фундаменталистском углу. Ее адепты утверждают, что
все живое и сущее, с рожденья и до смерти, – есть плод сознательного замысла
творца и осуществляется все по жесткому графику и плану: никаких мутаций и
эволюций. В современной же церкви сейчас бытует теория эволюционного
креационизма или теистического эволюционизма. Для нее приемлемы почти все
эволюционные идеи, за исключением сотворения бессмертной души. И даже
случайность, есть проявление божественного промысла. Сторонников «разумного
замысла» пока еще не «запретили», но в официальную повестку дня конференции не
внесли. Это слишком уж раздражило бы фундаменталистские головы. Эта тема,
утверждают организаторы, будет обсуждаться «на полях», т.е. факультативно как
«культурологический феномен», а не как научная или теологическая проблема.
Англиканская церковь отметила 200-летний юбилей, запустив с
12 февраля на своем официальном сайте в Интернете отдельную рубрику «Чарльз
Дарвин». В ней, кроме прочего, есть и подразделы типа «Дарвин и церковь»,
«Дарвин и вера» и пр. Это очень любопытное чтение, хотя, конечно, оно и не
ставит задачей «открыть Дарвина со всех сторон». Его очень желательно было бы
прочитать в наши дни, особенно в юбилейный год, поскольку о Дарвине ходит
слишком уж много вымыслов и небылиц, типа утверждений, что он: a) был «глубоко верующим человеком» и b)
записным атеистом. Ни первое, ни второе не соответствуют действительности. Что
собственно и признает сама Англиканская церковь на своем сайте.
Дарвин действительно с малых лет учился в англиканских
учебных заведениях: сначала в школе, а затем на священника в Christ’s College в
Кембриджском университете. Но прививки Отца, Сына и святого духа не слишком
пошли ему на пользу. Он вышел из университета натуралистом, но верующим. Вера
его начала колебаться после той самой знаменитой экспедиции на HMS Beagle на
Галапагосские острова в 1830-х годах. Эта эрозия продолжалась по мере работы
над «Происхождением видов», и к 1849-му Дарвин уже утратил веру и перестал
посещать церковь. Но, как всякий нормальный, образованный и мыслящий человек он
вовсе не утратил уважения к церкви как к общественному институту. Он до
последних своих дней был казначеем и приходской школы и церкви St. Mary’s Church в городке Дауни в графстве
Кент, где прожил последние 40 лет жизни. Вместе с настоятелем церкви он создал
общинные организации, которые собирали деньги на уголь и одежду для прихожан, а
также держали некое подобие кассы взаимопомощи. Вот отсюда-то и происходит
невероятное смешение представлений о религиозности Дарвина. Но между «глубоким
верованием» и уважением к социальной роли церкви, согласитесь, огромная
разница. «Неверие расползалось по мне очень медленными темпами, но в
конце-концов захватило меня совсем», написал он еще в середине 1830-х. А еще
позже, в 1879-м за три года до смерти, Дарвин скажет: «Я никогда не был
атеистом в смысле отвержения существования Бога. В общем и целом, «Агностик» -
было бы верным определением состояния моих мыслей». Мало кто задумывается над
тем, что же это такое – «агностик». Любая энциклопедия расскажет, что это
человек, полагающий невозможным познание истины в вопросах существования Бога
и пр. Он, правда, не отрицает наличия божественных сущностей и допускает веру в
них. На мирском языке, можно вполне сказать следующее: если вы сами или ваши
знакомые иногда повторяют, что что-то или кто-то этой землей (судьбой,
событиями и пр.) управляет – иначе невозможно, то знайте – вы почти
законченный агностик. Как Чарльз Дарвин. Осталось только
эволюционировать.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
информационного агентства Trend News.