Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
15 октября 2009, четверг

Motorola нацелилась на Россию

Американский производитель мобильных телефонов Motorola готовится к возвращению на полки российских магазинов. До конца года компания представит три бюджетных аппарата и один смартфон на базе операционной системы Android, рассказал РБК daily представитель Motorola Кирилл Лубнин. В 2010 году компания надеется по меньшей мере в два раза увеличить свою долю по сравнению с нынешними 4% рынка. По мнению аналитиков, компании необходимо значительно расширить модельный ряд, а также вложить немалые средства в маркетинг и рекламу.

Г-н Лубнин обещает, что в следующем году Motorola расширит линейку продуктов. "По оценкам независимых аналитиков, наша доля на российском рынке сотовых телефонов по итогам девяти месяцев составляет около 4%, со временем мы рассчитываем нарастить ее до уровня прошлых лет, в том числе за счет моделей на базе Android", - говорит г-н Лубнин. В 2006-2008 годах доля Motorola в России составляла 8,5-21,7%. Motorola заключит контракты со всеми крупнейшими ритейлерами - "Связным", "Евросетью" и другими участниками рынка. По оценкам президента "Евросети" Александра Малиса, в третьем квартале доля Motorola вряд ли превысила 0,5%, но по итогам года за счет первых двух кварталов может составить до 4%.

По мнению аналитиков, Motorola вряд ли сможет достичь прежних показателей. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в 2003-2004 годах Motorola была лидером на российском рынке сотового ритейла с долей в 25%. По информации аналитика, анонсированные модели будут представлены на региональных рынках, а новые аппараты будут выходить весной 2010 года. "У Motorola продуктовая линейка практически не обновлялась в течение года, большая часть аппаратов исчезла с прилавков. Выход новых моделей - это своего рода прощупывание почвы", - заключил г-н Муртазин.

"С таким ассортиментом нарастить долю рынка вряд ли удастся", - считает аналитик J-son & Partners Сергей Савин. По его словам, компании придется приложить немало усилий, чтобы выдержать сложившийся уровень конкуренции. "У других производителей гораздо шире модельный ряд, выше лояльность покупателей", - рассуждает г-н Савин.

На пике своей популярности доля Motorola на российском рынке сотового ритейла составляла 20-25%, говорит аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Сейчас же, по его словам, покупатели стали забывать про этот бренд. "Для того чтобы нарастить долю Motorola, нужен большой объем бюджетных средств на рекламу, маркетинг и прочую раскрутку", - отмечает г-н Савватин. По его мнению, сейчас на рынке сложилась острая конкуренция, которая будет серьезным препятствием для Motorola. "В итоге можно сказать, что перспективы новых аппаратов и самой компании на российском рынке довольно сомнительны", - заключил г-н Савватин.


Блэкаут заказывали?

Автор: Максим Логвинов

Однако подавляющее большинство используемого в России компьютерного оборудования не соответствует современным требованиям по энергосбережению. Дата-центры (ДЦ) строятся по старым технологиям, а потребители не спешат переплачивать за менее "прожорливую" аппаратуру. Столь халатное отношение в недалеком будущем может привести к повторению в России блэкаутов, подобных тем, которые регулярно испытывают на себе США.

В последних числах сентября президент Дмитрий Медведев объявил о старте нового национального проекта. На этот раз глава государства обратил внимание на энергосбережение. По его словам, чтобы преодолеть "энергоэффективное" отставание России от развитых стран, необходимо в экстренном порядке внедрять инновационные проекты в сфере энергосбережения. Он даже определил стратегическую задачу: к 2020 году снизить энергоемкость ВВП не менее чем на 40%. В стремлении построить энергоэффективную экономику Россия не одинока. Например, США, которые ушли в этом вопросе далеко вперед, летом текущего года в очередной раз ужесточили требования к энергопотреблению всех бытовых приборов, начиная от компьютеров и заканчивая лампами. В России, учитывая объемы старой техники, находящейся в обращении, такое практически невозможно. Однако можно ведь ограничить ввоз аппаратуры, не соответствующей последним мировым стандартам по энергопотреблению, и в первую очередь компьютеров и периферийного оборудования, которое потребляет львиную долю электроэнергии в современных офисах. Или, например, в перспективе перейти на твердотельные диски SSD, которые позволяют существенно повысить производительность одного жесткого диска, снизить энергопотребление, исключить наличие движущихся частей и механизмов и, как следствие, повысить надежность всей системы. Но это, по всей видимости, не про Россию. "Подавляющее большинство строящихся сегодня технологических площадок (имеются в виду дата-центры - "Ко") оснащаются в соответствии с проектами вчерашнего дня", - констатирует представитель Stack Group. "Почему, например, в проектах новой волны не учитывается печальный опыт Америки, которая уже несколько лет ищет пути предотвращения энергетического кризиса, обусловленного в том числе очень высоким PUE действующих дата-центров (PUE, Power Usage Effectiveness - величина, определяющая соотношение общего энергопотребления к энергопотреблению IT-оборудования. Идеальным считается PUE = 1,2, при котором 83% электричества потребляется IT.)", - недоумевает эксперт.

До недавнего времени многим казалось, что разного рода потенциальные техногенные катастрофы, наподобие "проблемы-2000" или блэкаутов, России не грозят. Но после аварии на московской подстанции Чагино, когда значительная часть Подмосковья была обесточена, стало понятно, что эти проблемы от нас не так уж далеки. Есть и более масштабные примеры подобных аварий: день 14 августа 2003 года получил название "великий блэкаут - 2003". После короткого замыкания в сетях First Energy Corp. оказались обесточены сначала три ЛЭП на северо-востоке США. После этого одна за одной стали отключаться перегруженные электростанции и подстанции, в итоге территория в 24 000 кв. км оказалась обесточенной. Авария затронула восемь штатов США и канадскую провинцию Онтарио, где в общей сложности проживают свыше 50 млн человек. ЧП привело к остановке более 100 электростанций, в том числе 22 атомных реакторов. Без света остались крупнейшие города - Детройт, Нью-Йорк, Кливленд, Оттава, Торонто. Общий ущерб экономике достиг $6 млрд. На ликвидацию аварии ушло более суток. Этот пример, на первый взгляд, кажется взятым из сценария голливудского фильма, но все происходило на самом деле, и в перегрузке сети были виновны в том числе "прожорливые" в энергетическом плане компьютеры.

Кризисный выключатель

Пока еще компьютерные технологии в нашей стране внедрены не широко, однако с ростом числа высокотехнологичного оборудования в офисах и дата-центрах развитие событий по американскому сценарию вполне возможно. "Последние год-полтора, если верить открытым источникам, число условных стойко-мест, сдаваемых в аренду в России, сохраняется примерно на одном уровне и не превышает сегодня 15 000 - 20 000. Это на порядок меньше того, что отечественному рынку нужно на самом деле. По нашим расчетам реальный потенциал рынка коммерческих дата-центров сейчас составляет около 120 000 условных стойко-мест", - отмечает представитель Stack Group. Значит ли это, что нагрузка на электрические сети и потребляемая дата-центрами мощность увеличится кратно? Скорее всего, так и будет, если отдельные компании продолжат пользоваться устаревшими технологиями.

Кризис, тем не менее, играет на руку отечественным чиновникам, радеющим за внедрение энергосберегающих технологий. "Осложнившиеся экономические условия оказали двойственное влияние на российский сегмент аутсорсинга ресурсов дата-центров", - признают участники рынка. С одной стороны, он достаточно резко снизил число вводимых в эксплуатацию технологических площадок, что особенно заметно на фоне потока громких анонсов 2007 года. И это негативно сказалось на формировании данного сегмента IT-рынка России. С другой - эта вынужденная пауза помогла многим поставщикам и потребителям ДЦ-аутсорсинга (и нынешним, и потенциальным) более обдуманно подойти к пониманию того, что уровень надежности дата-центра напрямую влияет на качество зависящих от него бизнес-процессов. "Результаты этого переосмысления мы можем наблюдать уже сегодня. Те, кто еще полтора-два года назад необоснованно завысил цены на базовые услуги, сегодня под видом спецакций пытаются привлечь и удержать клиентов. Но клиенты, в свою очередь, уже стремятся не просто разместить оборудование на внешней площадке - они в большинстве своем заинтересованы в получении комплекса ДЦ-услуг с гарантированным уровнем качества", - добавляет представитель Stack Group.

Прежде чем делать выбор между "построить свой" или "арендовать", компания должна в первую очередь исходить из понимания бизнес-задач и того уровня надежности дата-центра, который необходим для их реализации, советуют эксперты. Только после этого имеет смысл проводить сравнительный анализ и сопоставлять "за" и "против", принимая во внимание целый ряд факторов, начиная от капитальных затрат на выбор и оснащение технологической площадки (получение электрических мощностей, проектирование, закупка специальных стройматериалов и многочисленных инженерных решений, соответствующих уровню надежности и архитектурным особенностям будущего дата-центра, оплата работы подрядчиков) и заканчивая расходами на квалифицированную эксплуатацию (подбор и удержание грамотного персонала, содержание склада запчастей, расходы на электричество, поддержание требуемого режима работы IT-оборудования и инженерных систем в нештатных условиях, регламентные работы). "Как правило, если компания заинтересована в обеспечении противостояния собственной информационной системы разного рода ЧП, она делает выбор в пользу хорошей аутсорсинговой площадки, способной документально зафиксировать свою ответственность за качество сервисов", - отмечают в Stack Group.

Востребованность аутсорсинга на рынке дата-центров увеличивается в последние полтора-два года - это объективный факт. Но по мере роста этой востребованности у корпоративных клиентов - наиболее перспективного сегмента потребителей услуг коммерческих ДЦ - все более явно прослеживается дефицит доверия к качеству сервисов, предоставляемых аутсорсерами. Это особенно остро стало ощущаться после наступления кризиса. Причина такой осторожности - в неготовности большинства аутсорсеров документально подтвердить свою ответственность перед клиентом. SLA во многих случаях воспринимается как пустая формальность, что в корне неправильно. "SLA - это ключевой документ, к созданию которого должны быть обязательно причастны и поставщик, и потребитель аутсорсинговых услуг. В идеале этот документ должен представлять собой сбалансированную систему показателей контроля качества сервисов, влияющих на конечный продукт или услугу клиента", - подчеркивает представитель Stack Group.

Дешевле, но лучше

Конечно, широкомасштабное внедрение твердотельных дисков с низким энергопотреблением - это вопрос будущего. Пока же экономические неурядицы привели к весьма существенным переменам на рынке систем хранения данных (СХД). "Мы наблюдаем следующие тенденции, связанные с изменившимися предпочтениями заказчиков в современных условиях: значительное смещение спроса в сторону систем хранения начального уровня, снижение спроса на СХД с точки зрения количества устройств, сохранение спроса на емкость, жесткие ценовые требования", - отмечает менеджер систем хранения данных "НР Россия и СНГ" Владислав Логвиненко. Современные дисковые массивы, с точки зрения потребителей, должны в первую очередь обеспечивать быстрый возврат инвестиций, поэтому недорогие СХД получают преимущество. "Компания HP всегда уделяла большое внимание этому сегменту, и наличие в портфеле таких решений, как новое поколение MSA2000 G2 и обновленная линейка EVA, позволило в 2009 году укрепить позиции HP на российском рынке как по количеству проданных систем хранения, так и по обороту", - констатирует эксперт. "Прежде всего, произошло значительное смещение спроса из сегмента high-end в сегмент систем среднего уровня и, соответственно, из сегмента среднего уровня в сегмент систем начального уровня. Выбирая систему "попроще", заказчики, конечно, стремятся минимизировать издержки, - подтверждает менеджер по разработке IT-решений и услуг Fujitsu Анатолий Третьяков. - При этом рост объемов хранимых данных остался на докризисном уровне". В компании Fujitsu отмечают стабильно высокий спрос на появившийся летом дисковый массив начального уровня Eternus DX, обладающий функционалом, который несколько лет назад был доступен только в моделях среднего и высшего класса.

Если в докризисные времена заказчики зачастую приобретали СХД "на вырост", более высокого уровня, чем требовалось на момент покупки, то в настоящее время подобное инвестирование в информационные технологии становится скорее исключением. В идеале система должна позволять наращивать производительность по мере роста бизнеса. "В условиях ограниченных IT-бюджетов заказчиков компания HP проводит гибкую ценовую политику. На рынке систем хранения в России можно отметить чрезвычайно успешную программу EVA Trade-in по замене дисковых массивов Enterprise Virtual Array предыдущих поколений", - добавляют эксперты HP.

"Потенциал у рынка СХД, несомненно, огромный, весь вопрос лишь в глубине кризисных процессов и скорости выхода компаний из кризиса. С одной стороны, мы видим сегодня сокращение рынка, по различным оценкам, на 20 - 40%, с другой - мы все предыдущие годы наблюдали стабильный рост на уровне 40 - 50%, - говорит менеджер по разработке IT-решений и услуг Fujitsu Анатолий Третьяков. - При этом еще раз подчеркну, что рост объемов данных, которые надо эффективно хранить, обеспечивая к ним непрерывный высоконадежный доступ, несомненно, будет толкать к развитию этот сегмент рынка. Важно отметить, что увеличиваются не только запрашиваемые объемы, но и требования как к инфраструктуре, так и к уровню оказываемых услуг".

Государство "рулит"

Эксперты Stack Group подчеркивают, что в сфере повышения энергоэффективности экономики государство должно мотивировать нынешних и будущих владельцев дата-центров использовать энергоэффективные решения. "Тем более что первые лица страны принадлежат к поколению, демонстрирующему на деле значимость информационных технологий для общества", - отмечает эксперт. Он подчеркивает, что нельзя недооценивать роль дата-центров "с точки зрения дальнейшего развития экономики". "Мы сегодня говорим о развитии нанотехнологий, о реализации крупных информационных проектов. Безусловно, они нужны. Но инфраструктуры для этого у нас нет. То, что мы имеем, - некий набросок к тому, что могло бы и должно быть", - констатирует эксперт Stack Group. Развивать инновационные направления без кардинального снижения энергопотребления всех без исключения отраслей экономики попросту невозможно. По словам Валерия Миронова из Центра развития, энергоемкость российской экономики примерно в два раза выше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Пока же государство старается сдерживать энергопотребление лишь директивными методами, например, повышая тарифы. Конечно, планируемая либерализация цен на электроэнергию, которая намечена на 2011 год, вынудит предприятия потреблять меньше, но это вовсе не значит - эффективнее.


Половина россиян тратит абсолютно все

Россияне доверяют рублю. Согласно исследованию холдинга "Ромир", именно в рублях держат свои сбережения две трети населения России. Доллару отдают предпочтения 16% респондентов, и лишь каждый десятый (11%) вкладывает деньги во все более укрепляющуюся европейскую валюту. В опросе, проведенном холдингом в сентябре 2009 года, приняли участие 1,5 тысячи респондентов из всех субъектов РФ.

В то же время 48% участников опроса призналось, что сбережений не делает. Однако большинству россиян - 52% - все же удается что-то откладывать "на черный день" или на иные цели. В исследовании отмечается, что чаще всего средства откладывают люди с доходом выше среднего. Таких в группе опроса набралось 63%. Среди граждан со средним уровнем дохода, и в низкодоходной группе, доля респондентов, откладывающих деньги про запас, практически не отличается от среднероссийского показателя в 52% - 53% и 50% соответственно.

Если говорить о валюте для накоплений, то подавляющее большинство россиян по-прежнему предпочитают рубли, однако, по данным на начало года, доля таких респондентов упала на 3 процентных пункта: с 55% в январе до 52% в сентябре. Число поклонников евро за 9 месяцев текущего года не изменилось и по-прежнему составляет 11%. А доллары стали популярнее: если в начале года 12% россиян хранили сбережения именно в этой валюте, то в сентябре их количество увеличилось до 16%.

Безработным не до сбережений

Последние 10 лет финансового и экономического благополучия убедили россиян в том, что повторения кризиса 1998 года не будет. Поэтому к октябрю 2009-го большинство граждан оказалось просто не готово, прежде всего, в моральном плане.

Основной причиной стремительного снижения уровня накоплений стало сокращение доходов населения, вызванное, в том числе безработицей. Да и большинство тех, кто остался на рабочих местах, существенно сократило свои доходы. "Задержки зарплат, сокращение работников, банкротство предприятий привели к тому, что значительная доля населения не делает сбережений просто потому, что средств на это попросту нет, а перед людьми стоит вопрос выживания. Эти процессы можно наблюдать в регионах, а также в городах с одним или несколькими градообразующими промышленными предприятиями, вынужденными проводить сокращения персонала из-за кризиса", - комментирует эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Ирина Воробьева.

Напомним, согласно последним данным Минздравсоцразвития, официальная безработица в России по состоянию на 1 октября 2009 года составила 2 миллиона 59,2 тысячи человек. При этом ожидается ее дальнейший рост.

Старший аналитик ФК "Открытие" Ольга Найденова, со своей стороны, отмечает, что в России высок уровень дифференциации по доходам, и половина населения просто не имеет возможности сберегать. "Кроме того, в условиях двузначной инфляции долгосрочные стратегии сбережения практически нереализуемы", - говорит она.

Еще одной причиной стал подрыв доверия к российским финансовым институтам, российской валюте и экономической политике государства в целом. "Резкое осеннее падение курса рубля, скачки в курсах валют из-за проблем мировой экономики, низкий доход по банковским депозитам в сочетании с высоким уровнем инфляции, резкий рост цен на товары и услуги внутри страны - все это привело к тому, что население не видит смысла в сбережении средств. Лучше потратить имеющиеся деньги сейчас, чем ждать их последующего обесценивания из-за инфляции", - объясняет Ирина Воробьева.

По прогнозам официальных лиц, с которыми согласны и аналитики, ситуация изменится лишь тогда, когда доходы россиян будут восстановлены. Но случится это еще не скоро - не раньше 2012-2013 года. Именно такой срок неоднократно назывался руководителями государства, но многие экономисты полагают, что восстановление случится значительно позже.

Россия не отстает

"Самая плачевная ситуация относительно сбережений наблюдается отнюдь не в России, а в Великобритании", - уверяет управляющий директор фонда MidCap sickle and hammer Владимир Рожанковский.

По его словам, до Великобритании лидерство стабильно сохраняли США. "Период излома" в США произошел в начале 1980-х и был связан с кризисом сбережений и ссуд (SNL-кризис, savings and loan crisis). В стране появилось слишком много сберегательных счетов и кредитных продуктов, в то время как у населения не было залоговых активов, достаточных для их обеспечения. Банки активно навязывали населению свои продукты. Звучали лозунги, проводились кампании, направленные на повышение потребления. Таким образом, новое поколение американцев приобщилось к концепции потребления, в то время как "старое" выражало этому недовольство".

Напомним, внутренний государственный долг Великобритании на конец августа достиг рекордных 1,457 трлн фунтов стерлингов. Каждая семья в Англии должна государству в среднем 58,29 тысяч фунтов.

Общая задолженность американских домохозяйств сейчас составляет более 13 трлн долларов, из которых на потребительские долги (по данным на июнь 2009 года) приходится 2,5 трлн долларов, на ипотечные долги - 11 трлн (конец 2008 года). В результате, на сегодняшний день средняя задолженность одного домохозяйства США перед государством составляет 23 тысячи долларов.

Что касается России, то менталитет отчасти спас население от огромных долгов перед банками. "Еще в СССР считалось большим грехом брать в долг. Частично такой подход сохраняется и сегодня, поэтому, несмотря на низкие (в докризисные времена) процентные ставки по кредитам, россияне не спешили обременять себя вторым займом. В этом состоит отличие в данном вопросе россиян от американцев: жители США, увидев привлекательные условия кредита, как правило, брали в долг, - рассказывает Владимир Рожанковский. - В то же время оставались еще и расходы по обеспечению ранее взятых кредитов. В этом одна из причин того, что россияне не делают сбережения".

По данным Центробанка, на 1 сентября общий объем кредитов, взятых россиянами в банках, составил 3,6 трлн рублей. Общий объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств на 1 сентября - 20,388 трлн рублей, из которых просроченная задолженность равна 971,5 млрд рублей.

Арабские страны в этом отношении можно назвать "стерильными". "Мусульмане не берут в долг, - отмечает Рожанковский. - В восточных странах даже жилье приобретается за наличные, а кредитными продуктами соблазняют иностранцев".


Предстань передо мной

Автор: Наталья Науменко

Прагматичные работодатели мечтают "о нем" - бескорыстном спасителе, вдохновителе и исполнителе всех желаний, готовом по-стахановски трудиться за небольшую зарплату. Однако, к сожалению, и тех и других постигает разочарование. Менеджер-"говорун" утомляет клиентов, секретарь модельной внешности печатает одним пальцем, а дипломированный специалист оказывается обычным пройдохой.

А казалось бы, чего проще… Достаточно ориентироваться на объективные данные, учитывать способность человека - независимо от пола, возраста или прописки - выполнять свои обязанности. И проблема будет решена.

"Большинство ошибок при подборе персонала связаны с влиянием на формирование требований к кандидатам и их оценку распространенных в обществе стереотипов", - считает Ольга Шаповаленко, руководитель отдела консалтинга компании Staff Service (кадровый консалтинг, поиск и подбор персонала, штат - 20 чел.).

В свою очередь американский ученый Роберт Чалдини в своей монографии "Психология влияния" описал немало случаев, как, следуя за мнением окружающих, мы попадаем под воздействие чужих предубеждений. Причину этого он видел в попытках сократить энергетические затраты, связанные с необходимостью обдумывать, сравнивать, анализировать. Так и получается, что несущественное оказывается существенным, а несвязанное - связанным. Например, в одной старинной сказке отец, напутствуя сына, советовал ему опасаться "рыжих и лысых". Смешно и печально, но и в таком деле, как подбор персонала, также нередко встречаются подобные несуразные критерии оценки соискателей должности.

По параметрам… трам-трам

О том, какое влияние оказывают на результаты работы рекрутеров ложные обобщения, Сергей Мисунин, специалист по подбору персонала КА "Юса" (трудоустройство, поиск и подбор персонала, штат - 6 чел.), знает не понаслышке. "Нам довольно часто приходится слышать просьбы не направлять на собеседование разведенных женщин, потому что они "самоуверенны и непредсказуемы", бывших военных из-за их "мнимой инертности", девушек, работавших в модельных агентствах, потому что они "привыкли полагаться на свою внешность и не хотят работать", - говорит г-н Мисунин. Подобные дискриминационные по своей сути заявления - не редкость. Однако, конечно же, никто не озвучивает их соискателям. "Почти всегда, делая заявку на подбор персонала, представители компании-заказчика дают весьма подробный словесный портрет кандидата. Требования к квалификации обычно описываются куда менее обширно. Разумеется, чем больше внешний имидж кандидата соответствует представлениям заказчика, тем больше у соискателя шансов", - продолжил Мисунин.

Конечно, четко прописанные требования существенно экономят время обеих сторон. И, как правило, работодатели просто облегчают себе жизнь, сужая круг потенциальных кандидатов. Однако если речь идет о качественном подборе, ориентироваться на умозрительные представления о том, как должен выглядеть или вести себя типичный представитель той или иной профессии, как минимум нерационально.

Авось пригодится

Стереотипы, которые имеют отношение к подбору персонала, можно условно разделить на несколько больших групп. К первой группе можно отнести представления, связанные с личными качествами человека.

"Например, достаточно распространенным мнением является то, что люди, успешно работающие в продажах, - разговорчивы. Несомненно, развитые коммуникативные навыки важны для специалиста по продажам, но они не имеют ничего общего с неуемной болтливостью. Скорее важно умение слушать и слышать, правильно понимать и интерпретировать слова и действия собеседника", - поделилась Ольга Шаповаленко.

Стереотипы, связанные с образованием, также составляют значительную часть этих досадных заблуждений. "Считается, что в секретари и ассистенты лучше всего подбирать специалистов с филологическим образованием. Однако я собственными глазами видела в одном из резюме филологов слово "спицеолист". И подобные ляпы в резюме специалистов с филологическим образованием, к сожалению, встречаются не реже, чем в резюме "технарей" и "финансистов". Миф о грамотности филологов и их обширных знаниях иностранных языков постепенно утрачивает свою силу и уступает по важности реальным практическим навыкам", - поделилась Татьяна Пашкина, начальник отдела подбора и обучения персонала СК "Allianz Украина" (штат - 450 чел.).

Третья группа распространенных стереотипов касается гендерных различий. Традиционно существуют "мужские" и "женские" специальности. "Хорошо, когда такое разделение определяется реальными требованиями работы. Естественно, нелогично, даже при большом желании, отправлять женщину работать в шахту или на буровую установку. Но зачастую руководители выдвигают требование "только мужчина" или "только женщина" без существенных оснований. Например, при подборе кандидатов на руководящие позиции отдают предпочтение мужчинам. Таким образом теряют большое количество потенциально сильных кандидатов", - считает Ольга Шаповаленко.

"Мне известно, что в одном из деловых изданий рубрику, посвященную автомобильной тематике, ведет женщина. А в Харькове есть некий дядя Ваня - представитель редкой категории мужчин, который работает воспитателем в детском саду. И, надо сказать, в обоих случаях эти люди прекрасно справляются со своими обязанностями", - рассказал Максим Муровайко, специалист по связям с общественностью портала rabota.ua.

Еще одна группа распространенных стереотипов связана с внешностью кандидата. "Все мы знаем пословицу о том, что "встречают по одежке…". Но зачастую, попав под влияние первого впечатления, будь оно негативное или позитивное, мы подсознательно принимаем решение, и все наши последующие действия направлены только на то, чтобы подтвердить его правильность. То есть мы забываем, что "провожают по уму". Примером может послужить отношение к кандидатам с лишним весом. Так, в славянской культуре полный человек воспринимается как доброжелательный, жизнерадостный, позитивный. В западной же культуре существует другой стереотип относительно людей, страдающих избыточным весом. Они воспринимаются как ленивые, слабовольные и неорганизованные. Как позитивный, так и негативный стереотипы могут помешать принять правильное решение", - уверена г-жа Шаповаленко.

Чтоб все как у людей

Еще одной распространенной ошибкой, основанной на стереотипах, является уверенность, что кандидат, успешный в одной компании, способен достигнуть таких же выдающихся результатов и в другой, причем в кратчайшие сроки. "Нередки ситуации, когда клиент требует найти ему "звезду", утверждает, что готов платить такому специалисту любые деньги и предоставить максимальную свободу действий. На деле же может оказаться, что вся слава этого специалиста - всего лишь результат хорошо спланированной личной PR-кампании либо компания-работодатель не готова предоставить кандидату необходимые условия успешной работы. Так и получается, что уже через несколько месяцев "звезда" начинает рассматривать другие предложения о работе. И все усилия и ресурсы, потраченные на ее привлечение в компанию, оказываются тщетными", - рассказала Ольга Шаповаленко.

Аналогичной точки зрения придерживается и Татьяна Пашкина: "Считается, что если сотрудник выполнял аналогичную работу в другой компании, то уж он с ней справится точно. В большинстве случаев это так, хотя иногда бывали прецеденты. Вновь пришедший сотрудник не видел различий в бизнес-процессах своей прошлой и нынешней компаний и упорно пытался все делать по-своему. В результате получалось, что "вся рота не в ногу, один прапорщик в ногу".

На практике такие критерии отбора могут не только не гарантировать ожидаемого результата, но и привести к дальнейшим дополнительным денежным затратам для работодателя. "Во-первых, если продавец действительно талантливый, ни одна компания его не отпустит. Будут предложены дополнительные бонусы, возможности для карьерного роста, разработана интересная мотивационная система. Поэтому перекупить такого продавца крайне непросто. Во-вторых, работая в компании, продавец привыкает к определенным шаблонам и схемам работы, которые отвечают принципам, методам и целям работодателя. Он привыкает продавать только определенные продукты, использовать определенные каналы продаж. Поэтому при переходе в другую компанию его приходится переучивать, ломать стереотипы в мышлении и поведении. А это - дополнительные затраты", - считает Павел Литвин, генеральный директор СК "Наста".

Чтобы избежать ошибочных стереотипов, Татьяна Пашкина советует каждый раз, когда обсуждаются требования к специалисту, задумываться - для чего нужно это качество или компетенция новому сотруднику? Если сам руководитель не в состоянии уверенно объяснить, зачем ему сотрудник с образованием "учет и аудит" на должности специалиста административно-хозяйственного отдела, значит, это требование можно перенести в категорию "желаемые". Ведь "лишние" знания тоже могут быть в тягость. Особенно когда они оказываются ненужными для работы, но очень важными и значимыми для самого сотрудника.


Мейнфреймы остаются для IBM прибыльным бизнесом

В эру Google и iPhone может показаться, что мейнфреймы безнадежно устарели, однако полувековой бизнес IBM по-прежнему приносит доход. В этом уверен Тони Сакконаги (Toni Sacconaghi), аналитик компании Bernstein Research.

По оценкам эксперта, в 2008 году прямой доход IBM от продаж мейнфреймов System z составил $3,5 млрд, или менее 4% от общей годовой выручки в $103,6 млрд. Однако не следует забывать о деньгах, получаемых корпорацией от заключения 9-миллиардных контрактов на поставку ПО для мейнфремов, а также о платном сервисном обслуживании каждой из когда-либо приобретенных универсальных ЭВМ.

Несмотря на то что за последние десять лет бизнес мейнфреймов не растет, все равно его чрезвычайная выгодность очевидна. Около 20% дохода и 40% прибыли IBM связаны именно с "большими машинами", считает г-н Сакконаги.

IBM - монополист в бизнесе мейнфреймов, оборот которого в 2008 году составил, как предполагают в IDC, 9,9% от всего мирового рынка серверов объемом в $53 млрд.

В 2001 году этот бизнес покинули японские компании Fujitsu и Hitachi, однако Hewlett-Packard и Sun Microsystems пытаются позиционировать свои высокопроизводительные UNIX-серверы в качестве альтернативы универсальным ЭВМ.

Недавно на корпорацию была подана жалоба со стороны Ассоциации производителей вычислительной техники и средств связи (CCIA), утверждающей, что IBM нарушает антимонопольное законодательство, продавая мейнфреймы вместе со специализированной операционной системой и отказываясь при этом лицензировать ее для использования на оборудовании сторонних производителей. Ранее подобные претензии к IBM выдвигала американская компания T3 Technologies, в начале 2009 года пожаловавшаяся Еврокомиссии. Две недели назад иск был отклонен.


В какие технологии следует инвестировать?

Специалисты компании Frost & Sullivan выделили несколько современных технологий, которые имеют наибольшие шансы на успех в будущем и на которые инвесторам стоит обратить особое внимание.

Наноматериалы, включая нанотрубки и наночастицы, разрабатываются уже много лет. "Благодаря значительному продвижению в разработке наноматериалов в ближайшем будущем появится широкий круг продуктов, в которых они будут использоваться", - поясняли аналитики Frost & Sullivan.

"Умные" материалы" - автономные материалы, самовосстанавливающиеся продукты и "умные" полимеры для медицинских и биологических приложений - также имеют огромный потенциал по применению во многих индустриях. Одной из самых перспективных областей, по мнению аналитиков Frost & Sullivan, являются пьезоэлектронные материалы.

Кроме того, стоит обратить внимание и на "зеленое" ИТ. Это направление сегодня набирает все большую популярность и получает более широкое распространение, так как и предприятия, и правительства, и обычные потребители озабочены уровнем энергоэффективности своих устройств. И поскольку в современном мире все стремятся к снижению затрат, то аналитики Frost & Sullivan прогнозируют индустрии "зеленых" ИТ бурный рост в ближайшем будущем.

Удостоенными внимания оказались и лазерные технологии. Специалисты Frost & Sullivan считают, что в период с 2008 по 2014 года CAGR-рост этого рынка составит порядка 8,2%. Также упоминались CIGS-технологии, биотехнологии и технологии для автономных систем - в них стоит инвестировать, считают в Frost & Sullivan, за ними будущее.


Россияне меняют профессию

Многие россияне, имеющие диплом о высшем образовании, впоследствии меняют свою специализацию. При этом большинство из них для повышения конкурентоспособности на рынке труда стремятся получить дополнительное образование.

В ходе опроса Begin Group среди россиян, желающих получить дополнительное образование, выяснилось, что только 37% респондентов работают по специальности первого высшего образования. 41% участников опроса не работают по специальности вообще, а 22% заняты в смежной с основной специальностью сфере деятельности.

Наиболее востребованными специальностями, которые выбираются в качестве дополнительного образования, по-прежнему остаются экономика и менеджмент (57% респондентов), маркетинг и PR (20%), а также финансы и банковское дело (18%). К техническим наукам и ИТ проявляет интерес 16% опрошенных.

Приняв решение о получении дополнительного образования, респонденты, как правило, рассматривают вариант получения второго высшего образования (47%). При этом 41% опрошенных интересуются языковыми курсами, 25% - краткосрочными программами по профессиональным направлениям, 24% - программами MBA, 21% - аспирантурой, 14% - программами профпереподготовки, 14% - магистерскими программами.

Примечательно, что решение о получении дополнительного образования принимается еще в ходе получения первого высшего образования. Так, около 41% россиян, поступающих на программы дополнительного образования, либо еще учатся в вузе, либо окончили его не менее года назад. Около 32% респондентов, собирающихся получить дополнительное образование, отметили, что приняли решение об этом на 1-2-м курсах обучения.

Таким образом, получение дополнительного образования в России, особенно в условиях кризиса, является актуальной темой.



Лучшие дистрибьюторы 2009
Приглашаем принять участие.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное