Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
28 июля 2009, вторник

Сотовые подключения: июньское успокоение

Автор: Алена Журавлева

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России концу июня 2009 года достигло 196,61 млн абонентов, увеличившись с конца мая на 1,5 млн ( на конец мая данный показатель равнялся 195,11 млн). За последние три месяца это самый худший прирост федеральной абонбазы за месяц: в мае прирост равнялся 2,29 млн, в апреле – 2,01 млн. Однако по сравнению с мартовским приростом июньский оказался больше: в марте прирост составлял 1,2 млн.

Если же сравнивать с результатами июня прошлых лет, то по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение прироста: в июне 2008 года он составлял 2,05 млн. Еще больший спад можно заметить в сравнении с 2006 годом: тогда прирост в июне равнялся 2,805 млн. Исключение не составил даже 2007 год, когда прирост за июнь составил 1,75 млн.

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу июня 2009 года до 135,4 %, тогда как на конец мая текущего года этот показатель равнялся 134,4 %, т.е. увеличение проникновения сотовой связи в России з месяц составило 1 %, что на 0,6 % ниже, чем в предыдущем месяце. За год увеличение проникновения составило 16,3 %.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец июня 2009 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 33,217 млн и 11,166 млн соответственно. При этом прирост в столицах составил 210 тыс. и 166 тыс. соответственно. Таким образом, и в Москве, и в Петербурге наблюдается снижение прироста абонентской базы, что соответствует общероссийской тенденции. Однако если в Северной столице снижение оказалось незначительным (11 тыс.), то в Первопрестольной спад составил 170 тыс. Наблюдатели объясняют июньское падение прироста сезонностью спроса.

Проникновение же в столицах на конец июня 2009 года составило 195,6 % (Москва) и 176,1 (Петербург). Показатели мая текущего года – 194,3 % (Москва) и 173,5 % (Петербург). Таким образом увеличение проникновения за июнь текущего года в Петербурге и Москве составило 1,3 % и 2,6 %.

В июне 2009 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, распределился так. На первом месте оказались МТС: на долю этого оператора пришлось 46,2 % прироста, что больше, чем в прошлом месяце. Однако отрыв от второго места, по сравнению с маем, сократился: на втором месте, как и в прошлом месяце, оказался "МегаФон" с 36,5 % - этому оператору также удалось увеличить долю в приросте. При этом "Билайн", в марте и апреле являвшийся лидером по приросту, а в мае опустившийся на третье место среди операторов, в июне продемонстрировал отрицательный прирост в целом по России. На долю остальных операторов пришлось 17,3 %, что меньше, чем в мае текущего года.

В итоге к концу июня 2009 года абонентская база операторов "большой тройки" в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 67,423 млн, что на 954 тыс. больше, чем в предыдущем месяце. Количество абонентов "ВымпелКом" в июне составило 49,971 млн: отток достиг 152 тыс. Абонентская база "МегаФон" в целом по России составила 45,361 млн: прирост 753 тыс.

Рынок России в конце июня 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,3 % (прирост 0,2 %), "ВымпелКом" - 25,4 % (потери 0,3 %), "МегаФон" - 23,1 % (прирост 0,2 %). Доля остальных операторов составила 17,2 % (потери 0,1 %).

В Петербурге в июне 2009 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 166 тыс. абонентов. Лидером по доле в приросте остаются МТС с 47,1 %, однако отрыв от второго места, которое занял "МегаФон", составил всего 1 %. Доля "МегаФон" в приросте в Петербурге составила 46,1 %. На третьем месте оказался Tele2 значительно потерявший в доле в приросте: в июне ему досталось лишь 5,7 %, тогда как в мае этот оператор занимал второе место с 31,1 %. На долю "Скай Линк" пришлось 1,1 % от общего прироста (потери 0,1 %). "Вымпелком", как и в целом по России, продемонстрировал отрицательный прирост.

Доли петербургского рынка по итогам июня 2009 года в результате распределились так: "МегаФон" получил 32,5 % (прирост за месяц 0,2 %), МТС – 32,1 % (прирост за месяц 0,3 %), "Билайн" - 19,0 % (потеря 0,3 %), Tele2 – 14,3 % (потеря 0,2 %), "Скай Линк" - 2,1 % (без изменений).

Что касается маркетинговых инициатив, то июнь нельзя назвать месяцем с высокой активностью операторов. Так, в начале месяца "МегаФон Северо-Запад" расширил линейку "Люкс", запустив пакетную опцию "Люкс 300", ориентированную на корпоративный сегмент абонентской базы. Чуть позже оператор расширил список услуг, ориентированных на оптимизацию расходов, и доступных корпоративным клиентам: в первой декаде июня стартовала опция "Ограничения офисной зоны" и "Запрет информационно-развлекательных услуг".

Кроме того, "МегаФон" в начале июня запустил акцию, в рамках которой до конца июля 2009 года абоненты "МегаФон Северо-Запад", которые не пользуются услугами связи более двух месяцев, могут возобновить обслуживание, причем, получив бонус. В качестве бонуса предлагается пакет "Год бесплатного общения". Он представляет собой 360 нетарифицируемых минут на вызовы внутри сети "МегаФон Северо-Запад", которые будут начисляться абоненту по 30 минут в течение 12 месяцев.

