Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

Библиотека князя Григория Гагарина -- певца Кавказа



Библиотека князя Григория Гагарина — певца Кавказа
2016-04-11 18:16
Оригинал взят у tvsher в Библиотека князя Григория Гагарина — певца Кавказа
Очередная вкусность. Рассказ о князе Григории Григорьевиче Гагарине, русском художнике, исследователе искусства, архитекторе, обер-гофмейстере двора Его Императорского Величества, вице-президенте Императорской Академии художеств.

220px-G._G._Gagarin_1867.jpg

К слову сказать в настоящее время Фонд Г. Г. Гагарина в Русском музее насчитывает около 4000 единиц хранения, половину которых составляют рисунки и наброски к композициям на ориентальные темы...

Оригинал взят у aldusku в Библиотека князя Григория Гагарина — певца Кавказа
Гагарин Г.Г. Автопортрет 1840-е Государственный Исторический музей, и литография Мюнстера А. (СПб, Munster A.) с фотографии Деньера

Гагарин Г.Г. Автопортрет 1840-е Государственный Исторический музей, и литография Мюнстера А. (СПб, Munster A.) с фотографии Деньера




Князя Григория Гагарина (1810–1893), художника и путешественника можно воспринимать по разному. Кто-то называл его «певцом Кавказа», а Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств), полушутя назвала — «l’oriental désoriente» [«дезориентированный ориенталист»]. При огромной любви к мирному Кавказу, князь достойно служил в боевых частях лейб-гвардии.

Вся жизнь князя — одно большое путешествие. Художник, которого С. Эрнст назовёт позже «путешественником тех старых времён, когда... умели не спеша, с толком наслаждаться новыми впечатлениями природы и жизни», действительно успел за свою насыщенную жизнь сменить очень много мест проживания: от Италии, где прошло его детство, Франции (учёба в Сорбонне в 1829–1830-м и последние годы жизни), Германии (дипломатическая служба с 1837 по 1838 год) до Петербурга (государственная служба в 1832–1834-м и вице-президентство в Академии художеств в 1859–1872 годах), Кавказа (военная служба, 1840–1842, 1848–1854 годы), Тверской губернии (где художник жил в 1880-е). Кроме того, он успел побывать в Турции, Сирии, Греции, Египте, Англии, Бельгии.

Поэтому меня заинтересовало книжное собрание князя, ведь у интересного человека и библиотека должна быть соответствующей.

Экслибрис-наклейка библиотеки Гагарина Г.Г.(2,8 x 4,6) «БИБЛИОТЕКА КНЯЗЯ Г.Г. ГАГАРИНА. №... Том...;» и герб князей Гагариных

Экслибрис-наклейка библиотеки Гагарина Г.Г.(2,8 x 4,6) «БИБЛИОТЕКА КНЯЗЯ Г.Г. ГАГАРИНА. №... Том...;» и герб князей Гагариных

К сожалению до нас библиотека Григория Григорьевича дошла в усеченном варианте. После его смерти она была унаследована его сыном князем Андреем Гагариным — директором Политехнического института. Небольшую её часть вдова (урождённая С. А. Дашкова) и сын передали в Русский музей.

После Октябрьской революции, со слов Шилова Ф. Г. библиотека хранилась на Кокоревских складах, а в последующем экспертной комиссией была передана Ленинградскому книжному фонду. Некоторая доля собрания перешла в Эрмитаж. Судьба книг, переданных в Эрмитаж, мне не известна.

В отличии от собрания князей Куракиных библиотека Гагарина имела книжный знак, что позволило ей не раствориться в пучине времени.

Сегодня коллекция книг Гагарина не составляет единого целого и преимущественно хранится в фонде библиотеки Государственного Русского музея. Подробная опись книг содержит порядка 200 наименований.

Гагарин Г.Г. На тифлисских кровлях. Танец. Государственный Русский музей

Гагарин Г.Г. На тифлисских кровлях. Танец. Государственный Русский музей

По этим скромным остаткам можно судить, что костяк библиотеки Гагарина составляли книги по византинистике и ориентализму (к которому можно отнести и кавказоведение).

Самая значительная часть собрания — альбомы 1840–1880 годов, с гравюрами в формате ин-фолио и издания, касающиеся археологии, истории и искусства Византийской империи и Востока (41 издание). Здесь Г. Ю. Клапрот — «Путешествие в Грузию», Д. Ф. Льюис — «Иллюстрации Константинополя», Дюбуа де Монпере — «Нравы и быт в Индии», Ш. Тексье — «Византийская архитектура на Востоке», Ш. Байо — «История живописи и скульптуры на Востоке до иконоборчества» и другие.

В книжной коллекции Гагарина собрана древняя, классическая и романтическая литература, преимущественно на французском, немецком и итальянском языках: Гораций, Виргилий, Данте, Мольер, А. Р. Лесаж, Ж.-Ж. Руссо, Ламартин, Томас Мур, Мильтон, Байрон, Свифт, Гёте, Шиллер, Ж. Санд.

Русская литература представлена только двухтомником Пушкина, трёхтомником Марлинского, изданием «Сочинений» В. Жуковского, собранием сочинений Н. Карамзина, что, скорее всего, не отражает истинную картину гагаринского книжного собрания.

Гагарин Г.Г. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина «Пред испанкой благородной...» 1832–1833 Государственный Русский музей

Гагарин Г.Г. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина «Пред испанкой благородной...» 1832–1833 Государственный Русский музей

Гагарин не мог не иметь в библиотеке сборников М. Лермонтова, с которым был дружен в последние годы поэта и чьего «Демона» он иллюстрировал для театральных постановок «живых картин» в Зимнем дворце (1856). Хочу отметить блестящую заметку pro100_mica, посвященную Лермонтову как художнику (Во всем дойти до совершенства...). И обратить внимание, на прекрасное, очень любимое мной Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова. В 6 т. М.: Печатник, 1914–1915. По моему мнению оно содержит лучшие иллюстрации (помимо работ Гагарина, великолепная графика М. А. Врубеля, М.В. Васнецова, И. К. Айвазовского, И. Е. Репина, В. А. Серова, Д.И. Митрохина, В. Митрохина, С.П. Яремича, Л.О. Пастернака, К. А. Коровина, Е. Е. Лансере, А.Г. Якимченко, В. Д. Замирайло, С.В. Иванова, К. А. Трутовский, М.М. Чемберс-Билибина и др).

Не могло не быть в библиотеке «Тарантаса» В. Соллогуба, великолепно им проиллюстрированного в 1839–1840 годах (о споре по поводу иллюстраций мы уже говорили). Были и произведения Л. Толстого, товарища Гагарина по последним годам кавказской службы.

Гагарин Г.Г. Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Кара-Агачем.

Гагарин Г.Г. Летний лагерь Нижегородского драгунского полка под Кара-Агачем.

В коллекции есть и иностранная беллетристика, и мемуары, и путевая проза: «Американец в Париже» Д. Сандерсона, дневники Франклина, «Английская Индия» Варена. Есть в книжном собрании и периодические издания: Le Magazine picturesque, L’artiste, Illustration, Salon de 1843.

Гагарин Г.Г.Сионский собор в Тифлисе. Разрез. Система росписей. Эскиз. Государственный Русский музей

Гагарин Г.Г.Сионский собор в Тифлисе. Разрез. Система росписей. Эскиз. Государственный Русский музей

Однако, будучи по призванию великолепным рисовальщиком, Гагарин большое внимание отводил, прежде всего, коллекционированию альбомов, содержащих ценные для него примеры высокого графического и полиграфического искусства (преимущественно посвящённых Малой Азии, но также Нормандии, Англии, Италии), которые, в свою очередь, не могли не оказать своего влияния на осуществление собственных масштабных проектов художника, таких как литографические альбомы «Живописный Кавказ» (Париж, 1857) и «Собрание древнерусских и византийских орнаментов» (СПб., 1883), «Изображения из святых евангелий в свободных подражаниях древнейшим источникам» (Париж, 1885). Вот небольшой перечень этих книг:

  • Гримм Д. «Памятники византийской архитектуры в Грузии и Армении» (Grimm D. Monuments d’architecture byzantine en Georgie et en Armenie. (ин-фолио) СПб., 1859);

  • Виоле-ле-Дюк «Русское искусство X–XVIII вв.» (Viollet-le-Duc M. L’art russe: ses origines, ses elements constructifs, son apogee, son avenir Париж, 1878);

  • Рихтер Ф. «Памятник Русского зодчества» (М., 1850);

  • Мартынов А. «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (М., 1848);

  • Mourner J. L’art au Caucase. 1882;

  • Байо Ш. «Византийское искусство» [Bayet Ch. Art byzantin. 1879];

  • Кондаков Н. «История византийского искусства» [Kondakov N.P. Histoire de l’art byzanties. 1886];

  • Шуази А. «Строительное искусство Византии» [А. Choissy А. L’art de bâtir chez les byzantins. 1883];

  • Зальценберг В. «Памятники древнехристианской архитектуры в Константинополе с V по XII вв.», [Salzenberg W. Alt-christliche Baudenkmale von Constantinopel vom V. bis XII. Berlin, 1854];

  • Дидрон и П. Дюран «Пособие по христианской иконографии», [Didron et Paul Durand. Manuel d’iconographic chretienne. 1845];

  • Шлумбергер Г. «Византийский император Нисефор Фокас», [Schlumberger G. Un Empereur byzantine Xs. Nicephor Phocas. 1890];

  • Муро Э. «Эссе о хронологии Византии. 1057— 1453» [Murralt E. Essai de chronographie Byzantine, 1057—1453. 1878];

  • Raphael Cattaneo. «Architecture en Italie VI—XI cc.». 1890;

  • Alfred Cruivelle. «Basilique de St. Mare — art et histoire». 1889.

Гагарин Г. Г. Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями и Автопортрет. 1850-е Государственный Русский музей

Гагарин Г. Г. Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями и Автопортрет. 1850-е Государственный Русский музей

Гагарин не только собирал книги кавказоведов (М.И. Броссе, Ш. Тексье, Дюбуа де Монпере) и византинистов, но и был корреспондентом и адресатом многих из них. Так, помимо переписки с Броссе (Brosset Marie-Felicite 1802–1880), он постоянно переписывался с Ж. Роа Флери (G. Rohalt de Fleury), Ф. И. Буслаевым, Ш. Тексье (Charles Texier, 1802—1871). С Тексье, известным исследователем Кавказа, его связывала дружба, возникшая в период путешествия 1834–1836 годов.

Гагарин Г.Г. Лезгинка. Тифлис. 1840. Государственный Русский музей

Гагарин Г.Г. Лезгинка. Тифлис. 1840. Государственный Русский музей

Отмечу, что Броссе Марий Иванович, французский ученый и специалист по истории Грузии, тесно связал свою жизнь с Россией. С 1842 года постоянно проживал в Петербурге, с 1842 года состоял в должности библиотекаря Императорской Публичной библиотеки nlr_spb, а с 1851-го был хранителем восточного нумизматического отдела Эрмитажа. В описи книжной коллекции Гагарина упомянуто о 15 изданиях М.И. Броссе: Atlas per le voyage archeologique: en Transcaucasie. 1850; Description de la Georgie. 1842; Histoire ancienne de la Georgie. 1849; Ruines d’Ani sons les Bagratides X—XI. 1860 и другие.

Князь Гагарин — не был библиофилом, но имел прекрасное книжное собрание, которое было ему порукой в его работе.

Гагарин Г.Г. Добрый пастырь и Сражение при реке Валерик. 1840. Государственный Русский музей

Гагарин Г.Г. Добрый пастырь и Сражение при реке Валерик. 1840. Государственный Русский музей

В моем журнале Вы можете подробно изучить следующие прекрасные иллюстрированные издания князя Григория Гагарина:

Gagarin Gr. Gr., Stackelberg E. Le Caucase pittoresque dessine d’apres nature par le Prince Gr. Gagarin avec une introduction et un texte explicatif par le Comte Ernest Stackelberg dedie a la Majeste Imperiale Nicolas I-er Empereur de toutes les Russies. Paris, Plon freres, 1847. [Гагарин Г. Г., Штакельберг Э. Живописный Кавказ. Рисунки с натуры выполнил князь Григорий Гагарин с посвящением Его Величеству Николаю I Императору Всероссийскому. Париж. Издано Плоном Фрер, улица Вожирар, 36. 1847]

Тарантас. «Путевые впечатления», Сочинение графа В.А. Соллогуба. Издание книгопродавца Андрея Иванова. Санкт-Петербург, в типографии Journal de St. Pétersbourg, 1845 г.

Гагарин, Г.Г., Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Гр. Гр. Гагариным. 50 таблиц / изд. иждивением С.-Петербургского Центрального Училища технического рисования Барона Штиглица. СПб.: Хромолитография Штадлер и Паттинот, 1887.

Scenes paysages, moeurs et costumes du Caucase dessignes d’apres nature par le prince Gregoire Gagarine et accompagnes d’un texte explicatif par le comte Ernest Stackelberg. Paris, chez A. Hauser, 1845 Гагарин Григорий, князь, Штакельберг Эрнест, граф. Костюмы народов Кавказа. Альбом из 66 раскрашенных от руки литографий. Издатель А. Озе. Париж: печатня Лемерсье, 1845

Гагарин, Г.Г. Рисунки и наброски с натуры. СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1902 (посмертное издание)

[Гагарин, Г.Г.] Сюжеты из Святого Евангелия в свободном подражании библейским источникам. Подражание византийскому Псалтырю X века, хранящемуся в Парижской библиотеке. [Sujetstires des saints Evangiles]. Париж: Imp. Lemercier&Co, [1885].

Гагарин Г.Г.Александрийская колонна в лесах. 1833 Акварель

Гагарин Г.Г.Александрийская колонна в лесах. 1833 Акварель

Источники:

  • «И за строкой воспоминаний большая жизнь...»: мемуары, дневники, письма/отв. ред. А. И. Шкурко.— М., 1997.— (К 125-летию Государственного исторического музея) с. 262.

  • Безгубова А. Книжное собрание князя Григория Гагарина как портрет художника-ориенталиста второй половины XIX века // «...И календарь осьмого года…» : Материалы научно-практических чтений «Библиотека в усадьбе» (24—28 апреля 2013 года) и научной конференции «Музей. Реставратор. Реставрация» (17—19 июля 2013 года) : [cб. ст.]. — Сельцо Михайловское : Пушкинский Заповедник, 2013. 336 с. (Серия «Михайловская пушкиниана»; вып. 61). стр. 178–185.

  • Богомолов С.И. Российский книжный знак. 1700—1918. М., 2004. № 3359

  • Доногоно-Коркмас М. Кавказский художник князь Г.Г. Гагарин: альбом.— Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1993

  • Иваск У.Г. Описание русских книжных знаков: (Exlibris). М., 1905. Вып. 1, с. 101.

  • Книга: исследования и материалы. сб. 31, с. 162—163.

  • Полководцы, военачальники и военные деятели России в «Военной энциклопедии» Сытина: [В 3 т./ авт.-сост. В.М. Лурье, В.В. Ященко].— СПб.: Экополис и культура. Т. 2: Г — К. 1996, с. 8.

  • Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании старой России: новый биогр. слов.— М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2003, с. 104—106.

  • Русский биографический словарь/изд. под наблюдением А.А. Половцова.СПб.: Рус. ист. о-во, 1896—1918, т.4, с. 64—67.

  • Шилов Ф. Г. Судьбы некоторых книжных собраний за последние 10 лет (опыт обзора) // Альманаха библиофила. 1929

  • Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки. Вып. 1. М., 2009. 176 с. стр. 38–39 (№39) - прекрасное издание gpib

Гагарин Г.Г. Христос и самарянка. Эскиз росписи церкви Святого Николая в Мариинском дворце в Санкт-Петербурге. Эскиз. Государственный Русский музей

Гагарин Г.Г. Христос и самарянка. Эскиз росписи церкви Святого Николая в Мариинском дворце в Санкт-Петербурге. Эскиз. Государственный Русский музей

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».














Франческо Лода – итальяно веро и практическое фехтование
2016-04-11 18:56
Оригинал взят у mariusm11 в Франческо Лода – итальяно веро и практическое фехтование
В минувшую пятницу мы с vulpes_korsak посетили интересное мероприятие – Практический семинар маэстро Франческо Лода «Римско-неаполитанская техника фехтования».

Франческо Лода – основатель и президент Accademia Romana d’Armie в Риме, представитель многих ассоциаций спортсменов и фехтовальщиков, автор ряда книг по историческому фехтованию.



Некоторые участники семинара прибыли из других городов. Как по секрету мне поведал фехтмейстер Руслан Каприлов, самый «дальний» фехтовальщик оказался из Новосибирска.

Семинар проходил в рамках Дней фехтовальной культуры в Петербурге. Итальянец говорил по-английски и делился своими умениями с коллегами из России.


Семинар был не о лёгкой рапире, а о шпажной технике, возникшей в Италии в Средние века.

Смотрите с какой красотой пришёл на семинар Кирилл Орестович Кандат, мастер спорта по фехтованию, заслуженный тренер России:

Это итальянская шпага XVII века (снизу, реплика) и французская - конца XVIII, времён предреволюционных (сверху. оригинал).

Впрочем, современные спортивные шпаги в руках многих спортсменов вполне сгодились для занятия.



Этот молодой человек фехтовал в основном левой рукой)


Исходя из того, что многих шпажистов и судей я уже неоднократно видела на других мероприятиях по фехтованию в городе на Неве («День памяти Сивербрика», Дни НЕМА», Соревнования на длинных мечах). Могу сделать вывод, местные мастера не прочь перенять опыт «импортного».
Кстати, и детки не отстают. Растёт смена!



Маэстро Лода считает, что именно Неаполитанско-Сицилийская школа фехтования имеет право называться истинно итальянской, которая оказала значительное влияние на развития фехтовального искусства со времен Средневековья до наших дней.

Надо сказать, маэстро смотрелся с оружием в руках просто великолепно. Как будто родился с ним! И многие движения напоминали танцы. Собственно, это и вдохновило меня на создание ролика под музыку балета «Тодес»:



На мероприятии присутствовало телевидение: 1 канал, между прочим)

Сюжет смотрите в программе «Утро» в пятницу 15 апреля в 8:35.

Спасибо за организацию семинара и приглашение Франческо Лода Санкт-Петербургскому Фехтовальному клубу и его президенту - Алине Туляковой лично!


Дни фехтовальной культуры ещё идут! Если кому интересно – расписание под катом.

11 апреля, понедельник
19.00 Творческая группа «Скиурус». Руководители Михаил Федотов и Ирина Мельникова. «Фехтование для программиста» и поединки на световых мечах.
Одна из главных причин занятий фехтованием - использование опыта прошлого, чтобы заполнить, залечить в человеке пустоты, оставленные современной жизнью. Фехтование - великое наследие человечества. Совершенствование ума и тела. Кодекс поведения носителя оружия. Поговорим о том, зачем фехтование, к примеру, программисту. Тому программисту, который по выходным - благородный дон при плаще и шпаге.
Будет ли для него фехтование просто необычным видом физкультуры?
Мы расскажем о нашем опыте занятий фехтованием. О людях, которые приходят к нам в зал. О знакомстве с фехтованием обычных людей с улицы.

12 апреля, вторник
19.00 Лектор Алексей Гарагатый, клуб "Domenicale scuola di scherma", г. Тула. «Болонское фехтование XVI века. Время, мастера, источники, основные принципы, современное состояние». «Болонское фехтование» - обобщающий термин, служащий для обозначения специфической боевой системы, существовавшей в г. Болонья (северная Италия) в 15-16 вв.
На лекции речь пойдёт о том, кто такие были Болонские мастера фехтования Как Болонское фехтование появилось, как развивалось. Лекция основана на работах Болонских мастеров: А. Манчолино, А. Мароццо, Д. далл'Агокки, А. Виджани, Анонимо Болоньезе, а также на 11-летнем опыте нашего клуба.

13 апреля, среда
19.00 Лектор Алексей Минигалин, клуб «KRAIT», «Испанская школа фехтования XVI- XVIII. вв. La verdadera Destreza. Основные принципы, идеи, источники. Дестреза в современном мире».
Испанское фехтование до сих пор является предметом дискуссии для многих. Что такое Дестреза – это единый стиль, единая школа, или нет? Действительно ли она была мистической и философской? Куда она исчезла? Кто сейчас занимается изучением Дестрезы в России и в мире?

14 апреля, четверг
19.00 Кандат Кирилл Орестович, мастер спорта по фехтованию, заслуженный тренер России, тренерский стаж более 40 лет, руководитель Школы фехтования. «Правда и мифы о классическом фехтовании»
Что подразумевается под понятием «классическое фехтование». Каков временной промежуток его существования. Почему важно это знать? Особую прелесть фехтованию придают не красивые позы, а изящно построенная фехтовальная фраза, стремительная и точная атака, неожиданное и остроумное действие в обороне! Эстетика такого фехтования понятна и доступна не многим, видимо, этому надо учить так же, как учить слушать хорошую музыку, смотреть и понимать живопись или архитектуру. Классика – это основа во всех видах искусства, и в фехтовании в том числе.

15 апреля, пятница
19.00 «Перо и шпага» - поэтические чтения.
Ведущий вечера поэт и писатель Дмитрий Григорьев: «Во всех культурах фехтование и поэзия имели нечто общее. Ведь слово — тоже оружие. Например, в японской культуре в кодексе Бусидо указывалось, что настоящий самурай должен одинаково хорошо владеть как словом, так и мечом».
Холодное оружие в поэзии наших современников. Возможные участники вчера поэты Евгений Лукин, Екатерина Полянская, Арсен Мирзаев, Андрей Полонский, Анастасия Романова, Евгений Мякишев, Валерий Земских.

16 апреля, суббота
19.00 Ансамбль танцев кватроченто «Stella», руководитель Милена-София Тыренко. Танцевальный спектакль «Рыцарь за прялкой»
По мотивам новеллы Дмитрия Мережковского. Вы увидите комическую и веселую историю с подлинными танцами эпохи раннего Возрождения. Пятьсот лет они прозябали в забвении. «Наша история о жене и о муже, и о выпавшем им испытании, к тому же, о злодейке, о графе, о герцогине, а также о прялке – главной героине». Ирина Павлова — автор текста. Милена-София Тыренко – режиссер-постановщик. Ансамбль танцев эпохи Кватроченто «Stella» – воплощение на сцене с энтузиазмом и любовью к истории.

17 апреля, воскресенье
14.00 Детский праздник проводит детско-юношеская студия средневековых воинских искусств «Петергофская стража», руководитель Андрей Сапожников, Творческое объединение «Школа Канторум»
Выступление танцоров, музыкантов и фехтовальщиков. Средневековые игры -подвижные и настольные. Современный мечевой бой – презентация фехтования для детей на травмобезопасном инвентаре. Возможность попробовать для всех желающих. Костюмированные выступления и фотозона для исторической фотографии.
Рекомендуемый возраст аудитории от 10 до 17 лет

Вход свободный!





Crafty drivers. Как не платят за парковку в центре Москвы.
2016-04-11 22:58
Оригинал взят у tsergeya в Crafty drivers. Как не платят за парковку в центре Москвы.





В избранное