Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о документообороте

  Все выпуски  

Статья "Возможно ли хранение электронных документов, подписанных ЭП, в течение 75 лет?" от Наталья Храмцовская


Все о документообороте

Сайт рассылки
 



Статья "Возможно ли хранение электронных документов, подписанных ЭП, в течение 75 лет?" от Наталья Храмцовская
2014-08-15 13:59 Наталья Храмцовская

Существует ли какая-либо серьезная аргументация о возможности хранения электронных документов, подписанных ЭП, в течение 75 лет? Формат PDF, например, является «открытым» и допустим для долгосрочного хранения с возможностью прочтения такого документа. В качестве носителей предпочтительны диски CDR. А вот с ЭП, похоже, сложнее.

Вы совершенно правы – ситуация в области долговременной сохранности электронных документов постоянно меняется (хотя определенные принципы уже устоялись).

Данная тема понемногу развивается (именно понемногу, поскольку в большинстве ведущих стран усиленные ЭП непопулярны). Огромное значение имеет юрисдикция, в условиях которой приходится решать эту задачу. Если в англосаксонских странах можно без особого риска использовать практически любые технологии, если только их можно убедительно обосновать, то в странах континентального права (в т.ч. в России) используют технологии, прямо предусмотренные законодательством.

Длительное хранение электронной информации – задача вполне решаемая. Электронные материалы создаются и сохраняются с 1960х гг. Гораздо труднее сохранить документный статус материалов, т.е. доказывать их целостность и аутентичность, на которые опирается их юридическая и доказательная сила. Сложнее, если требуется обеспечивать постоянную возможность перепроверки ЭЦП. Не случайно практически все существующие государственные электронные архивы применяют метод «снятия ЭЦП»: при приеме документа на архивное хранение подписи проверяются, результаты проверки документируются; все содержащиеся в ЭЦП сведения заносятся в метаданные документа. В дальнейшем повторная проверка подписей уже не производится, а целостность и аутентичность документов архив обеспечивает имеющимися средствами. Такой подход соответствует бумажной традиции: ведь при обращении к бумажным архивным документам никто подписей не перепроверяет.

Для среднесрочного хранения документов, подписанных усиленной ЭП, может использоваться регулярное переподписание новыми заверяющими подписями – но лишь в том случае, когда такой вариант действий допускается законодательством (законодательство России пока не дает возможности использовать подобный подход). Последняя попытка стандартизовать данный метод была предпринята в 2011 г. в Германии*.

Также продолжается разработка «архивных» и «для длительного хранения» версий электронной цифровой подписи, когда в ее состав включается немало дополнительной информации, способной существенно облегчить перепроверку подписей в будущем. Это, например, разработанные Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI) предстандарты, специфицирующие такие варианты ЭЦП, как PAdES Long Term, CAdES XL, CAdES A, XAdES XL и XAdES A (эти документы находятся в свободном доступе).

Существуют технические проблемы, но все они решаемы. Куда проблематичнее переделка законодательства так, чтобы оно не мешало использовать уже известные и опробованные на практике технологии.

Базовый формат PDF, а также ряд его специализированных версий (в т.ч. PDF/A и PDF/A2 для архивного хранения) являются открытыми форматами, утвержденными и поддерживаемыми Международной организацией по стандартизации (ISO). Архивные форматы PDF/A сейчас очень популярны для длительного хранения электронных документов.

В то же время допустимость использования определенных форматов определяется национальным законодательством и подзаконными нормативными актами. Не все страны допускают использование формата PDF для длительного хранения, а российское законодательство «молчит» по этому поводу.

Что касается вопроса о том, какие носители предпочтительнее использовать, то не соглашусь по поводу хранения на CDR.

Во-первых, в настоящее время сильна тенденция в качестве основного места хранения использовать онлайн-системы (для хранения используются жесткие диски и/или роботизированные накопители), а на съемных носителях держать резервные копии. При длительном хранении такой подход позволяет резко снизить трудозатраты на обслуживание и распространение электронных документов, а также стоимость.

Во-вторых, CDR считается одним из худших возможных вариантов ввиду его конструктивных особенностей, делающих его куда более уязвимым, чем, например, DVD. При хранении в обычных офисных условиях гарантированный срок службы CDR составляет 2 года. Впрочем, такой вариант может быть использован при условии, что это экономически оправданно и обеспечивается постоянный контроль состояния носителей (и, когда нужно, их перезапись).



Запись блога "Сервисы электронного "нотариата"" от Иван Агапов
2014-08-31 21:57 Иван Агапов

Законодательство о нотариате в последние годы расширяется новыми сферами применения электронных документов и электронной подписи, НО сегодня не об этом, сегодня о сервисах электронного «нотариата».

Запрос в Яндексе «электронный нотариат» выдаст несколько сервисов (информационных систем), которые предлагают услуги электронного «нотариата». Сразу следует сказать, что данные сервисы к нотариату имеют такое же отношение как и морская свинка к морю. Почему? Потому, что они не нотариусы, за подробностями читаем закон «О нотариате».

Так что же на самом деле предлагают данные сервисы? Рассмотрим пару примеров.

1. Сервис «Электронный нотариус» https://elnotarius.ru/.

Что предлагает?

  • Фиксирование копии письма.
  • Фиксирование контента сайта.
  • Фиксирование авторства электронного контента.

Текст с сайта сервиса:

«Электронный нотариус является сертифицированным программным продуктом, что гарантирует неизменность и достоверность всей хранимой информации любого пользователя.

Заверенные сервисом “Электронный нотариус” документы и материалы могут быть направлены в органы любой инстанции и подлежат принятию как доказательства любыми организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, правоохранительными и судебными органами.»

Возникают различные вопросы к этому тексту. Вот некоторые из них.

Кем сертифицирован и на что? Есть сертификат «РОСТЕСТ-КАЧЕСТВО», но он не даёт указанных гарантий.

Фраза «… подлежат принятию как доказательства …» тоже звучит слишком громко, например, в ГПК РФ написано:

«Статья 67. Оценка доказательств

1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

3. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

…»

2. Сервис «Служба электронного нотариата» https://www.copytrust.ru/.

Что предлагает сервис? Текст с сайта:

«Сервис предоставляет техническую возможность зафиксировать факт существования данных в цифровой форме на определенные дату и время.

Удостоверение даты и времени существования электронных документов - статей, фотографий, аудио, видео и т.д.;

Подтверждения идентичности электронных объектов авторского права.

Основные пользователи системы COPYTRUST это авторы произведений науки и искусства или владельцы интеллектуальной собственности.»

Ищем обоснование деятельности и попадаем в  раздел «Почему это легально?»:

«Система является средством технической защиты авторских и смежных прав и действует на основе статей 1299, 1300, 1301 и 1309 ГК РФ.

Для получения цифровых штампов и удостоверения времени мы работаем с Удостоверяющими центрами, имеющими государственную лицензию ФСБ и ФСТЭК России и действующими в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Использование полученных электронных документов в качестве доказательств, в том числе по делам, связанных с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, возможно в в соответствии с правилами статей. 7173 и 79 Гражданского процессуального Кодекса РФ, а также в соответствии со статьями 75 и 82 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ.

Услуги пользователям оказываются по договору, предлагаемому в виде публичной оферты в соответствии со статьями. 435-438 ГК РФ, а также главой 39 ГК РФ.»

Что в итоге предлагают данные сервисы?

Сервисы предлагают некоторые услуги, их использование оформляется договором оферты. Сервисы помогают обеспечить доказательства существования электронного контента и ваше авторство электронного контента, НО гарантировать авторство и принятие данных доказательств 3-ми лицами (организациями) они не могут. В случае значимой необходимости обеспечить такие доказательства, на мой взгляд, лучше обратиться к реальному нотариусу.


 



 
 
С пожеланиями успехов,
Михаил Кузьмин
 

В избранное