Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

<<Пляски Смерти>>



«Пляски Смерти»
2016-10-28 18:25
Оригинал взят у tvsher в «Пляски Смерти»
Существует очень интересный жанр в искусстве, который отличается гибридным характером и охватывает сразу несколько видов искусства — литературу, визуальные искусства (настенную живопись, скульптуру, миниатюры в рукописях и гравюры в первых печатных книгах), ритуальный танец, театральное представление. Часто словесный и визуальный элементы оказываются слиты воедино и складывается впечатление, что ты рассматриваешь самые настоящие средневековые комиксы.

dance_macabre_28.jpg
Aus dem Berner Totentanz des Niklaus Manuel. Der Tod und der Herzog.


Называется этот жанр «Пляски Смерти». Зародился он в Европе в конце XIV – начале XV веках и получил огромную популярность в XV-XVI веках. Согласно замыслу их создателей, пляски смерти были призваны напоминать о бренности человеческого бытия и тщетности всех земных почестей, но интересны они прежде всего тем, что рисуют — часто с большой долей юмора — подробную и очень колоритную картину европейского общества той эпохи.

dance_macabre_12.jpg
Cartesian Dance of Death in Kralovo Pole


Собственно жанр «Пляски Смерти» возник в Центральной Германии. Первоначальный текст, созданный вюрцбургским доминиканцем ок. 1350 г., вскоре был переведён на средневерхненемецкий язык: каждому латинскому дистиху оригинала стала соответствовать пара четверостиший, вложенных в уста скелета и новопреставленного. Всего здесь 24 персонажа: папа, император, императрица, король, кардинал, патриарх, архиепископ, герцог, епископ, граф, аббат, рыцарь, юрист, хормейстер, врач, дворянин, дама, купец, монахиня, калека, повар, крестьянин, ребёнок и его мать. Имея сложное, отчасти ритуальное, отчасти литературное происхождение, вюрцбургская «Пляска Смерти» возникла как реакция на эпидемию чумы 1348 г. Вюрцбургская «Пляска Смерти» распространяется во второй половине XIV — начале XV веков по всей Германии, первоначально - в виде пергаментных полос-свитков размером 50 на 150 см. (Spruchband) или содержащих два-три десятка клейм пергаментных листов т in folio (Bilderbogen), и используется на манер латинских ехеmpа - как подспорье в проповеди. Издатели и коллекционеры XV-XVI веков придают «Пляске Смерти» новый вид - иллюстрированной народной книги (Blochbuch). При этом хоровод покойников дробится попарно, и каждой паре уделяется по отдельной странице.

&lt;Death Dances with a Young Man&gt; by Abad Angelo Donati
Death Dances with a Young Man by Abad Angelo Donati 1596

В третьей четверти XIV века доминиканские миниатюры появляются во Франции и достигают Парижа. На их основе в 1375 г. создается новая версия «Пляски Смерти». Её автор - член Парижского парламента Жан Ле Февр, поэт и переводчик, чудом избежавший смерти вовремя эпидемии 1374 г. Ле Февр перевел не сохранившуюся редакцию латинской диалогической «Пляски Смерти».

Наибольшее распространение «Пляска Смерти» получила в Германии. В XV веке здесь возникли три её разновидности — верхне-, нижне- и средненемецкая. Верхненемецкая представлена прежде всего «Пляской Смерти» из Метница (1490г., стена склепа) и Ульма (1440 г., галерея монастырского двора); оба произведения состоят в ближайшем родстве с вюрцбургским диалогическим текстом. Исключительной популярностью пользовались в средневековой Европе базельские «Пляски Смерти» — Большая (фасад доминиканского монастыря, ок. 1440 г.) и Малая (крытая галерея в женском монастыре Клингенталь, 1450 г.). Ими вдохновлялись многие художники XV—XVI веков. В частности, покаянная направленность Большой «Пляски Смерти» находит развитие в бернских фресках Никлауса Мануэля (1516—1519гг.). Будучи декоративным элементом архитектурных сооружений, базельские фрески играли важную роль в построении монастырского и городского пространства.

Пока всё, но если интересно - буду продолжать. По этой теме есть что посмотреть и почитать..

И Сен-Санса с его Пляской смерти Вам в ленту..









Какого черта!
2016-10-28 21:55
Оригинал взят у a_tushin в Какого черта!



Я не праздную Хеллоуин, День Святого Патрика, Пасху, не чту субботу и по пятницам молиться не хожу… Но, мне кажется, что те, кому это нужно, пусть ходят, празднуют и пр. Только бы не хулиганили… Но не все так считают. А особо активные даже обратились в Генпрокуратуру….

Да, и потребовали проверить законность празднования кануна Дня всех святых на территории России, не много ни мало! Они считают, что этот праздник противоречит российскому законодательству и пропагандирует «чуждый россиянам» культ Сатаны.

Откуда ноги растут, конечно, понятно, так как «представители духовенства», я думаю, что это не буддисты :))) пообещали всячески поддержать инициативу о запрете Хеллоуина.

Однако, у нас, в России, демократия и правовое государство. В нем, как это не странно сатанизм не запрещен. Хорошо это или плохо – отдельный разговор. По моему мнению Хеллуин к сатанизму имеет такое же отношение как Зюганов к репрессиям 30-годов.

Так вот, в правовом государстве по закону и
решили докопаться. В законе «О миссионерской деятельности» говорится, что должны существовать религиозные объединения, отвечающие за проведение этого праздника, а также специально отведенные места для совершения хеллоуинских обрядов. Обрядов, Карл! А языческие обряды масленицы тоже надо совершать в специально отведенных местах? :))

Короче, братья и сестры.. Думаю Хеллуин не запретят, да и Бог с ним.. или кто там еще?

Меня беспокоит только общая тенденция возвращения церкви, конкретной причем церкви в нашу повседневную жизнь (замечу против верующий я ничего против не имею, я за свободу совести). В советское время ее гнобили всеми силами…. А теперь… Что теперь? Скоро и попы отыграются?




На фото, ДК переделанный под церковь… Екатеринбург…

Символично, не правда ли?





Философское
2016-11-05 08:19
Оригинал взят у tvsher в Философское
Идущий снег большими хлопьями и робко пробивающееся сквозь снеговые облака утреннее солнце, а также чашечка прекрасного кофе настраивают на философскую волну. И пришла мне в голову мысль, а не почитать ли Канта... Подумала я и с мыслью согласилась. Ну и Вы, моя дорогая лента, приобщайтесь к высокому..))

Earth.jpg

И так, И. КАНТ. «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения» (1754)

Если о какой-нибудь вещи хотят узнать, стара ли она, очень ли стара или же еще может быть названа молодой, то об этом следует судить не по числу лет, в течение которых она существовала, а по отношению этого числа к тому периоду, какой она должна существовать. Одна и та же продолжительность времени может для созданий одного рода считаться глубокой старостью, а для других - нет. За то время, в которое собака становится старой, человек едва выходит из детского возраста, а дубы и ливанские кедры не успевают достигнуть зрелости за то время, к которому липы и ели уже стареют и засыхают. (...)

Слушая жалобы пожилых людей, мы узнаем, что природа заметно стареет и что слышен звук шагов, которыми она приближается к своему упадку. Климат, уверяют эти люди , теперь уже не тот, что прежде. Силы природы истощены, ее красота и правильность убывают. Люди теперь и не так крепки и не достигают такого возраста, как раньше. И этот упадок замечается будто бы не только в естественном устройстве Земли, он простирается и на нравственное состояние людей. Старые добродетели отжили свой век, и их место заняли новые пороки. Ложь и обман сменили прежнюю честность. Это ошибочное мнение, не заслуживающее даже опровержения, представляет собой плод не столько заблуждения, сколько себялюбия. Честные старики, которые настолько тщеславны, что вообразили себе, будто небо постаралось породить их во времена наивысшего благоденствия, не хотят согласиться с тем, что и после их смерти в мире все может обстоять так же прекрасно, как и до их рождения. Они охотно убеждают себя в том, что природа стареет вместе с ними, дабы не жалко было расставаться с миром, который и сам уже близок к своей гибели.


(...) Мнение большинства естествоиспытателей, создавших различные теории Земли, сводится к тому, что плодородие Земли постепенно падает, что Земля медленными шагами приближается к тому состоянию, когда она станет необитаемой и пустынной, и что наступление полной старости и смерть природы от истощения сил есть лишь вопрос времени. Это важная проблема, и, конечно, стоит потратить усилия для того, чтобы осторожно подойти к этому выводу.

Но сначала определим, какое понятие мы должны составить себе о старении тела, которое под воздействием естественных сил развивается до совершенства и под воздействием стихийных сил видоизменяется.

Старение какого-нибудь существа в ходе его изменения не есть определенная стадия, вызванная внешними и насильственными причинами. Те же причины, по которым какая-нибудь вещь достигает совершенства и пребывает в таком состоянии, постепенно приближают ее и к гибели незаметными изменениями. То, что она должна в конце концов прийти в упадок и погибнуть, - это естественная ступень (Schattierung) в течение ее существования и следствие тех же причин, которые привели к ее образованию. Все предметы природы подчинены следующему закону: тот же механизм, который вначале работал над их совершенствованием, продолжая менять вещь и после того, как она достигла своего совершенства, постепенно лишает ее благоприятных условий и в конце концов незаметно доводит ее до полной гибели. Этот образ действия природы ясно обнаруживается в устройстве растительного и животного царств. (...) Тот же механизм, благодаря которому животное или человек живут и растут, приносит им в конце концов смерть, когда рост их заканчивается. (...) Точно так же и постепенное ухудшение состояния Земли до такой степени вплетено в цепь перемен, которые вначале способствовали ее совершенствованию, что оно может стать заметным лишь через длительный промежуток времени. (...)

Земля, возникнув из хаоса, несомненно, находилась сначала в жидком состоянии. Не только ее округлость, но в особенности ее сфероидальная форма, при которой ее поверхность приняла во всех точках перпендикулярное положение по отношению к направлению силы тяжести, изменившемуся под воздействием силы вращения, доказывает, что ее масса обладала способностью сама собой принимать ту форму, какой требует в этом случае равновесие. Она перешла из жидкого состояния в твердое, и мы видим несомненные признаки того, что сначала затвердела поверхность Земли... Море само подняло берега суши, осаждая поднявшиеся вверх вещества, удалением которых оно углубляло свое собственное ложе; оно нагромождало дюны и насыпи, предотвращавшие наводнения. Реки, которые должны были отвести влагу с суши, не были еще заключены в надлежащие русла, они еще затопляли равнины, пока наконец не нашли для себя подходящих каналов и не подготовили себе равномерного спуска от истоков до моря.

Природа нашего земного шара в ходе своего развития не достигла во всех своих частях одинакового возраста. Некоторые части ее юны и свежи, между тем как в других она, по-видимому, истощается и стареет. (...) Вообще возвышенные места земной поверхности самые старые, они первые поднялись из хаоса и первые достигли полного развития, низменности же моложе и позже достигли степени своего совершенства. Соответственно возвышенности должны раньше погибнуть, а для низменностей этот роковой час наступит позднее.

Люди населили прежде всего самые высокие места на земле; в равнины же они спустились позднее и вынуждены были сами приложить усилия к тому, чтобы ускорить развитие природы, которое шло слишком медленно по сравнению с быстрым размножением людей. Египет, этот дар Нила, был в самой верхней своей части заселен и многолюден, тогда как половина Нижнего Египта, вся дельта и... устье... представляли собой еще необитаемые топи. (...)

Самые возвышенные местности первые воспользовались этим необходимым развитием природы, а потому и первыми были заселены, между тем как низменности некоторое время вели еще борьбу с хаосом и позже достигли совершенства. С тех пор эти низменные страны обогащаются за счет возвышенных местностей. Реки, которые во время паводка бывают полны подмытым илом, откладывают его, когда разливаются, около своего устья, поднимают почву, которую они затопляют, и образуют сушу, которая, после того, как река подняли свои берега до надлежащей высоты, становится обитаемой и, будучи удобрена тучной землей возвышенностей, становится более плодородной, чем сами эти возвышенные местности.

Благодаря этому непрерывному формированию и изменению, которые претерпевает поверхность Земли, более низко расположенные места становятся обитаемыми, тогда как высоко расположенные иногда пустеют. (...)

...Когда я сравниваю влечение древних народов к великим деяниям, их честолюбие, жажду добродетели и свободолюбие, порождавшие у них высокие идеи и возвышавшие их, с духом умеренности и хладнокровия, свойственным нашему времени , то хотя я и нахожу достаточно оснований поздравить наши столетия с этой переменой, споспешествующей и нравственности, и наукам, но все же я не свободен от соблазна предположить, что эта перемена, быть может, есть признак известного охлаждения того огня, который вдохновлял когда-то человеческую природу и жар которого одинаково ярко проявлялся и в излишествах, и в благородных деяниях. Но когда я вместе с тем думаю о том, какое огромное влияние оказывает на душевное состояние и нравы образ правления, наставление и пример, то я сомневаюсь, могут ли подобные признаки, имеющие два противоположных смысла, служить доказательством действительных перемен в природе.

Поэтому на поставленный вопрос о старении Земли я не дал окончательного ответа, какого потребовал бы предприимчивый дух смелого исследователя природы, а подошел к нему осмотрительно, как это подсказывало мне существо самого предмета. Я пытался правильнее определить то понятие, которое необходимо себе составить об этом изменении.

Возможны еще и другие причины, способные привести к внезапной гибели Земли. Ибо, не говоря уже о кометах, на которые с недавнего времени считают удобным ссылаться для объяснения всякого рода необыкновенных явлений, в недрах самой земли скрыто, по-видимому, царство Вулкана и большой запас легко воспламеняющегося и огненного вещества, которое, быть может, все больше и больше набирается силы под ее верхней корой, накопляет запасы огня и пожирает устои верхних сводов, роковой обвал которых, быть может, откроет пламенной стихии выход на поверхность земли и вызовет гибель Земли в огне. Однако такого рода возможности имеют столь же мало отношения к вопросу о старении Земли, сколь мало имеется оснований для того, чтобы при рассмотрении вопроса, отчего ветшают здания, принимать во внимания землетрясения или пожары.


(с) И. Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. М., 1994. С. 92 - 111.

Перевод Б.А. Фохта.

PS: Если кому интересно моё мнение по поводу старения Земли... Земля стареет, да, но! Как феникс снова возрождается, обновляясь только пока ей известным способом. А по мне - людям знать этот способ вовсе не обязательно, т.к.их желание вмешаться в процесс портит обычно всё.

Ну и Баха Вам в ленту, настроение у меня такое.











В избранное