Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Yokosuka D4Y Suisei (Comet)


Yokosuka D4Y Suisei (Comet)
2011-01-06 16:45


Yokosuka D4Y Suisei (Comet)
Yokosuka D4Y Suisei (Comet)
В период Тихоокеанской войны в Стране восходящего солнца кроме легендарного истребителя А6М2 Зеро фирмы Мицубиси были и другие типы самолетов, вероятно, второй по популярности - это прекрасный морской пикирующий бомбардировщик, разведчик и ночной истребитель Йокосука D4Y Suisei (Комета). В Японии этот палубный самолет известен еще под именем Суисей, а американцы называли его Джуди, он считается одним из красивейших самолетов Второй мировой войны. Японские пилоты любили его за легкость в управлении и высокие летно-технические характеристики. Самолет отличался высокими летными характеристиками и хорошей управляемостью в полете. Йокосука D4Y Suisei часто сравнивают с английским изящным Москито (Havilland Mosquito), но британцы не имеют к Суисею никакого отношения. А вот немцы приложили руку, этот самолет - детище японо-германского сотрудничества в предвоенные 1930 годы. Об этом самолете я и хочу рассказать.



У Японии в 1930-е годы сложились хорошие отношения с Германией, не только политические, но и экономические и военные. Оба государства быстро расширяли свой военный потенциал, у них были большие планы на будущее. Сотрудничество между этими странами развивалось и в области самолетостроения. Одним из основных классов палубной авиации японского Императорского флота являлись пикирующие бомбардировщики. Именно этот класс развивался под сильным германским влиянием. В 1931 году японский флот заказал у немецкой фирмы "Хейнкель" первый образец пикировщика, известного под обозначением Не 50. В 1936 году специалисты фирмы "Аичи" под руководством инженера Macao Ямана, будущего конструктора Суисея, посетили предприятие Хейнкеля в Ростоке, где их внимание привлек новый пикирующий бомбардировщик Не 118, более похожий на истребитель. К тому времени в конкурсе перспективных пикировщиков для Люфтваффе нацисткой Германии уже определился победитель - Юнкере Ju 87, поэтому никаких препятствий к продаже Не 118 за рубеж не было. В результате Императорский флот в феврале 1937 году приобрел у германской фирмы один из опытных экземпляров Не 118V4 и лицензию на его производство.


Авиаконструктор Эрнст Хейнкель

Доктор Эрнст Хейнкель (1888 - 1958) был немецким авиаконструктором и членом нацистской партии . Его компания Хейнкель Flugzeugwerke производила первый турбореактивный самолет мира Heinkel He 178 и первый реактивный самолет Heinkel He 176. Господин Эрнст Хейнкель был награжден немецкой Национальной премией в области искусства и науки в 1938 году.

Выпускать "Хейнкеля" по лицензии японцы не стали, так как самолет был слишком тяжелым для авианосного базирования. Зато знакомство с ним послужило толчком к проектированию своего самолета. Самолет, получивший обозначение D4Y1 "Суисей" (Комета), создавался группой конструкторов под руководством господина Macao Ямана. Опираясь на общие конструкторские решения Не 118, японцы спроектировали очень компактный цельнометаллический самолет. Первый прототип Суисея был закончен в ноябре 1940 году, а в следующем месяце он впервые поднялся в воздух. Суисей проектировался в качестве бомбардировщика, но впервые пошел в бой в варианте разведчика, а потом освоил еще и профессию ночного истребителя.


Yokosuka D4Y Suisei (Comet)

Серийное производство Йокосука D4Y Suisei (Комета) производилось на заводе фирмы Айти (Aichi Tokei Denki К.К.). Компания Айти токэй дэнки существовавала с 1898 года в Нагое, вначале здесь производили часы, а в 1920- годы приступила к производству самолетов, после того как было создано ее авиационное отделение. В это время фирма сосредоточила свои усилия на выпуске и адаптации под японские требования самолетов европейской конструкции на своём головном заводе Фунаката (船方工場) в Нагое. Производство двигателей было начато компанией в 1927 году, а в 1938 году производство двигателей было переведено на вновь построенный завод в районе Ацута (熱田区) южнее центра Нагои. Там же, в Нагое, в 1941 году был построен завод Эйтоку (永徳工場). В конце 1944 года, после начала американских бомбардировок, Айти приступила к рассредоточению производства - был построен завод в городе Огаки префектуры Гифу и подземный завод в Сэто, в 15 км к северо-востоку от Нагои. В 1943 году подразделение фирмы, занимающееся самолетостроением, превратилось в самостоятельную фирму Aichi Kokuki К. К. (愛知航空機, Aichi Aircraft Co., Ltd.). Эта японская авиастроительная компания, просуществовавшая до окончания Второй мировой войны, один из крупнейших японских производителей самолетов периода Второй мировой войны. В послевоенный период компания была реорганизована в Aichi Machine Industry Co, Ltd, производит автомобильные компоненты и целые автомобили для Nissan.


Yokosuka D4Y Suisei (Comet)

Yokosuka D4Y Suisei (Comet) был одним из самых быстрых пикирующих бомбардировщиков во всей войне. Спроектирован он группой конструкторов авиаарсенала ВМФ в Йокосуке во главе с Ямана Масао (1905 - 1976). Серийно выпускался с октября 1942 года. Строился на заводе фирмы Айти в Эйтоку (1942 - 1945) и в авиаарсенале флота в Хиро (1944 - 1945). Всего изготовлено 2038 самолетов различной модификации. Производство прекратили в августе 1945 года, с вооружения Императорского флота самолет официально не снимался. Это был цельнометаллический моноплан с убирающимися шасси. Самолет был оснащен лицензионным немецким двигателем Даймлер-Бенц DB 601 мощностью 1200 лошадиных сил. D4Y1 показал выдающиеся характеристики, развивал скорость до 546 км/час. Суисей имел экипаж из двух человек - пилота и штурмана-радиооперата/стрелка, они находились в застекленной кабине, круговой обзор был хороший.


Yokosuka D4Y Suisei (Comet)

Базировались самолеты на берегу и на авианосцах. Йокосука D4Y Suisei (Комета) участвовали в боевых действиях в районе Новой Гвинеи, в сражении у о. Мидуэй, у Марианских островов, на Филиппинах и на острове Формоза (ныне Тайвань) при вторжении туда американцев. Затем защищали Окинаву и собственно Японские острова. Японским самолетам на Суисее удалось уничтожить много американских кораблей, это авианосцы Принстон, Бисмарк Си, Саратога, Франклин, Хэнкок, Энтерпрайз, Банкер Хилл, Натома Бэй, линкор Мэриленд, эсминцы Лаффи, Мэннерт Л. Абель, крейсер Бирмингем и другие корабли.

Выпускался Суисей и для летчиков камикадзэ, это вариант D4Y3 без палубного оборудования для действий с сухопутных аэродромов в составе отрядов камикадзе, часть машин была оснащена ракетными ускорителями. Суисей был вторым по распространенности самолетом-камикадзе после Зеро. Действия камикадзе активизировались в конце ноября 1944 года. Ими были повреждены авианосцы Хэнкок, Кэбот и Интрепид, линкор Колорадо, крейсеры Сент-Луис и Монпелье. Йокосука D4Y Suisei атаковали совместно с Зеро, определить, какой именно корабль был поврежден D4Y, не представляется возможным. Только в ходе боев за Филиппины камикадзе потопили 28 кораблей и повредили свыше 80. Значительная часть этих успехов была достигнута пилотами Суисеев. Но огромное количественное превосходство американского флота не оставляло японцам никаких шансов, Тихоокеанская война была ими проиграна.




