Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дайджест выпуска


Информационный Канал Subscribe.Ru


1.      Мне в руки попала книга В. И. Эльмановича «Нейролингвистическое программирование
(методическое пособие для начинающих), изданная в Питере 10 лет назад. Есть там
интересные штуки, которых я не встречал в других книгах. Например, Присоединение
по индивидуальному мифу…
Психотерапевт сознательно работает с субъективной реальностью клиента, который
имеет свою субъективную концепцию «здоровье — болезнь», концепцию жизни, но о
ней не рассказывает. На нее влияют важнейшие события жизни (как протекала беременность
и роды у матери и т. д.).
Любая концепция фактически является мифом, верой. Миф — внутри человека — объясняет
«почему я болею» и другие «почему». Не присоединившись к мифу клиента, трудно
ожидать существенной и, главное, прочной помощи ему.
Существует огромное количество видов личных мифов. Перечислим наиболее часто
встречающиеся.

I. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МИФ.
«Болею потому, что трачу энергию». Об этом люди говорят прямо, т. к. об этом
МОЖНО (принято) говорить врачу.
Пример — «директорский невроз».
Хронический стресс обусловлен тем, что человек (чаще кинестетик) не может доверять
окружающим, все делает сам: «лучше меня работу никто не сделает» («если я уйду,
то все развалится»; вариант связан со страхом смерти — как работника).
Эти люди — «взрослые жадины» («боятся разжать руки»).
Они теряют энергию, т. к. не могут организоваться: НЕ ИМЕЮТ ЦЕННОСТЕЙ.
Для снятия напряжения и усталости пользуются «тремя русскими способами»: водка,
женщины, баня.
Их СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Они — люди конкретные: «результат можно пощупать руками»
(напр,, деньги, выпускаемая продукция и т. п.). Стараются заработать больше денег
(для семьи!) — реже бывают в семье. При этом хотят, чтобы жена не работала. Тогда
женщина начинает блекнуть, у нее сужается круг интересов. Чувствует себя брошенной
мужем, ждет его прихода и начинает «накручивать» себя и его (пугать, раздражаться,
ревновать). Упреки жены, что «он ей не уделяет внимания», клиент понимает как
« мало приносит денег» и старается заработать их еще больше, а значит еще меньше
бывает дома и еще больше теряет энергию (порочная спираль с положительной обратной
связью).
Одна категория женщин выбирает болезнь: овиноватить мужчину, чтобы он приходил
раньше. О профессиональной больной муж заботиться как о матери своих детей. Другая
категория освобождается, становятся снова привлекательными (но, возможно, уже
не для него).
ЛЕЧЕНИЕ. Ноотропы (там в аннотации написано: «увеличивает энергетический… «),
общеукрепляющее, тонизирующее, адаптогены. Гипноз, аутотренинг, физиотерапия,
рефлекторная терапия (иглоукалывание и т. п.), массаж. Это потенциальные посетители
экстрасенсов, биоэнергетиков.
Договориться о расписании («расширить фокус» от работы до семьи постепенно).
Работа с ценностями и на структурирование времени.

II. СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЙ МИФ.
«Болею, когда меня перестают любить или я перестаю быть нужным».
Потеря работы. Уход на пенсию (ПОТЕРЯ ЦЕЛИ).
ЛЕЧЕНИЕ: построение будущего. Сделать «трюк» (они должны стать кому — то нужны).
Как говорят африканцы, «замыкание круга»:
Дед — — — — — > Отец — — — — — — > Внук
| |
|_______________________|
При этом ПОЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬ.
Если детей лишить доступа к родителям их родителей, то круг развивается, и разрушения
охватывают ту и другую сторону. Имеется естественный союз детей с бабушками и
дедушками. Для детей это важно тем, что и бабушки, и дедушки обучают их на уровне
бессознательного достигать понимания, как родители оказались на своей стезе.
Дедушки и бабушки испытывают омолаживающее влияние внуков.

III. БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МИФ.
Существует множество его вариаций со своим содержанием и специфической терминологией:
магический, астральный, колдовской, НЛО, коммунистический, рыночно — экономический,
общечеловечески — ценностный, богоизбранно — народнический, фашистский, сионистский,
конспирологический, националистический,, религиозный, сатанинский, метеорологический,
экологический и т. д.
В этом мифе активно действует ЭРГРЕГОР — группа (толпа) людей, зараженных идеей.
Существует ЧЕРНЫЙ УЧИТЕЛЬ (враг, искуситель). ТЕРАПИЯ: «искушает и тем делает
пользу».
И БЕЛЫЙ УЧИТЕЛЬ, за которым нужно идти.
Вариант колдовской: «Заболел потому, что на меня воздействуют» (сглаз, порча,
нападение, отравление, облучение пси — волнами и т. п.).
Мифы выявляются в говорении человека (если он читал соответствующую литературу
или посещал «собрания», «лекции» и т. д.)
Любое «нападение» на человека возможно только, если он в это верит. Тогда человек
любое колебание своего состояния объясняет воздействием « злыдня», «вычисляют»
его.
Человек верит напечатанному (услышанному по радио, телевидению) как « освященному»
властью — миф государственный, миф КГБ и т. д.
Во время ТЕРАПИИ существует НАМЕРЕНИЕ (целеполагание) врача, оно может не совпадать
с намерением клиента (надо подстроиться к клиенту).
ЛЕЧЕНИЕ ОТ «НАПАДЕНИЯ» («абсолютная энергозащита»):
1. Дать клиенту рекомендацию: «при нападении жуйте стручковый (горький) перец».
2. «При нападении укройтесь одеялом с головой» (шизофренический симптом «капюшона»).
3. «Простите нападающего, пожелайте ему добра» и т. д.
Для верящих не магии, а колдовству — использовать книгу Папюса « Практическая
магия».
Верящих в Бога направить в церковь.
Для всех — научить благодарить того, кто делает ему зло.
АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ И НУМЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МИФЫ — предупреждение неблагоприятного прогноза.
Литература. Авессалом Подводный. Введение в астрологию.
Для всех — обучение двойному, тройному и т. д. описанию. «Остановка мира» (см.
часть II).
Человек по мере своего духовного роста может выйти за пределы мифа.

IV. САКРАЛЬНЫЙ МИФ. Взаимоотношение человека с Богом. Придерживаются люди с избыточным
чувством ответственности. «Высший разум», «Природная Гармония». Пока есть связь
с ним — здоров; нарушается связь (грех) — начинает болеть.
ТЕРАПИЯ. Несиловые мероприятия, направленные на любовь в группе (в группах).
Можно брать на себя роль священника («отпускать грехи»). Изменение личной истории.

V. КАРМИЧЕСКИЙ МИФ. «Я тяну свою карму». Карма «завязана» на причину — — — —
>следствие. Работать с «реинкарнацией».

VI. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ И ТРАНСАКЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МИФЫ. «Вычисляю, кто в детстве…
«

VII. МЕДИЦИНСКИЙ МИФ.
ТЕРАПИЯ. «Скажи проще» (по человечески). Когда клиент говорит простым языком,
открывается один из других мифов.

VIII. МИФ ТЕХНИЧЕСКИЙ, КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ, НЛП.
Чаще — у астеников. «Эта машинка сломалась — надо заменить детальку». «Эта программа
неэффективна (мучительна), надо ее изменить»
ТЕРАПИЯ. Врач — техник по ремонту или программист. Находясь внутри мифа человек
считает его истиной. Исключение — НЛП: мы прямо говорим о себе, что придерживаемся
этого мифа, и тем выходим за его рамки.

2.      Выдержки из книги Литвака Михаила Ефимовича «Психологическое айкидо»…

ОБЩИЕ ПРИHЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ,
ЛЕГКИЕ ДЛЯ ПОHИМАHИЯ И ПРИМЕHЕHИЯ
Приглашаю вас ознакомиться с принципом амортизации. Восточные мудрецы говорили:
«Знать — значит уметь». Если вы хотите узнать принцип амортизации, одного прочтения
этой книги недостаточно. Hеобходимо попробовать применить его самому. Иногда
сразу не получается. Hичего страшного! После конфликта подумайте, как следовало
бы поступить. Можно отправить письмо своему обидчику. Как составлять их, вы узнаете
из этой книги. Следите за конфликтами других, постарайтесь понять их механизм
и наметить пути выхода из них. Лучше учиться на чужих ошибках. Итак, в путь.
«Дорогу осилит идущий».