В рамках XIII Петербургского международного экономического форума оператор сотовой связи "Мобильные ТелеСистемы" и производитель сотовых терминалов Nokia подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, в рамках которого в торговой сети МТС в течение месяца осуществлялись приоритетные продажи одного из смартфонов вендора – N97. В середине месяца "Мобильные ТелеСистемы" запустили сразу несколько инициатив, преимущественно федеральных. Среди них – партнерская акция с сетью магазинов натуральной косметики и парфюмерии LOccitane (Л-Окситан). Кроме того, оператором запущены опция "Ночной SMS-Драйв", а также тарифные модификаторы "Везде как дома" и "Турист", ориентированные на абонентов-роумеров.

"Билайн" в середине июня запустил новый тарифный план "Удачный", ориентированный на дачный сезон. Это сезонное предложение оператора, предполагающее зональную тарификацию местного трафика. Еще одной особенностью тарифа от "Билайн" стала степ-тарификация местного трафика: первая минута вызова в день тарифицируется не зависимо от направления и зоны совершения вызова. Ближе к концу месяца оператор запустил новую услугу "Звонок за счет собеседника". Она ориентирована на абонентов с недостаточным для совершения вызова количеством средств на счете. Это федеральное предложение, которое стартовало одновременно во всех регионах присутствия оператора.


"Яндекс" проложится бумагами менеджеров

Как стало известно "Ъ", менеджеры крупнейшей российской интернет-компании "Яндекс" обсуждают возможность продажи своих акций (всего у миноритариев около 20%) основным владельцам, включая гендиректора Аркадия Воложа и Baring Vostok Capital Partners. По предположению аналитиков, менеджеры хотят воспользоваться опционом на продажу акций, если IPO "Яндекса" не состоится в 2009 году. На покупку всех бумаг мажоритариям пришлось бы изыскать $200-240 млн, зато после восстановления рынков их стоимость может вырасти более чем в два раза.

О том, что менеджеры "Яндекса" готовятся продать свои акции, "Ъ" рассказали в трех инвестбанках, знакомых с деталями сделки. Источники не уточнили, какая именно доля голландской Yandex B.V. (головная компания "Яндекса") будет реализована, но сообщили, что выкупят бумаги существующие акционеры. "Состав владельцев не изменится, изменятся пропорции владения",- утверждает один из собеседников "Ъ".

Руководитель пресс-службы "Яндекса" Михаил Ушаков подчеркнул, что внутренние переговоры акционеров не имеют отношения к деятельности компании. "Могу лишь сказать, что основатели "Яндекса" - Аркадий Волож и Илья Сегалович - не планируют продавать свои бумаги",- уточнил он.

По данным TNS за июнь 2009 года, месячная аудитория проектов "Яндекса" составляет 19,2 млн человек, недельная - 15,3 млн. В 2008 году выручка составила более $300 млн. Около 35% "Яндекса" через офшоры принадлежит фондам Internet Search Investments и Baring Vostok Capital Partners, 15% - Tiger Technologies. Около 30% у основателей компании, еще 20% у миноритарных акционеров, включая менеджеров.

Партнер фонда Baring Vostok Capital Partners Елена Ивашенцева отказалась от комментариев. Один из владельцев Internet Search Investments Limited Леонид Богуславский сообщил, что ему ничего не известно о предстоящем выкупе акций у менеджеров. Связаться с представителями Tiger Global Management вчера не удалось. Менеджеры "Яндекса"- коммерческий директор "Яндекса" Алексей Третьяков и гендиректор "Яндекс. Деньги" Евгения Завалишина от комментариев отказались.

"Всю компанию можно оценить примерно в $1-1,2 млрд. То есть пакет в 20% может стоить от $200 млн до $240 млн",- считает управляющий партнер Moorgate Capital Андрей Зубков. По его словам, причины выкупа могут быть различными. "Возможно, кто-то собирается покинуть компанию и поэтому продает акции. Возможно, у менеджеров был опцион на продажу акций в случае, если IPO "Яндекса" не состоится в 2009 году",- предполагает господин Зубков.

"Яндекс" планировал разместить ADR на NASDAQ в третьем квартале прошлого года. Мандаты на организацию IPO получили Deutsche Bank, Morgan Stanley и "Ренессанс Капитал". В начале 2008 года акционеры "Яндекса" рассчитывали на капитализацию $2,5-3 млрд, но к концу года из-за финансового кризиса возможная стоимость снизилась до $2 млрд.

Выкупить пакет менеджеров "Яндекса" его акционерам вполне по силам. В 2007 году Baring Vostok сформировал рекордный для России фонд Baring Vostok Private Equity Fund IV с капиталом $1,05 млрд, а также дополнительный фонд Baring Vostok Fund IV Supplemental Fund с капиталом $450 млн. В конце прошлого года за 10% в интернет-холдинге Mail.ru еще один акционер "Яндекса" Tiger Global Management выручил $100 млн, продав этот пакет южноафриканскому медиахолдингу Naspers.

Смена долей акционеров не отразится на управлении "Яндексом", рассказывал в апреле "Ъ" Аркадий Волож. Деятельность компании контролируется советом директоров, который состоит из учредителей. Более того, у компании есть два типа акций: "А", которая обладает одним голосом, и "Б", у которой десять голосов (принадлежат учредителям).

Аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина считает, что сделка может быть очень выгодной для мажоритариев. "Сейчас они имеют возможность выкупить акции по низкой цене. Если не будет второй волны кризиса, то "Яндекс" может вернуться к докризисной капитализации в течение двух лет",- говорит госпожа Лепетухина.

В период кризиса интернет-активы серьезно потеряли в цене. Летом прошлого года компания Юрия Мильнера Digital Sky Technologies (DST) увеличила подконтрольную ей долю в Mail.ru с 36 до 53,2%, заплатив примерно $300 млн. Таким образом, вся компания была оценена примерно в $2 млрд. Но уже в декабре 2008 года Naspers купил 10% Mail.ru за $100 млн, то есть оценка компании снизилась в два раза - до $1 млрд.


NASDAQ по-китайски

На территории материкового Китая впервые открывается отдельная фондовая площадка для высокотехнологичных и быстроразвивающихся предприятий, аналогичная американской NASDAQ. Этот проект вызвал настоящий ажиотаж среди национальных компаний: в течение двух первых дней Государственный комитет по контролю за рынком ценных бумаг Китая (CSRC) получил более ста заявок на листинг. Аналитики полагают, что на фоне достаточно уверенного выхода экономики Китая из кризиса новая торговая площадка будет пользоваться популярностью и среди инвесторов.

Китайский аналог NASDAQ - Growth Enterprise Board (GEB) - откроется на базе Шэньчжэньской фондовой биржи, второй по величине в материковом Китае. CSRC начал прием заявок в минувшее воскресенье, а уже в понедельник их число достигло 108. Процесс рассмотрения каждого претендента займет до трех месяцев. К листингу на GEB будут допускаться малые и средние частные компании, работающие преимущественно в таких инновационных отраслях, как разработка альтернативных источников энергии, информатика, медицина, производство современных материалов, охрана окружающей среды. Как правило, эти компании не могут соответствовать жестким условиям листинга на основной фондовой бирже, хотя играют важную роль в развитии экономики, создавая новые рабочие места и технологии. В итоге власти снизят минимальные требования к претендентам, но при этом потребуют дополнительные гарантии для защиты инвесторов от повышенных рисков.

Новая торговая площадка должна заработать в конце октября или начале ноября. По предварительным оценкам, до конца этого года на ней смогут провести первичное размещение акций до 150 новых компаний. Примечательно, что это первая площадка для высокотехнологичных и быстроразвивающихся предприятий на территории материкового Китая. Ранее подобный проект действовал лишь при фондовой бирже Гонконга, где размещены акции 170 инновационных компаний, однако предприятия материковой части КНР доступа туда не имеют.

"Мелкие и средние компании, которых в Китае значительное число, страдают от недостатка кредитов, так как банки предпочитают давать заемные средства крупным государственным корпорациям. На этом фоне торговая площадка по типу NASDAQ - хорошая идея, и время для ее осуществления подходящее, - сказала РБК daily экономист Оксфордского университета Линда Юэ. - А вот насколько эффективным будет нововведение, зависит от того, удастся ли CSRC улучшить прозрачность и управляемость размещенных на этой площадке компаний".

Аналитики отмечают, что, несмотря на глобальный экономический кризис, власти КНР выбрали удачное время для создания новой фондовой площадки. По разным прогнозам, темпы роста экономики Китая в 2010 году составят 7,5-8,5% по сравнению с 6% в первом квартале этого года. Китайские банки в отличие от европейских и американских не испытывают серьезных проблем с финансами, поэтому объем выдаваемых кредитов продолжит расти. Важно отметить, что правительство уже дало указание банкирам и чиновникам на местах поддержать малый и средний бизнес, от состояния которого во многом зависит стабильность экономического роста страны в долгосрочной перспективе.

"Ожидается, что в дальнейшем Китай будет сфокусирован на поиске новых источников финансирования малых и средних компаний, - сказала РБК daily экономист Chatham House Ванесса Росси. - Конечно, если глобальный рост останется слабым, то развитие бизнеса в следующем году будет достаточно трудным делом, но запуск этого проекта носит долгосрочный характер".


Сотовая связь в России

Компания J-son & Partners Consulting провела анализ российского сотового рынка за июнь 2009 года.

В июне 2009 года количество зарегистрированных в России SIM-карт выросло до 197,0 млн. Уровень проникновения в целом по России составил 138,7%, а в Московской лицензионной зоне (МЛЗ) - 191,8%.

Рост абонентской базы по операторам, тыс. чел., июнь 2009

Рост абонентской базы по операторам
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Доли операторов в абонентской базе, %, июнь 2009

Доли операторов в
абонентской базе
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Совокупный прирост абонентов в июне 2009 года составил 2,7 млн (+1,4%). Ежемесячный же прирост увеличился на 109% по сравнению с июнем 2008 года (+ 1,4 млн).

Динамика ежемесячного прироста абонентской базы, млн абонентов

Динамика ежемесячного прироста абонентской базы
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Доли операторов в приросте абонентской базы за 3 месяца 2009 года (март - июнь), %

Доли операторов в приросте абонентской базы за 3 месяца 2009 года
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

За последние 12 месяцев совокупная абонентская база российских операторов выросла на 24,6 млн (+14,3%). На 30 июня 2009 года первое место по этому показателю в общероссийском масштабе занимает "ВымпелКом" (+7,6 млн), второе место - "МегаФон" (+6,7 млн), третье - МТС (+6,0 млн).

Ведущие федеральные и региональные операторы

Оператор

Всего абонентов на 30.06.2009

Прирост за 3 месяца, %

Абонентов в Москве и МО на 30.06.2009

МТС 67 420 000 3,50% 15 360 000
ВымпелКом 50 090 410 1,50% 10 525 397
МегаФон 45 360 791 4,20% 6 805 662
Теле2 11 509 677 8,20% -
Уралсвязьинформ 6 001 373 3,20% -
СМАРТС 3 502 066 0,10% -
Нижегородская Сотовая Связь 2 768 271 3,40% -
Енисейтелеком 2 451 445 2,90% -
Байкалвестком 2 105 655 2,60% -
Мотив (Екатеринбург-2000) 1 516 711 3,40% -
Новая Телефонная Компания 1 282 952 2,00% -

Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Наиболее высокие темпы прироста абонентов за 3 месяца демонстрируют Tele2 (8,2%) и "Мегафон" (4,2%).


Жаловаться на ФНС без опасений

Вышестоящий налоговый орган, принимающий решение по жалобе налогоплательщика на результаты проверки нижестоящей инспекции, не вправе ухудшать положение компании - такой вывод можно сделать из определения президиума Высшего арбитражного суда (ВАС), которое будет рассмотрено сегодня. Эксперты говорят, что вердикт ВАС сделает более безопасным обращение компаний с жалобами на инспекторов в вышестоящий налоговый орган. При повторном контроле фискалы уже не смогут вводить санкции по эпизодам, не указанным в жалобе.

С жалобой в ВАС обратилось ЗАО "Акционерная компания АЛРОСА", которому налоговая инспекция в 2007 году доначислила 92,6 млн руб. налога на прибыль за 2004 год. Компания с решением инспекторов не согласилась и подала жалобу в вышестоящий налоговый орган - управление ФНС по Республике Саха (Якутия). Рассмотрев материалы проверки, управление не только поддержало претензии инспекторов за 2004 год, но и доначислило предприятию 79,7 млн руб. по налогу на прибыль за 2003 год. Компания платить отказалась. Выиграв спор в двух судебных инстанциях, коммерсанты проиграли его в кассации и обратились в ВАС.

В своем определении судьи ВАС пояснили, что, поскольку вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе, он не вправе по итогам ее рассмотрения принимать решение, ухудшающее положение налогоплательщика: "Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствие для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование принятого в отношении него решения".

Законодатели, сделав обязательной процедуру досудебного обжалования решений инспекторов, очень скудно описали процедуру рассмотрения жалоб, говорит эксперт компании "КонсультантПлюс" Алексей Смирнов. "Не ясно, обязаны ли фискалы извещать компании о дате и месте рассмотрения спора, каковы пределы рассмотрения жалобы, - поясняет г-н Смирнов. - В результате восполнять пробелы законодательства приходится арбитражным судам". В Налоговом кодексе этот вопрос прямо не регламентирован, а арбитражная практика в регионах была противоречивой, подтверждает налоговый юрист компании Sameta Михаил Успенский.

Руководитель сектора арбитражной практики Международного консультативно-правового центра по налогообложению Анна Кулакова говорит, что действующий сейчас механизм апелляционного обжалования при наличии возможности дополнительного наказания налогоплательщика теряет всякий смысл. "Да и сама идея отдать в одни руки полномочия по рассмотрению апелляционных жалоб и право проведения повторной налоговой проверки весьма сомнительна с точки зрения правовой эффективности", - рассуждает г-жа Кулакова.

"Между тем если сегодня президиум ВАС поддержит позицию тройки судей, то при подаче жалобы в УФНС налогоплательщик сможет быть уверен, что хуже не будет, и дополнительных доначислений не последует", - пояснил г-н Успенский. Решение ВАС определяет пределы апелляционного рассмотрения лишь теми доводами, которые сам налогоплательщик заявил в поданной жалобе, говорит г-н Смирнов.


"Система" определится к осени

Менеджмент Sistema Shyam TeleServices Ltd. (SSTL) готовит обновленный вариант стратегии, включающий дополнительный фокус на услугах передачи данных. Согласно стратегии, SSTL может выйти на прибыльность по OIBDA в 2014 году. Услуги мобильной передачи данных могут быть оправданы в Индии, где число пользователей широкополосного доступа (ШПД) составляет всего 5,8 млн человек, полагают аналитики.

SSTL может выйти на положительный уровень по OIBDA в 2014 году, считает президент и исполнительный директор компании Всеволод Розанов. "По стандартной практике выход на безубыточность по OIBDA происходит не ранее чем через три года после создания основного покрытия. А создать такую инфраструктуру мы планируем к середине-концу 2010 года", - сообщил Всеволод Розанов в интервью РБК daily. В первом квартале 2009 года убыток по OIBDA Sistema Shyam TeleServices превысил 30 млн долл. Стратегия развития компании, в частности, подразумевает усиление фокуса на услугах по передаче данных. "В Индии низкое проникновение услуг фиксированной связи. Поэтому спрос на услуги мобильной передачи данных высок, а подобные услуги слабо распространены у действующих игроков. К тому же другие новые игроки серьезно отстают от нас по темпам строительства сетей, что дает нам хорошие возможности - до кризиса мы ожидали более высокого роста конкуренции на этом рынке", - пояснил г-н Розанов. Вариант обновленной бизнес-стратегии Sistema Shyam TeleServices будет завершен уже к этой осени. По словам г-на Розанова, число пользователей фиксированной связи в Индии в 2008 году снизилось на 3% по сравнению с 2007 годом, до 37,9 млн человек. Услугами ШПД в Индии в прошлом году пользовались 5,5 млн человек, темпы роста этого сегмента - 75% ежегодно.

По оценкам iKS-Consulting, в Индии на конец 2008 года насчитывалось 392 млн абонентов мобильной и 38 млн фиксированной связи. При этом интернет-пользователей было около 207,5 млн, а пользователей ШПД-услуг - 5,8 млн. "Именно мобильная передача данных на многих рынках в развивающихся странах является драйвером роста. Поэтому я думаю, что выбранное SSTL-направление оправданно", - рассуждает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

По словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, схожая ситуация с развитием сотовой связи и передачей данных в Индии наблюдалась несколько лет назад в странах СНГ, когда туда пришли российские сотовые операторы. "С момента запуска МТС 3G в Узбекистане в декабре 2008 года объемы трафика выросли на 250%, до 566 Гб. В первом полугодии 2009 года число уникальных пользователей сети 3G "МТС-Узбекистан" увеличилось на 152%", - говорит г-жа Осадчая.

"Теоритически SSTL может в 2014 году выйти на положительный показатель OIBDA, но случится ли это на практике, сказать невозможно из-за непредсказуемости на финансовых рынках", - говорит начальник департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Андрей Богданов. Выйти на прибыльность по OIBDA за этот период будет непросто, считает аналитик "Уралсиба" Константин Белов. Достижение таких результатов будет зависеть от скорости набора абонентской базы и от действий конкурентов. "SSTL сейчас необходимо сконцентрироваться на первоочередных задачах. Универсальность - это время и большие инвестиции, которых у SSTL сейчас нет, поэтому надо развивать что-то одно", - говорит аналитик.


В поисках объективности

Автор: Наталья Науменко

"Иванов - лентяй, Сидоров - дурак, а Петров - то и другое в одном флаконе", - любил говорить о своих подчиненных начальник конструкторского отдела крупной строительной компании. Однако когда обиженных Иванова, Петрова и Сидорова пригласили в конкурирующую структуру, мнение экспертов об их квалификации было противоположным. "Нам очень повезло с сотрудниками, которых мы в прямом смысле "переманили" целым отделом. Это настоящие профессионалы, к тому же не избалованные излишним вниманием и деньгами. Ну а их прежний работодатель, насколько я знаю, до сих пор ищет им замену", - рассказал Антон Доприков, заместитель директора ООО "Іста-буд" (строительство, штат - 70 чел.).

Вопрос объективности оценки кандидатов либо работающих сотрудников остается в HR-сообществе одним из самых острых и дискуссионных. Ведь результат оценочной работы, независимо от используемых методик, в большой мере зависит от того, кто ее проводит.

"На сегодняшний день ни один из известных методов оценки кандидатов не может претендовать на абсолютную объективность. Это объясняется тем, что каждый из методов создан человеком, который уже при разработке внес в оценочный инструмент свой субъективный взгляд. А использует эту методику другой человек, который при реализации дополняет ее своими уникальными наработками", - рассказала Ольга Шаповаленко, руководитель отдела консалтинга компании Staff Service (кадровый консалтинг, поиск и подбор персонала, штат - 20 чел.).

Оценить неоценимое

Степень объективности напрямую зависит от опыта и квалификации специалиста, проводящего собеседования, анализирующего результаты тестов, оценивающего компетенции.

Однако даже опытнейший специалист по персоналу не застрахован от искажений восприятия. По мнению психологов, основными ложными перцепциями, которые влияют на объективность оценки кандидатов, являются: эффект ореола, эффект контраста и эффект стереотипизации.

Влияние эффекта ореола выражается в оценке уровня кандидата по внешним, часто незначительным факторам. "Так, например, презентабельная внешность, знание делового этикета, коммуникабельность и умение общаться могут создать вокруг кандидата своеобразный "ореол", который помешает объективно оценить его профессиональные и личностные характеристики. Эффект контраста заключается в том, что на фоне некоторого количества слабых кандидатов средний может быть оценен как сильный", - пояснила Ольга Шаповаленко.

Ну а влияние эффекта стереотипизации проявляется в том, что выводы о кандидате делаются на основе стереотипов, существующих в обществе. Например, кандидат оценивается как сильный по названиям компаний, в которых он работал ранее. Стереотип, влияющий на принятие решения, формулируется примерно так: "Все сотрудники компании икс - настоящие профессионалы!". Более глубокой оценке внимание не уделяется.

Взгляд со всех сторон

Чтобы избежать необъективной оценки, предусмотрительные управленцы стараются привлечь к этому процессу как можно больше экспертов. И хотя это удорожает процедуру, но положительно отражается на результатах.

"Из всех известных способов оценки соискателей на данный момент наиболее достоверным и точным является проведение центра оценки - assessment center. По разным данным, точность оценки с помощью assessment center составляет от 70 до 90%. Такой высокий показатель объективности объясняется тем, что, во-первых, центр оценки имеет комплексный характер, то есть включает в себя интервью, тестирование, бизнес-кейсы. Во-вторых, каждого участника оценивают одновременно несколько асессоров. Такие характеристики делают эту методику достаточно трудоемкой и, соответственно, дорогостоящей. Поэтому использование полноценных центров оценки рекомендовано при подборе топ-менеджеров, когда цена ошибки действительно очень высока", - считает Ольга Шаповаленко.

Еще одним методом, который может быть оценен как достаточно объективный, по мнению Максима Муровайко, менеджера по связям с общественностью портала rabota.ua, являются профессиональные тесты, предполагающие выполнение кандидатом специально подобранных заданий, касающихся его профессии. Однако их применение тоже имеет свои ограничения. "Во-первых, проведение таких тестов занимает немало времени, а во-вторых - их не следует использовать при первичном собеседовании, на котором важнее оценить, подходит ли человек по своим личностным характеристикам. Так, к примеру, многие компании, руководители которых излишне увлекались этими методиками, попросту теряли кандидатов, не рассчитывавших на двух-трехчасовое собеседование. Кроме того, повальное применение такого тестирования чревато тем, что может подпортить имидж компании на рынке труда", - предостерегает г-н Муровайко.

Ну а наиболее подвержена влиянию субъективных факторов одна из самых распространенных методик - свободное неструктурированное интервью, которое имеет форму беседы без заранее прописанной структуры и критериев оценки. Однако, несмотря на субъективность, если основным критерием отбора является способность кандидата "вписаться" в корпоративную культуру компании, то именно этот способ может быть наиболее предпочтительным. "Во время интервью мы видим, насколько близки человеку наши ценности и насколько он сможет их разделять в процессе работы", - рассказала Наталья Горзов, менеджер по подбору персонала, "Procter & Gamble Украина" (производство товаров массового потребления, штат - ок. 2000 чел.).

Поэтому, по мнению Галины Морозовой, директора консалтинговой компании Capital Human Resources, "при грамотном комбинированном подходе можно дать вполне объективную оценку соответствия или несоответствия кандидата требованиям вакансии или должности. И этого достаточно. Не стоит перегибать палку и устраивать полигон для испытаний всевозможных методик ради погони за кажущейся всевозрастающей объективностью. Достаточно убедиться в пяти самых главных моментах: возможности выполнять именно эту работу, желании выполнять эту работу и трудиться именно в этой компании и на этой должности, совместимости с компанией, департаментом и будущим руководителем, управляемости и безопасности этого человека для компании". Однозначные ответы по всем пяти пунктам позволяют утверждать, что оценка соответствия кандидата вакантной позиции состоялась.


В 2009 году прибыли компаний-"кремниевых мастерских" упадут сильнее

В 2009 году, согласно прогнозам iSuppli, прибыли компаний-"кремниевых мастерских" упадут на 25,2%, хотя в рамках всей индустрии полупроводников прибыли снизятся лишь на 23%.

"В целом, 2009 год будет считаться одним из самых трудных годов для индустрии полупроводников за всю ее историю. В отличие от предыдущих спадов, когда спрос и предложение управляли подъемами и спадами, кризис 2009 года в основном связан с внешними экономическими факторами, и индустрии может понадобиться для восстановления несколько лет", - объясняют в iSuppli.

Что же касается так называемых "кремниевых мастерских", то сегодня они проходят этап полной перестройки. Связано это с возникновением определенных специализаций у производителей полупроводников. Помимо прочего, высокая стоимость перехода на новые технологии производства заставляет поставщиков чипов работать со сторонними компаниями.

Подобные изменения в реалиях современного бизнеса подталкивают производителей к более быстрому закрытию старых производственных мощностей.

"Раньше при переходе на новые технологии производители оставляли и устаревшие производственные мощности для более дешевого производства чипов в рамках устаревших технологий. Сегодня же компании все быстрее переходят на новые производственные платформы, и ценовое давление крайне негативно сказывается на конкурентоспособности старых технологий", - отмечают в iSuppli.

Сейчас в индустрии складывается следующая ситуация: объемы производства растут, но само производство сосредоточилось в руках небольшой группы игроков, расположенных в "дешевых" регионах, и именно поэтому до возрождения индустрии еще очень далеко.


Глобальное переосмысление

Традиционно второй квартал является самым непростым для российского ИТ-рынка. Но в этом году кризис внес коррективы как в ожидания, так и в результаты. Многие участники прогнозировали начало восстановления рынка, однако улучшения ситуации не произошло. Спрос во многих сегментах оказался даже ниже, чем в первом квартале. Участники рынка стали более прагматичны в прогнозах, где главным фактором на сегодня является неопределенность.

Чуть более полугода понадобилось рынку, чтобы переосмыслить роль ИТ. Избыточность ушла в прошлое, теперь выбор жестко определяется критерием достаточности. Это поняли как потребители, так и поставщики.

"Изменился подход покупателя - от некой безрассудной избыточности в развлекательной области к разумной достаточности, - комментирует Владимир Ландау, глава торговой сети "ПОЗИТРОНИКА". - Если раньше потребители принимали решения о покупке компьютерной и цифровой техники для личного пользования с учетом того, чтобы покрыть все свои финансовые возможности наилучшим качеством, т.е. выделяли бюджет на покупку максимально возможной конфигурации, и это была такая приятная избыточность, то сегодня они переходят к другому формату - формату разумной достаточности, ограничивая свой бюджет, не имея возможности кредитоваться. Покупатель выбирает изделие или группу изделий, максимально отвечающих его предпочтениям и не включающих в себя избыточных характеристик. Имиджевые составляющие в данный момент так или иначе теряют значение". Владимир Ландау также обращает внимание на то, что "больше всего пострадал, конечно, hi-end блок, продукты с заведомо избыточными характеристиками больше всего упали по спросу. Дальше - все, что связано с развлекательным блоком, опять же его избыточная часть. Для вещей среднего и низкого ценового диапазона характерно изменение величины среднего чека".

Корпоративный покупатель также отказывается от избыточности, его интересуют решения, которые обеспечивают эффективность здесь и сейчас. В первую очередь успешны те продукты, коммерческая польза которых наиболее очевидна. Приоритеты смещаются в область более дешевых систем.

"Из-за кризиса заказчики стали реалистами и прагматиками, и в этом его положительное значение, - обрисовывает ситуацию Юрий Овчаренко, коммерческий директор компании EPAM Systems. - Более взвешенный и рациональный подход к внедрению ИТ можно назвать девизом сегодняшнего дня. Заказчики стали уделять больше внимания четкой постановке задач и тщательному контролю над ходом реализации проектов".

Помимо изменения поведения потребителей также стоит учитывать такой немаловажный фактор, как сокращения персонала у заказчиков. Увольнения повлекли за собой высвобождение персональной техники, а также распределенных вычислительных мощностей и каналов связи. Ряд организаций были вынуждены распродавать свободною старую, а зачастую и новую технику по ценам ниже рыночных.

Рынок начал ощущать изменения еще в четвертом квартале прошлого года, но тогда еще мало кто прогнозировал, что в 2009 году потребности в ИТ изменятся так сильно. В худшей ситуации в настоящее время оказались поставки оборудования и программного обеспечения, где, по оценке участников, спрос упал на 50-60% по отношению к прошлому году. В сегменте оборудования наибольшее падение пришлось на "коробочную" продукцию: ПК, ноутбуки, мониторы, ИБП, принтеры. По мнению одного из дистрибьюторов, падение по отношению к прошлому году в таких сегментах, как ноутбуки и мониторы, составило порядка 65% в деньгах и 45-50% - в натуральном выражении. Спрос во втором квартале был ниже, чем в первом. Но есть и положительные изменения - во втором квартале выросла средняя цена устройства. Это обусловлено тем, что в январе-марте многое продавалось практически по любой цене, а во втором квартале удалось подчистить склады.

Вместе с тем ряд российских производителей компьютерной техники смогли продемонстрировать результаты лучше рынка. "Лукавить незачем, - говорит Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании "Аквариус". - Окончательные итоги по 2-му кварталу только подводятся, но то, что объем бизнеса компании "Аквариус" в этот период упал - очевидно. Падение пока по ощущениям меньше, чем в среднем по рынку благодаря наличию у нас канала сбыта через дистрибьюторов".

Оборот компании STSS в долларовом исчислении упал примерно на 35%. Иван Гоголев, технический директор STSS, комментирует квартальные результаты своей компании так: "Я связываю это прежде всего с сокращением и даже прекращением большинством компаний-заказчиков инвестиций в развитие собственных ИТ-проектов. Основное направление нашей деятельности - производство и продажа серверного оборудования - сократилось в денежном выражении на 30%, в количественном - на 20-30%. Здесь спад на общем фоне меньшем, чем в направлении "чистых поставок".

В первом квартале 2009 года сокращение рынка hardcopy по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем году составило в штучном выражении от более 40% в сегменте массовых МФУ и принтеров, копиров начального уровня, а в сегменте высокопроизводительные устройства до 60-70%, отмечают эксперты из EuroBusiness. По предварительной оценке, показатели во втором квартале не изменились.

Четко вырисовывается новая тенденция, невыгодная для производителей готовых систем, - жизненный цикл использования оборудования увеличивается. Вместо того, чтобы покупать новую технику, пользователи сейчас предпочитают ремонтировать и модернизировать имеющиеся аппаратные мощности. Это приводит к снижению спроса на готовые системы и дает определенные преимущества производителям комплектующих.

Так, к примеру, по итогам второго квартала 2009 года компания WD, один из ведущих производителей жестких дисков, продемонстрировала лишь 20-процентное снижение объемов продаж в России. По сравнению с показателями в целом по рынку такой результат можно считать положительным. Вместе с тем, Александр Алексеев, глава российского представительства WD, отмечает, что результаты связаны с рядом удачных продуктов, выпущенных WD в последнее время, например, цифрового медиаплеера WD TV, что позволило зайти в новую для компании нишу.

Есть и исключительные ситуации, когда производителям удалось продемонстрировать в 2009 году двойной прирост. Примером может служить компания ASRock, продажи которой на российском рынке выросли во втором квартале на 100% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой результат стал возможен, в частности, благодаря увеличению рыночной активности в 2008 году, а также привлечению к партнерству одной из крупнейших дистрибьюторских компаний MERLION.

Примечательно, что потребитель, несмотря на кризис, не перестал отказывать себе в маленьких удовольствиях: фотографировать, скачивать, копировать и общаться в социальных сетях. Объем цифрового контента в последние годы рос ошеломляющими темпами, кризис не смог скорректировать потребности в устройствах хранения информации до уровня других сегментов.

Это также подтверждают результаты компании Kingston Technology, чей доход от продаж в России снизился всего лишь примерно на 30% по сравнению с финансовыми показателями за первое полугодие 2008-го. При этом Кевин Ву, вице-президент Kingston Technology, подчеркивает, что результат большей частью связан не со спросом, а с каналом - рынком розничных продаж: "Большое количество ритейлеров покинуло этот бизнес, а многие крупные игроки по-прежнему ищут пути для выхода из непростой экономической ситуации".

К числу наименее пострадавших сегментов относятся поставки сетевого и телекоммуникационного оборудования. О положительной динамике во втором квартале 2009 года в частности говорят представители компании ZyXEL. Несмотря на кризис, потребители продолжают подключаться к интернету. При этом при выборе продуктов все большее значение приобретает "качество за умеренную стоимость". Наибольшим спросом пользуются устройства доступа к интернету и оборудование, обеспечивающее безопасность. Также отмечен рост интереса российских операторов к решениям для IPTV.

Аналогичный процесс отмечает и Дмитрий Танюхин, глава российского представительства компании Netgear. По его словам, "определяющими в сегменте поставки оборудования в условиях новой экономической реальности будут два фактора: соотношение качества продукции и ее цены и рост спроса на продукты, позволяющие потребителю сэкономить". Д. Танюхин также отмечает существенный рост спроса в секторе сетевых хранилищ, где за первые 6 месяцев этого года Netgear удалось достичь 73% роста продаж (в долларовом исчислении) по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.

О благоприятной ситуации в сегменте сетевого оборудования также говорит директор по развитию компании "Софт-Троник Нетворкинг" Вадим Бутузов: "Лучше среднего по ИТ-рынку выглядит ситуация с интернет-провайдерами, беспроводным оборудованием и всем, что используется для подключения к интернету. Здесь напрямую сказывается технический прогресс - скорость доступа растет, тарифы снижаются, - поэтому кризис лишь замедлил рост, но позитивная тенденция, тем более на фоне многих других отраслей, явно прослеживается".

Благополучно все складывается для поставщиков расходных материалов. Этот сегмент потребления связан, прежде всего, с эксплуатационными расходами, где, безусловно, возможна экономия, но не значительное сокращение. В компании EuroBusiness отмечают, что рынок расходных материалов также демонстрировал признаки выхода из пикирования. Остановился рост рублевых цен на импортируемые товары, и порой в некоторых подгруппах цены даже снижались. Была заметна правильная ценовая политика многих производителей, стремящихся сгладить влияние курса на стоимость товаров. Конец квартала ознаменовался ростом продаж картриджей для струйных и лазерных устройств печати, тонеров и барабанов для копиров.

ПО, как и сегмент оборудования, сократился в два раза. Это отмечает большинство участников. "Больше всего пострадали продажи программного обеспечения - почти на 60% по сравнению с прошлым годом", - говорит Вадим Лата, генеральный директор компании "Сетевая Лаборатория". Особенно тяжелый удар пришелся по продажам корпоративных лицензионных продуктов.

"Спрос со стороны частных пользователей на компьютерные программы и игры продолжает расти, - говорит Ирина Кузнецова, директор интернет-магазина Allsoft.ru, чей бизнес ориентирован в первую очередь на ритейл и СМБ. - В нашем случае это связано с увеличением числа интернет-пользователей, обладателей домашнего ПК и КПК, с улучшением качества интернет-доступа, распространением ШПД и домашних сетей в регионах РФ и другими факторами. По-разному растет спрос на различные категории программ, например, резко увеличивается он на навигационный софт. По-прежнему быстрыми темпами растут продажи антивирусов, которые остаются самой популярной категорией ПО в нашем каталоге. Спрос на графическое ПО растет только в любительском сегменте - дорогие профессиональные программы продаются плохо. Несколько уменьшился уровень спроса на ПО для мобильных устройств. Связано это с тем, что активная закупка софта для устройства происходит сразу после его приобретения, а продажи мобильных телефонов и коммуникаторов сильно упали. Корпоративные клиенты сокращают свои расходы, в том числе и на лицензионное ПО, в результате в данном сегменте мы сейчас наблюдаем стагнацию. На эту ситуацию накладывается традиционный сезонный спад. Разработчики ПО пытаются оживить рынок, выпуская все новые специальные предложения, снижают цены. Многие из подобных акций оказываются эффективными и помогают поддерживать уровень продаж".

Достаточно стабильная ситуация наблюдается сейчас на рынке информационной безопасности. Шахназа Салманова, директор по маркетингу компании Aladdin, отмечает, что "динамика спроса на рынке ИБ не показывает резкого негативного тренда". При этом "спрос на средства аутентификации и защиты доступа к информационным ресурсам по-прежнему достаточно высок". По словам Виктора Сердюка, генерального директора компании "ДиалогНаука", "финансовый кризис оказал негативное виляние на российский рынок информационной безопасности. В целом можно говорить о снижении продаж коробочных продуктов, а также о падении розничных продаж. Вместе с тем, можно с уверенностью говорить о значительном росте спроса на консалтинговые услуги в области системной интеграции". Виктор Сердюк также отмечает, что во втором квартале 2009 года прирост выручки его компании составил чуть более 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Оценки клиентской составляющей рынка оказались очень волатильными. Исключение составляет ритейл. Большинство участников подчеркивают, что во втором квартале это был наиболее пострадавший сегмент, причем ситуация будет только ухудшаться.

Продолжение следует…

Читайте также:
Второй квартал станет решающим для ИТ-рынка
ИТ-рынок попал под сокращение
"Айтикризисные" меры
Назад в 2004-ый



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное