Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пятница...Хороших выходных


Пятница...Хороших выходных
2009-11-27 11:04 mishajp@gmail.com

Мы говорим Владимир - подразумеваем Путин ....プーチン
2009-11-27 13:06 mishajp@gmail.com


Попробуйте перевести на translate.google.com
c aнглийского на японский имя Vladimir
И теперь представьте себе что почувствовали японцы когда
они спросили у парня на работе "Как правильно писать твое имя катаканой?" Он им ответил: "Переведите на translate.google.com"

Мы вводим Vladimir - получаем Путин ....プーチン

то есть каждый Владимир, приехав в Японию, может сказать японцам с некоторым панибратством:
- Зовите меня просто, ПУТИН

Антиреклама
2009-11-28 03:44 mishajp@gmail.com


…Гл. персонажи большинства романов Мисимы оказываются физически или психологически увечными, их привлекают кровь, ужас, жестокость или извращенный секс… Идеолог ультраправых кругов, М. выступал за возрождение верноподданнических традиций, проповедовал фашистские идеи…
Большая Советская Энциклопедия. 3 е издание

Трагедия принцессы Масако показала миру "другую" Японию
2009-11-29 06:49 mishajp@gmail.com
Хризантемовая пленница

Александр Латышев, 3 ноября 2009 г.

"Японская Диана", "Несчастная принцесса" - эти печальные "титулы" закрепились за японской принцессой Масако, женой наследного принца Нарухито. Длящаяся вот уже более 15 лет драматическая история ее жизни не перестает привлекать интерес и в самой Японии, и за рубежом, обрастая новыми подробностями. Для людей европейской культуры история Масако - возможность взглянуть на Японию с другой стороны.

Нарухито увидел свою будущую жену в 1987 году на одном из приемов, устроенном для японской элиты во дворце наследного принца. Чрезвычайно способная, целеустремленная Масако Овада показалась Нарухито похожей на его идеал - американскую модель Брук Шилдс. Впрочем, у девушки было полно достоинств и помимо внешности. К тому времени эта уверенная в себе девушка успешно окончила Гарвард, овладела шестью иностранными языками (в том числе русским), готовилась уехать в аспирантуру Оксфордского университета, чтобы затем вернуться в Токио и делать престижную карьеру в Министерстве иностранных дел... На то, чтобы добиться сердца Масако, уговорить ее расстаться с карьерой и связать свое будущее с императорской семьей, у Нарухито ушло несколько лет. Несколько раз принц безуспешно делал предложение, пока под страшным напором Масако все-таки не сдалась. "Я сделаю все, что в моих силах, чтобы защитить вас", - ответил Нарухито.

Необходимость в обещанной принцем "защите" стала очевидна еще накануне церемонии бракосочетания. Травля Масако началась сразу, как только стало известно, что простолюдинка приняла предложение принца. Потомки формально не существующего после войны японского дворянства, которые, однако, до сих пор имеют значительный вес в японском обществе, не упускали любой возможности заявить о "неотесанности Масако" и о ее "внешности простолюдинки". Впрочем, подобные дремучие взгляды вовсе не разделялись большинством населения Японии. И это поддерживало будущую принцессу. Тогда, накануне свадьбы, еще теплилась надежда, что обаяние Масако и ее ум возьмут верх над средневековой упертостью, в итоге она сможет стать символом модернизации японской монархии и, используя дипломатические таланты, сделает Японию более открытой остальному миру.



Надежды на это были похоронены со свадьбой, которая, собрав колоссальное количество гостей, под ликование всей страны прошла летом 1993 года... Исчезнувшая за стенами Восточного дворца (дворца наследного принца), Масако оказалась словно в тюрьме. Все ее передвижения были под строжайшим контролем. Даже для того, чтобы поговорить по телефону с родителями, ей теперь требовалось особое разрешение. О какой-либо публичной деятельности, конечно, даже и речи не шло... Все усилия Масако, все ее мысли должны были быть направлены лишь на одно - на рождение мальчика, наследника престола.

В 1999 году наконец стало известно, что Масако забеременела. Но случился выкидыш. Через два года она беременеет вновь, и 1 декабря 2001 года на свет появляется... девочка. Травля принцессы продолжилась. А в 2004 году врачи объявили, что Масако страдает неким "синдромом пониженной адаптации к окружающей среде" и "временами испытывает непредсказуемые колебания в своем психическом и физическом состоянии". О новой беременности, ясное дело, не могло быть и речи.

В сентябре 2006 года произошло еще одно поворотное событие в жизни Масако. У младшего брата Нарухито, принца Акисино, наконец родился мальчик - принц Хисахито. Появление маленького принца на свет (до этого мальчики в императорской семье не рождались на протяжении 40 лет) вывело Японию из кризиса престолонаследия. Травля принцессы, конечно, не прекратилась, но общее внимание к 45-летней Масако потихоньку стало угасать. Ведь, как это ни цинично звучит, ждать от нее японцам уже больше нечего

Средневековые технологии

Современное отношение к женщине в Японии - это сложный микс из конфуцианской морали, исконно японской ментальности, а также современных западных представлений. В итоге получается нечто среднее: конечно, положение женщины в японском обществе несравнимо выше, чем на Ближнем Востоке, но и до европейских, западных стандартов еще очень далеко. Так, по сравнению с Европой или Америкой работающих женщин в Японии мало. Получают они на треть меньше мужчин. Женщина на руководящем посту исключение.