Вице-адмирал Матомэ Угаки на аэродроме Оита 15 августа 1945 года перед
вылетом на Йокосука D4Y3 Сусей из состава 701-го корпуса морской авиации

На самолете Yokosuka D4Y Suisei (Comet) пошел в свою последею атаку командующий 5-м воздушным флотом вице-адмирал Матомэ Угаки (宇垣 , 1890 - 1945). 15 августа император Хирохито отдал приказ прекратить сопротивление. Но не все японцы капитулировали, многие предпочли смерть позору. Одним из таких людей был вице-адмирал Матомэ Угаки, последний японский герой Второй мировой войны. Адмирал сделал последнюю запись в своем дневнике, отметил, что он еще не получил официального приказа о прекращения огня и добавил об истинном духе бусидо. В день капитуляции Японии он совершил боевой вылет в район Окинавы с миссией камикадзе в составе группы из 7 самолётов, принадлежавших 701-й авиагруппе и в нём погиб. Далее цитата из книги "Божественный ветер" японцев Иногути Рикихей и Накадзима Тадаси.

***

11 самолетов стояли на краю взлетной полосы, их моторы ревели. Перед ними были выстроены 22 члена экипажа. Контр-адмирал Ёкои не сумел скрыть своего изумления при виде этого построения. Он обратился к командиру отряда лейтенанту Накацуре: «Разве не было приказано подготовить только 3 самолета?» Молодой человек ответил прерывающимся от волнения голосом, хотя прозвучало это почти как грубость: «Кто может спокойно смотреть на то, что ударная группа ограничена 3 самолетами, когда сам наш командующий лично намерен возглавить таранную атаку? Каждый самолет моего подразделения последует за ним».

Адмирал Угаки, выслушав его ответ, поднялся на маленький помост и обратился к своим людям в последний раз. «Все это очень трогательно. Вы действительно желаете умереть вместе со мной?» Руки всех летчиков дружно взметнулись вверх. Никто ни на секунду не усомнился, что адмирал говорит искренне. Угаки отдал приказ готовить самолеты к вылету и пошел прямо к самолету Накацуры. Он взобрался на заднее сиденье. Наблюдатель Накацуры уоррент-офицер Акиёси Эндо был просто ошарашен. Он подбежал к самолету с криком: «Это мое место, господин адмирал! Вы заняли мое место!» Адмирал Угаки понимающе улыбнулся и сказал: «Я заменю тебя. Ты останешься».

Этого Эндо вынести уже не мог. Совершенно неожиданно для всех он прыгнул на крыло самолета и влез в кабину, сев рядом с адмиралом. Адмирал Угаки только добродушно покачал головой и пододвинулся, чтобы освободить место пылкому юнцу. 11 бомбардировщиков вырулили на взлетную полосу и поднялись в воздух. Провожающие кричали и махали руками им вслед. 4 самолета были вынуждены сесть из-за неполадок с моторами, но остальные полетели к Окинаве. Эндо поддерживал радиосвязь с базой и передал несколько сообщений. Самым последним было прощальное послание адмирала Угаки.

"Я один виноват в том, что мы не сумели защитить родину и уничтожить дерзкого врага. Отважные усилия всех офицеров и матросов, находившихся под моим командованием в последние 6 месяцев, заслуживают самой высокой оценки. Я намерен атаковать врага возле Окинавы, где мои люди опадали, подобно лепесткам вишни. Там я направлю свой самолет на высокомерного врага и уничтожу его в духе традиций бусидо с твердой верой в вечную жизнь императорской Японии. Я надеюсь, что все мои подчиненные поймут причины моего поступка и в будущем преодолеют все трудности и приложат силы для восстановления нашей великой родины, которая будет жить вечно. Тэнно хэйка банзай!".

***

Эта радиопередача закончилась в 19.24 коротким известием, что самолет командующего пикирует на цель. Каждый из 6 остальных бомбардировщиков примерно в это же время также передал, что начинает последнее пике. На следующее утро экипаж американского корабля посадки LST-926 найдет еще тлеющие остатки кабины с тремя телами на пляже Ishikawajima . Один из разбившихся японцев был с раздробленной головой, правая рука отсутствовала, на нем был темно-зеленый мундир и короткий меч неподалеку. Матросы похоронили тела в песке на пляже.

\


В избранное