Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

Екатеринбург: на Городском пруду. 1965 год и 2019-й...



Екатеринбург: на Городском пруду. 1965 год и 2019-й...
2019-11-25 13:43 tvsher

Фото из личного архива семьи Волковых. 1965 год

Городской пруд у верхнего бьефа плотины. На заднем плане дом Севастьянова (справа) а слева комплекс зданий, ныне вошедших в состав резиденции губернатора...

Были времена, когда здесь активно рыбачили, а сейчас одно из любимых мест горожан и гостей города для прогулок...

Фото сделано в начале ноября 2019 года.









Вандейская чаша
2019-11-25 17:04 rainhard_15

В ночь с 16 на 17 ноября 1793 года Жан-Батист Каррье начал первые утопления пленных вандейцев в Нанте.

В разгар Вандейской войны в тюрьмах Нанта находились тысячи пленных вандейцев, противостоявших революции. Республиканцы называли их "разбойниками". Жан-Батист Каррье, уполномоченный Национальным собранием покончить с этим восстанием, придумал новый способ казней - массовое утопление: пленных сажали в плоскодонную барку, вывозили ночью на середину Луары и там, открыв люки, топили судно. Он сам назвал такой способ "вертикальной депортацией". Цель состояла в том, чтобы быстро и дешево устранить в течение нескольких месяцев тысячи противников революции.

Это был один из самых кровавых эпизодов террора. Осенью 1793 года республике пришлось несколько месяцев противостоять крестьянским восстаниям. Шуаны и роялисты Вандеи сражались с революционными войсками во всей западной Франции. Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером отправил в Нант Жана-Батиста Каррье, чтобы любыми средствами остановить восстание. Новый уполномоченный прибыл в префектуру Нижней Луары 16 октября 1793 года, чтобы применить террор. В это время революционная армия уже начинала одерживать верх над роялистами. В Нанте находились тысячи заключённых из Вандеи. Мужчины, женщины и дети - бойцы, взявшие в руки оружие, чтобы сражаться с революционерами, или простые люди, арестованные по ошибке и названные врагами революции, были заперты в камерах тюрьмы Буффэй. Монастыри капуцинов и кармелитов были, в свою очередь, также превращены в тюрьмы, как и склад кофе в порту Нанта.

Через несколько дней после своего прибытия, Каррье создал революционную военную комиссию, чтобы судить этих "разбойников".
В начале судебных процессов 28% подсудимых были приговорены к смертной казни, а 43% оправданы. Но Каррье это не устраивало, он хотел сломить дух повстанцев и желал более быстрого "правосудия". Заключённых расстреливали на кофейном складе, гильотинировали в тюрьме Буффэй. Но это происходило недостаточно быстро, тем более, что санитарные условия у заключенных ухудшались. И революционеры, чтобы оправдать великое зло, заговорили о том, что у них есть опасения возникновения инфекции на улицах Нанта. 16 ноября 1793 года, среди ночи, группа из 90 неприсягнувших священников, которые отказались дать клятву верности новой республике, была собрана на барже, плоскодонном судне, используемом для перевозки грузов по реке. Связанные по двое, они были заперты на дне трюма. Приспешники Каррье вывели баржу на середину реки и утопили её.

Тридцатисемилетний Жан-Батист Каррье был убеждён в том, что выполнит поставленную перед ним задачу и ,таким образом, спасёт революцию. После "успеха" этого пробного утопления, Каррье решил преумножить то, что он называл "вертикальной депортацией" или "национальной баней". "Утопление - это быстрый, эффективный, радикальный и экономичный способ", - отмечал он, докладывая об этом Конвенту, который был рад тому, что Луара превращается в "революционный поток". Это позволяло быстро убивать большее количество людей, от 300 до 400 на баржу, против 50–200 ежедневных казней по заказу комиссии. А также позволяло избежать "рутинной работы" по захоронению трупов, от которой отказывались фузилёры.

Заключенных доставляли из тюрем на понтоны порта Нант под предлогом перевода, и заставляли раздеться до того, как они погрузят их в лодки, затопленные впоследствии на середине реки. Тех, кто пытался бежать, били вёслами или саблями, и лишь очень немногим удавалось спастись. С начала декабря 1793 года по февраль 1794 года в Луаре погибло от 1800 до 4800 человек, которые были убиты без какого-либо судебного разбирательства. Затем вещи убитых делились или продавались их палачами. Однако, совершаемые среди ночи убийства не оставались невидимыми для глаз жителей Нанта. Местные жители видели множество трупов, вынесенных волнами на берега Луары, и нападающих на них бездомных собак или падальщиков.
Муниципалитету, опасавшемуся заражения, пришлось запретить жителям Нанта пить воду из Луары и есть пойманную там рыбу. Действительно, утопления усугубили эпидемию тифа, которая была объявлена ​​в городе.






Исчерпывающе
2019-11-25 17:24 rainhard_15

За 10 лет ничего не изменилось?

Открывшаяся как-то (см. https://ria.ru/20100921/277703465.html) в отреставрированном музее Ленина выставка "Наполеон и Лувр" пока что стала предметом только поверхностных комментариев в прессе. Всех восхитил почему-то только походный несессер императора с 78 предметами туалета. Между тем эта выставка - прекрасная возможность увидеть, откуда развился тоталитаризм двадцатого века, как человек Нового времени впервые попробовал поставить себя на место Бога. Тема для нас более чем актуальная.

Посетителей встречает огромный бюст Наполеона-повелителя, выполненный Франсуа Ремоном в 1805 году - всего через год после того, как недавний революционный генерал и первый консул республики провозгласил себя императором. Помещенный рядом текст на французском скромно извещает нас, что скульптор таким образом хотел передать essor impressionant (впечатляющий взлет) империи. Но у любого человека, сохранившего воспоминания о бюстах вождей двадцатого века, эта работа не может не вызвать поеживания, а то и содрогания: маленькая юношеская голова на мощной шее, с пустыми глазницами и непременным лавровым венком на лбу - и все это огромно, бездушно, подавляюще. Такие произведения лучше любых слов говорят об изображенных на них людях и их эпохе. И никакие объясняющие и оправдывающие таблички тут не помогут.

Россия, пребывающая в поиске светлых страниц своей истории в ответ на потоки клевет, обрушивающиеся на нее с востока и запада, оправданно ставит себе в заслугу остановку страшной нацистской революции, задуманной для Европы Гитлером и его единомышленниками. Но ведь и задолго до возникновения гитлеризма российский "жандарм Европы" остановил на старом континенте пару-тройку других вселенских переворотов, чей разрушительный потенциал только сейчас становится очевиден. Не будем сегодня говорить о событиях 1848 года (хотя первая мировая война и недавние события в Югославии неплохо показывают, чем был чреват остановленный тогда "жандармом" распад Австро-Венгерской империи). Остановимся на так называемой великой французской революции и ее детище - Наполеоне Бонапарте, о котором нам так вовремя напомнила выставка в бывшем музее Ленина.

Современные французские "доброжелатели" России во главе с Андре Глюксманном, который скромно представляет себя на страницах "Монда" и других газет как philosophe с ударением на последнем слоге (помните, в одной из басен дедушки Крылова есть подобный "философф без огурцофф"), - так вот эти "философфы" громче всех требуют от нас покаяния за злодеяния Сталина, революцию 1917 года, порабощение соседей и прочие ужасы. Между тем, нет такого преступления большевизма, которое не было бы предвосхищено - в меру имевшихся более скромных технических возможностей - "великой" французской революцией 1789-1794 годов и выросшим из нее наполеоновским режимом. Недаром Ленин и его соратники воспевали коммунаров 1870 года, называвших себя "новыми якобинцами". Есть даже стилевые совпадения - сталинский ампир очень похож на ампир наполеоновский. Российская революция в точности повторила траекторию французской - от отрицания Бога к тотальной диктатуре одной посредственной личности. Так почему мы должны всю жизнь извиняться за отцовскую копию перед потомками авторов оригинала, которые ни за что извиняться не желают? Судите сами.

Объявив о святости "прав человека и гражданина", французские революционеры сразу по приходу к власти развязали такую кампанию террора, которая и не снилась свергнутым ими католическим "деспотам". Пытки в качестве инструмента для доказательства вины были отменены во Франции в 1788 году - аккурат перед революцией, по приказу "деспота" Людовика XVI. Но во время революции пытки вновь вошли в обиход. Да что там пытки - нормой стали страшные самосуды, когда толпы активных граждан врывались в монастыри, в тюрьмы и даже в сумасшедшие дома, уничтожая как класс всех "паразитов". Во время знаменитых сентябрьских чисток 1792 года только в Париже "народными трибуналами" было казнено 1400 человек, среди которых были не только аристократы и священники, но и заключенные за мелкие правонарушения, девицы легкого поведения, а заодно и психически больные из клиники в Бисетре. А ведь такие чистки потом неоднократно повторялись, и проводились они не только в Париже, но и в Орлеане, Версале, Реймсе. Добавьте к известному революционному изобретению - гильотине - еще и такое менее известное изобретение французской революции, как призывная армия, и картина становится более или менее полной. Призывная армия дала двойной эффект: с одной стороны, она позволила Наполеону в 1808-1912 годах править почти всей Европой от Лиссабона до Москвы; с другой, к 1815 году из французских деревень пришлось забирать в призывники пятнадцатилетних мальчиков. Всех восемнадцатилетних уже перебили.

Какое искусство могло возникнуть в таких условиях? В атмосфере ужаса, озверелых требований "полезности" и "просвещения", отрицания Христа? Естественно, такое же, как в худшие советские годы, - трусливое, скучное, натужно призывающее к жертвам и сплочению. В революционные годы французское искусство переживает страшную деградацию. Вместо вольнодумства и экспериментаторства середины восемнадцатого века - рабское подражание античности в ее мрачном унтер-офицерском варианте времен ранней Римской республики. При Наполеоне все эти "неоклассические" воины, без конца клянущиеся победить или умереть, разбавляются лизоблюдски-льстивыми изображениями его самого. На выставке в бывшем музее Ленина нет недостатка в такой продукции. Наполеон на вздыбленном коне где-то в Альпах - сочинение в красках от реформатора французской академии художеств Жака-Луи Давида. Наполеон в компании живописных дам-аллегорий, представляющих искусства, науки и Бог знает что еще. Наполеон одобряет конкордат между государством и церковью. Все это - помпезно, громоздко, вышито золотом и украшено малиновым бархатом.

Между тем, российским посетителям выставки, глядящим на сцену подписания конкордата, неплохо бы напомнить фразу, сказанную Наполеоном роялистам: "Я восстановлю религию, но не для вашей пользы, а для своей".

Этой фразой можно было бы описать и заигрывания с патриархией со стороны Сталина в годы войны. Сталин был атеистом, Наполеон - деистом (что почти одно и то же), но объединял их утилитарный подход к религии. Для утверждения личной власти нужны не идеи, а догмы на манер религиозных - вот единственное, что они знали точно о вере и что попытались использовать в своих целях. Оба "гения" почти всю жизнь изощрялись в придумывании догматично звучащих bons mots. Только Наполеон предпочитал циничные крылатые фразы, а Сталин - корявые, но буквально врубающиеся в печенки зубодробительные определения.

Революционная, а потом и наполеоновская Франция не только мешала творить своим художникам-современникам - она уничтожала и искусство прошлого. В революционном раже в 1792-1793 годах уничтожались все предметы искусства, которые имели на себе знаки королевской власти (скажем, лилию) или знаки католической церкви (крест). В итоге была разграблена и уничтожена королевская усыпальница в аббатстве Сен-Дени. Ассамблея (парламент), не решившаяся предотвратить вышеописанные сентябрьские чистки, в те самые дни вышла с таким постановлением: "Священные принципы свободы и равенства не позволяют никоим образом оставлять на глазах французского народа памятники гордыне, предрассудкам и тирании". В итоге разрушались статуи и барельефы, художественная коллекция Версаля была распродана в 1793 году, ее судьбу разделили и коллекции замков Монтрея, Рамбуйе, Сен-Клу. Из Италии, бывшей в века Ренессанса художественной учительницей Франции, Наполеоном вывозились художественные коллекции пап, местных феодалов, просто богатых людей. Часть расходилась по домам победителей, часть поступала в Лувр, ставший величайшим в мире хранилищем награбленного искусства. Общедоступность этих вещей в музеях Лувра - не оправдание для наполеоновских грабежей. Многие римские папы и итальянские хозяева богатых коллекций и до наполеоновских войн потихоньку начали делать свои коллекции общедоступными.

В итоге Наполеона остановили на востоке - Россия, а на западе - Испания, на чей трон Наполеон хотел посадить своего старшего брата Жозефа. Наполеон "отблагодарил" русских и испанцев, взорвав часть Кремля, а во дворце Прадо устроив конюшню.

А теперь нам говорят о культурности, o прогрессивности и полезности Наполеона для Европы. Американские идеологи сравнивают иракских террористов с неграмотными испанскими крестьянами, предпочитавшими национальную независимость и католическую церковь королю Жозефу с его обещанной испанцам конституцией. Интересно, что идеологи консервативного испанского католицизма еще в наполеоновскую эпоху предсказали, что отказ от христианства приведет не к установлению демократии, а к созданию новых огромных диктатур с человеком в роли Бога.

А может, испанцам и нам стоит гордиться своей неспособностью влюбиться в Наполеона? Когда-то нам рекомендовал это делать Лев Толстой в "Войне и мире". Может быть, это станет нашим первым шагом к осознанию роли России в Европе - роли великого консерватора, вот уже два столетия не дающего старому континенту упасть в руки безбожных заменителей Бога с их внешне гуманистическими идеологиями.

Дмитрий Бабич.






В избранное