Если женщина выходит замуж и тем более собирается рожать, то чаще всего ей, как и принцессе Масако, надлежит забыть о карьере и покинуть работу, сосредоточившись исключительно на домашних делах. Ясное дело, что для многих японок, некогда амбициозных и честолюбивых, через несколько лет семейная жизнь кажется настоящей тюрьмой. Поэтому ситуация, в которую попала несчастная Масако, многим японкам кажется близкой... Впрочем, это всего лишь "семейное измерение" истории Масако. Не менее интересно осознавать, какая пропасть отделяет Японию и Запад и в плане "демократичности" существующих монархий.

Как храмовые жрицы помогали зачатию Масако

Приводим самые интересные выдержки из книги о принцессе:

"...Этой отважной - даже отчаянной - женщине предстояло не только расстаться с семьей и отказаться от карьеры, но и разрушить все связи с друзьями и знакомыми. Там, "по ту сторону рва", начинался таинственный мир запутанного, тягостного дворцового протокола и мистических религиозных ритуалов. Средневековые традиции требовали, к примеру, склоняться под углом строго 60 градусов при встрече с родственниками; при обращении к мужу, по крайней мере на публике, величать его следовало "господин Восточного дворца"..."

"...Современная образованная Масако, прибыв в "синтоистский Ватикан" в приморском городе Исе, должна была со всей серьезностью наблюдать, как две храмовые девственницы натирают ей живот рисовыми отрубями, дабы обеспечить успешное зачатие..."

"...За всем хозяйством присматривают 50 камергеров и фрейлин, поваров, водителей, секретарей, даже штатные врачи имеются. Все они служат в Кунаитё и с этого дня будут определять, чем следует, а чем не следует заниматься их новой госпоже, что ей можно, а что нельзя говорить, куда и как ей надобно ходить и что делать..."

"...Когда Масако вышла замуж, ее имя пришлось в буквальном смысле вымарать черной краской из официальных архивных записей местной администрации... После бракосочетания Масако перестала быть членом своего рода, она вошла в семью своего мужа, и после смерти ее полусгоревшие кости должны присоединиться к праху предков ее супруга..."

"...Согласно источникам из императорского дворца раз в месяц с самой свадьбы прин-цесса Масако выслушивает от императора один и тот же вопрос. В максимально вежливой форме и используя максимально обтекаемую терминологию, он справляется, началась ли у нее менструация..."

А знаете ли вы, что...
2009-11-30 04:03 mishajp@gmail.com
Японские императоры - это единственные люди (боги???) в Японии, кто не подлежит обряду кремации. Будучи живыми богами по синтоизму, они не могут быть захоронены по буддийским обрядам и потому их хоронят в земле. Кладбище есть недалеко от Токио.

И тут вопрос: а как хоронят японских принцесс?

В предыдущей статье был ляп по поводу Масако, жены наследного принца. Что мол, и ее обгорелые косточки...смешаются с его... Так ведь по идее если принц станет императором - его сжигать не должны.

А ее????
Вот в чем вопрос.... и будет ли тогда прах к праху?

Нужен ли нам Психолог?
2009-11-30 04:12 mishajp@gmail.com
Я сам много раз видел ситуации в Японии, когда психолог нашим соотечественникам нужен. Но пойдут ли они к профессионалу или просто обсудят с подружками на кухне?

Вот в Токио специалист приехал если кому интересно.
Ну и вопрос: Такой сервис будет кому-то полезен или и так
у всех всё в шоколаде?



Индивидуальное консультирование

женщин
- дисгармония отношений;
- мать-одиночка;
- психологическое сопровождение беременных;
- кризис молодой мамы;
- утраты;
- сексуальное насилие.

Индивидуальное консультирование мужчин
- отец-одиночка;
- смерть близких;
- дисгармония отношений.

Детское консультирование
- заниженная самооценка;
- школьная неуспеваемость;
- школьные, садиковые конфликты;
- ребенок в неполной семье;
- возрастные кризисы;
- детские страхи;
- нарушения развития речи, ЗПР;
- нервозность;
- неприятие своей врешности;
- излишняя стеснительность, тревожность;
- проявления агрессии;
- конфликтные отношения с отчимом/мачехой;
- трудности общения со сверстниками;

Семейное консультирование
- потеря близких;
- развод;
- дисгармония семейных отношений;
- агрессия и насилие в семье (психологическое, физическое, эмоциональное и т.п.);

Детское развитие и психологическая диагностика
- развитие речи в т.ч. изучение русского языка 3-7 лет;
- группы психоэмоционального развития детей 4-7 лет;
- диагностика готовности к школе/ школьной успеваемости первоклассников
(сертифицированная Госстандартом РФ авторская методика Л.А. Ясюковой);
- диагностика детско-родительских отношений;
- исследование индивидуальных особенностей и качеств личности.

Запись на индивидуальные консультации 080 4052 1313
Более подробно http://psy-japan.ucoz.ru
Консультации проходят рядом со станцией Хиёси 5 мин. Линия Тоёко-сэн (20 мин. от JR Сибуя, 15 мин. от JR Йокогама, конечная станция линий Намбоку-сэн, Мегуро-сэн).

Синтоизм (часть 1)
2009-11-30 04:22 mishajp@gmail.com


Синтоизм, синто (яп. 神道, синто:, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Философия синто
Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.


Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.

Зарождение
Синто, как религиозная философия, является развитием анимистических верований древних жителей Японских островов. Существует несколько версий возникновения синто: экспорт этой религии на заре нашей эры из континентальных государств (древних Китая и Кореи), зарождение синто непосредственно на Японских островах со времён Дзёмон и др. Можно отметить, что анимистические верования типичны для всех известных культур на определённой стадии развития, но из всех сколько-нибудь крупных и цивилизованных государств лишь в Японии они не были забыты со временем, а стали, лишь частично видоизменившись, основой государственной религии.

Объединение
Становление синто как национальной и государственной религии японцев относят к периоду VII—VIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения синто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли подчинённое положение. Появившийся в 701 году свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил дзингикан — главный административный орган, в ведение которого входили все вопросы, связанные с религиозными верованиями и церемониями. Был установлен официальный список государственных религиозных праздников.

Императрица Гэммэй повелела составить свод мифов всех народностей, живущих на Японских островах. По этому приказу
в 712 году создается хроника «Записи о деяниях древности» (яп. 古事記, Кодзики),
а в 720 — «Анналы Японии» (яп. 日本書紀, Нихон сёки или Нихонги).

Эти мифологические своды стали основными текстами в синто, некоторым подобием священного писания. При их составлении мифология была несколько подправлена в духе национального объединения всех японцев и обоснования власти правящей династии. В 947 году появился свод «Энгисики» («Свод обрядов периода Энги»), содержащий подробное изложение ритуальной части государственного синто — порядок проведения ритуалов, необходимые для них принадлежности, списки богов для каждого храма, тексты молитв. Наконец, в 1087 году был утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом. Государственные храмы были разделены на три группы: в первую входили семь святилищ, непосредственно связанные с богами императорской династии, во вторую — семь храмов, имеющих наибольшее значение с точки зрения истории и мифологии, в третью — восемь храмов наиболее влиятельных клановых и местных богов.

Синтоизм и буддизм
Уже первоначальное объединение синтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI—VII веке. Поскольку буддизм был весьма популярен у японской аристократии, было сделано всё для того, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном итоге сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается в соответствии с буддийскими канонами.

На территории храмовых комплексов синто стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие обряды, буддийские сутры читались и непосредственно в синтоистских святилищах. Особенно влияние буддизма стало проявляться начиная с IX века, когда буддизм стал государственной религией Японии. В это время в синтоизм было перенесено множество элементов культа из буддизма. В святилищах синто стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались детали ритуалов, ритуальные предметы, архитектурные особенности храмов. Появились смешанные синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие ками как проявления буддийского Вайрочаны — «будды, пронизывающего всю Вселенную».

В идейном отношении влияние буддизма проявилось в том, что в синто появилась концепция достижения гармонии с ками через очищение, под которым понималось устранение всего лишнего, наносного, всего того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Сердце человека, который очистился, подобно зеркалу, оно отражает мир во всех его проявлениях и становится сердцем ками. Человек, обладающий божественным сердцем, живёт в гармонии с миром и богами, а страна, где люди стремятся к очищению, благоденствует. При этом, с традиционным для синто отношением к ритуалам, на первое место ставилось реальное действие, а не показное религиозное рвение и молитвы:

«Можно сказать, что человек обретёт согласие с божествами и Буддой, если сердце его будет прямым и спокойным, если сам он будет честно и искренне уважать тех, кто выше его, и проявлять сострадание к тем, кто ниже его, если он будет считать существующее существующим, а несуществующее — несуществующим и принимать вещи такими, какие они есть. И тогда человек обретёт защиту и покровительство божеств, даже если он не совершает молитв. Но если он не прям и не искренен, небо покинет его, даже если он будет молиться каждый день».
— Ходзё Нагаудзи (Соун).

Синтоизм (Часть 2) Синтоизм и японское государство
2009-11-30 04:30 mishajp@gmail.com


Несмотря на то, что буддизм оставался государственной религией Японии вплоть до 1868 года, синтоизм не только не исчез, но и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. Несмотря на уважение, оказываемое буддийским храмам и монахам, большинство населения Японии продолжали исповедовать синто. Миф о прямом божественном происхождении императорской династии от ками продолжал культивироваться. В XIV веке он получил дальнейшее развитие в трактате Китабатакэ Тикафуса «Дзино сётоки» («Запись подлинной родословной божественных императоров»), где утверждалась избранность японской нации. Китабатакэ Тикафуса утверждал, что ками продолжают жить в императорах, так что управление страной происходит в соответствии с божественной волей.