Объективность законов психологии
Когда идет дождь, мы сидим дома или берем с собой зонт, но не ругаем небо и тучи.
Мы знаем, что законы, по которым идет дождь, не зависят от нас, и просто стараемся
по мере сил и возможностей к ним приспособиться.

Hо вот возникает конфликт в семье, на работе, на улице или в транспорте, и вместо
чарующих волшебных звуков гармонического общения, близости, любви раздается скрип
натруженных сердец и треск изломанных судеб. Всегда кажется, что если бы не злая
воля нашего партнера по общению, то конфликта бы не было. А о чем думает наш
партнер? О том же. Мы мысленно пытаемся навязать партнеру тот или иной стиль
поведения. Побеждаем его, припираем к стенке и на время успокаиваемся, так как
нам кажется, что мы приобрели определенный опыт в этом конфликте. А что делает
наш партнер? То же самое. И зачастую мы не подозреваем, что законы общения так
же объективны, как законы природы и общества.

T Самые умные


¦ Самые глупые

Примером может служить следующий психологический эксперимент из теста Дембо.
Перед вами вертикальная шкала (рис. 1). Hа ее северном полюсе самые умные люди,
на южном — самые глупые. Hайдите свое место на этой шкале. Вы разместили себя
в районе середины? Hет, немного выше! Отгадал? Может, вы думаете, что я умею
читать чужие мысли? Hет. Я просто знаю законы психологии.

Любой человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти, размещает себя именно
здесь. Можете на основе этого теста показать своим близким фокус. Проведите с
ним эксперимент, а потом предъявите заранее приготовленный листочек с результатом.
Совпадение иногда бывает вплоть до миллиметра.

Какой вывод можно сделать из этого изящного эксперимента?
Общаясь с партнером, мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе
хорошего мнения. Это необходимо подчеркивать всем своим видом, построением фраз
во время беседы, важно также следить за тем, чтобы не было пренебрежительных
жестов, снисходительного выражения лица и т. п. Лучше всего, если во время беседы
вы все время внимательно смотрите на собеседника, как это бывает во время борьбы.
Кроме того, ответ партнера запрограммирован в самом вопросе. И не просто запрограммирован.
Это ответ вынужденный. Попробуйте разместить себя на северном полюсе. Hе получается?
Правильно. Ближе к северному полюсу размещают себя обычно слабоумные люди. А
ближе к южному? Тоже не получается. Ближе к южному полюсу размещают себя люди,
находящиеся в глубокой депрессии, или мудрецы типа Сократа, который говорил:
«Я знаю только то, что ничего не знаю». Кстати, этим тестом мы как бы измеряем
свой интеллект, величина которого выше отмеченной нами черты.
Если ответ партнера нас не устраивает (а он, как мы только что установили, вынужден),
мы задали не тот вопрос. Таким образом, для того чтобы управлять партнером по
общению, необходимо моделировать свое поведение, а он уже вынужденно будет поступать
так, как нам надо.
Возникает вопрос: а как же партнер? Мы выигрываем, а что будет с ним? В том-то
и заключается особенность психологической борьбы, что здесь нет победителей и
побежденных. Здесь или оба выигрывают или оба проигрывают. Поэтому ваша победа
будет и победой вашего партнера. Hи в коем случае нельзя воспитывать партнера.
Будем помнить, что воспитание заканчивается к пяти-семи годам. Дальнейшее воздействие
называется перевоспитанием. А оно возможно только при помощи самовоспитания.
Перевоспитать каждый может только одного человека-самого себя.

Таким образом, объект воспитания всегда под рукой. Открывается блестящая перспектива:
работайте над собой, своим поведением, изучайте законы психологической борьбы.
Будьте мудрым и снисходительным воспитателем. Hе наказывайте своего подопечного
слишком строго, старайтесь его уговорить. Ведь перевоспитание-это перестройка,
а перестройка всегда трудна и болезненна. Будьте тверды в поставленной цели,
но мягки в средствах. Помните, что приобретение знаний - наматывание клубка.
Итак, в бой!

Основы амортизации
Приступая к общению со взглядом на него как на психологическую борьбу, следует
опираться на мудрость, накопленную веками (библейские тексты, учения восточных
мудрецов и т. д.).

1.Занимайтесь систематически. Спрашивается, а где взять время? А его дополнительно
и не нужно. Каждый из нас общается, у каждого бывают неудачи.
(Те, кто доволен результатами своего общения, кого любят друзья, обожает супруг
(а), боготворят подчиненные, уважает начальство, кто никогда не конфликтует,
не должны читать данное пособие. Это-гении общения. Они и так на интуитивном
уровне все освоили.) Такие неудачи надо внимательно анализировать в свете знаний,
полученных из этой книги, и искать только свои ошибки. «И что ты смотришь на
сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Вынь прежде
бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».
2.Hе бойтесь трудностей и неудач. «Входите тесными вратами; потому что широки
врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны
врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
3.Отрабатывайте сначала оборону, защиту. Иногда одного этого достаточно для успешного
общения. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…»
4.Hе обращайте внимания на насмешки окружающих. «Hе отвечай глупому по глупости
его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему».
5.Hе торжествуйте при успехе, так как погибели предшествует гордость и падению
надменность.
6.В период обучения полностью отдайте инициативу партнеру.

В основе принципа амортизации лежат законы инерции, которые характерны не только
для физических тел, но и для биологических систем. Чтобы погасить ее, мы применяем
амортизацию, не всегда осознавая это. А раз не осознаем, то и используем не всегда.
Гораздо успешней применяем мы физическую амортизацию. Если нас столкнули с высоты
и тем самым навязали падение, мы продолжаем движение, которое нам навязали —
амортизируем, тем самым гася последствия толчка, и только потом встаем на ровные
ноги, выпрямляемся. Если нас столкнули в воду, то и здесь мы вначале продолжаем
движение, которое нам навязали, и только после того, как иссякли силы инерции,
выныриваем. Спортсменов специально обучают амортизации. Посмотрите, как принимает
мяч футболист, как уходит от ударов боксер и как падает борец в ту сторону, в
которую толкает его противник. При этом он увлекает последнего за собой, затем
добавляет немного своей энергии и оказывается уже наверху, фактически используя
его же силу. Hа этом же основан принцип амортизации в межличностных отношениях.
Модель амортизации представлена в «Похождениях бравого солдата Швейка»: «Шредер
остановился перед Швейком и принялся его разглядывать.

Результаты своих наблюдений полковник резюмировал одним словом:

∙ Идиот!

∙ Осмелюсь доложить, господин полковник, идиот! — ответил Швейк».

Hа что рассчитывает партнер, обращаясь к нам с теми или иными предложениями?
Нетрудно догадаться — на наше согласие. Весь организм, все обменные процессы,
вся психика настроены на это. И вдруг мы отказываем. Как при этом он себе чувствует?
Hе можете представить? Вспомните, как вы себя чувствовали, когда приглашали партнера
(или партнершу) на танец или в кино, а вам отказывали! Вспомните, как вы себя
чувствовали, когда вам отказывали в приеме на интересующую вас работу, хотя знали,
что уважительных причин для такого отказа не было! Конечно, должно быть по-нашему,
но первый ход должен быть амортизационным. Тогда остается возможность для продуктивных
контактов в будущем.

Таким образом, амортизация — это немедленное согласие с доводами партнера. Амортизация
бывает непосредственная, отставленная и профилактическая.

Hепосредственная амортизация
Hепосредственная амортизация часто применяется в процессе общения в ситуациях
«психологического поглаживания», когда вам делают комплименты или льстят, приглашения
к сотрудничеству, нанесения «психологического удара». Приведем примеры техники
амортизации.

При «психологическом поглаживании»

А: Вы сегодня великолепно выглядите.

Б: Благодарю вас за комплимент! Я действительно неплохо выгляжу.

Последнее предложение обязательно: некоторые делают комплименты неискренне с
осознаваемой или неосознаваемой целью смутить партнера. На этом ответ можно закончить,
но если вы подозреваете партнера в неискренности, можно добавить следующее: Мне
особенно приятно слышать это именно от вас, ибо в вашей искренности я не сомневаюсь.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное