Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Игра в бисер или Сто восемь ударов колокола


Игра в бисер или Сто восемь ударов колокола
2011-01-03 04:02

Игра в бисер или Сто восемь ударов колокола

В Японии о приходе Нового года в полночь с 31 декабря на 1 января вот уже более тысячи лет возвещают 108 ударов колоколов, доносящихся в полночь из буддийских храмов. Согласно буддийским верованиям, человека обременяют 108 пагубных страстей. И каждый удар колокола в новогоднюю ночь прогоняет одну из этих напастей. В Японии считается, что люди подвержены шести нравственным порокам - жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и алчность. Каждый из них разделяется на 18 степеней порочности. Поэтому всякий человек может быть наделен 108-ю (6х18) недостатками. В новогоднюю ночь японцы дружно идут в храмы слушать, как безвозвратно улетают их пороки, в это все искренне верят все жители Страны восходящего солнца. Сразу после 108-го удара люди не скрывают радостных эмоций по поводу победы над пороками. Когда пробьет последний удар - люди выходят на улицу, чтобы встретить новый год с первыми лучами солнца. Многие верят, что именно в эти минуты в Японию приплывают на своем волшебном корабле Семь богов удачи.

Игра в бисер

или Сто восемь ударов колокола





Корабль сокровищ


 (295x375, 17Kb)108 ударов колокола ассоциируются с 108 бусинками четок. В японском буддизме четки называются термином Juzu (数珠), или более уважительно и почетно - O-juzu (御数珠). В традиционной буддийской мысли есть понятие 108 страданий или klesas. Есть шесть чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, и сознания), умноженные на три реакции (позитивная, негативная и безразличная), итого получается 18. Каждое из этих чувств может приближаться к удовольствию или отделяться от удовольствия, итого получается 36 страстей, каждая из которых может проявляться в прошлом, настоящем или будущем. Вся комбинация этих страстей и дает цифру 108, которые представлены в бисере o-juzu. Вспомним философское эссе и сюрреалистический роман "Игра в бисер" (Das Glasperlenspiel) Германа Гессе (Hermann Hesse) немца из Швейцарии, писателя и художника, лауреата Нобелевской премии. Название игры происходит от игровых костей, которые были похожи на костяшки счётов или на камни, которые используются для игры в го, эта игра и является, вероятно, прототипом игры в бисер Германа Гессе. Хотя это только предположение.






Справа - писатель Герман Гессе (Hermann Hesse)





Японские четки Juzu
Японские четки Juzu восходят к буддийским чёткам, которые на саскрите называются мала (माला), что означает гирлянда. Это культовая принадлежность, инструмент для счёта мантр. Однако в буддизме чётки играют ещё и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами учения Будды. Четки состоят из бусин нанизанных на нить, концы нитей объединяются образуя кольцо. Количество бусин чаще всего в буддийских чётках составляет 108, их делали из разного материала - ценных пород деревьев, полудрагоценных камней. Особо ценятся чётки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких чёток идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю и не сжигают, а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Насколько я помню, такая же практика захоронения существовала у зороастрийцев со времен пророка Заратуштры и продолжает существовать в отдаленных районах Персии, где сохранились последователи этой религии, не принявшие ислам во времена арабизации страны.


Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108, они соответствуют 108 видам желаний, на санските называемых танха, омрачающих дух человека - это желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3), а также к объектам внутренним и объектам внешним (2). Плюс к этому учитывались три способа проявления - в мыслях, в словах и в поступках (3). Отсюда получаем опять канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18x2 = 36; 36х3 = 108. Так вот, танха и является причиной всех бед человечества. На языке пали танха (तण्हा), а на санскрите тришна (तृष्णा) - одно из основополагающих понятий в буддизме, дословно можно перевести как жажда жизни. Но буддизм понимает данное понятие более широко. Желание, стремление к земным ценностям, всё то, что удерживает нас в этом мире. Танха удерживает нас в круговороте земных перерождений сансара, эта привязанность и является причиной перевоплощения или реинкарнации. Сам Будда считал, что все войны в мире, споры и тяготы возникают из-за танхи. Из-за неё же проявляются политические, экономические и общественные кризисы. Так происходит во всем мире, кроме России, конечно. У нас танха - это цена на нефть, если черное золото дешевеет - то возрастает агрессивность Кремля - вспомним российско-грузинскую войну как следствие падения цены на нефть, чтобы сплотить электорат режиму Путина-Медведева был нужен внешний враг. Как цена на нефть начинает расти воинственные речи российских политиков идут на убыль.


Итак, танха - это жажда жизни. Желание жить и привязанность к жизни на этой земле. Употребление слова танха несёт в себе негативные интонации, им обозначают качество, которое следует преодолеть. В палийском каноне рассматриваются три типа жажды - чувственных удовольствий (кама-танха), существования (бхава-танха) и уничтожения (вибхава-танха). В буддизме жажда чувственных удовольствий также может иметь негативный характер. Более того, танха ведёт не только к собственным страданииям, но и к чужим. Буддистское решение проблемы танхи - направить желания к просветлению и освобождению.


Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer, 1788 - 1860), немецкий философ. Фотография 1859 года


Дом в немецком Данциге (польский Гданьск), в котором родился философ

Само понятие танха очень близко учению немецкого философа Артура Шопенгауэра о Воли к жизни (Wille zum Leben). Это один из самых известных мыслителей иррационализма, он увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и буддизм, в его кабинете стояла бронзовая статуэтка Будды. Работы Артура Шопенгауэра мы все изучали в вузах, но толком ничего не читали, а ругали со слов преподавателей. Хотя Шопенгауэр оказал решающее влияние на формирование взглядов Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера и Шпенглера. Его слишком заслонил его ученик Фридрих Ницше. Артура Шопенгауэра трудно назвать предтечей нацизма. Но молодой Адольф Гитлер в Первую мировую войну носил в своем ранце не "Так говорил Заратустра" Ницше, а книгу Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Философия Шопенгауэра оказала огромное влияние на Эйнштейна и Фрейда, Юнга и Борхеса. Рихард Вагнер посвятил ему свой оперный цикл "Кольцо Нибелунгов".


Адольф Гитлер и Лени Рифеншталь

Основной философский труд Артур Шопенгауэр - "Мир как воля и представление". Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Воля к жизни реализуется в человеке путем эгоизма, утверждения собственного существования. С одной стороны, она - источник безудержного эгоизма, а с другой - реализует себя в свободе, поэтому человек может пойти против эгоизма путем самопожертвования. Нужно относиться к другому как к самому себе и обогащать свой духовный мир. Но этот удел только для редких и избранных. Книга "Mein Kampf" Адольфа Гитлера аккумулировала в себе идеи многих поколений немецких мыслителей - от Фихте и Шопенгауэра до Ницше и Шпенглера.


На съемках фильма Wille zum Leben


Учение Артура Шопенгауэра о Воли к жизни (Wille zum Leben) перекликается с "Триумф воли" (Triumph des Willens), это документальный фильм полнометражного формата, снятый группой деятелей немецкого кино по идее и под руководством кинорежиссёра и продюсера Лени Рифеншталь. Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl, 1902 - 2003) была одним из самых известных кинематографистов, работавших в период нацизма в Германии. Её документальные фильмы "Триумф воли" и "Олимпия" сделали её активным пропагандистом Третьего рейха. Я вообще восхищаюсь талантом этой актрисы, танцовщицы, кинорежиссёра и фотографа. Несколько лет назад я видел ее фотографии, опубликованные в журнале "Geo", там были снимки обитателей подводного мира и фотографии африканцев, если не путаю, снимала их Лени в Судане, уже в наше время, будучи в преклонном возрасте. Это были восхитительные снимки, работы Художника с большой буквы. В фильме "Триумф воли" прозвучали слова Рудольфа Гесса - "Германия - это дом для немцев". Сейчас часто звучат лозунги наших националистов "Россия для русских", так вот - это калька одного из лидеров нацизма. А тусовки прокремлевсого путинюгенда со сжиганием книг очень напоминают времена Третьего рейха... Лени Рифеншталь многое переосмыслила в послевоенный период, хотя она никогда не была политиком, а честно отразила свою эпоху - Германию периода нацизма.


В избранное