После периода феодальных войн объединение страны, проведённое Токугавой Иэясу и установление военного правления привело к усилению позиций синто. Миф о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Тот факт, что страной император фактически не управлял, не имел значения — считалось, что японские императоры поручили управление страной правителям клана Токугава. В XVII—XVIII веках под воздействием трудов многих теоретиков, в том числе последователей конфуцианства, сложилось учение кокутай (буквально — «тело государства»). Согласно этому учению, ками живут во всех японцах и действуют через них. Император — живое воплощение богини Аматэрасу, и должен почитаться наравне с богами. Япония — государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным. Благодаря этому японская нация является избранной, превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.

После восстановления императорской власти в 1868 году император был немедленно официально провозглашён живым богом на Земле, а синто получило статус обязательной государственной религии. Первосвященником был также император. Все храмы синто были объединены в единую систему с чёткой иерархией: высшее положение занимали императорские храмы, в первую очередь — храм Исэ, где почитали Аматэрасу, затем государственные, префектурные, уездные, деревенские. Когда в 1882 году в Японии была установлена свобода вероисповедания, синто, тем не менее, сохранило статус официальной государственной религии. Её преподавание было обязательным во всех учебных заведениях. Были введены праздники в честь императорской фамилии: день вступления императора на престол, день рождения императора Дзимму, день памяти императора Дзимму, день памяти отца правящего императора и другие. В такие дни в учебных заведениях исполнялся ритуал поклонения императору и императрице, проходивший перед портретами правителей с пением государственного гимна.

Государственный статус синто утратило в 1947 году, после принятия новой конституции страны, сформированной под контролем оккупационных американских властей. Император перестал считаться живым богом и первосвященником, оставшись лишь в качестве символа единства японского народа. Государственные храмы утратили поддержку и особое положение. Синтоизм стал одной из религий, распространённых в Японии.

Синтоизм (Часть 3) Мифология синто
2009-11-30 04:37 mishajp@gmail.com


Основными источниками мифологии синтоизма являются сборники «Кодзики» и «Нихонги», созданные, соответственно, в 712 и 720 годах нашей эры. В них были включены объединённые и переработанные сказания, ранее передававшиеся изустно из поколения в поколение. В записях из «Кодзики» и «Нихонги» специалисты отмечают влияние китайской культуры, мифологии, философии.


События, описываемые в большинстве мифов, происходят в так называемую «эру богов» — промежуток от возникновения мира до времени, непосредственно предшествующего созданию сборников. Продолжительность эры богов мифы никак не определяют. По окончании эры богов наступает эра правления императоров — потомков богов. Истории о событиях времён правления древних императоров заканчивают свод мифов. Оба сборника описывают одни и те же мифы, нередко в различной форме. В «Нихонги», кроме того, каждый миф сопровождается перечислением нескольких вариантов, в которых он встречается.

Первые истории рассказывают о возникновении мира. Согласно им, мир первоначально пребывал в состоянии хаоса, содержащего в себе все элементы в смешанном, бесформенном состоянии. В некий момент первозданный хаос разделился и образовались Такама-нохара (Равнина Высокого Неба) и острова Акицусима. Тогда же возникли первые боги (в разных сборниках они называются по-разному), а следом за ними стали появляться божественные пары. В каждой такой паре были мужчина и женщина — брат и сестра, олицетворяющие различные природные явления.

Очень показательной для понимания мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами — последней из появившихся божественных пар. Они создали остров Онногоро — Срединный Столп Всей Земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество ками, заселивших эту землю. Идзанами, произведя на свет бога Огня, заболела и через некоторое время умерла и отправилась в Страну Мрака. В отчаянии Идзанаги отрубил голову богу Огня, и из его крови произошли новые поколения ками. Скорбящий Идзанаги последовал за женой, чтобы вернуть её в мир Высокого Неба, однако застал Идзанами в ужасном виде, разлагающейся, ужаснулся увиденному и бежал из Страны Мрака, завалив вход в неё скалой. Разгневанная его бегством Идзанами пообещала убивать тысячу человек в день, в ответ Идзанаги сказал, что будет ежедневно строить хижины для полутора тысяч рожениц. Эта история как нельзя лучше передаёт представления синто о жизни и смерти: смертно всё, даже боги, и нет смысла пытаться вернуть умерших, но жизнь побеждает смерть через перерождение всего живого.

Со времён, описанных в мифе об Идзанаги и Идзанами, мифы начинают упоминать о людях. Таким образом, мифология синто относит появление людей к временам, когда только появились японские острова. Но сам по себе момент появления людей в мифах специально не отмечен, отдельного мифа о сотворении человека нет, поскольку представления синто вообще не проводят жёсткого различия между людьми и ками.

Вернувшийся из Страны Мрака Идзанаги очистился, омывшись в водах реки. Когда он совершал омовение, из его одежды, украшений, капель воды, стекающей с него, появилось множество ками. В числе прочих, из капель, омывших левый глаз Идзанаги, появилась богиня Солнца Аматэрасу, которой Идзанаги отдал Равнину Высокого Неба. Из капель воды, омывшей нос — бог бури и ветра Сусаноо, получивший под свою власть Равнину Моря. Получив под свою власть части Мира, боги начали враждовать. Первым был конфликт Сусаноо и Аматэрасу — брат, посетив сестру в её владениях, повёл себя буйно и несдержанно, и в конце концов Аматэрасу заперлась в небесном гроте, принеся в мир тьму. Боги (по другой версии мифа — люди) выманили Аматэрасу из грота с помощью пения птиц, танцев и громкого смеха. Сусаноо принёс искупительную жертву, но всё равно был изгнан с Равнины Высокого Неба, поселился в стране Идзумо — западной части острова Хонсю.

После истории о возвращении Аматэрасу мифы перестают быть последовательными и начинают описывать отдельные, не связанные друг с другом сюжеты. Все они рассказывают о борьбе ками друг с другом за владычество над той или иной территорией. В одном из мифов рассказывается о том, как внук Аматэрасу, Ниниги, сошёл на землю, чтобы править народами Японии. Вместе с ним на землю отправились ещё пять божеств, давших начало пяти наиболее влиятельным кланам Японии. Другой миф говорит, что потомок Ниниги Иварэхико (носивший при жизни имя Дзимму), предпринял поход с острова Кюсю на Хонсю (центральный остров Японии) и подчинил себе всю Японию, основав, таким образом империю и став первым императором. Этот миф — один из немногих, имеющих датировку, он относит поход Дзимму к 660 году до н. э., хотя современные исследователи полагают, что события, отразившиеся в нём, в действительности происходили не ранее III века нашей эры. Именно на этих мифах основан тезис о божественном происхождении императорской фамилии. Они же стали основанием для государственного праздника Японии — Кигэнсэцу, дня основания империи, отмечаемого 11 февраля.

Синтоизм (Часть 4) Формы синтоизма
2009-11-30 04:45 mishajp@gmail.com

Храмовый синтоизм

Наиболее распространённая из организованных форм синтоизма в настоящее время — храмовый синтоизм. Храмы в честь различных ками начали возводить с самого появления синтоизма как организованной религии. К началу XX века число храмов достигло 200000, однако их число затем сокращалось, и в настоящее время в Японии насчитывается около 80000 синтоистских храмов. Некоторые из них являются центрами синтоизма общеяпонского уровня, но большинство — относительно небольшие местные храмы, посвящённые отдельным ками.


При храме имеется священник, проводящий обряды (в большинстве храмов только один священник, нередко совмещающий эту деятельность с какой-либо другой работой, и лишь в наиболее крупных храмах священников может быть несколько), возможно, некоторое количество постоянных служителей. В малых храмах всю работу, связанную с поддержанием храма в надлежащем состоянии и проведением храмовых праздников и богослужений выполняют сами прихожане «на общественных началах».

Исторически храмы синто были общественными организациями, не имеющими центрального подчинения и управляемыми самими верующими. После реставрации Мэйдзи храмы были национализированы и поступили в подчинение государству. После завершения Второй мировой войны храмы вновь обрели самостоятельность и стали частными организациями.

Синтоизм императорского двора
Существует ряд специфических синтоистских церемоний, проводящиеся исключительно в трёх храмах, расположенных на территории императорского дворца, куда допускаются только члены императорской семьи и ряд служащих при дворе.

Центральный императорский храм — Касико-докоро, посвящённый мифологической прародительнице императорской семьи. Согласно мифам, Ниниги-но-микото, внук Аматэрасу, получил в дар священное зеркало Ята-но-кагами, символизирующее дух Аматэрасу. Зеркало впоследствии было помещено в храме Исэ, а его точная копия — в храме Касико-докоро. Второй императорский храм — Корэи-дэн, в котором, как считается, обрели покой духи императоров. Третий храм — Син-дэн, посвящён всем без исключения ками, небесным и земным.

В прошлом проведение церемоний в императорских храмах было возложено на семьи Накатоми и Имбэ — кланы профессиональных потомственных священнослужителей. Сейчас наиболее важные богослужения проводит сам император Японии, а некоторые торжественные церемонии возглавляются придворными знатоками ритуала. В целом ритуалы императорского синтоизма соответствуют принятому в 1908 году «Закону о церемониях».

Государственный синтоизм
В первые же годы реставрации Мэйдзи был выпущен указ об отделении буддизма от синтоизма, создан Департамент Синтоизма, а также вышла официальная декларация, объявляющая синтоизм государственной религией Японии (до этого момента официальной государственной религией был буддизм). В апреле 1869 года император Мэйдзи лично провёл богослужение в церемониальном зале дворца, в ходе которого перед пантеоном ками принёс присягу, придав тем самым официальный статус союзу синтоизма и японского государства.

В 1871 году храмы получили статус государственных учреждений, были организованы в иерархическую систему в соответствии со степенью их близости императорскому дому и поступили под прямое государственное управление. Для государственных храмов была упразднена система наследственного священничества; священнослужители стали государственными служащими, деятельность которых контролировалась департаментом. Лишь в тех храмах, которые не вошли в государственную систему, передача сана по наследству сохранилась. В 1872 году была национализирована вся собственность монастырей. В 1875 году на основе сборника «Энгисики» был утверждён официальный перечень ритуалов и церемоний для храмов всех уровней.

Департамент Синтоизма впоследствии претерпел многочисленные организационные изменения, его разделяли, выделенные части объединяли, вводили в уже существующие государственные организации и учреждения. Одной из причин многочисленных реорганизаций было то, что долгое время не удавалось найти приемлемую организационную форму для обеспечения сосуществования ставшего государственным синтоизма с буддизмом и теми синтоистскими общинами, которые не пожелали войти в государственную систему религиозного управления. Хотя первоначально планировалось ограничить влияние буддизма и обеспечить полную управляемость синтоистского сообщества, на практике это осуществить не удалось, и уже с 1874 года было официально разрешено существование независимых синтоистских общин («сект») и буддийских объединений верующих, причём и тем, и другим не возбранялась пропаганда своих идей.

Государственный синтоизм просуществовал до 1945 года. После оккупации Японии американскими войсками одной из первых директив оккупационной власти была «директива о синтоизме», согласно которой запрещалась любая поддержка синтоизма со стороны государства и пропаганда синтоизма государственными служащими. Государственные органы религиозного контроля были распущены, храмы перешли в прежнее состояние — общественных организаций, не связанных с государством. На этом история государственного синтоизма завершилась.

Положения об отделении религии от государства были закреплены в Конституции Японии, принятой в 1947 году.

Сектантский синтоизм
В период становления государственного синтоизма в Японии некоторые синтоистские общины не вошли в официальную государственную систему религиозного управления и остались существовать обособленно. Эти общины получили официальное наименование «секты». В предвоенной Японии таких сект насчитывалось тринадцать. Сектантский синтоизм до окончания Второй мировой войны находился под управлением специального ведомства в правительстве Мэйдзи и имел отличительные черты от государственного по своему юридическому статусу, организации, имуществу, обрядам. Сектантский синтоизм неоднороден, но в целом отличался упором на принципы нравственного очищения, конфуцианской этикой, обожествлением гор, практикой чудотворных исцелений и возрождением древних синтоистских обрядов.

Народный и домашний синтоизм
Личная вера в ками и следование синтоистским традициям в повседневной жизни, не обязательно связанные с регулярным посещением храмов и молитвами, характерны для достаточно большого числа жителей Японии. Совокупность религиозных представлений, обычаев, традиций, сохраняемых непосредственно в народе, без участия официальных синтоистских организаций, называют иногда «народным синтоизмом». Народный синтоизм — достаточно условное понятие, в нём невозможно чётко отделить собственно религиозную составляющую от общекультурной.

Под «домашним синтоизмом» понимают постоянную практику совершения человеком синтоистских обрядов дома, у домашнего алтаря камидана.

Синтоизм (Часть5) Храмы
2009-11-30 04:53 mishajp@gmail.com


Храм, или святилище синто — место, где отправляют ритуалы в честь богов. Существуют храмы, посвящённые нескольким богам, храмы, в которых почитаются духи умерших определённого клана, а в храме Ясукуни почитаются японские военные, погибшие за Японию и императора. Но большинство святилищ посвящаются одному определённому ками.

В отличие от большинства мировых религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища богов синто регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения. Так, храмы Исэ, ранее бывшие императорскими, реконструируются каждые 20 лет. Поэтому сейчас сложно сказать, какими именно были синтоистские святилища древности, известно лишь, что традиция сооружения таких святилищ появилась не позже VI века.

Обычно храмовый комплекс состоит из двух или более строений, расположенных в живописной местности, «вписанных» в природный ландшафт. Главное здание — хондэн, — предназначается для божества. В нём находится алтарь, где хранится синтай — «тело ками», — предмет, в который, как считается, вселяется дух ками. Синтаем могут быть разные предметы: деревянная табличка с именем божества, камень, ветвь дерева. Синтай не демонстрируется верующим, он всегда скрыт. Поскольку душа ками неисчерпаема, одновременное её присутствие в синтай многих храмов не считается чем-то странным или нелогичным. Изображений богов внутри храма обычно не делается, но могут присутствовать изображения животных, ассоциирующихся с тем или иным божеством. Если храм посвящен божеству местности, где он устроен (ками горы, рощи), то хондэн может не сооружаться, так как ками и так присутствует в месте, где построен храм.

Кроме хондэн, в храме обычно находится хайдэн — зал для молящихся. Помимо главных строений, в состав храмового комплекса может входить синсэндзё — помещение для приготовления священной пищи, хараидзё — место для заклинаний, кагурадэн — сцена для танцев, а также другие вспомогательные постройки. Все постройки храмового комплекса выдерживаются в одном архитектурном стиле.

Существует несколько традиционных стилей, в которых выдерживаются постройки храмов. Во всех случаях главные здания имеют форму прямоугольника, по углам которого располагаются вертикальные деревянные столбы, поддерживающие крышу. В некоторых случаях хондэн и хайдэн могут стоять вплотную друг к другу, при этом для обоих построек сооружается общая крыша. Пол главных храмовых зданий всегда приподнят над землёй, поэтому в храм ведёт лестница. Ко входу может быть пристроена веранда.

Есть святилища и вовсе без зданий, они представляют собой прямоугольную площадку, по углам которой установлены деревянные столбы. Столбы соединяются соломенным жгутом, а в центре святилища располагается дерево, камень или деревянный столб.

Перед входом на территорию святилища располагаются как минимум одни тории — сооружения, подобные воротам без створок. Тории считаются воротами в место, принадлежащее ками, где боги могут проявляться и где с ними можно общаться. Тории могут быть одни но их может быть и большое количество. Считается, что человек, удачно завершивший какое-то действительно масштабное дело, должен пожертвовать какому-либо храму тории. От тории к входу в хондэн ведёт дорожка, рядом с которой помещаются каменные бассейны для омовения рук и рта. Перед входом в храм, а также в других местах, где, как считается, постоянно находятся или могут появиться ками, вывешиваются симэнава — толстые жгуты из рисовой соломы.

Ритуалы
В основе синтоистского культа лежит почитание ками, которому посвящается храм. Для этого отправляются ритуалы, имеющие целью установление и поддержание связи между верующими и ками, развлечение ками, доставление ему удовольствия. Считается, что это позволяет надеяться на его милость и защиту.

Система культовой обрядности разработана довольно скрупулёзно. Она включает обряд единичной молитвы прихожанина, его участие в коллективных храмовых действах — очищения (хараи), жертвоприношения (синсэн), молитвы (норито), возлияния (наораи), а также сложные ритуалы храмовых праздников мацури.

Согласно представлениям синто, смерть, болезнь и кровь нарушают чистоту, которая необходима для посещения храма. Поэтому больные, страдающие от кровоточащих ран, а также пребывающие в скорби после смерти близких не могут посещать храм и участвовать в религиозных церемониях, хотя им не возбраняется молиться дома или где-либо ещё. По этой же причине традиционно синтоистские священники не производили погребальных церемоний и, тем более, не хоронили умерших на территории храмов (в противоположность христианству, где кладбище на территории церкви — обычное дело). Сейчас священники проводят ритуальные церемонии по умершим, но, как и ранее, такие церемонии не проводятся в храмах и покойников на территории храмов не хоронят.

Молитвенный обряд, который совершается приходящими в храмы, очень прост. В стоящий перед алтарём деревянный решётчатый ящик бросают монету, затем, встав перед алтарём, «привлекают внимание» божества несколькими хлопками в ладоши, после чего молятся. Индивидуальные молитвы не имеют установленных форм и текстов, человек просто мысленно обращается к ками с тем, что желает ему сказать. Иногда бывает, что прихожанин читает заранее подготовленную молитву, но обычно так не делается. Характерно, что обычный верующий свои молитвы произносит либо очень тихо, либо вообще мысленно — молиться вслух может только священник, когда совершает «официальную» ритуальную молитву.

Синто не требует от верующего непременного частого посещения храмов, вполне достаточно участия в больших храмовых праздниках, а в остальное время человек может молиться дома или в любом другом месте, где сочтёт правильным. Для домашнего вознесения молитвы устраивается камидана — домашний алтарь. Камидана представляет собой небольшую полочку, украшенную ветками сосны или священного дерева сакаки, в доме помещаемую обычно над дверью комнаты для гостей. На камидана ставят талисманы, купленные в храмах, либо просто таблички с именами божеств, которым поклоняется верующий. Туда же ставятся подношения: обычно это сакэ и рисовые лепёшки. Моление производится так же, как в храме: верующий встаёт напротив камидана, совершает несколько хлопков в ладоши для привлечения ками, после чего про себя общается с ним.

Обряд хараи состоит в омовении водой рта и рук. Для хараи устраивается соответствующее место: ёмкость или источник с чистой водой, небольшой ковш на деревянной ручке. Верующий сначала ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот (сплёвывая воду, естественно, в сторону), после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым.

Кроме того, существует процедура массового омовения, заключающаяся в обрызгивании верующих солёной водой и обсыпании солью. Обряд синсэн — это подношение храму риса, чистой воды, рисовых лепёшек («моти»), разнообразных подарков. Обряд наораи обычно состоит в совместной трапезе прихожан, съедающих и выпивающих часть съедобных жертвоприношений и таким образом как бы прикасающихся к трапезе ками.

Ритуальные молитвы — норито, — читаются жрецом, который как бы выступает посредником между человеком и ками.

Особой частью синтоистского культа являются праздники — мацури. Они устраиваются раз или два в год и обычно связаны либо с историей святилища, либо с мифологией, освящающей события, приведшие к его созданию. В подготовке и проведении мацури участвует много людей. Для того чтобы организовать пышное торжество, собирают пожертвования, обращаются к поддержке других храмов и широко используют помощь молодых участников. Храм убирают и украшают ветками дерева «сакаки». В больших храмах определённая часть времени отводится для исполнения священных танцев «кагура».

Центральным моментом празднования является вынос «о-микоси», паланкина, представляющего уменьшенное изображение синтоистского святилища. В украшенный позолоченной резьбой «о-микоси» помещается какой-либо символический предмет. Считается, что в процессе переноса паланкина в него переселяется ками и освящает всех участников церемонии и пришедших на празднование.

Священнослужители
Священники синто именуются каннуси. В наше время все каннуси разделяются на три разряда: священнослужители высшего ранга — главные священники храмов, — называются гудзи, священники второго и третьего рангов, соответственно, нэги и гонэги. В старину рангов и званий священников было существенно больше, кроме того, поскольку знания и должность каннуси передавались по наследству, существовало множество кланов священнослужителей. Помимо каннуси, в ритуалах синто могут принимать участие помощницы каннуси — мико.

В крупных храмах служит несколько каннуси, а кроме них также постоянно работающие при храмах музыканты, танцовщики, различные служащие. В маленьких святилищах, особенно в сельской местности, на несколько храмов может приходиться всего один каннуси, причём он нередко совмещает занятие священника с какой-либо обычной работой — учителя, служащего или предпринимателя.

Ритуальное облачение каннуси состоит из белого кимоно, плиссированной юбки (белой или цветной) и чёрной шапочки. Надевают его только для религиозных церемоний, в обычной жизни каннуси носят обыкновенную одежду.

Синто в современной Японии
Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой — лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто.

В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч синтоистских храмов и два университета синто, где готовят синтоистских священнослужителей: Кокугакуин в Токио и Кагаккан в Исэ. В храмах регулярно исполняются положенные ритуалы, проводятся праздники. Крупные праздники синто проходят очень красочно, сопровождаются, в зависимости от традиций конкретной провинции, факельными шествиями, фейерверками, костюмированными военными парадами, спортивными состязаниями. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в этих праздниках.


Синтоистское очищение перед входом в Храм
2009-11-30 05:18 mishajp@gmail.com
Многие из вас посещали синтоистские храмы и омывали руки перед входом. Правильно это делается так:



1. Правая рука моет левую
2. Левая моет правую
3. В левую набираете воду
4. Полощете горло, сплевываете, при этом прикрываете рот левой рукой.
5. Еще раз омываете левую руку.
6. Пик совершенства - наберите ковшик еще раз и опрокиньте его на себя так, чтобы стекающая вода омыла ручку ковшика...

Рот ни разу не полоскал, но летом церемония омовения рук очень освежает...

Возвращай, сцука, северную территорию!
2009-11-30 05:57 mishajp@gmail.com


Эти ребята - правые националисты. Тусуются у храма Ясукуни, ну а их громкие матюгальники нельзя пропустить на токийских улицах. Я как-то работал с нашими телевизионщиками, так договорился и мы вместе с ними поехали на демарш к Российскому посольству. На демарш они ездят регулярно, аж каждую неделю, и так же регулярно их заворачивает японская полиция. Но они всё равно едут... как лосось на нересте.

Человеко – торпеда «Кайтен» из военного музея при храме Ясукуни.
2009-11-30 06:20 mishajp@gmail.com
Раньше эта торпеда стояла у входа в музей - сейчас ее переместили внутрь музея ЮСЮ-КАН при храме Ясукуни. Помнится, эта торпеда произвела на меня сильное впечатление по приезду в Японию в 1992 году. Поскольку она стояла на улице, я смог залезть внутрь. Ограниченное пространство, металлическая седушка, Нет источника кислорода и потому дышишь пока остается воздух в пространстве торпеды... Люк задраивают... И дальше в руках штурвал, перед глазами перископ и - вперед к победе японского империализьма... Жуть.



Продолжая тему Камиказе (Камикадзе) - с января 1945 года «особая атака» стала применяться и японским флотом. Для этого использовались человеко – торпеды «Кайтен» (回天). Смертник помещался в сидении на корпусе торпеды и вел ее вплоть до удара о корпус корабля.






Итак, название Кайтен (спасибо за комментарии):
命名の由来は、“天運挽回”、すなわち、「天を回(めぐ)らし、戦局を逆転させる」の意味
То есть, развернуть судьбу, удачу, повернуть в лучшую сторону положение дел на фронте.

Есть еще мнение, что название просто взято у одного из кораблей эпохи сегуната Токугава. Кайтен-Мару.回天丸
(幕末期の徳川幕府が所有していた軍艦の一つである回天丸【かいてんまる】が由来という説もある)。


-фото когда торпеда еще стояла на улице перед музеем...


В избранное