Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
09 июля 2009, четверг

Мировой рынок ШПД

В 2010 году количество домохозяйств, имеющих широкополосный доступ в интернет, превысит 500 миллионов.

Аналитики Futuresource Consulting отмечают, что наиболее популярной технологией ШПД по-прежнему остается DSL. Около 60% домохозяйств используют для выхода в интернет телефонные линии, в то время как на кабельные соединения приходится только 20%.

Наиболее качественным ШПД располагают Япония и Южная Корея. Средняя скорость соединения в этих странах равна примерно 30 Мб/с. Для сравнения, в США этот показатель составляет всего 2,7 Мб/с. Среди европейских стран лидерство удерживает Швеция со средней скоростью доступа 14 Мб/с.

Наиболее интенсивный рост рынка ШПД эксперты связывают с развивающимися странами. По данным Futuresource Consulting, в таких регионах, как Африка и Ближний Восток темпы роста в 2009 году составят 33%. Большим потенциалом также обладает Индия. В настоящее время уровень проникновения фиксированного ШПД в этой стране является одним из самых низких в мире. Он составляет чуть более 2% или 5 миллионов абонентов. Однако к 2013 году проникновение услуг широкополосного доступа должно вырасти здесь в пять раз.


Дети подземелья в исполнении МТС

Автор: Алена Журавлева

Московский метрополитен стал очередной точкой, в которой доступна сеть "третьего поколения" от оператора "Мобильные ТелеСистемы". Как и планировалось ранее, запуск сети 3G начался с Сокольнической ветки: первая станция, где обеспечено покрытие – "Университет".

"МТС первым из операторов начал предоставлять в метрополитене услуги мобильной связи, и сегодня мы остаемся лидером в этой области, запустив в метро высокоскоростную сеть 3G. Продвижение инновационных технологий в метро – один из приоритетных проектов, который МТС реализует в тесном сотрудничестве с Московским Метрополитеном. Символично, что первыми оценить преимущество сети "третьего поколения" МТС смогут пассажиры метрополитена на станции "Университет", среди которых традиционно много преподавателей и студентов столичных ВУЗов, то есть аудитория, наиболее восприимчивая ко всему инновационному, живо откликающаяся на появление передовых сервисов и услуг", - отметил вице-президент МТС по технике Андрей Ушацкий.

Как рассказали в МТС, до конца лета планируется обеспечить 3G-покрытие на станциях Сокольнический линии метрополитена - "Библиотека имени Ленина", "Преображенская площадь" и "Чистые пруды". В течение осени 2009 года сеть 3G МТС охватит все станции Кольцевой линии метрополитена Москвы.

Первым московским объектом, где была запущена сеть 3G, стал выставочный комплекс "Экспоцентр" - здесь сеть стартовала еще в конце мая текущего года. В начале июля было объявлено о том, что сеть 3G доступна пользователям на территории бизнес-центра Lotte Plaza и торгового комплекса "Крокус-Сити". Кроме того, сеть "третьего поколения" запущена в коммерческую эксплуатацию в двух городах Московской области: Орехово-Зуево и Ногинск.

Что касается покрытия GSM-сети МТС в Московском метрополитене, то проект стартовал еще в 2000-м году с Таганского пересадочного узла и других центральных станций внутри кольцевой ветки метро. Затем строительство продолжилось по радиальным веткам и завершилось обеспечением покрытия на станции "Международная" Филевской линии. Полное покрытие метрополитена сетью GSM было завершено в апреле 2007 года. На момент завершения охвата GSM-сетью московского метрополитена в МТС отмечали, что доля дополнительных услуг в общем трафике, потребляемом в метрополитене, составляла 46 %, что было в четыре раза больше, чем за пределами метро.


Кризис вирусам не помеха

Объем рынка информационной безопасности (ИБ) в России в 2008 году вырос на 35%, до 581 млн долл., подсчитали аналитики Leta IT-company. Эксперты уверены, что кризис немного затормозил развитие рынка, однако это не остановит дальнейший рост отрасли. По прогнозам Leta, в ближайшие два года рынок ИБ будет увеличиваться на 25-30% ежегодно. Участники рынка считают, что рынку ИБ еще далеко до насыщения, поэтому именно эта отрасль ИТ-рынка продолжит динамичное развитие.

По итогам 2009 года Leta прогнозирует объем рынка ИБ на уровне 750 млн долл. В долгосрочной перспективе к 2013 году рынок может вырасти более чем в 3,5 раза, до 2,63 млрд долл. Аналитики прогнозируют, что начиная с 2010 года отрасль будет расти ускоренными темпами. В Leta IT объясняют такой рост в том числе большой инвестиционной привлекательностью отрасли: аналитики ожидают ряд крупных M&A-сделок.

Сегмент антивирусного ПО в 2008 году составил 175 млн долл. Лидерами рынка вновь стали "Лаборатория Касперского", Eset и Symantec. На долю первых двух разработчиков приходится порядка 80% всего сегмента ритейла антивирусного ПО. По мнению аналитиков, в 2009-2010 годах разработчики антивирусов сосредоточатся именно на борьбе за ритейл.

Наиболее динамичным сегментом, который практически не пострадал от кризиса, в Leta считают системы по борьбе с утечками информации (DLP - Data Leak Prevention). По данным аналитиков, в 2008 году рост сегмента составил порядка 45%, до 32 млн долл. По прогнозам Leta, увеличение сегмента на 40-45% ежегодно будет продолжаться, несмотря на кризис, в течение нескольких лет. И в 2012 году сегмент может достигнуть объема в 78 млн долл. Аналитики Leta объясняют такую динамику общемировой тенденцией использования DLP-систем для противодействия утечке информации, а также ужесточившимися требованиями к системам внутренней безопасности.

Структура рынка информационной безопасности

Рынок информационной безопасности участники рынка расценивают как один из наиболее стабильных и перспективных. По словам ведущего специалиста McAfee Рамиля Яфизова, рынок ИБ еще не насыщен и продолжает расти. "По нашим оценкам, российский рынок ИБ составляет порядка 300 млн долл., причем до 85% приходится на сегмент антивирусного ПО, а DLP составляет порядка 3-5%", - говорит г-н Яфизов. По его мнению, российский рынок информбезопасности в 2009 году может показать рост до 50%. "По нашим ожиданиям, в 2009 году сегмент DLP может вырасти до 300%. Внедрение этих систем становится сегодня позитивной тенденцией, в том числе и с вступлением в силу закона о персональных данных", - заключил эксперт.

Руководитель отдела информбезопасности "Крок" Михаил Башлыков связывает рост сегмента DLP с участившимися кражами и последующей продажей конфиденциальной информации уволенных сотрудников. "Компании принимают меры, чтобы себя обезопасить, поэтому направление продолжит расти, в том числе на фоне сжатия других ИТ-сегментов", - говорит г-н Башлыков. "В среднесрочной перспективе мы прогнозируем рост рынка ИБ и отдельных его направлений",- заключил г-н Башлыков.


Рассекая волны

Авторы: Константин Фрумкин, Ольга Колтунова, Алексей Лоссан

Ожидание второй волны кризиса приводит к глобальной перестройке всех бизнес-процессов в национальных масштабах. Сокращаются расходы, ассортимент перекраивают в пользу "бедных" покупателей, в инвестициях делается акцент на системы маркетинга и дистрибьюции.

Российский бизнес воспрял после осеннего обвала рынков, девальвации рубля, падения спроса и дефицита ликвидности. Основания для оптимизма - резкий скачок вверх практически всех рынков: финансовых, фондовых, сырьевых. С начала года цена на нефть поднялась на 57%, фондовый рынок России вырос на 64%, Китая - на 71%, Бразилии - на 75%. С начала года Dow снизился на 329,39, или 3,8%, а SNP подрос на 16,07, или 1,8%. По итогам II квартала американский Dow Jones прибавил 11%, а SNP 500 - 15,2%. Все это может заставить поверить, что худшее позади. Аналитики уже начали делать ставки на дальнейший рост фондовых рынков, считая, что технические дефолты, банкротства и падение спроса - это уже последствия финансового кризиса, который близок к завершению. Верится в это с трудом, тем более что даже власти не рассчитывают на скорое исправление ситуации.

Двойное U

Первым прогноз о том, что нынешней осенью Россию ожидает вторая волна кризиса, озвучил министр финансов Алексей Кудрин на заседании коллегии Минэкономразвития еще в марте этого года. Вполне возможно, что у чиновника были на то свои, сугубо личные причины - он, как всегда, предостерегал коллег по правительству, чтобы они не "разгонялись" с бюджетными расходами. Но волна была пущена, по крайней мере, информационная. Рассуждения об этом стали самой модной темой для экономических журналистов и экспертов. И среди профессиональных экономистов, и среди бизнесменов образовалась сплоченная "партия пессимистов", твердо уверенных, что повторное цунами случится обязательно. В экономической литературе - российской и западной - стали говорить о так называемом W-сценарии развития событий, имея в виду, что график экономического роста будет напоминать букву W (с двумя спадами).

Так, в прогнозе развития мировой экономики, сделанном Saxo Bank на III квартал 2009 года, говорится, что восстановление рынка закладывается в биржевых ценах на сырье и ценные бумаги преждевременно, что основные проблемы - такие, как непосильное долговое бремя, снижение доходов и убытки финансовых институтов, - еще не решены, восстановление будет W-образным, и "ему потребуется по меньшей мере 18 месяцев, чтобы проложить себе дорогу через безработицу, списания и рационализацию".

Оснований ждать неприятностей действительно много. Например, представители юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" в мае объявили, что в ближайшие месяцы нас ждет вторая волна увольнений - об этом правоведы могут судить, исходя из характера обращений к ним компаний-клиентов. Учитывая то, какие консультации нужны работодателям, они явно готовятся к "оптимизации кадров". Большой резонанс вызвало увольнение директора управления финансирования строительных объектов Сбербанка Алексея Чувина, лишившегося места за то, что он предсказал осенью обвал цен на жилье. В руководстве "Сбера" подчеркнули, что такие прогнозы не входили в его обязанности.

Известный экономист, президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич, считает, что вторая волна начнется раньше - в июле-августе, поскольку стабилизация в мире обеспечена искусственными методами. Да, Федеральная резервная система США выделила большие ресурсы на то, чтобы поднять экономику во всем мире, но эффект этих денег уже отыгран, а больше средств, как сказал недавно американский президент Барак Обама, не дадут. Нынешние тенденции - временное облегчение с помощью искусственных дополнительных вливаний. Когда отдача от этого пройдет, могут снизиться цены на нефть.

Примерно такую же мысль, хотя и в более осторожной форме, высказал президент РСПП Александр Шохин, заявивший, комментируя нынешний рост цен на черное золото, что "причин для того, чтобы увеличивался спрос на энергетические и другие сырьевые ресурсы, в общем-то, нет. И цены росли, и фондовые индексы поднимались во многом благодаря тому, что очень хотелось, чтобы они выросли. "Пузырь" немножко, как говорится, "поднадули", но оказалось, что прочность этого роста не очень высока". В итоге глава РСПП призвал в прогнозе развития событий исходить "из худшего варианта".

Бизнес загрустил

Не только экономисты, имеющие дело с абстракциями, но и многие опрошенные "Ко" предприниматели и менеджеры коммерческих структур также уверены, что новых проблем не избежать. "Вторая волна кризиса осенью не просто возможна, она обязательно будет. Об этом свидетельствуют замедление экономического роста, инфляция, снижение объемов фондовых рынков", - рассуждает генеральный директор компании "Сумма Телеком" Иван Прокопьев. "Если первая волна затронула финансовые круги, то вторая захлестнет уже реальную экономику, которую все это время недостаточно кредитовали. Какой предприниматель будет брать кредит под 20%? - задает вопрос генеральный директор компании "Нидан Соки" Андрей Яновский. - Явно тот, который не собирается отдавать. Так что "второй" кризис еще и усугубит "первый".

Но почему бизнес ждет негатива? Алексей Кудрин в марте говорил, что причина второй волны кризиса будет заключаться в том, что банки подкосят невозвращенные кредиты, выдававшиеся минувшей осенью. Такая опасность действительно есть - просрочка официально уже превысила рубеж в 5%, однако известно, что банки усиленно "приглаживают" свою отчетность. Существуют прогнозы, что реальная величина просрочки достигнет к концу года 15 - 20%. И все же риски банковского сектора сегодня панических настроений не вызывают - кредитные учреждения рапортуют об улучшении ситуации с ликвидностью и о созданных резервах. Глава Минфина также полагает, что кризиса осенью удаться избежать, поскольку государство поможет банкам. Правда, как заявил "Ко" генеральный директор УК "Эконика-Финанс" Кирилл Прусаков, на всех денег не хватит, скорее всего, помогут лишь ведущим банкам. К тому же, по мнению Прусакова, "очень настораживает полное затишье и молчание экспертов относительно проблем, существующих в европейских банках". На протяжении последних месяцев мы часто слышим о трудностях банковской системы США, про многомиллиардные списания и про многомиллиардную помощь банкам американского правительства в лице ФРС и Министерства финансов. В европейских банках проблем не меньше, но о них почему-то принято молчать. Лишь прошла информация о небольших списаниях в швейцарских банках - в Credit Swiss и UBS. Про ситуацию во французских и немецких кредитных учреждениях - ни слова. Все это может с легкостью вылиться во вторую волну кризиса и сильно повлиять на существующую "стабильность" и на соотношение курса евро к доллару. Но в любом случае банковский сектор находится сегодня немного на обочине общественного внимания.

У бизнесменов из реального сектора есть свои собственные резоны ждать неприятностей. Главное - падение ВВП может иметь структурные последствия. Значительная часть пессимистов исходит в своих ожиданиях из того, что потребители будут по экономическим или даже чисто психологическим причинам ужиматься в тратах, меньше покупать, а снижение спроса окажется роковым для многих коммерческих структур. В компании - производителе алкоголя "Фаюр-Союз" отмечают, что в настоящее время клиенты в массовом порядке переходят на более дешевые спиртные напитки, например, из субпремиумной ниши в сегмент mass market. "К осени возможно усиление процессов санации сектора, поскольку летний период традиционно является не самым прибыльным для производителей водки, - предсказывает генеральный директор "Фаюр-Союза" Руслан Албегов. - Некоторые предприятия полностью свернут производство. Есть ощущение, что среди них могут оказаться и компании, являвшиеся до недавних пор хэдлайнерами рынка".

В фирме "Проплекс" (производитель ПВХ-профиля) хотя и не предвидят ничего апокалиптического, но отмечают, что по итогам 4 месяцев рынок "просел" на 45%, и во второй половине года ситуация может ухудшиться, общее падение достигнет отметки в 50%. "Сейчас люди "проедают" свои сбережения и не думают о возможных сокращениях осенью из-за спада производства", - говорит генеральный директор веб-студии "Это легко" Павел Федотов. Наконец, у некоторых предпринимателей есть свое особое мнение по поводу даты начала второй волны. Например, руководство мебельной компании Mobel & Zeit уверено, что осенью ситуация будет стабильной, а вторая волна кризиса, более глубокая и затяжная, наступит в феврале 2010 года.

Марш энтузиастов

На рынке тем временем еще остались и оптимисты. Если "Пепеляев, Гольцбальт и партнеры", основываясь на запросах своих клиентов, ждут всплеска увольнений, то на сайте SuperJob.ru видят активизацию работодателей и рост числа вакансий. "Можно ожидать трудностей в банковском секторе, но не думаю, что так называемая вторая волна сильно захлестнет другие области экономики. Сейчас кредитование реального сектора практически сведено к нулю. И в ближайшее полугодие не предполагается серьезных улучшений в кредитовании. Раз так, дополнительные проблемы банков не в состоянии ухудшить ситуацию", - считает председатель совета директоров ЗАО "Страховой брокер "Малакут" Андрей Долгополов. Существуют и области, достаточно "прикрытые" от любых перемен, например, работающие по госзаказу. "Оборонно-промышленный комплекс на сегодняшний день является самой защищенной отраслью, и я не вижу причин, из-за которых осенью или зимой могут проявиться какие-то новые экономические процессы, которые значительно ухудшат ситуацию", - заявил "Ко" Иван Поляков, генеральный директор Омского производственного объединения "Радиозавод им. А.С. Попова". Поскольку далеко не все предприятия относятся к "оборонке", им при принятии решений приходится учитывать возможность дальнейшего ухудшения экономического положения к концу года.

Здесь, правда, надо сделать несколько оговорок. Приспособление к кризису - важнейшая часть управления бизнесом, но многие менеджеры на вопрос: "Готовитесь ли вы ко второй волне неприятностей?" честно отвечают: "Мы еще из первой не вышли".

"Так называемая вторая волна кризиса - явление условное, говорить о ее начале можно лишь по окончании первой, что должно было выразиться в улучшении макроэкономических показателей или как минимум в получении позитивной информации от опережающих индикаторов. Пока говорить об этом не приходится: ВВП и степень уверенности потребителей продолжают оставаться на низком уровне, а ставки кредитования и процент безработицы - на высоком", - замечает Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании "Каменская & партнеры". "Не считаем, что первая волна миновала, и поэтому не ждем вторую, - вторит ей генеральный директор фирмы Fleur de Sant? Надежда Красильщикова. - Мы каждый день боремся с последствиями кризиса в виде повышения себестоимости продукции и снижения покупательной способности населения. Несмотря на признанную высокую устойчивость MLM-бизнеса, мы так же, как и другие, вынуждены максимально оптимизировать расходы, бороться за адекватность и сбалансированность наших ценовых предложений, а также вести более агрессивную рекрутинговую кампанию по привлечению новых дистрибьюторов".

Хроническая близорукость

Вне зависимости от того, верят ли предприниматели во "второй кризис" или нет, на их деятельность и в особенности на бизнес-планирование влияет нагнетаемая в обществе волна прогнозов, когда одни авторитетные экономисты пугают "худшими вариантами", а другие не менее авторитетные эксперты и государственные деятели считают, что для этого нет никаких оснований. Многие из опрошенных "Ко" представителей делового сообщества прямо признавались, что они дезориентированы.
"Строить прогнозы или просто предполагать, что будет в ближайшее время - неблагодарное дело, так как результаты, скорее всего, окажутся немногим более точными, чем прогноз погоды на год вперед, - признается Руслан Албегов. - Не поможет и оглядка на заявления чиновников, зачастую диаметрально противоположных в своих оценках и эмоциональной окраске ситуации в экономике страны". Андрей Палютин, управляющий партнер российского представительства маркетингового агентства RADIX & partners, просто говорит, что опасность второй волны влияет на его бизнес-планирование только тем, что создает общую атмосферу непредсказуемости. "Если об этом не говорили бы, я, наверное, спокойно планировал бы остаток года, - разъясняет Андрей Палютин. - А так не могу осмелиться спрогнозировать, как моя компания закончит этот год".
Неопределенность имеет одно важнейшее последствие - планирование во всех компаниях становится краткосрочным. "Мы перешли на систему ежемесячного краткосрочного планирования и принимаем решения очень быстро", - сказали "Ко" в фирме Mobel & Zeit. "Планирование является более тактическим и краткосрочным, чем среднесрочным", - констатируют в компании "Орифлэйм Россия".

Экономика должна быть экономной

Как бизнес может готовиться к грядущим катаклизмам? Опрос, проведенный "Ко", показал, что есть три основных типа реакции на ухудшение ситуации. Во-первых, введение жесткого режима экономии и создание финансовых резервов, чтобы компания могла встретить "бурю", обладая "финансовой подушкой". "Усилия ряда чиновников и экономистов, активно нагоняющих вторую волну кризиса, не остались не замеченными бизнесом, - говорит директор по консалтингу аудиторско-консалтинговой группы "Юнифин" Светослав Комаров. - Такие заявления сдерживают и без того слабую активность бизнеса, обостряют осторожность и побуждают к созданию и накоплению резервов". Во вторых, предприниматели стремятся изменить свою маркетинговую политику, цены и ассортимент, чтобы приноровиться к более вялому и менее платежеспособному покупателю. В-третьих, компании внедряют некоторые новации, направленные на повышение эффективности, в частности, пытаются более тесно работать с партнерами - последняя мера встречается в ответах доброй половины опрошенных бизнесменов.

Лозунгами дня, безусловно, являются экономия, осторожность и резервы. "Мы всю прибыль закачиваем в резерв", - заявил еще весной глава Сбербанка Герман Греф, объясняя это решение ожиданием волны невозвратов. Андрей Егоров, заместитель генерального директора авиаперевозчика "Скай Экспресс", на вопрос: "Как вы готовитесь ко второй волне кризиса?" ответил коротко: "Экономим". Александр Цаголов, генеральный директор компании "Ай-Си-Эс" (дистрибьютор продуктов питания), сообщил, что бизнес выстраивается, исходя из двух моделей. Первая - вариант с нулевой доходностью, когда все издержки сокращены по максимуму. Вторая модель предполагает некоторые расходы на развитие, которые позволят из модели нулевой - при определенных благоприятных условиях и очень низких затратах - сделать быстрый рывок вперед.

"Мы уже сейчас начали сокращать траты на разработку сайтов, - сообщает генеральный директор веб-студии "Это легко" Павел Федотов. - На некоторых этапах оказалось выгоднее нанимать людей, работающих на удаленном доступе. В регионах у специалистов одинаково высокого уровня зарплата ниже, чем в Москве, а современные технологии при грамотном использовании позволяют взаимодействовать с сотрудниками в реал-тайме, что ничуть не хуже, чем обычное общение в офисе. Еще одна мера борьбы за устойчивость нашей компании - планировать расходы таким образом, чтобы иметь возможность работать и в случаях задержки выплат со стороны клиентов".

"Традиционно подготовка к кризису - это накапливание резервов, откладывание масштабных, дорогостоящих, рискованных инвестиций, - соглашается Кирилл Прусаков из УК "Эконика-Финанс". - Ужесточаются требования по риску и увеличиваются требования по гарантиям или по обеспечению этих гарантий". "Наше бизнес-планирование уже переведено в режим необходимой и достаточной экономии, - рассказывает Андрей Долгополов, председатель совета директоров ЗАО "Страховой брокер "Малакут". - Мы отказываемся от излишних трат и достаточно жестко торгуемся с нашими поставщиками. Правда, точно так же поступают и наши клиенты по отношению к услугам "Малакута". Бизнес стал жестче".

Требования экономии и осторожность руководят действиями даже тех коммерческих структур, которые в принципе не испытывают дефицита с источниками финансирования. Примером здесь может служить страховая компания "Согласие", приобретенная известным бизнесменом Михаилом Прохоровым, увеличившим уставной капитал страховщика. Несмотря на это, руководство СК заявило, что не намерено ни агрессивно расширять свою долю на рынке, ни, тем более, заниматься демпингом, а все силы направить на поддержание финансовой стабильности бизнеса. Руководители "Согласия" уверены, что сегодня для атаки еще не время: осенью начнется вторая волна, многие страховщики из-за своих проблем уйдут с рынка, и новые клиенты сами "свалятся в руки" страховщика.

В алкогольной фирме "Фаюр-Союз" сообщили о сокращении периода отсрочки платежей для дистрибьюторов. В строительном холдинге RODEX Group приняли план оптимизации издержек, в частности, сменили поставщиков материалов и услуг, а также приобрели мобильный цементный завод, что позволило обеспечивать себя бетоном по более низкой цене. "К затратной части нужно подходить максимально аккуратно, чтобы сохранить хоть какой-то резерв для выживания, - резюмирует Омар Гаджиев, управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate. - Многие аналитики считают, что девальвация если и будет осенью, то произойдет очень быстро (от одного до нескольких дней). Исходя из этого, нужно планировать развитие. Прежде всего надо постараться уже сейчас обеспечить "подушку безопасности" за счет сокращения расходов, где это только возможно".

В пользу бедных

Поскольку самым "узким" местом бизнеса является спрос, в тех случаях, когда у компании, вопреки режиму экономии, все-таки находятся деньги для развития, они вкладываются прежде всего в системы сбыта, маркетинга и дистрибьюции. Так, в СК "Согласие" в числе антикризисных мер называют активные действия по развитию агентской сети. В интернет-магазине "Озон" часть рекламного бюджета перераспределили на финансирование бесплатной доставки. "Мы сокращаем количество дистрибьюторов, оптимизируя логистику. Меняем маркетинговую политику, приближая ее к потребителю", - рассказывает региональный директор компании Logitech в России и странах СНГ Роман Монин.

Но еще важнее, что компании стараются изменить свои рыночные предложения и ассортимент, предлагая экономичные продукты и переориентируясь на более демократичные потребительские сегменты. Сходную политику осуществляют предприятия самых разных отраслей. Например, RODEX Group начала возводить более дешевое жилье из клееного бруса и поменяла концепцию застройки, уменьшив площадь земельного участка, прилагающегося к каждому из домов. Генеральный директор ООО "Сумма Телеком" Иван Прокопьев отмечает, что поскольку первыми во время кризиса страдают корпоративные продажи, то для удержания потребителей - юридических лиц компания предоставляет скидки и переводит клиентов на менее дорогие тарифы. В фирме "Проплекс" (изготовляет ПВХ-профили) говорят об "оптимизации" линейки продуктов и акценте на экономсегмент. "Мы пересмотрели приоритеты развития нашего ассортиментного портфеля, - рассказывает Елена Васильева из группы "КиН". - В июле мы представим на рынок новый коньяк, который будет выделяться из других предложений демократичной ценой". Таким образом, бизнес перестраивается, исходя из концепции "бедного потребителя".

Внеплановое хозяйство

Снижать себестоимость и повышать устойчивость в экстремальной ситуации бизнес пытается также, стараясь достичь более тесных отношений с партнерами - поставщиками, дистрибьюторами и покупателями. О переходе на "индивидуальные отношения" говорят не менее половины всех опрошенных "Ко" предпринимателей. Так, в "CROCS - СНГ" (производство и поставки обуви) заявили, что договариваются с дилерами о взаимной поддержке друг друга. "Важно оценивать текущую ситуацию не в традиционной и более не работающей плоскости оперирования активами, которые сейчас весьма трудно оценить, а с точки зрения сильных альянсов с бизнес-партнерами, - полагает Йоост Леефланг из компании Philips. - В этом случае риски будут связаны с правильной экспертизой выбранных партнеров. Можно решиться и на крупные долгосрочные проекты, допустим, в здравоохранении (например, открытие нового медицинского центра), если правильно подобраны проектировщики, застройщики, поставщики оборудования, инвесторы, страховщики. Сегодня важнее думать не о том, что и как купить, а с кем и как работать".

Но работа с партнерами - не единственный тип новаций, внедряемых в бизнес-процессы. "Если ситуация ухудшится, у нас, конечно, есть план, - рассказывает Андрей Яновский из ОАО "Нидан Соки". - Мы не боимся второй волны, так как по нашему плану "сжатие" компании не нанесет ущерба бизнес-модели. В частности, мы много занимаемся обучением персонала. Люди предрасположены к повышению квалификации, что приводит к улучшению производительности труда".

Возникает вполне законный вопрос - стоило ли для этого ждать кризиса? Но именно данный экономический коллапс заставляет тысячи предпринимателей задуматься над тем, что можно улучшить, и даже над тем, как захватить рынок. Так, Евгений Дитковский, генеральный директор компании "Магазин готового бизнеса - Deloshop", говорит, что коммерческие структуры ожидают снижения будущих доходов и готовятся более агрессивно работать с рынком. "Нападение - это самая лучшая защита, - уверен Андрей Палютин из RADIX & partners. - Первое, что приходит в голову в кризис - это экономить, прекращать инвестиции, залезать в панцирь до лучших времен, как черепаха. Но это все - защита. Лучше всего, если есть возможность заняться новыми направлениями, инициировать вещи, связанные с развитием".

Экстремальное лекарство

Разумеется, все еще надеются, что вторая волна так и останется очередной страшилкой, которую придумал Алексей Кудрин. Может быть, мы - быстро или медленно - перейдем к этапу восстановления экономики? Как отмечает главный экономист УК "Русь-Капитал" Алексей Логвин, за последний год пострадали фирмы, придерживавшиеся чрезмерно рискованной стратегии и переоценившие свои возможности по обслуживанию долга. Однако реальные действия государства были направлены на поддержку банков и отдельных наиболее крупных стратегических промышленных предприятий. Многие из компаний, даже вошедших в перечень нуждающихся в помощи стратегических предприятий ("список 295"), были лишены господдержки, хотя в некоторых случаях она была обещана на самом высоком уровне. Пока статистические данные, публикуемые Федеральной службой госстатистики, не демонстрируют существенных признаков стабилизации, скорее можно говорить о секторах экономики, находящихся в более или менее тяжелом состоянии. По-видимому, для развития второй волны кризиса необходимо появление критической массы компаний, которым накопленный ранее запас прочности позволял выдержать падение спроса, девальвацию и последующее укрепление рубля, но которые не смогут существовать без восстановления спроса в следующие два-три квартала. Опасность накопления такой критической массы очевидна - осенью фирмы предпринимали антикризисные действия и планировали корректировать стратегию весной - летом текущего года, когда обстановка на рынках должна была проясниться. Поскольку реальное развитие событий показывает, что и дальше ситуация останется стабильно тяжелой, корректировка приведет только к дальнейшему сокращению расходов и, как следствие, к "усыханию" спроса - ко второй волне кризиса. Очевидно, что одной только помощью банкам власти проблему не решат, необходимо увеличение инвестиций в инфраструктуру, интенсификация госзакупок - средства должны получать компании реального сектора, а не банки. Как отмечает Евгений Коновалов из аудиторско-консалтинговой группы "Развитие бизнес-систем", "все правильные слова уже сказаны, нужны конкретные действия, а не их имитация".

Впрочем, учитывая, сколь благотворное влияние уже оказал кризис на производительность труда, на активизацию креативных способностей бизнесменов, а также на инициативы властей по защите интересов трудящихся, может быть лучше, чтобы кризис все-таки был.


Отдать бизнес чужому дяде

Автор: Юлия Жеглова

Если не весь бизнес, то хотя бы его часть. Иногда это полезно, хотя панацеей и не является. Если мы говорим, в частности, об IT-аутсорсинге.

Впрочем, важно заранее четко представлять себе, что именно хочешь получить, на каких условиях, в какие сроки и за какие деньги.

С IT-аутсорсингом на деле я впервые столкнулась года четыре назад, на стажировке в одном издательстве в Нью-Йорке. Для доступа во внутреннюю сеть мне была выдана куча паролей, которые все и были введены, но без всякого эффекта. Пришлось звать на помощь. Только не Лешу из соседнего кабинета, как в родной редакции в Москве, а Сатишью, и не из соседнего кабинета, а из Бангладеш, куда заявка на то, чтобы наладить мне допуск, была направлена аж за две недели. В общем, на все про все потребовалось полдня телефонных переговоров Нью-Йорк - Бангладеш и один клик, которым я нажала в очередном диалоговом окне "ОК" вместо того, чтобы вводить неработающий пароль в сотый раз. И все получилось. Американцы очень удивлялись и долго грозились разобраться с Бангладеш. Кстати, их топ-менеджмент бангладешским аутсорсингом не пользовался, оставаясь на обслуживании у своих собственных специалистов.

Мир на аутсорсинге

В мире аутсорсинг, в том числе и в IT, в последние годы стал нормой. Здесь регулярно фиксируются мегасделки - от $1 млрд. Глобальный годовой объем подобных контрактов оценивается без малого в $90 млрд, $45 млрд из которых эксперты Лондонской школы экономики относят на счет стран БРИК, доминирующих в этом сегменте. А среди них бесспорным лидером была, является и, по расчетам аналитиков, на ближайшие 20 лет останется Индия, на долю которой в 2007 году пришлось 11% совокупной стоимости заключенных аутсорсинговых договоров - против 16% в 2008-м.

В качестве примера активно применяющих аутсорсинг бизнесов в разных отраслях можно привести крупнейший американский инвестбанк JPMorgan Chase, годовой аутсорсинговый бюджет которого составляет $250 - $300 млн. В 2009 году ради сокращения собственных издержек банк намеревается увеличить стоимость своих аутсорсинговых договоров в Индии еще на 25%, до $400 млн. Интересно, что в 2004 году тогдашний директор JPMorgan Chase по информационным технологиям отказался от $5-миллиардного аутсорсингового контракта с IBM, выбрав стратегию "сделай сам" и вернув на работу 4000 собственных специалистов. Весной 2008-го аутсорсинговую мегасделку ($4 млрд) заключила Shell, передав на сторону около 3000 сотрудников (аутстаффинг), а также поддержку сети и связь, хостинг и хранение данных и техподдержку. В 2007 году агентство Reuters заключило 10-летнее соглашение (500 млн фунтов стерлингов) с Fujitsu Services, рассчитывая, по словам IT-директора Reuters, получить за счет этого годовую экономию "в районе 25%".

Нынешний кризис мировой рынок IT-аутсорсинга, похоже, переживет лучше многих других: специалисты пока ведут речь не об абсолютном сокращении его объемов, а об относительном снижении темпов роста. Компании не особенно спешат рассматривать новые соглашения и во многих случаях настаивают на пересмотре условий ранее заключенных контрактов. Специализирующееся на аутсорсинге консалтинговое агентство Tholons прогнозирует замедление роста индийского рынка с 35% в 2007-м и примерно 15% в 2008-м до 6 - 7% в 2009-м. По данным Gartner, в 2009 году из-за неопределенности экономической ситуации и экономии корпораций на IT-бюджетах (по сведениям Forrester Research, такие шаги уж предприняли 43% крупнейших европейских и североамериканских компаний) цены на все виды IT-услуг снизятся на 5 - 15% в сегменте дата-центров, на 5 - 10% в сегменте хелп-десков и на 10 - 15% в сегменте сетевых сервисов.

Российский путь

Тенденции на отечественном рынке в принципе общемировые, но с запаздыванием лет так на 5 - 7. "Рынок IT-аутсорсинга в России, в отличие от западного, еще довольно слабо сформирован, - считает гендиректор компании IBS DataFort Денис Калинин. - Прежде всего я имею в виду понимание и формирование культуры отношений между клиентом и подрядчиком". С этим, очевидно, согласен и советник группы NIX по информационно-аналитическому обеспечению и риск-менеджменту Константин Болгов: "Спрос на услуги аутсорсинга в России в докризисное время был сравнительно небольшой. Препятствовали его внедрению в бизнес-практику не только высокие темпы развития экономики, когда важнее было выполнить задачу в краткие сроки, чем сэкономить при ее решении, но и отсутствие каких-либо формализованных, стандартизированных методик оказания услуг и механизмов ценообразования. Кроме того, серьезнейшее препятствие - фактор недоверия к поставщику услуг. В результате, по моим оценкам, объем рынка аутсорсинга составляет менее одной десятой части IT-рынка в целом".

Сейчас, считают игроки, ситуация может и должна измениться. Простой пример - поддержка почтового сервера. 5 - 6 лет тому назад один сетевой администратор относительно легко мог поддерживать IT-систему целой организации, а сегодня уже одна электронная почта становится довольно сложным приложением, требующим от обслуживающих ее высокого уровня профессионализма и культуры. В условиях быстрого роста на все задачи нанимали сотрудников в штат, так что сегодня, по мнению Дениса Калинина из IBS DataFort, ясно, что в затратах на IT быстрее всего росли расходы не на закупку "железа" и софта, а как раз на людей. Перевод же подобных процессов на аутсорсинг позволяет сэкономить. "По нашим оценкам, аутсорсинг в ближайшее время станет флагманом рынка IT-услуг, - отмечает вице-президент группы "Астерос" по стратегии Сергей Карась. - Бурный спрос на эти услуги во многом связан с финансовым кризисом и стремлением компаний сэкономить на поддержке IT. Сейчас мы наблюдаем серьезный рост интереса к аутсорсингу и ожидаем, что в 2009 году у этого сегмента есть хороший шанс увеличиться на 5 - 7%, несмотря на падение рынка IT- услуг в целом по сравнению с 2008 годом".

Тем более что при грамотном подходе шанс сэкономить - не единственное преимущество аутсорсинга. Помимо этого, он позволяет обеспечить большую степень гибкости в управлении и обслуживании корпоративной IT-инфраструктуры и дает возможность оперативного наращивания или сокращения услуг. "То, что может обеспечить грамотный подрядчик, не дадут ни набор или сокращение персонала, ни увеличение или уменьшение расходов, - уверен руководитель направления консалтинга по ITIL/ITSM и аутсорсинга компании "КРОК" Георгий Ованесян.

Без мегасделок

Что сегодня российские компании "аутсорсят" чаще всего? По мнению, например, Георгия Ованесяна, "поддержку работы компьютерной сети и информационной структуры: устранение сбоев, ответы на обращения пользователей и так далее. В последнее время начинают пользоваться повышенным спросом услуги сопровождения и внесения изменений в IT-инфраструктуру. В перспективе, если у компаний сохранится задача обеспечения максимальной гибкости и экономии, на аутсорсинг, возможно, будет также передаваться регулярный анализ узких мест системы с выработкой рекомендаций по их устранению". Директор по развитию IT-Express Алексей Абрамов дифференцирует интерес компаний к аутсорсингу по масштабам бизнеса: "Если говорить про средний и малый бизнес, то чаще всего это бухгалтерия, юридические услуги и базовая IT-поддержка. Постепенно IT-составляющая отдаваемых на аутсорсинг бизнес-циклов расширяется. В сегменте выше среднего и крупного бизнеса появляются зачатки интереса к контрактам, сопровождающимся выкупом инфраструктуры".

Эксперты также относят к наиболее востребованным услуги SaaS, то есть то, что подразумевает аренду и ПО, и оборудования, и серверов, и рабочих станций. "Сейчас активный интерес к IT-аутсорсингу, - замечает Денис Калинин из IBS DataFort, - проявляют представители банковской сферы, другие компании с разветвленной IT-инфраструктурой, которым тяжело заниматься IT-поддержкой многочисленных небольших офисов. Содержать на 5 сотрудников одного айтишника - дорого и уж точно нецелесообразно".

Нередко заказчики аутсорсинговых услуг выдвигают условие неразглашения. Однако рынку известны примеры немелких сделок, например, по системно-техническому обслуживанию IT-инфраструктуры ОАО "УРСА-банк". Работа по этому проекту началась в 2007 году, и представители банка говорят, что получены положительные результаты и в компании рассматривается вопрос о раширении направления аутсорсинга. Традиционные и все более активные заказчики аутсорсинговых услуг - госорганизации. "Госучреждения отдают внешнему исполнителю довольно простые процессы: поддержку ПО, управление оборудованием и рабочими станциями пользователей, обслуживание информационной инфраструктуры, интернет-ресурсов, обеспечение связи, - рассказывает Сергей Карась. - Госсектор не всегда может содержать необходимый по численности и квалификации IT-персонал, и аутсорсинг остается для него одним из оптимальных способов получения качественного сервиса и обеспечения нормальной работы IT-систем".

Интересно, что иногда и западные контрагенты отдают предпочтение нашим аутсорсерам. В Deutsche Bank, например, считают, что российский аутсорсинг - это близость к Европе, конкурентные цены, приличное знание английского и отсутствие идолопоклонства перед клиентом. "Если они считают вас полным идиотом - они так и скажут", - отмечал Дэниел Маровиц, бывший в 2007 году главным операционным директором подразделения глобального банкинга Deutsche Bank по технологиям.

Впрочем, несмотря на это, мегасделок по аутсорсингу на отечественном рынке еще не случилось. "Пока, - полагает Алексей Абрамов, - IT-аутсорсинг в России - это не то, к чему удается привлечь внимание массового бизнес-потребителя. Возможно, это одно из следствий сырьевой ориентации российской экономики и привычки прибегать к куда более простым способам повышения прибыльности, нежели оптимизация непрофильных бизнес-процессов". Сходную оценку дает вице-президент LETA Group Валентин Крохин: "Большинство предприятий России, интересуясь аутсорсингом, пока сами к нему не готовы - ни психологически, ни технически, ни юридически. Надеюсь, рынок придет к массовому использованию IT-аутсорсинга, но это будет не раньше, чем через 5 - 6 лет".

"Нельзя "аутсорсить" хаос"

Иногда преимущества аутсорсинга с точки зрения экономии не очевидны, так как непрозрачны качество и стоимость IT-процессов внутри компании-заказчика. Когда начинается проект, клиент зачастую впервые встает перед необходимостью провести IT-аудит и получает возможность точно оценить и сформулировать требования к необходимому качеству услуг. Нередко список пожеланий существенно расширяется, а отсюда увеличение стоимости поддержки процесса. То есть переход на аутсорсинг требует определенного уровня зрелости бизнеса клиента. "Нельзя "аутсорсить" хаос, - уверен Денис Калинин из IBS DataFort. - У нас же на многих предприятих все в беспорядке - бизнес-процессы не документированы, не структурированы, причем даже элементарные. Однако обострение конкуренции будет все настойчивее требовать правильного подхода к ведению бизнеса".


Рейтинг влияния деятелей ИКТ-отрасли в июне 2009 года

Авторы: Дмитрий Орлов, Анна Маракушина

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) опубликовало список наиболее влиятельных деятелей ИКТ-отрасли в июне 2009 года.

Главной тенденцией, определяющей июньское влияние топ-менеджеров и представителей государственных ведомств российского телекома, стал процесс реорганизации, слияния и преобразования отраслевых компаний. Утвержденная в мае реорганизация "Связьинвеста" уже повлекла весомые кадровые перестановки в структуре холдинга - произошла смена генерального директора "Ростелекома". Для реализации плана "Связьинвеста" по созданию оператора сотовой связи в компанию приглашен крупный топ-менеджер "МегаФона" Алексей Ничипоренко. Еще одним заметным событием на рынке может стать покупка "Синтерры" "МегаФоном". Сейчас обращение сотового оператора в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о приобретении "Синтерры" передано на рассмотрение правительственной комиссии. Однако перспективы сделки уже повлекли слухи о вероятной смене генерального директора "Синтерры", покупкой которой также интересуется "Комстар-ОТС". Сама компания в скором времени может быть приобретена МТС. Разрешение ФАС на приобретение до 100% "Комстар-ОТС" уже находится в распоряжении сотового оператора.

Предприниматель/ топ-менеджер

Место в рейтинге

Средний балл

Очень сильное влияние

Щеголев Игорь Олегович, Министерство связи и массовых коммуникаций 1 8,08
Евтушенков Владимир Петрович, АФК "Система" 2 7,92
Рейман Леонид Дододжонович, Администрация Президента РФ 3-4 7,69
Фридман Михаил Маратович, "Альфа-групп" 3-4 7,69
Меламед Леонид Адольфович, АФК "Система" 5 7,23
Шамолин Михаил Валерьевич, МТС 6 6,85
Мардер Наум Семенович, Министерство связи и массовых коммуникаций 7-8 6,69
Чубайс Анатолий Борисович, "Роснанотехнологии" 7-8 6,69
Усманов Алишер Бурханович, "Телекоминвест" 9 6,62
Солдатенков Сергей Владимирович, "МегаФон" 10 6,46

Сильное влияние

Артемьев Игорь Юрьевич, ФАС 11-13 6,23
Вексельберг Виктор Феликсович, "Ренова" 11-13 6,23
Приданцев Сергей Владимирович, "Комстар-ОТС" 11-13 6,23
Юрченко Евгений Валерьевич, "Связьинвест" 14 6
Бабаев Кирилл Владимирович, Altimo 15 5,92
Солдатов Алексей Анатольевич, Министерство связи и массовых коммуникаций 16 5,62
Блаватник Леонард Валентинович, Access Industries 17-18 5,54
Колпаков Антон Юрьевич, "Ростелеком" 17-18 5,54
Бугаенко Валерий Николаевич, Россвязь 19-20 5,46
Слизень Виталий Александрович, "Синтерра" 19-20 5,46
Гончарук Александр Юрьевич, АФК "Система" 21-22 5,38
Ситников Сергей Константинович, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 21-22 5,38
Изосимов Александр Вадимович, "ВымпелКом" 23-24 5,31
Северов Дмитрий Станиславович, Министерство связи и массовых коммуникаций 23-24 5,31
Мамут Александр Леонидович, "Евросеть" 25-26 5,15
Торбахов Александр Олегович, "ВымпелКом" 25-26 5,15

Среднее влияние

Назаров Сергей Викторович, МГТС 27-29 4,92
Немшич Борис, "ВымпелКом" 27-29 4,92
Хасьянова Гульнара Шамильевна, "Скай Линк" 27-29 4,92
Антонюк Борис Дмитриевич 30-31 4,85
Матюхин Владимир Георгиевич, Росинформтехнологии 30-31 4,85
Жаров Александр Александрович, Министерство связи и массовых коммуникаций 32-33 4,77
Желонкин Владимир Борисович, "АФ телеком-холдинг" 32-33 4,77
Акулич Владимир Александрович, "Северо-Западный Телеком" 34-35 4,69
Рыбакин Владимир Ильич, "ВолгаТелеком" 34-35 4,69
Ковальчук Юрий Валентинович, "Национальная Медиа Группа" 36-39 4,54
Малис Александр Адольфович, "Евросеть" 36-39 4,54
Резникович Алексей Михаилович, Altimo 36-39 4,54
Уфимкин Анатолий Яковлевич, "Уралсвязьинформ 36-39 4,54
Комиссаров Валерий Яковлевич, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи 40-42 4,46
Липатов Сергей Владимирович, "Транстелеком" 40-42 4,46
Шипулин Александр Петрович, "Южная телекоммуникационная компания" 40-42 4,46
Домбровский Юрий Анатольевич, Ассоциация-800 43 4,38
Асланян Сергей Гарегинович, "Ситроникс" 44-48 4,31
Балаценко Андрей Владимирович, "Дальсвязь" 44-48 4,31
Бертяков Виктор Альбертович, МТТ 44-48 4,31
Дадыкин Иван Витальевич, "Сибирьтелеком" 44-48 4,31
Киселев Александр Николаевич, "Почта России" 44-48 4,31
Милованцев Дмитрий Александрович, Институт современного развития 49-50 4,23
Припачкин Юрий Игоревич, "Акадо" 49-50 4,23

Представители регулирующих ведомств

Несмотря на сохранение лидирующей позиции в рейтинге, глава Министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев (1 место) заметно утратил средний балл влияния. На фоне активной позиции министра в отношении реорганизации государственного холдинга "Связьинвест", и в частности развития его сотовых активов, набирает вес влияние экс-министра связи Леонида Реймана (3-4 место). Советник Президента РФ спустя год вновь утвержден на посту председателя совета директоров "Связьинвеста". Все это время председательствующий на совете директоров избирался на время проведения очередного заседания.

Возвращение в управление государственным холдингом бывшего министра связи, по всей видимости, стало причиной снижения влияния и всей команды заместителей Игоря Щеголева: Наум Мардер (7-8 место), Алексей Солдатов (16 место), Дмитрий Северов (23-24 место), Александр Жаров (32-33 место) .

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев (11-13 место) после продолжительного пребывания в десятке лидеров рейтинга переместился на более низкие позиции. С большой вероятностью, влияние главы ведомства, которое в июне вынесло ряд важных решений в отношении МТС, "МегаФона" и Microsoft, подверглось негативной коррекции из-за укрепления рейтинга топ-менеджеров отраслевых компаний.

Стабильным остается влияние руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Сергея Ситникова (21-22 место). В июне Роскомнадзор выдал участникам рынка сразу восемь лицензий, предоставляющих право стать виртуальными операторами мобильной связи (MVNO). С момента принятия закона о работе MVNO прошло только полгода. Незначительный рост в рейтинге демонстрирует глава Федерального агентства связи (Россвязи) Валерий Бугаенко (19-20 место).

Акционеры и владельцы, топ-менеджеры холдингов

Традиционно высокое влияние демонстрирует владелец АФК "Система" Владимир Евтушенков (2 место). Уверенные позиции предпринимателя в июне обеспечены стабильным финансовым положением корпорации. Ожидаемая сделка по покупке "Комстар-ОТС" сотовой компанией МТС принесет неплохой доход "Системе" как собственнику альтернативного оператора. На рынке сотовой связи в Индии развитию инфраструктуры сетей дочерней компании "Системы" - Sistema Shyam Teleservices Ltd (SSTL) - будет способствовать кредитное соглашение с Банком развития Китая на сумму 900 млн долл. Условия кредита предусматривают использование денежных средств исключительно на покупку телекоммуникационного оборудования у китайского производителя ZTE. При этом рейтинг президента АФК "Система" Леонида Меламеда (5 место) в июне незначительно ослаб.

Находясь месяц назад на грани выбывания из топ10 рейтинга влияния, совладелец "Альфа-групп" Михаил Фридман (3-4 место) сумел вновь заметно укрепить позиции. Бизнесмен в июне был переизбран в совет директоров "ВымпелКома". Назначение президента Altimo Алексея Резниковича (36-39 место) на пост председателя совета директоров сотового оператора не привело к укреплению позиций, напротив влияние фигуранта в июне заметно ослабло. Противоположная динамика характерна для старшего вице-президента компании Кирилла Бабаева (15 место).

В отличие от "Альфа-групп", которая выступает за выплату в качестве дивидендов почти всей наличности "МегаФона", другой акционер оператора - "АФ телеком" - считает несвоевременным в трудных экономических условиях обсуждать выплату дивидендов. Сотовый оператор с большой вероятностью вновь не будет производить выплаты по этой статье. Влияние владельца "АФ телеком" Алишера Усманова (9 место) остается стабильно высоким.

Негативной коррекции подверглись позиции генерального директора "Связьинвеста" Евгения Юрченко (14 место). В дальнейшем можно ожидать усиления влияния менеджера. Как и планировалось, Юрченко последовательно избирается председателем совета директоров всех межрегиональных компаний "Связьинвеста". Более того, генеральный директор госхолдинга намерен стать миноритарным акционером в каждой из семи МРК "Связьинвеста". Такой шаг, безусловно, станет обеспечением прав миноритариев при готовящейся реорганизации "Связьинвеста".

Топ-менеджеры основных компаний

За год после назначения генеральным директором МТС влияние Михаила Шамолина (6 место) в июньском рейтинге достигло максимума. Без сомнения, высокие оценки экспертов обусловлены перспективами Михаила Шамолина возглавить обновленную компанию МТС, частью которой может стать альтернативный оператор "Комстар-ОТС".

На некоторую утрату влияния генерального директора "МегаФона" Сергея Солдатенкова (10 место) повлияли сразу два фактора. Некоторым негативом для компании стала приостановка рассмотрения Федеральной антимонопольной службой ходатайства сотового оператора о покупке "Синтерры". Сделка требует одобрения правительственной комиссии, возглавляет которую премьер-министр Владимир Путин. Данная пауза может сыграть в пользу "Комстара" (президент Сергей Приданцев, 11-13 место), который также присматривается к приобретению активов "Синтерры". Еще одним обстоятельством, вероятно отразившимся на рейтинге Солдатенкова, стал уход из компании авторитетного менеджера – заместителя гендиректора Алексея Ничипоренко, проработавшего в "МегаФоне" около 15 лет.

Положение в рейтинге новых топ-менеджеров "ВымпелКома" - гендиректора Александра Торбахова (25-26 место) и главного исполнительного директора компании Бориса Немшича (27-29 место) – остается стабильным, однако управленцы демонстрируют лишь средние позиции. Сравнимый рейтинг в отрасли характерен и для бывшего главы "ВымпелКома" Александра Изосимова (23-24 место). Однако после отставки Изосимов демонстрирует постепенное движение к выбыванию из списка 50-ти наиболее влиятельных деятелей ИКТ-отрасли.

Как и предполагалось, степень доверия к бывшему гендиректору "Дальсвязи" Антону Колпакову (17-18 место) и его назначение на пост главы "Ростелекома" незамедлительно отразились внушительным ростом позиций фигуранта. На базе оператора дальней связи ожидается реорганизация "Связьинвеста". С большой вероятностью Колпаков продолжит наращивать влияние в отрасли. Новый генеральный директор "Дальсвязи" Андрей Балаценко (44-48 место) демонстрирует лишь средние позиции.


С верой в лучшее

Bank of America Securities - Merrill Lynch (BAS-ML) и МВФ повысили прогнозы роста экономики России в 2010 году до 2,4 и 2,5% соответственно. Однако переоценка ВВП связана не с эффективными антикризисными действиями правительства, а, напротив, с их промедлением: в этом году повлиять на рост меры уже не успеют. Одновременно улучшена оценка динамики мировой экономики и цен на нефть. Сценарий не предполагает второй волны кризиса. На фоне кардинально разных оценок экономистов перспектив глобальной экономики сейчас ясно лишь одно: моментом истины станет конец 2009 года. Если глобальных банкротств финансовых институтов удастся избежать, обойдется и без второй волны кризиса.

BAS-ML улучшил прогноз роста мировой экономики на фоне новостей о росте деловой активности в США и Китае. Именно эти страны должны стать локомотивами роста в 2010 году: американская экономика вырастет на 2,6%, китайская - на 9,6%. В результате повышен и прогноз цен на нефть марки Brent с 62 до 75 долл. за 1 барр. Новый прогноз динамики мировой экономики опубликовал вчера и МВФ, также повысив его в 2010 году до 2,5%, на 0,6 процентных пункта.

"Второй волны кризиса такого масштаба уже не будет, - прогнозирует главный экономист "Уралсиба" Владимир Тихомиров. - Были стресс-тесты финансовых институтов, и власти готовы выделить еще больше средств, чтобы крупные банки остались на плаву". Однако, как отмечает экономист, уверенным сейчас ни в чем быть нельзя: "Если пройдем третий-четвертый кварталы без крупных банкротств, оживятся кредитные рынки и начнется возобновление инвестиционной деятельности".

На фоне ожиданий более высоких показателей мирового ВВП, и в частности китайского, на 2010 год экономисты улучшают свои оценки и российской экономики с 1 до 2,4%, по прогнозу BAS-ML, и с 0,5 до 1,5% роста по МВФ. Улучшение оценок на 2010 год связано не только с пересмотром на более благоприятные для российского бюджета цен на нефть, но и запаздыванием антикризисных мер правительства. "Фискальная помощь и стимулирующий пакет мер будут заметны лишь в четвертом квартале, соответственно, основной эффект будет заметен позже. Поэтому мы понизили прогноз на 2009 год до 7,3% и повысили на 2010-й", - комментирует главный экономист BAS-ML Юлия Цепляева. Недавно замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач признал, что запаздывание антикризисных мер стоило стране падения ВВП еще на 2,5 процентных пункта в 2009 году (8,5 вместо 6%, по более раннему прогнозу МЭР). Прогнозы российских чиновников пока выглядят самыми пессимистичными - ожидается нулевой рост ВВП в 2010 году.

Учитывая сохраняющуюся зависимость России от цен на нефть, эксперты BAS-ML прогнозируют среднегодовой рост ВВП после выхода из кризиса лишь на 3,5% против среднегодового показателя предыдущего десятилетия в 6,8%. Повторить результаты последнего десятилетия вряд ли удастся: они были достигнуты за счет активизации производственных мощностей - потенциал на данный момент исчерпан. Нефть же марки Urals в среднесрочной перспективе будет стоить около 70 долл. - удобная цена для экономического развития страны, но неспособная спровоцировать новое экономическое чудо в России.


Индустрия ПК нуждается в консолидации

Индустрия ПК нуждается в консолидации.

Такого мнения придерживается глава компании Acer Джанфранко Лянчи. В своем недавнем интервью он заявил, что ряд вендоров находятся сейчас в крайне тяжелом положении. Особенно трудно приходится японским компаниям, работающим на рынке ПК. Лянчи считает, что таким вендорам, как Toshiba и Sony, серьезно угрожают ведущие производители компьютеров в лице HP, Dell и Acer. Представители "большой тройки" могут увеличить свои рыночные доли, что позволит им получить более выгодные цены от контрактных производителей вроде Quanta и Compal. Это, в свою очередь, приведет к увеличению маржи топовых компаний и к снижению розничных цен на продукцию. Другими словами, компьютеры HP, Dell и Acer станут еще более конкурентоспособными.

Лянчи также полагает, что компаниям ASUS и Lenovo нужно серьезно задуматься над тем, стоит ли продолжать работу в качестве самостоятельных компаний. По его словам, Lenovo пошла неверной дорогой, купив компьютерный бизнес IBM.


Возрождение Palm

Одним из наиболее заметных событий июня стало усиление позиций компании Palm в рейтинге предложения, представленном информационно-деловым каналом @ASETRA.

В последнее время Palm переживает возрождение, связанное, главным образом, с появлением на рынке коммуникатора Palm Pre. Новое устройство, представленное в начале 2009 года на выставке CES, сразу привлекло к себе пристальное внимание. Palm Pre получил хорошую прессу и был зачислен в "убийцы" iPhone. Помимо современных аппаратных характеристик коммуникатор имеет сильный козырь в виде перспективной операционной системы webOS. Специалисты прочат Palm Pre большое будущее, которое может выразиться как в высоких объемах продаж, так и в значительном влиянии на развитие мобильного рынка. Высокая информационная активность Palm позволила бренду занять пятнадцатое место в июньском рейтинге предложения. В целом 2009 год можно назвать удачным для американской компании. Palm не только удалось войти в двадцатку лучших в январе впервые после почти двухлетнего перерыва, но и дважды повторить свой успех - сначала в феврале, затем в июне.

Другое заметное событие июня - достижение Sony. За минувший месяц популярность японского бренда достигла небывалых высот. Sony не просто вернулся в первую двадцатку рейтинга спроса, но и занял первое место.

Среди российских компаний заметных успехов в июне добились OCS и "Информзащита", которым удалось улучшить свои позиции в рейтинге предложения. Также существенно вырос интерес к дистрибьюторским компаниям "Марвел", Landata и Elko. Кроме того, в Top20 рейтинга спроса вошла компания Sunrise. Всплеск интереса к торговой сети связан с серьезными проблемами, вставшими перед руководством Sunrise. В конце июня было вынесено постановление об аресте имущества двух компаний, входящих в ГК Sunrise, а несколько дней спустя суд возбудил уголовное дело в отношении владельца сети.

Рейтинг ИТ-брендов в июне 2008 года



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное